Страничка для родителей
Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, каким ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 272.94 КБ |
![]() | 14.98 КБ |
![]() | 33.08 КБ |
![]() | 15.79 КБ |
![]() | 11.82 КБ |
![]() | 47.6 КБ |
![]() | 53.25 КБ |
![]() | 41.08 КБ |
![]() | 198.54 КБ |
![]() | 129.57 КБ |
![]() | 45.52 КБ |
![]() | 245.74 КБ |
![]() | 252.03 КБ |
![]() | 76.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
«КРИЗИС 7 ЛЕТ»
Кризис конца дошкольного возраста и перехода к возрасту школьному, или кризис шести-семи лет, наиболее вариативен по своим проявлениям. Основной его причиной является то, что дети исчерпали развивающие возможности игр. На всем протяжении дошкольного детства игра была не просто любимым занятием мальчиков и девочек, она являлась стимулом к их прогрессивному поступательному развитию и важнейшим условием его осуществления. Через нее дети осваивали различные социальные роли и отношения, совершенствовали свои умения, оттачивали интеллект, учились управлять своими эмоциями и поведением. Через игровое взаимодействие с различными предметами они познавали окружающий мир. Но рано или поздно наступает момент, когда воображаемые игровые обстоятельства, предметы-заменители и игрушки, «невсамделишние» персонажи и роли уже не могут заполнить разрыв между простейшими утилитарными знаниями и умениями дошкольников и их потребностью познать мир во всей его полноте и сложности, уяснить скрытую от восприятия внутреннюю причинность событий, научиться предвидеть результаты собственных разнообразных воздействий. Дети стремятся стать равными взрослым, которые обладают, по их мнению, уникальными, бесценными качествами всезнания и всемогущества. Ведь именно взрослые знают ответы на все вопросы, именно им все позволено, именно они решают, как будет протекать жизнь окружающих их людей, какие события желательны, а какие нет.
Ситуация «хочу и не могу» старших дошкольников явно не устраивает. Они выбирают самые разнообразные формы протеста для выражения своего недовольства, ведь чем старше становятся дети, тем обширнее репертуар их действий. Например, ребенок начинает проявлять ревность и подозрительность в отношении родителей и других взрослых членов своей семьи. Девочки и мальчики навязчиво преследуют пап и мам, стараются не оставлять их наедине друг с другом, наивно полагая, что именно в эти моменты взрослые обмениваются какой-то особой информацией, скрытой от детей. Другой распространенной формой протеста является негативизм (отрицание). Он действует в отношении прошлого ребенка. Девчонки и мальчишки с недоверием относятся к тому факту, что когда-то они были малы, глупы и беспомощны. Это недоверие, психологическое отрицание распространяется на предметы одежды, которыми они когда-то пользовались, на их старые игрушки, книжки, высказывания. Им не верится, что раньше занятия кубиками, куклами, машинками доставляли им явное удовольствие, что это их каракулями изрисованы страницы книг. Все то, что два-три года назад вызывало восторг и восхищение, ныне вызывает у них лишь скептическое удивление. Былые любимцы валяются, пылятся по углам, свалены в кучу в ящиках. И хотя дети по-прежнему с восторгом рассматривают витрины, прилавки с игрушками, но привлекает их лишь разнообразие товаров, их сравнительная стоимость. Ребята тянутся к новой деятельности, игрушки уже не способны увлечь их по-настоящему.
Кризис конца дошкольного детства может начинаться даже в 5—5,5 лет. Тогда он протекает более очевидно и болезненно. Если же время приближено к началу занятий в школе, то он может пройти сглажено, почти незаметно для окружающих. Средством преодоления негативных проявлений кризиса является создание условий для начала освоения ребенком учебной деятельности, где он может овладеть теоретическими знаниями, прежде всего азбукой, письменностью и счетом. Ведь в период кризиса формируется готовность к школьному обучению. И в этом состоит его положительное значение. Попытки многих родителей приобщить своих детей к научно-теоретическому знанию (как можно раньше научить читать, составлять слоги и слова, писать, выполнять арифметические действия, благо соответствующих книг, пособий, игрушек сейчас хоть пруд пруди) заканчиваются неудачей именно потому, что по срокам не совпадают с кризисом конца дошкольного детства. Ребята охотно играют кубиками и буквами и цифрами, с огромным любопытством рассматривают красочно оформленные азбуки для самых маленьких. Но очень скоро они охладевают к этим занятиям, поскольку еще не миновали период игр-драматизаций. Их воображение пока господствует над разумом. Попытки же взрослых закрепить, отработать, казалось бы, сформированные умения ведут к упрямству и капризам.
Существует связь кризиса семи лет и успешности адаптации детей к школе. Дошкольники, в поведении которых до поступления в школу замечены симптомы кризиса, в первом классе испытывают меньшие трудности, чем те дети, у которых кризис семи лет до школы никак не проявлялся. Родители замечают, что «ребенок вдруг испортился», «всегда был послушным, а сейчас как будто подменили», капризничает, голос повышает, дерзит, «кривляется» и т.д. Из наблюдений: дети подвижны, легко начинают и бросают игру, требуют внимание взрослых, спрашивают о школе, предпочитают совместными со взрослыми занятия игре. Они характеризуются как «очень активные, нуждающиеся в контроле, неусидчивые, непослушные почемучки». Такие дети, придя в школу, адаптируются за короткий период.
Сейчас говорят о смещении границ кризиса семи лет к шестилетнему возрасту. У некоторых детей появляется негативная симптоматика к пяти с половиной годам, поэтому сейчас говорят о кризисе 6-7 лет.
Предварительный просмотр:
«Почему дети «плохо» себя ведут или воспитание без наказаний»
Наказание детей практикуется во многих семьях. Угрозы и упреки, пощечины и подзатыльники, ремень и запрет выходить из комнаты. А если задуматься, как больно ранит чувство вины или стыда? Все дело в том, что наказание само по себе неэффективное как воспитательный прием. Не верите? Давайте разберемся в этом повнимательнее.
Наказание вызывает у ребенка страх. От страха ребенок может перестать плохо спать. Но это лишь поверхностный эффект. Если внимательно понаблюдать за поведением ребенка, становится понятно, что он ищет способы, как отплатить обидчикам. Он может капризничать, портить вещи, делать что-то «на зло», пытаться отыграться на братьях или сестрах. Кроме того, применение наказания вызывает у ребенка ярость, обиду, желание отомстить. Эти чувства не способствуют успеху воспитания, как бы вы не хотели воспитать у него именно их.
Другими побочными эффектами наказания могут быть нерешительность, неуверенность в себе, психосоматические заболевания (снижение иммунитета, нарушение пищеварения, работы сердца) тоже часто являются следствием стресса, вызванного наказаниями.
Главная причина, почему мы считаем наказание действенным, - потому что чаще всего нежелательное поведение прекращается. Но это, однако, означает только то, что мы перестаем видеть плохое поведение в ребенке.
Наказания и угрозы учат ребенка не попадаться, делают его сообразительным, хитрым. Нежелательная же форма поведения видоизменяется со временем, становится незаметной для окружающих. А потом проявляется в поступке, причины которого мы не можем объяснить.
Так почему же дети «плохо» себя ведут?
Вообще всегда, когда ребенок «плохо» себя ведет, для этого есть конкретные и очень веские причины. Психологи предложили классификацию мотивов «плохого поведения детей». Принципиальное отличие этой классификации состоит в том, что она не столько отвечает на вопрос, почему этот ребенок «плохо» себя ведет, как указывает на то, что нужно сделать, чтобы этот ребенок все меньше и меньше хотел бы повторять свои действия.
