Главные вкладки
ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ!
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
ЭТОТ РАЗДЕЛ ДЛЯ ВАС!
НАДЕЮСЬ, ЧТО ДАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПОМОЖЕТ ВАМ В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ ВОСПИТАНИЯ ВАШИХ ДЕТЕЙ.
ЗДЕСЬ ВЫ НАЙДЕТЕ СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ И МНОГО ВСЕГО ИНТЕРЕСНОГО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Что мы изучаем в декабре | 360.38 КБ |
"Как чтение книг влияет на развитие речи детей" | 38.46 КБ |
Что мы изучаем в ноябре | 25.49 КБ |
Дыхательная гимнастика. Методика проведения | 18.4 КБ |
Что мы изучаем в октябре | 24.45 КБ |
10 простых советов от учителя логопеда | 26.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Декабрь
В декабре мы изучаем:
1 «Здравствуй, зимушка-зима!» (Зимующие птицы)
2. «Зимние забавы»
3. «Зимние истории» (Одежда, обувь, головные уборы).
4. «Новогодний праздник» (Новогодние игрушки)
Тема недели: «Здравствуй, зимушка-зима!» (Зимующие птицы)
- Приметы зимы
Падает ... (снег), дует холодный ... (ветер). Земля, дома и деревья покрыты ... (снегом). Реки и озёра замерзли и покрыты ... (льдом). Солнце светит, но ... (не греет). На улице мороз. Дни стали короче, а ночи ... (длиннее). Люди одеты в зимнюю ... (одежду).
- Что на что похоже?
Снег — большое белое одеяло, вата, сахар.
Лёд — стекло, зеркало.
Например, лёд и снег холодные, тают в тепле.
Лёд прозрачный, а снег белый. Лёд твердый, а снег мягкий и пушистый и т.д.
- Знаешь ли ты, что?..
Медведь спит в берлоге.
Зайчик и белочка поменяли шубки.
Насекомые спрятались под корой деревьев.
Перелётные птицы улетели в теплые края, остались только зимующие: вороны, галки, воробьи, синицы и т.д.
- Скажи ласково
Снег — снежок.
Ветер — ветерок.
Мороз — морозец.
Санки — саночки.
Лёд — ледок.
Зима — зимушка.
- Что делают дети зимой?
Лепят снеговика или фигурки зверей, катаются на санках, лыжах, коньках, а также играют в снежки и строят из снега крепость.
- Один — много
Снег — снега — много снега. Лёд — льды — много льда.
Вьюга — вьюги — много вьюг. Снежок — снежки — много снежков.
Тема недели: «Зимние забавы»
- Рекомендую уточнить у ребенка, какое сейчас время года.
- Спросите у ребенка, в какие игры можно играть зимой, а в какие нельзя и почему (учим малыша устанавливать причинно-следственные связи).
- Что можно сделать из снега и льда зимой на улице? (Снеговика, крепость, снежный
город, ледяные фигуры, каток). - Выбери, назови и обведи в кружок предметы, которые подходят для зимних развлечений на улице.
- Что можно сделать из снега и льда зимой на улице? (Снеговика, крепость, снежный город, ледяные фигуры, каток).
- Упражнение на координацию речи с движением.
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибать по одному пальчики)
Мы во двор пошли гулять (идут по столу указательным и средним пальцами)
Бабу снежную лепили,
(лепят комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили,
(крошащие движения всеми пальчиками)
С горки мы потом катались,
(ведут указательным пальцем левой руки по ладони правой)
А еще в снегу валялись.
(кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Тема недели: «Зимние истории» (Одежда, обувь, головные уборы)
-Объясните ребенку понятия «сезонная одежда» (зимняя, летняя, демисезонная), «обувь», «головные уборы». Объясните, почему в разные сезоны люди носят разную одежду, обувь, головные уборы, рассказать об их назначении;
- совместно с ребенком внимательно рассмотрите одежду, обувь, головные уборы, которые носит каждый член семьи, обратить внимание ребенка на материал, из которого они изготовлены, на их качество и рисунок, отличительные признаки;
- закрепите названия деталей одежды, обуви, головных уборов;
- выполните следующие упражнения.
2. «Весёлый счёт». Посчитай от одного до трёх, изменив следующие словосочетания.
Один вязаный шарф, два ….
Одна теплая куртка,
Одно нарядное платье,
Одно зимнее пальто,
3. «Назови ласково». Измени слова по образцу. Пример: шапка – шапочка
Туфли - …, кроссовки - …, валенки - …, халат - ... и др.
