Материалы к конкурсу "Учитель года 2017"

Используемые материалы для конкурса

Скачать:


Предварительный просмотр:

         «Я- концепция» учителя русского языка и литературы школы-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , имени Г.К.Жукова  Туркановой Маулии Кыстаубаевны. (Слайд №1)

       1985-2000 г- Учитель русского языка и литературы Тобелерской средней                  школы Кош-Агачского района.

       2000-2006 гг.- Преподаватель спецкурс «Орфография русского языка» РКЛ, преподаватель спецкурса «Фольклор казахского народа» Центра Востоковедения при РКЛ.

      2008-2010 г –  Воспитатель детского  дома г. Горно-Алтайска.

     С 2010 г – Учитель русского языка и литературы литературы школы-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , имени Г.К.Жукова.(Слайд№2)

    «Чтобы быть хорошим учителем, надо любить то, что ты преподаёшь, и любить тех, кому ты это преподаёшь».  (В.Ключевский) (Слайд№3)

     Разрешите представить на суд сочинение «Учитель перед именем твоим…», написанное мною 25 лет назад на конкурсе «Учитель года-1990»  .

       Но а сейчас   согласно официальному профессиональному статусу, я – Турканова Маулия Кыстаубаевна - учитель русского языка школы-интернат им. Г.К.Жукова. Я – «педагог со стажем», который в целом составляет 32 года, в данной школе – 6 лет. Конечно, мною уже пройден большой путь в профессии и нахожусь в таком «рабочем состоянии», когда должны быть уравновешены и равнозначны и профессиональные знания и профессиональный опыт, когда, казалось бы,  налицо есть формальные основания не столько задавать вопросы, сколько – отвечать на них. Однако… Жизнь в педагогике такова, что по-прежнему есть и постоянно возникают новые проблемы, непрерывно продолжается  поиск ответов на новые вопросы – «вызовы» меняющейся действительности

За последние годы своего развития школа стала совсем другой:

-  если это внедрение новых технологий, то на первом месте – личностно-ориентированная педагогика сотрудничества;

- если это воспитание личности, то личности здоровой, духовной, конкурентоспособной, которая может не только адаптироваться в сложных жизненных ситуациях, но найти свое место и стать полезным участником преобразований, новообразований, нововведений;

-  если это современно мыслящий учитель, то он гарант создания таких условий обучения и воспитания, которые позволят каждому ученику перейти от обучения к самообучению, от воспитания к самовоспитанию, от развития к саморазвитию.

   В.Г. Белинский говорил: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Слова эти сказаны очень давно. Тогда о компьютерных технологиях никто и не помышлял. Но, мне кажется, эти слова о нём, о современном учителе, об учителе, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.

    Творческая тема «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы для повышения интереса к предмету и качества образования» (Слайд№4-13).

      Практика показывает, что дети

 - с большим успехом усваивают учебный материал, если в урок включаются ИКТ;

 -более значимой становится роль ИКТ в плане интеллектуального и эстетического развития обучающихся;

 - формируется их информационная культура, которая так необходима школьнику для его будущей социологизации;

 - расширяется духовный, социальный, культурный кругозор детей.

        Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы на уроке,  сделать урок более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть языковые и литературные процессы другими глазами, стать их участниками

Достижению высоких результатов способствуют тщательно продуманное содержание различных форм уроков, в том числе, нетрадиционных, мультимедийных, интегрированных с  применением новых педагогических технологий обучения, разработанные  мною в целях развития речевых и интеллектуальных  способностей обучающихся,  формирования их орфографической и пунктуационной зоркости, использование разнообразных средств педагогической диагностики образовательных результатов.

        И внеурочная работа направлена на  углубление знаний, полученных учащимися на уроках, помогает сделать процесс познания интересным и увлекательным, носит добровольный характер, не ограничена временем, способствует развитию познавательных способностей и наклонностей учеников. Повышение общей языковой культуры, углубление и расширение знаний, получаемых на уроках, развитие творческих способностей обучающихся, самовыражения, самореализации, творческого воображения, навыков коллективной творческой деятельности, ответственного отношения к результатам своей работы и работы коллектива,  выявление одарённых детей – вот далеко не полный перечень задач, которые я решаю во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе.  Используя современные компьютерные технологии, провожу традиционные школьные мероприятия: олимпиады ,интеллектуальный марафон ,предметные недели, научно-практические конференции ,игры: «Звездный час», «Умники и умницы», «Что? Где?  Когда?», конкурс знатоков русского языка, КВНы

литературные гостиные, литературные вечера.  (Слайды №14-19)

     За 6 лет работы выпустила 5 выпусков. Итогом работы в этом направлении стали результаты ЕГЭ по русскому языку: 2011-2012  учебный год средний балл – 49; 2012-2013 учебный год средний балл – 56; 2013-2014 учебный год-55; 2014-2015- 47;  2015-2016 учебный год – 51.

   Второй год работаю по ФГОС, при этом пытаясь многое сделать, я не могу чётко сказать: то я делаю или не то.  О результатах говорить еще рано. Очень трудно перестраиваться, конечно. Но самое главное хочется верить , чтоб оно себя оправдало.

