Самообразование
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир» А.Дистервег
Совершенствование качества подготовки конкурентоспособных специалистов в учебном заведении напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога.
Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:
«САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».
(источник: педагогический словарь на сайте dictionary.fio.ru)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа самообразования | 136.5 КБ |
Приказ ДОиМП ХМАО-Югры от 3.04.2015 "О решении аттестационной комиссии" | 1.76 МБ |
Индивидуальный план развития учителя начальных классов | 333.36 КБ |
Мониторинг педагогической деятельности | 511.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
профессионального самообразования
«Современные педагогические технологии на уроках в начальной школе, как средство формирования и развития младших школьников на основе компетентностного подхода»
Составила: учитель высшей категории
МБОУ «СШ №5»
Гаабурда Светлана Николаевна
Мои данные:
ГАЛАБУРДА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №5»
Стаж работы (общий): 30 лет
Педагогический стаж: 30 лет
Стаж работы в данной организации: 26 лет
Специальность по диплому: учитель начальных классов; учитель экологии.
Квалификация: учитель начальных классов
Квалификационная категория: высшая.
Срок последней аттестации: 26.03.2015 года
№ пп | Виды | Содержание |
1. | Основные личные педагогические ценности: | Любовь к детям, доброжелательность, справедливость, доверие, обязательность, профессионализм. |
2. | Педагогические цели и задачи | определение зависимости развития действий контроля и самоконтроля от средств алгоритмизации. |
3. | Ожидаемые педагогические результаты: | повышение уровня профессиональной компетенции, повышение качества образования и воспитания школьников. |
Личное педагогическое кредо.
Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию.
И.Песталоцци
«В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить!»
Сократ
Актуальность
Сегодня меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, – акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности». Педагоги понимают, что одних знаний, умений, навыков недостаточно, нужно осваивать деятельностные технологии, изменять содержание уроков. Школа должна формировать опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющее современное качество образования. Цель компетентностей – помочь ребёнку адаптироваться в социальном мире. Так как обучение идёт не только в школе, а под воздействием семьи, друзей, работы, культуры, то и формирование ключевых компетентностей школьника идёт посредством обучения и воспитания, получения основного и дополнительного образования. Исследователи, рассматривая компетентностный подход, чаще всего говорят о профессиональном образовании, однако научиться приобретать знания, научиться работать, т.е. быть самостоятельным, уметь себя оценивать,- все эти качества личности формируются в период начального обучения. На основе этого можно определить необходимость формирования общеучебной компетентности младшего школьника. Общеучебная компетентность - интегральное качество личности, обеспечивающее готовность к самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию на протяжении всей жизни.
В структуре общеучебной компетентности младшего школьника мы выделили следующие компетенции:
-познавательная. Способность ученика осуществлять учебную деятельность, т.е. умение видеть границу между известным и неизвестным, знание о своем незнании, умение запрашивать и искать недостающую информацию, готовность к изменению сложившегося способа действия; умение определять сложность заданий, запрашивать помощь при возникновении затруднений; умение соотносить свою деятельность с образцом, оценивать действия по заданным критериям, вырабатывать критерии для оценки, навык взаимоконтроля и взаимооценки, самоконтроля и самооценки; умение находить ошибки в работе и исправлять их; самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи; умение планировать свою деятельность; готовность к решению творческих задач, созданию творческих работ;
- коммуникативная. Знание способов взаимодействия с окружающими. Практическое овладение диалогической и монологической речью; умение использовать средства языка в устной речи в соответствии с условиями общения, владение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Способность к осуществлению учебного сотрудничества. Умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей;
- ценностно - смысловая. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Наличие нравственного опыта, сформированных представлений о добре и зле, толерантного отношения к окружающим. Эмоционально- ценностное отношение к родному языку, пробуждение познавательного интереса к родному слову. Культура восприятия художественного произведения, эстетический вкус;
- информационная. Навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации в словарях, каталоге библиотеки. Умение представлять материал в табличном виде. Упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам. Способность добывать недостающие знания и умения, пользуясь культурными источниками информации. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. Немецкий педагог Дистервег считал, что хороший учитель не преподносит истину, а учит её находить. Поэтому воспитание у учащихся навыков самостоятельного поиска решения задачи, ведущего к успеху, и является основной задачей учителя.