4. «Четвертый лишний». Назови лишнее слово.
- Шлепанцы, пальто, плащ, юбка.
- Кроссовки, панама, ботинки, туфли.
- Сапоги, шорты, босоножки, тапки.
- Сандалии, шуба, кеды, валенки.
- Сандалии, шуба, кеды, валенки.
Тема недели: «Новогодний праздник» (Новогодние игрушки)
Уважаемые родители вам рекомендуется:
- рассказать ребенку о том, какой праздник скоро;
- рассмотреть дома новогоднюю елку, совместно с ребенком ее украсить, рассказать о елочных игрушках, обратить внимание на их внешний вид и материал, из которого они сделаны, сравнить игрушки по величине;
- посетить ёлки, установленные на улицах города;
- выполнить следующие упражнения.
2. «Подбери признак». Подбери слова – признаки, ответив на вопросы:
Какой? Какая?
Праздник (какой?) – …
Подарок (какой?) - …
Снегурочка (какая?) - …
3. «Узнай словечко» на активизацию словаря.
Например: Белый, пушистый, искрящийся – что? – снег.
Колючая, мохнатая, зеленая – что?
Сладкое, холодное, сливочное – что?
Ледяная, тающая, остроконечная – что?
4. Выполните задания.
- Нарисуй две елки: большую елочку – с большими игрушками – шишками, желтыми и красными шарами; маленькую елочку – с маленькими игрушечками – шишечками, синими шариками.
- Ответь на вопросы, используя следующие словосочетания и слова: «большая елка», «маленькая елочка», «шишки», «шишечки», «желтые и красные шары», « синие шарики».
-Какие елки ты нарисовал (а)?
-Какие шишки на большой елке, какие на маленькой елочке?
-Какими шарами украшена большая елка, а какими – маленькая елочка?
-Каких шаров нет на большой елке, а каких – на маленькой елочке?
-О каких елках ты рассказал (а)?
Предварительный просмотр:
Как чтение книг влияет на развитие речи детей.
В дошкольном возрасте на развитие речевой активности влияет множество факторов. Часто уделяется внимание общению и разговору, но есть критерии, косвенное влияние которых не менее важно. Сегодня я расскажу, как чтение книг влияет на развитие речи детей и что нужно делать, чтобы этот процесс приносил удовольствие.
Главное о книгах
В процессе активного развития электронных устройств темп жизни ускоряется. Мы потребляем гораздо больше информации, чем раньше и это передаётся детям, которые порой не могут оторвать глаз от экрана, смартфона или планшета. Однако не смотря на такую доступность информации, не стоит забывать о печатных книгах. Они по-другому влияют на нашу личность и восприятие, что особенно заметно в дошкольном возрасте.
Книги развивают у детей такие качества как:
- общительность;
-любознательность;
- интеллект;
- словарный запас;
- образное мышление.
Ценность чтения затрагивает все сферы жизни детей, поэтому родителям полезно прививать им такие навыки. Чтобы больше узнать о том, как связаны книги и речевые способности, начнем с особенностей коммуникативной деятельности детей.
Связь чтения и детской коммуникации
Чтение книг – особый процесс. Даже если дети еще не умеют читать в силу возраста или развития, в процессе чтения с родителями закладывается фундамент для коммуникативных навыков, один из которых – речь. Но дело не только в ней. Если родители все делают правильно, у детей буквально загораются глаза, они вслушиваются в каждое слово. Даже если они еще до конца не понимают, о чем говорит читающий, им все равно приятно слушать голос родного человека, и это вызывает доверие.
Когда ребенок начинает понимать смысл слов, которые слышит в процессе чтения, положительный эффект от него значительно усиливается. Истории, которые рассказывают родители, приобретают значение, и перед ребенком открывается уникальная возможность познавать мир, находясь у себя в комнате.
Правильно подобранные книги учат детей следующим навыкам:
- Уверенность, борьба со страхами.
Правдивые или выдуманные сказки рассказывают детям о том, как их герои справляются с теми или иными трудностями, достигают целей и развиваются. Даже в самых простых и коротких историях могут быть жизненные уроки. Если при чтении указывать на них ребенку, он будет развивать в себе решительность и уверенность
- Доверие.
Справляться со страхами и неуверенностью также помогает сам процесс чтения вместе с родителями, дети при этом чувствуют себя комфортно. Они ощущают, что ценны для других, и поэтому могут не сдерживать себя в общении.
- Формирование модели поведения.
Детские книжки часто представляют маленьким читателям разных героев, у которых есть правильные и дурные черты характера или наклонности. Читая о них, ребенок учится различать хорошее и плохое, а также понимает, что за словами есть и последствия.
