Для Вас, родители!
Искусство жить с детьми.
"Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него людей в семье, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится о нем столько, как мама, папа, бабушки, дедушки, браться, сестры" Свои первые жизненные уроки ребенок получает именно в семье.
"Как же воспитывать детей?", "Общаться с ребенком. Как?"
Мы постараемся разобраться в этих вопросах вместе!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Влияние родительских установок на развитие детей | 16.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ.
Как часто мы, взрослые, обращаем внимание на то, как мы общаемся со своими детьми? Какие используем слова и выражения в отношении них?
Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально - личностном развитии играют родительские установки.
Бесспорно, родители – самые значимые и любимые для ребенка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребенка непоколебима: «Мама сказала…», « Папа велел…» и т.д. Поэтому родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребенку, оценкам поступков ребенка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребенка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной. А установки возникают повседневно и чуть ли не на каждом шагу…Одни случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для неё момент жизни ребенка воздействует на его поведение и чувства. Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. Но также, есть и негативные установки.
Рассмотрите предложенную таблицу, может вам что-то покажется знакомым, возможно, что-то вы слышали и от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?
Негативные установки Сказав так, | Подумайте о последствиях | Позитивные установки Вовремя исправьтесь! |
«Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить…» | Замкнутость, отчужденность, безынициативность, подчиняемость, угодливость, приверженность стереотипному поведению | «Будь собой, у каждого в жизни есть друзья!» |
«Плакса-вакса, нытик!» | Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, повышенное эмоциональное напряжение, страхи. | «Поплачь, будет легче…» |
«Вот дурашка, все готов раздать…» | Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм. | «Молодец, что делишься с другими!» |
«Не твоего ума дело!...» | Низкая самооценка, задержка в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчужденность, конфликты с родителями. | «А ты как думаешь?» |
«Одевайся теплее, заболеешь!» | Повышенное внимание к своему здоровью, тревожность, страхи, частые простудные заболевания. | «Будь здоров, закаляйся!» |
«Ты совсем как твой папа (мама)…» | Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя. | «Папа у нас замечательный человек!» |
«Ничего не умеешь делать, неумеха!» | Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержка психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению. | «Попробуй еще, у тебя обязательно получится!» |
«Не кричи так, оглохнешь!» | Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей (психосоматика), конфликтность. | «Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…» |
«Неряха, грязнуля!» | Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и к своей внешности. | «Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!» |
«Ты плохой, обижаешь маму, вот уйду от тебя к другому ребенку!» | Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, уход в себя или «уход» от родителей. | « Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!» |
Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь» | Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм. | «Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!» |
«Уйди с глаз моих, встань в угол!» | Нарушение взаимоотношений с родителями, «уход» от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность. | «Иди ко мне, давай во всем разберемся вместе!» |
«Не ешь много сладкого, зубки будут болеть, и толстая будешь!» | Проблемы с лишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, непринятие себя. | «Кушай на здоровье!» |
«Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешение у старших!» | Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, зависимость от чужого мнения, тревожность. | «Смелее, ты всё можешь сам!» |
«Всегда ты не вовремя, подожди!» | Отчужденность, скрытность, ощущение беззащитности, ненужности, уход в себя, повышенное психоэмоциональное напряжение | «Давай, я тебе помогу» |
«Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачи!» | Отсутствие самоконтроля, поведенческой гибкости, агрессивность, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности. | «Держи себя в руках, уважай других» |
Безусловно, это не полный список возможных установок. Вы его можете продолжить сами и проанализировать, какие установки встречались вам и влияли ли они каким-то образом на ваши решения и поступки. А также, подумайте, какие установки вы задаете своему ребенку, как они могут помочь или помешать… Чувство вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать счастливее. Иногда ребенку не нужна оценка его поступков, его поведения, он и сам все прекрасно понимает, просто ему необходимо, чтобы с ним побыли рядом, успокоили его, поддержали…
Дети от природы наделены большим запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые им помогают быть активными, энергичными, жизнестойкими.
И, пожалуй, наша с вами задача состоит в том, чтобы не сломить их внутренний стержень, а укрепить его своей заботой и поддержкой.