Существует только 4 мотива, при которых дети «плохо» себя ведут:
- привлечение внимания,
- влияние на окружение,
- месть
- избегание неудачи.
1 . Привлечение внимания - «мне нужно твое особое внимание».
Наверное, самое неприятное для любого человека – чувствовать себя пустым местом, когда родители, ровесники, коллеги не реагируют на ваше присутствие, не видят, не отвечают, не замечают - что хочется сделать нормальному человеку? Повысить голос, рассердиться. Хочется так или иначе дать понять: Я - не пустое место!
Если потребность важна, она должна быть удовлетворена. И дети научились ее удовлетворять. Что делает маленький ребенок, когда ему нужно внимание? Его уже научили, как просить есть, пить, но как правильно попросить внимания? Этого многие не знают даже в зрелом возрасте.
Полуторагодовалый малыш методом проб и ошибок быстро находит способ привлечь внимание. Для этого всего лишь нужно сделать нечто плохое. Например, разбить, разлить, удариться. И тогда мама оторвется от телефона и обратит хоть какое-то внимание - пусть негативное, но внимание! У ребенка формируется стойкий условный рефлекс: хочешь внимания - веди себя плохо.
Рефлекс появился «нечаянно», но заработал, стал настолько прочным, что срабатывает в любом возрасте, стоит только человеку почувствовать себя выбитым из колеи. Мужчина уделяет мало внимания - будет скандал или пересолен ужин, дети обделяют вниманием - можно слечь с сердечным приступом. Делай плохо - и тебя заметят! Ведь в нашей жизни принято больше внимания уделять «плохому», а не хорошему поведению.
2. Влияние на окружение (демонстративное поведение)-«ты мне ничего не сделаешь».
В современной жизни дети практически не видят примеров равноправных, партнерских отношений. Наоборот, существует мода на «сильную» личность, на «крутых». Дети и подростки видят только внешнюю, эффектную сторону властолюбивого поведения. Ребенок просто не знает, что для того, чтобы быть сильным, совсем не обязательно быть агрессивным, достаточно быть уверенным в себе. Главная отличительная черта «демонстративного поведения» от «привлечения внимания» - это то, как поведет себя ребенок после того, когда вы сделаете ему замечание. Если он сразу прекратит «плохо» себя вести - он достиг своей цели. Но если его поведение станет еще хуже, его цель – влияние на социум вокруг.
3. Месть-«вредить в ответ на оскорбление».
Месть похожа на власть, но причины «плохого» поведения - глубже. Если властолюбец просто испытывает вас, то мститель искореняет внутреннюю боль, которую ему нанесли, возможно, вы сами, не заметив этого. Почувствовав свою ничтожность, страх, обиду, человек склонен отомстить за все это кому угодно.
4. Избегание неудачи – «не буду и пытаться - все равно не получится».
Эти тихие дети - вполне послушны, просто они безынициативны и беспомощны. Часто пытаются слишком подчеркнуть свои слабости и убедить взрослых, что они глупые или угловатые. Такие дети ожидают в ответ жалости и помощи в элементарных вещах.
Итак, перед нами четыре мотива плохого поведения. Рассказывая о них, мы имели в виду, что строить свои отношения с детьми с различными мотивами поведения необходимо по-разному.
На умышленное поведение ребенка, который хочет привлечь внимание, никогда не нужно обращать то внимание, которое ему необходимо, дабы не закрепить данное поведение. Но подумайте, как найти время для того, чтобы просто уделить ребенку внимание - он нуждается в этом.
Что касается поведения властолюбцев, лучшее, что может сделать взрослый - демонстрировать свою твердость, лишенную агрессии. При этом необходимо подумать, как ребенку проявить себя позитивно: дать ему право выбора, помочь почувствовать себя в чем-либо компетентным.
Предварительный просмотр:
«Готовимся к школе»
Готовность ребенка к школе не является простым показателем, то есть таким, когда можно сказать - она есть или ее нет. Готовность к школе впитывает в себя все те результаты, к которым вы стремились год за годом все 6-7 лет, и изо дня в день, воспитывая сына или дочь, создавали условия для их всестороннего развития.
Психологи и специалисты на первое место ставят мотивационную готовность к обучению. То есть, когда ребенок имеет правильное представление о школе и ее требованиях: «Мне уже 7 лет, я хочу идти в школу, чтобы выучиться хорошо, работать, стать врачом, модельером, конструктором», - говорит ребенок.
Иногда у детей не совсем правильная мотивация: «В школе лучше, чем в саду, - говорит ребенок, - там не надо спать». «В школе есть перемена, можно выходить в коридор и бегать». Дети с таким представлением о школе встретятся с непредсказуемыми трудностями и уже через несколько дней, если дома и в школе не предоставить им соответствующей помощи и поддержки, скажут, что они в школу не хотят. А есть и такие, которые знают о требованиях к школьнику и одновременно боятся, опасаются: «В школе очень трудно, я не знаю, хочу идти в школу, но страшно ...». Да!
Но и знания не у всех будущих первоклассников одинаковы. Конечно, по уровню знаний дети отличаются. Разумеется, чем больше ребенок знает, тем увереннее чувствует себя в школе. Но иногда и у маленьких «вундеркиндов» возникают трудности - дети не всегда умеют четко выразить свое мнение, вовремя отреагировать на вопрос, отстоять свою позицию. Этому еще предстоит учиться и учиться ... поэтому не стоит разделять детей на «умных» и «не очень», устраивая экзамен дошкольникам. Другое дело, когда учителя и специалисты хотят лучше познакомиться, пообщаться с будущими учениками. Этого не стоит бояться.
Итак, получается, что некоторые будущие проблемы, с которыми столкнулись сегодняшние дошкольники осенью, можно прогнозировать?
Да! Это можно предвидеть. Например, тип темперамента ребенка напрямую связан с тем, каким учеником он станет. У оживленных, жизнерадостных, подвижных сангвиников часто проблемы связаны с тем, что они непоседливые. От замедленных флегматиков нельзя требовать быстрого вовлечения в процесс работы. Меланхолики - быстро устают, а холерики - непослушание и забияки. Это в целом. А если брать конкретного ребенка - здесь ряд проблем, по поводу которых стоит посоветоваться. Поэтому родителям важно знать темперамент своего ребенка хотя бы и для того, чтобы найти ключ к его поведению, а иногда и объяснить учителю, почему ребенок именно такой.
Нередко родители оказываются в такой ситуации, когда приходится отстаивать личность своего ребенка перед авторитарной позицией учителя. На чьей стороне тогда психолог ?
Психолог всегда на стороне ребенка. Ребенок - не плохой и не хороший, он такая, какой есть. И еще. Нельзя сравнивать детей с другими детьми. Следует сравнивать ребенка с ним же, но днем, месяцем, годом ранее. Как он изменился, чего достиг? А любовь родительская - это душевная, а не умственная категория. Она должна согревать и защищать ребенка всю жизнь, давать силу, поддерживать в трудную минуту ...
Конечно, не только радость, но и чувство большой гордости охватывает ваших дочь или сына, когда вы вместе покупаете и приносите домой школьные вещи. Ребенок хочет поделиться своей радостью с бабушкой, с детьми во дворе или в саду. Такие эмоции надо подкрепить внимательным ознакомлением с каждой вещью, исследовать с будущим учеником их назначение, где он будет храниться дома, в те дни, когда его не надо нести в школу (на столе, в ящике), и как разместить в ранце, в портфеле? Как чистить и гладить школьную форму? Как вешать на плечики в шкаф?