    За 32 года работы в школе пришла к выводу, что главное в работе учителя – это искренняя любовь к выбранной профессии, душевная чуткость, забота о детской радости и плюс ко всему дружная творческая атмосфера, определяющая уклад жизни и стиль отношений в коллективе. С удовольствием делюсь с коллегами своими замыслами, педагогическими находками, знаниями ( если в этом есть необходимость).  (Слайд №20-21)

     Несколько слов о семье. Я мама троих детей: 2 взрослых сына и дочь. Старший закончил Новосибирский Государственный университет экономии и управления ( НГУЭУ), работает в Сбербанке. Второй –  Сибирский Строительный институт (СИБСТРИН), отслужил в рядах вооруженных сил. Дочь –студентка юридического факультета АГУ.  Очень горжусь своими детьми. Считаю, что главное дать хорошее образование, чтобы стали хорошими людьми и нашли свое место в жизни. Приятно бывает как родителям получать благодарственные письма. (Слайд22)

         Образование- это путь ребенка к самому себе, но этот путь он проходит не один, он идет по нему вместе с учителем. И я малая составляющая в воспитании и образовании моих учеников, одна из многих, которая не всегда может стать определяющей, но пусть мое влияние будет. И пусть оно пойдет во благо.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Технология написания сочинения-рассуждения в 11 классе».

Цели:
- развитие педагогического мастерства на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы; 

- овладение современными педагогическими технологиями в практической деятельности.


Задачи:
- способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов;
- обобщить опыт работы по определённой проблеме.

Оборудование: 1) раздаточный материал (текст публицистического   стиля);

                            2) алгоритм написания сочинения-рассуждения;

                            3) памятка «Клише для создания сочинения»;

                            4) медиапроектор;

                            5) мультимедийная презентация.

План проведения.

Этап

Содержание

Время

Примечание

1. Презентация педагогического опыта

Краткое обоснование основных идей опыта: какие умения даёт технология развития критического мышления через чтение и письмо

2 мин.

Слайды

2. Представление методов и приёмов

Раскрытие особенностей методических приёмов технологии РКМЧП

1 мин.

Слайды

3. Имитационная игра

Занятие со слушателями, на котором демонстрируются технологические этапы создания сочинения

10 мин.

Инструкция по работе с текстом

4. Практическая часть

Создание сочинения в режиме on-line

5 мин.

Памятки

5. Рефлексия

Дискуссия по результатам совместной деятельности

2 мин.

Слайды

Эпиграф

Увидеть новое – большая заслуга. Увидеть

новое  и не пройти мимо – заслуга не меньшая.

Напротив – большая.  

Д.С. Данин

I. Презентация педагогического опыта.

        От того, насколько успешно сдан ЕГЭ, зависит будущее выпускника. Как известно, без выполнения части С нельзя рассчитывать на отличный, а порой и просто достаточно высокий балл. Максимальная сумма за выполнение задания высокого уровня сложности - 21 балл из возможных 60-ти, то есть 3-я часть от общего количества баллов.

        Что представляет задание части С? Это сочинение-рассуждение, т.е. конструктивное размышление, изложение  своего мнения о данном для чтения и анализа тексте, что для многих учащихся  является трудным. Учителю нужна принципиально новая стратегия, чтобы подготовить выпускников  к выполнению такого задания.

Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно ориентированное обучение, особое место занимает технология развития критического мышления, главной особенностью которой является «конструирование» собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности.

        С какой целью я использую данную технологию? Каковы возможности технологии РКМЧП при обучении учащихся написанию сочинения-рассуждения? 

Историческая справка. 

Так что же принципиально нового несет технология критического мышления? Элемент новизны - это методические приемы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Каждый прием и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации.

II. Представление основных методов и приёмов работы.

Методы, используемые в технологии – это методы активного чтения:

  • медленное чтение,
  • чтение с остановками,
  • «погружение» в текст.

Чтение с остановками.  Подготовительная работа.

1. Учитель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора: текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема); динамичный, событийный сюжет; неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал.

2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.

3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.

Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»).

Вот как выглядит технологическая карта урока (см. презентацию).  В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трёх этапов (стадий) – «вызов», «осмысление», «рефлексия». Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приёмов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретённых знаний.

Технология реализуется через следующие приёмы работы.

I. Стадия вызова (активизация, мотивация). 

        На стадии вызова учитель создает проблемную ситуацию, вызывая у своих учеников воспоминания по данной теме, обращаясь к их собственному опыту.

1. Мозговой штурм – это своеобразная умственная разминка, совместный поиск группового решения проблемы, поставленной в тексте. Как методический прием мозговая атака используется с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова». На первом этапе учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают по данной теме. На втором этапе происходит обмен информацией, ведется их запись. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются. Возможны индивидуальная, парная и групповая формы работы. Рекомендации к эффективному использованию:

1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут.

2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются.

3. Оперативная запись высказанных предложений.

2.  «Письмо по кругу». Учащиеся делятся на группы от трёх до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Учитель предлагает учащимся записать на листке одно–три предложения по определённой теме. Через одну-две минуты учитель сообщает, что следует закончить запись предложений и передать листки по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное на листке и продолжить записи. Затем снова происходит обмен записями, и так до тех пор, пока листок не вернётся к первому автору. Каждый ученик читает написанное, затем учитель предоставляет слово одному ученику, который вслух читает записи. Остальные потом дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.

3. Кластер – это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами или явлениями. Проще говоря, это что-то вроде таблички, в которой записываются основные понятия, о которых идет речь; с помощью стрелок и расположения слов в табличке показывается, как связаны между собой рассматриваемые понятия. В центре листа пишется слово (тема, проблема). Далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой. Учащиеся работают в парах.

 

4.  «Толстые» и «тонкие» вопросы.  Приём создания «корзины» “толстых” и “тонких” («прямых» и «скрытых»)  вопросов может быть использован на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова — это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении – демонстрация понимания пройденного (см. таблицу).

