Инновационная/экспериментальная деятельность
Инновационная/экспериментальная деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование читательской грамотности через внеурочную деятельность | 110.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Витимская средняя общеобразовательная школа»
Баунтовский эвенкийский район, Республика Бурятия, с.Романовка
Формирование читательской грамотности через внеурочную деятельность
Курс внеурочной деятельности
«Читательская грамотность. Основы смыслового чтения и работы с текстом»
Григорьева Татьяна Александровна,
учитель русского языка и литературы,
классный руководитель 5 класса
Срок реализации
2022-2023 учебный год
Перемены в современном обществе, принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования.
Сквозная цель образования –воспитание грамотного, компетентного читателя. Одна из важнейших задач современной школы в условиях введения обновленных ФГОС – формирование функционально грамотных людей
Главной содержательной составляющей функциональной грамотности является читательская грамотность, показателем сформированности которой является чтение как универсальный способ действий учащегося, обеспечивающий его способность к усвоению новых знаний и умений, в том числе в процессе самостоятельной деятельности
Цель– подвести школьников к потребности вдумчивого чтения, отработать задания, проверяющие уровень читательской грамотности, которые помогут учителю диагностировать результаты и отследить динамику.
Одна из главных задач заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению, создать условия для воспитания компетентного читателя, способного отбирать, понимать, организовывать информацию и успешно ее использовать в личных и общественных целях.
На уроке нам не хватает времени на отработку таких основных читательских умений:
- находить и извлекать информацию;
- интегрировать и интерпретировать сообщение текста;
- осмыслить и оценить содержание и форму текста.
Поэтому целесообразнее вести курс внеурочной деятельности, обучающий пятиклассников основам смыслового чтения и работы с текстом, что является необходимым дополнением к программам всех учебных дисциплин.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- формирование активной жизненной позиции;
- осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности;
- использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.
Метапредметные результаты: овладеют
- элементарными навыками работы с книгой;
- умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический);
- элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь научно-учебных, научно-познавательных).
- Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на основе умений:
- определять главную тему, общую цель или назначение текста;
- предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт;
- находить основные текстовые и вне текстовые компоненты (в не сплошных текстах);
- находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную, фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;
- выделять термины, обозначающие основные понятия текста. Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут
- осуществлять деятельность, направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе умений:
- понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов;
- выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и письменной форме главное в содержании текста;
- объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
- сопоставлять и объяснять основные текстовые и вне текстовые компоненты (в не сплошных текстах);
- интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, определять причинно-следственные и логические связи, делатьвыводы из сформулированныхпосылок о намерении автора / главной мысли текста;
- задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; прогнозировать содержание текста;
- находить скрытую информацию в тексте;
- использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова. Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут
- осуществлять деятельность, направленную на понимание и преобразование информации, на основе умений:
- составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;
- делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом;
- приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;
- преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).
- Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить деятельность, направленную на оценку информациии рефлексию, на основе умений:
- Откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со своими представлениями о мире;
- оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;
- использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений / тезисов.
Содержание курса (5 класс)
№ | дата | Тема урока | Характеристика учебной деятельности |
1-2. | дата | 1.Умеем ли мы читать? (Виды чтения) | Знакомство с технологией сбора и анализа информации о результатах работы для портфолио |
3-4 | 2.Как выбрать книгу? (Виды чтения:просмотровое,ознакомительное) Библиотечный урок | Извлечение нужной информации из текста; составление памятки, работа в группах | |
5-6 | 3.Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать – узнал») | Освоение стратегий смыслового чтения с применением технологий РКМЧП | |
7-8 | 4.Что и о чём? (Углубление понятия о тексте) | Подготовка к конкурсу чтецов по выбранной теме: | |
9-10 | 5.С чего начинается текст?(Роль заглавия) | Прогнозирование содержания текста по заглавию, составление плана текста, сопоставление прогноза с содержанием текста | |
