Статья "Формирование духовно-нравственных ценностей на основе изучения жизни и творчества Г.И. Чорос-Гуркина."


Предварительный просмотр:

Формирование духовно-нравственных ценностей на основе изучения жизни и творчества Г.И. Чорос-Гуркина.

М.К.Турканова, учитель русского языка и литературы  КОУ РА «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей им. Г.К.Жукова»

Национальная культура входит в наше сознание вместе с родительскими генами. Исторический опыт показывает , что живет и развивается тот народ, который сплачивается вокруг своей культуры. Эти простые истины особенно актуальны в нынешние непростые времена социальных и экономичных преобразований, сопровождающихся расшатыванием идеалов, падением духовности, нравственных принципов, морали, ценностных приоритетов.

Учитывая фундаментальные основы педагогики, сообразуясь с непростым состоянием нравственности подрастающего поколения,  необходимо без формализма, заполнить пробел в духовно-нравственном воспитании, дать толчок к духовному развитию и создать для каждого ученика условия для самореализации, условия, способствующих формированию духовно-нравственной личности через приобщение к традициям и культуре своего народа .[4]

На сегодняшний день стала очевидной необходимость духовного оздоровления  личности, без чего Отечество не только не способно прогрессивно развиваться, но и исторически обречено. В современных условиях поликультурное  образование должно стать той сферой духовной жизни общества, где передается социальный и этнокультурный опыт, накопленный человечеством за всю историю его развития.

На протяжении четырех лет на базе нашей школы успешно работает Центр культуры народов Республики Алтай. В школе, где проживают и обучаются дети разных национальностей, необходимо изучение истории и культуры своего народа. Именно акцент на знание истории народа, его культуры  поможет с уважением и интересом относиться к культуре, традициям других народов. Именно в этнокультуре заложена вся  мудрость воспитания.

У каждого из нас – своя малая Родина. Любовью к ней, к людям, живущим на этой земле, гордостью за свой край пронизана вся наша работа. И пока мы интересуемся прошлым, изучаем свою историю – не прерывается связь поколений.  Недаром В. В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира, и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Природой Алтая восхищались многие. Еще в 1842 году участник экспедиции по Северной Азии, европейский художник Мейер, оказавшись в горах Алтая и пораженный красотой этих мест, писал в своем дневнике:
- Это музыка природы! Кто передаст ее?! Где Бетховен, Моцарт? Кто передаст чудную гармонию скал этих красок, а у меня кисть выпадает из рук![2]

Прошло почти полвека, и, наконец, появился на Алтае художник из самой гущи народа, от самых его корней – им оказался Чорос-Гуркин.

Чорос-Гуркин – человек, оставивший заметный след в истории алтайского народа и нашей республики. Как художник, он воспел родной Алтай и раскрыл через свои картины душу его народа. Как общественный деятель – обосновал необходимость автономии коренных жителей. Своим долгом он считал служение своему народу и краю, а потому оставил свою творческую деятельность, в периоды революций и временного правления, отстаивая права алтайцев на самоуправления.

Любовь к природе и ее одухотворению — это одна из присущих черт народов Горного Алтая. Верный своему стремлению открыть быт и культуру ее коренных жителей широкому сибирскому зрителю, художник во всех своих выставках придерживается идеи распространения образа жизни своего малого народа, а также пейзажей, для их широкой огласки. Он действительно воспевал все то, что окружало его в родных краях: от обычных ручьев до величественных гор, от орнаментов, вырисовывающихся на одеяниях, до языческих обычаев. Для него, любой объект природы: будь то камень или дерево, имело свою душу и чуть ли не свое имя. Окруженный дивными красотами Горного Алтая и, имея за плечами многие годы изучения живописания и накопившийся опыт, он мастерски передавал обстановку и настроение горных ландшафтов. Ему в самом деле было чем гордиться: своей прекрасной родиной, своим обыкновенным талантом, своими картинами, но в жизни это был скромный интеллигентный человек в самом высоком понимании этого слова, и, восхищенный красотой своей родины, без конца писал ей гимн, создавая его вновь и вновь на своих полотнах и описывая такими словами: «Все вокруг первобытно, грандиозно и величаво: могучим кольцом раскинулись и ушли в беспредельную даль горы, мягкие линии сдвинулись одна на другую, смешались в лабиринте очертаний и замкнулись в неуловимой дали воздушной лазури. Какой везде простор, какая мощь! Это ты, заколдованный, царственный Алтай!»

