Статьи

Карпова Анна Александровна

 

                                                                                                                                                                                                                      

"Когда поставили ЗПР..."

ЗПР - задержка психического развития. В наше время большое количество детей страдает задержкой психического развития. Что делать, когда вашему ребёнку поставили ЗПР?

Вообще различные нарушения , связанные с центральной нервной системой  и психикой вещь очень непредсказуемая.
Представьте простую ситуацию из жизни: трём детям в возрасте двух-трёх лет 
ставят ЗПР: первый выходит постепенно в норму, второй - остаётся в статусе ЗПР, а третьему малышу  в конечном итоге  ставят умственную отсталость.

Несправедливо, не правда ли?
Вариантов истечения ЗПР в раннем возрасте  много. Никто не скажет вам точно,  во что выльется эта задержка, пока не известна её причина. Но и её установить весьма непросто. Одно известно точно, если вашему ребёнку  поставили ЗПР – пора начинать с ребёнком усиленно заниматься.  Не стоит просто ждать, как убеждают некоторые: "Заговорит, научится, он просто ленивый, ещё не пришло его время и т.д." Чем раньше начнёте заниматься, пытаться выяснить, в чём была причина задержки,  и лечить ребёнка - тем лучше. Потому что пока ребенок маленький, его мозг очень пластичен и поддается наибольшему воздействию, нежели в пять и более лет.

 Какие занятия необходимы ребёнку, если ему поставили ЗПР?

Первым другом ребёнка должен стать учитель-дефектолог. На занятиях с дефектологом вашему ребёнку будет предложено множество коррекционно-развивающих игр, которые будут направлены на формирование у ребёнка новых навыков, на развитие внимания, памяти, мышления, обогащение сенсорного опыта и развитие коммуникативного взаимодействия. Похожие задачи будет выполнять и логопед, но основное направление его деятельности будет заключаться в развитии речевых навыков малыша: понимание обращенной речи, вызывание речи, обогащение словарного запаса, коррекция всевозможных речевых нарушений. Деятельность педагога-психолога в занятиях с детьми раннего возраста также направлена на развитие высших психических функций, на создание комфортной коммуникативной среды и коррекцию эмоционально-волевой сферы. Полезны и занятия физической культурой: ЛФК, бассейн, гимнастика и т.д. В расписание можно и нужно включить занятия музыкой и ритмикой. Организованная двигательная активность ребёнка, будь то занятия музыкой и ритмикой или  физической культурой несёт в себе огромную пользу для развития вашего ребёнка. Формирование навыка  ориентировки в пространстве, умение управлять своим телом и ощущать его, развитие крупной моторики и римического слуха не менее важно в развитии умственных способностей малыша и его речи, чем занятия по развитию мелкой моторики.

При регулярных занятиях с ребёнком вы обязательно получите положительный результат.

Но, к сожалению, есть случаи, что даже при активной помощи ребёнку в преодолении трудностей развития, вывести малыша  в норму всё же не  получается.  И что делать? Первое – никогда не останавливаться. Второе – настраивать себя только на позитив, потому что в любом случае улучшения будут.   Вы делаете, все, что в ваших силах, и делаете это правильно.  
 

Что могло стать причиной задержки психического развития в раннем возрасте?

Иногда причиной задержки могут являться неблагоприятные психологические факторы: педзапущенность, напряжённый психологический климат в семье или среде, в которой много времени проводит малыш (крики, применение физической силы, регулярные скандалы между взрослыми на глазах ребёнка и др.). Такая форма задержки чаще всего благополучно корректируется при попадании ребёнка в благоприятную психологическую атмосферу.

ЗПР в раннем возрасте может быть следствием поражения центральной нервной системы. Нарушения в работе ЦНС могут быть связаны с   родовыми  травмами, другими  всевозможными серьёзными травмами, полученными ребёнком в первые годы жизни, перенесенными тяжёлыми заболеваниями. Также центральная нервная система может быть повреждена  в перинатальном периоде вследствие неблагоприятных факторов, воздействующих на плод (нездоровый образ жизни матери – курение, употребление алкоголя, наркотических веществ и т.д., принятие матерью не рекомендуемых врачами медикаментов во время беременности, перенесение матерью тяжёлых инфекционных заболеваний в период вынашивания малыша, внутриутробная инфекция). Серьёзные органические повреждения  ЦНС вызывают детский церебральный паралич. Нарушения мышечного тонуса и нервной чувствительности врач определяет с рождения. Иногда и при ДЦП задержка  психического развития или умственная отсталость может быть вторичным нарушением, а иногда у ребёнка с диагнозом ДЦП интеллектуальное развитие находится в норме. Всё зависит от того в какой области ЦНС произошёл сбой. Менее же серьёзные  последствия поражения ЦНС, обусловленные минимальной локальной проблематикой часто удачно поддаются коррекции в раннем возрасте. 

