Для родителей
Предварительный просмотр:
МДОУ «ШИООО» с. Халясавэй Пуровского района ЯНАО.
Воспитатель группы продленного
дня 1 класса Рулева Г.И.
ЭССЕ
«Адаптация ребенка к школе»
Содержание:
1. Введение
2. Проведение круглого стола с родителями совместно с педработниками школы.
2.1.О характере и длительности периода адаптации
2.2.О поведении младшего школьника в период адаптации
2.3.Об учете в школьной программе наличия адаптационного периода
2.4. Основные проблемы адаптации ребенка к школе
2.5.Рекомендации безболезненной адаптации детей к школе.
3. Заключение
Список литературы:
Все знают, что дети поступают в первый класс и у них начинается совершенно новая жизнь. С большим интересом и готовностью они хотят заниматься учебной деятельностью. И эта деятельность очень сильно меняет мотивы поведения младших школьников.
Поступление в школу у детей совпадает с их интенсивным психологическим развитием. И каждый ребенок по-разному проходит период адаптации к школе. Что же означает этот период? И что ожидать детям, родителям, а также учителям от него?
Своей целью ставлю подготовку всех заинтересованных лиц к более безболезненной и успешной адаптации ребенка к школе и новой социальной ситуации.
В преддверии нового учебного года за круглым столом я, как воспитатель группы продленного дня, собрала родителей детей, поступающих в первый класс, учителей начальных классов, психолога школы, школьного социального работника.
После приветственных и поздравительных слов друг к другу начинаем беседу с сидящими за круглым столом. Прежде всего мои слова обращены к родителям детей-первоклассников.
«Уважаемые родители, учителя, психологи, социальные работники! Давайте обсудим вопросы, касающиеся адаптационного периода наших дорогих первоклассников. Затем рассмотрим возможности облегчения этого периода у наших детей.
Для начала дадим определение этой самой адаптации.
Что можно сказать об адаптации? Адаптация – это естественное состояние человека, проявляющаяся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам и ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, а главное – здоровье ребенка, его отношение к школе и учебе. Процесс адаптации непрерывен. Но несмотря на непрерывность адаптации, это явление связывают, прежде всего, с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения. В детстве такими периодами являются начало школьного обучения, переход в среднее звено, переход к профильному обучению, период завершения обучения и выбора будущей профессии. Среди этих моментов самый важный и ответственный – поступление в школу. Ведь от того, как начнётся школьная биография ребёнка, зависит адаптация на последующих этапах, да и весь процесс социализации и развития личности школьника.
Достижение адаптации в социальной среде, как показано психологической наукой, может происходить принципиально разными путями, что определяет типологию адаптационной направленности. Поэтому сейчас нам надо выявить все интересующие нас вопросы по этому периоду и с помощью учителей начальных классов, психолога, социального работника обсудить их вместе и прийти к тому, как каждому из нас вести себя по отношению к нашим первоклашкам».
Один из родителей задал вопрос о продолжительности адаптационного периода. На эту тему нам ответил наш психолог.
Психолог: «Для каждого отдельного ребенка период адаптации разный и может длиться от месяца до полугода, а то и весь учебный год.
Будучи дошкольником ребенок весь день находился под контролем воспитателей. Специальных необходимых как в школе домашних заданий у него не было. К тому же теперь он станет свободным после уроков и предоставлен сам себе. Ведущим видом деятельности вместо игровой становится учебная. И выполнять теперь работу надо будет обязательно, независимо от желания самого ребенка.
Поведение школьников в период адаптации сильно меняется. Появляется повышенная усталость, ребенок может капризничать, отказываться идти в школу, при этом одни дети замыкаются, другие становятся агрессивными. Большей частью все зависит от того, насколько ребенок активен, как он строит отношения с окружающими его людьми. Например, дети-интроверты воспринимают все очень тяжело и их переживания скрытые. В тоже время дети-экстраверты в короткий срок перестраиваются, через плач, крики выплескивая свои эмоции. Ну, а самые коммуникабельные дети период адаптации проходят легче и быстрее.
Достижение адаптации в социальной среде определяет типологию адаптационной направленности.
1.Гомеостатическая направленность. Это достижение равновесия, спокойствия посредством приспособления к среде, сведения к минимуму своих желаний и потребностей. Такая направленность адаптации ведёт к формированию конформного, зависимого типа личности.
