Методическая копилка
Общая цель поддержки ребенка в адаптационный период – формирование у него нового, совместного с другими детьми способа жизнедеятельности и форм удовлетворения своих потребностей под руководством воспитателя, педагога-психолога. Работа по каждому из разделов дополняется задачами, связанными с профилактикой и торможением отрицательных эмоций. Их решение достигается как в процессе использования системы адаптационных игр с детьми, так и при организации специфических видов детской активности, имеющих психогимнастический характер: игр с природным материалом, озвученными игрушками и т.д. Материал будет интересен педагогам групп раннего возраста, педагогам-психологам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_psihologo-pedagogicheskoy_podderzhki_rebenka_v_adapt_period.docx | 37.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей № 123 «Гнездышко»
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
РЕБЕНКА В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД»
Подготовила: педагог-психолог
С.В. Шаркова
Комсомольск-на-Амуре
2018 год
Технология психолого-педагогической поддержки ребенка
в адаптационный период.
Проблема адаптации ребенка в ДОУ традиционно рассматривается с психологической и педагогической точек зрения.
Имеющиеся и традиционно используемые рекомендации по организации работы педагога с детьми в адаптационный период касаются бытовых процессов, оснащения пространства группы. Описывается процесс обучения и воспитания в период адаптации по принципу тематического планирования, при этом помощь ребенку в самой адаптации не является самоцелью, то есть решение задач собственно адаптационного периода совпадает с дидактическими задачами . Тем самым нагрузка на психику ребенка усиливается, что может препятствовать быстрой успешной адаптации.
В основу представленной ниже технологии положены принцип развития и принцип концентричности.
Принцип развития предполагает, что смысл адаптационного периода состоит не в том, чтобы приспособить ребенка к включению в процесс решения дидактических задач, а в том, чтобы в ходе игрового взаимодействия ребенка со взрослым содействовать ему в выработке нового способа жизнедеятельности, перестроить его активность в соответствии с условиями общественного воспитания, тем самым оказав развивающее влияние на его психику. Таким образом, приспособительной концепции адаптации противопоставляется конструирующая концепция.
Принцип концентричности выражается в том, что программа адаптационного периода в ДОУ для ребенка второго года жизни построена так, что все ее разделы имеют преемственные цели. Такой подход основан на особенностях усвоения знаний и формирования навыков в раннем возрасте, а именно на втором году жизни.
При разработке содержания программы необходимо исходить из тех факторов, которые могут вызвать у ребенка состояние адаптационного срыва, поэтому работа по программе строится прежде всего как профилактическая.
Все факторы объединяются в 3 проблемы:
- новая организация взаимодействия со взрослым;
- новая организация среды;
- необходимость взаимодействия с ровесниками.
Общая цель поддержки ребенка в адаптационный период – формирование у него нового, совместного с другими детьми способа жизнедеятельности и форм удовлетворения своих потребностей под руководством воспитателя, педагога-психолога. Работа по каждому из разделов дополняется задачами, связанными с профилактикой и торможением отрицательных эмоций. Их решение достигается как в процессе использования системы адаптационных игр с детьми, так и при организации специфических видов детской активности, имеющих психогимнастический характер: игр с природным материалом, озвученными игрушками и т.д.
Первый этап – развитие контактов со взрослыми (ко второму этапу переходят после установления доверительных контактов).
Второй этап – освоение новых видов занятий, игрового пространства (к третьему этапу переходят после формирования у ребенка уверенного поведения в новой пространственно- игровой среде).
Третий этап – формирование контактов со сверстниками.
1-й этап. Формирование доверительных взаимоотношений с новым взрослым.
Цель: формирование привязанности к воспитателю.
Задачи: удержать внимание на новом взрослом, установить контакт глаз, эмоциональный контакт, вызывать инициативу в общении, совместные положительные переживания, стимулировать подражание, учить действовать по инструкции.
Формы организации взаимодействия: тактильные игры, игры на подражание, игры с игрушками-забавами, игры-шутки.
2-й этап. Формирование ориентировок в пространственно-игровой среде.
