Для Вас, родители
Уважаемые родители, в этом разделе Вы можете найти полезную информацию по профилактике речевых нарушений, а также развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Как помочь ребенку в 2-4 года | 28.83 КБ |
Автоматизация звука Ж. Согласование существительных с числительными. | 2.97 МБ |
Дифференциация звуков Л и Ль | 1.05 МБ |
c.docx | 12.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Как развивать речь детям в возрасте 2-4 лет
Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мне бы хотелось с вами поговорить о речи детей в возрасте 2 – 4 лет. Какая она должна быть, причины и пути коррекции неправильной речи и тд.
Всем Вам известно, что речь – это один из самых важных компонентов в жизни человека, а особенно детей. Для того, чтобы у ребенка появилась - а в дальнейшем и развивалась - речь, самое необходимое это речевая среда. Кроме того, важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью. (я сейчас говорю о жестах, которые дополняют нашу речь. Но если малыш вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его без слов. Сделайте вид, что не знаете, чего он хочет. Побуждайте его просить. Чем дольше будете понимать "жестовую" речь ребенка, тем дольше он будет молчать).
Бывают случаи, когда речь отсутствует вообще, либо словарный запас очень мал – в данном случае мы говорим о задержке речевого развития у ребенка, то есть это отставание от нормы речевого развития детей в возрасте до четырех лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи, так же как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты. Также хочу отметить, что многим детям тяжело переключиться в короткий срок с одного языка на другой, я имею ввиду, те семьи, где происходит общение не на одном языке. В данном случае необходимо постоянно, это слово хочу подчеркнуть, общаться на всех языках (национальных и языках обучения, в данном случай русском) для того чтобы дети усваивали сложные особенности русского языка, а именно род (он, она), падежи, предлоги и тд.
Какие же еще причины могут повлиять? Кроме очевидных социальных причин такой задержки (с детьми просто никто не общается столько, сколько это необходимо для полноценного развития. Доказано, что недостаток непосредственно речевого живого общения взрослого на малыша в этом возрасте может привести к необратимым последствиям в формировании той базы, на которой в дальнейшем строится вся его психическая деятельность. В наше время бешеную популярность приобретают всевозможные «развивашеки», но они никак не заменят этого общения. А именно: построение правильного речевого общения.) бывают причины и соматические. Ребенок может какое-то время отставать в речевом развитии, если у матери было неблагоприятное течение беременности или родов (например, гипоксия или асфиксия плода, стремительные или затяжные роды). Если в первые годы жизни малыш часто болел, имел сниженный иммунитет или хронические заболевания, значительно отстает от сверстников по весу, росту или показателям моторного развития - тоже попадает в группу риска по ЗРР. Черепно-мозговые травмы и интоксикация также влияют на развитие речи
Так же не забывайте о что подражание свойственно всем малышам, поэтому старайтесь, по возможности, ограничивать общение ребенка с людьми, имеющими речевые нарушения (особенно заикание!).
Чем же мы взрослые можем помочь детям, имеющим различные речевые нарушения?
- Так сложилось, что мозговые центры, отвечающие за речь и движение (моторику), находятся рядом. И развивая один, мы, тем самым, стимулируем развитие другого. Та часть моторного центра, которая непосредственно соседствует с речевым, отвечает за развитие мелкой моторики, поэтому совершенствование тонких движений пальцев рук более всего влияет на развитие речи детей. Как в домашних условиях развивать мелкую моторику? Мы с Вами выполним несколько простых, но интересных игр для пальчиков, которые Вы дома можете повторить с детьми.
Упражнение «Улитка»
Улитка, улитка, улитка ползет.
Улитка (имя ребенка) подарки везет.
(Держите ладошку ребенка открытой и своими пальцами рисуете спираль от середины ладони малыша до основания пальца)
Упражнение «Котик»
Есть у котика на лапках
Очень острые царапки.
(Сжимайте в кулачки и разжимайте пальцы сразу обеих рук)
Упражнение «Кораблик»
Кораблик плывет по речке,
На воде оставляя колечки.
(Соедините ладони вместе и поднимите вверх большие пальцы. Изображая кораблик, двигайте кистями рук в разных направлениях (вперед, в сторону), «прокладывая курс».)
Упражнение «Кораблик»
Колокольчик растет,
К солнцу тянется,
И бутон его распускается.