2. Гедонистическая направленность как получение наслаждения, удовольствия посредством приспособления среды к собственным потребностям. Это путь формирования эгоистической и конфликтной личности.
3. Прагматическая направленность как ориентация на получение максимальной пользы и для себя, и для окружающих, достижение успеха в социально одобряемых формах. Такая направленность адаптации соответствует интересам и личности, и общества.
Выделяем три уровня адаптированности первоклассников по системе А.Л.Венгера:
1. Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно, учебный материал воспринимает легко, глубоко и полно овладевает программным материалом, решает усложненные задачи. Прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля, проявляет большой интерес к самостоятельной работе. Всегда готовится ко всем урокам, общественные поручения выполняет охотно и добросовестно. Занимает в классе благоприятное статусное положение.
2. Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний. Понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые учебные задачи. Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле и тогда, когда занят чем-то интересным для себя. Общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.
3. Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье, доминирует подавленное настроение. Наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно, самостоятельная работа с учебным материалом затруднена, к урокам готовится нерегулярно, необходим постоянный контроль, систематическое напоминание и побуждение со стороны взрослого. Сохраняет работоспособность и внимание при удлинённых паузах для отдыха, для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная помощь учителей и родителей. Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям только часть одноклассников.
Обычно у людей выделяется четыре типа темперамента: 1.холерик; 2.сангвиник; 3.флегматик; 4.меланхолик. Чистых темпераментов обычно не встречается. Речь может идти о доминировании того или иного типа у конкретного ребенка. К тому моменту как ребенок достигает школьного возраста, его тип темперамента вырисовывается более отчетливо.
Подробнее рассмотрим каждый тип.
Холерик. По внешним проявлениям – это энергичный и активный ребенок, но он может быть гипер- или сверхэнергичным. Главная особенность при этом - процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. Такого ребенка трудно успокоить, если он «разошелся» во время игры или переключить с активной деятельности на занятия. Таким детям трудно сдерживать эмоциональные порывы, они не могут усидеть на месте.
Сангвиник. Подвижный ребенок, с высокой работоспособностью, не устает во время игр или занятий, достаточно легко переключается с одного на другое, не склонен впадать в депрессию.
Флегматик. У этого типа темперамента преобладают замедленные реакции. Они проявляются в темпе речи, в манере двигаться, в небогатой и плавной жестикуляции. Но это сильный тип темперамента, у него высокая работоспособность. Он не сразу включается в какое-то дело, но, приступив к работе, будет заниматься усидчиво, внимательно и вдумчиво. Такой ребенок спокойно выдержит тридцать – сорок минут урока. Но у него могут возникнуть трудности: если урок идет в быстром темпе, то ребенок – флегматик не всегда будет воспринимать предложенный материал. Соответственно он будет отставать в понимании и усвоении материала, медленно реагировать на вопросы учителя. В случае с ребенком флегматиком рекомендуется подбирать такие упражнения, которые строятся на длительной работе в одиночку, а на взаимодействие, лучше устроить соревнование с родителями, по схеме «Кто быстрее ответит», «Кто лучше решит». С помощью таких занятий родители облегчат ему адаптацию к темпу занятий в школе.
Меланхолик. Слабость нервной системы проявляется в низкой работоспособности, быстрой утомляемости, высокой чувствительности. Вследствие этого меланхолик очень раним в общении и во взаимодействии с окружающим миром. Из-за своей слабости меланхолик с трудом выдерживает любое напряжение – не только длительные и интенсивные умственные, эмоциональные и психические нагрузки, но и конфликты, которые он переживает особенно сильно и остро. Применительно к такому типу темперамента проблемы с дисциплиной обычно не возникают.
Что можно порекомендовать родителям, так это то, что, зная характер своего ребенка, постарайтесь подойти к нему с пониманием и терпением и постоянно следите за его поведением, настроением, здоровьем».
Еще один из родителей попросил нас дать информацию об особенностях отношения к детям-первоклашкам по школьной программе. Учительница начальных классов по этому запросу рассказала следующее: «Должны всем сказать, что период адаптации в обязательном порядке учтен школьной программой. Требованиями санитарных норм и другими документами Министерства образования регламентировано обучение в первом классе.
На адаптацию к школе наших детей отведена вся первая четверть. Здесь внимание уделяется режиму школьной жизни первоклассника: учебные занятия проводятся в первую смену, учебная неделя пятидневная, режим обучения носит ступенчатый характер.
