Мои публикации

Рулева Груня Ивановна

1. Публикация статьи "Внеклассное развитие речи первоклашек, для которых русский язык не является родным" на сайте Центра научного сотрудничества Интерактив плюс и участие в XVII Международной научно-практической конференции "Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития..."

2. Публикация статьи "Методическая разработка родительского собрания "Адаптация первоклассника в школе"" в издании Сборник статей Международного портала "Солнечный свет" "Педагогика и образование"

3. Публикация материала "Познавательно-исследовательский проект "Дать жизнь нартам""  на информационно-образовательном ресурсе "Северное сияние"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рулева Груня Ивановна

Воспитатель группы младших школьников

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Школа-интернат основного общего образования»

с. Халясавэй Пуровского района ЯНАО

 

ВНЕКЛАССНОЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПЕРВОКЛАШЕК, ДЛЯ КОТОРЫХ РУССКИЙ ЯЗЫК НЕ ЯВЛЯЕТСЯ РОДНЫМ

Аннотация: в статье рассматриваются актуальные проблемы и рекомендации по внеклассному развитию речи детей, родители которых ведут кочевой образ жизни. Автором обосновывается необходимость развития русской речи младших школьников в полиэтнической школе в условиях социализации в русскоязычной среде.

Ключевые слова: кочевой образ жизни, нерусскоговорящие дети, инофоны, полиэтническая школа, билингвы, образовательные задачи.

Не вызывает сомнения тот факт, что работа по развитию речи у младших школьников в том или ином объеме проводится на любом уроке. Тем не менее, занятиям по русскому языку в первых классах отводится ведущая роль.

Основой курса русского языка в начальной школе является всестороннее развитие речи младшего школьника. Известно, что учить младших школьников языку, что развивать речь детей – это означает учить их на практике овладевать различными аспектами языка, а также формировать у них умение правильно отбирать и произносить соответствующие для отображения предметов и явлений действительности слова и выражения. Более того, это означает научить детей выражать свои мысли логично, последовательно и связно.

Хорошо развитая речь у детей младшего школьного возраста непосредственным образом оказывает влияние на обучение детей не только самому языку, но также и всем учебным дисциплинам, которые предусмотрены образовательной программой. Хорошо развитая речь, вместе с тем, является показателем интеллектуального развития младшего школьника.

Описанные выше моменты определяют саму актуальность проблемы развития речи детей младшего школьного возраста. Она определяется высокими государственными требованиями, предъявляемыми к уровню подготовки учащихся в рамках общеобразовательных учреждений. Вышеназванные требования заявлены в ФГОС НОО.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения в числе приоритетных задач по формированию личности каждого ученика подчеркивает, что ребенок должен уметь: «...осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах». Кроме того, в ФГОС отмечается занимаемая роль, которая отводится сформированности «позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека».

Особо необходимо выделить детей малых коренных народностей Севера, большинство из которых поступает в начальную школу, владея только своим родным языком. В силу того, что семьи таких детей ведут кочевой образ жизни, они не посещали детских садов, где имели бы возможность осваивать русский язык.  

Вместе с тем, говоря о современных реалиях образовательной системы нашей страны, мы не можем не отметить и тот факт, что имеющие место в последние годы миграционные процессы в России закономерно являются причиной того, что в русскоязычной среде в последние годы проживает все больше и больше нерусскоговорящего населения.

Как правило, дети кочующего населения Севера, других регионов России, дети мигрантов не утрачивают свой родной язык. Он сохраняется и выполняет для них функции языка для общения внутри семьи, а также общения в диаспоре или с родственниками и друзьями. Однако, в сложившихся для этих детей условиях социализации в русскоязычной среде они вынуждены изучать также и русский язык.

Таким образом, наша полиэтническая школа представляла и представляет собой совершенно необычный тип российской школы. В рамках такой школы дети, не владеющие русским языком, проходят обучение не в отдельных классах, а в тех же самых классах, что и дети, для которых русский язык является родным языком.  

Впрочем, некорректно говорить о том, что все нерускозычные дети не имеют каких-либо знаний русского языка. В целом, всех учащихся – детей малочисленных народов Севера, детей кочующих народов России, детей-мигрантов можно условно разделить на две большие группы:

1) Первую группу образуют учащиеся – билингвы. Сюда относятся такие учащиеся, в семьях которых говорят не только на своем родном языке, но также и на русском языке. То есть, родители (один или оба) этих детей владеют русским и, вследствие этого, учат детей с детства говорить на двух языках.  

Поэтому, еще раз отметим, что для учащихся - билингвов русский язык выступает практически родным, и дети владеют им практически также, как и своим родным языком. Зачастую такие учащиеся весьма коммуникабельны, могут достаточно свободно говорить на русском языке, и в дальнейшем пишут достаточно грамотно, практически не испытывая каких-любо существенных затруднений при использовании официально - публицистического, делового или научного стилей речи.

