2.3.4 Обобщение педагогического опыта
Прекрасная вещь в образовании — так это то, что никто не может отнять его у вас. (Би Би Кинг).
Опытно-экспериментальная деятельность
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Домашняя лаборатория Два апельсина Погрузите в миску с водой апельсин и увидите, как хорошо он умеет плавать. Затем очистите тот же апельсин и положите его в воду: он тут же опустится на дно. Почему? Расскажите ребенку, что в кожуре апельсина много пузырьков воздуха, он держится за их счет, как на «надувной подушке». «Водоплавающее» яйцо Возьмите две литровые банки с водой. В одну банку добавьте 2 ст. ложки соли и хорошо размешайте. Погрузите одно яйцо в банку с пресной водой, другое — с соленой. Почему в пресной воде яйцо тонет, а в соленой — поднимается на поверхность? Вопрос будет очевидным. Ответ постарайтесь сделать если не очевидным, то убедительным. Расскажите ребенку, что вода, хоть и жидкость, но тоже имеет свою плотность. Вспомните про консистенцию киселя или растворенного желатина, когда плотность можно наблюдать. А как ее почувствовать? Если вы были на море, то наверняка ребенок ощутил, как хорошо его «держит» вода. Объясните, что у соленой воды «крепче руки».
Домашняя лаборатория Зубная паста для слона Этот вариант опыта с содово-уксусным вулканом. Можно сказать, это один из лучших способов показать ребенку, что такое химическая реакция. Возьмите мерный стакан и налейте в него немного десятипроцентной перекиси водорода, средства для мытья посуды и пищевого красителя. Далее добавьте в эту смесь чуть-чуть дрожжей. И просто наблюдайте за тем, что случится дальше. Реакция, происходящая в результате разложения перекиси водорода, катализируемого йодидом калия, высвободит много пены — очень много. Но не переживайте: она абсолютно безобидна. Домашняя радуга. На дно большого контейнера или таза положите зеркало, а затем наполните емкость водой. После этого предложите ребенку посветить фонариком на зеркало. Сверху поднесите лист белой бумаги к месту, куда будет направлен отраженный луч фонаря. Пройдя через воду, белый цвет разложится на составляющие и превратится в радугу.
Домашняя лаборатория " Рыбалка" Опускаем лед в воду. Нитку кладем на край стакана так, чтобы она одним концом лежала на кубике льда, плавающем на поверхности воды. Теперь насыпаем немного соли на лед и ждем 5-10 минут. Берем за свободный конец нитки и вытаскиваем кубик льда из стакана. Соль, попав на лед, слегка подтапливает небольшой его участок. В течение 5-10 минут соль растворяется в воде, а чистая вода на поверхности льда примораживается вместе с нитью. Крышка из бумаги Вырезаем квадрат из бумаги, кладем его на стакан и аккуратно переворачиваем. Бумага прилипла к стакану, как намагниченная, и вода не выливается. Чудеса! Когда мы накрываем стакан с водой листком бумаги и переворачиваем, то на лист с одной стороны давит вода, а с другой стороны (с самого низу) — воздух. Давление воздуха больше давления воды в стакане, поэтому лист и не падает.
Домашняя лаборатория Самонадувающийся шарик В бутылку наливаем уксус примерно на треть. Через воронку засыпаем в шарик 2-3 ч. л. соды. Надеваем шарик на горлышко бутылки, и он начинает надуваться. Заполненный углекислым газом шарик не сможет подняться вверх. Чтобы воздушный шарик держался у потолка, потираем его о любой синтетический материал, а потом «приклеиваем» к потолку. В результате взаимодействия соды и уксуса выделяется углекислый газ, который и наполняет шар. А благодаря статическому электричеству шарик продержится на потолке до 5 часов. Мягкое яйцо Кладем одно сырое яйцо в банку с обычной водой. Второе яйцо кладем в стакан с уксусом. Яйца выглядят абсолютно одинаково. Оставляем яйца на несколько часов. Первые результаты опыта можно увидеть через 5-6 часов, а полностью мягким яйцо станет через 7-10 дней. С яйцом, которое находилось в уксусе, произошли химические изменения. Яичная скорлупа состоит из углекислого кальция, а уксус — кислота, которая растворяет это вещество. Химический процесс взаимодействия яйца и уксуса называется декальцинированием и проходит в два этапа: сначала скорлупа становится мягкой, а потом исчезает совсем.
