Адаптированные программы
Адаптированные программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Адаптированная программа | 409.95 КБ |
История | 81.45 КБ |
Обществознание | 52.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Приложение к адаптированной основной образовательной программе основного общего образования с изменениями и дополнениями, утвержденными приказом |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа №4
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебный предмет: История Класс: 9 Учитель: Байжанова Марина Александровна Срок реализации программы -1 год Количество часов по учебному плану: всего – 70 ч/год;2 ч/неделю |
Сургут, 2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана для ученика ____ класса _______________, имеющего ограниченные возможности здоровья и рекомендации на обучение по адаптированной образовательной программе для учащихся с задержкой психического развития в соответствии с заключением ________________от _________________
1. Программа разработана на 2018-2019 учебный год на основании заключения ТПМПК и заявления родителей (законных представителей)в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный компонент государственного образовательного стандартаначального общего, основного общего исреднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089 с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г. N 164, от 31 августа 2009 г. N 320, от 19 октября 2009 г. N 427, от 10 ноября 2011 г. N 2643, от 24 января 2012 г. N 39;
- Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4;
- Положение о рабочих программах.
Рабочая программа разработана с учётом примерной программы по истории и ориентирована на использование учебников:Новейшая история под редакцией Сороко – Цюпа, О.С. и Сороко – Цюпа, А. О., История России под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, которые включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253 (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 N 576, от 28.12.2015 N 1529, от 26.01.2016 N 38).
Особенности физического и умственного развития
У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации; в недостаточности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Сходные качества этих предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые. Эти дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы; часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т. д. В качестве наиболее характерных для детей с ЗПР особенностей внимания исследователями отмечаются его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения. Снижение способности распределять и концентрировать внимание особенно проявляется в условиях, когда выполнение задания осуществляется при наличии одновременно действующих речевых раздражителей, имеющих для детей значительное смысловое и эмоциональное содержание. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению. Учащиеся имеют низкий навык чтения, слабо развита связная речь. Не умеют самостоятельно пересказать прочитанное произведение, выполнить анализ произведения, дать характеристику героям, не могут установить последовательность и причинность событий в тексте, определять главную мысль произведения. Несформированность языковых и речевых средств языка.
Учащийся, ________________, имеет маленький словарный запас, нет точного значения слов, плохо развита связная речь. Не понимает инструкции, соответственно не может выполнить задания сам, только с помощью взрослых. Плохо ориентируются во времени. Трудности в словообразовании, словоизменении, окончаниях. Не может самостоятельно составить рассказ по картинкам, сложности в пересказе (очень скудный). Сложно самостоятельно составить небольшой текст. Рассказ неполный, предложения короткие, ответы односложные. Чтение слоговое - словесное, медленное, иногда про себя, а потом повторение вслух. Кроме того, очень низкий уровень развития внимания, памяти и работоспособности.
В рамках данной программы ребенок не нуждается в специальных технических средствах и учебных пособиях.
2. Цель курса - усвоение значимости периода зарождения, становления и развития идей гуманизма, демократии, ценности прав и свобод человека, законности; появления и развития капиталистических отношений и их качественного преобразования в истории стран и народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации;
- формирование представлений о прошлом человечества, которые будут служить одной из основ для повышения их общей культуры, ключевых компетентностей.
Задачи курса – формирование личности, способной к национальной, культурной самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов, активному применению полученных исторических знаний не только в образовательном процессе, но и в повседневной жизни;
- овладение знаниями об основных событиях и процессах эпохи Нового времени в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и соотнесение их с развитием российского общества; определение места и роли России во всемирно-историческом процессе в Новое время и значение этого периода для страны;
- воспитание толерантности, уважения и интереса к разнообразию культур народов Европы, Азии, Африки и Америки, их взаимодействию в Новое время;
- воспитание гражданских, демократических и патриотических представлении и убеждений, усвоение опыта социального общения, взаимодействия и сотрудничества на примерах деятелей эпох Ренессанса, Реформации и Просвещения;
3. Описание места учебного предмета.Федеральный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение истории в 9 классе 2часа в неделю - 70 часов за год.