(Соедините кисти рук вместе. Медленно поднимая руки вверх, разъедините пальцы, не разъединяя ладони.)
- Очень важна Артикуляционная гимнастика – это зарядка для органов речи: языка, губ, щёк. С её помощью они становятся сильными, крепкими, подвижными, контролируемыми. Без этого невозможно чёткое звукопроизношение. Дома артикуляционные упражнения желательно выполнять перед зеркалом. Мы с Вами будем использовать настольные зеркала.
Упражнение «Дом»
Представьте, что ротик вашего малыша – это дом. Постучите пальчиком по щёчке: «Тук-тук», - и ротик малыша открывается: «Дверки дома открылись». Говорим: «Пока! Пока!»,- и ротик закрывается.
Упражнение «Окошечко»
Открываем ротик, произнося звук [О]. Удерживаем рот в этом положении в течение 3-5 секунд.
Упражнение «Вкуснятина»
Приоткрываем рот, облизываем верхнюю губу, а затем нижнюю.
Упражнение «Лопаточка»
Широкий язык высунут и лежит на нижней губе. Держим язычок в таком положении 5-10 секунд.
Упражнение «Блинчик»
Высовываем язычок и губками «шлепаем» по нему, проговаривая: «Пя-пя-пя».
Упражнение «Пузырь»
Надуваем щеки, пальчиками с двух сторон дотрагиваемся до щечек и сдуваем пузырь.
Упражнение «Волшебные дверки»
Укажите малышу на его губки. Скажите: «Раз-два-три», - и губки улыбаются. Затем снова повторяем: «Раз-два-три»,- и губки вытягиваются вперёд.
3.Как я раньше говорила, очень важно общение взрослых и ребенка. Быстрая речь не приемлема в разговоре с ребенком. Говорите ясно, четко, называя предметы правильно, используя как "детские", так и "взрослые" слова (Это машина - би-би. А вот собака - ав-ав!). Контролируйте речь малыша, не позволяйте говорить быстро. Всегда рассказывайте ребенку о том, что видите. Помните, что если для вас все окружающее знакомо и привычно, то малыша со всем, что нас окружает, нужно знакомить. Объясните ему, что дерево растет, цветок растет, зачем на нем пчела. От вас зависит, будет ли развитым ваш малыш. Обратите внимание на свои ответы, они должны быль не односложными и понятными ребенку.
Главные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть ваша речь.
4.Для того чтобы малыш начал говорить и впоследствии быстрый темп развития речи не спровоцировал заикание, необходимо делать дыхательные и артикуляционные упражнения. Старайтесь выполнять эти упражнения не реже 3-4 раз в неделю в течение 2-5 минут, повторяя каждое упражнение 2-3 раза. Помните, что в раннем возрасте вашему малышу через каждое 5-7 минут нужна смена деятельности.
Упражнение на дыхание «Мишка»
Руки в стороны. Идем вперевалочку, как мишка, и говорим: «Ух!..Ух!..»
Упражнение на дыхание «Слон»
Руки сложены вместе и вытянуты вперёд (изображаем хобот слона).
Несколько раз наклоняемся вперед, а затем выпрямляемся. На каждый наклон говорим поочередно один из слогов: «ха», «хо», «ху», «хи».
Упражнение на дыхание «Цветок»
Подносим к ребенку воображаемый цветок. Вдыхаем носиком и говорим: «Ах!»
Упражнение на дыхание «Шарик»
Ладошки малыша плотно прижаты друг к другу. Говорим: «Ш-Ш-Ш»- и ладошки расходятся, показывая, как «надувается» шарик. Вот какой шарик получился!
Упражнение на дыхание «Машинка»
Нарисуйте на листе бумаги дорожки: прямую, волнистую и в виде восьмерки. Возьмите маленькую машинку. Вместе с малышом провезите машинку по дорожке, произнося при этом: «А-А-А», затем «О-О-О», «И-И-И» - и сливая два гласных: «А-О», «А-У», три гласных: «А-О-У»- и все четыре гласных звука: «А-О-У-И».
Упражнение на дыхание «Волшебник»
Теперь Ваш малыш станет настоящим волшебником. Взмахнете руками и задержите их наверху. Теперь плавно опускайте и повторяйте: «М-М-М-А» продолжайте игру, повторяя: «М-М-М-О», «М-М-М-У», «М-М-М-Ы».