Специально потренируйтесь с ребенком в составлении вещей в ранец. Это может быть вашим ежедневным занятием в течение недели - перед вечерней сказкой. Чтобы избежать однообразия, занятие может проводиться как игра.
Игра «Собери в школу ранец»
Перед игрой необходимо еще раз рассмотреть с ребенком ранец: какой он привлекательный по форме, цвету, удобный по размеру, конструкции. С любовью сделанный, чтобы им было приятно пользоваться, ходить в школу. Поупражняться в застегивании и расстегивания молнии, липучек, замочков, рассмотреть все отделения, поговорить об их назначении. Чем лучше ученик ухаживает своим ранцем, тем дольше эта вещь будет служить.
Переходим к игре. На столе лежит ранец и несколько предметов: пенал, карандаши, ручка, тетради, папка, сумка для завтрака. Ребенок должен быстро и аккуратно собрать вещи в ранец. Игра заканчивается, когда все вещи сложены и ранец закрыт. На другой день игру можно повторить, используя часы - определять, сколько времени нужно для того, что маленький ученик правильно и аккуратно сложил вещи в портфель.
Вы сделали все, что могли, что подготовить малыша к важному этапу его жизни-походу в первый класс. И все же вы беспокойные - как же оно все будет? И ваш ребенок тоже нервничает, переживает.
Чтобы проверить и успокоиться, нужно проверить, что знает ваш ребенок о школе, о том, как надо вести себя в новых условиях.
Предварительный просмотр:
Влияние родительских установок
на развитие детей.
"Счастье ты моё, радость моя!"
"Не твоего ума дело!" Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями.
"А ты как думаешь?".
"Ты совсем, как твой папа (мама)…". Трудности в общении с родителями, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя.
"Папа у нас замечательный человек!" "Мама у нас умница!".
"Неряха, грязнуля!". Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности.
"Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!"
"Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!". Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей.
"Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!".
"Уйди с глаз моих, встань в угол!" Нарушения взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.
"Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!"
Предварительный просмотр:
Нелегко найти человека, который никогда бы не испытывал страха. Обеспокоенность, тревога, страх – такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психологической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль.
Эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего характера и подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности
Эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего характера и подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности.
Несмотря на общую негативную окраску, страх выполняет в психической жизни ребенка важные функции:
- Страх – это своеобразное средство познания окружающей действительности, что приводит к более критическому и избирательному отношению к ней и, таким образом, может выполнять определенную обучающую роль в процессе формирования личности;
- Как реакция на угрозу страх позволяет предупредить встречу с ней, играя защитную адаптивную роль в системе психической саморегуляции.
Причинами страха могут быть события, условия и ситуации, являющиеся началом опасности. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект, которые иногда с ним не связаны и расцениваются как беспредметные. Может вызываться страданием, если в детстве сформировались связи между этими чувствами.
Возрастные страхи, то есть страхи, характерные для определенного возрастного периода, отражают исторический путь развития самосознания человека. Вначале ребенок боится остаться один, без поддержки близких, боится посторонних, неизвестных человек. В период с 2 до 3 лет ребенок боится боли, высоты, гигантских животных. После 3 лет он боится темноты, воображаемых существ. Страх темноты совпадает по времени с развитием воображения ребенка. Иногда ребенок не может отделить реальность от вымысла, переполненная страхом перед Бабой Ягой и Кощеем как символами зла и жестокости. С 6-7 лет дети могут бояться огня, пожара, катастроф. Самым распространенным страхом после 7 лет исследователи считают страх смерти: дети сами боятся умереть или потерять родителей.
Такие детские страхи довольно распространены. Их источник – взрослые, окружающие ребенка, которые непроизвольно «заражают» ребенка страхом, тем, что слишком настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывают на наличие опасности. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи – упадешь», «Не бери – обожжешься», «Не гладь – укусит». Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже распознает сигнал тревоги и переживает страх.
В проблеме профилактики детских страхов важны следующие моменты:
- Детей ни в коем случае нельзя пугать – ни дядей, ни волком, ни лесом – стремясь воспитать его послушными. Ребенку согласно его психического развития следует указывать на реальную опасность, но никогда не запугивать придуманными коллизиями.
- Взрослые никогда не должны стыдить ребенка за страх, который он испытывает. Насмешки над боязливостью ребенка можно расценивать как жестокость.
- Ребенка никогда не следует оставлять одного в незнакомом для него окружении, в ситуации, когда возможны различные неожиданности.
Эффективные методы и приемы предупреждения и преодоления детских страхов:
1. Повышение общего уровня эмоциональных переживаний ребенка (достижения комфортности в общении, в ожидании новой игры, максимальное развертывание критериев оценки и похвалы). При этом большое внимание уделяется в детском коллективе атмосфере принятия, безопасности, чтобы ребенок чувствовал, что его ценят несмотря на успехи.
2. Метод последовательной десенсибилизации, суть которого заключается в том, что ребенка помещают в ситуации, связанные с моментами, которые вызывают у него тревогу и страх.
3. Метод «реагирования» страха, тревоги, напряжения, которая осуществляется с помощью игры-драматизации, где дети с помощью кукол изображают ситуацию, связанную со страхом.
4. Манипулирование предметом страха (приемы «рисование страхов», «рассказы о страхах») в ходе этой работы ситуации и предметы страха изображаются карикатурно.
5. Эмоциональное переключение, «эмоциональные качели» (ребенку предлагают изобразить смелого и труса, доброго и злого и тому подобное.
Чего боятся наши дети
Это зависит от возраста ребенка.
- В год малыши боятся окружающей среды, посторонних людей, отдаление от матери.
- От 1 до 3 лет – темноты, ребенку страшно оставаться одному, бывают также другие страхи.
- От 3 до 5 лет у детей встречается страх одиночества, темноты, замкнутого пространства, сказочных персонажей (как правило, в этом возрасте они ассоциируются с реальными людьми).
- От 5 до 7 лет преобладают страхи, связанные со стихиями: пожаром, глубиной и т. п., боязнь родительского наказания, животных, боязнь страшных снов, потери родителей, боязнь заразиться какой-либо болезнью.
Советы родителям по снижению уровня страхов или тревоги у детей:
Помните, что детские страхи – это серьезная проблема и не надо воспринимать их только как «возрастные» трудности.
Не иронизируйте, ребенок поймет, что защиты ждать не от кого, и окончательно закроется.
Направляйте и контролируйте просмотр детских мультфильмов, старайтесь, чтобы дети смотрели передачи с положительными героями, ориентированные на добро, тепло.
Стремитесь к тому, чтобы в семье была спокойная, доброжелательная атмосфера, избегайте ссор, конфликтов, особенно в присутствии детей.
Не запугивайте ребенка: «Не будешь спать – позову волка» и тому подобное.
Больше поощряйте, хвалите, одобряйте и морально поддерживайте ребенка.
Рисуйте с ребенком страх и все то, чего он боится. Тему смерти лучше исключить.
Можно предложить уничтожить рисунок: порвать или сжечь.
Не ждите быстрого результата, страх не исчезнет сразу.
Посмейтесь вместе с ребенком. Этот способ предполагает наличие бурной фантазии у родителей. Если ваш ребенок боится, например, грозы, постарайтесь придумать какую-нибудь историю (обязательно страшную) из собственного детства о том, что вы и сами точно так же боялись грозы, а потом перестали. Пусть сын или дочь посмеется с вас. Ведь одновременно они смеются и над своим страхом, а значит, уже почти победили его. Важно, чтобы малышу было понятно: «У мамы или папы были такие же страхи, а потом они прошли, следовательно, это пройдет и у меня».