Дело не ограничивается общими социальными навыками. При регулярном чтении у ребенка развиваются узкопрофильные способности, которые напрямую трансформируются в его речь:
- Словарный запас.
Родители, которые регулярно читают с детьми, не задаются вопросом, а сколько же он знает слов. Оказывается, даже в простых детских книжках на 50% больше редко употребляемых слов, чем в наших повседневных разговорах. Знакомясь с такими словами и их значением, дети могут разнообразить свою речь, сделать ее более четкой, богатой и красочной.
- Воображение.
Читающие дети более склонны фантазировать, так как книги побуждают представлять героев и события, которые с ними происходят. Благодаря этому им легче облекать мысли в слова. Они говорят сложными предложениями, так что даже взрослые могут удивляться поставленной речи.
- Грамотность.
Подсознательно ребенок запоминает, как слова складываются в предложения, поэтому и сам будет строить их правильно. Этот навык начнет прокачиваться еще быстрее, когда малыш научится читать самостоятельно. Благодаря большой начитанности ему не придется запоминать правила орфографии или пунктуации, так как будет помогать опыт прочитанных книг.
Все перечисленные навыки работают в комплексе и помогают ребенку становиться социальной личностью. Благодаря книжкам он знает много интересных историй, которыми можно поделиться со сверстниками. Победы и поражения героев – это опыт, который он может переносить в свою жизнь, чтобы справляться с трудностями и радоваться тому, что его окружает. Такой ребенок будет расти коммуникабельной личностью, открыто общаться с другими детьми и взрослыми. эти навыки пригодятся не только в дошкольном возрасте или во время школьного обучения, но и во взрослой жизни.
Любовь к чтению – не врожденное, а приобретенное
Ни один ребенок не рождается с любовью к чтению. От младенчества до школьного возраста самым увлекательным занятием детей остается игра, а все остальные дела второстепенны. Это важно учитывать, так как попытка принудительно приучить ребенка к чтению чревата отторжением и негативной реакцией. Чтобы он читал книги, важно показать ему, что это не «надо», а «интересно».
Приучить детей к чтению помогут советы:
- Начните с игр. Если простое чтение не интересно ребенку, приучайте его в игровой форме. Игры могут быть по мотивам историй или с применение книжных картинок, чтобы малыш понял, насколько это весело.
- Представляйте книги как награду. Тогда дети поймут, что чтение ценно.
- Подавайте личный пример. Малыш не разовьет любовь к чтению, если взрослые сами никогда не читают книги. Ваше увлечение передастся ему гораздо быстрее, чем слова.
- Выбирайте интересное. Учитывайте интересы ребенка, а не стереотипы насчет «мальчишеского» и «девчачьего». Если возможно, пусть он выбирает сам.
- Читайте с младенчества. Можно начинать с самого первого дня: хотя малыш не поймет значение ваших слов, он будет слышать ваш голос, а сидение с книжкой станет доброй традицией.
Предварительный просмотр:
НОЯБРЬ
В ноябре мы изучаем:
1.Я и моя семья.
2. Дом, в котором я живу. (Квартира. Мебель)
3.Дом, в котором я живу. (Квартира. Посуда. Виды посуды)
4.Домашние питомцы (Домашние животные и их детёныши)
Тема: «Я и моя семья»
1.Назови членов своей семьи, их имена. (Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.
2. Выучите с ребенком фамилию, имя каждого члена семьи, профессию родителей.
3.. Упражнение "Подбери признак" на согласование существительного с прилагательным.
Бабушка (какая?) - старенькая, добрая, заботливая и т.д.
Дедушка (какой?) - старенький, мудрый, добрый...
Мама (какая?) - молодая, любимая, ласковая...
Папа (какой?) - молодой, спортивный, добрый, внимательный, сердечный...
5. Упражнение "Чей, чья чьё, чьи?" на образование и употребление притяжательных прилагательных.
Шарф (чей?) - папин, мамин и т. д.
Шапка (чья?) - мамина, бабушкина...
Пальто (чьё?) - бабушкино, тетино, дедушкино...
Перчатки (чьи?) - мамины, дядины, папины...
6. Упражнение "У кого?" на употребление существительного в родительном падеже.
У кого руки сильные? - У папы.
У кого ласковые руки? - ...
У кого глаза добрые? - ...
7. Упражнение "Скажи наоборот" на образование антонимов.