Программа по истории для основной школы предусматривает реализацию стандарта в рамках двух курсов – «История России» и «Всеобщая истории». Поэтому рабочая программа рассчитана на реализацию в объёме 70 часов двумя содержательными блоками:
9 класс
Классы | Объем учебного времени (федеральный | Разделы примерной программы | Региональный компонент | |
Компонент) | Всеобщая история | История России | ||
9 класс | 70 час. | Новейшая история зарубежных стран современная история России – 23 час. | История России XX –XXIв.- 47 |
4. Результаты освоения предмета
Знать/понимать
- Основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
- Важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- Изученные виды исторических источников;
Уметь
- Соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- Показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
5. Содержание учебного предмета, курса
Основное содержание учебного курса 9 класс
НОВЕЙШАЯ И СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ ХХ вв.
Введение: Понятие «Новейшая и современная история».
Мир к началуХХ вв. (политическая карта мира; индустриальное и традиционное общества а разных регионах и странах; научный и технический прогресс, достижения и проблемы общественного развития)
Мир в 1900-1918 гг.
Страны Европы и США в 1900-1914 гг. Экономическое развитие. От подъема концаXIX в. к кризису начала ХХ в. Консервативные, либеральные, радикальные партии в начале века. Социально политические реформы в странах Западной Европы и США (Д.Ллойд Джордж, Д. Джолитти, Т.Рузвельт).
Культура начала ХХ в.Духовная культура на стыке веков и смены эпох: предчувствие потрясений и перемен. Отход от традиций реалистического искусства. Декаданс. Модерн. Авангардизм. Европа и мир накануне и в годы Первой мировой войны
Начало борьбы за передел мира. Возникновение военно-политических блоков. Антанта и Центральные державы. Балканские войны. Первая мировая война, причины, участники. Кампании 1914-1918 гг., важнейшие сражения. Вступление в войну США. Нарастание социально-экономических и политических противоречий в воюющих странах. Итоги Первой мировой войны.
Мир после Первой мировой войны.
Версальско-Вашингтонская система. Лига наций.
Революционный подъем в Европе и Азии, распад империй и образование новых государств. Международные последствия революции в России. Революция 1918-1919 г. в Германии. Раскол международного рабочего движения: Коммунистический интернационал и Социалистический Рабочий Интернационал
Мир в 1920-1930-е гг.
От войны к миру. Крушение империй и образование новых государств в Европе. Версальский мир.
Событий 1918-1920гг. В Европе. Революция 1918-1919гг. в Германии. Социальные выступления в европейских странах. Размежевание реформистского и революционного течений в социал- демократии. Установление авторитарных режимов в ряде стран Европы. Приход фашистов к власти в Италии; Б. Муссолини. Опыт социального компромисса: первые лейбористские правительства в Великобритании.
Страны Европы и США в 1924-1933 гг. Экономическое развитие () новые отрасли и технологии в промышленности. Массовое производство. Массовое общество. Кризис 1929-1933гг. Обострение социальной борьбы. «Новый курс» Рузвельта. Утверждение авторитарных и тотолитарных режимов в 1930г в странах Центральной и Восточной Европы. Приход нацистов к власти в Гнрмании. Внутренняя и внешняя политика гитлеровского режима. Народный фронт во Франции. Гражданская война в Испании.
Страны Азии в 1920-1930 гг. Революция в 1920 г. в Китае. Япония; милитаризация вторжение в Маньчжурию и Центральный Китай. Движение народов Индии против колониального гнета; М. Ганди.
Культура в 1920-1930 гг. Достижения в физике, химии, и др. отраслях науки. Развитие техники (автомобилестроение, авиация, радиотехника). Общество массового потребления, демократизация моды, быта. Многообразие течений в литературе и искусстве. Архитектура. Тоталитаризм и кутьтура.
Международные отношения в 1920-1930 гг. Лига Наций и ее деятельность в 1920 гг. Обострение международных отношений в 1930г. Агрессивные действия Японии, Германии, Италии. Переговоры 1939 г. Советско-германский договор 23 авг. 1939г
Вторая мировая война
Причины, участники, основные этапы Второй мировой войны. Польская кампания и «странная война». Поражение Франции. «Битва за Англию». Военные действия на Балканах, Северной Африке. Нападение Германии на СССР. Вступление в войну США. Война на Тихом океане. Антигитлеровская коалиция. Ф. Рузвельт, И.В. Сталин, У. Черчилль. Ленд-лиз. «Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления.
