Взаимодействие со специалистами ДОУ

Темирчева Светлана Николаевна

Взаимодействие воспитателя со специалистами в дошкольном образовательном учреждении является неотемемым звеном успешного образования и воспитания  детей

 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С МУЗЫКАЛЬНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ.                                                                                              

Музыка - это исскуство, которое посредством сложного сочетания звуков вызывает у слушателей разнообразные переживания, эмоции, настроения. Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несметные богатства. Музыка всегда наградит слушателя, подарив ему новые чувства, новое настроение. Музыка пронизывает всю жизнь детского сада, является источником особой детской радости. Ребенок открывает для себя красоту музыки, ее волшебную силу. Взаимосвязь музыки с изобразительной деятельностью, разнообразными играми испоьзование ее на других занятиях обогащает детское творчество, вызывает радостное, приподнятое настроение, делает жизнь детей в коллективе интереснее, содержательнее,объединяет всех детей положительными эмоциональными переживаниями, способствует развитию общения между детьми. Координатлром музыкального воспитания в работе всех специалистов является музыкальный руководитель.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ИНСТРУКТОРОМ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ.

 Работа педагогов сложна, разнообразна и проводится в полном понимании и контакте. В жизни, как в пути – главное выбрать нужный ориентир. Наш с вами ориентир – пропаганда здорового образа жизни, развитие физических качеств у БУДУЩЕГО нашей страны, у детей дошкольного возраста. Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных образовательных учреждений, призванных заложить основы крепкого здоровья и гармоничного развития личности ребенка Задача дошкольного воспитания: создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала. Именно в дошкольном возрасте формируются жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движений, из элементов которой в последствии формируется вся двигательная деятельность человека. У ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость вызывает и самые различные расстройства в деятельности организма, не только ведет к понижению способности, но и расшатывает волю ребенка. Воля — это способность делать выбор и совершать действия, это свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своими эмоциями и поступками. «От здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность в знаниях, вера в свои силы. Поэтому крайне важно организовать занятия физической культурой именно в дошкольном детстве, что позволит растущему организму накопить силы и развить физические качества, что в дальнейшем обеспечит всестороннее гармоничное развитие личности.» Василий Александрович Сухомлинский.

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧИТЕЛЕМ-ЛОГОПЕДОМ.

Отличительной особенностью воспитательного процесса с детьми, имеющими речевые нарушения, является то, что кроме обучающих, развивающих, воспитательных, перед педагогом стоят и коррекционные задачи. Воспитатель активно участвует в устранении речевого дефекта у дошкольников. Поэтому выбор методов и средств взаимодействия с воспитанниками этой категории имеет важное значение в их обучении и воспитании. Формирование правильной речи имеет большое значение для развития полноценной личности ребенка. Последовательное освоение дошкольником всех компонентов речи без ускорения этого процесса станет в дальнейшем залогом его успешного обучения в школе. При этом эффективность работы по развитию речи детей напрямую зависит от умения учителя-логопеда и воспитателя грамотно ее планировать.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОГОМ.

. Педагог-психолог ДОУ – это специалист, реализующий комплексную психологическую работу с ребенком: обучающую, развивающую, коррекционную. Одним из условий результативности его труда является тесное сотрудничество с воспитателями, поскольку слаженность работы, единство требований и подходов, искренняя заинтересованность в гармоничном развитии ребенка обоих специалистов есть основа эффективности не только их совместной деятельности, но и образовательного процесса в целом. Общеизвестен тот факт, что основная цель дошкольной ступени образования есть подготовка детей к обучению в школе, и особую значимость этот процесс приобретает именно в старших и подготовительных групп

х. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Роль семьи в создании условий психологического благополучия ребёнка

     Термин «психологическое благополучие» был введен в научный лексикон И.В. Дубровиной, понимающей под этим аспекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.

Психологическое благополучие является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Психологическое благополучие характеризуется как комфортное эмоциональное состояние.

     Психологически благополучный ребёнок – это прежде всего ребёнок спонтанный и творческий, жизнерадостный и весёлый, открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом принимает ценность и уникальность окружающих его людей.

     Психологическое благополучие ребёнка обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт. Именно эмоциональное  благополучие является наиболее ёмким понятием для определения успешности развития ребёнка.