Цель: способствовать формированию и развитию младших школьников с использованием различных современных образовательных технологий на основе компетентностного подхода.
Задачи:
- внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей.
- использование технологии проектной деятельности с целью формирования УУД, знаний, умений, навыков;
- углубить знания об основах компетентностного подхода в образовательном процессе начальной школы;
- формировать умения по проектированию и реализации уроков на основе компетентностного подхода в образовательном процессе;
- повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий
- способствовать развитию диагностических умений (по выявлению уровня сформированности ключевых компетентностей младших школьников).
Что даёт компетентностный подход учителю и ученику?
Компетентностный подход позволяет:
- Согласовать цели обучения, поставленные педагогами с собственными целями учащихся.
- Подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению
- Повысить уровень мотивации к учению, прежде всего за счёт осознания его пользы для сегодняшней и последующей жизни учащихся.
- Формировать успешного ученика, подготовить его к успеху в дальнейшей жизни.
- Оптимизировать труд учителя за счёт постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности учащихся в учении.
к - креативность…
о - организованность…
м -модернизация…
п - планирование…
е - единство…
т - толерантность…
е - единомышленники…
н - новизна…
т - творчество…
н - научность…
о - осведомлённость…
с - сотрудничество…
т - терпимость…
ь-
Метод формирования компетенций
К наиболее типичным методам формирования и развития ключевых компетенций, пригодных к использованию на уроках по любым предметам и во внеурочной деятельности, относятся:
- обращение к прошлому или только что сформированному опыту учащихся;
- открытое обсуждение новых знаний, в ходе которого непосредственно оказывается задействованной субъектная позиция учащихся и, опосредованно, — их прежний опыт;
- решение проблемных задач и обсуждение проблемных ситуаций, «соразмерных» опыту учащихся данного возраста;
- дискуссия учащихся, столкновение их субъектных позиций;
- игровая деятельность: ролевые и деловые игры, игровой психологический тренинг или практикум;
- проектная деятельность: исследовательские, творческие, ролевые, практико-ориентированные мини-проекты и проекты - практические работы, имеющие жизненный контекст.
Сказанное относится не только к урокам. В условиях реализации компетентностного подхода внеклассная деятельность учащихся несет не меньшую образовательную нагрузку. Она по возможности должна быть организована как групповая деятельность, в процессе которой формируется и осмысливается личный опыт при одновременном сведении к минимуму индивидуальных и фронтальных бесед классного руководителя с учащимися, докладов и сообщений на тематических классных часах, пассивного посещения классом объектов и учреждений культуры и тому подобных фронтально-индивидуальных и «некомпетентностных» форм работы они заменят некомпетентностные формы и методы.
Абсолютно некомпетентностных форм и методов учебной работы не существует. Однако некоторые формы и методы, не будучи снабжены специальными акцентами или дополнениями, такими как групповое целеполагание, самооценка и т.д., сами по себе не работают на развитие ключевых компетенций. В их числе:
- монолог учителя;
- фронтально-индивидуальный опрос;
- информирующая беседа;
- самостоятельная индивидуальная работа учащихся с учебником (или другими пособиями) по заданиям, указанным учителем;
- демонстрация видеофильма;
- экскурсия;
- проверочная или контрольная работа, проводимая в традиционной форме, и др.
В некоторых случаях использование тех или иных форм и методов обучения может привести к формированию своего рода псевдокомпетенций, способных лишь нанести вред учащемуся в дальнейшей жизни. Например, ученик получает задание написать конспект или реферат, при чем цели учителя могут быть разными: научить ребенка работать с информацией, научить навыкам конспектирования и т.д. Но эти цели чужды ученику, а тема реферата, возможно, не очень интересна. Вместо того чтобы решать исследовательскую проблему, ученик решает другую, актуальную для него проблему: как представить удовлетворяющий учителя продукт и получить хорошую отметку (списать «реферат» из одной книги, позаимствовать у друга, скачать текст из Интернета). Формируется своего рода псевдокомпетенция – умение представить вместо необходимого результата деятельности «фиктивно-демонстративный» продукт.
Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?»
Масштаб использования образовательных технологий
Технология | Масштаб использования | Достигаемые результаты | |||
Личностно-ориентированные технологии | Используются на учебных предметах социально-гуманитарного и естественно-научного направлений и во внеурочной деятельности | У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения. | Учебные результаты, индивидуальное, личностное развитие | ||
Метод проектов | Используются на базовых учебных предметах и во внеурочной деятельности | Работа по данной методике даёт возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. | Метапредмет-ные результаты, личностные | ||
Технология исследовательского обучения | Используются на базовых учебных предметах и во внеурочной деятельности | Даёт возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути её решения, что важно при формировании мировоззрения. Это необходимо для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника. | Учебные результаты, индивидуаль-ное, личностное развитие | ||
Информационно –коммуникационные технологии | Используются на учебных предметах социально-гуманитарного и естественно-научного направлений и во внеурочной деятельности | Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных уроков, доступ в ИНТЕРНЕТ. | Метапредмет-ные, предметные результаты, личностное развитие | ||
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) | Используются на уроках и во внеурочной деятельности | Использование в обучении открытых задач, имеющих достаточно размытое, допускающее варианты условие, разные пути решения, набор вероятных ответов | Метапредмет-ные, личностные результаты | ||
Технологии развития критического мышления | Используются на учебных предметах социально-гуманитарного и естественно-научного направлений и во внеурочной деятельности | Умение размышлять над тем, как получить знания (вызов); развивать аналитическое мышление и творческое мышление (осмысление); определять своё личное отношение к информации (рефлексия); умение ставить и решать проблемы. Основа для размышления младших школьников об обучении и знании | Метапредмет-ные, предметные результаты, личностное развитие | ||
Игровая учебная деятельность | Используется на уроках и во внеурочной деятельности | Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков. | Предметные и метапредмет-ные результаты | ||
Здоровьесберегающие технологии | Используются на уроках и во внеурочной деятельности | Использование данных технологий позволяет равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что даёт положительные результаты в обучении. |
| ||
Технология проблемного обучения
| Используются на базовых учебных предметах и во внеурочной деятельности | Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. | Учебные, личностные результаты | ||
Технологии организации группового взаимодействия | Используются на базовых учебных предметах и во внеурочной деятельности | Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребёнка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребёнок, применять психолого-педагогические диагностики личности. | Учебные результаты, индивиду-альное, личностное развитие | ||
Технология «Портфолио» | Используются на уроках и во внеурочной деятельности | Формирование персонифицированного учёта достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности. | Индивиду-альные достижения и личностное развитие | ||
|
|
|
|
|
|
Перечень вопросов по самообразованию:
- изучение психолого-педагогической литературы;
- разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
- проектная и исследовательская деятельность;
- анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
- продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;
- планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
Предполагаемый результат:
- разработка рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС;
- формирование у ученика внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия,
- формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;
- повышение качества преподаваемых предметов;
- участие в педсоветах, семинарах, в работе школьного и районного МО учителей начальных классов;
- умение оказать практическую помощь коллегам.
Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях предметно-цикловвых комиссий и педсовете, в работе Форсайт-центров, участие в конкурсах.
Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная)
Этапы работы над темой
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | 2015-2019. | Изучение ФГОС начального общего образования. |
Прогностический | Определение целей и задач темы. | 2016-2017 г. | Участие в тренинге личностного роста «Работа в команде. Законы установления партнёрских отношений» и семинарах для учителей начальных классов |
Практический | Внедрение опыта работы. | 2017 2019г. | Выступление на педсовете «Образовательная деятельность, как средство формирования УУД». |
Обобщающий | Подведение итогов | 2019-2020 г. | Участие в работе городского РМЦ учителей начальных классов и в проведении семинаров. |
Внедренческий | Распространение опыта работы | 2017-2020 г. | Участие в конференциях, педагогических советах, Форсайт центрах. Публикации на сайтах педагогических сообществ. |
Источники самообразования
В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?