“Тонкие” вопросы

“Толстые” вопросы

Вопросы, требующие односложного ответа, вопросы репродуктивного плана. (Кто? Что? Когда?)

Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. (Почему…? Согласны ли вы…? Верно ли…?)

“Толстые” вопросы, придуманные учениками, впоследствии могут стать проблемой текста.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа  ведется индивидуально, в парах или группах

II. Стадия осмысления (активное чтение, слушание). На стадии осмысления осуществляется непосредственная работа с текстом.  Здесь используется такие приемы работы с текстом.

  • Таблица «Плюс - минус - интересно»
  • Двухчастный (трехчастный) дневник
  •  Составление схем, таблиц
  • «Месиво проблем»
  • «Идеал»
  • Маркировка текста «ИНСЕРТ»

Двухчастный дневник (страница делиться на две части: слева - что понравилось, запомнилось, справа - почему, какие ассоциации).

Трёхчастный дневник (В третьей колонке - письмо учителю, описание впечатлений, предложения).

Стратегия решения проблем «ИДЕАЛ» 

И –  Идентифицируйте проблему. Проблема определяется в самом общем виде.

Д – Доберитесь до ее сути. Школьники формулируют проблему в виде вопроса. Он           должен быть предельно точным, конкретным, начинаться со слова «как» (How), и в нем должны отсутствовать отрицания (частица «не»).

Е – Есть варианты решения. Генерирование как можно большего числа вариантов    решения проблемы осуществляется посредством мозговой атаки. Любая критика здесь                                             запрещена. Важно количество: чем больше решений, тем лучше (для графической     организации идей можно использовать кластер).

А – А теперь за работу! Выбор оптимального варианта (вариантов). Теперь ученики взвесив все «за» и «против», выбирают лучший вариант(ы) решения проблемы.

Л – Логические выводы. Анализ действий, предпринятых для решения проблемы, логические выводы. На последнем этапе учащиеся анализируют проделанную ими работу.

«Ручка на середине стола»

Данная методика является одной из форм обсуждения какой-либо проблемы. Участники поочередно обсуждают проблему за «круглым столом». Каждый из выступающих фиксирует свое участие, кладя ручку (карандаш) на середину стола. Никто не может высказывать любые другие идеи до тех пор, пока ручки всех участников не будут лежать  на середине стола (т.е. все они должны высказать свое мнение). Все члены группы равны в своих правах внести вклад в обсуждение, никто не может доминировать. Преподаватель может выбрать любую ручку и спросить у любого участника «круглого стола», какой «вклад» она представляет.

На что обратить внимание

Эта методика позволяет организовать  последовательную и продуктивную беседу по конкретному вопросу. Она дает возможность высказаться каждому из участников беседы и способствует толерантной презентации идей. Итогом работы по этой схеме должно стать обсуждение выслушанных точек зрения и их суммирование.

Инсерт (от английского слова insert – «вставка, вклейка») – это прием такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется узнать более подробно. Учащимся предлагается система маркировки текста, включающая следующие значки:

  • «V» – галочкой отмечается то, что известно;
  • «–» – знаком «минус» помечается то, что противоречит представлениям читающего, вызывает сомнения;
  • «+» – знаком «плюс» помечается то, что является для читателя интересным и неожиданным;
  • «?» – вопросительный знак ставится, если у читателя возникло желание узнать о том, что описывается, более подробно;
  • «!» - это главное.

III. Стадия рефлексии (анализ, творческая интерпретация) помогает учащемуся и учителю понять, как усвоена тема, что узнали нового, на что еще следовало бы обратить внимание, чтобы теоретические знания стали практическими навыками.         

        Возвращение к кластеру помогает проверить, что знал ученик  и что знает теперь.

После чтения  и общего обсуждения текста предлагается изложить свои мысли с помощью 10-минутного эссе (по методике свободного письма). Для этого педагог просит в течение 10 минут писать на предложенную тему. Главное правило свободного письма -не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше.

Иногда текст свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы для более солидного сочинения.

        На стадии рефлексии учащиеся создают синквейн. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Синквейн – это способ на любом этапе урока проверить, что находится у школьников на уровне   ассоциаций. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами:

первая строка - одно ключевое слово -  существительное (тема);

вторая строка - два определения – прилагательных к нему,  заключающих существенные признаки;

третья строка - три глагола, раскрывающих действие  (ощущение), производимое явлением, обозначенным ключевым словом;

четвёртая строка - предложение из  4-х слов, в которых  объяснена суть ключевого слова; пятая строка – метафора  (одиночное  существительное)   к ключевому слову ( резюме, вывод).

        

Синквейн – вид творческой работы, где каждый обучающийся может реализовать свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Синквейн – превосходный способ контроля и повторения изученного. На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

        Образовательным продуктом данной технологии  являются различные виды письма. При обучении написанию сочинения-рассуждения данная технология  даёт возможность строго соблюдать алгоритм выполнения задания «С», некую последовательность необходимых действий, позволяющих ученику проанализировать предложенный текст - и достаточно грамотно выстроить собственный письменный его анализ. При работе над частью С особую сложность представляет для обучающихся умение находить проблемы текста (их, как правило, несколько). Поможет в этом составление кластера. Кластер – выявление темы предложенного текста и формулировка  основной проблемы   предложенного текста (ТЕМА – ВОПРОС – ПРОБЛЕМА). Создание «корзины» «прямых» и «скрытых» вопросов – определение позиции автора по отношению к этой проблеме. Синквейн – выражение собственного отношения к поставленной проблеме.

