Технология речевого развития дошкольников
Актуальность
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область.
В настоящее время развитие речи детей остаётся одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. И определяющим моментом в успешном решении задач развития речи детей дошкольного возраста является правильный выбор педагогических технологий, которые были бы не только адекватны возрастным возможностям детей, но и обеспечивали возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми. Организация речевого развития детей в образовательной деятельности предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи.
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка считается богатство его речи, поэтому нам, педагогам, важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.
В настоящее время, в соответствии с ФГОС ДО, образовательная область «Речевое развитие» включает в себя:
• владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.
В качестве основного приема обучения используется образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения.
Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность и в процессе свободного общения.
Общение – актуальная проблема, волнующая умы человечества, исследованием которой занимались А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов.
"Дефицит общения в дошкольном возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности", - отмечал В.В. Давыдов.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод.
Речевое общение – это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной, целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности и органически включается во все другие виды деятельности.
Культура речевого общения – это такой выбор, такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач.
Культура речевого общения дошкольника – это выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Формирование навыков культуры общения имеет свои закономерности, связанные с возрастными особенностями детей. Ведущие педагоги выделяют основные способы педагогического воздействия: приучение, упражнение, проблемные ситуации, пример для подражания, словесные методы: беседа, разъяснение; а также наиболее характерные приемы обучения.
Основная цель речевого развития – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
Задачи речевого развития:
- овладение речью как средством общения и культуры (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим),
- обогащение активного словаря (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы),
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения),
- развитие речевого творчества (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Все это становится возможным , если мы создаем для этого условия),
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (Главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей),
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (изучение процессов различения звуков и соединения их в слова),
- развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи).
В своей работе использую такие задачи, как:
обеспечить познавательно – речевое развитие воспитанников;
развивать свободное общение со взрослыми и детьми;
развивать все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;
организовать предметно – развивающую среду, стимулирующую развитие речи детей в разных видах детской деятельности
взаимодействовать с семьями воспитанников.
Календарно-перспективный план отражает все разделы речевого развития дошкольников:
1) совместная деятельность педагога и детей (игры, занятия по теме),
2) совместная творческая, речевая деятельность детей (общение, игры),
3) работа с родителями по развитию речи детей,
4) результаты усвоения темы в виде условных обозначений: овладел (+), недостаточно овладел (А), не овладел (-),
5) индивидуальная работа.
Формы образовательной деятельности с детьми по реализации программы «Развитие речи дошкольников» О.С.Ушаковой
Компоненты развития речи | Образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности | Формы организации образовательного процесса |
Воспитание звуковой культуры речи Словарная работа Формирование грамматического строя речи Развитие связной речи | - Составление предложений по «живой модели» (рассказ по картине – пейзажу) - Рассказ по плану - Сюжетный рассказ - Рассказ из личного опыта - Составление графической схемы предложений - Поисковая деятельность в области грамматики - Обрядовые праздники - Обрядовые песни - Праздники русской культуры - Проектная деятельность с детьми - Театрализованные постановки - Создание книги «Мои рассказы» - Самостоятельное сочинение - Конкурсы чтецов - Литературные гостиные | Групповые, подгрупповые, индивидуальные. |
Основными формами педагогического взаимодействия в настоящее время стали ситуации образовательного характера и ситуации общения. Ведущими выступают образовательные ситуации, ситуации общения, они могут быть заранее спланированы педагогом или возникнуть спонтанно.
Образовательная ситуация в отличие от занятия позволяет осуществлять дифференцированный подход к детям в большей степени индивидуализировать процесс обучения.
Поэтому использую чаще всего именно эту форму работы, так как ее можно применять в течение всего дня.
Данная форма работы характеризуется следующими особенностями. Образовательная ситуация планируется и организуется в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки. Это способствует органическому включению обучения в повседневную жизнь ребенка, его интеграции с игровой, бытовой деятельностью и процессом общения в группе. Она длится 3-5 до 10 минут в зависимости от возраста детей. Предполагает участие небольшой подгруппы детей (от трех до восьми) в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуации. Можно организовать несколько образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетная картина, игрушка, книга, природный материал) с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно речевого характера. Предполагается возможность и необходимость повтора одной и той же образовательной ситуации с разными подгруппами детей. Образовательные ситуации могут быть реально-практическими и игровыми. К реально-практическим можно отнести рассматривание картины, предмета, чтение литературного текста, разучивание стихотворения и т.д. К игровым – ситуации с дидактической куклой: «Напоим куклу чаем», "Оденем куклу на прогулку" и т.д.
Соотношение игровых и реально-практических ситуаций в процессе обучения зависит от возраста детей.