В наиболее острый период адаптации – в сентябре и октябре - ежедневно проводятся три урока по 35 минут каждый, а четвертый урок проводится в нетрадиционной форме-заполняется прогулками, экскурсиями, развивающими играми с двигательной направленностью. Начиная со второй четверти уже проводятся четыре урока по 35 минут, и только во втором полугодии уроки первоклашек по своей длительности сравниваются с обычными уроками - 45 минут каждый. Кроме того, в первой четверти после второго урока обязательно проводится динамическая пауза: прогулка на улице, подвижные игры или экскурсия. На каждом уроке предусмотрены две физминутки. Также в период адаптации не осуществляется балльное оценивание.
Очень важно сказать вам, что в школьной программе запланирован подготовительный период. Как же он выглядит? Например, в математике это дочисловой период, когда дети учатся анализировать и сравнивать предметы и группы предметов, выявлять в речи признаки сходства и различия. Также ученики устанавливают пространственные отношения, описывают последовательность событий, расположение объектов с использованием слов, устанавливают порядковый номер объекта при заданном порядке, называют числа до 10 в прямом и обратном порядке. К тому же первоклашки в это время обогащают свой словарный запас математической терминологией».
Социальный педагог школы обратилась к присутствующим: «Уважаемые родители, как вы помните у нас весной состоялась встреча с вами в детском саду. И мы беседовали о том, чтобы вы позитивно настраивали своих будущих первоклашек к предстоящему обучению в школе, объясняли им, что это очень серьезный и трудный процесс. Как вы понимаете психологическая готовность к школе имеет особое значение.
Ваши дети при поступлении в школу уже должны уметь самостоятельно переодеваться, наводить порядок за собой, быть готовыми вовремя и правильно выполнять домашнее задание. Кстати, самостоятельная подготовка домашнего задания у учеников начальных классов должна проходить с 16.00 до 17.00».
Поступил вопрос от родителя П. Айваседо. Он звучит так: что в школьной работе запланировано в подготовительной период по русскому языку?
Учительница первоклашек пояснила по этому вопросу следующее: «В первой четверти по русскому языку проходит период добуквенный, развиваем фонематический слух, умения вычленять звуки, производим слого-звуковой анализ слов; сравниваем звуки в похожих словах. Также, на этом этапе большое внимание уделяем развитию устной речи ребенка, навыков слушания и говорения. Дети знакомятся с понятиями «слово», «гласные звуки», «ударение». Тогда же ведётся подготовка детей к обучению письму (рисование, штриховка в различных направлениях, обведение по контуру)».
Следующий вопрос от родителей на мой взгляд, как педагога, очень серьёзен: не будет ли перегружен ребенок в школе в его трудный кризисный период семилетия и стрессовый период адаптации к школе?
На этот вопрос ответит нам учительница первого класса. Она разъяснила, что в этом главная роль отводится ей. Она будет обеспечивать частую смену деятельности, проявлять терпение, поддерживать, чтобы не только не отбить желание учиться, но и заинтересовать ученика. «Начало учебной деятельности по-новому определяет отношение ребенка с взрослыми и сверстниками. Реально имеются две формы общения: «Ребенок – взрослый» и «Ребенок – дети». Эти сферы взаимодействуют друг с другом через иерархические связи. В сфере «ребенок – взрослый» помимо отношений «ребенок – родитель» возникают новые отношения: «ребенок – учитель», поднимающие ребенка на уровень общественных требований к его поведению. Только учитель, неукоснительно предъявляющий требования к ребенку, оценивает его поведение, создает условия для социализации поведения ребенка, приведение его к стандартизации в системе социального пространства – обязанностей и прав. В начальной школе дети принимают новые условия, предъявляемые им учителем, и стараются неукоснительно следовать правилам. Все это задачи учителя».
Далее родители попросили школьного психолога дать им какие-либо рекомендации по поддержке ими своих детей в их трудный адаптационный период.
Школьный психолог ответила следующее: «За год до перехода в школу, в детском саду специалистами проводятся мероприятия по обследованию дошкольников, по результатам которых родители получают рекомендации. Затем все это передается завучу школы, школьному врачу-педиатру и педагогу, которые непосредственно контролируют адаптацию ребенка.