Коренной перелом во Второй мировой войне. Открытие второго фронта в Европе. Капитуляция Италии. Разгром Германии и Японии. Вклад СССР в победу над нацизмом. Итоги и уроки войны. Ялтинско-Потсдамская система. Создание ООН.
Мировое развитие во второй половине ХХ в.
Холодная война. Создание военно-политических блоков. Корейская война. Карибский кризис. Ближневосточные кризисы. Война в Юго-Восточной Азии. Движение неприсоединения. Гонка вооружений. Разрядка и причины ее срыва.
«План Маршалла» и послевоенное восстановление экономики в Западной Европе. Научно-техническая революция. Переход к смешанной экономике. Социальное государство. «Общество потребления».
Эволюция политической идеологии. Христианская демократия. Социал-демократия. «Новые левые». Изменение конституционного строя во Франции, Германии, Италии. К. Аденауэр. Ш. де Голль. Системный кризис индустриального общества в конце 1960-начале 1970-х гг. Карибский кризис. Ближневосточные кризисы. Р. Рейган. М. Тэтчер. Становление информационного общества.
Коммунистические режимы в странах Центральной и Восточной Европе: поиск путей и моделей развития. Демократические революции в Восточной и Центральной Европе конца 1980 – начала 1990-х гг. Распад Югославии.
Особенности модернизационных процессов в латиноамериканских странах. Авторитаризм и демократия в Латинской Америке ХХ в. Революция на Кубе. Ф. Кастро. Э. Че Гевара. Чилийская модель развития.
Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке. Выбор освободившимися странами путей и моделей развития. Китай во второй половине ХХ в. Мао Цзедун. Дэн Сяопин.
Культурное наследие ХХ в.
Развитие естественнонаучных и гуманитарных знаний в ХХ в. А. Эйнштейн. Н. Бор. Формирование современной научной картины мира. Изменение взглядов на развитие человека и общества. Религия и церковь в современном обществе. Иоанн Павел II. Экуменизм.
Основные течения в художественной культуре ХХ в. (реализм, модернизм, постмодернизм). Массовая культура. Становление новых форм художественного творчества в условиях информационного общества.
Мир на рубеже ХХ-XXI вв.
Завершение холодной войны и эпохи «двухполюсного мира». Становление современного международного порядка. Борьба с международным терроризмом. Интеграционные процессы. Европейский Союз.
Глобализация и ее противоречия. Глобальное информационное и экономическое пространство. Антиглобалистское движение.
ИСТОРИЯ РОССИИ В – XX – XXI вв.
Россия в начале ХХ в. (1900-1916 гг.)
Основные направления модернизации страны в начале ХХ в
Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже XIX-XX вв. Продолжение индустриализации. Политика модернизации «сверху». Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. Реформы С.Ю. Витте. Развитие рынка. Российские предприниматели. Роль иностранного капитала. Аграрный вопрос. Помещичье землевладение. Община.
Самодержавие в начале ХХв. Внутренняя и внешняя политика Николая II.
Русско-японская война 1904-1905 гг., ее итоги и влияние на российское общество.
Общественные движения. Идеи консерватизма. Либерализма, социализма в общественной жизни. Оформление политических течений. Рабочее движение. «Полицейский социализм». Активизация нелегальной политической деятельности. Революционные партии, их программы.
Революция 1905-1907 гг.: причины и характер. «Кровавое воскресенье». Возникновение Советов. Восстания в армии и на флоте. Всероссийская политическая стачка. Вооруженное восстание в Москве. Манифест 17 октября 1905 г. Создание Государственной Думы. Избирательный закон 1907 г. Новые политические течения и партии. Оформление либеральных партий. Монархическое и черносотенное движение. Тактика революционных партий в условиях формирования парламентской системы. Итоги революции.
РеформаП.А. Столыпина. Аграрная реформа. Переселенческая политика. Промышленный подъем 1910-х гг.
Россия в системе военно-политических союзов начала ХХ в. Международный кризис 1914 г. и вступление России в Первую мировую войну. Основные этапы и итоги военных действий на восточном фронте в 1914-1917 гг. Нарастание социально-экономических и политических противоречий. Угроза национальной катастрофы.
Российская культура на рубеже XIX-XX вв. Развитие естественных и общественных наук.
