Работа с родителями
Важным звеном в построении воспитательной работы является взаимодействие педагога с родителями школьника. Семья – та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья.Важным звеном в построении воспитательной работы является взаимодействие педагога с родителями школьника. Семья – та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10 советов родителям подростков | 25.28 КБ |
Адаптация детей после каникул | 16.65 КБ |
Внимание! Травля! | 11.38 КБ |
Как правильно хвалить ребёнка | 12.97 КБ |
Мотивация ребёнка к обучению | 15.79 КБ |
Формы взаимодействия школы с родителями | 127 КБ |
Предварительный просмотр:
10 СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ ПОДРОСТКОВ
Как известно, подростковый возраст – один из самых трудных периодов как для самого ребенка, так и для его родителей. У некоторых детей связанные с этим кризисным возрастом проблемы начинаются раньше, у других – позже, но все вынуждены пройти данное испытание.
В подростковый период следует быть особенно внимательными к взрослеющему человеку и к выбору методов его воспитания.
Советы психолога:
1. В подростковом возрасте дети начинают оценивать жизнь своих родителей
Подростки, особенно девочки, обсуждают поведение, поступки, внешний вид мам и пап, учителей, знакомых и постоянно сравнивают. В какой-то момент результат этого сопоставления скажется на ваших отношениях с сыном или дочерью. Он может быть для вас как приятным, так и неприятным. Так что, если не хотите ударить в грязь лицом, начинайте готовиться к этой оценке как можно раньше.
2. Главное в ваших взаимоотношениях с ребенком – взаимопонимание
Чтобы его установить, вы должны проявлять инициативу и не таить обид. Не следует как идти на поводу у сиюминутных желаний ребенка, так и всегда противиться им. Но если вы не можете или не считаете нужным выполнить желание сына или дочери, нужно объяснить – почему.
И вообще, больше разговаривайте со своими детьми, рассказывайте о своей работе, обсуждайте с ними их дела, игрушечные или учебные, знайте их интересы и заботы, друзей и учителей. Дети должны чувствовать, что вы их любите, что в любой ситуации они могут рассчитывать на ваш совет и помощь, и не бояться насмешки или пренебрежения.
Поддерживайте уверенность детей в себе, в своих силах, в том, что даже при определенных недостатках (которые есть у каждого) у них есть свои неоспоримые достоинства. Стратегия родителей – сформировать у ребенка позицию уверенности: «Все зависит от меня, во мне – причина неудач или успехов. Я могу добиться многого и все изменить, если изменю себя».
В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество, терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты.
3. Удивляйте – запомнится!
Тот, кто производит неожиданное и сильное впечатление, становится интересным и авторитетным.
Что привлекает ребенка во взрослом? Сила – но не насилие. Знания – вспомните, например, извечные «почему?» у малышей. На какую их долю вы сумели понятно и полно ответить? Ум – именно в подростковом возрасте появляется возможность его оценить.
Привлекают также умения – папа умеет кататься на лыжах, чинить телевизор, водить машину, а мама рисует, готовит вкусные пирожки, рассказывает сказки… Внешний вид – его в большей мере ценят девочки.
Жизнь родителей, их привычки, взгляды оказывают гораздо большее влияние на ребенка, чем долгие нравоучительные беседы. Немаловажное значение для подростков имеют и ваши доходы. Если вы в этой области конкурентоспособны, подумайте заранее, что вы можете положить на другую чашу весов, когда ваш подросший ребенок поставит вас перед этой проблемой.
4. Вы хотите, чтобы ваш ребенок был крепким и здоровым?
Тогда научитесь сами и научите его основам знаний о своем организме, о способах сохранения и укрепления здоровья.
Это вовсе не означает, что вы должны освоить арсенал врача и назначение различных лекарств. Лекарства – это лишь «скорая помощь» в тех случаях, когда организм не справляется сам. Еще Тиссо утверждал: «Движение как таковое может по своему действию заменить все лекарства, но все лечебные средства мира не в состоянии заменить действие движения».
Главное – научить организм справляться с нагрузками, прежде всего физическими, потому что они тренируют не только мышцы, но и все жизненно важные системы. Это труд немалый и регулярный, но за то и дается человеку «чувство мышечной радости», как назвал это ощущение почти сто лет назад великий врач и педагог П.Ф. Лесгафт. Конечно, физические и любые другие нагрузки должны соответствовать возрастным возможностям ребенка.
Кстати, только физические упражнения, в том числе и на уроках физкультуры, могут смягчить вред от многочасового сидения за партой. Так что не спешите освобождать ребенка от физкультуры. Это не принесет ему даже временного облегчения в напряженной школьной жизни. Даже если у него есть хроническое заболевание (и тем более!), ему необходимо заниматься физкультурой, только по специальной программе.
И совершенно необходимо, чтобы ребенок понимал: счастья без здоровья не бывает.
5. Сколько времени в неделю вы проводите со своими детьми?
По данным социологических опросов, большинство взрослых в среднем посвящают детям не более 1,5 часа в неделю! Как в этот краткий промежуток вместить разговоры по душам, походы в театр и на природу, чтение книг и другие общие дела?
Конечно, это не вина, а беда большинства родителей, которые вынуждены проводить на работе весь день, чтобы наполнить бюджет семьи. Но дети не должны быть предоставлены сами себе. Хорошо, если есть бабушки и дедушки, способные взять на себя часть проблем воспитания. А если их нет?
