Для родителей

Рулева Груня Ивановна

Эссе "Адаптация ребенка к школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Адаптация ребенка к школе403.7 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «ШИООО» с. Халясавэй Пуровского района ЯНАО.

Воспитатель группы продленного

дня 1 класса Рулева Г.И.                                            

                                         

                                                             ЭССЕ

«Адаптация ребенка к школе»

               

                                                                   

                                                                     

 

 

Содержание:

1. Введение

2. Проведение круглого стола с родителями совместно с педработниками школы.

     2.1.О характере и длительности периода адаптации

     2.2.О поведении младшего школьника в период адаптации

     2.3.Об учете в школьной программе наличия адаптационного периода

     2.4. Основные проблемы адаптации ребенка к школе

     2.5.Рекомендации безболезненной адаптации детей к школе.

 3. Заключение

Список литературы:

Все знают, что дети поступают в первый класс и у них начинается совершенно новая жизнь.  С большим интересом и готовностью они хотят заниматься учебной деятельностью. И эта деятельность очень сильно меняет мотивы поведения младших школьников.

Поступление в школу у детей совпадает с их интенсивным психологическим развитием. И каждый ребенок по-разному проходит период адаптации к школе. Что же означает этот период? И что ожидать детям, родителям, а также учителям от него?

Своей целью ставлю подготовку всех заинтересованных лиц к более безболезненной и успешной адаптации ребенка к школе и новой социальной ситуации.  

В преддверии нового учебного года за круглым столом я, как воспитатель группы продленного дня, собрала родителей детей, поступающих в первый класс, учителей начальных классов, психолога школы, школьного социального работника.  

После приветственных и поздравительных слов друг к другу начинаем беседу с сидящими за круглым столом. Прежде всего мои слова обращены к родителям детей-первоклассников.

«Уважаемые родители, учителя, психологи, социальные работники! Давайте обсудим вопросы, касающиеся адаптационного периода наших дорогих первоклассников. Затем рассмотрим возможности облегчения этого периода у наших детей.  

Для начала дадим определение этой самой адаптации.

Что можно сказать об адаптации? Адаптация – это естественное состояние человека, проявляющаяся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам и ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, а главное – здоровье ребенка, его отношение к школе и учебе. Процесс адаптации непрерывен. Но несмотря на непрерывность адаптации, это явление связывают, прежде всего, с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения. В детстве такими периодами являются начало школьного обучения, переход в среднее звено, переход к профильному обучению, период завершения обучения и выбора будущей профессии. Среди этих моментов самый важный и ответственный – поступление в школу. Ведь от того, как начнётся школьная биография ребёнка, зависит адаптация на последующих этапах, да и весь процесс социализации и развития личности школьника.

Достижение адаптации в социальной среде, как показано психологической наукой, может происходить принципиально разными путями, что определяет типологию адаптационной направленности. Поэтому сейчас нам надо выявить все интересующие нас вопросы по этому периоду и с помощью учителей начальных классов, психолога, социального работника обсудить их вместе и прийти к тому, как каждому из нас вести себя по отношению к нашим первоклашкам».

Один из родителей задал вопрос о продолжительности адаптационного периода. На эту тему нам ответил наш психолог.

Психолог: «Для каждого отдельного ребенка период адаптации разный и может длиться от месяца до полугода, а то и весь учебный год.

Будучи дошкольником ребенок весь день находился под контролем воспитателей. Специальных необходимых как в школе домашних заданий у него не было. К тому же теперь он станет свободным после уроков и предоставлен сам себе. Ведущим видом деятельности вместо игровой становится учебная.   И выполнять теперь работу надо будет обязательно, независимо от желания самого ребенка. 

