1 Информационная безопасность в системе образования

Шарапов Николай Николаевич

Введение

 

На современном этапе развития информационных технологий сеть Интернет уже полностью интегрирована в повседневную жизнь и деятельность любого человека. Она даёт безграничные возможности при работе со сбором, обработкой и применением информации. Всё, от сферы услуг и развлечений до высокоточных научных вычислений, использует возможности Интернет себе на пользу. Не могло обойти это явление и сферу образования: бухгалтерия, закупки, электронные журналы, сайт школы, курсы повышения квалификации, дистанционное обучение, связь с родителями, тесты, опросы и много другое, для чего Интернет сейчас активно используется в системе образования.

К сожалению, у этого столь полезного комплексного инструмента есть и обратная сторона – постоянные угрозы утечки или модификации информации, будь то случайные или преднамеренные. Потеря важных документов при выходе из строя компьютера, утечка личной информации в сеть, заражение компьютерными вирусами, вот далеко не полный перечень угроз, которые несёт повсеместная цифровизация образования. Кроме того, основная задача школы — это подготовка ребёнка к будущей жизни, которая теперь неразрывно связана с Интернетом. Любой из современных детей с раннего детства контактирует со смартфоном, компьютером. Многие обучены прикладным основам работы с этими устройствами задолго до появления уроков информатики в школе. Некоторые проводят в интернете так много времени, что там же происходит их социализация. Многие школьники превосходят навыками работы с современными информационными технологиями некоторых учителей, что не может не повлиять на статус и уважение к учителю, а значит, и на его способность к обучению.  Ведь процесс познания по своей природе тяжёл и требует напряжения, усилий. А каким образом можно добиться системных усилий от класса без уважения к учителю? Без двухстороннего уважения обучение невозможно. Поэтому крайне важно, чтобы преподаватели всех дисциплин, независимо от возраста, помимо знаний своего предмета имели представление о той среде, в которой живут их ученики: дом, улица, школа, Интернет. А кроме умения работать в сети Интернет педагог должен быть осведомлён обо всех возможных угрозах этой сети и, главное, о методах защиты от них. И таких угроз великое множество.

Педагоги должны быть осведомлены об активном распространении наркотических и психотропных средств в мессенджерах и о том, насколько просто сейчас осуществить покупку таких веществ в Интернете. О том, что в распространении наркотиков задействовано огромное количество школьников, потому что это приносит ощутимые деньги. Например, проходя по улицам города, образованный и культурный педагог не читает надписи на заборах, игнорируя их существование. Но, вчитавшись в текст, можно удивиться завуалированному предложению подросткам о «работе» - стать распространителем наркотиков за 100.000-150.000 рублей в месяц. И такие предложения есть в каждом городе.

Девочкам-подросткам часто приходят предложения о работе вэбкам-моделью, т.е. снимать материалы эротического/порнографического содержания у себя дома и предоставлять к нему доступ за материальное вознаграждение, которое может превышать сумму заработных плат их родителей. Другим развитием данного направления является банальный шантаж девушки, отославшей компрометирующие её материалы, угрозой раскрыть их перед родителями, друзьями. Целью является вымогательство материальных средств из семьи. Исходом таких явлений могут стать нервные расстройства и доведение до самоубийства.

Сами же подростки, перенеся львиную долю своего общения в социальные сети, туда же перенесли и травлю непонравившихся им сверстников. Если раньше травля подростка могла производиться только во время учёбы или прогулки, а дома он был в безопасности, то теперь дорогостоящее устройство, подаренное родителями, является инструментом для круглосуточных и повсеместных издевательств.

Свобода распространения информации создала благодатную почву для множества деструктивных сект, нацизма, фашизма, распространения экстремистских материалов, вовлечения в террористические ячейки, привлечения подростков в политическую борьбу, лоббирования частных интересов различных сообществ и даже обычного мошенничества – всё это с нетерпением ждёт неокрепших психически и морально детей и подростков в Интернете. Но т.к. Интернет уже является неотъемлемой частью жизни общества и тотальное ограничение доступа к сети невозможно, то подростков должны обучать Интернет-гигиене. Основы информационной безопасности должны стать неотъемлемой частью системы образования и пронизывать любую деятельность детей в сети. Именно в школе должны формироваться навыки безопасной работы с сетью, должны обсуждаться и выявляться опасности до наступления печальных последствий. Совместные действия квалифицированных педагогов, классных руководителей, психологов и родителей должны быть направлены на обеспечение Информационной безопасности подростков в том числе вне стен школы.