Здоровьесберегающие технологии
Здоровье (физическое, психическое, нравственное)— это комплексное и вместе с тем целостное, многомерное, динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья – не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Я полностью согласна с данной точкой зрения. Если умело и системно построен воспитательно-образовательный процесс по формированию привычки к здоровому образу жизни, тем выше результативность в данном направлении.
Состояние здоровья подрастающего поколения в настоящее время вызывает особую озабоченность в государстве и обществе. За последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% среди контингента детей поступающих в школу. Современное состояние здоровья детей характеризуется следующими тенденциями:
- распространенность функциональных отклонений достигает более 70%;
- хронических заболеваний 50%;
- физической незрелости – 60%;
- более 20% детей имеют дефицит массы тела;
- ведущими являются нарушения опорно-двигательного аппарата,
сердечно – сосудистой системы, органов пищеварения, аллергические
проявления;
- среди хронической патологии наиболее распространены заболевания
костно-мышечной, нервной, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем, аллергические заболевания кожи;
- у 60 – 70 % детей отмечается кариес зубов;
- каждый третий ребенок, поступающий в школу, имеет сниженную остроту зрения.
Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются
- гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения)
- детские стрессы (нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе)
- тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье, недостаток информации).
В связи с этим в ДОУ необходимо уделить особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его психического благополучия, а также формированию у дошкольника ответственности за свое здоровье.
Кроме того, важно способствовать развитию культуры здоровья педагогов ДОУ, в том числе культуры профессионального здоровья, развитию потребности к здоровому образу жизни.
Цель здоровьесберегающих технологий в ДОУ:
- Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
- Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Основными задачами охраны и укрепления здоровья детей являются:
- укрепление здоровья детей;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
-развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;
-создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни;
-выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы;
-приобщение детей к традициям большого спорта.
Здоровьесберегающая технология складывается из нескольких составляющих:
- Полноценное питание
В организации питания придерживаться естественных потребностей ребёнка, исключить насилие. Старшие дети определяют свою норму самостоятельно, а малыши с помощью взрослых по договорённости. Питание должно быть сбаласированным.
- Система эффективного закаливания
Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение устойчивости к воздействию меняющихся факторов окружающей среды и являются необходимым условием оптимального развития ребёнка.
- Организация рациональной двигательной активности
Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребёнка, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями.
Формы организации физического воспитания в детском саду:
Физические занятия в зале и на спортивной площадке
(Важным в занятиях является моторная плотность, которая обеспечивает тренирующий эффект. Так моторная плотность прогулок составляет до 60%, моторная плотность занятий – до 80%)
Прогулки-походы;
Дозированная ходьба;
- Оздоровительный бег;
- Физкультминутки;
- Физкультурные досуги, праздники, “Дни здоровья”;
- Утренняя гимнастика.
- Создание представлений о здоровом образе жизни
Основная идея – здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в ДОУ способствует решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:
- -привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
- -обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
- -формирование элементарных представлений об окружающей среде;
- -формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
- -развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
- -формирование представлений о том, что полезно, и что вредно для организма;
- -выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умение определить свои состояния и ощущения;
- -обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах;
- -вести систематическую работу по ОБЖ, выработки знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.
- Психолого-педагогическая работа
Эмоциональное благополучие ребёнка-дошкольника, развитие межличностных отношений в группе.
- Профилактическая работа
Данный раздел направлен на профилактику заболеваемости детей. Для успешной работы в этом направлении медицинский работник собирает сведения о ребёнке при поступлении в д/сад через анкету и личную беседу. Профилактическая работа взаимосвязана с физкультурно-оздоровительной работой и осуществляется в д/саду в тесной взаимосвязи между медиками и педагогами (педагогика сотрудничества).
- Летне-оздоровительные мероприятия.
Летний отдых детей оказывает существенное влияние на укрепление организма, на сопротивляемость к заболеваниям, создание положительных эмоций.
Система здоровьесбережения в ДОУ:
- различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);
- комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);
- физкультурные занятия всех типов;
- оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);
- организация рационального питания;
- медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
- соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;
- комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.
Я считаю, что роль педагогов состоит в грамотном руководстве педагогической деятельностью по воспитанию валеологической культуры детей и валеологическому просвещению родителей.
Используемая лиатература:
Степаненкова Э.Я. «Физическое воспитание в детском саду» (3-7 лет).
Пензулаева Л.И. «Физкультурные занятия с детьми» (3-7 лет).
М.А. Рунова «Двигательная активность ребёнка в детском саду» (3-7 лет).
И.М. Воротилкина «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» (3-7 лет).
М.Ю. Картушина «Быть здоровыми хотим» (5-7 лет).
Лайзане С.Я. «Физическая культура для малышей» (1-3 лет).