Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Витимская средняя общеобразовательная школа" села Романовка
Баунтовского эвенкийского района
Республики Бурятия
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Тема:
Символика цвета в произведении
Ф.М. Достоевского ''Преступление и наказание"
Выполнила:
Голубенкова Анжелика,
ученица 10 класса
МБОУ«Витимская СОШ»
Руководитель:
Григорьева Т.А., учитель
русского языка и литературы
2023
Содержание
1.Введение
Актуальность темы, цель, задачи работы
2. Основная содержание
Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в цвете
2.1. Чёрный цвет в произведении Достоевского
2.2. Белый цвет в произведении Достоевского
2.3. Жёлтый цвет в произведении Достоевского
2.4. Красный цвет в произведении Достоевского
2.5. Голубой цвет в произведении Достоевского
2.6. Зелёный цвет в произведении Достоевского
3. Заключение
4. Источники информации
Введение
Люди с давних времён придавали особое значение «языку красок». Цветовые предпочтения во многом определяют настроение человека, отношение к действительности, характер и зависят от многих причин: культурного уровня, возраста, пола, образования, особенностей темперамента и характера и др.
Цветопись в художественном произведении - передача цвета языком художественного произведения. С помощью цветописи писатель может передать чувства не напрямую, а как бы мелкими штрихами, наполняя своё художественное произведение.[5] Достоевский использует цвета в своём произведении, как описания состояния героев и интерьера дома.
По мнению С.М.Соловьёва художников слова можно разделить на два типа: 1) колористов (например, Г.Р. Державин, Н.В. Гоголь, Ф.И. Тютчев и др.), для которых «цвет был могучим орудием стиля» и которые «весьма щедро использовали цвет»; 2) «художники и писатели, крайне сдержанно использующие цвет»[1]. В книге «Изобразительные средства в творчестве Ф.М. Достоевского» учёный отдельную главу посвящает воздействию цвета на читателя, отмечает широкое использованием желтого, красного, зелёного цветов в романах Ф.М.Достоевского. С точки зрения С.М.Соловьёва, «цветовая насыщенность произведений писателей 60-х годов XIX века, в том числе Ф.М.Достоевского является весьма низкой»[2.стр.82]. Л.Дмитриева же в статье «Символика цвета в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» отмечает, что роман «очень цветовой» и обилие в нём всевозможных оттенков помогает эмоционально настроиться на восприятие произведения»[3.стр.26]. О.Н.Каленкова в статье «Цветовая гамма в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского» пишет: «Ф.М. Достоевский не принадлежит к писателям-колористам, но при чтении его романа возникает впечатление насыщенной цветовой гаммы»[4.стр.38]. Влияние цвета на эмоциональное состояние человека давно является предметом пристального изучения психологов. Ф.М. Достоевский использует определённые цвета для описания предметов, героев, передачи их внутреннего мира.
Актуальность: 1) тонкий психологический анализ внутреннего мира героя глубже раскрывается через призму символики цвета; 2) изучение романа через призму цветописи может повысить интерес к творчеству Ф.М.Достоевского.
Цель: Проанализировать цвета в романе Ф.М.Достоевского и определить как цвет влияет на эмоциональное состояние героев, способствует пониманию произведения
Для достижения цели потребуется решить следующие задачи:
1) проанализировать литературно-критический материал по теме работы;
2) выполнить текстовый анализ романа «Преступление и наказание»;
3) пояснить особенности символики цвета в психологии и в романе «Преступление и наказание»;
4) проанализировать цветопись в романе в связи с изменением внутреннего состояния главного героя на основе частотности употребления цвета.
2. основная часть
Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в цвете
2.1. Чёрный цвет в произведении Достоевского
В психологии чёрный цвет - это символ отказа, упорства, Достоевский использует этот цвет для описания безысходности и неизвестности. В распивочной Раскольников уселся в тёмнои углу - "Он уселся в тёмном и грязном углу, за липким столом..."[1.стр.12]. Идя к старухе "...по чёрной, тёмной и узкой лестнице..."[1.стр.7], Раскольников не знал, решится ли он на убийство. Когда старуха открывала ему двери на Раскольникова устремились сверкавшие из темноты глаза - "Жилица оглядывала из щели пришедшего с видимым недоверием, и только виднелись её сверкавшие из темноты глазки..."[1.стр.7]. Выйдя от неё, Раскольников начал переживать об убийстве - "...И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, моё сердце!..."[1.стр.11]. Такая атмосфера Петербурга - тёмные и узкие лестницы, тёмные и грязные углы, распивочные - основа этого мрачного города, из-за которого в голове Раскольникова появляются такие же тёмные мысли.
2.2. Белый цвет в произведении Достоевского
Белый цвет в психологии ассоциируется с невинностью и чистотой. У Сони Мармеладовой были белые волосы - "...белокуренькая..."[1.стр.22], "...хорошенькая блондинка..."[1.стр.223]. У Авдотьи Романовны был белый шарфик - "...а на шее был повязан белый прозрачный шарфик..."[1.стр.259]. Так же во сне Аркадия Ивановича Свидригайлова присутствует немало белого цвета - "...на покрытых белыми атласными пеленами столах...", "...был обит белым гроденаплем и обшит белым густым рюшем...", "...в белом тюлевом платье..."[1.стр.620], это значит, что в Свидригайлове осталась человечность.