- Курсы повышения квалификации
- Семинары и конференции
- Мастер-классы
- Телевидение
- Газеты, журналы
- Путешествия
- Видео, аудио информация на различных носителя
- Мероприятия по обмену опытом
- Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
- Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная)
- Интернет
Источники информации по теме самообразования:
- Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика, 2003. № 10
- Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11.
- Зимняя И.А. Отражение содержания ключевых социальных компетентностей в текстах действующих ГОС ВПО (теоретико-эмпирический анализ) // Проблемы качества образования: Кн.2. Ключевые социальные компетентности студента. М.: Уфа, 2004.
- Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.,2004.
- Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. 2005.№4
- Диденко Л.А. Социально-педагогическая компетентность учителя // Школа. 2001. №6
- Абросимова М.Г. Использование информационных и коммуникационных технологий…// Стандарты и мониторинг. 2004.№3.
- Пильщикова Т.Н. Коммуникативная компетентность педагога-менеджера.// Стандарты и мониторинг.2004. №3.
- Конюшенко С.М. Формирование информационной культуры педагога. // Стандарты и мониторинг. 2004. №3.
- Иванова Л.Ф. Педагогический мониторинг процесса развития профессиональной компетентности учителя иностранного языка. // Стандарты и мониторинг. 2004. № 3.
- Хотунцев Ю.Л. Образовательная область «Технология»: направления совершенствования. // Стандарты и мониторинг. 2004. №3.
- Миролюбов А.А. Коммуникативная компетенция как основа формирования общеобразовательного стандарта по иностранному языку. // Стандарты и мониторинг. 2004. №2.
- Боголюбов Л.Н. Компетентностный подход к отбору содержания образования на примере формирования компетенции избирателя. // Стандарты и мониторинг. 2004. № 2.
- Дахин А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? // Стандарты и мониторинг. 2004. № «.
- Козырева О.А. Компетентность современного учителя: современная проблема определения понятия. // Стандарты и мониторинг. 2004. № 2.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технологии конструирования. // Народное образование. 2003. № 5.
- Адольф В.А. Профессиональная компетентность современного учителя. Монография / Красноярский гос. Университет.- Красноярск, 1998.
- Аксенова Э.А. Компетентностный подход к допрофессиональной подготовке школьников в ФРГ. //Стандарты и мониторинг. 2004. № 2.
- Савенков А. Аспекты компетентности. // Директор школы. 2004. №6.
- Гера Р.Д. Проблемы формирования гражданско-правовых комптенций. // Образование в современной школе. 2004. № 7.
- Яруллов А. Познавательная компетентность школьников. // Школьные технологии. 2004. № «.
- Панченко Л. Конкурентов не боимся. // Учитель года. 2004. № 3.
- Профессиональная компетентность педагога / Под редакцией Л.А. Густокашиной. – Пермь, 2007.
- Нестеров В.В., Белкин А.С. Педагогическая компетентность. – Екатеринбург, 2003.
- Постдипломное педагогическое образование: проблемы качества / Под общей редакцией С.Г. Вершловского. – Санкт-Петербург, 2003.
- Хуторской А.В. Современная дидактика. – Издательский дом «Питер», 2001.
- Управление школой: Словарь-справочник руководителя образовательного учреждения / Под редакцией А.М. Моисеева, А.А. Хвана. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – С. 101.
- .Гетманская А.А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся. Сайт ИД
«Первое сентября». Сайт фестиваля 2003-2004.
29. Зеер Э.Ф., Павлова A.M., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М. -2005
30. Ирхина И.В. Современные ориентиры развития школьного образования в России. //
Гуманитарные и социально-экономические науки. 2005 № 2, с. 152-154
31.Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании.//Школьные технологии.-
2004.-№5 с.3-12
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-
журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля, http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm. - В
надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
33. Шишов С.Е., Агапов И.И. Компетентностный подход к образованию как
необходимость.//Мир образования-образование в мире. 2001, № 4.
34. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании: Проблемы, понятия, инструментарий: Учебно-методическое пособие. – Омск, 2003.
35. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: Выявление, развитие и реализация. – М., 2002.
36. Хуторской А.В. Деятельность как содержание образования // Народное образование. – 2003. - №5.
37. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроках и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007.