2) дети северных и других кочевых народностей, учащиеся–инофоны образуют вторую большую группу нерусскоязычных детей. Сюда относятся такие учащиеся, семьи которых ведут кочевой образ жизни или семьи мигрировали В Россию относительно недавно. Они родились и, как правило, выросли в кочевых условиях жизни, инофоны - на своей исторической родине. Как правило такие учащиеся обладают иными фоновыми знаниями, а самим русским языком они или владеют только на пороговом уровне, на так называемом бытовом уровне или совсем не знают русского языка.  

 Что также очень важно отметить, ребенок из семьи, ведущей кочевой образ жизни и ребенок-инофон – это всегда носитель иного языка и, что весьма существенно для темы нашей статьи, соответствующей картины мира. Таким образом, они не обладают социокультурными навыками, которыми обладают русскоязычные дети. Им не понятны пословицы и поговорки, образы из фольклора и эпоса и т.д. Они были рождены и воспитаны в другой социокультурной среде, в другой системе ценностей. Как следствие, помимо языкового барьера, им приходится преодолевать еще и культурный. И внеклассные занятия по развитию языковых навыков могут им существенно в этом помочь.

И если значительных трудностей при изучении языка у детей-билингвов, как правило, не возникает, то маленькие северяне, дети-инофоны нуждаются в существенной помощи для освоения русского языка. Ведь, для всех без исключения детей северян и других народностей России и инофонов русский язык играет роль языка обучения. Иначе говоря, русский язык для таких детей — это тот язык, на котором проходит весь образовательный процесс.  

В соответствии с Федеральной целевой программой «Русский язык», а также согласно закону РФ «О государственном языке РФ», сегодня в школах необходимо «продолжить работу по созданию предпосылок для бесконфликтного функционирования русского языка в условиях двуязычия, по обеспечению обучения русскому языку в школах на базе новейших образовательных технологий, внедрения нового поколения учебников, создания и освоения современных методов преподавания русского языка в школе». Поэтому, роль русского языка — а, вместе с тем, и важность его изучения и речевого развития — в российских школах сегодня как никогда велика. Русский язык выступает для учащихся не только средством коммуникации, но и средством получения знаний, а также орудием мышления и инструментом познания.

В силу этого обстоятельства, задачей, которая ставится перед педагогами в процессе изучения русского языка, становится языковое воспитание. Под ним, в свою очередь, понимается формирование не только языковой, но также и коммуникативной компетентности.

Таким образом, общие задачи, которые ставятся перед учителем и воспитателем группы продленного дня при решении проблемы по развитию речи учащихся, для которых русский язык не является родным, сводятся к следующим:

а) создать и поддерживать хорошую речевую (языковую) среду для учащихся. Сюда относятся такие аспекты, как чтение книг, восприятие речи взрослых, прослушивание радио и т.д.;

б) создавать такие речевые ситуации, которые определяли бы мотивацию собственной речи учащихся. Кроме того, необходимо развивать интересы детей, их потребности и возможности в области самостоятельной речи. Иначе говоря, педагогам необходимо обеспечить достаточную речевую практику для учащихся;

в) создавать необходимые условия для корректного усвоения школьниками достаточного объема лексического запаса и грамматических форм, а также различных синтаксических конструкций и логических связей, которые необходимы детям для формирования и развития их речи.

Правильно созданная учителем и воспитателем ГПД среда должна помогать детям активизировать употребление слов, а также образование форм и построение конструкций. Учитель и воспитатель должны способствовать формированию конкретных умений в области развития речи;

г) вести непрерывную специальным образом выстроенную работу по развитию речи. Данная работа должна выполняться на следующих уровнях:

- произносительный,

- словарный,

- морфологический,

- синтаксический

- уровень связной речи, то есть текста или монологического высказывания.

Выстраивая такую работу, учителю и воспитателю следует связывать ее с уроками грамматики и чтения, а также с рассматриваемым на этих уроках и самоподготовке материалом;

д) сформировать и поддерживать в классе и группе продленного дня конкурентную среду, в которой бы имело место борьба между учащимися за высокую культуру речи, а также за соблюдение и выполнение требований к хорошей речи.

Контакты ребенка могут носить формальный и неформальный характер. Формальные контакты имеют место с учителями, воспитателями в школе, а неформальные — дома и с семьей. При этом неформальные контакты обычно бывают чаще и интенсивнее. При формальных контактах маленькие северяне, дети других народностей и дети-инофоны используют русский язык. И в тех случаях, когда в неформальном общении используется исключительно родной язык, имеет место более длительный процесс освоения второго языка.

