Кружок "Умелые ручки".

Садыкова Анна Сергеевна

 

 

Кружок "Умелые ручки" по нетрадиционной аппликации для детей 4-5 лет.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_umelye_ruchki_4-5_let.docx70.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «город Бугуруслан»

«Детский сад комбинированного вида №18»

(МБДОУ «Д/с №18»)

Принята  на  заседании                                                                  педагогического совета

МБДОУ «Д/с №18»

Протокол № 1

от «31» августа  2021г.

          Утверждаю

         И.о.заведующего МБДОУ «Д/с №18»

    _________________ Лысова Е.Н.

           «___» ________2021г.

           приказ № 197

           от «31» августа 2021г.

        

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа художественно-эстетической

направленности

«Умелые ручки»

для детей 4 - 5   лет

Уровень освоения: базовый

Срок реализации программы: 1 год

Год разработки программы: 2021 г.

Автор – составитель

Садыкова Анна Сергеевна

воспитатель

высшей квалификационной категории

 

г. Бугуруслан, 2021г.

  1. Комплекс основных характеристик дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы:

1.1.Пояснительная записка

          Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Умелые ручки» для детей 4 - 5   лет (далее Программа) строится с учетом принципа интеграции образовательных областей и обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.

            На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.       Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

            И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

          Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание». Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют на основе с помощью различных клеев, ниток.

           В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.

     Виды аппликации: предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.); сюжетная, отображающая те или иные события; декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

         Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, бумажные салфетки, ватные диски, крупы, ткани и т.д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции.

        Программа «Умелые ручки» реализуется на основании:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012г.  № 273-ФЗ);

- Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г № 1726-р);

- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Приказа Минобрнауки России от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Письма Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы)»;

- Письма Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);

- Устава МБДОУ «Д/с №18» от 18.09.2020;

- Положения  «Об оказании платных образовательных услуг» 25.03.2021г №100.

Уровень освоения программы

Уровень освоения программы – базовый.

Направленность

Направленность дополнительной общеобразовательной программы                          «Умелые ручки» - художественно-эстетическая.

        Новизна программы дополнительного образования состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных художественных материалов.

      Навыки детей в аппликации формируются в процессе систематических занятий, постепенно, с постоянной сменой материала и техник. Такой подход дает возможность заинтересовать ребенка и создать мотивацию к продолжению занятий.

Актуальность программы

       Актуальность данной программы состоит в том, что она стимулирует эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста, приобщает к культуре и искусству, а также организовывает увлекательный и содержательный досуг.

Отличительные особенности программы

Все темы, входящие в программу, подобраны по принципу нарастания сложности дидактического материала и творческих заданий, что дает возможность ребенку распределять свои силы равномерно и получить желаемый результат.

Адресат программы

           Возраст детей участвующих в реализации Программы:

-  состав  группы  (минимальное количество 12 человек, возраст 4-5 лет);

-  особенности  набора  обучающихся: в зависимости от индивидуальных особенностей  ребенка.

Характеристики особенностей развития детей 4-5 лет. Ребенок с удовольствием знакомится с элементарными средствами выразительности (цвет, звук, форма, движения, жесты), проявляется интерес к произведениям народного и классического искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки), к исполнению и слушанию музыкальных произведений. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В 4-5 года они только начинают формироваться. Графические образы бедны, предметны, схематичны. У одних дошкольников в изображении отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Замысел меняется по ходу изображения. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития моторики в этом возрасте имеет лепка. Ребенок может вылепить под руководством взрослого простые предметы. В 4-5 года из-за недостаточного развития мелких мышц руки, дети не работают с ножницами, апплицируют из готовых геометрических фигур. Ребенок способен выкладывать и наклеивать элементы декоративного узора и предметного схематичного изображения из 2-4 основных частей. В музыкально-ритмической деятельности ребенок 4-5 лет испытывает желание слушать музыку и производить естественные движения под звучащую музыку. К 5 годам овладевает элементарными певческими навыками несложных музыкальных произведений. Ребенок хорошо перевоплощается в образ зайчика, медведя, лисы, петушка и т.п. в движениях, особенно под плясовую мелодию. Приобретает элементарные навыки подыгрывания на детских ударных музыкальных инструментах (барабан, металлофон). Закладываются основы для развития музыкально-ритмических и художественных способностей. Конструктивная деятельность в 4-5 лет ограничивается возведением несложных построек по образцу (из 2-3 частей) и по замыслу. Ребенок может заниматься, не отрываясь, увлекательным для него деятельностью в течение 5 минут.