Повторное углубленное обследование осуществляется в год поступления в школу. Тогда и формируется окончательное заключение о готовности ребенка к обучению в рамках школы. Для контроля за адаптацией ребенка к новым условиям разработан специальный лист адаптации, который регулярно заполняется учителем. В листе адаптации указывают балльную оценку по различным эмоционально-поведенческим реакциям ребенка, таким как, например, социальные контакты, познавательная деятельность, дисциплина, отдельно вносится средний балл по успеваемости, особенностям поведения.
Помимо фиксации определенных результатов, перенесенных заболеваний, динамики состояния здоровья, в листе адаптации даются медицинские и педагогические рекомендации, при необходимости ребенок направляется на консультацию к специалисту. Кроме того, раз в четверть родители отвечают на вопросы анкеты, которые также помогают выявить невротические расстройства у ребенка.
Такой тщательный контроль проводится с одной целью - вовремя выявить первые признаки дезадаптации (выраженное эмоциональное напряжение, симптомы невротизации, потеря массы тела) и назначить корригирующие медицинские мероприятия.
Главное, на мой взгляд, это соблюдать режим дня, укладывать ребенка спать не позднее девяти часов вечера. Сами родители должны иметь реалистичные ожидания: на адаптацию требуется время. И, конечно, больше помогать первоклашке, чем требовать. Кроме того, необходимо прислушиваться к рекомендациям учителя, психолога, логопеда».
К концу окончания беседы работников школы и родителей первоклассников за круглым столом я пожелала всем здоровья, терпения и желания помочь нашим детям пройти адаптацию на должном уровне и без трудностей. Мы пожелали и пообещали друг другу постоянное сотрудничество в вопросах воспитания, образования и здоровья наших учеников. Секретарь состоявшейся беседы за круглым столом раздала присутствующим методические рекомендации и листки диагностики.
Заключение.
Качества психологически здорового человека обеспечивают не только успешную адаптацию, но и продуктивное развитие человека на благо себя и общества. Норма психологического здоровья – это некий идеал, путь к которому бесконечен, и на пути к этому идеальному образу можно находить всё новые и новые ориентиры для психолого-педагогических воздействий и саморазвития.
Мы не можем анализировать детское поведение, применяя взрослые критерии, и в то же время не можем не использовать их в качестве целевых ориентиров психолого-педагогической деятельности, помогающей ребёнку потихоньку и безболезненно взрослеть, адаптироваться к большому миру.
Определяя критерии успешной адаптации ребёнка, мы исходим из следующего положения: основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие человека на всех этапах онтогенеза, т.е. во все возрастные периоды.
Список литературы:
Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога.1-4 класс/ Л.М. Новикова, И.В. Самойлова. - М.: Эксмо, 2008
Реан А.А., Костромина С.Н. «Как подготовить ребенка к школе» [текст]: / А.А. Реан, С.Н. Костромина// – М.: «Питер.ком» 1998 – 160с.
Спиваковская А.С. Популярная психология для родителей [текст]: / А.С. Спиваковская, Ю.Е. Алешина// – М.: Союз, 1997 – 304с.
Александровская, Э. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста / Э. Александровская, И. Куренкова // Журнал прикладной психологии. – 2000. – № 6.
Безруких, М.М. Ребёнок идёт в школу / М.М.Безруких, С.П.Ефимова. – М.,2000
Адаптация к школе. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации: методическое пособие. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006. – 46 с.
Приложения.