Мы полагаем, что работа с детьми кочующих народностей и детьми-инофонами по внеклассному развитию речи в рамках средней общеобразовательной российской школы может вестись по трем основным направлениям:

1) Формирование человека как личности осуществляется, как известно, лишь в определенной системе общественных отношений (в том числе и национальных). В рамках этих отношений человек усваивает принятые в обществе нормы и правила, определяющие его линию поведения и совершаемые им поступки в дальнейшем. Именно в этой связи первое направление работы по внеклассному развитию речи направлено на социальную адаптацию таких учащихся. Здесь предполагается:

- привлечение детей к участию в культурных мероприятиях класса, группы продленного дня, школы. В рамках такой работы дети-нерусскоговорящие вынуждены будут прочитывать какие-либо художественные произведения, сценарии, дополнительную лингвострановедческую или культурологическую информацию. В дальнейшем эта информация обсуждается, анализируется и пересказывается детьми;

- активное посещение ими занятий по внеурочной деятельности, кружков на базе школы. Сюда, прежде всего, могут относиться кружки по внеклассному чтению, а также театральные кружки. Материал также обсуждается, анализируется, проигрывается и пересказывается детьми;

- привлечение детей к участию в организуемых в классе и группе ПД фестивалях, классных часах, беседах о дружбе, толерантности, национальных традициях народов России. В рамках такой работы ребенок будет практиковать использование русского языка в более неформальной среде, используя разговорные, просторечные формы. Чем активнее ребенок принимает участие в чатах и беседах со сверстниками на относительно свободную тему, тем быстрее ребенок освоит русский язык на достаточно высоком уровне.

Педагогам важно организовывать и проводить систематическую и планомерную работу с родителями младших школьников, для которых русский язык не является родным. Сюда относятся следующие формы работы:

- проведение консультирования по различным вопросам,

- активное привлечение родителей и их детей к жизни класса и группы в частности, а также школы, в целом.

Отдельно следует поговорить о такой форме внеклассного развития речи, как внеклассное чтение. На сегодняшний день в школьной программе нет официального урока внеклассного чтения, а сама работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения.

Целью внеклассного чтения является знакомство младших школьников с детской литературой, которая входит в круг чтения младшего школьника современной школы. Кроме того, целью внеклассного чтения является также и формирование интереса к книге и положительное отношение к самостоятельному чтению.

Целесообразно, на наш взгляд, организовать кружок или секцию внеклассного чтения для детей из кочующих семей и инофонов. При этом программа должна предусматривать изучение следующих тем:

1. малые фольклорные жанры (колыбельные, загадки, пословицы, частушки, потешки, и т.д.)

2. русские народные сказки

3. сказки русских писателей

4. стихотворения русских детских поэтов.

Такая работа позволит детям кочевников, детям - инофонам не только более успешно овладеть русским языком и расширить свой словарный запас, но и познакомиться с культурой и традициями страны.

2) Второе направление направлено на разработку и накопление дополнительного методического материала, который будет необходим для преодоления типичных ошибок тундровых детей, детей-кочевников и детей-инофонов, которые проходят обучение в начальных классах средней общеобразовательной школы. Материал должен подбираться непременно в соответствии с тем УМК, по которому проходит обучение весь класс.

Какие дополнительные материалы могут сюда относиться? Прежде всего, это различные речевые разминки, упражнения для развития артикуляционной базы – скороговорки, чистоговорки, потешки. Кроме того, с детьми должно проводиться заучивание коротких стихотворений, а также различного рода словарные игры, работа с иллюстрациями. Все это развивает навыки восприятия русской речи на слух. Работа с таким материалом помогает улучшать произношение у младших школьников, а также и выработать навыки беглого проговаривания словосочетаний и предложений. Кроме этого, такая работа существенно облегчает усвоение лексико-грамматического материала.

Помимо названных выше преимуществ, работа со скороговорками и потешками, детскими стихотворениями помогает детям лучше понять культуру страны, ведь, как отмечалось, дети нерусскоговорящие являются не только носителями другого языка, но и носителями другой культуры. Знакомство с культурой России облегчит таким младшим школьникам изучение русского языка.

Значительную поддержку нерусскоговорящие учащиеся могут найти во внеурочной работе со словарями. Правда, сперва необходимо научить ребенка работать не только с толковым словарем, но также и со словарями синонимов и антонимов, и, например, с орфоэпическим словарем.

Толковый словарь может использоваться младшими школьниками —северянами, инофонами и другими с той целью, чтобы школьники могли познакомиться с многозначными словами, с омонимами, с синонимами, а также с тем, чтобы ребенок учился правильно читать словарную статью.

Отдельно следует упомянуть и фразеологический словарь. Для наших детей, которые являются носителями другой культуры, словарь фразеологизмов помогает понимать и грамотно использовать в своей речи фразеологические обороты, причем не только в устной, но и в письменной речи. Целесообразно предложить ребенку написать, например, небольшое сочинение по теме одного из фразеологизмов, грамотно его там применив. Это поможет ребенку глубже понять культуру народа изучаемого языка, а также заметно обогатить и разнообразить речь ребенка.

3) Третье направление образуют мероприятия, направленные на использование разных форм и способов контакта русскоговорящих и нерусскоговорящих детей. В условиях полиэтнического класса, группы ПД педагоги могут применять различные активизирующие коллективные формы обучения:

- работа в парах (ребенок-кочевник или инофон + носитель языка),

- работа в группах.