Упражнение на дыхание «Свеча»
Держите перед ребенком зажженную свечу. Попросите малыша задуть ее. Каждый раз увеличивайте расстояние между ребенком и свечкой.
5. Еще один, пожалуй, самый важный компонент – это фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка. Это врожденная способность, позволяющая различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем. Например, «кабан-банка, нос-сон» и т.д. Существует масса интересных и развлекательных игр, которые помогут развить фонематический слух у ребенка. Рассмотрим несколько таких упражнений.
Упражнение «Узнай по голосу»
Суть этой игры заключается в следующем: поставьте ребенка спиной к играющим. Желательно, чтобы участвовало как можно больше людей, но не менее 3 человек. Ведущий просит произнести кого-то из членов семьи имя ребенка, а тот в свою очередь, должен отгадать, кто его позвал.
Упражнение «Играй со звуками»
Если дома есть различные инструменты, к примеру, пианино, бубен, погремушка, дудочка или иные, предложите крохе отгадать, на каком именно инструменте вы играете. Соответственно, малыш не должен видеть, какой предмет вы выбрали, нужно, чтобы он на слух определил, какой инструмент звучал.
Упражнение «Кто говорит?»
Предложите ребенку произнести звуки, свойственные разным животным. Обязательно приготовьте картинки зверей с их детишками. Например, попросите показать, как «говорит» мама-кошка — громко и звонко, и как говорит котенок – тихо и тонко. Затем собака и щенок, корова и теленок и т.д.
Упражнение «Повторяй за мной»
Эта игра проводится по такому принципу: мама или папа отстукивает какой-то элементарный ритм, а малыш должен повторить. Затем звуки усложняются. Когда ребенок освоит игру, предложите ему создавать звуки, а вы будете повторять. И весело, и полезно.
Если ребенку исполнилось 3 года, он обязательно должен уметь говорить фразами. Отсутствие фразовой речи также говорит о задержке речевого развития, а отсутствие слов в 3 года - о грубых нарушениях общего развития.
"Золотая серединка" - вот к чему надо стремиться в развитии ребенка, т.е. к норме. Присмотритесь к ребенку. Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие. Пока ребенок не овладел родным языком, рано изучать иностранный.
Иллюстрации в детских книгах, соответствующих возрасту ребенка, - прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним иллюстрации, говорите о том, что (кто?) изображен на них; пусть малыш отвечает на вопросы: где? кто? какой? что делает? какого цвета? какой формы? Ставьте вопросы с предлогами за, под, над и др.
Леворукость - это не отклонение, а индивидуальная особенность человека, заложенная во внутриутробном периоде, и не приемлет переучивания. Это может привести к возникновению неврозов и заиканию.
Нельзя заниматься с ребенком, если у вас плохое настроение. Лучше отложить занятие и в том случае, если малыш чем-то расстроен или болен. Только положительные эмоции обеспечивают эффективность и высокую результативность занятия.
Режим дня очень важен для маленького ребенка, особенно гиперактивного. Постоянное перевозбуждение нервной системы, недостаточный сон приводят к переутомлению, перенапряжению, что, в свою очередь, может вызвать заикание и другие речевые расстройства. Если малыш плохо спит, у изголовья можно положить саше (мешочек) с корнем валерианы. Можно использовать также натуральные масла, обладающие успокаивающим действием.
Соска вредна, если малыш сосет ее долго и часто. Во-первых, у него формируется высокое (готическое) небо, которое отрицательно влияет на формирование правильного звукопроизношения. Во-вторых, соска мешает речевому общению. Вместо произношения слов ребенок общается при помощи жестов и пантомимики.
Умственное развитие неотделимо от речевого, поэтому, занимаясь с ребенком, нужно развивать все психические процессы: мышление, память, речь, восприятие.