Формы обучения и виды занятий по программе

           Программа предполагает разнообразие форм и подходов к организации занятий. Форма обучения - очная. Эффективными и педагогически целесообразными при реализации данной программы являются:

Формы занятий:

- групповая;

- индивидуальная.

Виды занятий:        

Виды занятий: беседа; практические занятия; упражнения;  игры.

Каждый раздел программы заканчивается обобщающим занятием, которое проводится как:

- игровая программа;

- викторина.

Формы организации деятельности детей на занятии

Совместная со взрослым деятельность

Самостоятельная деятельность

детей

Совместная деятельность с семьёй

Образовательная деятельность

Режимные моменты

Формы организации детей

Индивидуальные, подгрупповые, групповые

Индивидуальные, подгрупповые

Беседа

Рассказ Объяснение Игровые задания

Развивающие игры Объяснение

Игры дидактические Интегрированная детская деятельность Продуктивная деятельность Рассматривание иллюстраций

Игры с правилами

Беседа Консультации

План работы построен на основе принципа непрерывности и постепенного усложнения содержания материала.

При работе с детьми применяются следующие методы:

- словесный;

- наглядный;

- практический.

Используются различные формы работы:

- беседы;

- наблюдения;

- рассматривание.

Структура занятия:

Первая часть занятия – упражнения на развитие координации пальцев рук – пальчиковые игры и упражнения.

Вторая часть занятия – продуктивная деятельность.

Объем программы

        Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа реализуется в объёме  33 занятия по 20 минут – 11ч., 1 раз в неделю.

Режим занятия

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20 минут (очное обучение).

Срок освоения программы

Программа рассчитана на 1 год. Она составлена так, чтобы знакомство с каждым разделом шло постепенно, от простого к сложному.

1.2. Содержание программы

 Цель программы: развитие мелкой моторики рук и творческих способностей через занятия аппликацией в нетрадиционной форме.

 Задачи:

  • формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
  • учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок); умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
  • обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);
  • развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;
  • развитие речевых навыков;
  • развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;
  • воспитание навыков аккуратной работы с бумагой;
  • воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

      Принципы и подходы к формированию Программы дополнительного образования

Программа основывается на следующих принципах:

-    принцип наглядности – широкое использование зрительных образов, постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью;

  • принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей;
  • принцип интеграции – создание у ребенка целостной картины мира средствами природы, литературы, музыки, искусства, продуктивной деятельности;
  • принцип систематичности – обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей;
  • принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха;
  • погружение каждого ребенка в творческий процесс – реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения;
  • деятельностный принцип – реализуется в принятии идеи главенствующей роли деятельности в развитии ребенка.

          В программе учитываются следующие подходы:

1.Личностно-ориентированный подход ставит  в центр образовательной системы личность ребенка, развитие его индивидуальных особенностей.

2.Деятельностный подход - предполагает, что в основе развития лежит активное непрерывное взаимодействие с окружающей действительностью.

3. Индивидуальный подход выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знаний его психологических, возрастных особенностей.

1.3.Учебный план

1.4.Содержание учебного плана

п/п

Название раздела, темы

Всего минут

Теория

Практика

Формы

аттестации/

контроля

  1. 1

Вводное занятие

20

5

15

Игра « Узнай и назови бумагу»

  1. 2

Мозаичная аппликация «Грибочки»

20

5

15

Выставка поделок

  1. 3

Мозаичная аппликация «Осенний ковёр»

20

5

15

Выставка поделок

  1. 4

Мозаичная аппликация «Цветы»

20

5

15

Выставка поделок

  1. 5

Аппликация из осенних листьев «Осенние картинки»

20

5

15

Выставка поделок

  1. 6

Мозаичная аппликация «Наш огород»

20

5

15

Выставка поделок

  1. 7

Обрывная аппликация «Барашек»

20

5

15

Выставка поделок

  1. 8

Обрывная аппликация «Ёжик»

20

5

15

Выставка поделок

  1. 9

Аппликация из ватных дисков «Весёлый снеговик»

20

5

15

Выставка поделок

  1. 10

Аппликация из ватных дисков «Ёлочные шарики»