Цель: формирование предпочтений в новой предметной среде.
Задачи: освоить месторасположение игрушек и игровых зон, развивать способность ориентироваться в новых предметных условиях, подчиняться правилам, стимулировать самостоятельный выбор игрушек, занятий.
Формы организации взаимодействия: психотехнические игры, игры-имитации, предметные игры.
3-й этап. Формирование положительных контактов с ровесниками.
Цель: освоение совместного с ровесниками способа жизнедеятельности.
Задачи: стимулировать доброжелательное внимание к ровесникам, отклик на эмоции сверстника- сорадование; формировать умение действовать сообща; обучать обмену действиями как способу общения.
Формы организации взаимодействия: психотехнические игры, хороводные игры.
Оказание психолого-педагогической помощи ребенку в адаптационный период предполагает широкое использование индивидуальных форм организации взаимодействия с ребенком.
Принципы организации взаимодействия с ребенком:
- педагогическое воздействие следует за направлением внимания ребенка;
- используются естественные, повседневно возникающие ситуации;
- приоритет косвенного влияния через правильно организованную обстановку, пространство;
- усвоение правил протекает в игровой форме;
- обучение и воспитание включено в происходящее взаимодействие ребенка и взрослого с учетом естественных образцов общения ребенка и родителей.
Требования к организации взаимодействия:
- взрослый организует действие поочередно с ребенком;
- взрослый называет предметы, игрушки, когда ребенок на них смотрит, действует, держит в руках;
- взрослый поддерживает все проявления активности ребенка, откликается на стремление ребенка к внимания взрослого;
- необходимо создание коммуникативных пауз, выбор темпа разговора
с учетом состояния ребенка;
- важно организовать эмоционально насыщенные игровые ситуации;
- предусмотреть профилактику и торможение отрицательных эмоций.
Приема торможения отрицательных эмоций:
- переключение;
- игры с песком, водой;
- игры с бытовыми предметами;
- пальчиковые игры, сжимание пальцев (игрушки-пищалки);
- спонтанные, раскрепощающие движения (надувать щеки, рвать бумагу, топать ногами);
- игры с озвученными игрушками (бубен, барабан, погремушка)
Требования к проведению адаптационных игр:
- игра повторяется в течении дня несколько раз;
- при проведении новой игры знакомые игры повторяются;
- задачи предыдущего раздела программы при их освоении переносятся в последующий раздел при введении новых задач;
- знакомые игровые ситуации включаются в бытовые процессы;
- игры и бытовые процессы каждодневно дополняются приемами торможения отрицательных эмоций;
- за единицу взаимодействия с ребенком игра может повторяться несколько раз, но прекращается до того, как к ней у него пропал интерес, при желании ребенка игра возобновляется;
- продвижение в освоении каждой игры для каждого ребенка организуется индивидуально по количеству повторений;
- при повседневном использовании игр учитывается состояние ребенка в конкретный момент взаимодействия, поэтому возможно возвращение к играм, которые ранее были освоены.
Требования к организации образовательного пространства:
- определение достаточного места для ходьбы, бега, игры с мячами, каталками;
- создание комплекта предметов для торможения отрицательных эмоций;
- соединение игровых уголков с реальными бытовыми ситуациями;
- зрительное уменьшение пространства (расположение мебели не по периметру, а так, чтобы образовались комнатки);
- включение в среду предметов, сделанных мамой, предметов обихода из дома.
АДАПТАЦИОННЫЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ.
Первый этап.
«Мой малыш»
Цели: устанавливать тактильные контакты с ребенком, снимать эмоциональное напряжение.
Ход игры: взрослый читает стихотворение и обнимает малыша:
Ой, мой маленький,
Ненаглядненький,
Мой хорошенький,
Мой пригоженький
Н. Пикулева
«Маленькая детка»
Цели: устанавливать тактильные контакты с ребенком, снимапть эмоциональное напряжение.
Ход игры: воспитатель сажает ребенка на колени, обнимает его, а потом читает стихотворение, мягко дотрагиваясь до головы ребенка.
