Методические рекомендации по организации и проведении физкультурных минуток и физкультурных пауз в режиме учебного дня общеобразовательных организаций
Организация и проведение физкульминуток и физкультурных пауз на всех этапах обучения в образовательном учреждении является эффективным способом поддержания работоспособности учащихся на стабильном уровне.
Физкультурные минутки и физкультпаузы - это кратковременные серии физических упражнений, используемые для переключения с одного вида деятельности на другой, что в целом обеспечивает динамику общей работоспособности школьника в течении учебного дня.
Механизм воздействия:
- нормализует работу центральной нервной системы;
- восстанавливает способность учащихся к восприятию учебного материала;
- активизируют внимание;
- повышают эмоциональный настрой;
- снимают статическое напряжение, предупреждая нарушение осанки.
Выбор времени проведения:
- при проявлении первых признаков утомления;
- при снижении активности на уроке;
- при снижении внимания;
- при психоэмоциональном напряжении.
Целесообразно варьировать различные формы проведения физкульминуток:
- в виде комплекса общеразвивающих упражнений;
- в виде игровых заданий;
- несложных игр малой интенсивности;
- игры с музыкальным сопровождением.
Различают укороченные и полные физкульминутки:
- укороченная физкульминутка, может состоять из одного упражнения и рекомендуется при выполнении письменных задач;
- полная физкульминутка, состоит из нескольких упражнений.
Физкультурная пауза проводится:
- на последних уроках расписания учебного дня и во время самоподготовки;
- в комплексы физкультурных пауз, как правило, включается 6-8 упражнений;
- общая продолжительность 4-5 минут;
- время начала проведения определяется учителем визуально;
- во время контрольных, самостоятельных и диктантов не проводятся.
Содержание физкультминуток и физкульпауз зависит от:
- особенностей учебной деятельности;
- функционального состояния организма обучающихся;
- возрастной категории и индивидуальных различий в пределах одного и того же возраста;
- простые и доступные упражнения профилактирующей направленности на различные группы мышц;
- упражнения не требующие большой амплетуды и сложной координации движения;
- физические упражнения группируются в комплексы с учетом воздействия на функциональные системы организма.
Классификация упражнений для физкульминуток:
- упражнения для улучшения головного кровообращения;
- упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти;
- упражнения для снятия зрительного утомления;
- упражнения по формированию рационального дыхания;
- упражнения для профилактики и коррекции нарушения осанки;
- упражнения для мобилизации внимания;
- упражнения выполняемые сидя за партой (столом);
- упражнения общеразвивающей направленности.
Особенности:
- для улучшения головного кровообращения и снятия излишнего статического напряжения с мышц шеи и плечевого пояся, выполняюся упражнения для всех классов, как на обычных уроках, так и при проведении контрольных работ;
- длительная работа с карандашом (ручкой) пальцы нуждаются в специальной гимнастике, которая позволит, отдахнуть утомленным пальцам, увеличит подвижность и статическую силу;
- особое внимание следует уделить кистям рук, с учащимися младших классов, для которых характерны чрезмерные нагрузки, при обучении письму;
- упражнения для снятия зрительного утомления глаз, улучшают головное и глазное кровообращение, содействую укреплению склеры глаза, уменьшению спазма аккомодаций, профилактика близорукости (офтальмотренаж), в целом упражнения для глаз, оказывают положительное воздействие на развитие слуха;
- дыхательные упражнения способствуют расслаблению чрезмерного напряжения мышечного напряжения в положении сидя, повышают возбудимость коры большых полушарий мозга, оказывают содействие в улучшении экскурсии грудной клетки и увелечению жизненной емкости легких, выполняются с учетом правил и методики при открытом окне;
- чтобы снять излишнее общее и статическое напряжение, активизировать внимание и восстановить способность учащихся к дальнейшей учебной деятельности, необходимо использовать упражнения для основных мышечных групп, динамические упражнения на расслабление и растягивание, координацию движений, задания с использованием зрительных и звуковых сигналов, с включением мимических мышц лица, игровые задания на внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Фундаментальные закономерности по организации и проведении физкульпауз и физкультминуток | 16.97 КБ |
Предварительный просмотр:
1. При подборе упражнений учитываются функциональное состояние организма обучающихся, их возраст и двигательный опыт, особенности учебной деятельности (вид урока и его содержание);
2. Предпочтение следует отдавать упражнениям динамического характера, снимающим общее и локальное статическое напряжение с основные мышечные группы, с включением в работу мышц лица;
3. Упражнения должны быть простыми и доступными по выполнению, интересными по содержанию, эффективными по направленности;
4. Обновление комплекса проводится с периодичностью не реже одного раза в две недели; замена отдельных упражнений осуществляется постепенно с учетом особенностей учебной деятельности, степенью освоения движениями и возрастными интересами;
5. Разнообразие комплексов достигается за счет варьирования различных форм и способов проведения с учетом музыкального сопровождения, технического оснащения классных комнат, использованиям звуковых и зрительных сигналов, исходных положений, наличия свободного пространства и т.п.;
6. Физкультминутки следует проводить на начальном этапе утомления (выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемых результатов); выбор времени проведения определяется самим учителем;
7. При незначительном утомлении учащихся в комплекс следует включать преимущественно динамические упражнения с элементами расслабления, а при выраженном утомлении - на расслабление работающих мышц;
8. Упражнения повышенной интенсивности (прыжки, подскоки, глубокие выпады, приседания) выполнять в классе нецелесообразно, так как это приводит к дополнительному утомлению учащихся и нарушению гигиенических условий;
9. Продолжительность физкультминуток составляет 1-2 минуты, количество –3-6 упражнений, дозировка –2-4 раза; в зависимости от задач можно использовать укороченную физкультминутку. Продолжительность физкультурных пауз 4-5 минут, количество -6-8упражнений, дозировка –4-6 раз. На сдвоенных (спаренных) уроках рекомендуется проведение физкультурной паузы продолжительностью 5-10 минут;
10. В I классе рекомендуется проводить по две физкультминутки на каждом уроке, во II - IV классах - по одной физкультминутке, начиная со второго урока в связи с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса; в 5-11 классах – до 2-3 раз в течение учебного дня или по появлении первых признаков утомления (физиологически обоснованным временем для проведения физкультминутки является для I класса примерный интервал от 12-ой до 14-ой минуты, вторая — от 21-ой до 22-ой минуты, для II-IV классов –15-я -20-я минута урока);
11. Показ упражнений – «зеркальный»; способ выполнения упражнений – поточный и раздельный; темп выполнения упражнений – медленный или средний;
12. Для создания условий эффективного проведения физкультминуток используются тексты стихотворений, речитативы, звуковое и музыкальное сопровождение с учетом логического перехода от одного упражнения или движения к другому;
13. При подборе стихотворного и звукового оформления физкультминутки к конкретному уроку следует обращать внимание на взаимосвязь содержания текста с темой урока и двигательными действиями учащихся, на расстановку акцентов в стихотворении и его ритмичность;
14. доброжелательная обстановка, позитивное поведение учителя и его культура общения, привлечение учащихся к показу создают положительный эмоциональный фон проведения физкультминуток и физкультпауз.