20

5

15

Выставка поделок

Аппликация из ватных дисков «Снегири на ветках»

20

5

15

Выставка поделок

Аппликация из манной крупы «Зимний пейзаж»

20

5

15

Выставка поделок

Аппликация из ниток «Новогодняя ёлочка»

20

5

15

Выставка поделок

Объёмная аппликация «Волшебные снежинки»

20

5

15

Выставка поделок

Аппликация в технике квиллинг «Зимний лес»

20

5

15

Выставка поделок

Аппликация в технике квиллинг «Золотая рыбка»

20

5

15

Выставка поделок

Аппликация из ваты «Пушистый зайка»

20

5

15

Пение песенок по таблице

Коллаж «Валентинка»

20

5

15

Выставка поделок

Модульная аппликация «Открытка папе»

20

5

15

Выставка поделок

Аппликация из ватных дисков «Лев-царь зверей»

20

5

15

Выставка поделок

Аппликация из ватных дисков «Открытка маме. Каллы»

20

5

15

Выставка поделок

Аппликация из крупы «Космос»

20

5

15

Выставка поделок

Аппликация из крупы «Цыпленок с пшеном»

20

5

15

Выставка поделок

Симметричная мозаика «Бабочка»

20

5

15

Выставка поделок

Аппликация силуэтная «Цветные ладошки»

20

5

15

Выставка поделок

Аппликация из гофрированной бумаги «Воздушные шарики»

20

5

15

Выставка поделок

Оригами «Лиса»

20

5

15

Выставка поделок

Оригами «Лягушонок»

20

5

15

Выставка поделок

Оригами «Тюльпан»

20

5

15

Выставка поделок

Накладная аппликация «Мать и мачеха»

20

5

15

Выставка поделок

Аппликация из салфеток «Праздничный салют»

20

5

15

Выставка поделок

32

Аппликация из шерстяных ниток «Пушистое животное»

20

5

15

Выставка поделок

33

Аппликация из салфеток «Ваза с цветами»

20

5

15

Выставка поделок

33ч

33ч

1.4.Содержание учебного плана

1-ого года обучения

Тема «Введение» - 20 минут.

       Теоретическая часть - 5 минут. Познакомить детей с нетрадиционными техниками аппликации; с различными материалами; со

       свойствами          

        бумаги: мнется, рвется, складывается и т. д. ; показать что можно сделать из бумаги, крупы, ватных дисков, салфеток, засушенных растений и              

        т. д.

         Рассказать детям о технике безопасности при работе с ножницами и клеем.

Практическая часть- 15 минут.

Подв. игра «Найди бумажный предмет»

          Дид.игра «Узнай и назови бумагу».

Форма подведения итогов.         

Просмотр Видов бумаги для аппликации. Наглядный материал.

Тема Мозаичная аппликация «Грибочки» 20 мин.

Теоретическая часть-5 минут Познакомить детей с новой техникой: мозаичная аппликация. Учить детей разрезать полоску бумаги на

квадраты. Развивать композиционные умения, восприятие цвета. Закреплять умение аккуратно наклеивать детали.

Практическая часть. Мозаичная аппликация 

Форма подведения итогов. Выставка поделок

Тема Мозаичная аппликация «Осенний ковер»- 20 мин.

Теоретическая часть-5 минут. Закреплять умение разрезать полоску бумаги по прямой, учить подбирать цвета, правильно располагать

части аппликации, аккуратно наклеивать. Развивать композиции, творческие способности, воображение, самостоятельность.

Практическая часть-15 минут. Мозаичная аппликация.

Форма подведения итогов. Выставка работ.

Тема Мозаичная аппликация «Цветы»- 20 мин.

Теоретическая часть – 5 минут. Продолжать закреплять умение разрезать бумагу. Учить формировать из частей целое. Правильно

наносить клей, аккуратно наклеивать детали.

Практическая часть-15минут. Мозаичная аппликация.

Форма подведения итогов. Выставка работ.

Тема Аппликация из осенних листьев «Осенние картинки»- 20 мин.

Теоретическая часть-5 минут. Учить создавать сюжетные композиции из засушенных листьев. Закреплять умение аккуратно наклеивать

детали.

Практическая часть-15минут Аппликация из осенних листьев.

Форма подведения итогов. Выставка работ.

Тема Мозаичная аппликация «Наш огород» (коллективная работа)- 20 мин.