Старший - ... (младший)
Молодой - ... (старый)
Большой - ... (маленький)
Добрый - ... (злой)
Тема: Дом, в котором я живу (Квартира. Мебель)
1.Произнесите с ребенком слово МЕБЕЛЬ, пусть он сам произнесет его. Покажите, какая мебель есть у вас дома, научите четко называть ее. Побеседуйте, для чего нужна мебель, из чего ее делают: «Это стол. Он деревянный. За столом едят, пишут, рисуют» и т.п.
2.Ребенок должен отвечать на вопросы:
- Где хранят одежду? (в шкафу.)
- На чем можно сидеть? (на стуле.)
- На чем можно лежать? (на кровати.)
3.Выучить пальчиковую гимнастику:
Раз, два, три, четыре, | Загибать пальчики одновременно на обеих руках, начиная с больших. |
Много мебели в квартире. | Сжимать и разжимать кулачки. |
В шкаф повесим мы рубашку, А в буфет поставим чашку. Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле. А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали. А потом мы с котом Посидели за столом, | Загибать пальчики одновременно на обеих руках, начиная с больших. |
Чай с вареньем дружно пили. Много мебели в квартире! | Выполнять хлопки в ладоши и удары кулачками друг о друга попеременно. |
4. Д/и «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
Стол –
Стул –
Шкаф –
Кровать –
Диван –
Полка –
5. Д/и «Один-много» (образование множественного числа существительных).
Стол –
Стул –
Шкаф –
Кровать –
Диван –
Полка –
Тема: Дом, в котором я живу. (Квартира. Посуда. Виды посуды)
- Произнесите с ребенком слово ПОСУДА, пусть он сам произнесет его. Покажите, какая посуда есть у вас дома, научите четко называть ее. Побеседуйте, для чего нужна посуда. Покажите, что посуда бывает металлическая, стеклянная.
Ложка – чтобы есть суп; | Чашка – |
Кастрюля – | Вилка – |
Сковорода – | Нож – |
Тарелка – |
- Выучить пальчиковую гимнастику:
Раз, два, три, четыре, | Выполнять хлопки в ладоши и удары кулачками друг о друга попеременно. |
Мы посуду перемыли: | Одна ладонь скользит по другой по кругу. |
Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварешку. | Загибать пальчики одновременно на обеих руках, начиная с больших. |
Мы посуду перемыли, | Одна ладонь скользит по другой по кругу. |
Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали, | Загибать пальчики одновременно на обеих руках, начиная с больших. |
Так мы маме помогали. | Выполнять хлопки в ладоши и удары кулачками друг о друга попеременно. |
- Д/и «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
Чайник – | Чашка – |
Кастрюля – | Ложка – |
Тарелка – | Вилка – |
Нож – |
Тема: Домашние питомцы (Домашние животные и их детёныши)
- Выясните, названия, каких домашних животных знает ребенок. Помогите ему правильно произнести и запомнить: КОШКА, СОБАКА, КОРОВА, ЛОШАДЬ. Объясните, что эти животные – домашние, потому что они живут у человека и приносят ему пользу, а человек за ними ухаживает. Расскажите ребенку, чем человек кормит домашних животных, как ухаживает за ними.
- Вместе с ребенком найдите яркие картинки с изображением домашних животных, Помогите ребенку составить небольшой рассказ по каждой картинке. Например: это кошка. Кошка – домашнее животное. Она живет в доме у человека и ловит мышей. Человек кормит кошку рыбой мясом, молоком.
- Дидактическая игра «Кто как разговаривает».
Собака –
Кошка –
Корова –
Лошадь –
- Дидактическая игра «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
Собака –
Кошка –
Корова –
Лошадь –
- Выучить загадки.
Мягкие лапки, а в лапках царапки. (кошка)
Живет под крылечком, хвост колечком. (собака)
Предварительный просмотр:
«Дыхательная гимнастика. Методика проведения»
Дыхательная гимнастика- это один из способов профилактики и укрепления здоровья детей.
Необходимое условие правильного развития ребенка, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию. Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в легкие и насытить кислородом кровь в легочных альвеолах. Дыхание распределяется на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в легкие и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объему, легкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух.
Дыхательная гимнастика для детей, особенно маленьких, представляет собой комплекс из простых весёлых упражнений.
Основу этих гимнастических комплексов составляют упражнения, компонентами которых являются:
- глубокое дыхание;
- искусственное затруднение дыхания;
- задержка дыхания;
- замедление дыхания;
- поверхностное дыхание.
Дыхательные упражнения бывают:
- статическими (которые выполняются в состоянии покоя)
- динамическими (которые выполняются с использованием элементов движения)
- специальными (т. е. дренажными – которые показаны при определённых заболеваниях).