        Используя технологию РКМЧП, я увидела явные её преимущества перед традиционной методикой.  Прежде всего, данная технология способствует развитию у учащихся логического мышления. Во-вторых, реализуются принципы личностно ориентированного обучения, когда каждый ученик может  проявить свои возможности. В-третьих, формируется коммуникативная компетенция. Происходит не только процесс подготовки к ЕГЭ, но и решается задача возвращения читательской культуры. И, наконец, это положительные результаты в учебно-воспитательном процессе. За три года  применения данной технологии качество знаний учащихся выросло на 15%, повысилась познавательная мотивация учащихся. Часть С на ЕГЭ оценивается в среднем на 15-20 баллов.

- Сегодня я хотела бы пригласить вас к участию в проведении урока в режиме технологии.

III. Имитационная игра. Работают 2 группы

Девиз.

Послушай – и ты узнаешь,
посмотри – и ты поймешь,
 сделай – и ты научишься.
 

1. Стадия вызова. В Библии сказано: «Вначале было Слово…».  Какое это было слово? Что такое язык? Для чего он необходим?   (Что значит для народа утрата родного языка?) Б.Ахмадуллина пишет: «Единственное мне принадлежащее сокровище – это русская речь. Это русский язык. Лишь этим определяется принадлежность человека к определенному месту земли, которое он величает Родиной». Согласны ли вы с этим мнением?

►Группы составляют  кластер по теме «Русский язык – это…» (приложение 1).

Русский язык

Национальный язык русского народа

Язык русской культуры, науки, техники

Один из самых богатых языков мира

Государственный язык в РФ

Средство межнационального общения

Один из общепризнанных мировых языков

Беседа. На государственном уровне огромное значение придается языку. В России 2007 год указом президента В.В.Путина был объявлен Годом русского языка.

Народ немыслим без языка. Главное назначение языка состоит в том, чтобы объединять людей.

Русский язык  - это государственный язык для 145 миллионов россиян. Это язык общения 160 народов и национальностей России.

Это один из шести рабочих языков ООН.

Русский язык – это язык великой русской литературы, и  поэтому он так популярен в мире. Первые слова в космосе были произнесены на русском языке, это первый язык общения в космосе.

Это язык матери и отца. Через родной язык осуществляется духовная связь поколений.

 Чтение текста (приложение 2).        

        

► Создание «корзины» «толстых» и «тонких» вопросов.

- Какие из названных вами вопросов помогают определить позицию автора?

- Отметьте в тексте предложения или словосочетания, которые, по вашему мнению, являются отражением проблемы текста и авторской позиции.

Приём «Верные/неверные утверждения». 

Дано 4 утверждения. Какое из них соответствует позиции автора, выраженной в тексте?

  1. Человек, не знающий слова «благородный»,  не может проявлять благородство.
  2. Незнание родного языка мешает добиться успеха в какой бы то ни было области деятельности.
  3. Люди, не владеющие родным языком, теряют то, что объединяет их в народ.
  4. Военно – патриотическое воспитание в школе не имеет смысла.

2. Стадия осмысления. Приём инсерта (приложение 3).

 Прочитайте  текст. Отметьте значками в тексте нужную информацию: «V» – знаю; «?» – непонятно, хочу узнать больше;  «+» – согласен;  «!» - это главное; «-» - вызывает сомнение.

        После работы с текстом занесите краткие записи в таблицу:

              V

?

+

!

-

Можно ограничиться разметками в тексте в целях экономии времени на уроке.

Составление схемы с помощью ключевых слов и предложений (приложение 4). 

►Проверка: группы зачитывают свои варианты выполнения задания.

►Составление «месива проблем»:

- Какие проблемы имеют место в современном состоянии русского языка?

▪ Обеднение языка

▪ Засорения языка

▪ Сужение словарного запаса

▪ Недостаточное знание языка

▪ Недостаточное использование богатства русского языка

- Какие проблемы были выявлены в ходе анализа текста?

▪ Падение престижа русского языка

▪ Обеднение народа как нации

▪ Разобщение людей, говорящих на русском языке

▪ Потеря интереса к чтению

Какова проблема текста? (Проблема сохранения русского языка, сохранения его чистоты и богатства, тесной связи понятия «патриотизм» с уважением и любовью к своему родному языку.)

3. Стадия рефлексии (приложение 1). 

Возвращение к кластеру. Что было? Что нового узнали из текста?  Соотнесите свои представления (данные в кластере, зафиксированные на этапе ВЫЗОВА) и полученную информацию. (Заполняем кластер ключевыми словами из текста.)

Вывод. Мы, русские люди, носители языка, должны беречь его, делать все возможное для его развития и сохранения. Бережно относиться к родной речи – это гражданский долг каждого из нас, ибо в слове отражаются национальная история и культура, духовный талант и сила народа.

- Обсудите в группе, почему нам, носителям русского языка, необходимо беречь его.

1.Русский язык – это душа народа. Удивительно, но раньше слово «язык» означало «народ». Не случайно автор данного текста цитирует Пушкина: «И назовет меня всяк сущий в ней язык». 2. Это язык матери и отца. Через родной язык осуществляется духовная связь поколений. 3. Выражение любви к родному языку -  это проявление нашего патриотизма.4. Небрежное отношение к родному языку не может не оскорбить человека, искренне любящего свою Родину.5. Из отношения к родному языку рождается отношение к Родине.

► Составление синквейна (приложение 5).

Язык

Родной, близкий

Исчезает, сокращается, уходит

Без языка нет Родины

Народ

IV. Практическая часть. Создание сочинения в режиме on-line (диалога).

 Алгоритм написания сочинения-рассуждения (приложение 6).

1. Вступление.

2. Формулировка одной из проблем исходного текста.