Теоретическая часть-5 минут. Формирование положительного эмоционального отношения к созданным работам. Учить работать в

коллективе, уметь договариваться.

Практическая часть-15минут. Мозаичная аппликация.

Форма подведения итогов. Выставка работ.

Тема «Обрывная аппликация «Барашек» - 20 мин.

Теоретическая часть-5 минут. Познакомить детей с новой техникой. Научить отрывать от целого листа кусочек. Развивать мелкую

моторику, усидчивость и внимание.

Практическая часть-15минут. Обрывная аппликация.

Форма подведения итогов. Выставка работ.

        Тема Обрывная аппликация «Ежик» - 250мин.

Теоретическая часть-5 минут. Закреплять умение детей отрывать кусочки бумаги и аккуратно наклеивать на фон. Формировать

положительное отношение к работе.

         Практическая часть-15минут. Обрывная аппликация «Ежик».

Форма подведения итогов. Выставка работ.

Тема Аппликация из ватных дисков «Веселый снеговик»- 20 мин..

Теоретическая часть-5 минут. Познакомить детей с новой техникой -ватными дисками. Научить детей создавать объемные поделки.

Развивать мелкую моторику и тактильные ощущения.

Практическая часть-15минут. Аппликация из ватных дисков «Веселый снеговик».

Форма подведения итогов. Выставка работ.

Тема Аппликация из ватных дисков «Елочные шарики» - 20 мин.

Теоретическая часть-5 минут. Закреплять умение детей работать с ватными дисками. Научить раскрашивать их красками, составлять

целое из частей. Закреплять приемы наклеивания.

Практическая часть-15минут. Аппликация из ватных дисков «Елочные шарики».

Форма подведения итогов. Выставка работ.

Тема Аппликация из ватных дисков «Снегири на ветках» (коллективная работа) - 20 мин.

Теоретическая часть-5 минут. Формирование положительного эмоционального отношения к созданным работам. Учить работать в

коллективе, уметь договариваться.

Практическая часть-15минут. Аппликация из ватных дисков «Снегири на ветках» (коллективная работа).

Форма подведения итогов. Выставка работ.

Тема Аппликация из манной крупы «Зимний пейзаж»- 20 мин.

Теоретическая часть-5 минут. Познакомить детей с новой техникой аппликации из круп. Воспитывать аккуратность в работе с крупой и

клеем. Развивать мелкую моторику рук.

Практическая часть-15минут. Аппликация из манной крупы «Зимний пейзаж».

Форма подведения итогов. Выставка работ.

Тема Аппликация из ниток «Новогодняя елочка» - 20 мин.

Теоретическая часть-5 минут. Учить детей аппликации из шерстяных ниток разрезанной на мелкие части; развивать фантазию,

воображение. Закреплять приемы наклеивания.

Практическая часть-15минут. Аппликация из ниток «Новогодняя елочка».

Форма подведения итогов. Выставка работ.

Тема Объемная аппликация «Волшебные снежинки»- 20 мин.

Теоретическая часть-5 минут. Учить детей делать объемную аппликацию; развивать чувство композиции. Воспитывать усидчивость,                                          

аккуратность и самостоятельность.

Практическая часть-15минут. Объемная аппликация «Волшебные снежинки».

Форма подведения итогов. Выставка работ.

Тема Аппликация в технике квиллинг «Зимний лес» - 20 мин.

Теоретическая часть-5 минут. Познакомить детей с новой техникой работы с бумагой – квиллинг. Показать основные приемы. Научить

детей накручивать узкую длинную полоску на карандаш или палочку и использовать для аппликации.

Практическая часть-15минут. Аппликация в технике квиллинг «Зимний лес».

Форма подведения итогов. Выставка работ.

Тема Аппликация в технике квиллинг «Золотая рыбка»- 20 мин.

Теоретическая часть-5 минут. Продолжать учить детей накручивать на палочку длинную полоску с основной формой «таблетка». Учить    

плотно накручивать, аккуратно наносить клей, прижимать.

Практическая часть-15минут. Аппликация в технике квиллинг «Золотая рыбка».

Форма подведения итогов. Выставка работ.

Тема Аппликация из ваты «Пушистый зайка» - 20 мин.

Теоретическая часть-5 минут.

Практическая часть-15минут. Аппликация из ваты «Пушистый зайка».

Форма подведения итогов. Выставка работ.