Домашняя лаборатория Три слоя жидкости На дно посуды наливаем сок, аккуратно по стенкам добавляем подсолнечное масло. Подкрасив спирт, так же аккуратно наливаем на масло. Жидкость слоями распределяется друг над другом. У этих жидкостей разные плотности: менее плотное вещество распределяется над более плотным. Чтобы опыт стал ярче, вы можете подкрасить жидкости. Карандаши Наливаем воду в полиэтиленовый пакет наполовину. Карандашом протыкаем пакет насквозь в том месте, где он заполнен водой. Если полиэтиленовый пакет проткнуть и потом залить в него воду, она будет выливаться через отверстия. Но если пакет сначала наполнить водой наполовину и затем проткнуть его острым предметом так, что бы предмет остался воткнутым в пакет, то вода вытекать через эти отверстия почти не будет. Это связано с тем, что при разрыве полиэтилена его молекулы притягиваются ближе друг к другу. В нашем случае, полиэтилен затягивается вокруг карандашей.
Цветная капуста Добавьте в 4 стакана пищевой краситель любого цвета и поставьте в воду по одному листу или цветку. Оставьте их на ночь. Утром вы увидите, что они окрасились в разные цвета. Растения всасывают воду и за счет этого питают свои цветы и листья. Получается это благодаря капиллярному эффекту, при котором вода сама стремится заполнить тоненькие трубочки внутри растений. Так питаются и цветы, и трава, и большие деревья. Всасывая подкрашенную воду, они меняют свой цвет. «Песчаный конус» Цель. Установить свойства песка. Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, то в другом возникают сплывы ; движение песка похоже на течение. Песок может двигаться. Домашняя лаборатория
«Вода при замерзании расширяется» Цель: Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется. Ход: Вынести на прогулку две бутылки (банки) с водой одинаковой температуры. Одну закопать в снег, другую оставить на поверхности. Что произошло с водой? Почему в снегу вода не замерзла? Вывод: В снегу вода не замерзает, потому что снег сохраняет тепло, на поверхности превратилась в лед. Если банка или бутылка, где вода превратилась в лед , лопнет, то сделать вывод, что вода при замерзании расширяется. «Кому лучше?» Цель. Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы. Материалы. Два одинаковых черенка, емкость с водой горшок с почвой, предметы ухода за растениями. Процесс. Взрослый предлагает определить, могут ли растения долго жить без почвы (не могут); где они лучше растут – в воде или в почве. Дети помещают черенки герани в разные емкости – с водой, землей. Наблюдают за ними до появления первого нового листочка. Оформляют результаты опыта в дневнике наблюдений и в виде модели зависимости растений от почвы. Итоги. У растения в почве первый лист появился быстрее, растение лучше набирает силу; в воде растение слабее. Домашняя лаборатория
Как достать монету из воды, не замочив рук? Как выйти сухим из воды? Положите монету на дно тарелки и залейте ее водой. Как ее вынуть, не замочив рук? Тарелку нельзя наклонять. Сложите в комок небольшой клочок газеты, подожгите его, бросьте в поллитровую банку и сразу же поставьте ее вниз отверстием в воду рядом с монетой. Огонь потухнет. Нагретый воздух выйдет из банки, и благодаря разности атмосферного давления внутри банки вода втянется внутрь банки. Теперь можно взять монету, не замочив рук. Делаем творог Бабушки, которым более 50 лет, хорошо помнят, как сами делали творог своим детям. Вы можете показать этот процесс и ребенку. Подогрейте молоко, влив в него немного сока лимона (можно использовать хлористый кальций). Покажите детям, как молоко сразу же свернулось большими хлопьями, а поверх него находится сыворотка. Слейте полученную массу сквозь несколько слоев марли и оставьте на 2-3 часа. У вас получился прекрасный творог. Полейте его сиропом и предложите ребенку на ужин. Уверены, даже те дети, которые не любят этот молочный продукт, не смогут отказаться от деликатеса, приготовленного с их собственным участием. Домашняя лаборатория
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №7 «ЖУРАВУШКА» г. Оха
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЛЕПКЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
«ВИТРИНА МАГАЗИНА»
Выполнила
Тарабановская Анастасия Олеговна,
воспитатель
Оха, 2020г.
Возраст: 6-7 лет.
Время проведения ООД: 30 минут.