2.3. Жёлтый цвет в произведении Достоевского
Наиболее часто встречается в произведении "Преступление и наказание". Жёлтый цвет в психологии означает солнце и счастье, но Достоевский использует этот цвет для описания болезни. Лицо у Родиона Раскольникова бледно-жёлтое - "...в его воспалённых глазах и в его исхудалом бледно-жёлтом лице..."[1.стр.188]. Такое же жёлтое лицо у Мармеладова - "...с отёкшим от постоянного пьянства жёлтым, даже зеленоватым лицом..."[1.стр.14]. Катерина Ивановна имеет тоже бледно-жёлтое лицо - "...бледно-жёлтое, иссохшее лицо..."[1.стр.531]. У Порфирия Петровича тоже больное, тёмно-жёлтое лицо - "...лицо его было цвета больного, тёмно-жёлтого цвета, но довольно бодрое и даже насмешливое..."[1.стр.302]. Так же этот цвет Достоевский использует для описания бедности. В каморке Раскольникова тоже имеется жёлтый цвет - "...это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими жёлтенькими пыльными и всюду отставшими от стен обоями...", "...ему стало душно в этой жёлтой каморке..."[1.стр.34], "...на грязных жёлтых обоях с белыми цветочками..."[1.стр.163], "...он оглядел эти жёлтоватые, обшарканые обои..."[1.стр.518]. Жёлтый цвет каморки Раскольникова негативно влияет на него, он сводит его с ума. Жёлтый цвет так же присутствует в комнате Сони - "...желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам..."[1.стр.383]. Но в кабинете Порфирия Петровича жёлтый цвет ассоциируется с богатством - "...все казенной мебели, из жёлтого отполированного дерева."[1.стр.404]. Так же как и в комнате Алёны Иваноны, которая была обклеена жёлтыми обоями с жёлтой мебелью - ''...небольшая комната с жёлтыми обоями...", "...мебель, вся очень старая и из жёлтого дерева...", "...двух-трёх грошовых картинок в жёлтых рамках..."[1.стр.8-9].
2.4. Красный цвет в произведении Достоевского
Красный цвет в психологии символизирует огонь и эмоциональный взрыв, но в романе "Преступление и наказание" этот цвет символизирует кровопролитие. Красный цвет присутствует в сцене убийства старухи - "...кровь хлынула, как из опрокинутого стакана...", "...крови между тем натекла уже целая лужа...", "Прежде всего он принялся было вытирать об красный гарнитур свои запачканные в крови руки.", "Красное, ну а на красном кровь непреметнее", -рассудилось было ему..."[1.стр.95-97]. В болезненном состоянии Раскольникову снится сон о мужиках и лошади - "...большие такие мужики в красных и синих рубашках..."[1.стр.69]. В сцене смерти Катерины Ивановны тоже есть красный цвет - "Но когда разглядели хорошенько Катерину Ивановну, то увидали, что она вовсе не разбилась, как подумала Соня, а что кровь, обагрившая мостовую, хлынула из её груди горлом."[1.стр.528]. В произведении Достоевского красный цвет так же ассоциируется с болезнью, у Мармеладова были красноватые глаза - "...и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевлённые красноватые глаза..."[1.стр.14]. Его руки были красные - "...руки были грязные, жирные, красные, с чёрными ногтями."[1.стр.17]. Катерина Ивановна тоже была больна - "...красных пятен на щеках тоже боюсь..."[1.стр.30], "...с раскрасневшимися до пятен щеками..."[1.стр.31], "...Красные пятна на щеках её рдели всё сильнее и сильнее, грудь её колыхалась."[1.стр.471]. Этот цвет подчёркивает болезненное состояние Раскольникова - "...Наконец в глазах его завертелись какие-то красные круги, дома заходили, прохожие, набережные, экипажи - всё это завертелось и заплясало кругом."[1.стр.205]. Так же красный ассоциируется с богатством, у Раскольникова было кольцо с тремя красными камешками - "...маленькое золотое колечко с тремя какими-то красными камешками..."[1.стр.78]. В комнате Алёны Ивановны было немало красного цвета - "...укладка, побольше аршина в длину, с выпуклою крышей, обитая красным сафьяном, с утыканными по нем стальными гвоздиками.", "...под белою простыней, лежала заячья шубка, крытая красным гарнитуром..."[1.стр.97].
2.5. Голубой цвет в произведении Достоевского
Голубой цвет в психологии символизирует лёгкость, нежность, чистоту. Достоевский использовал этот цвет как символ спасения. Перед убийством старухи Раскольникову снится сон об оазисе, в котором голубая водя является для него спасением - "Он же пьёт пьёт воду, прямо из ручья, который тут же, у бока, течёт и журчит. И прохладно так, и чудесная-чудесная такая голубая вода, холодная, бежит по разноцветным камням и по такому чистому с золотыми блёстками песку..." [1. стр.84]. Так же автор выделяет голубые глаза Сони Мармеладовой - "...с замечательными голубыми глазами..."[1. стр.223], "...но зато голубые глаза её были так ясны..."[1. стр.288]. Соня Мармеладова, так же, как и вода в оазисе является спасением для Раскольникова.
2.6. Зелёный цвет в произведении Достоевского
Зелёный цвет в психологии подразумевает защиту и спасение. В своём сне Раскольников видел каменную церковь с зелёным купол - "Среди кладбища каменная церковь, с зелёным куполом..."[1.стр.68]. Перед признанием Раскольникова в убийстве Соня Мармеладова накинула зелёный платок на голову - "Соня схватила свой платок и накинула его на голову. Это был зелёный драдедамовый платок..."[1.стр.640].
Итак, можно сделать вывод о том, что использование определённых цветов в романе «Преступление и наказание» играет важную роль в раскрытии содержания всего произведения. Цветовой колорит романа соответствует его сюжетной схеме и идейному содержанию, помогает раскрыть идею произведения, характеры героев и их душевное состояние.
