Здоровьесберегающие технологии

Дымова Елена Вячеславовна

   Здоровье (физическое, психическое, нравственное)— это комплексное и вместе с тем целостное, многомерное, динами­ческое состояние, развивающееся в процессе реализации гене­тического потенциала в условиях конкретной социальной и эко­логической среды и позволяющее человеку в различной степе­ни осуществлять его биологические и социальные функции.

    Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья – не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема.  Я полностью согласна с данной точкой зрения. Если умело и системно  построен воспитательно-образовательный процесс по формированию привычки к здоровому образу жизни, тем выше результативность в данном направлении.

Состояние здоровья подрастающего поколения в настоящее время вызывает особую озабоченность в государстве и обществе. За последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% среди контингента детей поступающих в школу. Современное состояние здоровья детей характеризуется  следующими тенденциями:

  •  распространенность функциональных отклонений достигает более 70%;
  •  хронических заболеваний 50%;
  •  физической незрелости – 60%;
  •  более 20% детей имеют дефицит массы тела;
  •  ведущими являются нарушения  опорно-двигательного аппарата,

сердечно – сосудистой системы, органов пищеварения, аллергические

проявления;

  •  среди хронической патологии наиболее распространены заболевания

костно-мышечной, нервной, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем,  аллергические заболевания кожи;

  •  у  60 – 70 % детей отмечается кариес зубов;
  •  каждый третий ребенок, поступающий в школу, имеет сниженную остроту зрения.

Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются

  • гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения)
  • детские стрессы (нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе)
  • тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье, недостаток информации).

В связи с этим в ДОУ необходимо уделить особое внимание  воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его психического благополучия, а также формированию у дошкольника ответственности за свое здоровье.

Кроме того, важно способствовать развитию культуры здоровья педагогов ДОУ, в том числе культуры профессионального здоровья, развитию потребности к здоровому образу жизни.

Цель здоровьесберегающих технологий в ДОУ:

  • Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
  • Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Основными задачами охраны и укрепления здоровья детей являются:

- укрепление здоровья детей;

- воспитание потребности в здоровом образе жизни;

-развитие физических качеств и обеспечение нормально­го уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;

-создание условий для реализации потребности в двига­тельной активности в повседневной жизни;

-выявление интересов, склонностей и способностей де­тей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы;

-приобщение детей к традициям большого спорта.

Здоровьесберегающая технология складывается из нескольких составляющих:

  • Полноценное питание

  В организации питания придерживаться естественных потребностей ребёнка, исключить насилие. Старшие дети определяют свою норму самостоятельно, а малыши с помощью взрослых по договорённости. Питание должно быть сбаласированным.

  • Система эффективного закаливания

  Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение устойчивости к воздействию меняющихся факторов окружающей среды и являются необходимым условием оптимального развития ребёнка.

  • Организация рациональной двигательной активности

  Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребёнка, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями.

Формы организации физического воспитания в детском саду:

  Физические занятия в зале и на спортивной площадке

(Важным в занятиях является моторная плотность, которая обеспечивает тренирующий эффект. Так моторная плотность прогулок составляет до 60%, моторная плотность занятий – до 80%)

       Прогулки-походы;

Дозированная ходьба;

  • Оздоровительный бег;
  • Физкультминутки;
  • Физкультурные досуги, праздники, “Дни здоровья”;
  • Утренняя гимнастика.
  • Создание представлений о здоровом образе жизни

  Основная идея – здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в ДОУ способствует  решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:

  • -привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
  • -обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
  • -формирование элементарных представлений об окружающей среде;
  • -формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
  • -развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
  • -формирование представлений о том, что полезно, и что вредно для организма;
  • -выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умение определить свои состояния и ощущения;
  • -обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах;
  • -вести систематическую работу по ОБЖ, выработки знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.
  • Психолого-педагогическая работа

Эмоциональное благополучие ребёнка-дошкольника, развитие межличностных отношений в группе.

  • Профилактическая работа

Данный раздел  направлен на профилактику заболеваемости детей.   Для успешной работы в этом направлении медицинский работник собирает сведения о ребёнке при поступлении в д/сад через анкету и личную беседу. Профилактическая работа взаимосвязана с физкультурно-оздоровительной работой и осуществляется в д/саду в тесной взаимосвязи между медиками и педагогами (педагогика сотрудничества).

  • Летне-оздоровительные мероприятия.

  Летний отдых детей оказывает существенное влияние на укрепление организма, на сопротивляемость к заболеваниям, создание положительных эмоций.

Система здоровьесбережения в ДОУ:

  • различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);
  • комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);
  • физкультурные занятия всех типов;
  • оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки)  и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);
  • организация рационального питания;
  • медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
  • соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;
  • комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.

Я считаю, что  роль педагогов  состоит  в грамотном руководстве  педагогической деятельностью по воспитанию валеологической культуры  детей  и валеологическому  просвещению родителей. 

Используемая лиатература:

Степаненкова Э.Я. «Физическое воспитание в детском саду» (3-7 лет).

Пензулаева  Л.И. «Физкультурные занятия с детьми» (3-7 лет).

М.А. Рунова  «Двигательная активность ребёнка в детском саду» (3-7 лет).

И.М. Воротилкина «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» (3-7 лет).

М.Ю. Картушина «Быть здоровыми хотим» (5-7 лет).

Лайзане С.Я. «Физическая культура для малышей» (1-3 лет).