Вид ООД: Занятие по художественно-эстетическому развитию (лепка).
Тип ООД: интегрированное занятие
Цели ООД:
- создание объемных поделок из солёного теста и их декоративное оформление.
- познакомить с некоторыми из свойств муки через экспериментирование.
Программные задачи:
Формировать представление о технологии приготовления солёного цветного теста. Знакомить со свойствами муки.
Учить лепить из солёного теста. Активизировать освоенные способы лепки (раскатывание шара, сплющивание, прищипывание, защипывание.
Развивать чувство формы. Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании изделия.
Воспитывать трудолюбие, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца, желание помочь другим.
Оборудование: фартуки для детей, одноразовые шапочки, мука, соль, вода, пищевой краситель, емкости для веществ, цветное соленое тесто, стеки, дощечки, мультимедийное оборудование.
- Структура ООД:
- Вводная часть
1.1 Организационный момент. Привлечение внимания детей на предстоящую деятельность (2 минуты).
1.2. Целеполагание. (2 минуты).
- Основная часть.
2.1 Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования (2 минуты)
2.2 Экспериментальная деятельность на своих рабочих местах (8 минут).
2.3 Физминутка. (2 минуты).
2.4 Пальчиковая гимнастика (1 минута).
2.5 Демонстрация педагогом образца поделок (3 минуты).
2.6. Самостоятельная деятельность детей (7 минут)
- Заключительная часть.
- Рефлексия. (1-2 минуты).
- Сюрпризный момент. ( 1 минута)
- Ход ООД
Этапы занятия | Действия педагога | Действия обучающегося |
1. Организационный момент. Привлечение внимания детей на предстоящую деятельность (2 минуты). | проводит игру Станем рядышком по кругу, Скажем «Здравствуйте» друг другу. Если каждый улыбнется, То хороший день начнется. | Встают в круг Протягивают руки друг к другу Здороваются друг с другом и гостями Берутся за руки Улыбаются |
2. Целеполагание (2 минуты). | Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Олеговна. Я приехала к вам в гости из одного маленького города, который находится на самом севере нашего острова. Когда я шла к вам в детский сад, я видела много разных магазинов. Но больше всего мне понравился магазин, который называется «Сладкоежка». -Как вы думаете, что продавали в этом магазине? Смотрите, какая красивая витрина у этого магазина. (Слайд 1) -Ребята, а вы любите сладости? В нашем городе, к сожалению, нет таких магазинов. Но ребята в моем детском саду, как и все дети очень любят торты и пирожные. И у нас с ними возникла идея открыть такой же магазин в нашем городе. И мы очень просим вас о помощи. Посмотрите на экран. Мои ребята прислали вам видеообращение (Слайд 2.) Видеообращение от детей из д/с «Журавушка» г.Охи с просьбой помочь украсить витрину кондитерского магазина. - Ну что ребята, вы согласны нам помочь? - А вы знаете профессию человека, который готовит пирожные, торты, и другие сладости?. Я сегодня предлагаю вам всем побыть маленькими кондитерами. | Дети предполагают, что могут продавать в магазине с таким названием. Дети поворачиваются к экрану. Ответы детей. Ответы детей. |
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования (2 минуты) | - Для этого предлагаю вам отправиться на ваши рабочие места. Но прежде, чем мы с вами превратимся в маленьких кондитеров, давайте посмотрим на экран и решим, какие правила поведения в на рабочих местах кондитеров. (. Слайд 3. На экране мнемотаблица с правилами безопасности поведения во время экспериментирования) | Дети проговаривают правила поведения в лаборатории. |