При этом стоит отметить, что при работе в группе заметно увеличивается и объем речевой деятельности. Ребята, готовя во внеурочное время какое-либо задание в группах, предварительно обсуждают свои ответы, обсуждают их, дискутируют, проговаривают их. Такая работа помогает ученику, впервые изучающему русский язык, преодолеть боязнь ошибки, а также дает возможность почувствовать себя увереннее позднее, непосредственно на уроке.

Особенно важно, чтоб такая работа велась не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. Для этого педагоги могут привлекать детей в смешанных парах или группах к работе над различными проектами, творческими работами, созданием презентаций. Это дает возможность не только решать образовательные и воспитательные задачи по программе обучения, но и способствует развитию речевых навыков детей в неформальном общении со сверстниками.

Огромным подспорьем при работе по развитию речи школьников на любом уровне будет стремление педагогов к самообразованию, в частности изучение нейропсихологии, нейролингвистики, психолингвистики, ономастической лексики.

Список литературы

1. Гайнбихнер Т.Н. Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках русского языка в полиэтнических условиях Севера (на материале ономастической лексики): дис. ...канд. Пед.наук — М., 2003 — 250 с.

2. Запольская Е.Л. Развитие познавательного интереса школьников к русскому языку в процессе обучения в классах с многонациональным составом: дис. канд.пед.наук — Сургут — 2006 — 242 с.

3. Константинова А.В. Особенности обучения детей грамоте в билингвальных условиях // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ — 2010 — с.38-44

4. Михеева Т.Б. Обучение русскому языку учащихся полиэтнических классов. Методичекое пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008 — 362 с.

5. Чертова Н.В. Особенности работы с детьми — инофонами // Журнал Педагог — электронный ресурс, режим доступа http://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=7984



Предварительный просмотр:

МБОУ «ШИООО» с. Халясавэй Пуровского района ЯНАО

Воспитатель 5 группы продленного дня Рулева Груня Ивановна

2019-2020 уч.г.

Методическая разработка

«РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В 1 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ: «АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКА В ШКОЛЕ»»

Целью родительского собрания является выявление трудностей привыкания детей в школе, а также разработка рекомендаций по внедрению правильного режима для первоклассников.

План собрания

  1. Проанализировать психологическую готовность детей к школе
  2. Выделение важных компонентов способствующим успешной адаптации ребенка в школе
  3. Разработка рекомендаций для родителей.

Ход родительского собрания

  1. Вступительное слово

У каждого ребенка, пришедшего в школу, начинается новый этап в его жизни: появляется новый вид социально значимой деятельности (учебной), предъявляются новые требования, возникают новые обязанности, складываются новые отношения. Все это требует большого напряжения физических и нравственных сил. Основная задача родителей в этот период – активно помогать ребенку в адаптации к новым условиям.

Итак, нам с вами необходимо определить, что же вы можете сделать что бы ваши детки быстрее и менее болезненно адаптировались к школе?

  1. Психологические особенности первоклассников

Начало обучения ребенка в школе — это время перемен, которые ребенок ощущает на себе. Реакция на эти перемены может быть различной и проявляться по-разному. В среднем, привыкание ребенка к школе может продолжаться от 3х месяцев до 1,5 лет.

Попытаемся определить почему же возникают эти сложности? Что способствует этому?

Возраст 6-7 лет связан с тем что у ребенка появляется в жизни очень много нового.

Во – первых меняется его социальное положение: ребенок из дошкольника превращается в ученика. У него появляются новые обязанности, которые не всегда даются ему легко: это обязанности делать уроки, вставать по расписанию, сидеть на уроке за партой, соблюдать дисциплину, быть внимательным и т.д. То есть у ребенка появляется ответственности, обязанности и долг.

Во-вторых, меняется вид основной деятельности. Если в детском саду весь учебный процесс происходил в виде игры, то с началом обучения в школе происходит смена ведущей деятельности, т.е. теперь они должны научиться слушать, запоминать, решать задачи формулировать ответы. И это все помимо требований к дисциплине. Сейчас он должен контролировать себя, свое поведение и уметь концентрироваться на уроке.

В-третьих, меняется социальное окружение, т.е. новые ребята, учитель. Учитель в данной ситуации выступает в роли человека, который на протяжении нескольких лет будет доносить для детей требования и нормы общества в целом.

Итак, в первые недели обучения у детей может быть повышена тревожность, могут возникать страхи, сопровождающиеся слезами и частыми сменами настроения.

В связи с возможностью возникновения подобных моментов психологами такой период в жизни ребенка называется адаптационным к школе.

Адаптация ребенка к школе может делиться на 3 этапа:

I – ориентировочный. Характеризуется бурной реакцией и напряжением всего организма. Длительность такого периода 2-3 недели.