Писатель воздействует на читателя через образ благодаря цвету. Он использует слова, которые помогают читателю представить то, что описывается в произведении, при этом накладывают свой отпечаток личность, мировоззрение, стиль автора. Результаты исследования символики цвета в «Преступлении и наказании» убеждают нас в том, что выбор цветов в романе не должен рассматриваться в качестве случайного или малозначащего явления.
3. Заключение
Выполнив текстовый анализ романа «Преступление и наказание», пояснив особенности символики цвета в психологии и в романе, проанализировав литературно-критический материал по теме работы и цветопись в романе в связи с изменением внутреннего состояния главного героеяна основе частотности употребления цвета, выявив восприятие цветовой гаммы романа учащимися 10-11 классов, педагогами и родителями гимназии, мы сделали вывод о том, что использование цветов в романе не должно рассматриваться как случайное или малозначащее явление, оно является важным средством выражения не столько мысли, сколько эмоций, и по палитре используемых цветов можно воссоздать внутреннее самоощущение писателя. Цвет, обозначенный даже косвенно, передает состояние души героя. На первых страницах романа мы видим «прекрасные тёмные глаза Раскольникова с горящим взглядом» и эти же глаза «с воспалённым», а затем и «помертвевшим взглядом» после совершенного убийства показывают перемены, происходящие в герое.
С помощью слов, соответствующих краскам, Ф.М. Достоевский сумел передать тончайшие эмоциональные оттенки. Его цветовая гамма способствовала передаче различных настроений.
В работе мы сделали сравнение символики цвета в психологии и в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», проанализировали частотность употребления цвета в произведении. Помимо того описали особенности смысла наиболее употребляемых цветов.
Перспективу нашей работы мы видим в том, чтобы соотнести цветовую гамму не только с героями произведения, их внутренним состоянием, но и с событиями романа.
Список использованной литературы:
1. И.Горяева и Е.Фрей Литературно-Художественное издательство Достоевский Фёдор Михайлович "Преступление и Наказание" (г.Казань, 2018)
2. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание / Вступ. ст. Г. Фридлендера; Прим. Г. Коган. – М.: Художественная литература, 1978
3. Соловьев С.М. Изобразительные средства в творчестве Ф.М.Достоевского. – М.: 1979
4. Дмитриева Л. Символика цвета в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» – М.: Литература. № 32, 2001
5. Каленкова О.Н. Цветовая гамма в «Преступлении и наказании» Ф.М.Достоевского – М.: Русская речь. № 1, 1982
6. Википедия
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие для 7 класса
«Турнир знатоков русского языка»
Цели:
Воспитывать любовь и уважение к русскому языку.
Расширять кругозор учащихся.
Способствовать углублению знаний о русском языке.
Оснащение:
1.Презентация
2.Музыкальное сопровождение (в минуты обдумывания ответов включается музыка из м/ф «Антошка»)
1.Разминка
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик первый раз - и полетели первые три птицы. Махнул второй раз – еще три. Так делал он четыре раза.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семь перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина – белая, другая – черная.
Объясните смысл сказки.
(птицы –месяцы, три птицы-времена года, крылья-недели, перья-дни, половины перьев-день, ночь)
2.ЗАМЕНИТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ПОСЛОВИЦАМИ
Учись всю жизнь Век живи – век учись
Береги время Деньги пропали - наживешь, время пропало - не вернешь. Не ссорься Худой мир лучше доброй драки
Не торопись, делай всё аккуратно Семь раз отмерь – один раз отрежь
Нехорошо заглядываться на чужое Берут завидки на чужие пожитки.
3.ОТГАДАЙ ПОСЛОВИЦУ ПО ПЕРВОМУ СЛОВУ
Язык до Киева доведёт
Слово не воробей, вылетит - не поймаешь
Искру туши до пожара, беду отводи до удара
Не дорог подарок, дорога любовь
Готовь сани летом, а телегу зимой
Не в свои сани не садись
Жизнь дана на добрые дела
Гусь свинье не товарищ
4.Орфоэпия.
Мастерски, облегчить, ободрить, оптовый, предвосхитить, о скольких, квартал, танцовщица, христианин, черпать, щавель, эксперт, пломбированный зуб, языковая политика, языковой барьер, языковая колбаса.
5.Решите пропорции.
1.Тигр/кошка=волк/собака
2.Ластик/карандаш=время/воспоминание
3.Пол/потолок=стена/стена
4.Пожарный/вода=дворник/метла
5.Тигр/4=паук/8
6.Дом/крыша=человек/шляпа
7.Пустыня/кактусы=море/водоросли
8.Женщина/мышь=пешеход/машина
9.Лицо/портрет=природа/пейзаж
10.Музыка/плеер=море/раковина
6. Создайте словообразовательную цепочку от слов
Холодильник ←холодильный ←холодить ← холод
Прискорбно ←прискорбный ←скорбный ←скорбь
7.Какой частью речи являются приведенные ниже слова? Значения каких слов вам известны? Индиго, маренго, прюн, хаки, пансе, беж, электрик, массака
Индиго – синий цвет.
Маренго – черный с серым отливом
Прюн – темно-лиловый
Хаки – коричнево-зеленый
Пансе темно-фиолетовый
Беж – светло-коричневый
Электрик – ярко-синий с сероватым оттенком.
Массака – темно-красный цвет с синеватым оттенком.
8. Являются ли родственными польское uroda ( красота ) и русское урод? Прокомментируйте свой ответ.
Это этимологически родственные слова.