4.Исследовательская работа (8 минут). | - Теперь вы можете пройти к своим кондитерским столикам и главные предметы повара. Что же это? - Ребята, а что же нам понадобится для приготовления пирожного? Правильно, самое главное – это тесто. А из чего делают тесто? Первое, что мы сделаем – это попробуем с вами приготовить тесто для наших пирожных. Давайте посмотрим на подносы, что нам для этого понадобится? Самый главный ингредиент – это мука. А вы знаете, откуда берется мука? Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов. -Все начинается с маленького зернышка. Это зерно пшеницы (Слайд 4) Весной трактористы пашут землю и сеют пшеницу в землю (Слайд 5) Осенью пшеница созревает и колоски убирают специальными машинами – комбайнами. Собирают много зерна. (слайд 6). Затем зерно на мельнице мелят и получают муку. (Слайд 7). Опыт 1. -Посмотрите, перед вами мука. Скажите мне, какая она по цвету? -Теперь аккуратно потрогайте ее кончиками пальцев. Какая она на ощупь? -Осторожно поднесите к муке нос. Она имеет запах? Опыт 2. –А теперь давайте аккуратно наберем ложкой немного муки и попробуем высыпать ее обратно. Получилось ли у вас? Какой вывод мы можем сделать? Опыт 3. Ребята, мы с вами сказали, что из муки мы будем делать тесто. Для нашего магазина мы сделаем специальное солёное цветное тесто. Чтобы наши пирожные получились яркими и долго радовали глаза покупателей. -Сначала я предлагаю вам взять ложку соли и добавить ее в стакан с водой. Затем хорошо ее перемешайте. Посмотрите, что происходит с солью? - Теперь аккуратно, чтобы не просыпать, наберите половину ложки пищевого красителя и добавьте в стакан с водой и солью. Что произошло с нашей водой? - Ну а теперь переходим к главной части. Осторожно, тонкой струйкой влейте воду в миску с мукой и хорошо перемешайте ложкой. Что произошло с нашей мукой? . А теперь давайте попробуем взять ложкой наше тесто и высыпать его обратно так же, как мы высыпали муку? Получилось? Почему? | Дети проходят на свои места, надевают фартуки и шапочки. - Тесто Перечисляют из чего получают тесто. Перечисляют то, что видят на подносах. (мука, вода, соль, пищевой краситель) Дети выдвигают предположения. По мере показа слайдов дети отвечают на вопросы воспитателя о том, откуда появляется мука. Белая Ответы детей (мягкая, пушистая) Ответы детей.( мука имеет запах, но какой-то особенный). Набирают ложку, высыпают обратно. Ответы детей (Мука сыпется, она сыпучая.) Дети добавляют соль, перемешивают. Ответы детей. Соль растворилась в воде. Высыпают пищевой краситель в воду, перемешивают. Ответы детей. Она окрасилась и стала цветной. Краситель окрашивает воду. Выливают окрашенную воду в муку, перемешивают и получают тесто. Пробуют высыпать тесто обратно, делают вывод, что мука стала липкой, тягучей и густой. |
5.Физминутка. (2 минуты). | Ребята, вы теперь знаете, что мука появляется из маленьких зёрен. Давайте мы с вами немного отдохнем, представим, что мы в поле, и побудем такими зёрнышками. Становитесь рядом со своими стульями. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю. Тёплое солнышко пригрело землю, полил дождь. Зёрнышки росли, росли и стали колосками. Колоски тянутся к солнцу. Сильно припекло солнце, завяли наши колоски И вот снова полил дождь, они ожили и опять тянутся к солнцу. В поле выросли замечательные колоски. Улыбнитесь друг другу. Возвращайтесь на свои места. | Вместе с педагогом дети присаживаются. Дети встают, поднимают руки вверх. Дети протягивают руки вверх Дети постепенно опускают сначала руки, голову, плечи, туловище |
(1 минута). | -Ребята, вы такие молодцы. А теперь давайте перед работой с тестом разомнем свои пальцы. Муку в тесто замесили А из теста мы слепили Калачи и плюшки Сдобные ватрушки Булочки и калачи Все мы испечем в печи |
Сжимают и разжимают кулаки Прихлопывают лодошки, «лепят» Поочередно разгибают пальцы обеих рук, начиная с мизинца. Обе ладони поворачивают вверх |