II – неустойчивое приспособление. Характеризуется тем, что организм ищет подходящие оптимальные реакции. Бурная реакция организма начинает затихать.

III – относительно устойчивое приспособление. Протекает спокойно, характеризуется быстрым приспособлением к происходящим изменениям.

Для того что бы помочь ребенку полноценно адаптироваться к школе и влиться в учебный процесс выделим основные компоненты, способствующие успешному обучению в школе.

- Семья. Очень важно, чтобы в семье была теплая доброжелательная обстановка. Важно, чтобы ребенок понимал, что именно семья поможет ему пережить все трудности и невзгоды. Если же обстановка в семье напряженная, завышены требования и ожиданию к ребенку и результатам его учебной деятельности то такая ситуация в семье может негативно сказаться на его успеваемости, психологическом состоянии ребенка и его здоровье в целом. Следует создать комфортную для ребенка обстановку, что бы он находил в семье поддержку и понимание.

- Режим дня. Стоит обратить внимание на организацию правильного режима дня, и научить ребенка рационально использовать свое время.

- Личное пространство. Важно, чтобы у ребенка было свое личное рабочее место, что бы все необходимые учебные материалы были в открытом доступе и ребенок беспрепятственно мог до них добраться.

- Здоровье, питание, отдых. Три важных составляющих, которые будут способствовать хорошему физическому состоянию ребенка и влиять на его работоспособность в школе.

  1. Рекомендации

Приведенные ниже рекомендации могут помочь вам с первоклассником настроиться на нужную волну и успешно войти в мир школьных знаний и наук.

Рекомендации:

  1. Организационные советы:
  • С утра будите ребенка спокойно, не торопя. Улыбнитесь ему, обнимите. Если знаете, что ребенок медлителен и ему надо много времени, чтобы окончательно проснуться, лучше разбудите его на 10 -15 минут раньше, что бы он мог прийти в себя. Если вы будете его постоянно подгонять, торопить и ругать за медлительность, то это только ухудшит и процесс собирания, и настроение ребенка (представьте себя на его месте). Ваша задача – привести ребенка в школу в «рабочем» состоянии, а именно спокойного и в хорошем настроении.
  • Провожая в школу ребенка, пожелайте ему удачи, успехов. Ни в коем случае у входа в школу не говорите ребенку: «Что бы сегодня вел себя хорошо», «что бы больше не разговаривал на уроках» и т.п. Все воспитательные беседы должны проводиться дома. Ваша задача не напомнить ребенку перед школой о его проступках, а дать понять, что верите, что все у него получится.
  • Не опаздывайте в школу! Только от родителей зависит, вовремя ли вы пришли в школу. Дети в этом возрасте не умеют и пока не должны уметь организовывать свое время – они сейчас учатся у вас. Если вы опоздали, то сами виноваты, так как не смогли правильно распределить время. И эта, казалось бы, мелочь, сильно влияет на дисциплинированность детей.

2. Учеба:

  • Самые сложные занятия для первоклассника - это не решение задачек и не подсчет палочек и яблок, а... письмо. Причем непосредственно написание букв, слов и предложений, равно как и переписывание слов и предложений с доски. Не стоит ахать, увидев первые строчки своего школьника, и ни в коем случае не давайте ему понять, что он плохо справляется с прописью. Лучше скажите - отличный результат, у меня поначалу выходило хуже, давай поспорим, что уже через две недели ты будешь писать точь-в-точь как Марья Ивановна? Ребенок учится делать то, чего ему пока еще не приходилось делать, и ваше одобрение, как и осознание его собственных успехов, очень важны на этом этапе жизни.
  • Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе. Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут...», «Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...» В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны. Настраивайте ребенка на успех и преодоление трудностей. Он должен знать, что терпение и труд неизбежно приведут его к хорошим результатам.
  • Каждый человек имеет право на ошибку! Вы взрослый человек - частенько ошибаетесь. Но задумайтесь, почему, когда ошибается ребенок, это вызывает у вас столько эмоций и чаще отрицательных. Ребенок только начинает узнавать, постигать и без промахов не бывает. Ваша задача не поругать за ошибку или двойку, а помочь ее исправить и понять.
  • Учитель должен стать неоспоримым авторитетом для ребенка! Только тогда он сможет успешно учиться. Поэтому, никогда не обсуждайте при ребенке учителя, да и школу. Он не должен этого слышать и видеть ваше негативное отношение.