Обязательно подумайте, чем будет заниматься ваш ребенок в часы, свободные от учебы и приготовления уроков. Спортивные секции (не забудьте сами пообщаться с тренером) не просто займут время, а помогут укрепить здоровье и разовьют двигательные навыки и умения. В доме детского творчества можно научиться шить, строить самолеты, писать стихи. Пусть у ребенка будет свобода выбора занятия, но он должен твердо знать: времени на безделье и скуку у него нет.
6. Берегите здоровье ребенка и свое, научитесь вместе с ним заниматься спортом, выезжать на отдых, ходить в походы
Какой восторг испытывает ребенок от обычной сосиски, зажаренной на костре, от раскрошившегося кусочка черного хлеба, который нашелся в пакете после возвращения из леса, где вы вместе собирали грибы.
А день, проведенный в гараже вместе с отцом за ремонтом автомобиля, покажется мальчишке праздником более важным, чем катание в парке на самом «крутом» аттракционе. Только не пропустите момент, пока это ребенку интересно.
То же самое касается и привычки к домашним делам. Маленькому интересно самому мыть посуду, чистить картошку, печь с мамой пирог. И это тоже возможность разговаривать, рассказывать, слушать. Пропустили этот момент – «уберегли» ребенка, чтобы не пачкал руки, все – помощника лишились навсегда.
7. Желание взрослых избежать разговоров с детьми на некоторые темы приучает их к мысли, что эти темы запретные
Уклончивая или искаженная информация вызывает у детей необоснованную тревогу. И в то же время, не надо давать детям ту информацию, о которой они не спрашивают, с которой пока не могут справиться эмоционально, которую не готовы осмыслить.
Лучший вариант – дать простые и прямые ответы на вопросы детей. Так что и самим родителям надо всесторонне развиваться – не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, чтобы быть для детей примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.
8. Не оберегайте подростков излишне от семейных проблем
Как психологических (даже если произошло несчастье, чья-то болезнь или уход из жизни, – это закаляет душу и делает ее более чуткой), так и материальных (это учит находить выход).
Подростку необходимы положительные и отрицательные эмоции. Для успешного развития ребенка полезно изредка отказывать ему в чем-то, ограничивать его желания, тем самым подготавливая к преодолению подобных ситуаций в будущем. Именно умение справляться с неприятностями помогает подростку сформироваться как личности.
Роль взрослого человека состоит прежде всего в том, чтобы помочь ребенку стать взрослым, то есть научить его противостоять действительности, а не убегать от нее. Отгораживая ребенка от реального мира, пусть даже с самыми благими намерениями, родители лишают его возможности приобрести жизненный опыт, найти свой путь.
Никогда не лгите ребенку, даже если это продиктовано лучшими убеждениями и заботой о его спокойствии и благополучии. Дети каким-то неведомым образом чувствуют ложь в любой форме. А тому, кто обманул раз-другой, доверия ждать уже не приходится.
9. Если вы уже успели наделать ошибок в воспитании, вам будет труднее, чем в начале пути
Но если в своем воспитаннике вы выявите хотя бы капельку хорошего и будете затем опираться на это хорошее в процессе воспитания, то получите ключ к его душе и достигнете хороших результатов.
Такие простые и емкие советы воспитателям можно встретить в старинных педагогических руководствах. Мудрые педагоги настойчиво ищут даже в плохо воспитанном человеке те положительные качества, опираясь на которые можно добиться устойчивых успехов в формировании всех других.
10. Если вы поняли, что были не правы, пренебрегали мнением сына или дочери в каких-либо важных для них вопросах, не бойтесь признаться в этом сначала себе, а потом и ребенку
И постарайтесь не повторять этой ошибки снова. Доверие потерять легко, а восстанавливать его долго и трудно.
Предварительный просмотр:
Адаптация детей после летних каникул
Только начались занятия в школах, как на детей и их пап и мам уже посыпались проблемы. Что же делать и как помочь детям справиться с адаптацией после летних каникул?
Начало учебного года - тяжелая пора. Резкий переход от трехмесячного ничегонеделания к урокам и строгому режиму - это стресс для подрастающего организма. Разбираемся с самыми частыми проблемами первых недель обучения и адаптацией детей после летних каникул.
Что нужно знать об адаптации детей после каникул
Начальная школа
Все забыл!!!
Проблема: Мама в панике: «За лето у моего почерк только ухудшился, читает опять по слогам и таблицу умножения не помнит!»
Как исправлять: В первую очередь родителям выпить валерьянки и успокоиться. Да, забыл. Опытные педагоги вообще-то именно поэтому советуют во второй части каникул понемногу освежать в памяти школьную программу. Не в виде тягомотных занятий, а разгадывая загадки из детских журналов и книг (сейчас есть много подобных). Ну или на бытовом уровне: «Сынок, посчитай, сколько нужно заплатить за проезд, если билет стоит 25 рублей, а нас четверо?» В следующем году непременно воспользуйтесь этой рекомендацией.
А пока остается только выдохнуть и осознать: таких «отдохнувших» в каждом классе - большинство. И учителя это, конечно, знают. Учебный процесс построен так, что в первые недели дети будут повторять пройденное. Дома же уделите больше внимания подготовке к урокам и контролируйте выполнение домашки. Где-то подскажите. И все наладится.
Упал на диван и ленится
Проблема: Ребенок приходит из школы, падает на диван и ничего не делает. Ленится?