В старшем возрасте игровые ситуации по прежнему включаются в процесс обучения, но являются проблемными по своему содержанию и включают более сложные игровые задачи. В этом возрасте идет организация многих образовательных ситуаций, направленных на решение постепенно усложняющихся задач: дети учатся доброжелательно общаться с собеседником, задают вопросы, выстраивая их в логической последовательности, обобщают полученные сведения в единый рассказ, учатся презентовать составленный текст.
В старшем возрасте характерно критическое, оценочное отношение к речи окружающих, у детей развивается контроль за точностью своего высказывания, поэтому в ходе режимных моментов дети устанавливают и проговаривают следственные связи в необходимости умывания, последовательности чистки зубов, последовательности и одевания, для чего проводится утренняя гимнастика и т.д.
В процессе самостоятельной деятельности дети овладевают нормами и правилами речевого общения, как со сверстниками, так и с взрослыми. В младшем возрасте дети учатся согласовывать свои действия, договариваясь о действиях в игре с партнером, дети учатся вступать в контакт с окружающими, выражают свои мысли, чувства, впечатления. В среднем возрасте появляется инициатива в разговоре. Дети проявляют интерес и самостоятельность в использовании простых форм объяснительной речи. Самостоятельно решает бытовые и игровые задачи посредством общения с взрослыми и сверстниками.
В старшем возрасте в процессе игры возникают ситуации, в которых ребенку необходимо задавать вопросы, интересоваться мнением других, расспрашивать об их деятельности и событиях их жизни. В этом возрасте формируется коллективное общение, поэтому создание совместных детских проектов, в ходе которых дети учатся обговаривать тему, проговаривать последовательность работы, обсуждать результат своей деятельности - является необходимым условием для коллективного общения.
Использую примерную циклограмму работы по речевому развитию в режимных моментах.
утром — индивидуально-коррекционную работу по различным речевым задачам, дидактические развивающие игры, игры-хороводы, подвижные игры со словами;
на первой прогулке — наблюдения за явлениями природы и общественной жизни, художественное слово, которое сопровождает самостоятельную активную речевую деятельность детей, поручения воспитателя с отчетом об их выполнении;
на второй прогулке — индивидуально-коррекционную работу по развитию речи, игровую деятельность, выполнение трудовых поручений с отчетом об их выполнении;
вечером — художественно-речевую деятельность: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание стихов, игры-драматизации, различные виды театра, игровую деятельность, просмотр телевизионного передач, видеофильмов.
* Из всех перечисленных видов работы ежедневно планирую 2 -3 вида.
Методы и приемы речевого развития дошкольников. Они применимы как в ходе режимных моментов, так и в ходе НОД.
Словесный
- Чтение произведений
- Вопросы к детям по содержанию произведений
- Пересказ произведения
- Заучивание наизусть
- Выразительное чтение
- Беседа по произведению
- Прослушивание аудиозаписи
Практический
- Элементы инсценировки
- Игры - драматизации
- Дидактические игры
- Театрализованные игры
- Использование разных видов театров
- Игровая деятельность
Наглядный
- Показ иллюстраций, картинок, игрушек
- Элементы инсценировки
- Движения пальцами, руками
- Схемы
- Алгоритмы
- Просмотр мультфильмов, видеокниг
- Оформление книжной выставки
- Развитие словаря
- Воспитание звуковой культуры речи
- Формирование грамматического строя
- Развитие связной речи
- Формирование элементарного осознания явлений языка и речи
- Воспитание любви и интереса к художественному слову.
- Звуковая культура речи
- развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи);
- развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.).
- Словарная работа.
Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов.
- Формирование грамматического строя речи
ведется по трём основным направлениям:
- морфология (т. е. грамматические свойства слова
– изменение по родам, падежам, числам);
- словообразование (создание нового слова на базе имеющегося с помощью специальных средств
– суффиксы, приставки и т. п);
- синтаксис (построение простых и сложных предложений, сочетаемость и порядок слов).
- Развитие связной речи
Связная речь ребенка - итог его речевого развития, а базируется она на обогащении и активизации его словарного запаса, формировании грамматического строя речи, воспитании её звуковой культуры. Известны два основных вида речи: диалогическая и монологическая.
- Развитие коммуникативных умений
Коммуникативные навыки - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.
- Восприятие художественной литературы и фольклора
Использую «Пять правил к проведению занятий с детьми»
Целевые ориентиры
«Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности»
В работе с детьми необходимо большое внимание уделять речевому развитию и найти эффективные игровые технологии речевого развития детей.
Опираясь на целевые ориентиры, в свое работе также использую игровые технологии речевого развития
- Детям показывают мнемоквадраты, которые представляют собой несложное изображение. Каждое изображение обозначает слово, словосочетание или же несложное короткое предложение.
- Далее дети осваивают мнемодорожки, это коллаж, состоящий из четырех несложных изображений. Ребята учатся составлять истории, опираясь на него.