Играйте по ролям. Игры по ролям хороши тем, что позволяют моделировать практически любую ситуацию, которая вызывает у ребенка тревогу, и решить ее ненавязчиво в игре, формируя таким образом в сознании ребенка опыт преодоления своего страха.
Несколько игр и упражнений на преодоление страха и повышение уверенности в себе:
«Качели»
Участвуют как ребенок, так и взрослый. Ребенок садится в позу «зародыша», поднимает колени и наклоняет к ним голову. Ступни прижать к полу, руками обхватить колени, глаза закрыть. Взрослый становится позади ребенка, кладет руки на плечи сидящему и медленно покачивает его. Выполняется 2-3 минуты.
«Художники – натуралисты»
Большой лист белой бумаги, старые обои, положить на газету. Перед участниками тарелочки с красками. Позвольте себе и ребенку рисовать пальчиками, кулачками, ладошками, локтями, ногами, носками. Сюжет рисунка может быть разный: «Падают листочки», «Следы невиданных зверей», «Сказочная страна» и т.д.
«Дизайнеры»
Тюбики губной помады (старые). Каждому участнику разрешается подойти к любому участнику и «раскрасить» его лицо, руки, ноги.
«Жмурки»
Водящему завязываются глаза – остальные произносят звуки: «ку-ку», «ля-ля», «а вот и я». Поймав участника ведущий отгадывает кто это, не снимая повязку.
Предварительный просмотр:
55 фраз для похвалы ребенка и стимулирования его к лучшим своим проявлениям
Молодец!
Ты на верном пути!
Здорово!
Ты в этом разобрался!
Удивительно!
Это как раз то, что нужно!
Гораздо лучше, чем я ожидал!
Великолепно!
Поздравляю!
Прекрасно!
Я тобой горжусь!
Грандиозно!
Я просто счастлив!
Незабываемо!
Ух!
Мне очень важна твоя помощь!
Именно этого мы давно ждали!
Работать с тобой просто радость!
Это трогает меня до глубины души!
Ты мне необходим!
Сказано здорово – просто и ясно!
Для меня важно все, что тебя волнует, тревожит и радует!
Остроумно!
Талантливо!
Я сойду с ума, если с тобой что-нибудь случится!
Экстра – класс!
Ты одаренный!
С каждым днем у тебя получается всё лучше!
Ты сегодня много сделал!
Уже лучше!
Для меня нет никого красивее тебя!
Отлично!
Еще лучше, чем прежде!
Научи меня делать так же!
Потрясающе!
Тут мне без тебя не обойтись!
Классно!
Я знал, что тебе это по силам!
Поразительно!
Ты мне нужен именно такой, какой есть!
Неподражаемо!
Несравненно!
Никто не может заменить тебя!
Красота!
Я горжусь тем, что тебе это удалось!
Как в сказке!
Очень ясно!
Я сам не смог бы сделать лучше!
Ярко, образно!
Фантастика!
Очень эффектно!
Лучше, чем все, кого я знаю!
Прекрасное начало!
Ты просто чудо!
К этому осталось добавить: « Я люблю тебя!»
Каждому из нас так важно услышать это от тех, кто нам дорог
Предварительный просмотр:
30 СПОСОБОВ С ПОЛЬЗОЙ ЗАНЯТЬ МАЛЫША
1. Берем бутылочки, баночки, пузырьки разных размеров, отвинчиваем крышки, перемешиваем и предлагаем малышу подобрать и завинтить крышки.
2. Губка, детское мыло и посуда. Медленно показываем мастер-класс по мытью кастрюли и предлагаем карапузу помыть, например, чайник.
3. Любая крупа, щетка, совочек. Рассыпаем и подметаем!
4. Губка, поднос вода. Разливаем – вытираем!
5. Пуговицы, шнурки, кнопки, крючки. Делаем, например зайчика и морковку и скрепляем их между собой либо шнурком, либо пуговицей и петлей, либо крючком и петлей и играем в «покорми зайчика морковкой». И таких разнообразных игрушек можно сделать очень много.
6. Лоскутки разной текстуры (шелк, хлопок, шерсть). Обсуждаем: этот колючий, этот мягкий, а этот скользкий. Предложить на ощупь подобрать к ним пары.
7. Мелкие предметы (пуговицы, мозаика, шарики) бросаем в банку с водой и вылавливаем поварешкой или ложкой.
8. Мешочек с 8-10 знакомыми малышу предметами (ленточка, карандаш, расческа, резиновый зайчик и пр.). Малыш вытаскивает с закрытыми глазами предметы и называет их. Потом можно усложнять задание – сложить все предметы на букву «д». Так тренируются тактильные ощущения и можно выучить все буквы алфавита, тренируется способность выделять звуки в словах.
9. Две тарелки, губка, лейка. Наливаем в одну тарелку воду и губкой переносим водичку из одной тарелки в другую.
10. Бисер, коробочки. Перемешиваем бисер сначала и просим разложить (по цвету или размеру) по разным коробочкам – сначала по 2-ум, потом в три коробочки и т. д.
11. Бусинки, желобок (сделать из шланга, н-р), блюдце. Делаем желобок-горку и скатываем бусинки по желобку в блюдце. Можно посоревноваться ребенком – чья бусинка докатится быстрее, и если ребенок догадается, что чтобы бусинка катилась быстрее, нужно увеличить угол наклона – это просто здорово!!!
12. Листки бумаги. Делаем оригами! Ведь мять, складывать или рвать бумагу – это также развитие ловкости рук и мелкой моторики. Так же оригами развивает пространственное воображение, учит читать чертежи, развивает творческие способности.
13. Мешки с грузами в 1, 2, 3 кг на веревке. Малыш их будет таскать за собой. Это развивает силу и выносливость рук, крупную моторику.
14. Любые фигурки с дыркой для нанизывания на шнурок;
15. Деревянные гвоздики с молотком. Их можно забивать в пластилин или мягкую глину.
16. Банка с отверстиями в крышке – через них можно кидать пробки, бусины, мячики из поролона, пуговицы.
17. Мешочки с бобами, фасолью – можно пересыпать или сортировать, а можно в мешочках прятать мелкие игрушки и просить малыша найти;
18. Канцелярские кнопки и пенопласт.
19. Форма для льда и пинцет, бусинки или ягодки. Малыши до года пусть вынимают ягодки пальчиками.
20. Пусть малыш сядет в свой стульчик, насыпьте ему на столик муку - пусть "рисует" пальчиком, палочкой, кисточкой.
21. Поднос, манка и фасоль, сито. Пусть малыш ищет в манке спрятанные фасолины и складывает их в баночку. Покажите, как можно отсеять с помощью сита манку, а фасоль останется в сите.
22. Небольшая коробка без крышки и прищепки. Если малыш совсем маленький, сами нанизываем прищепки по периметру коробки, а он пусть снимает. Деткам постарше можно показать, как "пристегивать" прищепки, и они будут стараться сами.
23. Магнит (желательно покрупнее), и разные предметы- металлические и нет. Малыш проверяет, что примагничивается, что нет.
24. Пластиковая чаша с водой, капля жидкого мыла и венчик. Пусть малыш "взбивает" пену.
25. Три кастрюли разного диаметра и крышки. Пусть подбирает "правильную" крышку. Еще можно сложить кастрюли одну в другую.
26. Разбираете посудомойку? Пусть ребенок сам вытащит из корзинки ложки и вилки, только остерегайтесь острых предметов.
27. Высокий пластиковый стакан или ваза с водой, разные небольшие предметы: желуди, гайки, бусины, пластиковые детальки, пробки, шарики из фольги. Пусть малыш бросает предметы в воду и наблюдает, какие тонут, а какие - нет. Комментируйте: тяжелый, легкий.