Как исправлять: Весьма вероятно, вы столкнулись с переутомлением - от этого страдает большинство школьников, а младшеклассники еще не способны выразить словами, что слишком устали. Шумные душные классы, необходимость удерживать внимание, интенсивно работать на уроке - это серьезная нагрузка.
Многим детям, особенно первоклашкам, действительно лучше лечь и отдохнуть. В идеале - даже немного поспать (но попробуй их заставь!). И после получаса в постели, а в идеале и прогулки, можно приступать к домашним заданиям.
Проверьте, достаточно ли спит ребенок ночью. В возрасте 7 - 12 лет дети нуждаются в сне по 9 - 12 часов в сутки. Правда, некоторые современные педиатры считают, что ориентироваться на стандарты некорректно: слишком разные у всех потребности. Кому-то достаточно и 8 часов. А кто-то нуждается в 10 часах сна.
Если ребенок после школы лежит без сил, значит, со сном наверняка недобор. Как это устранять? Обозначьте границы режима: в 22 часа - отбой. Важно! Гаджеты, включая телевизор, мешают засыпанию (у взрослых тоже, кстати). Поэтому игры, чаты и мультики должны закончиться не раньше чем за час до отбоя. Даже если уложенный в кровать вовремя ребенок не засыпает, не сдавайтесь: поднимайте его в строго определенное время, не давая слабину. И спустя некоторое время организм приспособится, а режим наладится.
Кроме того, стоит пересмотреть учебный график ребенка. Дети сейчас перегружены катастрофически, а с учетом всех кружков и домашних заданий они вкалывают побольше взрослых. Понятно, что русский язык и математику из расписания не выкинешь, а вот дополнительной секцией или вторым иностранным языком вполне можно пожертвовать ради детского здоровья. Иначе от них все равно мало толку: при переутомлении дети просто физически не способны запоминать новое.
Средняя школа
Стал неорганизованным
Проблема: В начальной школе детей строго контролировала учительница. А теперь у них множество разных педагогов, много передвижений по школе, больше свободы. Он уже опоздал на английский, потерял пропуск и вообще стал каким-то неуправляемым!
Как исправлять: Переход из-под крылышка первой учительницы к кабинетной системе действительно проходит непросто. На детей ложится куда большая ответственность. Но она им по возрасту!
Сядьте и серьезно поговорите: он вполне взрослый для того, чтобы самостоятельно следить за своим расписанием и вещами. Учеба - это его дело. А вы только обеспечиваете возможность учиться. Если закончит четверть без троек - вы все вместе отправитесь в аквапарк (в цирк, на футбол - в зависимости от интересов вашего ребенка). Ну а нет, так нет.
Позвольте ребенку ощутить последствия своего поведения. У вас не выпускной класс и несколько скатиться вниз с оценками некатастрофично. Воспитать в ребенке самостоятельность и ответственность - это куда более выгодная стратегия.
Щурится и сутулится
Проблема: Постоянно щурится, сидит за столом скрюченный.
Как исправлять: Увы, очень у многих детей в пятом-шестом классе падает зрение. К счастью, это может быть лишь временной проблемой. Так реагирует организм на увеличение зрительной нагрузки, когда число предметов, учебников и заданий вырастает чуть ли не вдвое по сравнению с начальной школой. Важно поймать момент, когда ребенок начинает хуже видеть, и вовремя обратиться к врачу.
Другая проблемная зона, которая реагирует на школьную нагрузку, - спина. Проблемы с осанкой есть у большинства школьников. И привычка сидеть, скрючившись над тетрадками, может обернуться искривлением позвоночника.
Чтобы помочь ребенку сохранить здоровую спину и правильную осанку, прежде всего стоит проверить его рабочее место дома . По размеру ли ему стол, за которым он делает уроки? Подходит ли стул по высоте? Ну и не забываем про пятиминутную гимнастику - оторваться от дел и немного размяться будет полезно не только детям, но и взрослым.
Старшеклассники
Не справляется с новой программой
Проблема: Перешел в другой класс, а здесь иная программа, многое непонятно.
Как исправлять: Возможно, необходимо попросить у школы дополнительные занятия. Можно взять репетитора, чтобы догнать класс. А можно и самостоятельно освоить пропущенное. Для этого зайти на портал Российской электронной школы, где выложены видеоуроки и материалы по всем предметам. Выбираете нужный - и наверстываете.
Предварительный просмотр:
Внимание, травля!
Страшный сон родителей — когда их ребёнка травят в школе.
Зачастую первая реакция родителей — не вмешиваться, чтобы ребёнка не сочли неудачником, мол, должен сам дать отпор. Максимум - общие слова о том, что "надо уметь постоять за себя". Но травля - это та проблема, решить которую обязаны именно родители и школа. И дети, которые ее устроили, должны понять, что будут нести ответственность за это.
Важно дать ребёнку понять, что он находится под вашей защитой, чтобы он не чувствовал себя жертвой. Для этого иной раз достаточно просто пойти и поговорить с агрессорами. Главное — не оставаться в стороне.
О том, что делать и куда обращаться, если вашего ребенка травят, можно прочитать в специальной инструкции на сайте kp.ru
Предварительный просмотр:
Как правильно хвалить ребёнка?
Оказывается, в этом есть свои премудрости:
? Хвалим дела, а не личность.
Правильнее оценивать конкретное действие, а не обобщать. То есть не «Какой ты у меня художник!», а «Ты нарисовал потрясающую картину!»
Или «Ах, как аккуратно ты написала буквы!»