3.  Поддержка:

  • Любите и принимайте своего ребенка таким, какой он есть! Только ваша искренняя заинтересованность и поддержка помогут ему ощутить уверенность в себе. Встречайте ребенка из школы улыбкой. Интересуйтесь как его дела, что нового и т.д. Не забрасывайте его сразу вопросами об оценках, это создает впечатление, что вас интересует не он сам, а его только «работа».
  • Чаще хвалите ребёнка. На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно ещё несколько раз попробовать». Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что Ваш ребёнок может всё. Нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей. Не стройте Ваши взаимоотношения с ребёнком на запретах. Их должно быть не более 30%, если брать 100% систему измерения отношений. Всегда объясняйте причины, доводы Ваших требований, если возможно, предложите альтернативу.
  • Все достижения ребенка нужно считать важными. Это придаст ему уверенности, повысит в его глазах значимость выполненной работы.
  • Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений. «Здравствуйте», «Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.
  • Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребёнка в присутствии посторонних. Уважайте чувства ребёнка. На жалобы учителя или воспитателя отвечайте: «Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему». И придя, домой в спокойной обстановке, выясните, что мешает ребенку соблюдать дисциплину.
  • Научите ребёнка делиться своими проблемами. Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие со сверстниками и взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так Вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.
  •  Будьте терпеливы, верьте в себя и в ребенка, радуйтесь каждому мгновению, проведенному рядом с ним. Помните, время летит очень быстро! Дети повзрослеют, и у них начнется своя жизнь, но уже без вас

Вам представилась удивительная возможность вновь пережить то, что осталось далеко позади…ваше детство!

Желаю Вам терпения, мудрости, удачи!



Предварительный просмотр:

МБОУ «ШИООО» с. Халясавэй Пуровского района ЯНАО

ПРОЕКТ

«Дать жизнь нартам»

Вид проекта:

познавательно-исследовательский

Продолжительность проекта:

краткосрочный

Сроки реализации: январь-март

Участники проекта:

воспитатель – дети - родители

Выполнили: воспитанники

5 группы - Айваседо Дима 3 класс,

Каткилева Люба 3 класс,

Пяк Альбина 3 класс.

Руководитель: Рулева Г.И.

воспитатель 5 группы

Халясавэй 2020 г.

Содержание

  1. Введение
  2. Описание этапов работы над проектом
  3. Основная часть
  4. Заключение
  5. Используемая литература

Приложения

Введение

Одним из приоритетных направлений в работе с детьми является национально-региональный компонент как связующая нить прошлого, настоящего и будущего. Младшие школьники, изучая родной край, начинают осознавать важность этого мира, своего места в нем, по-новому осознают и осмысливают окружающую их среду.

Актуальность:

Проблема развития трудолюбия и усиления мотивации поисковой деятельности является весьма актуальной: исследовательская деятельность необходима для полноценного физического и психического развития, кроме того школьник без этих качеств оказывается не адаптированным к миру взрослых, к самостоятельной жизни.

На основе метода творческих проектов объединяется познавательная и преобразовательная деятельность обучающихся, повышается уровень усвоения ими знаний. Логика построения проектов основывается на включении школьников во все этапы практической деятельности.

Необходимо с младшего школьного возраста приобщать детей к культуре, быту, традициям и искусству народов родного края, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение и гордость за землю, на которой мы живём.

Изучив культуру и историю своего народа, дети в дальнейшем с уважением и интересом будут относиться не только к культурным традициям своих предков, но и к традициям других народов.

Важность познания и изучения трудовых традиций, в частности технологии изготовления ненецких нарт, является тем замыслом, через который педагогам необходимо развивать в детях интерес к познавательно-исследовательской проектной деятельности.  

При этом важно, что решаются педагогические задачи: воспитание в детях любви к Родине, к родному краю, гуманного отношения к окружающему, природе, животному миру.

          

Цель проекта: Исследовать и изучить технологию изготовления нашими отцами и дедами ненецких мужских нарт. Научить детей ведению проектной деятельности.

Задачи руководителя

    1.  Обучающие: 

- развивать творческое мышление.

-формировать познавательный интерес через проектную деятельность.

  1. Воспитывающие:

-воспитывать эмоциональное и бережное отношение к природе, быту и искусству коренных народов (лесные ненцы) родного края, к неповторимости наследия ремесла предков.

       3. Практические: 

   -развивать исследовательские способности детей, их речевую культуру, умение общаться в процессе реализации проекта.

Задачи для детей:

1.Узнать информацию: из какого материала изготавливаются нарты, выявить особенности подготовки строительного материала для изготовления нарт.

2. Выяснить: последовательность технологии подготовки частей, из которых состоит нарта.

3. Написать технологию соединения всех частей мужской нарты.

Проблема:

В настоящее время большинство детей коренного населения проживают в населенных пунктах. Они не видят и не представляют, как взрослые занимаются изготовлением нарт.

Гипотеза: 

Мы думаем, что знание способов изготовления нарт для маленьких северян является значимой составляющей в их настоящей и будущей жизни.

Объект исследования:

Технология изготовления нарты.

 Методы и средства исследования:

Для своей работы выбираем следующие методы исследования: беседа, опрос, интервью, рисование, поиск информации у родителей, дедушек, в книгах, словарях, энциклопедиях, интернете и т.д., анализ информации. 

Проектный продукт:

Презентация-отчет проекта.

 Этапы работы.

Стадии работы

над проектом

Содержание работы на этой стадии

Деятельность воспитателя

Деятельность

воспитанников

  1. Этап

(подготовка)

Определение темы,

цели и задач проекта.