Поскольку польский и русский языки являются родственными славянскими языками, восходящими к праславянскому языку, исходным корнем для обоих слов является корень –*rod -; однокоренными к данным словам являются соответственно rodzina (семья) r?d (род), rjdzi (родить) и родина, родить(ся), род, родственник, объединенные общим значением «рождение, появление на свет».
9.Что означает выражение «битый час»? Каково его происхождение?
Битый час – целый час.
Значение выражения связано с боем часов, буквально «от одного боя часов до другого».
10.Определите вид придаточных предложений. Чем является что?
1.Татьяна Васильевна написала, что приедет в двадцатых числах июня.
2.Предметы на письменном столе были расставлены так, что самые необходимые были под рукой.
3.Она не сводит глаз с дороги, что идет через рощу.
4.Я поместил в этой книге только то, что относилось к пребыванию Печорина на Кавказе.
1.Придаточное изъяснительное. Слово что является союзом, не является членом предложения.
2.Придаточное образа действия. Что - союз, не является членом предложения.
3.Придаточное определительное. Что – относительное местоимение, выполняет роль союзного слова, подлежащее.
4.Придаточное изъяснительное. Что – относительное местоимение, выполняет роль союзного слова, подлежащее.
11. Какой лингвистический термин используется применительно к выражениям?
1.Живой труп, мертвые души, горячий снег, безмолвный крик, заклятые друзья. (оксюморон)
2.Страна кленового листа, белокаменная столица, град Петров. (перифраза)
12. Отгадать загадки.
Что это за трава, которую слепые знают? Крапива
Под гору коняшка, а в гору деревяшка. Санки
В землю — крошки, из земли — лепешки. Репа
В лавке пятак, а не вытащить никак. Сучок
Что вверх корнем растет? Сосулька
Оценка результатов
Тип задания | Критерии оценки | Команда №1 | Команда №2 |
1.Разминка | При полном ответе -3б. | ||
2.ЗАМЕНИТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ПОСЛОВИЦАМИ | За каждую правильную пословицу-1б. | ||
3.ОТГАДАЙ ПОСЛОВИЦУ ПО ПЕРВОМУ СЛОВУ | За каждые две -1б. | ||
4.Орфоэпия | За каждые 2 правильных слова -1б. (max -8) | ||
5.Решите пропорции. | За каждые две пропорции-1б. | ||
6. Создайте словообразовательную цепочку от слов | За правильно составленную цепочку -1б. | ||
7.Какой частью речи являются приведенные ниже слова? | За определение части речи -1б. За каждое правильное значение слова-1б. | ||
8.Являются ли родственными польское uroda ( красота ) и русское урод? | За аргументированный ответ -3б. | ||
9.Что означает выражение «битый час»? Каково его происхождение? | За ответ на каждый вопрос по 1б. | ||
10.Определите вид придаточных предложений. Чем является что? | За каждое предложение-1б. | ||
11. Какой лингвистический термин используется применительно к выражениям? | За каждое слово-1б. | ||
12. Отгадать загадки. | За каждую загадку-1б. | ||
13.Кроссворд | За полностью решенный кроссворд-3б. | ||
Итоги |
1.Разминка |
2.ЗАМЕНИТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ПОСЛОВИЦАМИ |
3.ОТГАДАЙ ПОСЛОВИЦУ ПО ПЕРВОМУ СЛОВУ |
4.Орфоэпия |
5.Решите пропорции. |
6. Создайте словообразовательную цепочку от слов |
7.Какой частью речи являются приведенные ниже слова? |
8.Являются ли родственными польское uroda ( красота ) и русское урод? |
9.Что означает выражение «битый час»? Каково его происхождение? |
10.Определите вид придаточных предложений. Чем является что? |
11. Какой лингвистический термин используется применительно к выражениям? |
12. Отгадать загадки. |
1.Разминка |
2.ЗАМЕНИТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ПОСЛОВИЦАМИ |
3.ОТГАДАЙ ПОСЛОВИЦУ ПО ПЕРВОМУ СЛОВУ |
4.Орфоэпия |
5.Решите пропорции. |
6. Создайте словообразовательную цепочку от слов |
7.Какой частью речи являются приведенные ниже слова? |
8.Являются ли родственными польское uroda ( красота ) и русское урод? |
9.Что означает выражение «битый час»? Каково его происхождение? |
10.Определите вид придаточных предложений. Чем является что? |
11. Какой лингвистический термин используется применительно к выражениям? |
12. Отгадать загадки. |
Предварительный просмотр:
Олимпиадные задания по литературе. 9 класс.
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА (прозаический ИЛИ поэтический – выбор участника олимпиады)
Вариант 1
Выполните целостный анализ рассказа В. Ф. Одоевского «Два дни из жизни земного шара», приняв во внимание следующие аспекты его художественной организации: вычленение смысла великих человеческих ценностей; особенности повествовательной структуры; функции второстепенных и эпизодических персонажей; особенности художественного времени и художественного пространства; назначение художественных деталей, сопровождающих повествование.
Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.