Маленькая детка,
Головушка- репка,
Роток-говорок,
Зубок да зубок,
Носик- вопросик,
Щечки- колобочки,
Глазок с глазком,
Бровки домком,
Ушко да ушко,
Всех выше макушка.
Л.Яхнин
«Попрыгушки»
Цели: устанавливать тактильные контакты с ребенком, снимать эмоциональное напряжение.
Ход игры: воспитатель обнимает малыша, ставит его пред собой и приподнимает, держа за подмышки:
Тешки- тетешки,
Овсяные лепешки,
Тюшки- тютюшки,
С творогом ватрушки,
Тешки- тетешки,
Встали на ножки,
С пятки на носок,
Прыг-скок,
Прыг-скок.
Л.Яхнин
«Баю-Баю»
Цели: устанавливать тактильные контакты с ребенком, снимать эмоциональное напряжение.
Ход игры: воспитатель сажает ребенка на колени, мягко прижимает к себе и, слегка покачивая, читает стихотворение:
Скачет- скачет
По волнам
Лодочкою зыбка.
Качи-качи,
Прямо к нам
Приплывает рыбка.
Полна зыбка
С нами,
Спи-спи, рыбка,
С нами.
Л.Яхнин
«Догонялки-обнималки»
Цели: устанавливать тактильные контакты с ребенком, снимать эмоциональное напряжение.
Ход игры: воспитатель организует игру в догонялки: «Догоню, догоню…» Затем обнимает малыша, говоря:
Ах ты моя девочка,
Ласковая белочка,
Ой ты, моя деточка,
Тоненькая веточка.
Или:
Ах ты, мой сыночек,
Ягодный кусточек.
Ой ты, мой сынок,
Пшеничный колосок.
Л.Яхнин
«Наши пальчики»
Цели: устанавливать тактильные контакты с ребенком, снимать эмоциональное напряжение.
Ход игры: воспитатель обнимает ребенка, сажает к себе на колени и играет со своими, а потом с его пальчиками:
Пальчик толстый и большой
В лес по ягоды пошел.
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Средний – следом побежал.
Безымянный топал рядом
И корзиночку держал.
А мизинчик, младший братец,
На печи весь день лежал.
Л.Яхнин
«Ку- ку»
Цели: устанавливать положительные эмоциональные контакты со взрослым:, снимать эмоциональное напряжение.
Ход игры 1:ребенок сидит на коленях у взрослого, который читает стихотворение (имя ребенка заменяется) и выполняет действия ручками ребенка, закрывая и открывая его лицо;
Где же, где же наш малыш?
Где же, где же наша крошечка?
Где же, где же наша Анечка?
Где же, где же наше солнышко?
Вот, вот наш малыш,
Вот, вот наша крошечка,
Вот, вот наша Анечка,
Вот, вот наше солнышко!
Н.Пикулева
Ход игры 2: взрослый играет с ребенком, побуждая его прятаться, и читает стихотворение (имя ребенка заменяется):
Тю-тю! Нету Любушки!
Любушки-голубушки!
Ой, да нет ее нигде!
Мы искать ее пойдем
И найдем, найдем, найдем!
Н.Пикулева
«Ладушки»
Цели: устанавливать доверительные контакты со взрослым на телесно-игровом уровне, снимать эмоциональное напряжение.
Ход игры: взрослый сажает ребенка на колени и играет, выполняя движения его ручками и читая стихотворение.
Ладушки, ладушки,
Курочки-рябушки,
Ладушки, ладушки,
Курочки-кладушки,
Петушок с хвостом,
Гребешок торчком.
Крылышками- хлоп-хлоп!
А мы их хоп-хоп!
И поймали!
Л.Яхнин
«Скачем на лошадке»
Цели: устанавливать доверительные контакты со взрослым на телесно-игровом уровне, снимать эмоциональное напряжение.
Ход игры: взрослый сажает ребенка на колени и качает в такт словам:
Мы скачем, скачем, скачем,
Скачем на лошадке!
Мы не плачем, мы не плачем-
Все у нас в порядке!