? Оценочные слова, которые вылетают у нас автоматом - «Молодец!», «Умница», - хороши только для маленьких детей. Если использовать их в отношении взрослых или подростков, можно натолкнуться на обратный эффект - неприятие: «Кто ты такой, чтобы оценивать мою "хорошесть" или ум?» Более безопасные варианты: «Отличное решение ты придумал» или «Мне нравится, как ты это сделал».
? Похвалу дети воспринимают по-разному. Кому-то важнее слова. Кто-то нуждается в том, чтобы мама посмотрела в глаза и улыбнулась. Кому-то требуется, чтобы его обняли, пожали руку и т. п. Не пренебрегайте ни одним из этих типов контактов, хотя бы чередуйте их.
? Не каждый чих ребенка стоит хвалить. Когда ободряющих и поощряющих слов слишком много, они становятся просто фоном. Отмечайте только то, что вам действительно нравится, кажется важным, в общем, вызывает эмоциональный отклик.
? Ребенку приходится многому учиться. И не всегда все получается с первой попытки. Поэтому хвалить можно не только отличный результат, но и сам процесс труда, пусть даже он привел к довольно плачевным результатам: «Ты так красиво выписал все буквы! Жаль, что не хватило времени проверить правописание слов!», «Я так горда, что ты решила сама убрать в своей комнате! Но в следующий раз выжимай тряпку, перед тем как мыть пол».
Вопрос - ребром. Может, обойдемся без дифирамбов?
Хвалить ребенка очень важно. Именно так он выстраивает систему жизненных ориентиров «Это хорошо, а вот это плохо». Но важно, чтобы похвалы были искренними, шли от сердца. Механически брошенное «Молодец!», когда взрослый при этом даже не оторвался от смартфона, воспринимается ребенком как «Отстань!».
15 фраз, которые дети мечтают услышать в свой адрес от взрослых
Мотивируют на подвиги:
1. У тебя получится!
2. Я в тебя верю!
3. Не сдавайся, ты справишься!
4. Так держать!
5. Я рад твоим успехам!
6. Хорошая работа!
Дают ощущение крепкого тыла:
7. Мы же команда!
8. Если будет нужно, я всегда помогу.
9. Не бойся ошибиться.
10. Тебе есть чем гордиться.
11. Верь в себя!
12. Будь собой.
13. Ты отличный друг!
14. Я рада (горда), что у меня такой сын!
15. Уважаю твое решение!
Предварительный просмотр:
Мотивация ребенка к обучению
в школе
Ваш ребенок любит ходить в школу не только 1 сентября? Поздравляем, вам повезло. У большинства все не так. Радость от встречи с друзьями-одноклассниками резко сменяется тоской по каникулам, еще с месяц дети "въезжают" в школьный режим. Зачастую это постоянным плохим настроением, а иногда и настоящими истериками. Как быть? Как повысить мотивацию ребенка к обучению? Вот несколько советов:
Не грузите, дайте поиграть
Даже у самых мотивированных детей примерно через неделю наступает спад интереса к учебе. А некоторые ухитряются заболеть, несмотря на то, что все лето отдыхали, закалялись и объедались витаминами прямо с грядки.
Дело в том, что резкий переход от каникул к учебе сильно бьет по здоровью и психическому настрою школьника. Психологи так и называют это явление — синдром 7-го сентября.
С первого сентября у ребёнка начинается взрослая жизнь, с дисциплиной и ответственностью. Родители часто усугубляют ситуацию, когда нагружают детей ещё и дополнительными занятиями. Но детям, особенно в начальных классах и даже в средних, нужно играть и баловаться. Им тяжело сидеть за партой пять дней в неделю и молчать, когда учитель говорит. Вот дети и капризничают, а некоторые даже заболевают — психосоматика.
Именно поэтому врачи советуют переводить ребёнка на рабочий режим постепенно. Хотя бы за неделю до начала занятий пора привыкать вставать по будильнику, в идеале делать утреннюю зарядку, а вечерами перестать засиживаться за играми. И постараться отложить кружки и секции хотя бы на месяц - хотя записаться в них стоит заранее, пока есть свободные места.
Не успел учебный год начаться, а количество пробелов по предметам растет как снежный ком…
Осваивать школьную программу, не выпадая из процесса, поможет образовательная онлайн-платформа Учи.ру!
Красочные интерактивные задания повысят интерес и мотивацию ребенка к занятиям. Если ребенок ошибается, платформа дает нужные подсказки и задания на повторение и помогает быстро вернуться к хорошей успеваемости!
Ежедневно доступно 20 бесплатных заданий!
ХОЧУ ПОПРОБОВАТЬ |
Не критикуйте, а делайте "работу над ошибками"
Хорошо в детском саду - там оценок не ставят! Замечания и критика учителей, а тем более родителей, сильно расстраивает ребенка. Особенно если речь идет о младшеклассниках. Какая уж тут любовь к учебе.
Нужно всегда говорить ребенку, что он самый лучший. Когда вы хотите обратить внимание на какие-то замечания учителей, плохую оценку и т.д., надо говорить примерно так: "Ты у нас замечательный (или замечательная), но вот поведение хромает…". И тогда можно провести работу над ошибками - как надо вести себя правильно и что надо было сделать по-другому.
Ругать детей не стоит - ума им это не прибавит. Когда на ребенка кричат или высказывают ему что-то, он начинает нервничать, и в его организме вырабатывается гормон стресса — кортизол. Этот гормон не позволяет сосредоточиться и мешает запоминанию. В общем, блокирует весь процесс обучения. Так что хотите, чтобы ребёнок был отличником, - не общайтесь с ним на повышенных тонах.