ВЛАДИМИР ФЕДОРОВИЧ ОДОЕВСКИЙ
ДВА ДНИ ИЗ ЖИЗНИ ЗЕМНОГО ШАРА
У графини Б. было много гостей; была полночь, на свечах нагорело, и жар разговоров ослабевал с уменьшающимся светом: уже девушки перетолковали обо всех нарядах к будущему балу, мужчины пересказали друг другу обо всех городских новостях, молодые дамы перебрали по очереди всех своих знакомых, старые предсказали судьбу нескольких свадеб; игроки рассчитались между собой и, присоединившись к обществу, несколько оживили его рассказами о насмешках судьбы, произвели несколько улыбок, несколько вздохов, но скоро и этот предмет истощился. Хозяйка, очень сведущая в светском языке, на котором молчание переводится скукою, употребляла все силы, чтобы расшевелить болтливость усталых гостей своих; но тщетны были бы все ее усилия, если бы нечаянно не взглянула она в окно. К счастью, тогда комета шаталась по звездному небу и заставляла астрономов вычислять, журналистов объявлять, простолюдинов предсказывать, всех вообще толковать о себе. Но никто из всех этих господ не был ей столько обязан, как графиня Б., в это время: в одно мгновение, по милости графини, комета соскочила с горизонта прямо в гостиную, пробралась сквозь неимоверное количество шляп и чепчиков - и была встречена также неимоверным количеством разных толкований, и смешных и печальных. Одни в самом деле боялись, чтобы эта комета не напроказила, другие, смеясь, уверяли, что она предзнаменует такую-то свадьбу, такой-то развод и проч. и проч.
- Шутите, - сказал один из гостей, который век свой проводил в свете, занимаясь астрономией (par originalite)[1], - шутите, а я помню то время, когда один астроном объявил, что кометы могут очень близко подойти к Земле, даже наткнуться на нее, - тогда было совсем не до шуток.
- Ах! Как это страшно! - вскричали дамы. - Ну скажите же, что тогда будет, когда комета наткнется на Землю?
- Земля упадет вниз? - проговорили несколько голосов.
- Земля разлетится вдребезги, - сказал светский астроном.
- Ах, Боже мой! Стало быть, тогда и будет представление света, - сказала одна пожилая дама.
- Утешьтесь, - отвечал астроном, - другие ученые уверяют, что этого быть не может, а что Земля приближается каждые 150 лет на градус к Солнцу и что наконец будет время, когда Земля сгорит от Солнца.
- Ах, перестаньте, перестаньте, - вскричали дамы. - Какой ужас!
Слова астронома обратили всеобщее внимание; тут началися бесконечные споры. Не было несчастий, которым не подвергался в эту минуту шар земной: его и жгли в огне, и топили в воде, и все это подтверждалось, разумеется, не свидетельствами каких-нибудь ученых, а словами покойного дядюшки - камергера, покойной штатс-дамы тетушки, и проч.
- Послушайте, - наконец сказала хозяйка, - вместо споров пусть каждый из нас напишет об этом свои мысли на бумаге, потом будемте угадывать, кто написал такое и такое мнение.
- Ах, будемте, будемте писать, - вскричали все гости...
- Как прикажете писать? - робко спросил один молодой человек. - По-французски или по-русски?
- Fi donc - mauvais genre![2] - сказала хозяйка. - Кто уже ныне пишет по-французски? Messieurs et Mesdames![3] Надобно писать по-русски.
Подали бумаги; многие тотчас присели к столу, но многие, видя, что дело доходит до чернильниц и до русского языка, шепнули на ухо своим соседям, что им еще надобно сделать несколько визитов, и - исчезли.
Когда было написано, все бумажки были смешаны, и всякий по очереди прочитывал вынутую им бумажку; вот одно из мнений, которое нам показалось более других замечательным и которое мы сообщаем читателям.
1
Решено; настала гибель земного шара. Астрономы объявили, глас народа подтверждает их мнение; этот глас неумолим, он верно исполняет свои обещания. Комета, доселе невиданная, с быстротою неизмеримою стремится на Землю. Лишь зайдет солнце, вспыхнет зарево страшного путника; забыты наслаждения, забыты бедствия, утихли страсти, умолкли желания; нет ни покоя, ни деятельности, ни сна, ни бодрствования; и день и ночь люди всех званий, всех состояний томятся на стогнах, и трепетные, бледные лица освещены багровым пламенем.
Огромные башни обращены в обсерваторию; день и ночь взоры астрономов устремлены на небо; все прибегают к ним, как к богам всемогущим; слова их летят из уст в уста; астрономия сделалась наукою народною; все вычисляют величину кометы, скорость ее движения; жаждут ошибок в вычислениях астрономов и не находят.
- Смотри, смотри, - говорит один, - вчера она была не больше Луны, теперь вдвое... что будет завтра?
- Завтра набежит на Землю и раздавит нас, - говорит другой...
- Нельзя ли уйти на другую сторону шара? - говорит третий...
- Нельзя ли построить подставок, оттолкнуть ее машинами? - говорит четвертый. - О чем думает правительство?
- Нет спасения! - кричит молодой человек, запыхавшись. - Я сейчас из башни - ученые говорят, что, прежде нежели она набежит на Землю, будут бури, землетрясения, и земля загорится...
- Кто против Божия гнева? - восклицает старец...
Между тем течет время, с ним возрастают величина кометы и ужас народный; уже видимо растет она; днем закрывает солнце; ночью огненною пучиною висит над Землею; уже безмолвная, страшная уверенность заступила место отчаянию; не слышно ни стона, ни плача; растворены тюрьмы: вырвавшиеся преступники бродят с поникшим челом между толпами; редко, редко общая тишина и бездействие прерываются: то вскрикивает младенец, оставленный без пищи, и снова умолкнет, любуясь страшным небесным зрелищем; то отец обнимает убийцу сына.
Но подует ли ветер, раздастся ли грохот, толпа зашевелится - и уста всех готовятся к вопросу, - но его боятся вымолвить.
В уединенной улице одного европейского города восьмидесятилетний старец у домашнего очага приготовлял себе пищу: вдруг вбегает к нему сын его.
- Что ты делаешь, отец мой? - он восклицает.
- Что делать мне? - отвечает спокойно старец. - Вы всё оставили - бегаете по улицам - а я между тем голодаю...
- Отец! Время ли теперь думать о пище?