     Главная роль в развитии у ребёнка эмоций как основы дальнейшего нравственного развития принадлежит семье. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

     Семья – это среда, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность ребёнка – быть принятым всерьёз и быть уважаемым в дальнейшем. В семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких, чувствуют внимание, восхищение и преданность со стороны близких людей. Семья даёт ребёнку главное – интимно-личностную связь и единство с родными. Социальная функция семьи – психологический тыл, защита, убежище.

     Семью укрепляют эмоциональные связи родителей и детей. Характер эмоционального благополучия или неблагополучия ребёнка определяется его эмоциональными отношениями со взрослыми в семье. Общение со взрослыми является одним из важнейших факторов, которые влияют на развитие ребёнка. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнком. Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей.

     Чтобы сохранить психологическое благополучие ребёнка, необходим благоприятный психологический климат в семье.

     Психологический климат семьи определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие детей. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит каким он будет, благоприятным или неблагоприятным.

     Для благоприятного психологического климата семьи характерны следующие признаки: сплочённость, возможность всестороннего развития личности каждого её члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом  каждый её член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям – с почитанием, к более слабому – с готовностью помочь в любую минуту.  Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению самооценки. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнёра, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.

     Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате семьи. Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций – психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости, дефициту в положительных эмоциях. Перебранки в присутствии ребёнка в одних случаях способствуют возникновению у него невроза, а в других усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы.

     Учитывая  данные характеристики, взрослый всегда должен стараться быть в хорошем настроении. Ведь ребёнок – такое впечатлительное и восприимчивое существо, он как губка впитывает и хорошее, и плохое. Копирует поведение  взрослого и «выносит» его в общество, коим для ребёнка являются сверстники в группе детского сада.

     Дети приходят в детский сад с неодинаковым эмоциональным мироощущением, с различными умениями и возможностями. В результате каждый по-своему отвечает требованиям воспитателя и сверстников и создаёт отношение к себе.

         Все дети стремятся к общению: подходят к сверстникам, смотрят, как они играют или рисуют, обращаются с просьбой, подают упавшую вещь или молча слушают разговаривающих.  Общение со сверстниками играет важную роль в становлении психологического благополучия ребёнка в детском саду. Пяти - шестилетний ребенок нуждается в сверстниках, товарищах. В общении с ними в детском саду он проводит 50-70% времени. Ежедневно помногу раз он вступает в контакты, свободно выбирая партнера. Выбор этот зависит от характера деятельности. Для совместного труда дети стараются выбирать партнеров организованных («Он хорошо дежурит», «У неё всегда красивая причёска и платье»), для игр и занятий - тех, кто «много знает, хорошо рисует, считает». Нередко ребенок ориентируется и на нравственные качества сверстника («Мы дружим. Мы всегда вместе играем, он меня защищает. Он добрый, справедливый, не дерется. Я бы с Ваней хотел сидеть на занятии, а то Саша мне мешает» и т.д.). Перечисленные мотивы свидетельствуют о стремлении детей к эмоциональному и деловому комфорту во время интересной или сложной для них деятельности, о том, что их расположением не пользуются сверстники агрессивные, неспокойные, отвлекающиеся.

     Трудно складываются взаимоотношения со сверстниками у малоактивных, неспокойных и агрессивных детей, им не удается вступить в контакт с кем хочется, они не имеют навыков общения в коллективе, держатся неуверенно, редко принимают участие в играх. Сверстники избегают контактов с ними («Он не умеет играть! Она ничего не знает», «Я его боюсь»).  Неблагополучие ребёнка в группе даёт начало устойчивым отрицательным чертам характера, он становится замкнутым и тревожным.

     Таким образом, чтобы сохранить психологическое благополучие ребёнка  необходимо:

  1. Иметь представление о различных этапах в жизни ребёнка;
  2. Относиться к ребёнку как к равноправному партнёру;
  3. Принимать активное участие в жизни семьи;
  4. Всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком;
  5. Интересоваться проблемами ребёнка, вникать во все возникающие в его жизни сложности;
  6. Помогать ребёнку развивать свои умения и таланты;
  7. Уважать право ребёнка на собственное мнение.

     Следовательно, при выполнении данных рекомендаций,  у ребёнка  будет формироваться адекватная самооценка, развиваться положительные качества личности, и самое главное ребёнок будет принят группой сверстников, а значит и эмоциональное развитие станет благоприятным.