3. Комментарии к сформулированной проблеме.

4. Формулировка позиции автора.

5. Аргументы "за" или "против" авторской позиции (один – из литературных источников). 6. Заключение.

► Используется памятка «Клише для создания сочинения» (приложение 7).

V. Рефлексия.  Дискуссия по результатам совместной деятельности. 

1.Понятна ли вам идея технологии?  

2.Какие затруднения  в процессе апробации технологии вы можете встретить?
3.Возможно  ли использование данной технологии при подготовке к ГИА в 9-м классе?

- Разработку  моего урока с использованием технологии РКМ можно посмотреть на сайте ИМЦ Тисульского района на странице «Мастер-класс». АДРЕС: imctisul.ucoz.ru  

Приложение 1

Текст для чтения

        (1) Помнится, в мои школьные годы патриотическое воспитание неизменно писалось через дефис с «военно» и предполагало довольно ограниченный набор мероприятий…(2) Между тем сегодня назрела необходимость не столько отделить первую часть от второй, сколько разобраться со значением слова в целом.

        (3) По мне, пусть «патриотизм» будет «военным»: нужно только оговорить, с кем или, лучше, за что «воевать». (4) А «воевать» сегодня, на мой взгляд, нужно прежде всего за язык. (5) Русский язык. (6)Не боясь быть банальной, процитирую хрестоматийное: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». (7) Мы же теряем его, пользуясь военно-поэтической терминологией, пядь за пядью.

        (8) Речь не о том, чтобы научить детей говорить «метко», а о том, чтобы сделать нас народом. (9)Напомню еще более хрестоматийное:

«И назовет меня всяк сущий в ней язык…».

        (10)Но русский язык сокращается, как шагреневая кожа, уходит как вода в песок. (11) Почему? (12)Чтобы найти ответ, нужно вспомнить, откуда язык приходит: из общения и чтения. (13)Но дети и родители сегодня разобщены. (14) Что касается чтения, то тут и говорить нечего. (15)И сегодня «воевать» за русский язык – значит бороться и за литературу, на нем написанную.

        (16)В песне нашего детства на вопрос «С чего начинается Родина?»- давался ответ: «С картинки в твоем букваре».(17)Не знаю, какая именно картинка имелась в виду – Красная площадь или белая береза, думаю, что это не так важно. (18)Важно, что Родина, по моему глубокому убеждению, начинается именно с букваря.  (По И. Кабыш)

Приложение 2

Составление кластера

Приложение 3

МАРКИРОВКА ТЕКСТА

Прочитайте  текст. Отметьте значками в тексте нужную информацию:

«Y» – знаю;

«?» – непонятно, хочу узнать больше;

 «+» – согласен;  

«!» - это главное;

«!» - вызывает сомнение

После работы с текстом занесите краткие записи в таблицу:

       

            Y

?

+

!

Приложение 4

Составление схемы с помощью ключевых слов и предложений

АРГУМЕНТЫ

Приложение  5

СИНКВЕЙН

Одно существительное: «Тема»

Два прилагательных (причастия)

Три глагола

Фраза (личное отношение к теме)

Одно слово-синоним (для обобщения или расширения смысла темы)

Приложение 6

Алгоритм для написания сочинения-рассуждения

1. Вступление ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2..Проблема__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Комментарии  к  проблеме

 ____________________________________________________________________________   _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Позиция  автора _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Собственная позиция (аргументы  "за" или "против" авторской позиции) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Заключение _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 7

Памятка «Клише для создания сочинения»

 1. Как написать  вступление…

 «Именительный темы»

1. Пишу ключевое слово проблемы.

2. Ставлю многоточие.

3. Пишу ассоциации, связанные с этим словом.

4.Формулирую проблему, используя клише  («Именно этой проблеме…»).  

«Вопросы-стимулы»

1. Пишу 2-3 вопроса, созвучных проблеме.

2.Использую клише «Именно ответам на эти вопросы посвящает свой текст автор…»).

 «Картина»

1. Пишу 2-3 назывных (в них есть только подлежащее) распространенных   предложения, которые бы рисуют картину по проблеме.

2. Заявляю проблему.

«Название»

 Я назвал бы этот текст ……., потому что проблема, поднятая  …….., посвящена…….

 2. Формулируем проблему.

Именно эта проблема – в центре внимания писателя…

Именно эти вопросы волнуют писателя…

Или: …Именно над проблемой заставляет задуматься писатель.

Типовые конструкции:

1.В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания…(кого?)….. актуальная проблема…….(чего?).

 2. Предложенный текст посвящен проблеме…..

3. Комментируем проблему.

Комментарий – это «переходный мостик» от формулировки проблемы к изложению авторской позиции по заявленной проблеме.

Типовые конструкции для передачи действий автора

Автор: обращает наше внимание, выделяет, замечает, высказывает интересное предположение, особо останавливается на…….., анализирует, подробно комментирует, затрагивает, касается, ссылается на, приводит примеры…

4. Формулируем авторскую позицию

Автор относится к поднятой проблеме …

 - положительно,  отрицательно, неоднозначно

 - двойственно, скептически, иронически

Позиция автора по затронутым вопросам очевидна….

Типовые конструкции для выражения авторской позиции:

Автор…

иронизирует над кем \ чем?

осуждает кого \ что?

разделяет мнение …

возражает кому \ в связи с чем?

опровергает что?

критикует, обвиняет, разоблачает кого?

отстаивает что?

доказывает что?

убеждает кого в чем?

призывает к….

открыто заявляет о своей гражданской позиции…

5. Высказываем своё мнение.