Первоклашке покажите собственные каракули
Первоклассника настроить на учебу проще всего — для него школа это что-то новое и незнакомое, что будоражит любопытство. Родителям стоит рассказать ребёнку о своей учебе, вспомнить какие-то интересные и забавные моменты, показать свои собственные дневники, тетради и фотографии. Ничего страшного, если ребёнок увидит двойки и замечания — меньше будет переживать из-за собственных неудач.
Что делать, если хамит учителям?
В начальной школе с этим проблем обычно нет — дети обожают свою первую учительницу, даже если она не самый простой в общении человек. А вот в более старшем возрасте с этим начинаются проблемы — ученики пробуют хамить. Зачастую просто травят педагогов. Иногда - просто из-за каких-то внешних особенностей и манеры говорить. Иногда получают отпор в виде плохих оценок и придирок. Возникает конфликт, учительский авторитет рушится. Понятно, что особой любви к школе такие "высокие" отношения не прибавляют.
Хамство сплошь и рядом у подростков. Часто оно сопровождается презрительным отношением из-за того, что "взрослые говорят одно, а делают другое". В учебниках - ни слова про самые важные вещи, про то, как стать успешным, богатым и любимым. Там "скукота, которая в жизни не пригодится".
Зачастую родители сразу становятся на сторону ребенка, не разобравшись в конфликте и даже не выслушав педагога. Это естественная защитная реакция. Но надо быть мудрее.
Хамство по отношению к учителю - это сигнал для родителей: с ребенком не все в порядке, ему плохо. У ребёнка возникает ощущение, словно его бросили в воду, а он не умеет плавать. Надо обсуждать с ним самые важные вопросы, делиться своим отношением к жизни. Тогда всё постепенно устаканится и придет в норму.
Предварительный просмотр:
Оглавление
1.Введение……………………………………………………………………… 3
2.Основные функции деятельности классного руководителя………… 5
3.Формы работы с родителями………………………………………………8
3.1.Индивидуальные формы………………………………………………… 8
3.2 Групповые формы………..……………..……………………………… 10
3.3.Коллективные формы……………………………………………………12
Заключение…………………………………………………………………… 21
Список литературы………………………………………………………… 22
«Формы взаимодействия школы с родителями»
Введение
В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить.
Актуальность исследования заключается в том, что проблема взаимодействия школы и семьи всегда была и остается в центре внимания. Современный учитель, обучающий и воспитывающий школьников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьей учащегося во многом зависит эффективность формирования личности ученика.
Цель: изучить деятельность классного руководителя.
Объектом исследования является процесс деятельности классного руководителя.
Предмет исследования – работа классного руководителя с родителями.
Задачи исследования:
1. На основе анализа педагогической литературы определить функции и основные формы работы классного руководителя с родителями.
2. Проанализировать работу классного руководителя, выявить приоритетные формы взаимодействия с родителями.
3. Сформулировать пути совершенствования работы классного руководителя с родителями.
Важным звеном в построении воспитательной работы является взаимодействие педагога с родителями школьника. Семья – та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья.
Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, приводящие к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение материального уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отделяется от родителей.
Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Основные функции деятельности классного руководителя и способы его общения с родителями
Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье.
Основа взаимодействия классного руководителя и семьи состоит в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств.
Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. По своему статусу классный руководитель в школе – основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника; будучи специалистом в области педагогики и психологии, помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания, в корректировке воспитательных воздействий окружающей социальной среды. Классный руководитель должен выступать в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой
Выделяются следующие функции классного руководителя:
1) ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой;
2) психолого-педагогическое просвещение родителей;
3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
4) корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;
5) взаимодействие с общественными организациями
Еще одна функция работы школы и классного руководителя с родителями – это корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся.
Первый аспект – оказание психолого-педагогической помощи учащимся (одаренным, проявляющим интерес к каким-либо формам внеурочной деятельности и т.д.).
Другое направление заботы классного руководителя – это оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания.
Последняя функция работы школы с родителями – это взаимодействие с общественными организациями родителей: родительскими комитетами школы и класса, школьными Советами, Советами по месту жительства и т.д. В их компетенцию входит:
- помощи школе и классам в проведении воспитательной работы с учащимися;
- коллегиальное решение отдельных вопросов жизни школы;
- связь с административными и правоохранительными органами;
- участие в работе с родителями учащихся (проведение родительских собраний, конференций; оказание материальной помощи и правовое воздействие на родителей)
Таким образом, можно сказать, что данные функции способствуют созданию нормальной воспитывающей среды для организации школьного воспитательного процесса.
Что касается основных способов общения родителей и классных руководителей, то выделяются следующие способы взаимодействия:
- организация родительских конференций, собраний, индивидуальных встреч родителей и учителей;
- организация работы телефонной линии, по которой родители могут связаться с учителем или получить консультацию по поводу домашнего задания и способов его выполнения;
- использование средств телекоммуникации и регулярной почты;
- разработка домашних заданий, в ходе выполнения которых дети должны обсудить с родителями то, что происходит в школе, или подготовить совместно с ними исследовательский проект;
- создание родительского клубы или центра в школе;
- проведение неформальных встреч родителей, детей, и учителей( праздники и т.д.)