Предварительный просмотр:

Тренинг  «Адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ».

Цель: содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении гибкой адаптации ребенка  к условиям детского сада и их готовности к эмоциональной поддержке малыша в этот период.

Задачи:

  • Познакомить родителей друг с другом
  • Дать знания о проблеме и адаптации к условиям детского сада
  • Выявить ожидания родителей и педагогов, связанные с приходом ребенка в ДОУ

Материал и оборудование: листы бумаги, авторучки, мольберт, маркер, журналы, клей, цветная бумага, карандаши, фломастеры, музыкальный центр.

        Ход тренинга        

  1. Знакомство.

Инструкция. Родителям предлагается  представиться и рассказать немного о себе и своих детях.

  1. Упражнение «Мое настроение».

Инструкция. « В детский сад все приходят с разным настроением. На наших занятиях с детьми существует ритуал отражения своего настроения, которое дети показывают и проговаривают в кругу: сжатые ладошки – напряженное, широко разведенные руки – замечательное, руки на коленях – спокойное. Давайте попробуем оценить атмосферу этой встречи перед началом работы.  Покажите жестами настроение, с которым вы пришли на  встречу».

  1. Упражнение «Мои привычки и интересы»

Инструкция. Все люди разные, но есть то, что их объединяет и делает интересными друг другу, - это привычки и интересы. Родителям  предлагается  выполнить те задания, которые, по их мнению, отражают их собственные привычки и интересы:

* Выходят в круг и жмут друг другу те родители, кто:

  а) любит спать

  б) любит сладкое

* Выходят в круг и прыгают на одной ноге те родители, кто:

  а) любит работать на даче

  б) любит рукоделие

*  Выходят в круг и делают приседания те родители, кто:

  а) любит тратить деньги

  б) любит путешествовать

4. Упражнение «Ассоциации»

Инструкция. Родителям предлагается  подобрать ассоциации к  записанному на доске слову «адаптация». Варианты ведущий записывает  рядом.

« Адаптация  - это приспособление организма к новым для него условиям, создание новых привычек и стереотипов. Уже с первых дней жизни у ребенка в семье формируются привычки, привязанности, определенное поведение. К 2-3 годам стереотип становится устойчивым. При поступлении в детский сад привычные условия жизни меняются».

Вопросы для обсуждения:

- что меняется? (Режим, питание, помещение, приемы воспитания, круг общения и т.д.)

- какие еще ситуации требуют у ребенка перестройки поведения и приспособления к сменившимся обстоятельствам? (Поступление в ДОУ, переход из одной группы в другую, длительная болезнь, отпуск, смена педагога, появление нового ребенка и т.д.)

5. Упражнение «Адаптация – это хорошо, адаптация – это плохо»

Инструкция. Перекидывая мяч друг другу, родители продолжают фразу: «Адаптация это хорошо, потому что…». Тот, кому бросили мячик, продолжает фразу: «Адаптация – это плохо, потому, что…». И так до тех пор, пока в упражнении не примут участие все присутствующие.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие психофизические реакции могут быть характерны для ребенка в период адаптации?
  • В чем проявляется стресс?

Примечание. В конце обсуждения вывешивается плакат.

Психофизиологические реакции ребенка в период адаптации

  • Беспокойство
  • Страх
  • Капризность
  • Раздражительность
  • Упрямство
  • Заторможенность или возбудимость

6. Мини-лекция «Адаптация ребенка к условиям ДОУ. Как облегчить адаптацию в домашних условиях».

«один из ведущих  специалистов по воспитанию детей раннего возраста профессор Н.М. Аксарина, говоря о данной проблеме, часто приводила один и тот же пример: садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить его корневую систему, пересаживает вместе с землей – но, несмотря на все усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживется.

 А  теперь обратимся к детям. Проверить, как ребенок адаптируется к детскому саду, можно по показателям, представленным в таблице.

Примечание.  Каждому родителю разлается распечатанная таблица.

Определение степени адаптации ребенка к условиям ДОУ

Степень адаптации/показатели

Легкая

Средняя

Тяжелая

1. К 20-му дню пребывания в д.саду у ребенка нормализуется сон, аппетит.

1. нарушения в общем состоянии выражены ярко и длительны. Аппетит и сон восстанавливаются через 20-40 дней, качество сна страдает.