(3 минуты). | Вы, как настоящие повара-кондитеры, смогли приготовить тесто. Но для того, чтобы вы смогли слепить из него пирожные, ему нужно какое-то время постоять. Посмотрите, я принесла вам тесто, которое уже готово к приготовлению. -Ребята, я хочу вам показать пирожное, которое придумала я. Вы сможете сделать такое же, или придумать что-то свое. Показываю несколько готовых поделок. Сначала я сделаю основу для моего пирожного. Для этого я возьму кусок белого теста и скатаю из него шарик. (демонстрирую прием скатывания). - Теперь я разомну его между ладоней, чтобы получился нижний слой пирожного. Приёмом разминания делаю нижний слой. - Чтобы мое пирожное получилось красивым, загну края нашей основы вверх. Для этого пройдусь пальцами по кругу теста, прищипывая края основы Приемом прищипывания выполняю задания. - Все дети очень любят шоколад, поэтому дальше я буду делать шоколадную прослойку. Какого цвета тесто мне понадобится? Снова демонстрирую прием скатывания шара, затем сплющиваю, получаю шоколадную прослойку - Чтобы украсить мое пирожное я украшу его ягодами. Кладу его между ладонями и раскататываю колбаску. После этого беру стеку и режу свою колбаску на одинаковые кусочки. У меня получилось несколько ягод, которые я могу положить сверху на наше пирожное Использую прием раскатывания. | |
7.Самостоятельная продуктивная деятельность детей (7 минут) | А теперь пришло время вам, кондитеры, приготовить пирожные для витрины нашего магазина Слежу за работой детей, оказываю необходимую индивидуальную помощь. | Дети делают объемные поделки из соленого теста. |
| Ребята, выходите ко мне и посмотрите, какие замечательные пирожные у вас получились. Теперь им понадобится какое-то время, чтобы они могли высохнуть. - Ребята, как вы думаете, смогли вы сегодня помочь нам с ребятами? - Что вы для этого сделали? - Из чего мы сделали наши пирожные? - А что нам понадобилось, чтобы сделать тесто? | Дети выходят к воспитателю, оценивают поделки друг друга. Ответы детей Слепили пирожные Из теста Перечисляют ингридиенты |
Ребята, спасибо вам большое за помощь. Вы стали настоящими поварами-кондитерами. Теперь каждый из вас сможет придумывать новые рецепты для ваших кулинарных шедевров. А чтобы их не забыть, вы можете записывать их вот в эти блокноты, которые вам передали ребята из Охи. Вручаю детям блокноты. Давайте попрощаемся с вами и членами жюри. | Прощаются Идут снимать предметы одежды. |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №7 «ЖУРАВУШКА» г. Оха
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
«ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ»
Выполнила
Тарабановская Анастасия Олеговна,
воспитатель
Оха, 2020г.
ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
«ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ»
Возраст: 6-7 лет.
Время проведения ООД: 30 минут.
Вид ООД: Занятие по ознакомлению с окружающим миром
Тип ООД: интегрированное занятие
Цель ООД: Изучить такие свойства воды, как способность растворять другие вещества, способность впитываться, и способ её очистки.
Программные задачи: закрепить знания детей о значении воды в жизни людей и всего окружающего мира; познакомить с некоторыми из свойств воды через экспериментирование, научить с помощью бумажного и ватного фильтра очищать воду; продолжать развивать психические процессы через экспериментирование: память; внимание; наглядно – действенное мышление; воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, прививать бережное отношение к воде.
Оборудование: белые халаты для детей, проектор, таз с водой (имитация озера), банка с загрязненной водой (маслом и мусором), ёмкости для экспериментирования, бумажные воронки, ватные диски, пипетки, бумажные цветы, земля, мелкий мусор, подсолнечное масло.
Дидактический материал: коробка с письмом, элементы для составления схемы, листы с рисунком, нарисованным воском.
- Структура ООД:
- Вводная часть
1.1 Организационный момент. Привлечение внимания детей на предстоящую деятельность (2 минуты).
1.2 Повторение с целью введения детей в новую тему. (3 минуты).
1.3 Целеполагание. (2 минуты).
- Основная часть.
2.1 Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования (2 минуты)
2.2 Исследовательская работа в мини – лаборатории с использованием оборудования. (8 минут).
2.3 Обобщение результатов наблюдений. (3 минуты)
2.4 Физминутка. (2 минуты).
2.5 Опытно-экспериментальная деятельность (2 минуты).
2.6 Сюрпризный момент. ( 3 минуты)
- Заключительная часть.
3.1 Рефлексия. (1-2 минуты).
3.2 Заключительная часть (1 минута).