- Точно также время, как и всегда...
- Но наша гибель...
- Будь спокоен; пустой страх пройдет, как и все земные бедствия...
- Но разве ты потерял слух и зрение?
- Напротив, не только сохранил то и другое, но еще сверх того нечто такое, чего нет у вас: спокойствие духа и силу рассудка; будь спокоен, говорю тебе, - комета явилась нежданно и пропадет так же - и гибель Земли совсем не так близка, как ты думаешь; Земля еще не достигла своей возмужалости, внутреннее чувство меня в том уверяет...
- Отец мой! ты во всю жизнь свою верил больше этому чувству или мечтам своим, нежели действительности! Неужели и теперь ты останешься преданным воображению?.. Кто тебе поручится за истину слов твоих?..
- Страх, который вижу я на лице твоем и тебе подобных!.. Этот низкий страх несовместим с торжественной минутою кончины...
- О ужас! - вскричал юноша. - Отец мой лишился рассудка...
В самое то мгновение страшный гром потряс храмину, сверкнула молния, хлынул дождь, ветер снес крыши домов - народ упал ниц на землю...
Прошла ночь, осветило небо, тихий Зефир осушил землю, орошенную дождем... люди не смели поднять преклоненных глав своих, наконец осмелились, - им уже мнится, что они находятся в образе духов бестелесных... Наконец встают, оглядываются: те же родные места, то же светлое небо, те же люди - невольное движение подняло взоры всех к небу: комета удалялась с горизонта...
2
Настал общий пир земного шара; нет буйной радости на сем пиру; не слышно громких восклицаний! Давно уже живое веселье претворилось для них в тихое наслаждение, в жизнь обыкновенную; уже давно они переступили через препоны, не допускающие человека быть человеком; уже исчезла память о тех временах, когда грубое вещество посмеивалось усилиям духа, когда нужда уступила необходимости: времена несовершенства и предрассудков давно уже прошли вместе с болезнями человеческими, земля была обиталищем одних царей всемогущих, никто не удивлялся прекрасному пиру природы; все ждали его, ибо давно уже предчувствие оного в виде прелестного призрака являлось воображению избранных. Никто не спрашивал о том друг друга; торжественная дума сияла на всех лицах, и каждый понимал это безмолвное красноречие. Тихо Земля близилась к Солнцу, и непалящий жар, подобный огню вдохновения, по ней распространялся. Еще мгновение - и небесное сделалось земным, земное небесным. Солнце стало Землею и Земля Солнцем...
1825
Вариант 2
Выполните целостный анализ стихотворения Б. Окуджавы «Встреча», приняв во внимание следующие аспекты его художественной организации: жанр произведения, особенности повествования, соотношение прошлого и настоящего, специфические средства художественной выразительности, внешняя и внутренняя композиция стихотворения, особенности строфической и синтаксической структуры текста.
Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.
БУЛАТ ОКУДЖАВА
Кайсыну Кулиеву
ВСТРЕЧА
Насмешливый, тщедушный и неловкий,
единственный на этот шар земной,
на Усачевке, возле остановки,
вдруг Лермонтов возник передо мной,
и в полночи рассеянной и зыбкой
(как будто я о том его спросил)
- Мартынов - что... -
он мне сказал с улыбкой. -
Он невиновен. Я его простил.
Что - царь? Бог с ним. Он дожил до могилы.
Что - раб?.. Бог с ним. Не воин он один.
Царь и холоп - две крайности, мой милый.
Нет ничего опасней середин.
Над мрамором, венками перевитым,
убийцы стали ангелами вновь.
Удобней им считать меня убитым:
венки всегда дешевле, чем любовь.
Как дети, мы всё забываем быстро,
обидчикам не помним мы обид,
и ты не верь, не верь в мое убийство:
другой поручик был тогда убит.
Что - пистолет?.. Страшна рука дрожащая,
тот пистолет растерянно держащая,
особенно тогда она страшна,
когда сто раз пред тем была нежна...
Но, слава Богу, жизнь не оскудела,
мой Демон продолжает тосковать,
и есть еще на свете много дела,
и нам с тобой нельзя не рисковать.
Но, слава Богу, снова паутинки,
и бабье лето тянется на юг,
и маленькие грустные грузинки
полжизни за улыбки отдают,
и суждены нам новые порывы,
они скликают нас наперебой...
Мой дорогой, пока с тобой мы живы,
все будет хорошо у нас с тобой...
1965
[1] для оригинальности (фр.).
[2] Фи! - это дурной тон! (фр.)
[3] Дамы и господа! (фр.)
Предварительный просмотр:
ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС
1.Расставь ударение в словах:
Торты, позвонишь, прибыл, положил, средства. (За каждый правильный ответ: 1 балл)
2.Добавь к каждому из данных слов букву, чтобы получилось новое слово. Запиши получившиеся слова.
Рубка, стол, клад, лапа, укус. (За каждый правильный ответ: 1 балл)
3.Нам пришла шифровка. Помоги понять смысл текста, перепиши его в первоначальном варианте.
Приглашаю тебя на свадьбу дочери.
Том № жесть пот корой. Зеленая тверь налево. Дам будет много костей. Моя точка Дома в вате. Шаль, что из-за тел не могу тебя встретить.
Бока. Сахар
(За каждое расшифрованное слово 0,5 балла.)
4.Отметь слова, в котором буквы я, е, ё, ю передают 2 звука.
а) лето
б) счетчик
в) подъезд
г) поздняя
д) юный
(За каждый правильный ответ 1 балл.)
5.Прочитай стихотворение, выпиши слова, родственные слову «вода».
Дождик льёт — кругом вода,
Мокнут столб и провода.