1. ребенок плохо засыпает, сон короткий, прерывистый, малыш вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами, аппетит снижается.

2. настроение бодрое,, заинтересованное в сочетании с утренним плачем.

2. настроение неустойчивое в течении месяца, плаксивость может наблюдаться в течении всего дня

2. настроение сниженное, малыш много плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в  дет.саду.

3.  отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок выполняет ритуалы прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые.

3.Отношеник к близким взрослым- эмоционально-возбужденное (плач, крик как при расставании, так и при встрече). Отношение к взрослым избирательное.

3. отношения к близким взрослым-  эмоционально-возбужденное.

4.  отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным

4. Отношение к  детям избирательное.

4. Отношение к  детям избегает, сторонится их или проявляет агрессию.

5.интерес к окружающему восстанавливается в течении двух недель.

5. интерес к окружающему восстанавливается долго.

5. отказ от участия в деятельности.

6. заболеваемость не более 1 раза, длительность не более 10 дней.

6. заболеваемость до 2 раз, длительность не более 10 дней, без осложнений.

6. респираторные заболевания более 3 раз, длительность более 10 дней.

Чтобы облегчить адаптационный период своему ребенку, дома необходимо выполнять следующие рекомендации:

  1. Соблюдать режим дня – ребенок должен вставать  и ложиться спать в одно и тоже время, спать днем, гулять. Разнообразить меню. Без необходимости не ходить в гости – это лишняя нагрузка на нервную систему малыша.
  2.  Не допускать длительного просмотра телевизора. Внимание!  До 2-3 лет вообще противопоказано.
  3. При общении с ребенком  использовать  элементы телесной терапии ( объятия, поглаживания, игры с прикосновениями), а так же игры с водой с успокаивающим эффектом, например: пусть малыш перед сном наливает и переливает теплую воду из одних пластмассовых сосудов в другие.
  4. Давать выход эмоциональному напряжению (бросать шарики в корзину, рвать газету).
  5. Как можно больше гулять с малышом на свежем воздухе
  6. Пораньше забирать их детского сада.
  7. Способствовать формированию у ребенка навыков общения со взрослыми, детьми, игровых навыков – ребенку легче будет заняться себя, отвлечься.
  8. Рассказывать  о детском саде, воспитателях , детях – обязательно в радостных и положительных тонах.

Следует помнить: не бывает одинаковых детей, у всех адаптация происходит по-разному. У каждого ребенка свой темп привыкания, не надо его форсировать и ускорять и уж тем более не следует сравнивать ребенка с другими детьми.

Необходимо набраться терпения, настроить себя на спокойный лад – ведь ребенок чувствует и ваше настроение, и ваши переживания.

7. оставление коллажа «Мой ребенок ходит в детский сад»

Инструкция. Участники делятся на две команды, каждый из которых  с помощью подручных средств(журналов, открыток, цветной бумаги, фломастеров, клея и пр.) предлагается сделать коллаж на тему «Мой ребенок ходит в детский сад». Время выполнения задания 15-20 мин.  После чего команды презентуют свои работы. Во время создания коллажа можно включить музыку.

  1. Упражнение «Мое настроение» (рефлексия, обратная связь)

Инструкция. С помощью упражнения, использованного в начале заседания, участникам предлагается определить, изменилось ли настроение в процессе встречи.



Предварительный просмотр:

РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление достигается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому приему дается образное название.

Дети выполняют упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, которые тяжело падают и т.д. В результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными.

«Релаксационные паузы» можно включать в режим дня детского сада.

1.Первое упражнение, направленное на мышечную релаксацию по контрасту с напряжением, может быть использовано в комплексе утренней гимнастики: как физкультминутка на занятии, в любом режимном моменте в течении дня.

2.Второе упражнение – мышечная релаксация по представлению. Проводится раз в день, после дневной прогулки.

Поскольку наши дети испытывают дефицит положительных тактильных ощущений, в сюжет настроев для релаксации введены элементы тактильного взаимодействия ведущего и ребенка. Это положительно влияет на реакцию расслабления.

Подготовка к релаксации

В использовании приемов релаксации важно придерживаться техники поэтапного перехода в состояние расслабления. Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной спокойной музыки.

   1 ЭТАП

Лечь удобно и расслабиться. Дети ложатся на коер, устраиваются поудобнее. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещены.