Для детей на этой основе созданы специальные комплексы, состоящие из простых (а иногда и очень занятных) упражнений.
Правильно подобранный комплекс упражнений дыхательной гимнастики поможет развитию ещё несовершенной дыхательной системы ребёнка и укрепит защитные силы его организма
Цель проведения дыхательной гимнастики с дошкольниками — это, прежде всего, укрепление их здоровья. Дыхательная гимнастика — отличная профилактика болезней органов дыхания.
Правильно подобранный комплекс упражнений дыхательной гимнастики поможет развитию ещё несовершенной дыхательной системы ребёнка и укрепит защитные силы его организма
Основа гимнастики — носовое дыхание, ведь оно стимулирует нервные окончания всех органов, которые находятся в носоглотке.
Показания и правила проведения занятий.
Дыхательные упражнения подходят для всех возрастных групп дошкольников. Они могут проводиться как дома, так и в детском саду: во время утренней гимнастики или на прогулке.
Вначале дыхательные упражнения покажутся детям непростыми, поэтому взрослым необходимо помочь ребенку их освоить, обратив скучные движения в весёлую игру.
Одна из основных задач — научить малыша правильно, достаточно глубоко дышать, при этом максимально наполняя лёгкие, вдыхая, и расширяя грудную клетку, а выдыхая — освобождать лёгкие от воздуха, который там остался, выталкивая его с помощью сжатия лёгких. Ребёнок, который не до конца выдыхает, оставляет в лёгких «отработанный» воздух, мешающий поступлению свежего воздуха в нужном объёме.
Немаловажно использовать и упражнения, направленные, наоборот, на быстрое поверхностное дыхание.
Как проводить дыхательную гимнастику с дошкольником?
- Дыхательную гимнастику с детьми дошкольного возраста можно проводить дважды в течение 10-30 минут, и делать это лучше не ранее, чем через час после приёма пищи.
- Важно, чтобы занятия были проведены в интересные дети игровой форме.
- Чтобы детям было интересно, упражнения можно называть по-детски, забавно.
- Можно выдумывать свои упражнения, модифицировав стандартные.
- Интересной будет дыхательная гимнастика с применением игрушек.
- Полезно выполнять упражнения на улице в тёплое время года, на свежем воздухе.
- Если занятия проводятся в помещении, то нужно предварительно проветривать его.
- Заниматься нужно в лёгкой одежде и при температуре воздуха не выше 17-20 С.
- Нагрузку можно увеличивать постепенно, увеличивая число повторений и усложняя упражнения.
Техника выполнения упражнений
В основе методики проведения занятий дыхательной гимнастики для дошкольников — специальные статические и динамические дыхательные упражнения. А в основе самих дыхательных упражнений лежит упражнение с удлинённым и усиленным выдохом, сочетаемое с физическими упражнениями, которые направлены на общее укрепление организма и физическое развитие ребёнка. Этого можно достичь, произнося в момент отрабатывания упражнений гласные звуки (а-а-а, о-о-о, у-у-у, шипящие согласные (ж, ш) и сочетания звуков (ах, ха, фу, ух). Всё это лучше делать именно в игровой форме, например,: жужжит пчёлка, гудит самолёт, едет поезд и т. д.).
Веселые «дыхательные игры»
«Булькание»
Ребенок сидит, перед ним стакан с водой, в котором соломинка для коктейля. Научите ребёнка, как нужно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое булькание (вдох — носом, выдох — в трубочку: «буль-буль-буль»). Нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).
«Мыльные пузыри»
Эта забава известна всем. Научите малыша пускать мыльные пузыри: вдох — носом, а выдох через сложенные в трубочку губы, длинный и мягкий, тогда пузырь получится большой и красивый.
«Поединок»
Из кусочка ваты скатать шарик — "мяч". Ворота — 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" — вата должна оказаться между кубиками. Немного поупражнявшись, можно проводить состязания с одним ватным шариком по принципу игры в футбол.
«Великан и карлик»
Сядьте на пол, сложив ноги перед собой ступня к ступне. Руки положите на внутренние стороны коленей, которые прижаты к полу. Наберите полную грудь воздуха, плечи расправьте, голову гордо поднимите вверх, на выдохе опуститесь вниз, прижмитесь головой к ступням.