- Мнемотаблицы – сложные упражнения для развития детей. Мнемотаблицы составлены так, что по ним воспроизводятся рассказы.
- Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.
- Мнемотаблицы используют для:
- - обогащения словарного запаса,
- - при обучении составлению рассказов,
- - при пересказах художественной литературы,
- - при заучивании стихов.
- Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному.
- Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно-схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно-схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.
- Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая. А для старших дошкольников - чёрно-белые. Старшие дошкольники могут сами участвовать в их рисовании и раскрашивании.
- Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок.
- Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии.
- Снижение уровня агрессивности и тревожности.
- Развитие коммуникативных способностей.
- Обучение преодолению страхов и трудностей.
- Развитие способности к грамотному выражению эмоций.
- «Салат из сказок» (смешивание разных сказок);
- «Что будет, если... (сюжет задает воспитатель);
- «Изменение характера персонажей» (сказка на новый лад);
- «Введение в сказку новых атрибутов, героев».
Результаты освоения детьми программы О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников»
Старший дошкольный возраст (5-6 лет) |
- Ребенок активно общается со сверстниками и взрослыми, проявляет познавательную активность. - Инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности. С интересом относится к аргументации, доказательству и широко ими пользуется. - Проявляет инициативу в общении – делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки сверстников, доброжелательно исправляет их. - Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. - Ребенок владеет средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове, мест звука а слове. |
Старший дошкольный возраст (6-7 лет) |
- Ребенок может организовать детей на совместную деятельность, вести деловой диалог со сверстниками. Свободно вступает в общение с разными людьми: легко знакомится, имеет друзей. Для него характерны субъектные проявления в коммуникативной и речевой деятельности. - Проявляет интерес к общению со сверстниками и взрослыми: задает вопросы, интересуется мнением других, расспрашивает об их деятельности и событиях их жизни. Проявляет интерес к речи как особому объекту познания: с удовольствием участвует в разгадывании кроссвордов, ребусов, предлагает словесные игры, читает отдельные слова, пишет печатными буквами, проявляет интерес к речевому творчеству. Проявляет устойчивый интерес к литературе, отличается богатством литературного опыта, имеет предпочтения в жанрах литературы, темах произведений. - Самостоятельно, без помощи взрослого может привлечь сверстников к общению (обсудить проблему, событие, поступок). Самостоятельно использует освоенные речевые формы в процессе общения со сверстниками и взрослыми (рассказ, речь – доказательство), объяснения, речь – рассуждение). - Проявляет активность в коллективных обсуждениях, выдвигает гипотезы и предположения в процессе экспериментальной деятельности при обсуждении спорных вопросов. Является инициатором событий в группе организатором коллективных игр, предлагает словесные творческие игры (загадывает загадки, придумывает истории, планирует сюжеты творческих игр). - Имеет свою точку зрения на обсуждаемую тему, умеет отстаивать свою позицию в коллективных обсуждениях, спорах, использует речевые формы убеждения; владеет культурными формами несогласия с мнением собеседника; умеет принять позицию собеседника. - Активно проявляет творчество в процессе общения: предлагает интересные, оригинальные темы для обсуждения, задает интересные вопросы, предлагает творческие варианты решения проблем. Успешен в творческой речевой деятельности: сочиняет загадки, сказки, рассказы. - Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове, место звука в слове. Проявляет интерес к чтению, самостоятельно читает слова. |
МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
- Содержательность (в повествовании – умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании – раскрытие маленьких тем, признаков и действий). Если ребенок придумывает интересный сюжет, он получает 3 балла; если сюжет заимствован – 2 балла; если идет перечисление признаков – 1 балл.
- Композиция высказывания: наличие трех структурных частей (начала, середины, конца), выстраивание сюжета в логической последовательности – 3 балла. Наличие двух структурных частей (начала и середины, середины и конца), частичное нарушение логики изложения – 2 балла. Отсутствие начала и конца – 1 балл.
- Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений, правильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях – 3 балла. Использование только простых предложений – 2 балла. Однотипные конструкции – 1 балл.
- Разнообразные способы связей между предложениями – 3 балла. Использование способов формально-сочинительной связи (через союзы а, и, наречие потом) – 2 балла. Неумение связывать между собой предложения – 1 балл.
- Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов – определений, сравнений, синонимов, антонимов) – 3 балла. Некоторое нарушение точности словоупотребления – 2 балла. Однообразие лексики, повторение одних и тех же слов – 1 балл.
- Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) – 3 балла. Прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы – 2 балла. Монотонное, невыразительное изложение – 1 балл.
