Деятельность педагога-психолога
Роль психолога в детском саду огромна. В его руках, в буквальном смысле, психическое здоровье и гармоничное развитие наших детей, ведь большую часть активного времени они проводят именно в детском саду. Поэтому, наверное, не нужно объяснять родителям, что не лишним будет поинтересоваться, что за специалист работает в вашем детском саду в должности педагога-психолога, какую он имеет квалификацию и в какой форме осуществляет свою деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ
1. Психологическая диагностика
2.Психологическая коррекция
3.Психологическое консультирование
4.Психологическое просвещение
5.Психологическая профилактика
1. Психологическая диагностики
Задача — дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим, а также воспитателям и родителям. Психодиагностическая работа в детском саду ведется по следующим направлениям:
· диагностика познавательной сферы (мышление, память, внимание, восприятие, воображение, мелкая моторика);
· диагностика эмоционально-волевой сферы (проявления агрессивного поведения, страхи, тревожность, готовность к школе);
· диагностика коммуникативной сферы (трудности в общении со сверстниками и взрослыми).
По результатам диагностики составляется психологическое заключение. В случае выявления определенных проблем психолог предлагает родителям конкретное решение, при необходимости, направляя ребенка к специалистам (неврологу или невропатологу).
В процессе диагностики психолог также изучает отношения в детском коллективе, помогая воспитателям в организации работы с конкретными детьми.
2. Психологическая коррекция
Проводится по результатам диагностики, по запросам родителей и воспитателей, по наблюдениям психолога. Каждый ребенок индивидуален. Кто-то развивается быстрее, кто-то медленнее. С учетом особенностей развития каждого малыша психолог строит психокоррекционную работу в следующих направлениях:
· эмоционально-волевая сфера: агрессивное поведение, страхи, повышенная тревожность, низкий самоконтроль, неуверенность в себе;
· коммуникативная сфера: нарушения взаимоотношений со сверстниками, нарушения благополучия в семье;
· познавательная сфера: низкий уровень развития познавательных процессов (памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия).
3. Психологическое консультирование
Состоит в том, что оно сосредотачивается на решении профессиональных проблем. В процессе консультирования рассматривается только то, что имеет отношение к решению главной задачи психологической службы образования – максимально содействовать психическому и личностному развитию каждого ребенка. Педагоги и родители получают консультацию постольку, поскольку имеют отношение к ребенку.
4. Психологическое просвещение
Под психологическим просвещением понимается приобщение педагогов и родителей к психологическим знаниям. В обществе недостаточно распространены психологические знания, не всегда выражена психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках. В педагогических коллективах, как и семьях, возможны конфликты, в основе которых – психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушиваться друг к другу, понять, простить, уступить и т.д. Поэтому психологу важно повышать уровень психологической культуры тех людей, которые работают с детьми. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить педагогов и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка; разъяснять результаты диагностических исследований; формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности; достигать понимания необходимости работы психолога в детском саду.
Консультативная и просветительская работа ведется по следующим направлениям:
1) Индивидуальная
С педагогами:
· проводится по запросам и результатам диагностики;
· обзор групп по результатам скрининговой и углубленной диагностики.
С родителями:
· проводится по запросам и результатам диагностики;
·
2)Групповая
С педагогами:
· консультация;
· тренинг.
С родителями:
· выступления на родительских собраниях;
· оформление информационных листов (памяток) и ширм в каждой группе;
· подбор психологической литературы для библиотечки родителей.
5. Психологическая профилактика
Направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. Психологическая профилактика предполагает ответственность за соблюдение в детском саду психологических условий, необходимых для полноценного психологического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе. Также психологическая профилактика предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях. Психолог должен стараться прогнозировать возможность появления проблем в психологическом развитии и становлении личности детей в связи с их переходом на следующую возрастную ступень и проводить работу в направлении их предупреждения. Психолог разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом особенностей каждого возрастного этапа.
Коррекционно-развивающая работа в нашем ДОУ осуществляется мной
в следующих направлениях:
- Проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы по результатам диагностики психологической готовности к школьному обучению
- Проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий с детьми старших групп по результатам диагностики познавательных процессов
- Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий по коррекции и развитию эмоционально-волевой и личностной сферы детей старших и подготовительных групп
* с детьми младшего и среднего дошкольного возраста провожу психопрофилактическую работу
По результатам проведенного мониторинга я определяю группу детей, нуждающихся в индивидуальной корекционно-развивающей помощи.