Тема Коллаж «Валентинка»- 20 мин.

Теоретическая часть-5 минут. Учить детей делать коллаж из разных кусочков вырезанных из журналов, фотографий, подарочных

пакетов и других предметов составлять поздравительную валентинку. Воспитывать желание делать приятное близким.

Практическая часть-15минут. Коллаж «Валентинка».

Форма подведения итогов. Выставка работ.

Тема Модульная аппликация «Открытка папе»- 20 мин.

Теоретическая часть-5 минут. На фоне ракеты наклеиваем множества одинаково вырезанных кружков. Продолжать учить аккуратному

обращению с ножницами. Воспитывать патриотизм, гордость и любовь к своей Родине.

Практическая часть-15минут. Модульная аппликация «Открытка папе».

Форма подведения итогов. Выставка работ.

Тема Аппликация из ватных дисков «Лев – царь зверей»- 20 мин.

Теоретическая часть-5 минут. Закреплять умение детей работать с ватными дисками. Научить раскрашивать их красками, составлять    

целое из частей. Закреплять приемы наклеивания.

Практическая часть-15минут. Аппликация из ватных дисков «Лев – царь зверей».

Форма подведения итогов. Выставка работ.

Тема Аппликация из ватных дисков и ватных палочек «Открытка маме. Каллы»- 20 мин.

Теоретическая часть-5 минут. Продолжать учить детей работать с ватными дисками, скручивать их и аккуратно приклеивать на картон,

ватные палочки закрасить и приклеить посередине цветка. Воспитывать желание делать приятное маме и бабушке.

Практическая часть-15минут. Аппликация из ватных дисков и ватных палочек «Открытка маме. Каллы».

Форма подведения итогов. Выставка работ.

Тема Аппликация из крупы «Космос»- 20 мин.

Теоретическая часть-5 минут. Закреплять умение работать с крупой, аккуратно наклеивать на трафарет.

Практическая часть-15минут. Аппликация из крупы «Космос».

Форма подведения итогов. Выставка работ.

Тема Аппликация из крупы «Цыпленок с пшеном»- 20 мин.

Теоретическая часть-5 минут. закреплять умение работать с крупой.

Практическая часть-15минут. Аппликация из крупы «Цыпленок с пшеном».

Форма подведения итогов. Выставка работ.

Тема Симметричная мозаика «Бабочка» - 20 мин.

Теоретическая часть-5 минут. Для симметричных изображений заготовку бабочки из бумаги нужного размера-складываем пополам,

держим за сгиб, вырезаем половину изображения. Вызвать интерес к национальному музыкальному инструменту.

Практическая часть-15минут. Симметричная мозаика «Бабочка».

Форма подведения итогов. Выставка работ.

Тема Аппликация силуэтная «цветные ладошки» - 20 мин.

Теоретическая часть-5 минут. Познакомить с возможностью создания образов, символов и эмблем на основе одинаковых элементов.

Практическая часть-15минут. Аппликация силуэтная «цветные ладошки».

Форма подведения итогов. Выставка работ.

Тема Аппликация из гофрированной бумаги «Воздушные шарики»- 20 мин.

Теоретическая часть-5 минут. Познакомить с новым материалом, учить аккуратно вырезать и наклеивать на фон.

Практическая часть-15минут. Аппликация из гофрированной бумаги «Воздушные шарики».

Форма подведения итогов. Выставка работ.

Тема« Оригами «Лиса»- 20 мин.

Теоретическая часть-5 минут. Продолжать учить выполнять поделку на основе базовой формы-треугольник. Учить проговаривать свои

действия и знакомить детей с условными знаками оригами.

Практическая часть-15минут. Оригами «Лиса».

Форма подведения итогов. Выставка работ.

Тема Оригами «Лягушонок»- 20 мин.

Теоретическая часть-5 минут. Продолжать учить технике оригами, учить детей аккуратно сгибать квадрат по диагонали и в

определенной последовательности, четко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны.

Практическая часть-15минут. Оригами «Лягушонок».

Форма подведения итогов. Выставка работ.

Тема Оригами «Тюльпаны»- 20 мин.

Теоретическая часть-5 минут. Учить выполнять поделку на основе базовой формы-треугольник, учить аккуратно сгибать квадрат, четко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны.

Практическая часть-15минут. Оригами «Тюльпаны».

Форма подведения итогов. Выставка работ.