11-12 | 6.Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа) | Выявление понимания роли эпиграфа в книге, тексте. | |
13-14 | 7.Внимание к слову. Нашидрузья ипомощники(Словарии справочники) | Лексический анализ выбранных для конкурса чтецов произведений с целью поиска всех непонятных слов и выражений и выяснения их значения. Знакомство со словарями | |
15-16 | 8.Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста) | Решение задач, выявляющих и формирующих практические умения совершать интеллектуальные действия: | |
17-18 | 9.Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте) | Находить требуемую (нужную) информацию, применяя технологии поискового (сканирующего) чтения | |
19-20 | 10.Учимся читать учебный текст (Маркировка информации). Аналитическое чтение. | Поиск информации и понимание прочитанного | |
21-22 | 11.Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению умений работать с информацией и выделять главную мысль) | Выполнение тестовой работы, проверяющей умение работать с информацией по заданным параметрам поиска и нахождения нужной информации, совместная проверка результатов, анализ и рефлексия. | |
23-24 | 12.Как читать не сплошной текст? | Поиск и обработка информации в не сплошных текстах | |
25-26 | 13.Воображение и прогнозирование. | Изучение приёмов прогнозирования. Прогнозирование содержания | |
27-28 | 14.Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте) | ||
29-30 | 15.Диалог с текстом (Выделение главной мысли) | Составление вопросов в группах, взаимообмен вопросами между группами и ответы на те из них, которые не были учтены группой | |
30-31 | 16.Практикум-диагностика (Тестовая работа по комплексному применению умений работать с информацией и текстом) | Составление таблицы/опорной схемы/ опорного конспекта по теории типов речи | |
32-33 | 17.Чему я научился (Подведение итогов, оформление портфолио) |
Программа курса внеурочной деятельности реализуется на занятиях, отличающихся общей практической направленностью и деятельностным подходом. Теоретические основы программы даются дозированно и постигаются через практическую деятельность, которая не только обеспечит формирование основ читательскойкомпетентности, ноизаинтересует учащихся 5 класса, побудит к чтению. Поэтому формы проведения занятий должны быть разнообразными, включающими игровые, исследовательские и проектные технологии, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии проблемного и развивающего обучения и др. Важно, чтобы методы и приёмы организации деятельности учащихся были ориентированы на формирование и развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие, развитие самостоятельности, навыков самоконтроля.
Формыпроведения занятий–беседа, практикум, тренинг, игра, состязание, аукцион, конкурс (фестиваль), наблюдение и исследование, мониторинг, ролевая игра, библиотечные занятия, экскурсия, онлайн занятие, мозговой штурм, круглый стол, написание эссе.
Формы организации деятельности учащихся – индивидуальные и коллективные (групповые, в парах) формы.
программа рассчитана на 34часа в течение учебного года (1 раз в неделю).
Задания для выполнения, предлагаемые в процессе внеурочной деятельности, характеризуются не оценочной, а обучающей и развивающей направленностью. Достижениями учащихся являются умения, сформированные в процессе деятельности и выделенные в планируемых результатах. Диагностика уровня результативности осуществляется в ходе решения учебных задач и выполнения работ, указанных в разделе «Содержание программы». Формой предъявления результата является также участие школьников в мероприятиях, проведённых по этому направлению внеурочной деятельности за год (целесообразно – в конце каждой четверти).
Мы используем в работе технологию продуктивного чтения (технология формирования типа правильной читательской деятельности): выделяя три этапа работы с любым текстом
- До чтения текста(просмотровое чтение) результат-предвосхищение чтения, создание мотива для чтения
- Во время чтения текста(изучающее чтение в т.ч. диалог с автором,вычитывание подтекста) результат – интерпретация текста (истолкование текста с целью его понимания)
- После чтения текста(рефлексивное чтение, концептуальные вопросы) результат – понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации
В соответствии с видами текстовой информации выделяются типы учебных заданий, связанных с основными группами читательских умений (деятельность).
1гр. Поиск информации, заданной в явном виде:
- найти конкретные сведения;
найти значения слова и фразы;
определить тему или основную идею, если они представлены в тексте в явном виде;
определить время и место действия рассказа.
2гр. Формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте:
установить связь между событиями;
понимать, какое существительное заменяет местоимение, встретившееся в тексте;
понимать (определять) обобщения, имеющиеся в тексте;
выводить общий смысл, основываясь на серии аргументов.
3гр. Интерпретация и обобщение информации:
распознать общую идею или тему текста; описывать отношения между героями;
сравнивать и противопоставлять информацию, почерпнутую из текста;
понимать настроение и общий тон рассказа;
находить практическое применение информации из текста.
4 гр. Оценка содержания, языка и структуры текста:
оценивать правдоподобность описанных событий;
описывать, какими средствами автор воспользовался для создания неожиданного эффекта;
оценивать полноту или ясность информации, представленной в тексте;
определять отношения автора к основной теме текста.