- Технология Речевого развития дошкольников
- Цель и задачи речевого развития дошкольников
- Формы работы по речевому развитию дошкольников
- Методы и приемы по речевому развитию дошкольников
- Перспективное планирование в старшей группе
- Перспективное планировнаие в подготовительной групе
- Конспекты занятий в старшей группе
- Конспекты занятий в подготовительной группе
- Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей группе
- Картотека бесед с детьми по речевому развитию (старшая группа)
- Сообщение на пед.совете. «Рекомендации к проведению НОД по развитию речи»
- Семинар - практикум для воспитателей «Фонематический слух – основа правильной речи»
- Консультация для воспитателей «Речевые игры в социально-личностном развитии дошкольников»
- Консультация для воспитателей "Методы и приёмы развития речи детей в детском саду"
- Консультация для воспитателей "Развитие речи в старшем дошкольном возрасте"
- Консультация для воспитателей. «Некоторые правила литературного произношения (орфоэпия)»
- Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя как средства развития речи дошкольников"
- Консультация для воспитателей. "О недостатках речи воспитателя"
- Консультации для родителей. «Развиваем речь, играя»
- Консультация для родителей. «Для чего надо красиво и правильно говорить»
- Консультация для родителей. «Развитие речи ребенка»
- Консультация для родителей. «Развитие связной речи в семье»
- Консультация для родителей. "Учимся говорить правильно"
- Памятка для родителей. «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
- Рекомендации для родителей. "Упражнения для правильной речи"
- Информационный материал для родителей. "Учите говорить детей правильно"
- Консультация для родителей. "Развитие речи дошкольников".
- Рекомендации для родителей. "Речевое развитие детей 5-7 лет".
Мониторинг
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование
в старшей группе
по речевому развитию (по Н. В. Нищевой)
Подготовила Подгорная Л.В.
Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет) Месяц, неделя | Лексическая тема | Итоговое мероприятие, народный календарь, праздничные даты |
Сентябрь | Исследование индивидуального развития детей учителем-логопедом, воспитателями и другими специалистами. Заполнение речевых карт учителем-логопедом, диагностических альбомов другими специалистами | Праздник «День знаний» |
Октябрь, 1 неделя | Осень. Признаки осени. Деревья осенью | Интегрированное занятие «Как лебедь остался один» из цикла «Новые развивающие сказки». Народный календарь — Сергий Капустник. День учителя |
Октябрь, 2 неделя | Огород. Овощи | Коллективная аппликация «Вот так урожай!» Народный календарь — Покров |
Октябрь, 3 неделя | Сад. Фрукты | Выставка рисунков «Мои любимые фрукты» (совместное с родителями творчество). Народный календарь — Ознобицы |
Октябрь, 4 неделя | Лес. Грибы и лесные ягоды | Инсценировка сказки В. Сутеева «Под грибом». Народный календарь — Прасковья Грязнуха |
Ноябрь, 1 неделя | Одежда
| Вечер досуга с использованием фольклорного материала (потешек, частушек, прибауток). Народный кадендарь — Прасковья Льняница. День народного единства |
Ноябрь, 2 неделя | Обувь. | Спортивный праздник. Народный календарь — Кузтминки |
Ноябрь, 3 неделя | Игрушки | Изготовление игрушек из природного материала для младшей группы. Народный календарь — Федот Ледостав |
Ноябрь, 4 неделя | Посуда | Выставка поделок из пластилина, глины, соленого теста «Моя любимая чашка» (совместное с родителями творчество). Народный календарь — Федот Студит. День матери |
Декабрь, 1 неделя | Зима. Зимующие птицы | Интегрированное занятие «Как сорока клеста судила» из цикла «Новые развивающие сказки». Народный календарь — Введение. День воинской славы России |
Декабрь, 2 неделя | Домашние животные зимой | Интегрированное занятие «Как щенок узнал, кто всех важнее» из цикла «Новые развивающие сказки». Народный праздник — Георгий Победоносец |
Декабрь, 3 неделя | Дикие животные зимой | Интегрированное занятие «Как олененку маму искали» из цикла «Новые развивающие сказки». Народный праздник — Никола Зимний. День ракетных войск |
Декабрь, 4 неделя | Новый год | Новогодний утренник. Народный праздник — Лукин день |
Январь, 1 неделя | У детей зимние каникулы | Народный праздник — Рождество |
Январь, 2 неделя | Мебель | Конструирование кукольной мебели из деталей деревянного конструктора по схемам и описанию. Народный праздник — Сочельник. День российской печати |
Январь, 3неделя | Грузовой и пассажирский транспорт | Экскурсия «На нашей улице». Народный праздник — Крещение. День инженерных войск |
Январь, 4 неделя | Профессии на транспорте | Сюжетно-ролевая игра «Летим в отпуск». Народный праздник — Татьянин день. День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады |
Февраль 1 неделя | Детский сад. Профессии | Экскурсия на пищеблок, в банно-прачечный комплекс, в оздоровительный комплекс, в кабинет старшего воспитателя. Народный календарь — Кудесы |
Февраль 2 неделя | Ателье. Закройщица | Коллективный коллаж «Нарядные куклы». Народный календарь — Сретенье. День гражданской авиации |
Февраль, 3 неделя | Наша армия | Праздничный утренник. День народного единства — Агафья коровница. День Защитника Отечества |
Февраль, 4 неделя | Стройка. Профессии строителей | Спортивный праздник. Народный праздник — Онисим Зимобор |
Март, 1 неделя | Весна. Приметы весны. Мамин праздник | Праздничный утренник. Народный календарь — Тимофей Весновей. Международный женский день |
Март, 2 неделя | Комнатные растения | Экскурсия в Ботанический сад. Народный календарь — Василий Капельник |
Март, 3 неделя | Пресноводные и аквариумные рыбы | Интегрированное занятие «Как чуть не погибла плотвичка» из цикла «Новые развивающие сказки». Народный календарь — Герасим Грачевник. День работника торговли |
Март, 4 неделя | Наш город | Автобусная экскурсия в центр города. Народный праздник — Алексей теплый. День моряка подводника |
Апрель, 1 неделя | Весенние работы на селе | Посадка лука, укропа, салата в центре природы. Народный праздник — Благовещение, встреча весны. День смеха |
Апрель, 2 неделя | Космос | Экскурсия в Планетарий. Народный праздник — Марья Зажги снега. День космонавтики |
Апрель, 3 неделя | Откуда хлеб пришел? | Чаепитие с родителями «Мамины пироги». Народный праздник — Родион Ледолом |
Апрель, 4 неделя | Почта | Экскурсия на почту. Народный праздник — Мартын Лисогон. День пожарной охраны |
Май, 1 неделя | У детей весенние каникулы | День весны и труда |
Май, 2 неделя | Правила дорожного движения | Сюжетно-ролевая игра «Дядя Степа-постовой». Народный праздник — Еремей Запрягальник. День Победы |
Май, 3 неделя | Лето. Насекомые | Интегрированное занятие «Как кузнечик помогал слабым» из цикла «Новые развивающие сказки». Народный праздник — Иов Огуречик |
Май, 4 неделя | Лето. Цветы на лугу | Интегрированное занятие «Как девочка еще раз встретила кузнечика» из цикла «Новые развивающие сказки». Народный праздник — Арина Рассадница. Высаживание рассады цветов на участке вместе с родителями. Всероссийский день библиотек |
Предварительный просмотр:
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Подготовила Подгорная Л.В.
Номер занятия | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Даты проведения | Оборудование | Основные виды Образовательных Областей (ОО) | |
план | факт | |||||
1 | 1.«Подготовишки». Цель: Побеседовать с детьми о том, как теперь называется их группа и почему, выяснить хотят ли они стать учениками. Помогать детям правильно строить высказывания. 2. Составление рассказа по картине « В школу». Цель: Учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета ( завязка, кульминация, развязка). | 2 занятия | 3 неделя сентября | 1.В.В.Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр. 19) 2. О.С. Ушакова. « Развитие речи детей 5-7 лет». ( стр.135). Наглядный материал: картина « В школу». | Речевое развитие | |
2 | 1.Звуковая культура речи (проверочное). Цель: выяснить, как дети владеют умениями, которые были сформированы в старшей группе. 2.Пересказ рассказа К.Ушинского «Четыре желания». Цель: Учить передавать художественный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений. | 2 занятия | 4 неделя сентября | 1.В.В.Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр. 21.) 2. О.С. Ушакова. « Развитие речи детей 5-7 лет». ( стр.137). Материал: Рассказ К.Ушинского « Четыре желания». | Речевое развитие | |
3 | 1.Для чего нужны стихи? Цель: Побеседовать с детьми о том, зачем люди сочиняют, читают и декламируют стихи. Выяснить, какие программные стихотворения дети помнят. 2.Беседа о А.Пушкине. Цель: Рассказать детям о великом русском поэте; вызвать чувство радости от восприятия его стихов и желание услышать другие произведения поэта. | 2 занятие | 5 неделя сентября | 1. В.В.Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр.23, 25) | Речевое развитие | |
4 | 1.Пересказ итальянской сказки « Как осел петь перестал.» Цель: Познакомить детей с итальянской сказкой « Как осел петь перестал.» Помогать детям пересказывать небольшие тексты без существенных пропусков и повторов. 2. Составление текста- рассуждения. Цель: Учить употреблению сложноподчиненных предложений. | 2 занятие | 1 неделя Октября | 1. В.В.Гербова. « Развитие речи в детском саду. подготовительная к школе группа.» ( стр. 24,) 2. О.С.Ушакова « Развитие речи детей 5-7 лет». (стр 139.); Наглядный материал : картина «Зайцы». | Речевое развитие | |