Поведение школьников в период адаптации сильно меняется. Появляется повышенная усталость, ребенок может капризничать, отказываться идти в школу, при этом одни дети замыкаются, другие становятся агрессивными. Большей частью все зависит от того, насколько ребенок активен, как он строит отношения с окружающими его людьми. Например, дети-интроверты воспринимают все очень тяжело и их переживания скрытые. В тоже время дети-экстраверты в короткий срок перестраиваются, через плач, крики выплескивая свои эмоции. Ну, а самые коммуникабельные дети период адаптации проходят легче и быстрее.

Достижение адаптации в социальной среде определяет типологию адаптационной направленности. 

1.Гомеостатическая направленность. Это достижение равновесия, спокойствия посредством приспособления к среде, сведения к минимуму своих желаний и потребностей. Такая направленность адаптации ведёт к формированию конформного, зависимого типа личности.

2. Гедонистическая направленность как получение наслаждения, удовольствия посредством приспособления среды к собственным потребностям. Это путь формирования эгоистической и конфликтной личности.

3. Прагматическая направленность как ориентация на получение максимальной пользы и для себя, и для окружающих, достижение успеха в социально одобряемых формах. Такая направленность адаптации соответствует интересам и личности, и общества.

 Выделяем три уровня адаптированности первоклассников по системе А.Л.Венгера:

1. Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно, учебный материал воспринимает легко, глубоко и полно овладевает программным материалом, решает усложненные задачи. Прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля, проявляет большой интерес к самостоятельной работе. Всегда готовится ко всем урокам, общественные поручения выполняет охотно и добросовестно. Занимает в классе благоприятное статусное положение. 

2. Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний. Понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые учебные задачи. Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле и тогда, когда занят чем-то интересным для себя. Общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками. 

3. Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье, доминирует подавленное настроение. Наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно, самостоятельная работа с учебным материалом затруднена, к урокам готовится нерегулярно, необходим постоянный контроль, систематическое напоминание и побуждение со стороны взрослого. Сохраняет работоспособность и внимание при удлинённых паузах для отдыха, для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная помощь учителей и родителей. Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям только часть одноклассников.

         Обычно у людей выделяется четыре типа темперамента: 1.холерик; 2.сангвиник; 3.флегматик; 4.меланхолик.  Чистых темпераментов обычно не встречается. Речь может идти о доминировании того или иного типа у конкретного ребенка. К тому моменту как ребенок достигает школьного возраста, его тип темперамента вырисовывается более отчетливо.

           Подробнее рассмотрим каждый тип.

Холерик. По внешним проявлениям – это энергичный и активный ребенок, но он может быть гипер- или сверхэнергичным. Главная особенность при этом - процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. Такого ребенка трудно успокоить, если он «разошелся» во время игры или переключить с активной деятельности на занятия. Таким детям трудно сдерживать эмоциональные порывы, они не могут усидеть на месте.  

Сангвиник. Подвижный ребенок, с высокой работоспособностью, не устает во время игр или занятий, достаточно легко переключается с одного на другое, не склонен впадать в депрессию.  

Флегматик. У этого типа темперамента преобладают замедленные реакции. Они проявляются в темпе речи, в манере двигаться, в небогатой и плавной жестикуляции. Но это сильный тип темперамента, у него высокая работоспособность. Он не сразу включается в какое-то дело, но, приступив к работе, будет заниматься усидчиво, внимательно и вдумчиво. Такой ребенок спокойно выдержит тридцать – сорок минут урока. Но у него могут возникнуть трудности: если урок идет в быстром темпе, то ребенок – флегматик не всегда будет воспринимать предложенный материал. Соответственно он будет отставать в понимании и усвоении материала, медленно реагировать на вопросы учителя. В случае с ребенком флегматиком рекомендуется подбирать такие упражнения, которые строятся на длительной работе в одиночку, а на взаимодействие, лучше устроить соревнование с родителями, по схеме «Кто быстрее ответит», «Кто лучше решит». С помощью таких занятий родители облегчат ему адаптацию к темпу занятий в школе.