К текстам представлены различные по формату задания (с выбором ответа, с кратким ответом, с развёрнутым ответом)
В процессе реализации проекта планируется подобрать тексты регионального характера, вызывающие интерес у наших детей, это могут быть тексты о выдающихся людях Бурятии, о природе, истории нашей малой Родины
3.Формы и виды контроля
Вопросы и задания для формирования навыка смыслового чтения и работы с текстами предлагаются устно и письменно. Письменное предъявление материала для индивидуальной или коллективной работы представляет собой раздаточный материал: текст и вопросы в тестовой форме с учётом таких составляющих, как поиск и выделение информации, интерпретация, рефлексия и оценка. Задания должны быть дифференцированы по уровню сложности (базовый, повышенный) и соотнесены с количеством баллов. Задания на рефлексию и оценку выполняются в форме связного свободного ответа.
Для контроля и мониторинга сформированности читательской грамотности используем ресурсы РЭШ. В разделе функциональная грамотность есть электронный банк заданий для оценки читательской грамотности ,где создаем мероприятие, назначаем дату, выбираем текст, время, раздаем детям коды доступа. После выполнения работы учителю в качестве эксперта необходимо проверить только задания с развернутым ответом (ключи имеются).
Затем появляются результаты уровня сформированности читательской грамотности: высокий, средний, низкий, недостаточный. Используя данные результаты ведем мониторинг в течение всего учебного года
Заключительным этапом проекта является анализ проведенной внеурочной работы с учащимися 5 класса и планирование на следующий 2022-2023 учебный год работы с шестиклассниками.
Таким образом, одна из главных задач современной школы заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению, создать условия для воспитания компетентного читателя, способного отбирать, понимать, организовывать информацию и успешно ее использовать в личных и общественных целях
Приложение 1
Виды заданий с учетом национально-регионального компонента
Внимательно прочитайте текст.
Доржи Банзаров – достойный сын своего народа
В 2022 году исполнилось 200 лет со дня рождения выдающегося сына бурятского народа, первого бурятского ученого, одного из талантливейших востоковедов 19 века, человека с чрезвычайно сложной и интересной судьбой Доржи Банзарова.
Доржи Банзаров родился в 1822году в Ичетуйской долине, в семье казачьего пятидесятника Банзара Боргонова. Кроме него в семье было еще четыре сына Лочон, Дзундуй, Бадма и Харагшан. Отец его был урядником (офицером) бывшего Ашибагатского полка, исповедал буддийскую веру.
Родители решили обучить Доржи русской грамоте, поскольку девятилетний сын проявлял особые успехи в учении, всего за один год закончил Харацайское приходское училище. Затем он три года обучался в Троицкосавской войсковой русско-монгольской школе. Мальчик учился легко и успешно, ко всему проявлял любознательность, обнаружил блестящие способности и отлично закончил курс школы.
В 1835 году в числе четырех бурятских мальчиков Доржи Буянтуева, Цокто Чимитова, Гыпыла Будаева, по ходатайству тайши Селенгинской степной думы Н.Вампилова, Доржи Банзаров был направлен на учебу в Первую Казанскую мужскую гимназию. 25 января 1836 года зачислен в первый класс гимназии, в которой обучался с 1836 по 1842гг.
Гимназия, в которой учились бурятские мальчики, была старейшей в России, она открылась еще в 1758 году в составе Московского университета. К концу первого учебного года Банзаров оказался лучшим учеником по монгольскому отделению. Во втором классе Банзаров настолько втянулся в учебу, что по окончании был награжден похвальным листом.
В июне 1842 г. Доржи Банзаров окончил курс гимназии, блестяще выдержав все выпускные экзамены. Он единственный из окончивших гимназию при акте 1842 г. был награжден золотой медалью.
Окончив блестяще гимназию, Доржи Банзаров не имел права поступать на гражданскую службу. Бурят с европейским гимназическим образованием для того времени – явление редчайшее.
Доржи Банзаров в1842 году поступил на Восточное отделение философского факультета Казанского университета
Университет открыл для Банзарова мир науки. Здесь в течение пяти лет он формировался как ученый: написал для своих соплеменников «Всеобщую географию» и «Грамматику монгольского языка»; перевел с французского на монгольский «Странствования китайского буддиста IV в. по имени Фа-сян», с маньчжурского — «Путешествие Тулишеня Аюб хану», совершившего в 1711году поездку через Сибирь, и с ойратского – известную поэму об «Убаши-хун Тайджи». Первые публикации были восторженно встречены в кругах востоковедов. Его статья «Белый месяц. Празднование Нового года у монголов» была опубликована в «Казанских губернских ведомостях».