- Ход ООД
Этапы занятия | Действия педагога | Действия обучающегося |
1. Организационный момент. Привлечение внимания детей на предстоящую деятельность (2 минуты). | проводит игру Собрались все дети в круг Я твой друг И ты мой друг Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся | Встают в круг Руки к груди Протягивают руки друг к другу Берутся за руки Улыбаются |
2. Повторение с целью введения детей в новую тему. (3 минуты) | (по предварительной работе с детьми о круговороте воды в природе (Приложение 1. Слайд 1. На экране высвечивается картинка капельки). -Ребята, посмотрите на экран. Кто это? -Наша капелька недавно вернулась из путешествия. Давайте с вами вспомним, как путешествует капелька? (Приложение 1. Слайд 2 (Круговорот воды в природе) | Садятся на ковер в полукруг перед проектором. -Капелька Дети объясняют, куда путешествовала Капелька (Рассказывают о круговороте воды в природе). |
3.Целеполагание. (2 минуты) | -Ребята, я сегодня собрала вас всех здесь не просто так. Сегодня Капелька прислала вот такую грустную фотографию (На экране фотография грустной капельки). (Приложение 1. Слайд 3). - Утром в детский сад пришла посылка (показывает коробку с надписью «Помогите!!!». В коробке лежит письмо и банка с окрашенной в синий цвет водой и плавающим сверху маслом, и некрупным мусором. Педагог открывает письмо и зачитывает. «Я много путешествовала, и, когда попала в свое озеро, очень испугалась. Потому что вода в нём была не совсем чистая. Посылаю вам немного воды из своего озера. Очень прошу о помощи. Педагог показывает банку. -Как вы думаете, все ли в порядке с этой водой? - А что с ней? - Как вы думаете, смогут ли рыбы, и другие озёрные жители жить в такой воде? - Как вы думаете, что мы с вами должны сегодня сделать, чтобы помочь капельке обитателям озера? - Первым делом я предлагаю вам исследовать воду, которую нам прислала Капелька, и выяснить, что же с ней произошло. | - Нет - Она грязная -Нет (Формулировка детьми темы занятия) - Сделать воду чище. |
4. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования (2 минуты) | -Для этого предлагаю вам отправится в нашу научную лабораторию. -Ребята, а что такое лаборатория? Но прежде, чем мы с вами наденем наши костюмы и превратимся в маленьких ученых, давайте посмотрим на экран и вспомним правила поведения в лаборатории. (Приложение 1. Слайд 4. На экране мнемотаблица с правилами безопасности поведения в мини-лаборатории) | -Это то место, где проводят эксперименты Дети проговаривают правила поведения в лаборатории. |
| Вместе с детьми произносит слова: Мы на месте покружились В лаборантов превратились. -Чтобы точно знать, как очистить озеро, я предлагаю вам выяснить, что же загрязняет воду в водоемах. - Опытно-экспериментальная часть. Опыт №1. На столах перед детьми стаканчики с голубой водой, растительное масло и мелкий мусор. - Ребята, все мы утром пили сладкий чай. От чего он был сладкий? Видели ли вы его в воде? - А почему? - Давайте проверим, всё ли может растворять вода? Предлагает детям положить в стаканчики мелкий мусор. Предлагает детям набрать в пипетку несколько капель растительного масла и капнуть в воду. -Что же произошло? Это происходит потому что масло значительно легче воды, поэтому оно остается на поверхности, образуя пленку. Заводы и фабрики, на которых нет специальных очистительных устройств, сливают в водоемы грязные отходы. Но не только заводы, фабрики загрязняют водоемы. Но мы сами – люди: моем машины в водоемах и около них (а это не только природная грязь, а бензин, масло и пр. вредные вещества). - Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам вместе со мной изобрести специальные фильтры для очистки воды. И проверить, сможем ли мы помочь нашей Капельке и всем ее друзьям, которые живут в озере, снова обрести чистый дом. Опыт №2. Фильтрация воды. Работа в парах. -Дорогие ученые, перед вами на столах лежит бумажный фильтр и вата. Давайте попробуем провести эксперимент. Вставить бумажный фильтр в чистый стакан, и внутрь положить вату. После этого, аккуратно, медленно переливаем загрязненную воду в чистый стакан. И посмотрим, что у нас получилось. | Дети кружатся вокруг себя, повторяя слова за педагогом. Занимают свои места в мини-лаборатории, надевают халаты. - Нет. - Сахар растворяется в воде. Делают вывод, что вода его не растворяет. Выполняют задание. - Масло осталось на воде. Каждый ребенок выполняет задания, делает вывод, что весь мусор и масло осталось на фильтре, и вода стала чистой. |
| - Ну что, коллеги. Теперь мы с вами можем составить схему очистки воды и отправить нашей Капельке.