Фольклор - лучший речевой материал, накопленный народом веками. Потешки, поговорки, скороговорки, стихи, песенки развивают речь детей и с удовольствием ими воспринимаются. Скороговорки развивают дикцию. Но сначала их нужно произносить в медленном темпе, перед зеркалом, четко проговаривая каждый звук, затем темп увеличивать.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 Посчитай предметы от 1 до 5 Нажимай на кнопки, чтобы появились цифры Жук, жаба
1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 Посчитай предметы от 1 до 5 Нажимай на кнопки, чтобы появились цифры Жёлудь, жеребенок
1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 Посчитай предметы от 1 до 5 Нажимай на кнопки, чтобы появились цифры Флажок, пижама
1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 Посчитай предметы от 1 до 5 Нажимай на кнопки, чтобы появились цифры Гараж, морж
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЛА-ЛА-ЛЯ ЛЫ-ЛИ-ЛЫ ЛЁ-ЛЁ-ЛО ЛО-ЛЁ-ЛО ЛУ-ЛУ-ЛЮ ЛЮ-ЛО-ЛЯ ЛУ-ЛЮ-ЛУ ЛЕ-ЛЁ-ЛО ЛЯ-ЛА-ЛЁ ЛЫ-ЛИ-ЛИ ЛИ-ЛЮ-ЛО ЛА-ЛА-ЛЯ ЛУ-ЛИ-ЛЁ ЛИ-ЛЫ-ЛЫ ЛЕ-ЛЭ-ЛЭ ЛУ-ЛЁ-ЛЮ
АЛ-АЛЬ-АЛ ОЛ-ОЛЬ-ОЛ УЛЬ-УЛЬ-УЛ ИЛЬ-ИЛ-ИЛ АЛЬ-АЛ-АЛ АЛ-АЛ-АЛЬ АЛЬ-АЛ-АЛЬ ОЛЬ-ОЛ-ОЛ УЛЬ-УЛ-УЛЬ ИЛЬ-ИЛ-ИЛЬ ОЛЬ-ОЛЬ-ОЛ УЛ-УЛ-УЛЬ ИЛ-ИЛ-ИЛЬ ОЛ-ОЛЬ-ОЛЬ УЛ-УЛЬ-УЛ ИЛ-ИЛЬ-ИЛ
АЛЯ-АЛЯ-АЛА ОЛЁ-ОЛЁ-ОЛО УЛУ-УЛУ-УЛЮ ЫЛИ-ЫЛИ-ЫЛЫ АЛА-АЛА-АЛЯ АЛА-АЛЯ-АЛА АЛЯ-АЛА-АЛЯ ОЛО-ОЛО-ОЛЁ УЛЮ-УЛЮ-УЛУ ЫЛЫ-ЫЛЫ-ЫЛИ ОЛО-ОЛЁ-ОЛО УЛУ-УЛЮ-УЛУ ЫЛЫ-ЫЛИ-ЫЛЫ ОЛЁ-ОЛО-ОЛЁ УЛЮ-УЛУ-УЛЮ ЫЛИ-ЫЛЫ-ЫЛИ
АЛПА — АЛЬПА АЛТА — АЛЬТА АЛБА — АЛЬБА ЭЛСЭ — ЭЛЬСЭ АЛСА — АЛЬСА ЭЛКЭ — ЭЛЬКЭ ОЛВО — ОЛЬВО ЫЛСЫ — ИЛЬСЫ ОЛБО — ОЛЬБО ЫЛКЫ — ИЛЬКЫ УЛКУ — УЛЬКУ АЛНА — АЛЬНА ОЛНО — ОЛЬНО ОЛПО — ОЛЬПО УЛСУ — УЛЬСУ АЛВА — АЛЬВА
КЛА — КЛЯ КЛО — КЛЁ ПЛО — ПЛЁ АЛША — АЛЬША ФЛЫ — ФЛИ ПЛЭ — ПЛЕ ЫЛШИ — ИЛЬШИ ФЛУ — ФЛЮ ЭЛШЕ — ЭЛЬШЕ ПЛУ — ПЛЮ ПЛА — ПЛЯ КЛУ — КЛЮ ФЛО — ФЛЁ ФЛЭ — ФЛЕ ФЛА — ФЛЯ АЛВА — АЛЬВА
Лот – лёд Ел – ель Лом – лён Был – быль Ложка – лёжка Мел — мель Галка – галька Луша – Люся Стал – сталь Лак – ляг Лапа – шляпа Угол – уголь Намыл – намыль Флаги – фляги Юла – Юля Лук – люк
Волейбол Гололёд Лекало Владелец Колокольня Лесосплав Лежали Виолончель Ледокол Валидол Гололедица Полиглот Сломали Лиловый Повеселел Получили
МОЛОДЕЦ !
Предварительный просмотр:
C:\Users\User\Desktop\ПГ\Майнкрафт_Мемори.pptx