28. Достаем запасливо припасенные старые журналы или газеты… Их можно рвать – на полосы или кусочки - и тогда развиваются соотносящие движения руки и хватание. Только сначала нужно показать, как это делать правильно. Захватываем пальцами обеих рук лист, а потом тянем в разные стороны. Моему сыну больше всего нравится заключительная часть этого действия – бросание клочков вверх со словами: «Осень наступила!». Потом вместе весь этот листопад собираем.
29. Пластилин спешит на помощь! Не будем заниматься лепкой всерьез. Просто сначала помнем его в руках – совмещая самомассаж пальчиков и рук и развивая мышцы. Потыкаем в него и поделаем дырочки одним выпрямленным указательным пальцем или всеми сразу. А потом раскатаем лепешку и будем втыкать в него все мелкое, что под руку попадется: бусины, камешки, ракушки, крупы и бобовые и прочая.
30. Шнуровать, открывать- закрывать молнии, липучки очень полезно. Есть много игрушек, в которых используется этот прием. Но можно отлично обойтись и без них. Приносим груду вещей и устраиваем тщательный обыск.
И помните, один из самых важных принципов Марии Монтессори - не помогайте ребенку, пока он сам не попросит!!!! Пусть не все получается сразу, для ребенка ценно то, что он сам смог, а не результат, полученный мамой! Соблюдайте технику безопасности - не оставляйте ребенка с мелкими предметами без присмотра.
Предварительный просмотр:
Если ребенок «плохо» себя ведет…
Плохое поведение ребенка необходимо корректировать в том случае, если оно становиться регулярным на протяжении длительного периода времени. Причиной тому может быть как отсутствие сотрудничества родителей с ребенком, так и особенности характера чада. Иногда, ребенок становится совсем неуправляемым и приходится применять всевозможные методы, чтобы добиться желаемого результата.
Чего делать не стоит?
Кричать
Окрики типа "Перестань сейчас же" или "Нельзя это делать" только подзадоривают непослушного ребенка. И соответственно не работают. Во-первых, потому, что фразы были сказаны с раздражением и злостью. А это говорит об отсутствии сотрудничества между родителем и ребенком. Таким образом, крик только накаляет сложившуюся негативную ситуацию.
Игнорировать поступки
Игнорируя негативное поведение сына или дочери во избежание ссоры нельзя рассчитывать на то, что ситуация уладиться сама собой. Позволяя детям нарушать установленные правила, появляются возможности нарушать остальные догмы. С течением времени дети перестают уважать взрослых. И контролировать их поступки будет практически невозможно.
Угрожать и подкупать
Угрожая ребенку, родитель показывает свое бессилие. Дети могут выполнить желаемое, но уважение к родителям будет меньше с каждым разом.
Подкупать ребенка методом поощрений за хорошо выполненную работу также не стоит. Со временем, он привыкнет и стимула работать у него не станет совсем. А зачем выполнять то, что нужно задаром?
Следовать за ребенком
В момент ссоры, ребенок может выбежать из своей комнаты. Ни в коем случае не стоит догонять его, доказывая свою правоту. Пусть чадо остынет и подумает наедине о своем поведении.
Применять телесные наказания
В момент стресса и отчаяния родители могут бить ребенка. Делать этого не стоит только потому, что:
- Телесные наказания могут подорвать веру в родителей.
- Если ребенок регулярно переживает телесные наказания, он может применить эту модель поведения на себе. Общаясь с другими детьми, ему ничего не будет стоить обидеть ребенка, слабее его.
Какие методы работают?
Доброжелательность
Какая бы ситуация ни возникла, следует всегда оставаться доброжелательным человеком. Это непросто. В ситуации, когда кажется, что не кричать невозможно, следует пересилить себя и говорить тихим, спокойным голосом. Не смотря на бушующие в душе страсти. Изменение поведения не останется незамеченным и ребенок оценит старания, заметит позитивные перемены в поведении родителя.
Стоит больше замечать в ребенке хорошего. Хвалить за малейшие изменения в характере. Изменившись самостоятельно, большинство детей отлично трансформируются, следуя примеру близкого человека.
Необходимость сближения
Если первое правило не принесло должных плодов, нужно попробовать сблизиться с ребенком. На самом деле, именно нехватка внимания родителей заставляет ребенка делать пакости. Следует постараться выделить больше времени для общения с ребенком. Можно разгрузить свой график насколько это возможно и уделить время чаду.
Альтернатива
Прежде, чем запретить ребенку баловаться, можно придумать ем альтернативный вариант. К примеру, если ребенок мешает на кухне, балуясь ложкой, ему можно предложить поучаствовать в приготовлении блюда. Он обязательно оценит ответственность работы, которую ему доверили. Также, важно установить главные правила, о которых время от времени напоминать детям. Но их не должно быть много.
Сопереживание
Иногда, проблемы детей кажутся такими незначительными, что родители могут над ними просто смеяться. Ребенку же, непонятна такая реакция близких людей. Чтобы стать ближе малышу, важно уважать его проблемы, относиться к нему, как к личности, не критикуя, а сопереживая и участвуя в разрешении переживаний.
Четкие указания
Если ребенок обладает сложным характером, стоит четче ставить перед ним задачи. После озвученной просьбы, ребенок становиться вялым и неактивным, игнорируя выполнение задачи. Добиться желаемого можно, повторив задачу четким тоном.
Правила для всех
Если установленные правила в семье есть, они должны быть для всех членов семьи. Не справедливо будет, если младшему нельзя будет играть ножом, а старшему это позволено. Наблюдая за тем, как остальные члены семьи выполняют правила, ребенок станет сотрудничать с родителями.
Стараясь исправить поведение ребенка, важно пересмотреть свое поведение, возможно, сами того не ведая, мы показываем свои слабости и даем волю эмоциям. Научившись работать в равноправном тандеме с детьми, жить станет намного легче.
Предварительный просмотр:
Профилактика плохого поведения.
Уважаемые родители!
Выполняя перечисленные ниже рекомендации, Вы избавите себя от бесконечного ряда проблем, связанных с воспитанием ваших детей, или, по крайней мере, сведете эти проблемы до минимума.
1. Следите за собой и своим самочувствием.
2. Если вы состоите в браке, придавайте большое значение своим супружеским взаимоотношениям.
3. Старайтесь хотя бы несколько минут в день посвящать себя неформальному общению с детьми.
4. Не запрещайте детям выражать свои чувства, а, наоборот, старайтесь побудить их к этому. Почаще доверяйте им собственные чувства.
5. не требуйте от детей немедленного исполнения ваших желаний, старайтесь обо всем договариваться заранее.
6. всегда держите данное слово.
7. Стимулируйте поддержание порядка и определенного режима дня.
8. Старайтесь как можно больше узнать нового о себе, о своих потенциальных возможностях. Не замыкайтесь в себе.
9. Исключайте из своей жизни чрезмерное напряжение и торопливость.
10. Побольше шутите и веселитесь!
Предварительный просмотр:
ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ, ИЛИ ПОНЕМНОГУ О РАЗНОМ
- В отношениях с ребенком не полагайтесь на силу. Это ожесточит его и приучит к тому, что считаться нужно только с силой.
- Не давайте обещаний, которые вы не можете выполнить. Это поколеблет веру ребенка в вас.
- Не делайте за ребенка то, что он в состоянии сделать сам. Он может и в дальнейшем использовать вас в качестве прислуги.
- Не поправляйте ребенка в присутствии посторонних. Если вы скажете ему все спокойно, с глазу на глаз, он обратит гораздо больше внимания на ваше замечание.