1. Основные характеристики ведущих форм деятельности и их развивающих эффектов
Характеристика ведущей деятельности | Непосредственно-эмоциональное общение | Предметно-манипулятивная | Игровая деятельность | Учебная деятельность |
1. Содержание | Другой человек и Я сам как источник любви, понимания, принятия и оценки | Способы употребления человеческих орудий и знаков | Социальные нормы и смыслы человеческих отношений | Общие способы решения классов задач |
2. Способ взаимодействия | Симбиотическое слияние | Буквальная имитация, действия по образцу | Условная воображаемая, символическая имитация | Поиск общего для партнёров способа действий при отсутствии образца |
3. Характер инициативного приглашения партнёра к сотрудничеству | Выражение доброжелательности (преимущественно невербальное) | «Покажи, как надо! Верно? Хорошо? Не получается?» – просьба образца, контроля, оценки | «Давай, как будто… Ты будешь … А я буду …» – чередование игры и межигровых коммуникаций в способах взаимодействия | «Я смогу решить эту задачу, если …» – гипотеза о недостающем знании, проверять которую предстоит сообща |
4. Чего ребёнок ожидает от взрослого партнёра | Присутствие, сопереживание, поддержка, принятие, оценка | Демонстрация образцов, пошаговая помощь, контроль и оценка | Построение общего замысла и свобода импровизации в рамках договорённости | Помощь в проверке высказанных ребёнком гипотез, указание на противоречия |
5. Новообразования, возникающие при освоении содержания ведущей деятельности | Основополагающая вера и надежда. Базисное доверие к людям, себе и миру | Речь, предметные действия | Воображение, символическая функция | Рефлексия |
6. Новообразования, возникающие при освоении ведущей формы деятельности | Потребность в другом человеке, способность доверять людям, открытость новизне | Способность к имитации | Способность к согласованным действиям с учётом игровой роли партнёра | Способность (умение) учиться |
7. При полноценном формировании возрастных новообразований наблюдаются: | Доверие к себе и другим людям | Способность обучаться по образцам и инструкциям | Способность действовать в уме, творить; социальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками | Знание границ своих возможностей и способность их преодолеть, ставить и решать задачи изменения своих ЗУНов |
8. При недоразвитии возрастных новообразований наблюдаются: | Неспособность любить и доверять, неверие в свои силы, заниженная самооценка | Орудийная беспомощность, трудности в приобретении навыков, неорганизованность | Бедная фантазия, трудности при встрече с нестандартными ситуациями, социальный эгоцентризм | Отсутствие умения учиться, преобладание рассудочного мышления |
9. При гипертрофированном развитии возрастных новообразований наблюдаются: | Зависимость от эмоциональной поддержки и оценки других людей, потребность в гиперопеке, потеря предмета сотрудничества, уход в межличностное общение | Потребность в инструкциях, отсутствие собственного мнения, некритичность, исполнительские установки, трудности в анализе образцов | Уход в фантазии, отсутствие чувства реальности, потеря направленности на результат, своеволие в целеполагании | Пренебрежение к исполнительской части действия после того, как найден общий способ его осуществления, познавательная пристрастность |
10. Вклад возраста в учебную деятельность | Доверие к педагогам, потребность в установлении отношений с ними, вера в свои силы, открытость новому опыту | Способность и склонность подражать образцам действий учителя, выполнять его инструкции и правила | Освоение роли ученика и правил жизни «настоящего школьника», готовность к учебной дискуссии | Умение учиться самостоятельно |
2. Система психолого-педагогических требований к содержанию статуса младшего школьника
Параметры психолого-педагогического статуса | Психолого-педагогические требования к содержанию статуса учащегося 1-го класса | Психолого-педагогические требования к содержанию статуса учащегося 3–5 классов |
1. Познавательная сфера | ||
1.1. Произвольность психических процессов | Высокий уровень учебной активности, самостоятельности. Способность самостоятельно спланировать, осуществить и проконтролировать результат учебных действий. Совершение учебных действий по образцу и правилу. Поддержание внимания на учебной задаче. Наличие собственных усилий для преодоления трудностей в решении учебных задач | Высокий уровень учебной активности, самостоятельности. Принятие целей, заданных учителем. Самостоятельная организация деятельности в рамках учебных или иных целей, заданных учителем. Определение важности и последовательности целей в рамках конкретной учебной ситуации. Поддержание внимания на учебной задаче |
1.2. Уровень развития мышления | Высокий уровень развития наглядно-образного мышления: вычленение существенных свойств и отношений предметов, использование схем, способность к обобщению свойств предметов. Начальный уровень развития логического мышления, способность к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных | Владение приёмами установления причинно-следственных отношений между изучаемыми учебными и житейскими понятиями |
1.3. Сформированность важнейших учебных действий | Умение выделить учебную задачу и превратить её в цель деятельности. Сформированность внутреннего плана учебных действий | Ориентация на всю систему требований задачи. Владение навыками применения логических операций: выделение существенных признаков, обобщение, классификация и др. Систематизация знаний, перенос учебных навыков |