Причиной задержки также могут стать расстройства аутистического спектра. При явных проявлениях аутичного поведения диагностируется в возрасте 2-3 лет. При минимальных - гораздо позже. И до сих пор никто не может назвать точную причину его возникновения. Однако расстройства аутистического спектра далеко не всегда сопровождаются задержкой психического развития или умственной отсталостью. И часто у ребёнка с РАС интеллект бывает сохранен.

Причиной задержки в раннем возрасте могут являться всевозможные генетические синдромы, патологии или наследственность. Иногда они диагностируются до рождения малыша, а иногда выявить генетические патологии в утробе не всегда представляется возможным. Самое сложное условие для коррекции ЗПР - это генетические отклонения. Но и здесь не стоит опускать руки.

И всё-таки понять, сможет ли ваш ребёнок преодолеть трудности развития, вы сможете лишь методом наблюдения. Если с каждым месяцем, годом ваш ребёнок всё меньше отличается от своих сверстников по интеллектуальному  развитию, речевым навыкам, коммуникативным навыкам и характеру поведения, то, скорее всего, ваши прогнозы самые благоприятные. А если с каждым месяцем и годом малыш всё больше отличается от своих сверстников по развитию, то и в таком случае, даже если ребёнок не выйдет в норму, не всё так плохо и положительная динамика будет несомненно, если вы продолжите активно заниматься с ребёнком. Любую ситуацию можно улучшить, любые трудности можно облегчить, любые нарушения можно скорректировать на столько, на сколько это возможно для конкретного случая, любой навык  можно сформировать на таком уровне, на каком его сможет усвоить ребёнок.

Я считаю, главное для ребёнка – это позитивная, заинтересованная и внимательная мама, никогда не опускающая руки. Лишь её силой малышу возможно преодолеть трудности и достичь успеха на пути во взрослую жизнь.

                                                                                                                                                                                                                                     

"ЛОГОПЕД - ВОЛШЕБНИК?"
Или сколько времени требуется, чтобы ребенок начал говорить правильно?

(статья для родителей, планирующих привести ребёнка на занятия с логопедом)

Эта статья из разряда ожидание - реальность, и для тех родителей , которые ждут мгновенного чуда от логопеда.

Часто задаваемый вопрос, который слышит логопед: "А сколько времени нужно, чтобы мой ребенок стал говорить чисто?" Признаться, точного ответа родитель не получит никогда... Каждый ребенок индивидуален: у него свой темп усвоения информации, свой уровень активности и мотивации, а также есть множество других факторов, которые влияют на скорость исправления всевозможных речевых нарушений. О них мы поговорим подробнее.

Фактор 1. СТЕПЕНЬ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ.
И это, пожалуй, самый важный фактор. Мы не будем вдаваться в подробности всех  диагнозов, но поговорим о наиболее распространённых речевых нарушениях. Чем сложнее дефект, тем больше времени уйдет на его исправление.

Если ребенок не выговаривает два-три звука и больше никаких нарушений нет, то в среднем на постановку и автоматизацию одного звука уходит около одного месяца по 2 занятия в неделю. Но не забываем об индивидуальности наших чад! Кому-то достаточно и 6-8 занятий для постановки и автоматизации одного звука, а кому то нужно и больше...

А если речь ребёнка обусловлена такими нарушениями, то рассудите сами…
Нарушение фонематического слуха.
Когда ребенок не дифференцирует звук, т.е. не отличает его от другого, например заменяет "т" на "п", "к" или "д" на "б", "г" и т.д.  Вариантов замены звуков множество и корректировать такую проблему не так - то просто, в один месяц здесь не уложиться.
Нарушение слоговой структуры слова.
Когда вам слышится, что ребенок "коверкает слова" или у него "каша во рту", он пропускает, переставляет, заменяет слоги и буквы в словах". И это тоже непростая проблема и требует она продолжительного времени для разрешения.

Нарушения тонуса мышц артикуляционного аппарата.               