- Не читайте ребенку нотации и не ворчите на него, иначе он будет вынужден защищаться, притворяясь глухим.
- Смиритесь с тем, что ребенок любит экспериментировать. Так он познает мир.
- Лучший способ воспитать ответственность и уверенность в себе — предоставить ребенку возможность самостоятельно принимать решения.
- Ребенок учится на собственном опыте, поэтому не следует оберегать его от последствий собственных ошибок.
- Поощряйте любознательность ребенка. Если вы попытаетесь отделаться от него, когда он задает откровенные вопросы, ребенок будет искать ответ на стороне.
- Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно, с пониманием, не перебивая и не отворачиваясь. Не дайте ему заподозрить, что вас мало интересует то, о чем он говорит.
- Не задавайте слишком много вопросов и не устанавливайте множество правил для ребенка: он перестанет обращать на вас внимание.
- Пусть ребенок дает волю своим фантазиям. Живое воображение — дар, присущий детству. Никогда не подавляйте его!
- Появление малыша в семье может вызвать кризис в жизни старшего ребенка. Относитесь к детям одинаково. Старший ребенок должен знать, что вы любите его ничуть не меньше.
- Хороший способ прекратить ссору между детьми — сменить обстановку, отвлечь их.
- Не сравнивайте ребенка с другими детьми, любите его таким, какой он есть. Если вы хотите развить у ребенка определенные качества, относитесь к нему так, словно они у него уже есть.
Предварительный просмотр:
Развитие психических процессов
Внимание
1. В каждое занятие включайте упражнения, игры на развитие внимания, широко представленные в литературе для педагогов и родителей.
2. Включайте в занятия задания, требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку и т. п.
3. Почаще предлагайте детям, особенно с низким показателем развития внимания, следующее упражнение: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).
4. Используйте дидактические игры с четко выраженными правилами.
5. Регулярно включайте детей в выполнение заданий по предварительно разработанному плану действий: можно выполнять постройки из конструкторов, рисунки, орнаменты, аппликации, поделки, форму которых вы задаете словесно или с помощью схемы.
6. Тренируйте детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами.
7. Предлагайте детям:
- повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами;
- неоконченные фразы, которые нужно закончить;
- вопросы, на которые необходимо ответить, поощряя тех детей, кто старается чаше отвечать на них.
8. Учите сравнивать, анализировать образец и результаты своей или чужой работы, находить и исправлять ошибки.
9. На уроках в школе от детей потребуется быстрое переключение внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно формировать с помощью двигательных упражнений. Ребенок должен начш-'йть, выполнять и заканчивать свои действия по кокан-де взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать и т. п.
10. Периодическое переключение с одного вида работы на другой, многогранная структура занятия, активная познавательная деятельность, формирование операций контроля и самоконтроля — такой подход сделает занятие интересным для детей, что само по себе будет способствовать организации их внимания.
Память
1. При объяснении детям нового материала и при повторении уже знакомого сочетайте словесное объяснение с показом натуры или с изображением тех предметов или явлений, о которых идет речь, используйте рисунки, таблицы, схемы (особенно для детей с хорошей зрительной памятью).
2. К детям с недостаточно хорошо развитой слуховой памятью необходим индивидуальный подход: опора не только на слух, но и на другие органы чувств (зрение, обоняние, осязание).
3. Для улучшения процесса памяти воспитывайте у детей приемы осмысленного запоминания и припоминания, умения:
П анализировать, выделять в предметах определенные связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия;
О осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким-то общим признакам;
0 классифицировать предметы и явления на основе обобщения;
СИ устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами для заучивания и окружающими предметами.
4. Включайте игры и упражнения для развития памяти в каждое занятие.
Мышление. Речь
Мыслительный процесс состоит из ряда операций. Наиболее распространенные из них — анализ, синтез, аналогия, сравнение, обобщение, классификация. Чаще всего многие из них не осознаются. Поэтому цля того, чтобы ребенок активно владел умственными операциями, их аадо выделить, довести до уровня осознания и специально им обучить. I. Включайте в занятия задания на:
И сравнение пары предметов или явлений — нахождение сходства и различия между ними;
И классификацию, обобщение различных предметов по общим призна кам;
- нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными;
- складывание целого из частей (разрезные картинки);
- последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним;
- осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);
1 задания на сообразительность, логические рассуждения и т. д. 8
2. Занятия по рисованию, лепке, изготовлению различных поделок должны не только включать копирование образца и отработку отдельных графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать.
3. Расширяйте кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливайте у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книжки, анализируя поведение людей.
4. В целях развития речи:
- после чтения вслух сказок, рассказов просите детей пересказать услышанное, ответить на вопросы, задать свои;
- развивайте у детей умение строить рассказ по картинке, заданному плану, заданной теме;
- упражняйте детей в построении выводов, рассуждений, умозаключений;
- учите детей доказывать свое мнение, выражать его.
На занятии должен звучать не монолог воспитателя или родителя, а диалог с ребенком или группой детей.
Мелкая моторика
Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Поэтому желательно ежедневно делать какие-либо упражнения:
- катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики;
- разминать пальцами пластилин;
- запускать пальцами мелкие волчки;
- сжимать и разжимать кулачки, при этом можно представлять, как, будто кулачок — бутончик цветка (утром он проснулся и раскрылся, а вечером заснул — закрылся, спрятался);
- делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь;
- двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу: сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит (упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой);
- показывать отдельно только один палец — указательный, затем два —
указательный и средний, далее три, четыре и пять;
- показывать только один большой палец отдельно;
- барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
-махать в воздухе только пальцами;
-кистями рук делать «фонарики»;
-хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе;
собирать все пальчики в щепотку (пальчики собрались вместе — разбежались);
- нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку;
- наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль);
(И завязывать узлы на толстой веревке, шнуре;
- застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиком.
Полезны такие виды деятельности, как изобразительная, конструктивная.