Н.Пикулева
«Топ- топ»
Цели: стимулировать к подражанию взрослому, развивать умение действовать по речевой инструкции, снимать эмоциональное напряжение.
Ход игры: воспитатель вместе с ребенком топает ногами, изменяя ритм в соответствии с текстом стихотворения:
Ай, деточка,
Попляши!
Твои ножки хороши.
Левая – смелая.
Правая – упрямая.
Левая – первая,
Топы-топы.
А вторая – правая,
Топ-топ.
Л.Яхнин
«Пичужки»
Цели: стимулировать к подражанию взрослому, развивать умение действовать по речевой инструкции, снимать эмоциональное напряжение.
Ход игры: воспитатель вместе с ребенком размахивает руками, изменяя движения в соответствии с текстом стихотворения:
Тюшки, тютюшки,
На горе пичужки.
На гору Ванюшка –
Ух-ух-ух!
От него пичужка –
Фыр-фыр-фыр,
Улетела!
Л.Яхнин
«Зонтик»
Цели: привлекать внимание к действиям взрослого, вызывать положительные эмоции.
Материал: разноцветный зонт.
Ход игры: воспитатель раскрывает зонт, крутит его и говорит:
Зонтик разноцветный,
Подружись со мной.
Ты такой красивый,
Яркий и большой!
Зонт закрывается, игра повторяется снова. Можно спрятать малыша под зонтик.
«Солнечные зайчики»
Цели: вызвать интерес к действиям взрослого, стимулировать положительные эмоции.
Материал: зеркальце или фонарик.
Ход игры: воспитатель пускает солнечных зайчиков и читает стихотворение, побуждая ребенка выполнять соответствующие словам действия.
Солнечные зайчики
Играют на стене.
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе!
А.Ануфриева
«Дождик»
Цели: стимулировать к подражанию действиям взрослого, вызывать спонтанные движения для профилактики отрицательных эмоций и снятия напряжения.
Ход игры: взрослый выполняет вместе с ребенком действия и читает стихотворение:
Дождик, дождик, кап-как-кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять –
Мы промочим ножки.
(пальчиком одной руки ребенка тычем в ладошку другой. Ребенок топает ножками).
Второй этап.
«Ванька-встанька»
Цели: вызывать внимание к игровым действиям взрослого, стимулировать к подражанию действиям с игрушкой, вызывать положительные эмоции.
Материал: неваляшка.
Ход игры: воспитатель качает неваляшку на глазах у ребенка и читает стихотворение.
Ванька-встанька,
Ванька-встанька,
Будь послушен, ишь, какой!
Нам не справиться с тобой!
Н.Пикулева
Затем воспитатель снова читает стихотворение и побуждает ребенка выполнять действия.
«Собачка»
Цели: вызывать интерес к игрушкам, стимулировать ответные игровые действия.
Материал: игрушечная собачка, ширма.
Ход игры: воспитатель привлекает внимание ребенка к звукоподражаниям, читает стихотворение и совершает действия в соответствии с текстом:
Гав-гав! Кто там?
Это песик в гости к нам.
(показывает собачку)
Я собачку ставлю на пол.
Дай, собачка, Ане лапу
(имя ребенка заменяется).
А.Ануфриева
Затем собачка снова прячется и игра повторяется.
«Прятки»
Цели: вызывать интерес к игрушкам, стимулировать совместные действия с ними, действия по подражанию и по инструкции взрослого, учить ориентироваться в новом помещении.
Материал: кукла.
Ход игры: воспитатель читает стихотворение и выполняет определенные действия, вызывая ответные действия со стороны малыша.
Вариант 1
Кукла Ляля убежала,
Ах, куда она пропала?
Аня, Аня (имя ребенка заменяется), поищи,
С нашей Лялей попляши!
Вариант 2
Спрячу куклу Машу,
Спрячу куклу нашу,
Оля к куколке пойдет,
Оля куколку найдет.
С куклой Машей
Оленька попляшет.
Хлопаем в ладошки,
Пусть попляшут ножки.