Тема Накладная аппликация «Мать и мачеха» - 20 мин.

Теоретическая часть-5 минут. Учить аккуратно вырезать детали и наклеивать слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

Практическая часть-15минут. Накладная аппликация «Мать и мачеха».

Форма подведения итогов. Выставка работ.

Тема Аппликация из салфеток «Праздничный салют»- 20 мин.

Теоретическая часть-5 минут. Учить выполнять поделку из салфеток.

Практическая часть-15минут. Аппликация из салфеток «Праздничный салют».

Форма подведения итогов. Выставка работ.

Тема Аппликация из шерстяных ниток «Пушистое животное»-20 мин.

Теоретическая часть-5 минут. Учить выполнять поделку из шерстяных ниток.

Практическая часть-15минут. Аппликация из шерстяных ниток «Пушистое животное».

Форма подведения итогов. Выставка работ.

Тема Аппликация из салфеток «Ваза с цветами»-20 мин.

Теоретическая часть-5 минут. Учить выполнять поделку из салфеток и бумаги.

Практическая часть-15минут. Аппликация из салфеток «Ваза с цветами».

Форма подведения итогов. Выставка работ.

1.5. Планируемые результаты освоения Программы

Планируемые результаты работы: 

Решение задач данной программы поможет детям:

- уметь украшать свою работу различными материалами;

- уметь планировать работу по реализации замысла;

- предвидеть результат и достигать его;

- создавать объемные картины, композиции;

- развить активность и самостоятельность детей в художественно-эстетической деятельности;

- уметь находить новые способы для художественного изображения;

- передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;

- использовать различные приемы и техники при выполнении аппликации.

Формы подведения итогов

         Педагог наблюдает за процессом действиями детей в различных видах техниках аппликации, заполнение Карты наблюдения. Организация выставок детских творческих продуктов. Художественные конкурсы (внутри дошкольного учреждения, городского, муниципального масштаба), дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам). Составление альбома лучших работ.

  1. Календарный учебный график

Содержание

Группа

 Возрастная группа

4-5 лет

Режим работы ДОУ

4-5 лет –8.00 – 18.30

Продолжительность учебного года

с 01.10.2021г. по 31.05.2022г.

Продолжительность учебной недели

5 дней (понедельник – пятница)

Продолжительность учебного процесса

33 недели

Выходные дни

Суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные законодательством РФ

Праздничные дни

4 ноября – День народного единства; 01 - 07 января - новогодние каникулы

23 февраля – День защитника Отечества

8 марта - Международный женский день

1 – 3 мая Праздник весны и труда

 9 - 11 мая - День Победы; 12 июня - День России

График каникул

Осенние: 4.11.2021г.

Зимние: 01.01.2022-10.01.2022г.

 Весенние: 06.03.2022-08.03.2022г.

Летний оздоровительный период

с 01.06.2022г. по 31.08.2022г.

Вариативность образования

«Умелые ручки»

1 раз в неделю 20 мин  в совместной деятельности педагога с детьми, другими детьми, самостоятельной деятельности при проведении режимных моментов ежедневно в различных видах детской деятельности  

Мониторинг качества освоения программного материала

01.10.2021г. - 11.10.2021г.

14.04.2022г. - 30.04.2022г.

Объем годовой образовательной нагрузки (количество/ минут) кружка

33 / Общая нагрузка по программе:

- с детьми 4-5 лет – 520мин.

Мероприятия, организуемые совместно с родителями

Сентябрь

Знакомство родителей с Программой студии

Октябрь

Выставка работ «Дары осени»

Консультация «Как развивать интерес ребёнка к рисованию»

Ноябрь

Выставка работ «Золотая осень»

Декабрь

Папка – передвижка «Чем и как можно рисовать»

Январь

Выставка детских работ «Зима недаром злится…»

Консультация «Нетрадиционная техника рисования»

Февраль

Выставка работ «Зимние узоры»

Оформление выставки «Вот какие наши папы!»

Март

Папка – передвижка «Учите детей удивляться»

Выставка детских работ «Наши мамы!»

Апрель

Консультация «Развития детского изобразительного творчества через нетрадиционные техники рисования»

Выставка работ «Весна во дворе»

Май

Итоговая выставка детских работ «Наш вернисаж»

1.7.Условия реализации программы

1. Помещение.

Групповые занятия проводятся в групповом помещении.

2. Кадровое обеспечение.