- уважительное общение с учетом культурной, религиозной и этнической принадлежности
Таким образом, можно сказать, что в основе работы классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Должно быть доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей. От согласованности действий школы и семьи зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Школа обязана помочь родителям, став для них центром психолого-педагогического просвещения и консультирования – организуя при школе родительские университеты, лектории, конференции, семинары, объединения родителей.
Формы работы с родителями
3.1.Индивидуальные формы.
1. Посещение семьи на дому.
Посещая учащихся на дому, выясняются условия семейного воспитания. Информация о микроклимате в семье, об особенностях отношения к ребенку, об ориентации родителей в вопросах воспитания позволяла индивидуально работать с семьей, а также более точно определить направления и средства коррекционного воздействия на ребенка в школе. Нас интересуют условия жизни ребенка, отношение к нему родственников, отношение ребенка к членам семьи. Не имея этих сведений, нельзя оказать ученику необходимой поддержки.
Очень важно, чтобы родители были уверены, что учитель приходит в семью не для выговора ученику, не с жалобами на него, а как помощник в деле воспитания ребенка. Жалобы учителя на ученика или обвинения родителей только удручают родителей и вызывают нередко жестокое и несправедливое отношение к ребенку, а со стороны ученика – озлобленное конфликтное отношение к учителю и потерю интереса к учению.
Родители заранее предупреждаются о приходе.
При посещении учащегося на дому соблюдаются следующие правила:
- проявлять высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинать с похвалы и комплиментов;
- исключать жалобы на ученика, говорить о проблемах, подсказывать пути их решения;
- беседовать в присутствии учащегося, только в исключительных случаях требовать конфиденциальной встречи;
- не предъявлять претензий к родителям;
- всячески подчеркивать свою заинтересованность судьбой воспитанника;
- советы и рекомендации давать ненавязчиво, взвешивать уровень своих требований и возможности семьи;
- договариваться о конкретных совместных делах;
- не давать беспочвенных обещаний, быть крайне сдержанным в сложных случаях, выражать осторожный оптимизм.
2. Приглашение в школу.
Родители приглашаются в том случае, когда надо поделиться радостной новостью, например, ребенок овладел тем учебным материалом, который ему долго не давался. Для участия ребенка в театральной постановке, надо помочь ему изготовить костюм, поучить с ним слова роли и т. д.
Нужно стараться не приглашать родителей в школу для того, чтобы нажаловаться на плохое поведение ребенка или низкую успеваемость. Подобные приглашения вызывают у родителей негативное отношение к школе.
3. Индивидуальные консультации педагога.
Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем.
Консультации проводятся по мере необходимости, часто по инициативе родителей. В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке выясняются необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.).
4. Переписка.
В работе с родителями переписка используется довольно широко. Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, много работают или очень далеко живут.
3.2.Групповые формы.
1. Родительские лектории.
Задачи лектория многообразны: познакомить родителей с системой коррекционно-воспитательной работы в школе, дать практические советы и рекомендации по воспитанию ребенка в семье и т.д.
Примерная тематика родительских лекториев на учебный год
Январь - | “Причины возникновения осложнений во взаимопонимании”. |
Февраль - | “Своеобразие развития детей”. |
Март - | “Некоторые пути развития детей”. |
Апрель - | “Особенности поведения учеников младших классов”. |
Май - | “Организация свободного времени детей в период летних каникул”. |
Сентябрь - | “Трудовая деятельность - основа воспитания детей. Воспитание у детей потребности трудиться”. |
Октябрь - | “Формирование у учащихся санитарно-гигиенических навыков”. |
Ноябрь - | “Внимание школьников. Пути повышения уровня внимания”. |
Декабрь - | “Совместная работа семьи и школы в преодолении ребенком трудностей, испытываемых при изучении материала”. |
Такая планомерная и целенаправленная дает возможность родителям глубже изучить индивидуальные психофизические особенности детей, выявить источники отклонения от норм поведения, более правильно подойти к решению педагогических задач, использовать рекомендованные формы и методы для их решения.
2. Тематические консультации
Тематические консультации рекомендуется проводить 1 раз в четверть для всех желающих. Их проводят специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения конкретной проблемы. Это социальный педагог, психолог, представитель правоохранительных органов и т.д.
Примерная тематика консультаций для родителей
I четверть - | “Режим дня и его значение для учащихся” (школьный врач) |
II четверть - | “Курение и статистика” (социальный педагог) |
III четверть - | “Плохая память. Как ее развить?” (школьный психолог) |
IV четверть - | “Трудный ребенок. Какой он?” (социальный педагог , инспектор школы) |
3. Родительские вечера
Родительский вечер – это праздник общения родителей.
Свободная беседа родителей друг с другом, обмен опытом разрешения различных ситуаций в своих семьях помогает иначе воспринимать трудности, лучше понять индивидуальные особенности ребенка, расширить возможности воспитания.
4. Классные детские мероприятия
В течение учебного года внутри класса обычно проводятся различные мероприятия (дни именинников; чаепития, приуроченные к каким-либо праздникам и т.д.).
Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями.
5.Школа для дошкольников
Задолго до поступления ребенка в школу мы начинаем готовить родителей и будущих школьников к их новой позиции, если для родителей работает «Школа для родителей», то для детей центр «Дошколенок». В «Дошколенке» организованы группы для детей. Для родителей занятия организованы по субботам. На занятия родители приходят с детьми. Пока родители работают с психологами, педагогами(знакомятся с особенностями младшего школьного возраста, учатся развивать память, мышление, внимание у детей), у ребят занятия проводятся в свободной форме по нескольким направлениям. Таким образом , родители приобщаются к школе, знакомятся с её традициями, готовятся стать помощниками в работе с классным коллективом.