5 | 1.Лексико-грамматические упражнения. Цель: Активизировать речь детей. 2. Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат». Цель: Развивать у детей умение связывать в единое целое отдельные части рассказа, передавая текст точно, последовательно. Выразительно. | 2 занятия | 2 неделя октября | 1. В.В.Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр.26.) 2.О.С.Ушакова « Развитие речи детей 5-7 лет». (стр.141); Материал : рассказ В.Бианки «Купание медвежат». | Речевое развитие | |
6 | 1.Заучивание стихотворения А.Фета « Ласточки пропали…» Цель: Помочь детям запомнить стихотворение А.Фета « Ласточки пропали…» 2.Составление рассказа на тему «Первый день Тани в детском саду». Цель: Учить составлять рассказ по плану, предложенному воспитателем, самостоятельно строить сюжет. | 2 занятие | 3 неделя октября | 1.В.В.Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр.27.) 2.О.С.Ушакова « Развитие речи детей 5-7 лет». (стр.147); Наглядный материал :картинки – заяц, волк, белка, кролик, галка. | Речевое развитие | |
7 | 1.Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. Цель: Совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей. Учить определять количество и порядок слов в предложении. 2.Составление текста-поздравления. Цель: Учить составлять текст-поздравление. | 2 занятия | 4 неделя октября | 1.В.В.Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр.28.) 2.О.С.Ушакова « Развитие речи детей 5-7 лет». (стр. 150); Наглядный материал : игрушки- музыкальные инструменты: барабан, балалайка, гармонь, дудочка, звоночки. | Речевое развитие | |
8 | 1.Русские народные сказки. Цель: Выяснить, знают ли дети русские народные сказки. 2. Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца». Цель: Учить придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей. Их поступки, переживания. | 2 занятия | 1 неделя ноября | 1. В.В. Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр.30.) 2.О.С.Ушакова « Развитие речи детей 5-7 лет». (стр. 153) | Речевое развитие | |
9 | 1.Сегодня так светло кругом! Цель: Познакомить детей со стихами об осени, приобщая их к поэтической речи. 2.Осенние мотивы. Цель: Учить детей рассматривать рисунки в книгах, объяснять. Почему понравилась та или иная иллюстрация. | 2 занятия. | 2 неделя ноября | 1.В.В.Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр.35., 36) | Речевое развитие | |
10 | 1.Звуковая культура речи, Работа над предложением. Цель: Совершенствовать фонетическое восприятие, умение определять количество и последовательность слов в предложении. Продолжать работу над смысловой стороной слова. 2.Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами». Цель: Учить составлять сюжетный рассказ по картине, соблюдая последовательность, точность и выразительность. | 2 занятия | 3 неделя ноября | 1.В.В.Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр.37.) 2.О.С.Ушакова « Развитие речи детей 5-7 лет». (стр.159); Наглядный материал: картина «Лиса с лисятами». | Речевое развитие | |
11 | 1 Пересказ рассказа В.Сухомлинского «Яблоко и рассвет». Цель: Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа. 2. Лексические игры и упражнения. Цель: Активизировать речь детей, совершенствовать фонематическое восприятие речи. | 2 занятия | 4 неделя ноября | 1. В.В. Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр.39.40) | Речевое развитие | |
12 | 1.Первый снег. Заучивание наизусть стихотворения А.Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…» Цель: Развивать способность детей воспринимать поэтическую речь. Помочь запомнить стихотворение А.Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…» 2. Составление рассказа по картине « Не боимся мы мороза». Цель: Учить рассказывать по картине, не повторяя рассказов друг друга; использовать для описания зимы образные слова и выражения. | 2 занятие | 5 неделя ноября | 1. В.В. Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр.42.) 2. О.С.Ушакова О.С. Ушакова « Развитие речи детей 5-7 лет». (стр.163); Наглядный материал: картины « Не боимся мы мороза», «Саша и снеговик». | Речевое развитие | |
13 | 1.Работа с иллюстрированными изданиями сказок. Цель: Приучать детей с интересом рассматривать рисунки в книгах. Активизировать речь детей. 2.Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка». Цель: Учить отбирать соответственно теме факты из личного опыта; рассказывать связно, полно и выразительно, четко выстраивать композицию рассказа. | 2 занятия | 1 неделя декабря | 1. В.В. Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр. 45.) 2.О.С.Ушакова О.С.Ушакова « Развитие речи детей 5-7 лет». (стр.165); Наглядный материал: игрушки- лисенок, щенок. | Речевое развитие | |
14 | 1.Звуковая культура речи. Цель: Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. 2. Чтение рассказа Л.Толстого «Прыжок». Цель: Рассказать детям о писателе, помочь вспомнить известные им рассказы Л.Толстого и познакомить с рассказом «Прыжок». | 2 занятия | 2 неделя декабря | 1. В.В .Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр. 46, 47) | Речевое развитие | |