Предварительный просмотр:
Октябрь
В октябре мы изучаем:
1. Дары осени. (Огород. Овощи)
2. Дары осени. (Сад. Фрукты)
3. Осень в лесу. (Осень. Деревья родного края)
4. Осень в лесу (Ягоды и грибы нашего леса)
Тема: Дары осени. (Огород. Овощи)
- Расскажите ребенку, что ОВОЩИ РАСТУТ В ОГОРОДЕ НА ГРЯДКАХ ИЛИ В ПОЛЕ. УРОЖАЙ С ПОЛЯ И ОГОРОДА УБИРАЮТ ОСЕНЬЮ.
- Выучите с ребенком названия овощей (произнесите их сами, затем вместе с ребенком, потом попросите его произнести названия самостоятельно): ОГУРЕЦ, ПОМИДОР, СВЕКЛА, МОРКОВЬ, КАРТОФЕЛЬ.
- Покажите ребенку все эти овощи, расскажите и покажите, что из них готовите.
- Помогите ребенку рассказать об овощах, используя материал данного задания. Учите отвечать на вопросы:
- Огурец, помидор, морковь – что это?
- Где растут овощи?
- Когда убирают урожай?
- Выучить пальчиковую гимнастику:
«У Лариски – две редиски»
У Лариски – две редиски.
У Алешки – две картошки.
У Сережки-сорванца – два зеленых огурца.
А у Вовки – две морковки.
Да еще у Петьки – две хвостатых редьки.
По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной, а затем, обеих руках.
- Д/и «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
Помидор – помидорчик
Морковь –
Огурец – и т.д.
Тема: Дары осени. (Сад. Фрукты)
1. Расскажите ребенку, что ФУКТЫ РАСТУТ НА ДЕРЕВЬЯХ. УРОЖАЙ СОБИРАЮТ ОСЕНЬЮ.
2. Выучите с ребенком названия фруктов (произнесите их сами, затем вместе с ребенком, потом попросите его произнести названия самостоятельно): яблоко, груша, слива, виноград.
3. Покажите ребенку все эти овощи, расскажите и покажите, что из них готовите.
4. Помогите ребенку рассказать об овощах, используя материал данного задания. Учите отвечать на вопросы:
• Яблоко, слива, груша, виноград – что это?
• Где растут фрукты?
• Когда убирают урожай?
5. Выучить пальчиковую гимнастику:
Компот
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много, вот:
(левую ладошку держат «ковшиком», а пальцем правой руки помешивают. Загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим-варим мы компот.
Угостим честной народ.
Соединение пальчиков, между которыми находится мячик, начиная с мизинцев; дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не должны касаться друг друга
6. Д/и «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
Яблоко-яблочко
Слива -
Виноград – и т.д.
Тема: Осень в лесу. (Осень. Деревья родного края)
- Побеседуйте с ребенком о времени года, которое наступило. Повторите несколько раз вместе с ним слово ОСЕНЬ и попросите его произнести это слово самостоятельно. Закрепите в речи ответ на вопрос: «Какое сейчас время года?» - «Сейчас осень». Расскажите ребенку, что на улице СТАЛО ХОЛОДНО, часто ИДУТ ДОЖДИ, ЛИСТЬЯ на деревьях СТАЛИ КРАСНЫМИ ИЛИ ЖЕЛТЫМИ, они ОПАДАЮТ, СТАЛО МЕНЬШЕ БАБОЧЕК, ЖУКОВ, УЛЕТАЮТ ПТИЦЫ, в садах и огородах УБИРАЮТ ОВОЩИ И ФРУКТЫ.
Побеседуйте с ребенком об осени на прогулке, понаблюдайте с ним приметы осени.
- Найдите небольшие яркие листики березы, тополя, дуба, клена. Покажите ребенку. Он должен узнавать эти листья.
- Дидактическая игра «Подбери признак» (согласование существительного и прилагательного).
Куртка (какая?) – красная, теплая … .
Сапоги (какие?) – коричневые … .
Зонтик (какой?) – … .
Небо (какое?) – … .
- Выучить стихотворение.
Дождик, дождик – кап-кап-кап, мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять, мы промочим ножки.
Тема: Осень в лесу. (Ягоды и грибы нашего леса)
- Рассмотрите с ребенком о том, что в лесу растут ЯГОДЫ и ГРИБЫ. ЯГОДЫ РАСТУТ НА КУСТИКАХ ИЛИ КУСТАХ, ГРИБЫ РАСТУТ ПОД ДЕРЕВЬЯМИ, В ТРАВЕ.
- Покажите ребенку и объясните, что МУХОМОР ЕСТЬ НЕЛЬЗЯ, ОН ЯДОВИТ.
- Покажите ребенку эти ягоды, расскажите про них. Заострите внимание ребенка на цвете и форме ягод.