С мнением, позицией, доводами автора трудно не согласиться…

Нельзя не согласиться с мнением автора…

Позиция автора по этой проблеме заслуживает уважения…

Я разделяю позицию автора…

Оценивая авторскую позицию, можно сказать…

Размышляя над позицией автора, хочется отметить…

Разделяя точку зрения автора, хочется добавить…

Приведем пример…

Сошлемся, например, на…

Возьмем в качестве примера… Сравним…  Сопоставим…

Кто из нас не сталкивался с ситуацией, когда…

Никто не будет отрицать, что…

Никто из нас не будет возражать против того…

Каждый из нас может привести множество аргументов в защиту авторской позиции. Во-первых,…

Ярчайшими примерами тому могут служить не только…, но и…

ИСПОЛЬЗУЕМ:

1. Реальные факты из жизни окружающих, достойные подражания или крайнего осуждения.

2. Свои собственные наблюдения и выводы.

3. Предположительные примеры (что могло бы быть при определенных условиях).

4. Пословицы, поговорки, афоризмы, отражающие традиционно-исторический опыт народа, его мудрость. В этом случае деточка не просто приводит пословицу, ведь это еще не аргумент, а раскрывает, комментирует её, объясняет её связь с тезисом.

5. Примеры из художественной, исторической, научно-популярной литературы.

6. Примеры из художественных фильмов, периодической печати, теле- и радиопередач.

7. Свои суждения, почерпнутые при изучении школьных предметов, н-р, истории, права, обществознания.

6. Пишем заключение.

В заключение хочу подчеркнуть…

В заключение хотелось бы отметить…

В заключение хотелось бы ещё раз обратить внимание на…

Обобщая сказанное, можно сделать вывод…

Итак,…

Следовательно,…

Таким образом,…

Прочитав этот текст, начинаешь с новой силой понимать…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАСТЕР-КЛАСС «Технология написания сочинения-рассуждения в системе подготовки к ЕГЭ»

Слайд 2

Эпиграф Увидеть новое – большая заслуга. Увидеть новое и не пройти мимо – заслуга не меньшая. Напротив – большая. Д.С. Данин

Слайд 3

Основополагающий вопрос Каковы возможности технологии РКМЧП при обучении учащихся написанию сочинения-рассуждения?

Слайд 4

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Историческая справка Технология РЧКМП ( critical thinkin ) разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной. Используется в 29-ти странах мира.

Слайд 5

МЕТОДЫ ТЕХНОЛОГИИ Методы активного чтения: медленное чтение; чтение с остановками; «погружение» в текст.

Слайд 6

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Осмысление (активное чтение, слушание) Вызов (активизация, мотивация, инвентаризация) Рефлексия (анализ, творческая интерпретация) СТАДИИ

Слайд 7

ПРИЁМЫ ТЕХНОЛОГИИ СТАДИЯ ВЫЗОВА: «Мозговой штурм» «Письмо по кругу» Кластер «Толстые» и «тонкие» вопросы

Слайд 8

КЛАСТЕР Ключевое слово

Слайд 9

«ТОЛСТЫЕ» ВОПРОСЫ Это вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать: «Почему…?» «Согласны ли вы…?» «Верно ли…?»

Слайд 10

«ТОНКИЕ» ВОПРОСЫ Это вопросы, требующие односложного ответа, вопросы репродуктивного плана: «Кто?» «Что?» «Когда?» и др.

Слайд 11

ПРИЁМЫ ТЕХНОЛОГИИ СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ: Таблица «Плюс - минус - интересно» Двухчастный (трехчастный) дневник Составление схем, таблиц «Месиво проблем» «Идеал» «Ручка на середине стола» Маркировка текста «ИНСЕРТ»

Слайд 12

ИНСЕРТ « V » – знаю «?» – непонятно, хочу узнать больше «+» – согласен «!» - это главное «-» - вызывает сомнения

Слайд 13

ПРИЁМЫ ТЕХНОЛОГИИ СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ: Дискуссия Эссе Кластер Синквейн

Слайд 14

СИНКВЕЙН Первая строка - одно ключевое слово - существительное (тема); вторая строка - два определения – прилагательных к нему, заключающих существенные признаки; третья строка - три глагола, раскрывающих действие (ощущение), производимое явлением, обозначенным ключевым словом; четвёртая строка - предложение из 4-х слов, в которых объяснена суть ключевого слова; пятая строка – метафора* (одиночное существительное) к ключевому слову.

Слайд 15

СХЕМА СИНКВЕЙНА ___1___ ___1______2___ ___1______2______3____ ___1______2______3______4___ ___1___

Слайд 16

Алгоритм написания сочинения-рассуждения. Выявление темы предложенного текста и формулировка основной проблемы предложенного текста (ТЕМА – ВОПРОС – ПРОБЛЕМА) - кластер. Определение позиции автора по отношению к этой проблеме - создание «корзины» «прямых» и «скрытых» вопросов. Выражение собственного отношения к поставленной проблеме - синквейн.

Слайд 17

Имитационная игра Девиз Послушай – и ты узнаешь, посмотри – и ты поймешь, сделай – и ты научишься. Цели игры : - проанализировать текст, используя приёмы технологии РКМЧП - создать сочинение-рассуждение .