Мокнут кони и подвода,
Дым над крышами завода,
От бегущих быстро вод
Задрожал водоотвод.
Протекает небосвод —
На земле водоворот.
А по лужам у ворот
Дети водят хоровод.
6.Составь и запиши слово, используя следующие подсказки:
Слово имеет такой же корень, как и в слове сказка, суффикс такой же, как и в слове извозчик, приставка такая же, как и в слове расход.
7.Отметь, в каком ряду во всех словах пишется буква И:
1)рисовать в альбом.., в тетрад.., в тетрадк..
2) стоять на опушк.., на дорог.., на площад..
3) запах полын.., сирен.., зелен..
8.Вставь пропущенные буквы:
а) в..лосок
б) ф..нари
в) с..лат
г) в..трина,
д) ч..совщик
(За каждый правильный ответ 1 балл)
9.Вставь букву Т там, где необходимо:
а) Вкус_ный
б) Свис_нул
в) Мес_ность
г) Гиган_ский
д) Поз_ний
(За каждый правильный ответ 1 балл)
10.Подчеркни выделенные слова как члены предложения.
Когда кошка оплакивает мышь, не верь ей.
11.Расставь предложения в правильной последовательности, чтобы получился текст.
1) Они раскачивались и шумели.
2) Сосны толпились у берега
3) Одна сосна даже приподнялась на цыпочки, так что стали видны её толстые крепкие корни.
4) Ветки у них сбежались к верхушкам, чтобы увидеть всё, что за лесом.
5) Сосны вытягивались вверх, вытягивались и стали самыми стройными, высокими деревьями в лесу.
Ответы на задания олимпиады по русскому языку 5 класс
1.тОрты, позвонИшь, прИбыл, положИл, срЕдства.
2. трубка, столб, склад, лампа, уксус
3. Приглашаю тебя на свадьбу дочери.
Дом № шесть под горой. Зеленая дверь налево. Там будет много гостей. Моя дочка Тома в фате. Жаль, что из-за дел не могу тебя встретить.
Пока. Захар
4. в, г, д
5.Вода, водоотвод, водоворот
6. рассказчик
7. 3)
8. а) волосок
б) фонари
в) салат
г) витрина,
д) часовщик
9. а) Вкусный
б) Свистнул
в) Местность
г) Гигантский
д) Поздний
10. Когда кошка (подлежащее) оплакивает мышь (дополнение), не верь ей.
11. 2, 1, 4, 3, 5
Предварительный просмотр:
Задания для проведения олимпиады
по русскому языку в 10 классе
1. Расставьте ударения в словах.
Апостроф, красивее, генезис, жалюзи, газопровод, кремень, премирование, звонишь, углубить, оптовый. (По 1 баллу за слово.)
2. Подчеркните правильный вариант произношения.
Афера – афёра, новорожденный – новорождённый, жердочка – жёрдочка, никчемный – никчёмный, опека – опёка, осетр – осётр, свекла – свёкла, головешка – головёшка. (По 1 баллу за слово.)
3. Образуйте от данных существительных форму множественного числа именительного падежа:
Бухгалтер, веер, директор, инженер, катер, округ, ректор, отпуск, торт, паспорт, профессор, шофёр. (По 1 баллу за слово.)
4. Даны слова: грот, лоб, рыж (краткое прилагательное), мусс, чуть, шел, бук, жег, раб, рад, сонь (род п. мн.ч.), шил.
Если каждое из данных слов произнести в обратном порядке, то из некоторых слов можно получить другие слова (необязательно в начальной форме). Укажите, какие слова имеются в виду и какие слова Вы получили при перестановке звуков. (По 1 баллу за каждое правильно указанное слово.)
5. На примере слов одолеть, долой, долина можно ли доказать мысль педагога 19 века В.П. Шереметевского: «Орфография слова есть биография слова, кратко, но вразумительно повествующая о происхождении слов»? (3 балла)
6. Что чьё? Соедините перепутанные прилагательные и существительные в правильные фразеологизмы, объясните их значение и найдите одно «лишнее» по структуре выражение.
Дамоклов кафтан, сидорова ослица, иерихонская грамота, тришкин меч, валаамова коза, филькина труба.
(По 1 баллу за верное составленный фразеологизм; по 1 баллу за верное определение значения; 1 балл за найденное «лишнее» слово; 1 балл за аргументацию выделения «лишнего» слова.)
7. Найдите «четвёртое лишнее»: Нефтегорск, Белогорск, Электрогорск, Зеленоградск. Прокомментируйте свой выбор.
(За выявление «четвёртого лишнего» – 1 балл; комментарий выбора – до 3 баллов, в зависимости от полноты и правильности ответа.)
8. Определите, какой частью речи является слово пропасть в следующих предложениях. Ответ аргументируйте.
Направо был утёс, налево пропасть такая, что целая деревушка осетин, живущих на дне её, казалась гнездом ласточки (Лермонтов).
Я нашила пропасть, да после траура всё ещё не решаюсь щеголять-то (Островский).
− Тьфу пропасть! – говорит она, и тот дурак, кто слушает людских всех врак (Крылов).
(По 1 баллу за правильное определение части речи; по 2 балла за аргументацию каждого примера; по 1 баллу за свой пример.)
9.
Продажа сахар_ Подсыпь сахарк_ Кусок сахар_ Выпейте ча_ Налейте-ка чайк_ | Производство ча_ Пачка индийского ча_ История народ_ Много народ_ |
Распределите словосочетания на три группы:
- словосочетания, в которых существительное в родительном падеже может иметь только окончание –а (-я);
- словосочетания, в которых существительное в родительном падеже может иметь только окончание –у (-ю);
- словосочетания, в которых существительное в родительном падеже может иметь вариативные окончания –а (-я); –у (-ю);
Обоснуйте свой выбор. (По 1 баллу за словосочетание, верно отнесенное в группу; 2 балла за развернутое объяснение.)