Меланхолик. Слабость нервной системы проявляется в низкой работоспособности, быстрой утомляемости, высокой чувствительности. Вследствие этого меланхолик очень раним в общении и во взаимодействии с окружающим миром. Из-за своей слабости меланхолик с трудом выдерживает любое напряжение – не только длительные и интенсивные умственные, эмоциональные и психические нагрузки, но и конфликты, которые он переживает особенно сильно и остро. Применительно к такому типу темперамента проблемы с дисциплиной обычно не возникают.

 Что можно порекомендовать родителям, так это то, что, зная характер своего ребенка, постарайтесь подойти к нему с пониманием и терпением и постоянно следите за его поведением, настроением, здоровьем».

Еще один из родителей попросил нас дать информацию об особенностях отношения к детям-первоклашкам по школьной программе. Учительница начальных классов по этому запросу рассказала следующее: «Должны всем сказать, что период адаптации в обязательном порядке учтен школьной программой.  Требованиями санитарных норм и другими документами Министерства образования регламентировано обучение в первом классе.

На адаптацию к школе наших детей отведена вся первая четверть. Здесь внимание уделяется режиму школьной жизни первоклассника: учебные занятия проводятся в первую смену, учебная неделя пятидневная, режим обучения носит ступенчатый характер.

В наиболее острый период адаптации – в сентябре и октябре - ежедневно проводятся три урока по 35 минут каждый, а четвертый урок проводится в нетрадиционной форме-заполняется прогулками, экскурсиями, развивающими играми с двигательной направленностью. Начиная со второй четверти уже проводятся четыре урока по 35 минут, и только во втором полугодии уроки первоклашек по своей длительности сравниваются с обычными уроками - 45 минут каждый. Кроме того, в первой четверти после второго урока обязательно проводится динамическая пауза: прогулка на улице, подвижные игры или экскурсия. На каждом уроке предусмотрены две физминутки. Также в период адаптации не осуществляется балльное оценивание.

Очень важно сказать вам, что в школьной программе запланирован подготовительный период. Как же он выглядит? Например, в математике это дочисловой период, когда дети учатся анализировать и сравнивать предметы и группы предметов, выявлять в речи признаки сходства и различия. Также ученики устанавливают пространственные отношения, описывают последовательность событий, расположение объектов с использованием слов, устанавливают порядковый номер объекта при заданном порядке, называют числа до 10 в прямом и обратном порядке. К тому же первоклашки в это время обогащают свой словарный запас математической терминологией».

         Социальный педагог школы обратилась к присутствующим: «Уважаемые родители, как вы помните у нас весной состоялась встреча с вами в детском саду. И мы беседовали о том, чтобы вы позитивно настраивали своих будущих первоклашек к предстоящему обучению в школе, объясняли им, что это очень серьезный и трудный процесс. Как вы понимаете психологическая готовность к школе имеет особое значение.

Ваши дети при поступлении в школу уже должны уметь самостоятельно переодеваться, наводить порядок за собой, быть готовыми вовремя и правильно выполнять домашнее задание. Кстати, самостоятельная подготовка домашнего задания у учеников начальных классов должна проходить с 16.00 до 17.00».  

 
         Поступил вопрос от родителя П. Айваседо. Он звучит так: что в школьной работе запланировано в подготовительной период по русскому языку?  

Учительница первоклашек пояснила по этому вопросу следующее: «В первой четверти по русскому языку проходит период добуквенный, развиваем фонематический слух, умения вычленять звуки, производим слого-звуковой анализ слов; сравниваем звуки в похожих словах. Также, на этом этапе большое внимание уделяем развитию устной речи ребенка, навыков слушания и говорения. Дети знакомятся с понятиями «слово», «гласные звуки», «ударение». Тогда же ведётся подготовка детей к обучению письму (рисование, штриховка в различных направлениях, обведение по контуру)».  

Следующий вопрос от родителей на мой взгляд, как педагога, очень серьёзен: не будет ли перегружен ребенок в школе в его трудный кризисный период семилетия и стрессовый период адаптации к школе?