1.4. Уровень развития речи | Понимание смысла текста и простых понятий. использование речи как инструмента мышления. Владение сложноподчинёнными конструкциями в устной речи | Понимание смысла изучаемых понятий и речи, обращённой к школьнику. Использование речи как инструмента мышления. Сложноподчинённые конструкции в устной и письменной речи, связное изложение своих идей, использование доказательств. Грамотность и богатый словарный запас устной речи |
1.5. Уровень развития тонкой моторики | Способность к сложной двигательной активности при обучении письму и рисованию | Понятность письма. Аккуратность оформления письменных работ. Способность к различным видам ручного труда |
1.6. Умственная работоспособность и темп умственной деятельности | Способность сосредоточенно работать в течение 15–20 минут. Сохранение удовлетворительной работоспособности на протяжении учебного дня. Способность работать в едином темпе со всем классом | Сохранение учебной активности и работоспособности в течение всего урока. Адаптация к учебной нагрузке. Способность работать в едином темпе со всем классом |
2. Особенности общения и поведения | ||
2.1. Взаимодействие со сверстниками | Владение приёмами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение разрешать конфликты мирным путём | Владение приёмами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение разрешать конфликты мирным путём. Способность к эмоциональным привязанностям (дружбе) |
2.2. Взаимодействие с педагогами | Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроке и вне его. Проявление уважения к учителю | Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроке и вне его. Проявление уважения к учителю. Способность к установлению межличностных отношений с педагогом |
2.3. Соблюдение социальных и этических норм | Принятие и выполнение школьных и общепринятых норм поведения | Принятие и выполнение школьных и общепринятых норм поведения |
2.4. Поведенческая саморегуляция | Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных и других ситуациях внутришкольного взаимодействия. Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний. Способность к ответственному поведению (в рамках возрастных требований) | Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных и других ситуациях внутришкольного взаимодействия. Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний. Способность к ответственному поведению (в рамках возрастных требований). Моральная регуляция поведения |
2.5. Активность и автономность поведения | Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности | Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности |
3. Особенности мотивационно-личностной сферы | ||
3.1. Наличие и характер учебной мотивации | Желание учиться, идти в школу. Наличие познавательного или социального мотива учения | Ориентация на освоение способов получения знания. Проявление интереса к закономерностям, принципам. Предпочтение трудных заданий. Наличие мотива самообразования, представленного интересом к дополнительным источникам знаний |
3.2. Устойчивое эмоциональное состояние в школе | Отсутствие выраженных противоречий между: | Отсутствие выраженных противоречий между: |
4. Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе | ||
4.1. Отношения со сверстниками | Эмоционально-положительное восприятие ребёнком системы своих отношений со сверстниками | Эмоционально-положительное восприятие ребёнком системы своих отношений со сверстниками. Ориентация на мнение товарищей |
4.2. Отношения с педагогами | Эмоционально-положительное восприятие ребёнком системы своих отношений с педагогами | Эмоционально-положительное восприятие ребёнком системы своих отношений с педагогами |
4.3. Отношение к значимой деятельности | Эмоционально-положительное восприятие школы и учения | Эмоционально-положительное восприятие школы и учения. Понимание смысла учения «для себя» |
4.4. Отношение к себе | Устойчивая положительная самооценка | Устойчивая положительная самооценка |
- Проблемы адаптации детей к школе
4. В целях изучения тревожности детей, связанной со школьным обучением, используются два опросника «Школьная тревожность», которые заполняются учителями и родителями.
Опросник для учителей
№ | Показатели тревожности | Часто | Иногда (1б) | Никогда (0б) |
1. | Ребёнок боится отвечать у доски |
|
|
|
2. | Во время ответа начинает заикаться |
|
|
|
3. | При обращении учителя легко краснеет |
|
|
|
4. | Не уверен в правильности своих ответов, действий |
|
|
|
5. | Панически реагирует на неудачи в учёбе |
|
|
|
6. | Очень боится ошибиться при ответе |
|
|
|
7. | Считает, что к нему плохо относятся в классе |
|
|
|
8. | На уроке грызёт ногти, сосёт пальцы, крутит волосы |
|
|
|
9. | Во время ответа совершает беспокойные движения пальцами |
Опросник для родителей
№ | Показатели тревожности | Часто (2б) | Иногда (1б) | Никогда (0б) |
1. | Перед уходом в школу жалуется на плохое состояние |
|
|
|
2. | Считает себя плохим учеником |
|
|
|
3. | Боится, что не сможет правильно отвечать на вопросы учителя |
|
|
|
4. | Жалуется на плохое отношение одноклассников, учителя к себе |
|
|
|
5. | В школе неохотно расстается с родителями |
|
|
|
6. | Бывают ночные страхи со школьной тематикой |
|
|
|
7. | Избегает разговоров о школе |
|
|
|
8. | Открыто выражает страх перед школой |
|
|
|
Количественным показателем выраженности школьной тревожности является сумма баллов, полученных при оценивании ребёнка учителями и родителями. Результаты применения опросника «Школьная тревожность» удобно оформить в виде таблицы.