3.3Коллективные формы
1. Научно – практическая родительская конференция – форма сочетания пропаганды педагогических знаний с практическим передовым опытом семейного воспитания. Их организаторами выступают родительский комитет и актив класса. Это могут быть заседания, посвященные отдельным воспитательным проблемам.
Конференции проводятся 1 – 2 раза в год, так как требуют тщательной подготовки. Ход конференции обсуждается на родительском комитете: продумывается план, выявляются семьи, чей опыт воспитания достоин распространения.
Успех конференций зависит от самостоятельной работы родителей по анализу литературы, осмыслению и обобщению своего опыта, умения на основе критических знаний оценивать воспитательный процесс, увидеть возможность совершенствования форм и методов сотрудничества с детьми.
Условиями успешного проведения родительских конференций являются следующие:
- актуальность, значимость и доступность предложенной темы;
- тщательная предварительная подготовка (тема и план представляются родителям за 2 – 3 недели до проведения, указывается рекомендованная литература);
- организация консультаций в период подготовки по отбору материала, его систематизации, анализу, подготовке выступлений;
- создание благоприятного эмоционального климата во время проведения конференции, характеризующегося общей заинтересованностью, откровенностью разговора.
Порядок работы конференции может быть определен следующим образом:
- Вступительное слово педагога (классного руководителя, директора, замдиректора) о значимости и сущности проблемы и позитивном опыте семей.
- Выступления родителей (обмен опытом, анализ воспитательного процесса в семье).
- Заключение ведущего конференции, содержащее оценку выступлений, опыта семейного воспитания. Проблем, которые предстоит решить.
Эффективность родительской конференции возрастает, если в ее проведение включается библиотека, работники, которой готовят книжные выставки по обсуждаемой проблеме.
Примерные темы для совместного обсуждения на конференции:
- «Основы построения общения с ребенком»
- «Права и обязанности ребенка в семье»
- «Стили и методы воспитания ребенка в семье»
- «Психология ребенка»
- «Особенности адаптации ребенка в школе»
- «Предупреждение правонарушений несовершеннолетних» и др.
Наиболее распространенной формой работы с родителями является классное родительское собрание. Главным ее предназначением является согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития личности ребенка.
Родительское собрание – одна из основных универсальных форм взаимодействие школы с семьями учащихся и пропаганды психолого- педагогических знаний. Эта школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.
На собрании обсуждаются проблемы жизни класса и родительского коллектива. По тем конкретным задачам, которые решаются на собраниях, их можно разделить на несколько видов:
- Организационные собрания (выбор классного родительского комитета; выбор деятельности по направлениям; выбор представителей в совет школы; разборка и утверждение плана работы родительского комитета и т.п.).
- Аналитические собрания (ориентированные на разрешение возникающих проблем педагогического просвещения родителей).
- Итоговые собрания (направленные на подведение итогов работы класса за определенный период времени: четверть, полугодие, год).
- Комбинированные собрания (включающие в себя задачи всех предыдущих видов собраний). Практика свидетельствует о том, что этот вид собраний наиболее часто встречается в работе классных руководителей.
На организационных собраниях утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, разрабатывается план мероприятий, распределяются общественные поручения и создаются инициативные группы родителей по различным направлениям работы, разрабатываются планы проведения общешкольных мероприятий с участием родителей.
Первое родительское собрание является, как правило, организационным и проводится в начале сентября. Последующие собрания проводятся один раз в четверть. На первом родительском собрании классный руководитель раскрывает перед родителями необходимость и задачи взаимодействия. Общим решением, определяя основные направления работы, на этом же собрании выбирается родительский комитет. Собираются материалы о возможности организации работы родителей класса в виде предложений, изложенных в анкете.
Эти предложения могут быть такими:
- поручения, предполагающие проявление родителями активной воспитательной позиции, непосредственную работу с детьми, проявление творчества, инициативы. Организаторских способностей: руководство кружком по своей специальности, руководство спортивной секции, руководство клубом, руководство турнирами, олимпиадами, руководство экскурсиями. Составление сценариев классно – семейных праздников, организация и подготовка совместных с детьми выступлений. Творческих отчетов;
- поручения, предполагающие содействие в проведении воспитательной работы, оказание организационной помощи: содействие в проведении экскурсий4 содействие в проведении классно – семейных праздников и общешкольных мероприятий; содействие в организации встреч с интересными людьми; содействие в создании материально – технической базы класса;
- поручения, предполагающие непосредственное участие в развитии и укреплении материально – технической базы ОУ: трудовое участие в оборудовании кабинетов; изготовление оборудования, приборов, наглядных пособий; помощь в ремонтных работах, благоустройстве школы; спонсорская помощь школе.
Родительское собрание включает в себя шесть обязательных компонентов:
- Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатами учебной деятельности класса. С рекомендациями педагогов – предметников.
- Знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе. Темой для разговора здесь могут быть взаимоотношения учащихся, внешний вид и другие вопросы.
- Психолого- педагогическое просвещение. Этот компонент можно выделить в отдельный пункт собрания, но можно естественным образом включить в структуру других составляющих.
- Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебной литературы и пр.).
- Рефлексия. В конце родительского собрания родители оценивают его значимость, актуальность, полезность.
- Личные беседы с родителями.