Обсуждение проекта, получение

дополнительной информации.

Подбор  материала, обсуждение проекта

  1. Этап

(планирование)

Определение источников информации;

Определение способов ее сбора и анализа.

Вырабатывает план действий. Формулирует задачи.

Предлагают идеи, высказывают предложения

  1. Этап

(исследование)

Сбор информации.

Решение промежуточных задач.

Собирает информацию от детей, решает промежуточные задачи

Предоставляют информацию, оказывают помощь в решении задач

  1. Этап

(анализ и обобщение)

Анализ информации, оформление результатов проекта.

Анализирует информацию. Обобщает результаты

Анализируют, советуют, предлагают

  1. Этап

(отчет)

Составление отчета по проекту

  Обеспечивает участие детей проекта

 Вместе участвуют в оформлении отчета

  1. Этап

(оценка результатов и процесса)

Подведение итогов

Обсуждение проекта. Анализ

Выражает искреннюю благодарность за участие в коллективной работе

Благодарят за совместное творчество всех участников

  1. Этап (Выступление с отчетом)

Выступление перед аудиторией с отчетом по теме проекта - презентация

Основная часть

Мы начали свою работу с того, что определили тему, цель и задачи проекта. Сразу обозначили источники информации, также обсудили каким способом будем ее собирать и анализировать.

Вместе с воспитателем выработали план действий и распределили между собой ведение исследования по направлениям.

По вопросу поиска сведений об использовании определенного строительного материала для изготовления нарт и используемого при этом инструмента ответственным выбрана Пяк Альбина. Вопросом составления списка наименований частей мужской нарты на родном ненецком языке (лесной диалект) занялась Каткилева Люба. Айваседо Дима взял на себя исследование структуры и последовательности соединения и сборки частей нарт.

     Затем мы приступили каждый к своей работе по распределенным направлениям. Общались со своими дедушками, отцами, даже с бабушками. Беседовали с ними, делали зарисовки, писали названия отдельных частей нарт, делали фотографии инструментов и другое.

Каждый завершил работу тем, что сделал отчет о проделанной работе по обозначенному направлению. Затем мы вместе с воспитателем оформили результаты своих исследований в одно последовательное обобщенное описание всего процесса изготовления мужской ненецкой нарты, которое поместили в приложение 1, в последующих приложениях – фотографии, рисунки, стихи, песни и загадки о нартах.

Отчет по познавательно-исследовательской работе «Дать жизнь нартам»

Нарты (кан) - транспортное снаряжение кочевых народов Крайнего Севера. Большую часть своей жизни ненец кочевник проводит на нарте. Он пользуется своими прочными, устойчивыми при езде, изящными на внешний вид нартами зимой и летом.

Мужчина, собравшийся смастерить нарту, первым делом ехал в лес на оленьей упряжке или шел на охотничьих лыжах выбирать подходящее дерево. Его называли пентадял,та – заготовщик. Он обсматривал сосны (декуша), березы (куйку), кедры (тытын,), лиственницы (кан,в). Деревья должны были быть молодыми, стройными, средней высоты, растущие от основания под наклоном. Это происходило весной в апреле, когда много солнца и теплого ветра для сушки материала. Найдя подходящее дерево, мужчина, вырубив его, привозил к стойбищу и обтесывал топором от коры только ту сторону дерева, которая при наклоне находилась внизу. Так лучше шло подсыхание всей древесины. Затем этот материал ставили на просушку до первых летних дней, когда еще не взлетел комар. Хорошо просохшая древесина – лучший материал для более высокой крепкости нарты.

По истечении срока сушки, когда срубленное дерево становилось легким на вес, его обтесывали полностью и распиливали или разрубали на отрезки размером, подходящим для разных частей нарты.

В начале лета начиналась работа по выстругиванию всех отдельных элементов будущего транспортного средства в виде набросков – кансат (полозья), нин (верхние направляющие части), ничишан (переднее поперечное соединение полозьев), н,ал,тат, соединяющие поперечно кан н,ай (копылья) в ее верхней утолщенной части.

Передний изгиб полозьев делали, нагревая на жаре костра полоз с внутренней стороны изгиба. Завязывали один конец крепкого отрывка старого ременного аркана за ушко полоза, другой конец арканного ремня натягивали через специально установленное и закрепленное в полтора метрах от ушка дел.шмя кан н,ай (сделанный из лиственницы дубликат копыльев). Двое или трое мужчин медленно стягивали ременную веревку, временами подогревая на костре, придавая форму изгиба полозу до необходимого размера. Затем полоз, стянутый ременным арканом, оставляли на некоторое время, чтоб сохранить форму изгиба.  В это время мужчина придавал окончательные формы другим частям изделия.

  Дождавшись, когда полоз начинал держать форму без ременного аркана, мастер приступал к сборке нарт.