В университете Банзаров получил широкое образование в области гуманитарных наук. Он с живым интересом изучал восточные (монгольский, маньчжурский, тюркские, санскрит) и западноевропейские языки. Знания различных языков открывали ему доступ к многочисленным источникам.
В 1846г. Доржи Банзаров закончил университет, получил диплом кандидата наук за представленную диссертацию на тему «Черная вера, или шаманство у монголов». Кроме этого составил «Маньчжурско-русско-монгольский словарь». Особое место занимает исследование такого памятника, как « Чингисов камень».
Однако по окончании университета ему не суждено было заниматься научной деятельностью.
18 января 1848 г. после разрешения министерства просвещения Банзаров выехал в Петербург. Здесь он полгода углублял свои знания, занимаясь в публичной библиотеке и Азиатском музее Академии наук. в Петербурге Банзаров нашел ту благодатную почву, на которой стал крепнуть его талант ученого-востоковеда.
1848 год стал определяющим в судьбе Доржи Банзарова. Его не уволили из казаков, но в порядке исключения, разрешили поступить на службу в Главное управление Восточной Сибири в Иркутске. 13 января 1850 года он был назначен чиновником особых поручений.
В 1848 г. Банзаров поступает на службу в Главное управление Восточной Сибири в Иркутске, он был назначен чиновником особых поручений при генерал-губернаторе Восточной Сибири. 12 апреля 1850 года Доржи Банзаров уехал в Сибирь и приступил к исполнению чиновничьей службы, которая его очень тяготила. Постоянные командировки, неприятности по службе, натянутые взаимоотношения с царскими чиновниками – все это естественно затрудняло научную работу ученого, и не случайно он так часто жаловался в письмах к своим друзьям на трудности, на отсутствие литературы, на невозможность работать в области науки так.
Банзаров занимался расследованием серьезных дел, связанных с махинациями нойонов, лам, чиновников и привлекал их к ответственности. С 1850 по 1855гг., несмотря на занятость служебными делами, находил возможность для научных занятий. В этот период ученый выполнил ряд работ: внес исправления на географических картах, пояснил на карте пункты китайской границы в соответствии с российскими и маньчжурскими данными, совершил поездки в Тункинский край для исследования происхождения сойотов и их соседей урянхайцев (тувинцев), открыл место рождения Чингисхана в пределах России, перевел с монгольского «Путешествия Зая-Хамбы в Тибет».
Таким образом, находясь в стесненных условиях чиновничьей жизни, Банзаров и в Иркутске не переставал заниматься своим любимым делом.
Д.Банзаров определен генерал-губернатором Восточной Сибири на должность чиновника особых поручений ГУВС в 1850 г. и произведен в чин коллежского секретаря.
Доржи Банзаров скончался 27 февраля 1855 года в Иркутске.
Первый бурятский ученый Доржи Банзаров оставил не только свои оригиальные по содержанию, обширные по тематике научные труды по востоковедению. Он оставил, прежде всего, глубокий след в памяти народа, который бережно хранит память о своем славном сыне, создавая о нем легенды, сказания, песни. Фольклорный материал о Доржи Банзарове является историческим свидетельством самого бурятского народа.
В 1947 году именем Доржи Банзарова был назван Бурятский педагогический институт. В 1957 году перед зданием института был установлен памятник работы скульпторов А. Р. Вампилова и А. И. Тимина.
Именем Доржи Банзарова названы улицы в городах: Улан - Удэ, Иркутск, Кяхта и Казань, селе Кырен (районном центре Тункинского района Республики Бурятия).
Задание №1 с выбором ответа: Какую информацию нашли вы в текстах? Отметьте правильные ответы.
- Доржи Банзаров родился в семье казачьего пятидесятника Банзара Боргонова
- Родители решили обучить Доржи русской грамоте.
- В Иркутске Доржи Банзарову ничто не затрудняло продолжать научную работу
- В университете Банзаров получил широкое образование в области математических наук
Задание №2: с развернутым ответом
Запишите три причины, по которым бурятский народ чтит память Доржи Банзарова
- Первый бурятский ученый
- Доржи Банзаров оставил свои оригиальные по содержанию, обширные по тематике научные труды по востоковедению
- Написал диссертацию на тему «Черная вера, или шаманство у монголов». Кроме этого составил «Маньчжурско-русско-монгольский словарь». Особое место занимает исследование такого памятника, как « Чингисов камень»..