Ф. И. ученика | Оценка показателей тревожности учителем | Оценка показателей тревожности родителями | Об-щий | ||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Анкета для определения школьной мотивации (разработана Н.Г.Лускановой)
1. | Тебе нравится в школе? | да; нет; не очень |
2. | Утром ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома? | иду с радостью; бывает по-разному; чаще хочется остаться дома |
3. | Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошёл бы или остался дома? | пошёл бы в школу; не знаю; остался бы дома |
4. | Тебе нравится, когда отменяются какие-нибудь уроки? | не нравится; бывает по-разному; нравится |
5. | Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий? | не хотел бы; не знаю; хотел бы |
6. | Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? | нет; не знаю; хотел бы |
7. | Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям? | часто; редко; не рассказываю |
8. | Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель? | мне нравится наш учитель; точно не знаю; хотел бы |
9. | У тебя в классе много друзей? | много; мало; нет друзей |
10. | Тебе нравятся твои одноклассники? | нравятся; не очень; не нравятся |
Анализ результатов. За каждый первый ответ – 3 балла, за промежуточный – 1 балл, последний – 0 баллов.
Максимальная оценка – 30 баллов. Чем выше балл, тем выше школьная мотивация.
25 – 30 баллов: сформировано отношение к себе как к школьнику, высокая учебная активность.
20 – 24 балла: отношение к себе как к школьнику практически сформировано (средняя норма мотивации).
15 – 19 баллов: положительное отношение к школе, но школа привлекает больше вне учебными сторонами (внешняя мотивация).
10 – 14 баллов: отношение к себе как к школьнику не сформировано (низкий уровень мотивации).
Ниже 10 баллов: негативное отношение к школе (школьная дезадаптация).
Анкетирование может проводиться неоднократно, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить показателем школьной дезадаптации ребёнка, а его повышение – признаком положительной динамики в обучении и развитии ребёнка, что соответствует более лёгкой адаптации.
6. Анкета для родителей
Уважаемые родители! У Вашего ребёнка – важный этап в жизни. Начинается его школьная биография. Какой она будет – зависит и от семьи, и от школы. Просим Вас ответить на следующие вопросы.
1. Фамилия, имя ребёнка _____________________________________
2. Сведения о родителях:
| Место работы, должность | Образование, специальность | |
Отец |
|
|
|
Мать |
|
|
|
- Адрес семьи, телефон ______________________________________
4. Состав семьи (подчеркнуть нужное): полная семья (родители, дети), полная сложная (родители, дети, дети родителей), неполная (один из родителей не живёт в семье).
5. На ком в Вашей семье, как правило, лежат заботы о воспитании ребёнка: _________________________________________________________
6. Охарактеризуйте несколькими словами Вашего ребёнка и Вас как родителя:
Ваш ребёнок | Вы как родитель |
|
|
7. Что, на Ваш взгляд, мешает Вам в воспитании ребёнка (детей): __ ________________________________________________________________
8. Как Вы считаете, готов ли Ваш ребёнок к школьному обучению:
а) да, в полной мере;
б) в основном готов;
в) готов в незначительной мере;
г) не готов.
9. Какие качества (характеристики) Вашего ребёнка, условия предыдущего развития, по Вашему мнению, могут препятствовать его адаптации к школе, успешной учёбе: ________________________________
10. Какие дополнительные (специализированные) занятия, по Вашему мнению, нужны Вашему ребёнку: ___________________________
11. Продолжите, пожалуйста, предложения: “Чтобы ребёнок хорошо учился, школа (учителя) должна _______________; родители (семья) должны ________________________________________________________.
12. Ознакомьтесь, пожалуйста, с возможными темами родительских собраний и отметьте те из них, которые вызывают Ваш интерес.
– Как помочь ребёнку адаптироваться к школе?
– Режим дня школьника: возможности и проблемы.
– Как помочь ребёнку в выполнении домашних заданий.
– Развитие познавательных интересов в семье.
– В мире “нехочух”: что делать при проявлениях детского упрямства.
– Как обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка.
– Дети среди детей.
Какие ещё: _________________________________________________
13. Напишите, пожалуйста, какие дни недели и время наиболее удобны для Вашего участия в родительских собраниях _________________