Слайд 18

(1) Помнится, в мои школьные годы патриотическое воспитание неизменно писалось через дефис с «военно» и предполагало довольно ограниченный набор мероприятий…(2) Между тем сегодня назрела необходимость не столько отделить первую часть от второй, сколько разобраться со значением слова в целом. (3) По мне, пусть «патриотизм» будет «военным»: нужно только оговорить, с кем или, лучше, за что «воевать». (4) А «воевать» сегодня, на мой взгляд, нужно прежде всего за язык. (5) Русский язык. (6)Не боясь быть банальной, процитирую хрестоматийное: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». (7) Мы же теряем его, пользуясь военно-поэтической терминологией, пядь за пядью. (8) Речь не о том, чтобы научить детей говорить «метко», а о том, чтобы сделать нас народом. (9) Напомню еще более хрестоматийное: «И назовет меня всяк сущий в ней язык…». (10) Но русский язык сокращается, как шагреневая кожа, уходит как вода в песок. (11) Почему? (12) Чтобы найти ответ, нужно вспомнить, откуда язык приходит: из общения и чтения. (13) Но дети и родители сегодня разобщены. (14) Что касается чтения, то тут и говорить нечего. (15) И сегодня «воевать» за русский язык – значит бороться и за литературу, на нем написанную. (16) В песне нашего детства на вопрос «С чего начинается Родина?»- давался ответ: «С картинки в твоем букваре».(17) Не знаю, какая именно картинка имелась в виду – Красная площадь или белая береза, думаю, что это не так важно. (18) Важно, что Родина, по моему глубокому убеждению, начинается именно с букваря. (По И. Кабыш)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы для повышения интереса к предмету и качества образования» Автор: Турканова Маулия Кыстаубаевна , у читель русского языка и литературы.

Слайд 2

Модернизацию образования невозможно представить без применения информационных и коммуникационных технологий. Именно они являются одним из важнейших инструментов обеспечения доступности образования, именно они обуславливают эффективность всех процессов школьной жизни от обучения до воспитания. Стремительное развитие общества, распространение мультимедийных и сетевых технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ на уроках в современной школе.

Слайд 3

Цели: Повышение мотивации обучения. Развитие познавательной активности учащихся. Стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке у урокам. Задачи: Воспитывать у учащихся познавательную активность через умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера и Интернета. Вырабатывать умение самостоятельной анализировать, отбирать главное, а затем использовать на уроке. Повышать эффективность урока, развивая мотивацию, применяя ИКТ.

Слайд 4

Результаты ЕГЭ Учебный год Оценки % успеваемости % качества Средний балл 2011-2012 «4»-3 «3»-2 «2»-1 100% 34% 49 2012-2013 «5»-1 «4»-2 «3»-5 100% 38% 56 2013-2014 «4»-3 «3»-4 100% 45% 55 2014-2015 «4»-1 «3»-1 100% 50% 47 2015-2016 «5»-1 «4»-2 «3»-4 100% 45% 51

Слайд 5

Удачи в освоении ИКТ!



Предварительный просмотр:

Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы для повышения интереса к предмету и качества образования» .

           В концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года отмечается, что главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение  современного качества образования на основе сохранения  его фундаментальности  и соответствия  актуальным и перспективным потребностям личности и общества». Модернизацию образования невозможно представить без применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Именно они являются  одним из важнейших инструментов обеспечения доступности образования, именно они обуславливают эффективность всех процессов школьной жизни от обучения до воспитания.

    Чтобы организовать качественное использование ИКТ на уроке необходимо  учителю иметь  достаточную подготовку  в области использования средств ИКТ, а также должную мотивацию  по переводу учебного процесса на современный уровень.

Моя подготовка в этой области складывалась из  нескольких этапов:

  1. Овладение компьютером на уровне пользователя (самообразование).
  2. Прохождение краткосрочной курсовой подготовки
  3. Обучение использованию сети Интернет в учебном процессе  (теоретическая подготовка).

Своими целями при обучении русскому языку и литературе я сделала:

1.Повышение мотивации обучения и качества образования.

2.Развитие познавательной активности учащихся.

          3.Повышение эффективности урока.

    Я применяю ИКТ в различных направлениях: при проведении уроков, при организации проектной деятельности учащихся, при подготовке к внеклассным мероприятиям, при подготовке учащихся к олимпиадам и к ЕГЭ.

       С системой применения ИКТ при подготовке выпускников к ЕГЭ по русскому языку хотелось бы ознакомить более подробно. Необходимость работы в данном направлении объясняется следующими причинами. Во-первых: подготовка выпускников к ЕГЭ является актуальной для всех учителей. Во вторых: при оплате труда и при аттестации работу педагога оценивают по конечным результатам работы. Одним из критериев оценки работы педагога являются результаты ЕГЭ, полученные выпускниками. И поэтому все учителя заинтересованы наиболее эффективно организовать подготовку выпускников к ЕГЭ. И такая подготовка становится возможной при использовании ИКТ.
В моей педагогической практике пять выпусков со сдачей экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ. Итогом работы в этом направлении стали результаты ЕГЭ по русскому языку: 2011-2012  учебный год средний балл – 49; 2012-2013 учебный год средний балл – 56; 2013-2014 учебный год-55; 2014-2015- 47;  

          Главной задачей перед всеми выпускниками средней школы сегодня представляется сдача ЕГЭ как основная форма их аттестации и готовности дальнейшего обучения. Как подготовить  немотивированных учеников  к этому? Следует отметить, что одной из проблем является отсутствие у них мотивации, когда, например, ученик категорически заявляет: “Я ничего писать не буду!”, “Ну и пусть провалю!”, “Чему быть – того не миновать. Все равно ничего не знаю”, “Я не хотел, меня  заставил идти в 11-й!” и т.п.

В целях повышения уровня подготовленности учеников  к итоговой аттестации по русскому языку в форме сдачи ЕГЭ были поставлены задачи:

1) Создание осознанной учебной мотивации.