Перед последним приданием конечной формы любой части нарты, на них делались необходимые отверстия для прикрепления их к друг другу. На кансат и нин начинали делать отверстия, используя дел,ьшмя (сделанный из лиственницы дубликат любой части нарт). Поэтому везде отверстия на кансат, нин, кан н,ай  получались одинакового стандартного размера. Вначале вставляли с одной стороны кан н,ай на кансат и сразу к нин, затем то же самое делали с другой стороной изделия. Затем обе готовые стороны скреплялись н,ал,тат. Следующим действием было установка переда нарты – ничишан, конечная работа - это прикрепление сверху на нарты кан л,ата (основание сиденья под шкуру), изготовленного из самодельных досок небольшой ширины.

Кан н,ай ставили под небольшим наклоном книзу вперед и в стороны. Получалось, что кансат находились на большем расстоянии параллельно друг к другу по сравнению с верхней частью нарт – нин. Этим достигалась более надежная и легкая езда на оленьей упряжке, скорость езды и долговечность нарт.

Изготовленную нарту не сразу начинали использовать для поездок. Нарты должны были простоять с лета до начала зимы. Только тогда нарты будут крепкими, легкими и быстрыми.

IMG_20200410_113626

 

Заключение.

 Закончив наш проект, мы можем сказать, что нам очень понравилось работать над темой: как же наши папы, дедушки и прадедушки изготавливали и мастерили шедевры ненецких нарт, которые настолько крепкие, быстрые, долговечные и экологичные, что служили и служат многие года нашим старшим поколениям в их трудной и суровой жизни в условиях родного Севера. 

Думаем, что мы решили цели и задачи нашего познавательно-исследовательского проекта.

Работа над проектом показала нам, что тема «Дать жизнь нартам» очень важна для нашего поколения и надо поделиться с другими детьми полученными знаниями и итогами нашего исследования. 

 

Презентация нашего творческого проекта будет проходить в виде отчета перед обучающимися младшего звена нашей школы.

IMG_20200327_101856

Стихотворение о нартах.

 “Без единого гвоздя” – отрывок из произведений ненецкого поэта Л.В. Лапцуя.

Если нарту без единого гвоздя
Ты ещё не научился мастерить,
Значит, быть тебе охотником нельзя,
При оленях пастухом тебе не быть.

Наши твердые, как бронза, кедрачи
Знать не знаю бесталанных топоров.
Ты к искусству заповедному ключи
Попроси у безымянных мастеров.

Научить ножом орудовать, ножом,
Как учёные хирурги-колдуны,
Чтоб в орнаменте волшебном отражен
Был всевечный облик солнца и луны.

 

Ну, а ежели секреты мастерства
Не сумел ты, бестолковый, перенять,
На тропе твоей колючая трава

За беспамятство попросит не пенять!

Если нарту не умеешь ты вести
По ухабинам и рытвинам дорог,
То в болото на неезженом пути
Скувырнёшься, словно глиняный комок,

А не то на повороте под откос
Полетишь с холма в седой холодный дым,
И скуёт тебе наручники мороз
Богатырским белым молотом своим.

И пронзит тебя, невёрткого, в пути
Ледяная дальнолётная стрела, –
Так что лучше ты у нарты отрасти
Два широкие орлиные крыла.

 

Загадки

 Люба К. 3 кл.:

Олень от них убегает,
А они не отстают. (Нарты).

Две собаки в небо лают. (Носы нарт)

Дима А. 3 кл.:

Два похожих брата
Друг друга догоняют,
А догнать не могут. (Лыжи)

Альбина П. 3 кл.:

Голова костяная,
Туловище деревянное
Хвост железный. (Хорей).

Песня «Нарты спят» на слова П. Явтысыя, музыка С.Н. Няруя:

Нарты крепко спят у чума,

И, наверно, видят сны,

Что они опять кочуют

Тропкой тундровой весны.

Припев:

Нарты спят, нарты спят.

Нарты очень крепко спят.

Нартам тропы все известны,

Там, где слышен волчий вой,

Там, где ветру дарит песни

Развеселый ездовой.

Припев

Пусть всю ночь им тундра снится

И далекий снежный путь,

Чтобы им лететь как птице,

Нартам нужно отдохнуть.

Припев

Нарты спят, нарты спят,

Нарты очень крепко спят.

Использованная литература

1. Аркадьева А.В. «Исследовательская деятельность младших школьников». //Начальная            школа плюс До и После. – 2005г.

2.  Лапцуй Л.В. Песнь моя – моей земле: Избранное/Сост. Н.И.Ного; предисл. В.А.Рогачева. – Тюмень: Изд-во Ю.Мандрики, 2000. – 432с.

3. Поэзия народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России/Сост. А.А.Бурыкин, Е.Р.Акбальян. – М.: северные просторы, 2002. – 384с. – (Северная библиотека школьника).

3. Скобликова, Т. Музейные технологии приобщения к национальной культуре / Т. Скобликова // Искусство в школе. - 2007. - № 2.