Комплекс коррекционно - логопедических упражнений по развитию речи детей до 4 лет"Непослушный язычок"
В комплексе собраны упражнения для активизации речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neposlushnyy_yazychok.docx | 26.51 КБ |
01_yazychok_chervyachok.pdf | 189.83 КБ |
02_ladushki_ladoshki.pdf | 152.39 КБ |
03_tantsulki.pdf | 156.65 КБ |
04_kurochka.pdf | 170.96 КБ |
05_-_pryatki.pdf | 173.76 КБ |
06_bi_bi.pdf | 172.56 КБ |
07_u_babushki.pdf | 193.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс коррекционно – логопедических упражнений по развитию речи детей до 4 лет «Непослушный язычок».
Ранний возраст (с рождения и до 3 лет) в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.
В настоящее время особенно актуальными становятся вопросы ранней диагностики, форм и методов работы с детьми раннего возраста. И это не случайно, так как в последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с признаками перинатального поражения центральной нервной системы (ЦНС) (до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми). По данным разных авторов, в настоящее время перинатальная энцефалопатия (ПЭП) встречается в 83,3% случаев и является фактором риска возникновения у ребенка психической (в том числе речевой) и двигательной патологии.
В связи с увеличением числа новорожденных, имеющих недостатки в психофизическом развитии, коррекционно-логопедическая и социально-психологическая помощь детям в раннем возрасте должна быть приоритетной. Однако система логопедической помощи зачастую не охватывает детей раннего возраста. В сложившейся системе здравоохранения и образования специализированная помощь оказывается 68% детей с патологией речи после 5 лет, когда речевой дефект уже закрепился. С возрастом теряется возможность пластичного изменения состояния ребенка, ухудшаются условия для компенсации и коррекции. В тяжелых случаях речевая патология приводит к ограничению коммуникативных, когнитивных, деятельностных возможностей, к социальной недостаточности, трудностям школьного обучения, ухудшению качества жизни ребенка (В.П. Гудонис, 2004).
Таким образом, сегодня особое значение имеет определение основных направлений и содержания профилактической работы по предупреждению нарушений речи у детей раннего возраста. Гораздо легче предотвратить формирование отклонений в развитии речевых функций, чем их впоследствии устранить.
Анализ литературы по теме исследования свидетельствуют о необходимости комплексного профилактического развивающего воздействия на соматическую, психомоторную сферы и речь детей раннего возраста. Формирование внимания, восприятия, памяти, мышления, общей, мелкой, артикуляционной моторики параллельно с развитием речи будет способствовать моторному, познавательному и речевому развитию ребенка раннего возраста.
Логопедическую работу по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста следует строить с учетом основных положений специальной педагогики, а именно - целенаправленно и дифференцированно «пошагово» обучать; с использованием специфических методик, приемов, средств обучения; более глубоко дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения; обязательное условие – это включение родителей в развивающий процесс.
Анализируя свой опыт работы, я сделала вывод о недостаточном внимании к ранней диагностике и коррекции речевых нарушений у детей 2-4 лет. Ранний возраст очень значимый для речевого развития ребенка. Поэтому, основанием для разработки комплекса послужили следующие факторы:
- увеличение детей с речевыми нарушениями;
- подготовка ребенка к поступлению в ДОУ.
Для обеспечения благоприятной речевой среды в ДОУ создана система взаимодействия всех участников педагогического сопровождения детей. Особое место в этой системе занимает работа по включению семьи в процесс сопровождения речевого развития детей. Совместная работа даст более эффективный результат, т.к. родители имеют возможность ежедневно закреплять знания и умения своего малыша, а учитель - логопед грамотно и последовательно руководит процессом передачи этих знаний и умений. Комплекс упражнений нацелен на разностороннее развитие ребенка, его связной речи, фонематического слуха, мышления, координации и мелкой моторики и т. д.