Часто нарушения звукопроизношения сопровождаются гипотонусом или гипертонусом мышц артикуляционного аппарата. Здесь необходим и массаж, и гимнастика, и постоянные упражнения на речевом материале. И достижение очевидного результата, как вы понимаете, в данном случае не такой уж и быстрый процесс.                                                         

Системное нарушение речи

При коррекции всевозможных речевых дефектов у ребёнка с нарушениями интеллекта необходимо учитывать ресурс его умственных возможностей: скорость и объём запоминания, особенности внимания, мышления и восприятия, а также поведенческие особенности. Здесь время коррекции увеличивается в разы.

Отсутствие речи.
Вызывание речи - это сложный, долгий и трудоемкий процесс, особенно если имеются сопутствующие клинические диагнозы, например: ЗПР, аутизм, умственная отсталость, различные синдромы и т.д. О коротких сроках преодоления этой проблемы не может идти и речи, причём стопроцентных гарантий педагог тоже не может дать. Если ребёнок не говорит, а все остальные показатели по медико-педагогическому обследованию в норме, то, вероятнее всего, логопеду удастся разговорить ребёнка. А если есть какое-либо сопутствующее заболевание, то мы можем говорить лишь об абстрактном стечении обстоятельств: результат будет, но…будут ли это первые звуки...первые слоги…первые слова…первые фразы…первые предложения…Навряд ли логопед знает это наверняка на первых занятиях. В любом случае он сделает всё, что в его силах.
Фактор 2. ИГНОРИРОВАНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ЛОГОПЕДА.
Если логопед рекомендует вам с ребёнком обратиться к неврологу, психиатру или какому-либо другому специалисту, не теряйте времени, не полагайтесь на «авось само пройдёт, а логопед поможет», а, как можно скорее, обращайтесь. Возможно, педагог заподозрил проблему, которая нуждается в обязательном врачебном вмешательстве. Даже если педагог зря засуетился и отправил вас напрасно по врачам, лучше сходите и убедитесь, что это так, чем вы будете полагаться на свои личные убеждения и потеряете драгоценное время. Известный факт – коррекционная работа наряду с лечением даёт хороший и своевременный результат.
Фактор 3. ЛОГОПЕД "ИГРАЕТ В ОДНИ ВОРОТА" .
Дорогие родители, занятия логопеда - это не кружок по бисероплетению, ребенок ходит на занятия не для того, чтобы интересно провести время (хотя мы стараемся разнообразить занятия увлекательными упражнениями), ребенок ходит к нам трудиться и учиться. А как и в каждом учебном процессе, логопед даёт домашнее заданее. Дорогие родители, не игнорируйте то, что логопед задаёт вам на дом.  Двух занятий по 30 минут в неделю - это не так уж и много. Без ежедневных тренировок и повторений не получится достичь быстрого результата. Занимайтесь дома!
Фактор 4. ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА РЕБЁНКА.
Если ребёнок коммуникабелен и активен, легко идёт на контакт, с удовольствием выполняет упражнения и задания, то, как показывает практика, путь к достижению результата будет более гладким, чем если ребёнок закрыт или стеснителен.
И вот вам, Дорогие родители, очевидные факты, которые нужно учесть при записи ребенка к логопеду:
ЛОГОПЕД НЕ ВОЛШЕБНИК.
Логопед не автоматизирует дюжину звуков и не успеет провести коррекцию сложных нарушений за один – два месяца.
ХОТИТЕ СВОЕВРЕМЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? – ЗАНИМАЙТЕСЬ ДОМА.
Будьте готовы к домашнему заданию. Тренируйтесь и упражняйтесь каждый день.
ЛОГОПЕД НАПРАСНО НЕ СОВЕТУЕТ.
Выполняйте рекомендации логопеда. Если логопед советует обратиться к врачу - обратитесь, чтобы обнаружить, лечить или исключить предполагаемую проблему.
ВАШ РЕБЁНОК ИНДИВИДУАЛЕН.
Всегда учитывайте особенности характера своего ребёнка. От этого тоже многое зависит.
ЛОГОПЕД ТОЖЕ ЧЕЛОВЕК.
И как любой другой человек, педагог может не понравиться вашему ребёнку, и не потому, что тётя-логопед какая-то плохая и злая, а ребёнок вредный и непослушный, а потому что так бывает, и плохих здесь нет, но это уже тонкости психологии…К счастью, такие случаи - редкость. Любой педагог на столько, на сколько это для него возможно, обязан  установить контакт со своим учеником, найти точки соприкосновения и заинтересовать ребёнка. 

 Пусть логопед и не волшебник, и мгновенных чудес вы от него не дождётесь, но постепенными шагами ваш ребёнок вместе с ним обязательно достигнет чудесного результата!