Предварительный просмотр:
Что же называется школьной готовностью. Готовность к школе — это совокупность определенных свойств и способов поведения ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении школьного обучения. Готовность к школе следует рассматривать как разветвленную сеть связанного целого: она всегда зависит от условий в конкретной школе, от качеств ребенка и от профессиональной квалификации работающих в школе учителей. ПЕДАГОГ. Ясно, что готовность к школе нельзя свести к каким-то двум-трем показателям, изолированным друг от друга. Например, если ребенок умеет уже читать и считать, значит, он готов к школе и т.п. Готовность к школе характеризуется большим числом признаков, которые тесно между собой взаимосвязаны и взаимообусловлены. Готовность к школе — это не «программа», которой можно просто обучить (натренировать). Скорее, это интегральное свойство личности ребенка, которое развивается при общих благоприятных условиях в многообразных ситуациях жизненного опыта и общения, в которые включен ребенок в семье и других социальных группах. Она развивается не путем специальных занятий, а непрямым образом — через «участие в жизни». Более подробно останавливается на психологической готовности, которая включает: ИНТЕЛЕКТУАЛЬНУЮ ГОТОВНОСТЬ МОТИВАЦИОННУЮ ГОТОВНОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО- ВОЛЕВУЮ ГОТОВНОСТЬ КОММУНИКАТИВЕАЯ ГОТОВНОСТЬ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНУЮ ГОТОВНОСТЬ предполагает развитие внимание, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии. (Например: морковь – огород, грибы – лес и т.д.) К 6-7 годам ребёнок должен знать: свой адрес и название города, в котором он живет; название страны и ее столицы; имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы; времена года, их последовательность и основные признаки; названия месяцев, дней недели; основные виды деревьев и цветов. Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери. МОТИВАЦИОННУЮ ГОТОВНОСТЬ… Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учёба – это труд, дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку. Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. «Вот пойдёшь в школу – там за тебя возьмутся, никто там тебя жалеть не будут. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы. Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы. Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей. ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ предполагает наличие у ребенка: способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу. Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании. Для развития воли хороши настольные игры, где необходимо соблюдать правила игры, и подвижные. Например, игра «Зеркало», «Запрещённое число», «Да и нет». Не ругайте ребёнка за ошибку, а разберитесь в её причине. Структура головного мозга, отвечающая за произвольность поведения, формируется к 7 годам, поэтому ваши требования должны быть адекватными его возрасту. Не исказите веру ребёнка в себя как в будущего школьника ни страхом, ни «розовой» водичкой облегчённых ожиданий. Относитесь к ребёнку, как к себе, мы ценим себя по тому, что можем и умеем, так как всё знать невозможно. КОММУНИКАТИВЕАЯ ГОТОВНОСТЬ - Проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить. В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе. «Портрет» первоклассника, не готового к школе: • чрезмерная игривость; • недостаточная самостоятельность; • импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность; • неумение общаться со сверстниками; • трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса; • неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции; • низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие; • плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно- моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами); • недостаточное развитие произвольной памяти; • задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.). Как помочь ребенку подготовиться к школе? Особенно внимательно необходимо готовится к школе, если: • беременность и роды протекали с осложнениями; • ребёнок перенёс родовую травму или родился недоношенным; • ребёнок страдает желудочно-кишечными заболеваниями, энурезом, подвержен частым простудам, есть нарушение сна; • ребёнок с трудом находит контакт со сверстниками, эмоционально не устойчив; • вы замечаете двигательную заторможенность или гиперактивность. На что надо обратить внимание… 1. Выбор школы. Если ребёнок в детстве часто болел, если ему трудно долгое время удерживать внимание на чём-то одном, если вы видите, что он морально не готов стать первоклассником — посоветуйтесь с психологом, какой класс для обучения выбрать, нагрузка в первый год учёбы должна быть посильной для ребёнка. 2.Самостоятельность. Ребёнок должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться. Очень важно приучить ребёнка к гигиене. Научите малыша убирать своё рабочее место, бережно относиться к вещам. Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Поручите ему какие-нибудь домашние дела, он научился выполнять свою работу без помощи взрослых. Старшие дошкольники могут накрывать на стол, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, присматривать за младшими детьми, кормить рыб, птиц, котёнка, поливать цветы. Родители не должны делать то, что дети забыли или не захотели выполнять. Практика показывает, если дети до поступления в школу имели дома посильные для них обязанности, они легче справлялись с учебной деятельностью. III. Этап социологического исследования На данном этапе собрания обсуждаются полученные результаты, выявленные в ходе анкетирования родителей. Анкета для родителей «Определение готовности ребёнка к школе» Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы нашей анкеты: 1.Способен ли ребёнок следовать инструкции, полученной от взрослого? (Да, нет, иногда.) 2. Способен ли ребёнок сконцентрировать внимание на выполнении задания на 15-20 мин? (Да, нет, иногда). 3. Способен ли ребёнок познакомиться и общаться с другими детьми? (Да, нет, иногда.) 4. Способен ли он уступать, избегать конфликта? (Да, нет, иногда.) 5. Способен ли ребёнок к самоконтролю, умеет ли исправлять допущенные ошибки? (Да, нет, иногда.) 6. Умеет ли ребёнок читать? (Да, нет.) 7. Умеет ли писать? (Да, нет.) 8. Умеет ли решать простые задачи? (Да, нет.) 9. Может ли составить рассказ по картинке? (Да, нет.) 10. Может ли пересказать услышанный рассказ, сказку? (Да, нет.) ПЕДАГОГ. Если на все вопросы ответы утвердительные, можно сделать вывод, что ребёнок к школе готов. В детском саду, в рамках занятий по подготовке к школе, мы учим детей читать, считать, развиваем мелкую моторику, решаем логические задачи, предлагаем упражнения для развития памяти, внимания, мышления. Мы моделируем и разыгрываем ситуации, которые могут произойти с ребёнком в школе: • ребёнок не может справиться с полученным заданием; • поссорился с товарищем; • ребёнку стало плохо (заболела голова, живот, тошнит); • хочет спросить о чём-то учителя, но стесняется и т.д. Далее педагог представляет родителям результаты опроса детей предшкольного возраста «Хочу ли я в школу? И результаты интервьюирования «Чего хочет ребёнок от родителей и учителей, готовясь стать первоклассникам? Опросник для беседы с детьми седьмого года жизни 1. Хочется ли тебе идти в школу? Почему хочется или не хочется? 2. Как, по-твоему, для чего нужно учиться в школе? 3. Чем ты больше всего любишь заниматься дома, в детском саду? 4. Какие правила, по-твоему, тебе нужно выполнить, чтобы стать потом хорошим учеником? 5. Нравится тебе или не нравится, когда приходится выполнять какое-нибудь трудное задание (например, мастерить новую игрушку, рисовать, решать трудную задачку)? 6. Почему нравится или не нравится? 7. Как ты думаешь, какого первоклассника можно назвать хорошим учеником? ПЕДАГОГ. Нашу встречу хочется закончить «Напутственным словом». (Раздаёт родителям памятки с мудрыми советами; Пожеланиями родителям в процессе подготовки ребёнка к школе; Памятки по подготовки детей к школе). Напутственное слово Помните, что Ваше отношение к школе и учёбе вашего ребёнка формирует и отношение вашего ребёнка к этим явлениям. Ваше спокойное и радостное отношение к будущей школе, отсутствие завышенных требований к будущим успехам ребёнка, реалистичные оптимистические рассказы о школе, развитый познавательный интерес к окружающему миру и отсутствие страха у ребёнка перед возможной ошибкой - всё это создаёт положительную мотивацию вашему ребёнку. И, как бы не продвигались объективные успехи вашего ребёнка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он стремился бы к знаниям, не перегружайте его занятиями, развивайте его уверенность в себе, учите правильно реагировать на неудачи и конструктивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Помните, ребёнок должен быть уверен в том, что, отличник или двоечник, он всё равно для вас самый любимый! Поддержите своих детей, проявите к ним максимум Пожелания родителям в процессе подготовки ребенка к школе • Занимайтесь с ребенком систематически (2-3 раза в неделю), занятия желательно проводить в одно и то же время. • Продолжительность каждого занятия для детей 6-7 лет – не больше 30 минут. • Рисовать (писать), читать, раскрашивать, лепить, вырезать, клеить лучше за столом. Можно 10-15 минут заниматься за столом, 10-15-минут – на коврике. Это позволяет менять позу, снимает мышечное напряжение. • Не занимайтесь с ребенком, если он плохо себя чувствует или активно отказывается от занятий. • Начинайте занятие с любимых или простых для выполнения заданий. Это дает ребенку уверенность в своих силах. • Спокойно, без раздражения относитесь к затруднениям и неудачам ребенка. Не ругайте, не стыдите ребенка за неудачи. • Подбадривайте ребенка, если у него что-то не получается. Терпеливо разъясняйте все, что непонятно. • Обязательно найдите, за что похвалить ребенка во время каждого занятия. • Не заставляйте ребенка многократно повторять те задания, которые не получаются. В таких случаях следует вернуться к аналогичным, но более простым заданиям.
Предварительный просмотр:
35 ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК
1. Дайте ребенку одноразовые палочки для коктейлей и попросите засунуть их в отверстия дуршлага.