– Повышение или коррекция самооценки учащихся. (“Я могу!”)
– Создание условий, позволяющих осознать востребованность знаний. (“Зачем мне это нужно!”).

Для того, чтобы добиться успехов в обучении таких ребят, нужно учитывать особенности восприятия учебной информации каждого ребенка, осуществлять индивидуальный подход.

       В начале обучения я  провожу  диагностическую  работу. Ребята писали сочинение на тему “Как я лучше запоминаю”. В результате этой диагностической работы было выявлено, что определенная часть ребят лучше усваивает зрительную информацию – нужно много писать на доске, показывать схемы и т.д. Другие лучшие запоминают на слух, для них необходимо много проговаривать вслух, повторять. У одних память работает лучше, у других – хуже, для них необходимо повторение и возвращение к изученному материалу. Использование ИКТ на уроках и дополнительных занятиях дает возможность воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный, кинестетический, а значит, способствует эффективному усвоению учебному материала. Увеличивается объем материала за счет экономии времени. Расширяются возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществляются межпредметные связи. Но, пожалуй, самое главное преимущество использования ИКТ на уроках – повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности учащихся. 

        Начиная с азов работы с компьютером, я научилась готовить презентации в редакторе Power Point иллюстративного характера, а затем стала находить готовые, что намного экономит время учителя при подготовке к занятиям Основная функция презентации – служить наглядным материалом. Презентации, сделанные в Power Point только как средство сопровождения урока, отходят на задний план, уступая место более продвинутым, интерактивным презентациям. 

        Примером этого утверждения служат интерактивные презентации как способ контроля знаний и умений обучающихся. Приоритетом использования интерактивной презентации является, во-первых, тестовая форма предлагаемых заданий, во-вторых, доступность и простота создания. Цветовое исполнение, возможность ввода слайдов с подсказками, анимационные эффекты делают интерактивную презентацию привлекательной для ребят. 

     Одно из основных требований к составлению теста, включённого в состав мультимедийной презентации — краткость заданий. Выбор формы задания зависит только от материала, знание которого нужно проверить. Количество заданий определяется объемом материала. Общий принцип такой: чем больше заданий, тем точнее определяется уровень знаний. Последовательность заданий друг за другом определяется по принципу: от более простого к более сложному. Предпочтительнее в начале размещать легкие вопросы с целью повышения собственной уверенности либо для снятия тревожности использовать разминку, в которой предлагается вспомнить основные теоретические аспекты, связанные с предметом теста. Ребята с удовольствием отвечают на вопросы, ученик сам задает темп работы, сразу же получая за нее оценку. Можно воспользоваться подсказкой, посмотреть количество допущенных ошибок. Это дает возможность проанализировать, насколько глубоко усвоен данный материал. В случае неудовлетворительного результата школьник может вернуться к тестированию после повторного прохождения курса или уточнения отдельных вопросов. Благодаря этому дети приобретают навыки самоконтроля за усвоением учебного материала. 

          Также для подготовки к ЕГЭ использовала электронные пособия "1С: Репетитор" по всем разделам русского языка теоретический материал излагается в форме аудио-визуальных интерактивных демонстраций, которые продублированы в гипертекстовом виде. Демонстрации курсов сопровождаются тестовыми заданиями, в основном, из экзаменационных вариантов. Модуль проверки позволяет вводить ответы в виде произвольных числовых или буквенных выражений. Представление теоретического материала в виде интерактивного учебника резко повышает интерес учащихся. Анимация и звук вызывают массу положительных эмоций у учащихся. Но данная программа достаточно сложна для самостоятельного изучения учащихся. Материал учитель может использовать на факультативах при работе с сильными учениками. 

       Замечательным помощником был нам с ребятами электронный учебник «ЕГЭ без ошибок», О.В. Волковой, Я.В. Алексеевой, в котором теоретический материал представлен в виде алгоритма для запоминания, сопровождающийся тестовым материалом с разъяснением. Но главное это то, что указаны «ловушки» с которыми встретиться могут не очень вдумчивые учащиеся. 

         Одним из эффективных приемов подготовки школьников к ЕГЭ по русскому языку является использование материалов Единой коллекции ЦОР. 

       При подготовке к ЕГЭ мы применяем электронные пособия, презентации, тестовые работы, ресурсы Интернета, видео-уроки.

         При подготовке к ЕГЭ огромную роль играет и использование Интернета. Интернет прочно вошёл в нашу жизнь. К нему мы обращаемся в поисках дополнительного материала к уроку. Мы используем on-line тесты при подготовке к экзамену. И уже не надо тратить много времени на проверку тестов. За короткое время мы получаем объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и имеем возможность вовремя скорректировать. Есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика. Очень важно то, что ученик, после выполнения теста сразу видит результат с указанием ошибок.

        Практикуется и использование тематических тестов. Тесты предназначены не только для проверки усвоения пройденного материала. Но и для изучения отдельных тем. Многие задания снабжены решениями, которые можно просмотреть и во время выполнения работы, так и после прохождения теста.

        Я уверена, что использование роль ИКТ при подготовке к ЕГЭ будет расти с каждым годом и данный рост будет вполне оправданным.  Ещё Ушинский отмечал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются. Все эти условия реализуются при использовании ИКТ при подготовке к ЕГЭ. Таким образом, использование ИКТ позволяет повысить уровень знаний, облегчает подготовку к ЕГЭ, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными. Но несмотря на большие плюсы, нельзя забывать, что компьютер- это всего лишь средство, которое способствует достижению поставленных целей и задач урока, но компьютер никогда полностью не заменит учителя.