На этот вопрос ответит нам учительница первого класса. Она разъяснила, что в этом главная роль отводится ей. Она будет обеспечивать частую смену деятельности, проявлять терпение, поддерживать, чтобы не только не отбить желание учиться, но и заинтересовать ученика. «Начало учебной деятельности по-новому определяет отношение ребенка с взрослыми и сверстниками. Реально имеются две формы общения: «Ребенок – взрослый» и «Ребенок – дети». Эти сферы взаимодействуют друг с другом через иерархические связи. В сфере «ребенок – взрослый» помимо отношений «ребенок – родитель» возникают новые отношения: «ребенок – учитель», поднимающие ребенка на уровень общественных требований к его поведению. Только учитель, неукоснительно предъявляющий требования к ребенку, оценивает его поведение, создает условия для социализации поведения ребенка, приведение его к стандартизации в системе социального пространства – обязанностей и прав. В начальной школе дети принимают новые условия, предъявляемые им учителем, и стараются неукоснительно следовать правилам.  Все это задачи учителя».

Далее родители попросили школьного психолога дать им какие-либо рекомендации по поддержке ими своих детей в их трудный адаптационный период.

Школьный психолог ответила следующее: «За год до перехода в школу, в детском саду специалистами проводятся мероприятия по обследованию дошкольников, по результатам которых родители получают рекомендации.  Затем все это передается завучу школы, школьному врачу-педиатру и педагогу, которые непосредственно контролируют адаптацию ребенка.  

Повторное углубленное обследование осуществляется в год поступления в школу. Тогда и формируется окончательное заключение о готовности ребенка к обучению в рамках школы. Для контроля за адаптацией ребенка к новым условиям разработан специальный лист адаптации, который регулярно заполняется учителем. В листе адаптации указывают балльную оценку по различным эмоционально-поведенческим реакциям ребенка, таким как, например, социальные контакты, познавательная деятельность, дисциплина, отдельно вносится средний балл по успеваемости, особенностям поведения.

Помимо фиксации определенных результатов, перенесенных заболеваний, динамики состояния здоровья, в листе адаптации даются медицинские и педагогические рекомендации, при необходимости ребенок направляется на консультацию к специалисту. Кроме того, раз в четверть родители отвечают на вопросы анкеты, которые также помогают выявить невротические расстройства у ребенка.

Такой тщательный контроль проводится с одной целью - вовремя выявить первые признаки дезадаптации (выраженное эмоциональное напряжение, симптомы невротизации, потеря массы тела) и назначить корригирующие медицинские мероприятия.

Главное, на мой взгляд, это соблюдать режим дня, укладывать ребенка спать не позднее девяти часов вечера. Сами родители должны иметь реалистичные ожидания: на адаптацию требуется время. И, конечно, больше помогать первоклашке, чем требовать. Кроме того, необходимо прислушиваться к рекомендациям учителя, психолога, логопеда».

   К концу окончания беседы работников школы и родителей первоклассников за круглым столом я пожелала всем здоровья, терпения и желания помочь нашим детям пройти адаптацию на должном уровне и без трудностей. Мы пожелали и пообещали друг другу постоянное сотрудничество в вопросах воспитания, образования и здоровья наших учеников. Секретарь состоявшейся беседы за круглым столом раздала присутствующим методические рекомендации и листки диагностики.

 

Заключение.  

Качества психологически здорового человека обеспечивают не только успешную адаптацию, но и продуктивное развитие человека на благо себя и общества. Норма психологического здоровья – это некий идеал, путь к которому бесконечен, и на пути к этому идеальному образу можно находить всё новые и новые ориентиры для психолого-педагогических воздействий и саморазвития. 
          Мы не можем анализировать детское поведение, применяя взрослые критерии, и в то же время не можем не использовать их в качестве целевых ориентиров психолого-педагогической деятельности, помогающей ребёнку потихоньку и безболезненно взрослеть, адаптироваться к большому миру. 
Определяя критерии успешной адаптации ребёнка, мы исходим из следующего положения: основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие человека на всех этапах онтогенеза, т.е. во все возрастные периоды.