2. Игра очень похожа на предыдущую! Разница только в том, что вместо палочек для коктейлей вы дадите ребенку ушные палочки. Детям нравится заполнять все отверстия дуршлага ушными палочками. Отличная игра на развитие мелкой моторики рук.
3. Ещё одна увлекательная игра для мелкой моторики: распределение цветных помпонов по ячейкам формы для выпечки. Эта игра для деток, которые учат названия цветов и знают их различие.
Малышу даете много разноцветных помпонов, а он их раскладывает по ячейкам, сортируя по цветам.
4. Для игры вам понадобятся:
контейнер для яиц
палочки для коктейлей (желательно разноцветные)
рулоны из-под туалетной бумаги, разрезанные на кольца.
Проткните отверстия в каждой ячейке для яиц. Попросите малыша вставить в них палочки для коктейлей, а затем надеть кольца, вырезанные из рулонов туалетной бумаги.
5. Подготовьте все необходимое для этой игры! На доску для лепки прилепите шар пластилина, воткните в него палочку для шашлыка или шпажку. Попросите кроху надеть на нее кольца печенья, как показано на рисунке.
6. Игра очень похожая на предыдущую игру, только к комочку пластилина крепится коктейльная трубочка и на нее малыш нанизывает сырые макаронные изделия.
7. Игра на улице, которая поможет ребенку выучить цвет, развить внимание, координацию движения и моторику!
Разноцветными мелками нарисуйте на асфальте круги и попросите малыша стать в кружок названного вами цвета.
8. Дайте карапузу пластиковую бутылку и попросите ее наполнить разноцветными помпонами, кусочками ворсистой проволоки, цветными лентами и т.д.
9. В вертикальном положении на небольшом расстоянии от пола прикрепите или приклейте к стене картонную трубку из-под бумажных полотенец. Под ней поставьте пустой контейнер или емкость. Игра заключается в том, что малыш будет заполнять емкость, вкидывая помпоны в трубу.
10. Игра заключается в том, что ребенок будет брать кулинарными щипцами кубики и вкидывать их в пластиковую банку или контейнер
11. Еще один вариант игры – это рассыпать на поднос разноцветные помпоны, а затем попросить малыша собрать их в емкость.
12. Детям очень нравится играть с водой, поэтому предлагаю организовать игру с водой.
Поставьте две емкости, в одну из них налейте воду.
Дайте ребенку медицинскую грушу, и пусть нею переливает воду с одной емкости в другую.
13. В подготовке к этой игре малыш будет сам принимать активное участие! Дайте юному художнику краски и кисточку, чтобы раскрасить контейнеры для игры. Когда краска высохнет, вырежьте в крышках отверстия в виде маленького и большого прямоугольника. Контейнер, где отверстие с меньшим прямоугольником малыш будет заполнять палочками из-под мороженого, а контейнер с большим прямоугольником – заполнит крышками из-под лимонада или сока.
14. Внимание! Во время игры малыш может выпачкаться в краску! Суть игры состоит в том, что юный художник будет макать мочалку в разноцветные краски и делать отпечатки на бумаге или картоне.
15. Игра «Нанизывание на веревку»
Картонную трубку из-под туалетной бумаги или бумажных полотенец разрежьте на цилиндры одинаковой длины. Раскрасьте их разноцветными красками. В процессе раскрашивания должен принимать участие и ребенок.
Затем дайте малышу веревку и попросите нанизать на нее разноцветные цилиндры. Последовательность цветов называете Вы или решает ребенок!
16. Еще одна игра, когда малыш может научиться нанизывать фигуры на веревку! Для этого вырежьте из поролона фигуры в виде катушек и попросите малютку нанизать их на веревку.
17. Игра понравится даже полугодовалому ребенку. В присутствие взрослого малыш из тарелки или подноса берет разноцветные помпоны, пробки из-под бутылок, крупные пуговицы и вкидывает их в емкость через отверстие в крышке.
18. В отверстие пустой солянки кроха вставляет кусочки цветной ворсистой проволоки. Таким образом развивается мелкая моторика рук.
19. Научите свое чадо прищипывать прищепки! Для этого возьмите ведро и к его верхнему краю малыш будет прищипывать прищепки.
20. Учим малыша пользоваться молнией. Для этого к картону приклейте несколько разноцветных молний и покажите вашему малютке: как правильно расстёгивать и застёгивать молнию.
21. Игра заключается в том, что малыш вкладывает разноцветные пластиковые яичка в контейнер для яиц. Таким образом, он учит цвета и развивает моторику рук! Эти яичка можете взять из Киндер-сюрприза.
22. Игра, во время которой малыш разучивает цвета, а так же учиться застегивать прищепки.
Раскрасьте лист картона в разноцветные полоски. Затем, в те же цвета раскрасьте прищепки. Когда краска высохнет, попросите малыша прищипнуть прищепку так, чтобы ее цвет соответствовал цвету полосы.
23. Малыш учиться одевать пуговицу в отверстие. Для этой игры нарежьте разноцветные ткани на маленькие отрезки, в середину сделайте надрез. Попросите ребенка продеть пуговицу через отверстие.
24. Игра «На шнурок нанизываем пуговицы»! Для этого возьмите большое количество крупных пуговиц и научите кроху нанизывать их на шнурок.
25. Игра «Пронизываем нить в отверстия канвы»
Дайте ребенку нить или тонкий шнурок и покажите, как пронизывать его через крупные отверстия ткани.
26. Игра «Заворачиваем в фольгу предметы или игрушки»
Для этого дайте ребенку фольгу и попросите в нее завернуть игрушку или предмет! Для примера покажите: как это правильно сделать!
27. Игра с разноцветными перышками.
Вместе с малышом раскрасьте перышки в разные цвета, на бумаге нарисуйте небольшие разноцветные кружочки. Игра заключается в том, что карапуз вставляет перышко в тот кружочек, который соответствует цвету перышка.
28. Игра «Перекладывание мелких предметов из одной емкости во вторую».
Для игры можете взять емкость, пластиковую бутылку и пробки из-под вина. Попросите малютку переложить пробки из одной емкости во вторую.
29. Игра «Прикрепление магнитиков»
Дайте карапузу большое количество красивых, ярких магнитиков и покажите: как прикреплять их к любой поверхности, например к пластиковой миске. Затем малыш сам будет играть с магнитами, прикрепляя их и сдирая.
30. Для этой игры понадобится вата, пинцет и емкость для заморозки воды. Объясните своему чаду, что ему нужно будет пинцетом брать вату и перекладывать ее в ячейки контейнера.
31. Игра «Детский боулинг»
Распечатайте в компьютере фотографии членов семьи, сверните их трубочкой и склейте по краям. Поставьте их вертикально на стол. Малыш должен будет мячиком сбить эти цилиндры.
32. Спортивные упражнения на подушках
Малыш раскладывает в одну линию подушки, а затем прыгает на них, ползает и т.д.
33. Игра на ориентирование, логику и на развитие моторики рук.
Раскрутите крышки из разных тюбиков, бутылочек и т.д., выложите их в хаотичном порядке, а затем попросите малыша закрутить крышечки на каждую емкость. Причем крышечка должна соответствовать емкости.
34. Учимся прикреплять скрепки, а так же учим цвета
Для игры вам понадобятся цветные скрепки и кружочки, вырезанные из цветной бумаги. Попросите малыша прикрепить скрепки на кружочки так, чтобы их цвета совпадали.
35. Игра «Учимся клеить наклейки»
Распечатайте принтером или нарисуйте геометрические фигуры на листе бумаги, а затем попросите малыша наклеить на них наклейки. Для начала покажите: как правильно это сделать.
Детям очень нравится такая игра!