Одним из приоритетных направлений логопедической работы, в рамках
модернизации дошкольного образования, становится работа по речевому сопровождению детей. Одним из основных направлений является профилактика речевых нарушений, поэтому ранняя диагностика, профилактика речевых нарушений является одной из актуальных проблем педагогики. Важно вовремя предупредить отклонения и сократить в дальнейшем количество детей с речевыми нарушениями.
В последнее время молодые родители всё чаще сталкиваются с термином «раннее развитие ребёнка», по утверждению специалистов именно в этот возрастной период формируется основа будущего интеллекта и речевого развития. Особого внимания требуют дети с задержкой в речевом развитии, которые неправильно произносят звуки, не умеют связно выстраивать фразы из 2-3 слов. Родителей таких детей волнует вопросы, как правильно разговаривать с ребёнком, что необходимо знать при общении, что предпринять, чтобы сформировать у ребёнка правильную и грамотную речь.
Именно эта проблема и легла в основу разработки игровых логопедических упражнений.
Научно доказано, что мозг ребёнка в возрасте до трёх лет особенно восприимчив к информации, идущий извне, и может усваивать её достаточно в большом объёме. Потребность в общении формируется в процессе жизненной практике взаимодействия ребёнка с окружающими людьми. Владение речью играет важную роль в повседневной жизни, обучении, умении общаться и понимать собеседника. Хорошему владению речью нужно учиться не один год, и начинать обучение желательно как можно раньше.
Представленный комплекс современных коррекционно-развивающих упражнений «Непослушный язычок», учитывает потребности детей младшего возраста системы дошкольных образовательных учреждений.
В содержании комплекса коррекционно – логопедических упражнений учтены общие и специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста, новые вариативные формы организации ранней коррекции отклонений речевого развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями речевой патологии.
В комплексе реализованы следующие принципы дошкольной коррекционной педагогики:
- принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
- принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
- принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;
- деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи.
Логопедические песенки – увлекательный и веселый способ организовать занятие по коррекции речевых нарушений. Такие песенки также могут использоваться для занятий с детьми, не испытывающими трудностей с разговорной речью. В этом случае подобные упражнения позволяют обогатить лексику, улучшить дикцию, стимулировать интеллектуальное развитие. Речевой материал тесно связан с движением и музыкой.
В упражнениях комплекса по развитию речи детей младшего дошкольного возраста «Непослушный язычок» я использую игровую форму, а именно музыкальные игры, где музыка сопровождает все действия и речь взрослого и детей. В игровой форме дети осваивают и закрепляют словарь, овладевают движениями общей и мелкой моторики, выполняют артикуляционные упражнения. Упражнения в сопровождении музыки позволяют каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, максимально реализующие потенциальные возможности детей. Комплексно игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое восприятие позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении и соответственно поднимает результативность усвоения упражнений.
Преимущества логопедических музыкальных упражнений:
- увлекательное – задорные мелодии и тексты песен, подсказывающие движения, радуют малышей;
- психологическое расслабление – в игровой атмосфере преодоление речевых недостатков и связанных с ними комплексов проходит легче;
- удобная подача материала – стихотворная форма, плавная ритмика помогают детям развить правильное дыхание при произношении, учат управлять темпом разговора, понимать слоговую структуру слов;
- эффективность – результативность при коррекционных занятиях и развитии универсальность – заниматься по таким аудиозаписям можно дома, у логопеда, в детском саду и т.д.
- музыкальных способностей доказана на практике.
Список литературы:
1. Венгер А.А., Шевченко Ю.С. Онтогенетический подход к коррекции психического развития ребенка. // Дефектология. 2004. № 1. - С.8-16.
2. Гирилюк Т.Н. Педагогическая технология по преодолению задержки речевого развития у детей раннего возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии: Автореф. дисс…канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2007. - 26 с.
3. Гудонис В.П. Анализ причин нарушения развития детей и некоторые пути их профилактики. // Дефектология. 2004. № 4. - С.8-17.
4. Семенович А.В. Начальная диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: Академия, 2002. – 232 с.