Список литературы:

Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога.1-4 класс/ Л.М. Новикова, И.В. Самойлова. - М.: Эксмо, 2008

Реан А.А., Костромина С.Н. «Как подготовить ребенка к школе» [текст]: / А.А. Реан, С.Н. Костромина// – М.: «Питер.ком» 1998 – 160с.

Спиваковская А.С. Популярная психология для родителей [текст]: / А.С. Спиваковская, Ю.Е. Алешина// – М.: Союз, 1997 – 304с.

Александровская, Э. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста / Э. Александровская, И. Куренкова // Журнал прикладной психологии. – 2000. – № 6.

Безруких, М.М. Ребёнок идёт в школу / М.М.Безруких, С.П.Ефимова. – М.,2000

Адаптация к школе. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации: методическое пособие. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006. – 46 с.

Приложения.

1. Основные характеристики ведущих форм деятельности и их развивающих эффектов

Характеристика ведущей деятельности

Непосредственно-эмоциональное общение

Предметно-манипулятивная
деятельность

Игровая деятельность

Учебная деятельность

1. Содержание

Другой человек и Я сам как источник любви, понимания, принятия и оценки

Способы употребления человеческих орудий и знаков

Социальные нормы и смыслы человеческих отношений

Общие способы решения классов задач

2. Способ взаимодействия

Симбиотическое слияние

Буквальная имитация, действия по образцу

Условная воображаемая, символическая имитация

Поиск общего для партнёров способа действий при отсутствии образца

3. Характер инициативного приглашения партнёра к сотрудничеству

Выражение доброжелательности (преимущественно невербальное)

«Покажи, как надо! Верно? Хорошо? Не получается?» – просьба образца, контроля, оценки

«Давай, как будто… Ты будешь … А я буду …» – чередование игры и межигровых коммуникаций в способах взаимодействия

«Я смогу решить эту задачу, если …» – гипотеза о недостающем знании, проверять которую предстоит сообща

4. Чего ребёнок ожидает от взрослого партнёра

Присутствие, сопереживание, поддержка, принятие, оценка

Демонстрация образцов, пошаговая помощь, контроль и оценка

Построение общего замысла и свобода импровизации в рамках договорённости

Помощь в проверке высказанных ребёнком гипотез, указание на противоречия

5. Новообразования, возникающие при освоении содержания ведущей деятельности

Основополагающая вера и надежда. Базисное доверие к людям, себе и миру

Речь, предметные действия

Воображение, символическая функция

Рефлексия

 

6. Новообразования, возникающие при освоении ведущей формы деятельности

Потребность в другом человеке, способность доверять людям, открытость новизне

Способность к имитации

Способность к согласованным действиям с учётом игровой роли партнёра

Способность (умение) учиться

7. При полноценном формировании возрастных новообразований наблюдаются:

Доверие к себе и другим людям

Способность обучаться по образцам и инструкциям

Способность действовать в уме, творить; социальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Знание границ своих возможностей и способность их преодолеть, ставить и решать задачи изменения своих ЗУНов

8. При недоразвитии возрастных новообразований наблюдаются:

Неспособность любить и доверять, неверие в свои силы, заниженная самооценка

Орудийная беспомощность, трудности в приобретении навыков, неорганизованность

Бедная фантазия, трудности при встрече с нестандартными ситуациями, социальный эгоцентризм

Отсутствие умения учиться, преобладание рассудочного мышления

9. При гипертрофированном развитии возрастных новообразований наблюдаются:

Зависимость от эмоциональной поддержки и оценки других людей, потребность в гиперопеке, потеря предмета сотрудничества, уход в межличностное общение

Потребность в инструкциях, отсутствие собственного мнения, некритичность, исполнительские установки, трудности в анализе образцов