А.Ануфриева
Сначала воспитатель выполняет действия вместе с ребенком, побуждая словами «иди», «ищи», «пляши». А потом побуждает малыша самостоятельно выполнять действия.
«Будем спать»
Цели: формировать умение ориентироваться в нескольких игрушках, подражать действиям взрослого, действовать по инструкции.
Материал: игрушки- собачка, корова, петух, поставленные рядом.
Ход игры: воспитатель читает стихотворение и побуждает ребенка выполнять действия сначала совместно, а потом самостоятельно:
Ай, бай-бай, Воспитатель показывает пальчиком на игрушки
Ты, собачка, не лай! И грозит им, после каждой строчки воспитатель
Ты , корова, не мычи! Произносит соответствующее звукоподражание
Ты, петух, не кричи! при повторении игры делает паузу, чтобы вызвать
у ребенка звукоподражание.
А наш мальчик (девочка) Приседает на корточки, кладет ладошки под
Будет спать, щечку.
Станет глазки закрывать! Закрывает глазки.
Н. Пикулева
«Наши уточки»
Цели: развивать желание совершать подражательные и самостоятельные игровые действия, стимулировать речевое подражание.
Материал: игрушки – уточка, гуси, курочки, домик.
Ход игры: воспитатель поочередно в соответствии с текстом показывает ребенку игрушки, а затем снова их прячет в домик.
Наша уточка с утра:
Кря – кря- кря!
Наши гуси у пруда:
Га-га! Га-га! Га-га!
Наши курочки в окно:
Ко-ко,ко-ко,ко-ко.
Русская народная потешка.
Игра повторяется несколько раз. Создаются коммуникативные паузы, чтобы вызвать у ребенка звукоподражание.
«Куколка Катюша»
Цели: формировать умение детей объединять в сюжет несколько действий с игрушками, развивать интерес к бытовым процессам.
Материал: кукла, кроватка, мыло, полотенце, расческа.
Ход игры: воспитатель привлекает внимание ребенка к кукле, читает стихотворение и выполняет соответствующие игровые действия.:
Вот красивая игрушка –
Наша куколка Катюшка.
Может хлопать, может петь.
Кто желает посмотреть?
Ну, довольно веселиться,
Надо Кате спать ложиться.
Катя, глазки закрывай,
Баю-баю-баю-бай!
Катя, мой лицо и шейку,
Мылься мылом хорошенько.
Воду ты не разливай,
Сухо ручки вытирай.
Причесалась и умылась,
Всем ребяткам поклонилась.
Захотелось ей опять
Веселиться и плясать.
Ну, детишки, выходите!
Вместе с Катей попляшите!
А.Ануфриева
При повторении игры воспитатель побуждает ребенка выполнять действия с куклой, а также привлекает к общим действиям других детей.
Третий этап.
«Прилетела птичка»
Цель: развивать внимание к сверстнику.
Материал: игрушечная птичка.
Ход игры: воспитатель показывает птичку и выполняет действия в соответствии с текстом.
Прилетела птичка, Сажает птичку на руку ребенку и по очереди другим
Синичка-невеличка. детям.
К (имя ребенка) прилетела,
На деток посмотрела,
дальше полетела.
«Колечки»
Цели: развивать интерес к действиям сверстников, вызывать желание демонстрировать им свои умения.
Материал: ленты с колечками, скатанные в рулоны и уложенные в коробку колечками вверх.
Ход игры: воспитатель приносит коробку с лентами, подходит к каждому ребенку, побуждая его выполнять действия в соответствии с текстом.
За колечко потяни,
Свою ленту разверни.
Яркой лентой помаши,
Всем ребятам покажи!
Каждый ребенок достает по одной ленте и свободно играет с ней. Воспитатель подходит по очереди к каждому ребенку и обращает внимание на других детей: «У Оли лента. У Вити лента. У тебя лента. Красиво!»
«Веселые платочки»
Цели: развивать интерес к действиям сверстников, вызывать желание демонстрировать им свои умения.
Материал: яркая коробка с отверстиями, шелковые платочки по количеству детей.