Воспитатели совместно организуют образовательную деятельность в группе, организуют предметно пространственную среду в группе, формируют фонд методических, наглядно-иллюстративных материалов. Осуществляют работу с родителями.

3 Материально-техническое обеспечение.

Групповое помещение достаточно освещено; имеется шкаф для хранения дидактического материала; маркерная доска, на которой можно расположить картинки, аудомагнитофон.

4. Информационное обеспечение.

Вид помещения

Оснащение помещения

Материалы для работы с детьми

Групповое помещение

Столы, стулья,  уголок  ИЗО «Клякса» с мольбертом,

 магнитная доска, проектор,

экран.

Цветной картон для фона, гофрированная бумага, цветная бумага, салфетки, фольга, клеенки, ножницы, клей-карандаш, клей ПВА, простые карандаши, разные номера кисточек, скотч, крупа, ткань, цветная двусторонняя бумага, тонированная бумага, ватные диски, ватные палочки, вата.

1.8.Формы аттестации/контроля

Для отслеживания уровня освоения содержания программы используются входная и итоговая диагностика.Уровень развития детей анализируется по итогам педагогической диагностики  «СОНАТО-ДО».

          Формы проведения диагностики:

− диагностические занятия (по каждому разделу программы);

− наблюдения, итоговые занятия.

Основной формой подведения итогов реализации данной программы являются ежегодные областные, международные и всероссийские конкурсы.

Методы педагогического мониторинга: наблюдение, опрос; степень развития личностных качеств.

Формы педагогического мониторинга: занятие контроля знаний, собеседование. Основной формой подведения итогов обучения по каждому разделу  программы является итоговое занятие, которое проводится в форме  викторины, игровой программы, участие в конкурсах различного уровня.

1.9.Оценочные материалы

Для отслеживания результатов образовательной деятельности используются следующие виды контроля:

∙начальный контроль (сентябрь),

∙итоговый контроль (май)

Сводная таблица составляется в электронном виде.

Во время свободных игр, в режимные моменты, на прогулке или на занятиях происходит наблюдение за поведением детей. Результаты наблюдений фиксируются.

1.10.Методические материалы

Программа «Умелые ручки» учитывает возраст обучающихся, основывается на занимательности материала и предусматривает использование разных методов и приемов в комплексе.

Ведущими формами занятий с обучающимися являются активные игровые формы:

- занятие-путешествие;

- коллективные формы работы.

Для преодоления трудностей организации коллективной работы с обучающимися, для успешного овладения знаниями и формирования у них компетенции сотрудничества на занятиях используются такие организационные формы, как работа в парах или творческих группах, где каждый может обучать другого и контролировать независимо от уровня общей подготовки.

Применяются такие методы, как словесные (рассказ, беседа, диалог), наглядные (необходим богатый, яркий иллюстративный материал - слайдовые презентации, предметный материал), практические (упражнения, выполнение компьютерных заданий, заданий по тематике занятий).

1.11. Список литературы

1. Белошистая А.В., Жукова О.Г. «Бумажные фантазии. Лес».

2. Богатеева А. «Занятия аппликацией в детском саду» М.Просвещение 1988г.

3. Васина Н.С. Волшебный  картон /Надежда Васина. М. : Айрис – пресс, 2013.

3. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г.  Обучение детей 3-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре:  М. «Просвещение», 1992.

4. Комарова Т.С.  Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.: М. «Просвещение», 1991.

5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст: учебно-методическое пособие М.: ИД « Цветной мир», 2012.

6. Лыкова И.А. «Я делаю аппликации», Карапуз, 2008г.

7.Малышева, А. Н. Аппликация в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней, старшей и подготовительной группах / А.Н. Малышева, Н.В. Ермолова, З. М. Поварченкова; художники Е. А. Афоничева, В. Н. Куров. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 240 с.: ил. – (В помощь педагогам ДОУ).

8. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В.  Аппликация в детском саду.: Ярославль, «Академия развития», 2008.

9. Макарова Н.Р. «Тайны бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2008г.

Невилько Н. Волшебные салфетки - Обруч,2003,№1.

10. Под. редакцией Н. П. Сакулиной «Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду»: Москва, «Просвещение».1971 год.

11.Румянцева Е. Аппликация. Простые поделки.:  Москва, «АЙРИС-пресс», 2007.    

12. Источник интернет ресурсы.