Уход в фантазии, отсутствие чувства реальности, потеря направленности на результат, своеволие в целеполагании

Пренебрежение к исполнительской части действия после того, как найден общий способ его осуществления, познавательная пристрастность

10. Вклад возраста в учебную деятельность

Доверие к педагогам, потребность в установлении отношений с ними, вера в свои силы, открытость новому опыту

Способность и склонность подражать образцам действий учителя, выполнять его инструкции и правила

Освоение роли ученика и правил жизни «настоящего школьника», готовность к учебной дискуссии

Умение учиться самостоятельно

2. Система психолого-педагогических требований к содержанию статуса младшего школьника

Параметры психолого-педагогического статуса

Психолого-педагогические требования к содержанию статуса учащегося 1-го класса

Психолого-педагогические требования к содержанию статуса учащегося 3–5 классов

1. Познавательная сфера

1.1. Произвольность психических процессов

Высокий уровень учебной активности, самостоятельности. Способность самостоятельно спланировать, осуществить и проконтролировать результат учебных действий. Совершение учебных действий по образцу и правилу. Поддержание внимания на учебной задаче. Наличие собственных усилий для преодоления трудностей в решении учебных задач

Высокий уровень учебной активности, самостоятельности. Принятие целей, заданных учителем. Самостоятельная организация деятельности в рамках учебных или иных целей, заданных учителем. Определение важности и последовательности целей в рамках конкретной учебной ситуации. Поддержание внимания на учебной задаче

1.2. Уровень развития мышления

Высокий уровень развития наглядно-образного мышления: вычленение существенных свойств и отношений предметов, использование схем, способность к обобщению свойств предметов. Начальный уровень развития логического мышления, способность к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных

Владение приёмами установления причинно-следственных отношений между изучаемыми учебными и житейскими понятиями

1.3. Сформированность важнейших учебных действий

Умение выделить учебную задачу и превратить её в цель деятельности. Сформированность внутреннего плана учебных действий

Ориентация на всю систему требований задачи. Владение навыками применения логических операций: выделение существенных признаков, обобщение, классификация и др. Систематизация знаний, перенос учебных навыков

1.4. Уровень развития речи

Понимание смысла текста и простых понятий. использование речи как инструмента мышления. Владение сложноподчинёнными конструкциями в устной речи

Понимание смысла изучаемых понятий и речи, обращённой к школьнику. Использование речи как инструмента мышления. Сложноподчинённые конструкции в устной и письменной речи, связное изложение своих идей, использование доказательств. Грамотность и богатый словарный запас устной речи

1.5. Уровень развития тонкой моторики

Способность к сложной двигательной активности при обучении письму и рисованию

Понятность письма. Аккуратность оформления письменных работ. Способность к различным видам ручного труда

1.6. Умственная работоспособность и темп умственной деятельности

Способность сосредоточенно работать в течение 15–20 минут. Сохранение удовлетворительной работоспособности на протяжении учебного дня. Способность работать в едином темпе со всем классом

Сохранение учебной активности и работоспособности в течение всего урока. Адаптация к учебной нагрузке. Способность работать в едином темпе со всем классом

2. Особенности общения и поведения

2.1. Взаимодействие со сверстниками

Владение приёмами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение разрешать конфликты мирным путём

Владение приёмами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение разрешать конфликты мирным путём. Способность к эмоциональным привязанностям (дружбе)

2.2. Взаимодействие с педагогами

Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроке и вне его. Проявление уважения к учителю

Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроке и вне его. Проявление уважения к учителю. Способность к установлению межличностных отношений с педагогом

2.3. Соблюдение социальных и этических норм

Принятие и выполнение школьных и общепринятых норм поведения

Принятие и выполнение школьных и общепринятых норм поведения

2.4. Поведенческая саморегуляция

Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных и других ситуациях внутришкольного взаимодействия. Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний. Способность к ответственному поведению (в рамках возрастных требований)

Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных и других ситуациях внутришкольного взаимодействия. Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний. Способность к ответственному поведению (в рамках возрастных требований). Моральная регуляция поведения

2.5. Активность и автономность поведения

Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности

Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности

3. Особенности мотивационно-личностной сферы

3.1. Наличие и характер учебной мотивации

Желание учиться, идти в школу. Наличие познавательного или социального мотива учения

Ориентация на освоение способов получения знания. Проявление интереса к закономерностям, принципам. Предпочтение трудных заданий. Наличие мотива самообразования, представленного интересом к дополнительным источникам знаний

3.2. Устойчивое эмоциональное состояние в школе

Отсутствие выраженных противоречий между:
- требованиями школы (педагога) и родителей;
- требованиями взрослых и возможностями ребёнка

Отсутствие выраженных противоречий между:
- требованиями школы (педагога) и родителей;
- требованиями взрослых и возможностями ребёнка

4. Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе

4.1. Отношения со сверстниками

Эмоционально-положительное восприятие ребёнком системы своих отношений со сверстниками

Эмоционально-положительное восприятие ребёнком системы своих отношений со сверстниками. Ориентация на мнение товарищей

4.2. Отношения с педагогами

Эмоционально-положительное восприятие ребёнком системы своих отношений с педагогами

Эмоционально-положительное восприятие ребёнком системы своих отношений с педагогами

4.3. Отношение к значимой деятельности

Эмоционально-положительное восприятие школы и учения

Эмоционально-положительное восприятие школы и учения. Понимание смысла учения «для себя»

4.4. Отношение к себе

Устойчивая положительная самооценка

Устойчивая положительная самооценка

  1. Проблемы адаптации детей к школе

C:\Users\User\Downloads\Адаптация к школе. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации_files\sgeq.jpg

4. В целях изучения тревожности детей, связанной со школьным обучением, используются два опросника «Школьная тревожность», которые заполняются учителями и родителями.

Опросник для учителей

Показатели тревожности

Часто
(2б)

Иногда (1б)

Никогда (0б)

1.

Ребёнок боится отвечать у доски

 

 

 

2.

Во время ответа начинает заикаться

 

 

 

3.

При обращении учителя легко краснеет

 

 

 

4.

Не уверен в правильности своих ответов, действий

 

 

 

5.

Панически реагирует на неудачи в учёбе

 

 

 

6.

Очень боится ошибиться при ответе

 

 

 

7.

Считает, что к нему плохо относятся в классе

 

 

 

8.

На уроке грызёт ногти, сосёт пальцы, крутит волосы

 

 

 

9.

Во время ответа совершает беспокойные движения пальцами

Опросник для родителей

Показатели тревожности

Часто (2б)

Иногда (1б)

Никогда (0б)

1.

Перед уходом в школу жалуется на плохое состояние

 

 

 

2.

Считает себя плохим учеником

 

 

 

3.

Боится, что не сможет правильно отвечать на вопросы учителя

 

 

 

4.

Жалуется на плохое отношение одноклассников, учителя к себе

 

 

 

5.

В школе неохотно расстается с родителями

 

 

 

6.

Бывают ночные страхи со школьной тематикой

 

 

 

7.

Избегает разговоров о школе

 

 

 

8.

Открыто выражает страх перед школой

 

 

 

Количественным показателем выраженности школьной тревожности является сумма баллов, полученных при оценивании ребёнка учителями и родителями. Результаты применения опросника «Школьная тревожность» удобно оформить в виде таблицы.

Ф. И. ученика

Оценка показателей тревожности учителем

Оценка показателей тревожности родителями

Об-щий
балл

1

2

3

4

5

6

7

8

 

1

2

3

4

5

6

7

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Анкета для определения школьной мотивации (разработана Н.Г.Лускановой)

1.

Тебе нравится в школе?

да; нет; не очень

2.