4. Упражнение «Научи ежика». Сделайте с ребенком артикуляционную гимнастику (5 раз каждое упражнение): Широко открой рот - закрой. Покажи длинный язык - убери. Язык бегает вправо-влево. Покажи зубы. Улыбка (произносить «И») - трубочка (произносить «У»).
5. Пальчиковая гимнастика. Сделайте с ребенком упражнения для развития мелкой моторики кистей рук: Сложи пальчики так, чтобы получился ежик. «Прижми» и «выпрями» его колючки. Описание движений: пальцы одной руки между пальцами другой руки, то прижимаем к тыльной стороне ладони другой руки, то выпрямляем.
6.Упражнение «Жадина» (мой, моя, мои)
Ответь на вопросы: - Чей это боровик? (Мой боровик) Подберёзовик? Чья лисичка? Чьи подосиновики?.
7.Упражнение «Чего в лесу (саду, на болоте) много?»
- Один боровик, а в лесу много (чего) — В лесу много боровиков. Много: малины, клубники, смородины, крыжовника, облепихи, сливы, винограда, земляники,
черники, клюквы, рябины, ежевики, голубики, арбузов, подосиновиков, подберёзовиков, лисичек, опят, сыроежек, мухоморов, поганок.
7.Упражнение «Какой гриб?"
- Если гриб можно есть, то он (какой) — съедобный, содержит яд — ядовитый.
Предварительный просмотр:
10 ПРОСТЫХ СОВЕТОВ ОТ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА
Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
Повторяйте многократно одно и то же слово. При повторении фразы меняйте порядок слов («папа пришел, пришел наш папа», «мячик упал, упал мячик, упал»). Это позволяет ребенку легче услышать и понять, что фразы делятся на слова.
Говорите просто, чётко, внятно проговаривая каждое слово. Не искажайте слова специально. Уважайте попытки ребёнка говорить.
Учите ребёнка прислушиваться к различным звукам и давайте им речевое обозначение: водичка течёт: с-с-с, жук жужжит: ж-ж-ж, ветер гудит: у-у-у.
Развивайте мелкую моторику. Пусть ваш малыш лепит из пластилина и из теста, рисует, раскрашивает, учится завязывать узелки, застегивать пуговицы, перебирает мелкие предметы, играет в пальчиковый театр. Все эти занятия влияют на развитие тонких движений пальцев рук, а, следовательно, помогают развитию речи.
Читайте, читайте, читайте! Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз - не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают текст, который они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение — покажите его в лицах и с предметами; предметы эти дайте ребенку потрогать, поиграть с ними. Дождитесь, когда ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловите его ритм, а затем пробуйте не договаривать последние строки, предоставляя это делать малышу. Вообще, для развития речи полезны любые игры с рифмами. Пойте простые песенки, помогая ему воспринять ритм и воспроизвести его. Важно подбирать произведения по возрасту.
Ребенку необходимы развивающие игрушки, поэтому все сложные электронные игры оставьте для более старшего возраста. Играйте с малышом в мяч, кубики, матрешки, пирамидки, машинки, которые необходимо двигать ему самому, а не через пульт дистанционного управления.
Необходимо научить малыша правильному дыханию и развивать его артикуляционный аппарат для того, чтобы ребенок мог легко говорить длинными сложными предложениями
Важно обратить внимание на речевое развитие ребенка.
Ребенок владеет словом на двух уровнях: понимание его — это пассивный словарь, говорит — это активный. Активный словарь может быть еще совсем мал. Но если Вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву. И в дальнейшем ребенок перенесет в активный словарь то, чему вы научили его, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия.
Игры, развивающие речь ребенка.
Кто дольше
◈ В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а», «у» или любой другой гласный.
◈ Тянуть можно и некоторые согласные звуки. Все дети любят играть в эту игру вместе с родителями. Осталось только набрать воздуха.
Повторяй за мной
Формирует навыки правильного произношения, разбивает артикуляционный аппарат
◈ Читайте ребенку короткие рифмовки и просите повторять за вами последний слог:
Ногу выше, шаг смелей — лей-лей-лей, лей-лей-лей.
Мы увидим листопад — пад-пад-пад, пад-пад-пад.
Милый зайчик не скучай — чай-чай-чай, чай-чай-чай.
Проводи мишку
Игра способствует развитию речи, умения ориентироваться в пространстве
Необходимый инвентарь: мягкая игрушка (например, мишка).
