Деятельность педагога-психолога

Гогина Оксана Николаевна

Роль психолога в детском саду огромна. В его руках, в буквальном смысле, психическое здоровье и гармоничное развитие наших детей, ведь большую часть активного времени они проводят именно в детском саду. Поэтому, наверное, не нужно объяснять родителям, что не лишним будет поинтересоваться, что за специалист работает в вашем детском саду в должности педагога-психолога, какую он имеет квалификацию и в какой форме осуществляет свою деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deyatelnost_psihologa.docx18.1 КБ

Предварительный просмотр:

Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ 

 

1. Психологическая диагностика

2.Психологическая коррекция

3.Психологическое консультирование

4.Психологическое просвещение

5.Психологическая профилактика 

1. Психологическая диагностики

Задача — дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим, а также воспитателям и родителям. Психодиагностическая работа в детском саду ведется по следующим направлениям:

·         диагностика познавательной сферы (мышление, память, внимание, восприятие, воображение, мелкая моторика);

·         диагностика эмоционально-волевой сферы (проявления агрессивного поведения, страхи, тревожность, готовность к школе);

·         диагностика коммуникативной сферы (трудности в общении со сверстниками и взрослыми).

По результатам диагностики составляется психологическое заключение. В случае выявления определенных проблем психолог предлагает родителям конкретное решение, при необходимости, направляя ребенка к специалистам (неврологу или невропатологу).

В процессе диагностики психолог также изучает отношения в детском коллективе, помогая воспитателям в организации работы с конкретными детьми. 

2. Психологическая коррекция

 Проводится по результатам диагностики, по запросам родителей и воспитателей, по наблюдениям психолога. Каждый ребенок индивидуален. Кто-то развивается быстрее, кто-то медленнее. С учетом особенностей развития каждого малыша психолог строит психокоррекционную работу в следующих направлениях:

·         эмоционально-волевая сфера: агрессивное поведение, страхи, повышенная тревожность, низкий самоконтроль, неуверенность в себе;

·         коммуникативная сфера: нарушения взаимоотношений со сверстниками, нарушения благополучия в семье;

·         познавательная сфера: низкий уровень развития познавательных процессов (памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия).

  

3. Психологическое консультирование

Состоит в том, что оно сосредотачивается на решении профессиональных проблем. В процессе консультирования рассматривается только то, что имеет отношение к решению главной задачи психологической службы образования – максимально содействовать психическому и личностному развитию каждого ребенка. Педагоги и родители получают консультацию постольку, поскольку имеют отношение к ребенку.

4. Психологическое просвещение

Под психологическим просвещением понимается приобщение педагогов и родителей к психологическим знаниям. В обществе недостаточно распространены психологические знания, не всегда выражена психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках. В педагогических коллективах, как и семьях, возможны конфликты, в основе которых – психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушиваться друг к другу, понять, простить, уступить и т.д. Поэтому психологу важно повышать уровень психологической культуры тех людей, которые работают с детьми. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить педагогов и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка; разъяснять результаты диагностических исследований; формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности; достигать понимания необходимости работы психолога в детском саду.

 

Консультативная и просветительская работа ведется по следующим направлениям:

1) Индивидуальная

С педагогами:

·         проводится по запросам и результатам диагностики;

·         обзор групп по результатам скрининговой и углубленной диагностики.

С родителями:

·         проводится по запросам и результатам диагностики;

·   

2)Групповая

С педагогами:

·         консультация;

·         тренинг.

С родителями:

·         выступления на родительских собраниях;

·         оформление информационных листов (памяток) и ширм в каждой группе;

·         подбор психологической литературы для библиотечки родителей.

5. Психологическая профилактика

Направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. Психологическая профилактика предполагает ответственность за соблюдение в детском саду психологических условий, необходимых для полноценного психологического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе. Также психологическая профилактика предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях. Психолог должен стараться прогнозировать возможность появления проблем в психологическом развитии и становлении личности детей в связи с их переходом на следующую возрастную ступень и проводить работу в направлении их предупреждения. Психолог разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом особенностей каждого возрастного этапа.

Коррекционно-развивающая работа  в нашем ДОУ осуществляется мной 

в следующих направлениях: 

  • Проведение индивидуальных и подгрупповых  коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы по результатам диагностики психологической готовности к школьному обучению 
  • Проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий с детьми старших групп по результатам диагностики познавательных процессов 
  • Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий по коррекции и развитию эмоционально-волевой и личностной сферы детей старших и  подготовительных групп       

* с детьми младшего и среднего дошкольного возраста провожу психопрофилактическую работу 

         По результатам проведенного мониторинга я определяю группу детей, нуждающихся в индивидуальной корекционно-развивающей помощи.