Это показывает, что его мировоззрение сложилось на основе национальных традиций алтайских этносов, а также под влиянием политической и культурной идеологии «сибирских областников».

      Так же стоит упомянуть о литературных очерках художника, которые он писал к своим картинам. Гуркин в качестве пояснения к своим картинам использовал тексты народных песен, сказов, поверий алтайцев. В лирическом очерке "По голубому Алтаю"[1], посвященном высокогорному озеру Кара-Кол, тексту предпослан эпиграф из народного эпоса, который так любил художник. «Вокруг тебя тайга косматым лесом обросла, как конской гривой, и раскинулось ты, озеро Кара-Кол, шириною на лошадиный бег».[1] Сам очерк написан также под явным влиянием алтайского фольклора. Чаще всего Гуркин, опираясь на алтайский эпос, поэтически, а так же через краски и кисть, повествует о двух основных силах родного Алтая: о громадах гор, которые стоят "как рать сказочных богатырей", и о говорливой "реке красавице Катуни". Перу Гуркина принадлежит стихотворение в прозе "Алтай (Плач алтайца на чужбине)", в основу которого положена старинная народная песня о разорении Алтая китайцами в XVIII веке. Автор говорит о тоске по родине, которую он испытывал на чужбине.  «Далеко, далеко на чужбине я от тебя, мой милый, мой дорогой Алтай! За сотни, за тысячи верст! Я здесь один, я им чужой, и мне чужда их природа. Есть другие знаменитые горы, но ты, Алтай, что можешь иметь с ними общего?.. Ты скромен и любишь одиночество! Ты как могучий зеленый кедр, который растет вдали от многолюдных сел и городов, тебе не по душе суета и толкотня людская. Какими красками опишу тебя, мой славный Алтай? И какой линией очерчу твой стан? Уподоблю тебя могучему зеленому кедру! Вот он, могучий и пышный, широко разросся во всю ширь и мощь: удало развернул свои ветки на свободе! Крепко цепляясь корнями по расселинам черных скал, взбежал он до грани холодных белков. И там, на просторе, вблизи вечных снегов, где одни лишь туманы гуляют, там он любит, свободно качаясь на ветру, вести с буйным ветром беседу. Таков ты, мой любимый Алтай». (Г. Гуркин «Плач алтайца на чужбине»)

       Академик Д.С.Лихачёв говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному посёлку, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». Целенаправленное ознакомление ребёнка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины у ребенка связывается с местом, где он родился и живёт. Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нём некоторые доступные для ребёнка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Таким образом, произведения  Чорос-Гуркина дают богатейший материал для размышлений, к которому можно возвращаться неоднократно.  У  него современное поколение должно учиться умению жить так, чтобы в старости не было стыдно. Все эти и многие другие произведения его способствуют глубокой духовной работе, которую каждый человек должен всё время вести внутри себя, чтобы иметь право называть себя человеком. Ведь как верно заметил Н.Г.Чернышевский: «Важнейший капитал нации – нравственные качества народа».

Использованная литература:

1. Гуркин Г.И. По голубому Алтаю. Риcунок из фондов ГУК РА «Национальный музей Республики Алтай им. А.В. Анохина».

2. Шмидт Т. Певец природы Горного Алтая.

3. Д.С.Лихачёв. Учит земля родная (Из беседы накануне открытия "Первой Всесоюзной конференции по историческому краеведению") // Вестник Союза краеведов России. М., 1992. № 1. С. 7-10.

4. Никульшина Е.Л. Соотношение традиций и инноваций в национальной культуре в эпоху глобализации // Культурная память: актуальные проблемы и связь времен: мат. междунар. конф. Воронеж, 2001. С. 224.

  1. Заявка

Ф.И.О.(полностью)

Турканова Маулия Кыстаубаевна

Ф.И.О. соавторов (если есть)

Место работы

Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей им. Г.К. Жукова

Должность

Учитель русского языка и литературы

Ученая степень, звание

Контактные телефоны

+7-913-998-76-84

+7-913-996-85-90

E-mail

12345mau@mail.ru

Форма участия (очное, заочное)

заочное

Необходимые технические средства

-

Сведения об оплате публикации:

4722

Сумма (руб.):

600 руб

Дата:

09.12.2019