Утром ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

иду с радостью; бывает по-разному; чаще хочется остаться дома

3.

Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошёл бы или остался дома?

пошёл бы в школу; не знаю; остался бы дома

4.

Тебе нравится, когда отменяются какие-нибудь уроки?

не нравится; бывает по-разному; нравится

5.

Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий?

не хотел бы; не знаю; хотел бы

6.

Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

нет; не знаю; хотел бы

7.

Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям?

часто; редко; не рассказываю

8.

Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?

мне нравится наш учитель; точно не знаю; хотел бы

9.

У тебя в классе много друзей?

много; мало; нет друзей

10.

Тебе нравятся твои одноклассники?

нравятся; не очень; не нравятся

Анализ результатов. За каждый первый ответ – 3 балла, за промежуточный – 1 балл, последний – 0 баллов. 
Максимальная оценка – 30 баллов. Чем выше балл, тем выше школьная мотивация. 
25 – 30 баллов: сформировано отношение к себе как к школьнику, высокая учебная активность.
20 – 24 балла: отношение к себе как к школьнику практически сформировано (средняя норма мотивации).
15 – 19 баллов: положительное отношение к школе, но школа привлекает больше вне учебными сторонами (внешняя мотивация).
10 – 14 баллов: отношение к себе как к школьнику не сформировано (низкий уровень мотивации). 
Ниже 10 баллов: негативное отношение к школе (школьная дезадаптация). 
Анкетирование может проводиться неоднократно, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить показателем школьной дезадаптации ребёнка, а его повышение – признаком положительной динамики в обучении и развитии ребёнка, что соответствует более лёгкой адаптации.

6. Анкета для родителей


Уважаемые родители! У Вашего ребёнка – важный этап в жизни. Начинается его школьная биография. Какой она будет – зависит и от семьи, и от школы. Просим Вас ответить на следующие вопросы.
1. Фамилия, имя ребёнка _____________________________________
2. Сведения о родителях:


Ф.И.О.

Место работы, должность

Образование, специальность

Отец

 

 

 

Мать

 

 

 

  1. Адрес семьи, телефон ______________________________________
    4. Состав семьи (подчеркнуть нужное): полная семья (родители, дети), полная сложная (родители, дети, дети родителей), неполная (один из родителей не живёт в семье).
    5. На ком в Вашей семье, как правило, лежат заботы о воспитании ребёнка: _________________________________________________________
    6. Охарактеризуйте несколькими словами Вашего ребёнка и Вас как родителя:

Ваш ребёнок

Вы как родитель

 

 

7. Что, на Ваш взгляд, мешает Вам в воспитании ребёнка (детей): __ ________________________________________________________________

8. Как Вы считаете, готов ли Ваш ребёнок к школьному обучению:
а) да, в полной мере;
б) в основном готов;
в) готов в незначительной мере;
г) не готов.
9. Какие качества (характеристики) Вашего ребёнка, условия предыдущего развития, по Вашему мнению, могут препятствовать его адаптации к школе, успешной учёбе: ________________________________
10. Какие дополнительные (специализированные) занятия, по Вашему мнению, нужны Вашему ребёнку: ___________________________
11. Продолжите, пожалуйста, предложения: “Чтобы ребёнок хорошо учился, школа (учителя) должна _______________; родители (семья) должны ________________________________________________________.
12. Ознакомьтесь, пожалуйста, с возможными темами родительских собраний и отметьте те из них, которые вызывают Ваш интерес.
– Как помочь ребёнку адаптироваться к школе?
– Режим дня школьника: возможности и проблемы.
– Как помочь ребёнку в выполнении домашних заданий. 
– Развитие познавательных интересов в семье.
– В мире “нехочух”: что делать при проявлениях детского упрямства.
– Как обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка.
– Дети среди детей.
Какие ещё: _________________________________________________
13. Напишите, пожалуйста, какие дни недели и время наиболее удобны для Вашего участия в родительских собраниях _________________