Организуя родительские собрания, можно придерживаться следующих принципов:
- родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;
- тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;
- собрание должно носить как теоретический, так и практический характер (разбор ситуаций, тренинги, дискуссии);
- классный руководитель должен не назидать, а общаться с родителями. Давая им возможность высказать свое мнение в ходе собрания, а не после него;
- родительское собрание не должно быть длительным, главным в его содержании является четкость, лаконичность, системность;
- каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку.
Семь правил успешного проведения родительского собрания
- Уважайте!
- Помогайте!
- Объясняйте!
- Доверяйте!
- Учитесь!
- Спрашивайте!
- Благодарите!
Важно!
- Говорите о проблеме, а не о персоналиях.
- Отмечайте успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка. Если хвалите, то всех – за что – нибудь.
- Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей.
Правила поведения классного руководителя на родительском собрании:
- Снять собственное напряжение перед встречей с родителями.
- Дать родителям почувствовать ваше уважение и внимание.
- Убедить родителей в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
- Постараться понять родителей, правильно определить наиболее волнующие проблемы.
- Словом и делом помочь родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формировать у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на вашу поддержку и помощь других учителей.
- Разговаривайте с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители всех учеников (и благополучных и «сложных») ушли с собрания с верой в своего ребенка.
Общешкольные родительские собрания
Общешкольные родительские собрания проводятся 2-4 раза. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. В конце учебного года награждаются семьи, активно участвующие в жизни школы.
Родительские дни
“День открытых дверей” предлагаю проводить один раз в году. Родители могут посетить любые уроки. Организовывается школьная выставка, которая отражает результаты работы кружков, труд школьников в мастерских. В заключении участники художественной самодеятельности организовывают для родителей творческий отчет.
Такая форма работы с родителями дает им возможность увидеть реальные успехи своих детей в учебе и труде. У них укрепляется вера в возможности детей.
Концерты
Весь учебный год разбит на месячники, которые имеют определенную тематику. Раз в месяц в школе проводятся праздники, концерты общешкольного уровня.
Январь - | Спортивный праздник “Мама, папа, я – дружная семья” |
Февраль - | Праздник “День Защитника Отечества” |
Март - | Праздник “Для милых мам” |
Апрель - | Концерт “Весенние трели” |
Май - | Праздник “Они защищали Родину” |
Сентябрь - | Линейка “Здравствуй школа” |
Октябрь - | Праздник урожая “Золотая осень” |
Ноябрь - | Мероприятия, посвященные неделе инвалидов |
Декабрь - | Новогодний праздник “В гостях у Деда Мороза” |
Родители привлекаются к проведению школьных детских праздников, воспитательных мероприятий. Они помогают педагогам и воспитателям готовить номера художественной самодеятельности.
Практика показывает, что после посещения праздников большинство родителей не остаются равнодушными, у них даже снова возникает желание оказать помощь школе в организации воспитательной работы.
Творческие отчеты
Творческие отчеты служат для подведения итогов работы различных кружков художественной самодеятельности. Чаще всего используются не как самостоятельная форма, а включаются в общешкольные праздники, концерты и другие формы воспитательной работы.
Выставки работ
Подобная форма работы также используется в основном, как сопутствующая другим формам, а не самостоятельная.
Так, например, выставки организовывают во время проведения дня открытых дверей, концертов, родительских собраний и т.д.
Выставки являются своеобразным стимулом для детей, желающих, чтобы родители похвалили и оценили по достоинству их труд.
Следует особо выделить такую форму связи школы с семьей, как работа родительского комитета. Он вырабатывает план совместных действий по оказанию помощи семьям в воспитании детей, организовывает обмен опытом отдельных родителей, решает целый ряд вопросов, касающихся случаев, когда в той или иной семье воспитание ребенка поставлено не на должном уровне, решает другие вопросы. Комитет помогает в проведении различных внеклассных и оздоровительных мероприятий.
В школе можно оформить “Уголок для родителей” , из которого они могут узнать, как проводится учебно-воспитательная работа в школе.
Известные трудности возникают в работе с родителями, которые сами нуждаются в перевоспитании, а также с родителями, дети которых являются правонарушителями. Школа ведет строгий учет таких неблагополучных семей, поддерживает постоянную, деловую связь с работниками полиции.
Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей в семье и школе.
Заключение
Чтобы школа жила и развивалась в нынешних социально-экономических условиях, ей необходима поддержка и союзники, в первую очередь в лице родителей.
Работа с родителями – одно из самых сложных направлений в профессиональной деятельности педагога.
Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов
воспитания детей, но она не может конкурировать с семьей.
Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь доказала, что все беды детей, а потом и взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.
Социокультурные особенности жизни семьи, экономическое положение
семьи имеет большое значение в воспитании личности учащихся. Информирование родителей о деятельности школы является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи.
Первым и решающим условием положительного взаимодействия считаем доверительные отношения между школой и родителями. Необходимо, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах.
Важен диалог между родителями и педагогами, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка. Родителям нужна от вас поддержка, помощь и просто добрый совет.
Список литературы.
- Воспитание и обучение детей. Книга для учителя / Под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Шк. Пресс, 1994. - 416 с.
- Гордиенко Е. А., Юсупова Г. С. Совместная работа школы, семьяМ,Просвещение, 1995. – 55 с.
- Дульнев Г.М. Учебно - воспитательная работа в школе: Пособие для учителей / Под редакцией Т.А. Власовой и В.Г. Петровой. - М.: Просвещение, 2004. - 176 с.