Задание №4: на соответствие
Заполните таблицу цифрами:
№ | Текст | Годы |
1 | Доржи Банзаров родился в Ичетуйской долине … | в 1822году |
2 | Учеба в Первой Казанской мужской гимназии | с 1836 по 1842гг |
3 | Доржи Банзаров поступил на Восточное отделение философского факультета Казанского университета | в1842 году |
4 | Д.Банзаров определен генерал-губернатором Восточной Сибири на должность чиновника особых поручений ГУВС. И произведен в чин коллежского секретаря | в 1850 г |
Задание № 5 : исключить лишней информации
Отметьте одну неправильную информацию.
- Во втором классе Банзаров настолько втянулся в учебу, что по окончании был награжден похвальным листом..
- Окончив блестяще гимназию, Доржи Банзаров не имел права поступать на гражданскую службу
- Доржи Банзаров скончался 27 февраля 1855 года в Иркутске.
- В 1947 году именем Доржи Банзарова был назван Иркутский педагогический институт
Приложение 2
Позитивный опыт формирования читательской грамотности в ходе реализации программы «Читательская грамотность. Основы смыслового чтения и работы с текстом» в 2022-2023 уч.году с учащимися 5 класса
Для контроля и мониторинга сформированности читательской грамотности использовались ресурсы РЭШ https://fg.resh.edu.ru . В разделе функциональная грамотность электронный банк заданий для оценки читательской грамотности
Результаты теста №1 от 30 января 2023года
Класс | Участник | Сумма баллов | Максимальный балл | Процент выполнения | Уровень сформированности ФГ |
5 | Работа 1 | 3 | 7 | 42,86 | Средний |
Работа 10 | 2 | 7 | 28,57 | Низкий | |
Работа 11 | 1 | 7 | 14,29 | недостаточный | |
Работа 13 | 5 | 7 | 71,43 | Повышенный | |
Работа 14 | 2 | 7 | 28,57 | Низкий | |
Работа 15 | 3 | 7 | 42,86 | Средний | |
Работа 17 | 5 | 7 | 71,43 | Повышенный | |
Работа 18 | 2 | 7 | 28,57 | Низкий | |
Работа 2 | 3 | 7 | 42,86 | Средний | |
Работа 3 | 2 | 7 | 28,57 | Низкий | |
Работа 6 | 3 | 7 | 42,86 | Средний | |
Работа 7 | 2 | 7 | 28,57 | Низкий | |
Работа 8 | 2 | 7 | 28,57 | Низкий | |
Работа 4 | 3 | 7 | 42,86 | Средний | |
Работа 9 | 4 | 7 | 55 | Средний |
Результаты теста №2 от 29 мая 2023года
Класс | Участник | Сумма баллов | Максимальный балл | Процент выполнения | Уровень сформированности ФГ |
5 | Работа 1 | 12 | 20 | 60,00 | Повышенный |
Работа 10 | 14 | 20 | 70,00 | Повышенный | |
Работа 11 | 13 | 20 | 65,00 | Повышенный | |
Работа 12 | 13 | 20 | 65,00 | Повышенный | |
Работа 13 | 13 | 20 | 65,00 | Повышенный | |
Работа 14 | 9 | 20 | 45,00 | Средний | |
Работа 15 | 7 | 20 | 35,00 | Средний | |
Работа 16 | 8 | 20 | 40,00 | Средний | |
Работа 17 | 16 | 20 | 80,00 | Повышенный | |
Работа 2 | 11 | 20 | 55,00 | Средний | |
Работа 3 | 12 | 20 | 60,00 | Повышенный | |
Работа 4 | 14 | 20 | 70,00 | Повышенный | |
Работа 5 | 9 | 20 | 45,00 | Средний | |
Работа 6 | 6 | 20 | 30,00 | Низкий | |
Работа 7 | 12 | 20 | 60,00 | Повышенный | |
Работа 8 | 12 | 20 | 60,00 | Повышенный | |
Работа 9 | 14 | 20 | 70,00 | Повышенный |
Выводы: в первом тестировании участвовали 15 учащихся, во втором 17 учащихся. 11 учащихся(64%) повысили уровень сформированности читательской грамотности, 1 (5%) понизил,2 учащихся (11%) остались на уровне. Данная методика по формированию читательской грамотности зарекомендовала себя, следует учесть данный опыт в дальнейшей работе как на уроках, так и во внеурочной деятельности.