15 | 1.Тяпа и Топ сварили компот. Цель: Совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимися действием. 2. Пересказ сказки « У страха глаза велики». Цель: Учить пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторение, выразительно передавая речь персонажей. | 2 занятия | 3 неделя декабря | 1. В.В. Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр. 48.) 2.О.С.Ушакова « Развитие речи детей 5-7 лет». (стр.168); Материал: сказка « У страха глаза велики». | Речевое развитие | |
16 | 1.Повторение стихотворения С.Маршака «Тает месяц молодой». Цель: Повторить с детьми любимые стихотворения. 2.Составление рассказа на тему «Как мы играем зимой на участке». Цель: Развивать умение отбирать для рассказа самое интересное и существенное и находить целесообразную форму передачи этого содержания. | 2 занятия | 4 неделя декабря | 1. В.В .Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр.51.) 2.О.С.Ушакова « Развитие речи детей 5-7 лет». (стр.175); | Речевое развитие | |
17 | 1.Новогодние встречи. Цель: Совершенствовать умение детей составлять рассказы из личного опыта. 2.Произведения Н.Носова Цель: Вспомнить с детьми рассказы Н Носова, любимые эпизоды из книги «Приключения Незнайки и его друзей». | 2 занятия | 2 неделя января | 1. В.В .Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр.54.) | Речевое развитие | |
18 | 1.Здравствуй, гостья-зима! Цель: Познакомить детей со стихотворениями о зиме. 2.Лекситческие игры и упражнения. Цель: Активизировать словарный запас детей. | 2 занятия | 3 неделя января | 1. В.В .Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр55,56.) | Речевое развитие | |
19 | 1.Чтение сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев». Цель: Познакомить со сказкой С.Маршака «Двенадцать месяцев». 2.Творческие рассказы детей. Цель: Активизировать фантазию и речь детей. | 2 занятия | 4 неделя января | 1. В.В. Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр57, 55.) | Речевое развитие | |
20 | 1.Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка». Цель: Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». 2. Звуковая культура речи. Цель: продолжать совершенствовать фонематическое восприятие; учить детей делить слова с открытыми слогами на части. | 2 занятия | 5 неделя января | 1. В.В. Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр58.) | Речевое развитие | |
21 | 1.Работа по сюжетной картине. Цель: Совершенствовать умение детей озаглавить картину, составить план рассказа. 2.Чтение былины «Илья Муромец и Соловей –разбойник». Цель: Познакомить детей с былиной, с ее необычным складом речи, с образом былинного богатыря Илья Муромца. | 2 занятия | 1 неделя февраля | 1. В.В .Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр59, 60) | Речевое развитие | |
22 | 1.Лексические игры и упражнения. Цель: Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи. 2. Составление рассказа «Как Ежок попал в беду по серии сюжетных картин. Цель: Обучать построению синтаксических конструкций, развивать умение использовать разные способы связи между частями текста. | 2 занятия | 2 неделя февраля | 1. В.В. Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр61.) 2. О.С.Ушакова « Развитие речи детей 5-7 лет». (стр.181) Наглядный материал: 1 картинка- ежонок упал в яму, бельчонок, медвежонок и зайчонок стоят и смотрят в яму; 2- бельчонок и медвежонок кидают в яму прутики и ветки, зайчонок стоит испуганный; 3- ежонок выбрался, зайчонок угощает всех морковкой; 4- зверята веселятся. | Речевое развитие | |
23 | 1.Пересказ рассказа В.Бианки «Музыкант». Цель: Совершенствовать умение детей пересказывать рассказ. 2.Чтение рассказа Е.Воробьева «Обрывок провода». Цель: Обогатить литературный багаж детей, помочь прочувствовать необычность описанной в рассказе ситуации. | 2 занятия | 3 неделя февраля | 1. В.В .Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр62) | Речевое развитие | |
24 | 1.Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» Цель: Приобщать детей к былинному эпосу, к былинному складу речи. 2. Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. Цель: Совершенствовать фонематическое восприятие детей. Формировать умение делить слова на части. | 2 занятия | 4 неделя февраля | 1.В.В.Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр. 63, 64) | Речевое развитие | |
25 | 1.Чтение сказки В.Даля «Старик-годовик». Цель: Совершенствовать диалогическую речь детей. 2. Сочинение сказки на заданную тему. Цель: Формировать умение придумывать сказку на заданную тему, передавать специфику сказочного жанра. | 2 занятия | 1 неделя марта | 1.В.В.Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр 65) 2. О.С.Ушакова « Развитие речи детей 5-7 лет». (стр. 196); Наглядный материал: репродукция картины В.Бакшеева « Голубая весна». | Речевое развитие | |