10. Являются ли выделенные формы однородными членами? Аргументируйте ответ.
1. Ты давай поспешай с отрядом, а я пулемётную заставу на дороге сниму пока (Иванов).
2. Туда, за эти дымы, навстречу солнцу, летели самолёты. Они летели низко, по три в ряд (Иванов).
3. Гвоздев ни с того ни с сего прислал свой денежный аттестат (Б. Полевой).
(По 1 баллу за правильный комментарий.)
11. В словаре В.И. Даля мы находим следующую рекомендацию: Не пинай свиньи: свороб выступит. Что означает свороб? Как вы понимаете смысл данной пословицы? (2 балла за определение значения слова; 2 балла за объяснение смысла.)
12. Перед вами документ, написанный на бытовом варианте древнерусского языка XVII столетия. Определите его жанр. Найдите ему аналогию в делопроизводстве нашего времени. Переведите на современный русский язык. (5 баллов)
Предварительный просмотр:
Развивающие игры и творческие задания на уроках русского языка и литературы
I. Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм:
«Составь текст и озвучь его»
«Пригласи на обед»
«В эфире - новости »
«Конкурс докторов»
«Спортивный комментарий»
«Расшифруйте анаграммы»
Мои ученики уже знают, что если какое — либо слово от перестановки в нем букв образует другое слово, имеющее иной смысл, то эти слова называют анаграммами (греч. «ана» - пере, «грамма» - буква): например: «липа» - «пила».
Условие: участники игры, разделившись на команды, могут загадывать друг другу анаграммы, назначая или штрафы проигравшим, или очки выигравшим. Командный, состязательный элемент игры усилит осваиваемую школьниками словесно — игровую ситуацию.
Так же даётся ученикам задание придумать новые слова, состоящие из этих же букв, но в другом порядке: армия (Мария, мир), автор (товар, отвар, вор), образ (бор, роза, раб), слово (волос, вол), чувство (ус, вот), предприниматель (дети, мать)
Чему может способствовать данная игра? Развивать находчивость, смекалку, логику у учащихся; развитие речи учащихся; сплочение коллектива; развитие коллективизма у учащихся; воспитания у учащихся чувство языка.
II. Лексико — фразеологические игры.
«Собери фразеологизм»
«Аукцион»
«Угадай слово по его описанию»
«Собери пословицу». Детям необходимо части пословиц разрезать и соединить правильно, вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания.
При выполнении этого задания мы повторяем правописание Ь и спряжение глаголов.
Игра «Переводчик». Эта игра не только прививает интерес к урокам русского языка, но и обогащает словарный запас детей. Мои ученики её очень любят. Ученикам необходимо перевести на понятный язык профессиональные или устаревшие слова. Раздаются в группы — изображения человека во весь рост и названия частей тела, а так же клей. Дети работают в микрогруппах. Работая с устаревшими словами, нужно их правильно разместить, а затем, выбрав лидера, защитить творческую работу.
III. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм.
«Мягкая посадка»
«Третий лишний»
«По щучьему велению»
«Лингвистический футбол»
«Умный редактор»
«Справочное бюро»
«Диктант — шутка»
«Цифровой диктант»
«Классификация»
«Пропорция»
«Не повторяться»
«Противопоставления»
Игра со словом -«Кто больше?» Такие игры решают, как правило, предметные задачи: развитие орфографической зоркости , расширение словарного запаса, закрепление грамматических категорий. Эти игры занимают 5 — 7 минут и могут проводиться в любое время урока. Я использую их в качестве «речевой разминки», с них можно начинать практически каждый урок. Ученики работают в микрогруппах. Каждая группа по очереди называет предметы, обладающие каким — либо признаком, допустим, горячий — (чай, металл, сердце, руки, привет, поздравление и т.п.), голос, яблоко. Подобные игры не только расширяют лексический запас, активизирует память, тренируют быстроту реакции, но и способствуют освоению такой нормы языка, как лексическая сочетаемость.
Игра: диктант - «Молчанка». Перед тем, как начать данный диктант, я показываю карточку ( пол-…, пол-…и даю 1-2 минуты на то, чтобы они вспомнили правило, вам вспоминать его ненужно, Пол- (половина) с последующим в родительном падеже существительным, если существительное начинается с гласной буквы или согласной л, например: пол-оборота, пол-яблока, пол-лимона, но: полметра, полчаса, полкомнаты; через дефис пишутся также сочетания пол- с последующим именем собственным, например: пол-Москвы, пол-Европы. На экран вывожу слайды с изображением предметов, дети молча записывают слова - слитно или через дефис.
VI. Кроссворды, чайнворды, ребусы, загадки на уроках русского языка и литературы.
С целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока я предлагаю классу кроссворд. Кроме этого, я использую кроссворды как форму контроля на любому этапе обучения. В этом случае не только сама предлагаю их обучающимся в готовом виде, но сами дети составляют кроссворд по изучаемой (изученной) теме.
V. Электронные тренажеры.
Нельзя не упомянуть об электронных образовательных ресурсах.
Мои ученики полюбили работу с электронными тренажерами. Данный вид работы предполагает прочные знания по предмету: ребятам хочется выполнить задание без ошибок, поэтому они дома готовятся к урокам. Чем еще хороша работа с тренажерами? Ребята, выполнив задание, сразу же проверяют себя, т.е. они видят правильный ответ.