   2 ЭТАП

Прочувствовать и «осмотреть все свое тело мысленным взором, вызывая чувство тепла последовательно «осмотрев» все его части: голову, руки, ноги, туловище. Желательно при этом закрыть глаза.

   3 ЭТАП

Ощущение приятного тепла – комфорта от расслабленного тела, удовольствия, покоя.

Ведущий. Ложитесь поудобней. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя… Прислушайтесь к вашему дыханию… Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть… Послушайте, что я хочу вам рассказать.

Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног

«Воздушные шарики»

Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и веселые. Вас надувают, вы становитесь все легче и легче. Все ваше тело становится будто невесомым. И ручки легкие, и ножки стали легкие-легкие. Воздушные шарики поднимаются все выше и выше. Дует теплый, ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик…(Пауза – поглаживание детей) Обдувает шарик…ласкает шарик… Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.

«Облака»

Представьте себе теплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг все тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вдохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, все выше и выше, к самым облакам, Ваши ручки легкие-легкие, ваши ножки легкие, все ваше тело становится легким, как облачко. Вот вы подплываете в самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако…(Пауза – поглаживание детей) Гладит… Поглаживает… Вам хорошо и приятно, вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

«Лентяи»

Сегодня вы много занимались, играли и, наверное, устали. Я предлагаю вам немного полениться, Представьте себе, что вы, лентяи, нежитесь на мягком-мягком ковре. Вокруг тихо, спокойно, вы дышите легко и свободно.

Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает все ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги…(Пауза – поглаживание детей). Отдыхают ручки у…(имя ребенка), отдыхают ножки у…(имя ребенка). Приятное тепло охватывает все ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно, Ваши руки, ноги, все тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всему телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счет «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшим, у вас бодрое настроение.

«Водопад»

Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, теплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш не обычен, вместо воды в нем мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом, и почувствуйте, как этот прекрасный свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льется по лбу, затем по лицу, по шее…Белый свет течет по вашим плечам…помогает им стать мягкими расслабленными…(Пауза – поглаживание детей). А нежный свет течет дальше по груди…по животу… Пусть свет гладит ваши ручки, пальчики. Свет течет и по ногам, и вы чувствуете, как тело становится мягче, и вы расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией.

«Спящий котенок»

Представьте себе, что вы веселые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали, начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2-3 раза).

«Шишки»

Представьте себе, что вы -  медвежата и с вами играет мама-медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама-медведица снова кидает шишки медвежатам…(повторить 2-3 раза).

«Холодно – жарко»

Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замерзли, вы обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились… Но вот снова подул холодный ветер… ( повторить 2-3 раза).

Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнышко зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе) (повторить 2-3 раза).

«Драгоценность»

Представьте себе, что вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас, и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче…

Еще крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать…Но вот обидчик ушел, а вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях…они отдыхают(повторить 2-3 раза).

«Игра с песком»

Представьте себе, что вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (на вдохе). Сильно сожмите пальцы в кулак, удержите песок в руках (задержка дыхания). Посыпьте колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы. Уроните бессильно руки вдоль тела, вам лень двигать тяжелыми руками (повторить 2-3 раза).

«Муравей»

Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой потяните носки на себя, ноги напряжены, прямые. Почувствуйте, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросьте муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабьте ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза).

Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц лица.

«Улыбка»

Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это еще раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек…Дышите и улыбайтесь…ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка ( повторить 2-3 раза).

«Солнечный зайчик»

Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. ОН забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним. (повторить 2-3 раза).

«Бабочка»

Представьте себе теплый летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает – подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт.  Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщите нос, поднимите верхнюю губу кверху, рот оставьте полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку, энергично двигайте носом. Бабочка улетела. Расслабьте мышцы губ и носа (на выдохе) ( повторить 2-3 раза).

«Пчелка»

Представьте себе теплый летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе). Летит пчелка, собирается сесть кому-нибудь на язык. Закройте рот (задержка дыхания). Прогоняя пчелку, энергично двигайте губами. Пчелка улетела. Слегка откройте рот, выдохните воздух ( повторять 2-3 раза).

«Качели»

Представьте себе теплый летний день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка, садится к вам на брови. Она хочет покачаться как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигайте бровями вверх-вниз. Бабочка улетела, а солнышко пригревает ( расслабление мышц лица) (повторить 2-3 раза).