◈ Возьмите в руки мишку и голосом игрушки скажите ребенку, что очень хотите познакомиться с домом, в котором живет ваша семья. Попросите ребенка проводить мишку и показать ему все самое интересное.
◈ Пойдите на кухню, пусть ребенок проводит мишку туда. На кухне голосом игрушки спрашивайте, как называются те или иные предметы, указывая на них (например, холодильник, плита, стол и т. д.) Интересуйтесь, для чего они нужны.
◈ Затем сходите с мишкой в другие комнаты.
Голоса животных
Игра способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром
Необходимый инвентарь: карточки с изображениями животных или игрушки-животные.
◈ Покажите ребенку карточки с животными, рассмотрите их внимательно.
◈ Расскажите малышу, где обитает то или иное существо, чем оно питается. Одновременно знакомьте ребенка с голосами и звуками животных. Очень полезно ходить в зоопарк или слушать голоса в записи. После этого можно проводить обобщающее занятие.
◈ Показывайте ребенку карточки и попросите назвать изображенных животных и вспомнить, кто какие звуки издает.
♦ воробей — чирикает (чирик-чирик)
♦ ворона — каркает (кар-кар)
♦ гусь — гогочет (га-га-га)
♦ кабаны, свиньи — хрюкают (хрю-хрю)
♦ коза — блеет (ме-е-е)
♦ корова — мычит (му-у-у)
♦ кошка — мяукает (мяу-мяу)
♦ лошадь — ржет (и-го-го)
♦ лягушка — квакает (ква-ква)
♦ мышка — пищит (пи-пи-пи)
♦ осел — ревет (иа-иа)
♦ петух — поет, кукарекает (кукареку)
♦ пчела — жужжит (ж-ж-ж)
◈ Не спрашивайте ребенка сразу обо всех животных.
Кукла спит
Игра способствует развитию речи, слуха
Необходимый инвентарь: кукла или мягкая игрушка.
◈ Уложите куклу спать. Пускай ваш малыш покачает ее на руках, споет колыбельную, уложит в кроватку и укроет одеялом.
◈ Объясните ребенку, что пока кукла спит, вы будете говорить шепотом, чтобы не разбудить ее.
◈ Поговорите о чем-нибудь с крохой, задавайте вопросы, попросите что-нибудь рассказать (все это нужно делать шепотом).
◈ Ребенку может быстро надоесть, так что не затягивайте игру. Объявите, что кукле пора вставать и теперь вы можете разговаривать громко.
Закончи слово
Игра способствует развитию речи, памяти, внимания
◈ Попросите малыша закончить слово, которое вы произносите. Например: доро-га, мага-зин, коло-бок.
◈ Если ребенку трудно сориентироваться, показывайте на предмет, который называете.
Повтори за мной
◈ Предложите ребенку повторять за вами рифмованные строчки:
Птичка прилетела, песенку мне спела.
Девочка проснулась, сладко потянулась.
Солнышко садится, Маша спать ложится.
У меня зазвонил телефон
Игра способствует развитию речи, пополнению словарного запаса
◈ Поиграйте с малышом в «Разговор по телефону». В качестве телефона можно использовать любые предметы: кубики, палочки, детали от конструктора.
◈ По очереди изображайте звонок телефона.
◈ Поговорите с ребенком от своего имени, задавая простые вопросы.
◈ Меняйтесь ролями.
◈ Разговаривайте от имени игрушек, животных.
Чем заняться
◈ Поговорите с ребенком о том, что можно делать в лесу (гулять, отдыхать, слушать птиц...), на реке (купаться, нырять...).
◈ Пусть он придумает, что можно делать с цветами (нюхать, поливать...); что делает дворник (убирает, подметает...).
◈ Каждый раз задавайте вопросы так, чтобы при ответе ребенок использовал разные времена, числа, лица.
ребенок отгадал, покажите ему картинку-отгадку.
Кто есть кто?
Развиваем дыхание.
1.«Подуем на салфетку».
Положить на ладонь ребенку кусочек салфетки. Ребенок дует, чтобы салфетка слетела с ладони.
2.«Бабочка летает».
Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т.д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.
3.«Плывет, плывет кораблик».
Налить в тазик или ванну воду положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.
4. «Дудочки и свистульки;
5. «Мыльные пузыри»;
6. «Задуваем свечки» и т.д.
Дуть нужно на всё, что попадается под руку, — это насколько хватит вашей фантазии.
Используя эти, на первый взгляд, крайне простые советы, Вы достигнете великолепного результата. Вы увидите, что ребенок стал уверенный, легче ориентируется в окружающей жизни и стремительно расширяет свой «словарный запас».