Ход игры: Воспитатель обращает внимание детей на коробочку и предлагает каждому ребенку потянуть за один из кончиков. Когда ребенок достанет платочек, похвалить его, порадоваться вместе с ним. Воспитатель предлагает поиграть с платочками. Дети стоят, держа в руках по платочку:
Вот платочки хороши!
(стоят на месте и протянув вперед руки, размахивает платочком)
Мы попляшем, малыши!
(кружится, держа платочек в поднятой руке)
Всем ребятам маленьким, покажись!
Я платочком помашу
(взмахивает платочком, стоя на месте)
И с платочком попляшу.
Ты платочек, аленький, покружись
(кружится)
Всем ребятам маленьким, покажись.
Нет платочков, ай-ай-ай.
(прячет платочек за спину, поворачивая голову вправо-влево)
Где платочки, угадай?
Ты, платочек аленький, покружись,
Всем ребятам маленьким, покажись!
(идет к коробке, в которую кладет платочек)
Поплясали малыши,
И платочки положи.
«Прячемся от дождика»
Цели: стимулировать подражание сверстникам, развивать желание находиться вместе.
Материал: зонт.
Ход игры: воспитатель привлекает внимание детей, показывая закрытый зонт, и выполняет действие вместе с ними в соответствии со словами.
На прогулку вышел дождик.
Кап-кап-кап!
(постукивают пальчиками о ладошку.)
Не промочат дети ножки,
Кап-кап-кап!
(поднимают ножки, постукивают пальчиками о ладошку)
Всех их зонтик соберет.
От дождя убережет.
(взрослый открывает зонт и крутит его. Все прячутся по зонтик)
«Разноцветные клубочки»
Цели: развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия и достигать общего результата.
Материал: корзина с разноцветными клубочками.
Ход игры: воспитатель показывает детям корзину и произносит слова:
Разноцветные клубочки
(высыпает клубочки)
Укатились от ребят.
Будем мы сейчас клубочки
Все в корзинку собирать.
(подходит к каждому ребенку по очереди и обращается к нему)
(Имя…), ты клубочек отыщи
И в корзинку положи.
«Зайки»
Цель: развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия по инструкции взрослого, подражать ровесникам.
Материал: игрушечный заяц.
Ход игры: воспитатель привлекает внимание детей к игрушке, читает стихотворение и побуждает детей вместе выполнять действия:
По лесной лужайке
Разбежались зайки.
Вот такие зайки,
Зайки-побегайки.
Сели зайчики в кружок,
Роют лапкой корешок.
Вот какие зайки,
Зайки- побегайки.
В.Антонова
«Топ-топ-топ»
Цель: развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия по инструкции взрослого, подражать ровесникам.
Материал: салютики.
Ход игры: воспитатель размахивает салютиками, привлекая внимание детей, раздает каждому салютик, читает стихотворение и побуждает одновременно выполнять действия:
Мы ногами топ-топ-топ,
А в ладоши хлоп-хлоп-хлоп!
По дорожке мы шагаем
И в ладошки ударяем.
Топ-топ-топ,
Ножки, топ!
Хлоп-хлоп-хлоп,
Ручки, хлоп!
Ай да, малыши!
Ай да, крепыши!
А.Ануфриева
«Флажки»
Цель: развивать умение обмениваться со сверстниками предметами.
Материал: ведерко с флажками.
Ход игры: воспитатель показывает детям ведерко с флажками и говорит:
Очень любят малыши
Разноцветные флажки.
(дети берут из ведерка по флажку)
Вы флажками помашите
И другой флажок возьмите.
Воспитатель помогает детям обменяться флажками, говоря при этом, например: «Дай Сереже флажок, а он тебе даст свой флажок. Помашите вместе флажками).
«Катаем мяч»
Цель: развивать умение обмениваться со сверстниками действиями.
Материал: мяч.
Ход игры: дети сидят в кругу, взрослый катает мяч детям, а дети – друг другу в соответствии со словами:
Ты поймай мой яркий мяч
И отдай его, не прячь.
Мячик, прыгай, не спеши
И детишек посмеши.
Н. Пикулева