26 | 1.Заучивание стихотворения П.Соловьевой «Ночь и день». Цель: Познакомить детей со стихотворением П.Соловьевой «Ночь и день»; поупражнять в выразительном чтении стихотворения. 2.Лексические игры и упражнения. Цель: Активизировать речь детей, учить их импровизировать. | 2 занятия | 2 неделя марта | 1.В.В.Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр. 66,67) | Речевое развитие | |
27 | 1.Весна идет, весне дорогу! Цель: Чтение детям стихотворений о весне, приобщение их к поэтическому складу речи. 2.чтение былины «Садко». Цель: Познакомить детей с былиной «Садко». | 2 занятия | 3 неделя марта | 1.В.В.Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр. 68,71) | Речевое развитие | |
28 | 1. Чтение сказки «Снегурочка». Цель: Познакомить детей с народной сказкой, с образом Снегурочки. 2.Лексико-грамматические упражнения. Цель: Воспитывать у детей чуткость к слову, активизировать и обогащать словарь, помогать правильно строить сложноподчиненные предложения. | 2 занятия | 4 неделя марта | 1.В.В.Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр .71) | Речевое развитие | |
29 | 1.Сочиняем сказку про Золушку. Цель: Помогать детям составлять творческие рассказы. 2.Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется.» Цель: Учить выразительно пересказывать сказку, используя слова и речевые обороты из текста. | 2 занятия | 1 неделя апреля | 1.В.В.Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр. 72) 2.О.С.Ушакова « Развитие речи детей 5-7 лет». (стр. 199); | Речевое развитие | |
30 | 1.Рссказы по картинкам. Цель: Продолжать совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. 2. Составление рассказа по картине «Если бы мы были художниками». Цель: Учить составлять коллективный рассказ-описание. | 2 занятия | 2 неделя апреля | 1.В.В.Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр. 73) 2.О.С.Ушакова « Развитие речи детей 5-7 лет». (стр. 202); Наглядный материал: картина «Если бы мы были художниками». | Речевое развитие | |
31 | 1.Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. Цель: Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, умение детей делить слова на части. Упражнять детей определять последовательность звуков в словах. 2.Пересказ сказки «Лиса и козел.» Цель: Совершенствовать умение детей пересказывать сказку «в лицах». | 2 занятия | 3 неделя апреля | 1.В.В.Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр .74, 75) | Речевое развитие | |
32 | 1.Заучивание стихотворения З.Александровой «Родина». Цель: Помочь детям понять смысл стихотворения («Родина бывает разная, но у всех она одна»), запомнить произведение. 2.Звуковая культура речи. Подготовка к грамоте. Цель: совершенствовать фонематическое восприятие. Учить выполнять звуковой и слоговой анализ слов. | 2 занятия | 4 неделя апреля | 1.В.В.Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр. 76, 78.) | Речевое развитие | |
33 | 1.Весенние стихи. Цель: Помочь детям почувствовать удивительную неповторимость стихотворений о весне. 2.Беседа о книжных иллюстрациях. Чтение рассказа В.Бианки «Май». Цель: Учить детей воспринимать книжные иллюстрации как самоценность и источник информации. С помощью рассказа В.Бианки познакомить детей с приметами мая- последнего месяца весны. | 2 занятия | 1 неделя мая | 1.В.В.Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр 79.) | Речевое развитие. | |
34 | 1.Лексико-грамматические упражнения. Цель: Активизировать речь детей. 2. Составление рассказа на тему «Веселое настроение». Цель: Закреплять умение составлять рассказ на заданную тему. | 2 занятия | 2 неделя мая | 1.В.В.Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр 80). 2. .О.С.Ушакова « Развитие речи детей 5-7 лет». (стр. 210); | Речевое развитие. | |
35 | 1.пересказ рассказа Э.Шима «Очень вредная крапива». Цель: Продолжать совершенствовать умение детей пересказывать несложные тексты, правильно строить предложения. 2.Составление рассказа на самостоятельно выбранную тему. Цель: Учить придумывать сказку на самостоятельно выбранную тему. | 2 занятия | 3 неделя мая | 1.В.В.Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр 81) 2.О.С.Ушакова « Развитие речи детей 5-7 лет». (стр. 214); | Речевое развитие. | |
36 | 1. Повторение стихотворения З. Александровой «Родина». Цель: помочь детям понять смысл стихотворения, запомнить произведение. 2. В. Катаев «Цветик-семицветик» Цель: подвести к пониманию нравственного смысла сказки, мотивированной оценке поступков и характера главной героини, закрепить знания о жанровых особенностях сказки. | 2 занятия | 4 неделя мая | 1.В.В.Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр 76) 2. О. С. Ушакова « Развитие речи детей 5-7 лет», стр. 164 | Речевое развитие |