Приложение 2. Элементы схемы очистки воды с помощью бумажного и ватного фильтра. Кладёт схему в почтовый ящик, отправляет Капельке. | Дети на листе из готовых элементов составляют схему опыта. |
| -Ребята, вы такие молодцы. А давайте с вами отправимся в лес и полюбуемся на наше прекрасное озеро. Чтобы нам попасть в лес, нужно станцевать специальный танец, который нам прислал капитан Краб. Приложение 1. Слайд 5. Видеоролик. Физминутка «Танец с животными». А теперь, уважаемые коллеги, стройтесь за мной, мы можем отправляться к озеру. Мы шагаем друг за другом Лесом и зеленым лугом Мы шли шли шли, и к озеру пришли. | Дети смотрят на экран и повторяют движения за животными.
|
| - Ну вот мы и у озера. (Перед детьми таз с чистой водой (имитация озера). -Скажите, смогли мы помочь очистить воду? Рядом лежат сложенные цветы и рыбки. Ребята, а в такой воде могут жить рыбы? Давайте их туда поселим. Опыт №3 . Смотрите, ребята, какие-то цветы. Это очень похоже на кувшинки, которые растут только в чистом озере. Их называют цветами русалок. Посмотрите, они бывают белые, розовые и желтые. Эти кувшинки сделаны из бумаги, Давайте проведем эксперимент и посмотрим, что произойдет с бумажными кувшинками. - Ребята, как вы думаете, почему так произошло? | - Да. -Да Дети кладут пластмассовых рыбок в импровизированное озеро. Дети кладут сложенные бумажные кувшинки на воду, их лепестки раскрываются. Дети в ходе рассуждения, приходят к выводу о том, что бумага намокает, становится тяжелой, и лепестки раскрываются. Делают вывод, что бумага впитывает воду. |
| -Ребята, посмотрите, какое красивое озеро теперь. И за то, что вы помогли Капельке, она прислала нам в подарок волшебные рисунки. Но чтобы узнать какие, сядем на полянку возле озера и проведем еще один эксперимент. — Это будет не обычный рисунок. Он получится даже у тех, кто совсем не умеет рисовать. (На листах у детей заранее белым парафином нарисована улыбающаяся капелька) Ребята, внимательно посмотрите на свой лист. Он необычный. Давайте попробуем взять краску с водой и полностью начать закрашивать наш лист бумаги в синий цвет. -Что вы видите? | Дети гуашью закрашивают каждый свой лист, видят, как проявляется рисунок веселой Капельки. |
| -Ребята, а теперь посмотрите на свои рисунки. -Что на них изображено? А почему она веселая? А что мы с вами сегодня сделали для того, чтобы помочь нашей Капельке? Я думаю, что вы все сегодня достойны почетного звания «Лаборантов-экологов». | - Веселая Капелька. - Потому что мы помогли очистить воду в озере. |
А теперь, нам пора возвращаться обратно в детский сад. Давайте из лаборантов превращаться обратно в детей. Мы на месте покружились и снова в детей превратились. Снимайте свои халаты, вешайте обратно на стул. | Произносят слова вместе с педагогом. Снимают халаты |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Детское экспериментирование-это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Все мы прекрасно знаем, что самый пытливый исследователь-это ребёнок, так как этот маленький человек каждый день познаёт окружающий мир и задаёт множество вопросов. «Прежде, чем давать знания надо научить думать, воспринимать и наблюдать» В. Сухомлинский
Детское экспериментирование Зачем? Почему? Как?
Актуальность работы определяется Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования в области «Познавательное развитие». Актуальность работы обусловлена выбором экспериментальной деятельности как эффективным средством формирования познавательной активности ребёнка. Актуальность
Цель и задачи
Планирование процесса
Предметно-пространственная среда
Интеграция образовательных областей ч ерез экспериментальную деятельность, при изучении лексических тем
Интеграция образовательных областей ч ерез экспериментальную деятельность, при изучении лексических тем
Интеграция образовательных областей ч ерез экспериментальную деятельность, при изучении лексических тем
Интеграция образовательных областей ч ерез экспериментальную деятельность, при изучении лексических тем
Интеграция образовательных областей ч ерез экспериментальную деятельность, при изучении лексических тем
Интеграция образовательных областей ч ерез экспериментальную деятельность, при изучении лексических тем
Взаимодействие с участниками образовательного процесса
Динамика результативности уровня развития воспитанников «Познавательное развитие» 2019-2020 учебный год
«Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам» Ральф Уолд Эмерсон