Демократизация культуры. Создание бессословной народной школы. Открытие новых университетов. Женское образование. Литература и периодическая печать. Библиотечное дело. Музеи. Научные открытия российских ученных. Д.И. Менделеев. И.М. Сеченов. И.И. Мечников. И.П. Павлов. С.М. Соловьев.
«Серебряный век» русской поэзии. Модерн в архитектуре и художественной культуре. Критический реализм – ведущее направление в литературе. Зарождение русского авангарда. Театр и драматургия. К.С. Станиславский. Усиление взаимосвязи российской и мировой культуры на рубеже XIX-XX вв.
Внешняя политика. Россия и Антанта.
Россия в первой мировой войне. Роль восточного фронта в войне. Война и российское общество. Кризис режима.
Родной крайв начале ХХ в. (1900-1916 гг.). События и люди.
Россия в годы революции и гражданской войны в1917-1920 гг.
Революция 1917г.
Назревание революционного кризиса в Российской империи. Революция 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы. Основные политические партии в 1917 г.: кадеты, эсеры, большевики, меньшевики. Кризис власти. События 3-5 июля 1917г. Выступление генерала Корнилова.
Положение на национальных окраинах. Начало распада российской государственности.
Октябрьское восстание в Петрограде. Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. II Всероссийский съезд Советов и его декреты. Создание правительства во главе с В.И.Лениным.
Установление советской власти в стране. Создание Советского государства. Экономическмя и социальная политика новой власти. Национализация банков. Промышленности, земли. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Утверждение однопартийной системы.Конституция 1918 г. Образование РСФСР. Социально-экономическая политика советского государства. Отделение церкви от государства. Восстановление патриаршества.
Выход России из Первой мировой войны. Брестский мир и его последствия.
Распад Российской империи. Образование новых национальных государств.
Гражданская война и военная интервенция: причины, основные этапы. «Военный коммунизм». Создание Красной Армии. С.С. Каменев. М.В. Фрунзе. С.М. Буденный. Белое движение. А.В. Колчак. А.И. Деникин. П.Н. Врангель. «Белый» и «красный» террор. Крестьянство в годы гражданской войны. Н.И. Махно. Война с Польшей.
«Военный коммунизм» - политика и экономика. Причины и цена победы большевиков в войне. Итоги гражданской войны. Последствия Гражданской войны и военной интервенции. Российская эмиграция.
Родной край в 1917-1920 гг. События революции и Гражданской войны в крае.
Советская Россия, СССР в 1920- 1930 е гг.
Социально-экономический и политический кризис 1920-1921 гг. Крестьянские выступления. Восстание в Кронштадте. Голод в 1921 г. Х съезд РКП (б). Переход к политике НЭПа. План ГОЭЛРО и начало восстановления экономики. Политика большевиков в области национально-государственного строительства.
Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Итоги и противоречия НЭПа. Борьба за власть в партии большевиков. Дискуссии о путях построения социализма. И.В. Сталин. Л.Д. Троцкий. Г.Е. Зиновьев. Н.И. Бухарин. Свертывание НЭПа.
Внешняя политика. Прорыв международной изоляции. Конференция в Генуе. Раппальский договор с Германией. Полоса признания СССР. Поддержка СССР революционных и национально-освободительных движений. Деятельность Коминтерна.
Политическая жизнь Советского государства в 1920-е ггОбострение внутрипартийной борьбы. Смерть В.И. Ленина. Сосредоточение власти в руках Сталина. Массовые репрессии советских людей: ГУЛАГ, Политические процессы 1930г. Формирование тоталитарной системы. Ускоренная индустриализация. Пятилетние планы, Энтузиазм масс. Итоги и цена индустриализации. Итоги экономического, социального и политического развития страны к концу 1930-х – началу 1940-х гг. Конституция 1936 г.
СССР -Советская модель модернизации. Индустриализация. Интенсивный рост промышленного потенциала страны. Создание оборонной промышленности. Социалистическое соревнование. Формирование централизованной (командной) системы управления экономикой. Власть партийно-государственного аппарата. Формирование культа личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. СССР в системе международных отношений в 1930-х гг. Коренные изменения в духовной жизни общества.
Коллективизация сельского хозяйства, ее последствия: цели, методы, результаты. Раскулачивание. Установление колхозного строя.
Национальная политика.
Многообразие культурной жизни в 1920-х гг. Насаждение коммунистической идеологии. Ликвидация неграмотности в СССР. Развитие системы образования. Достижения науки и техники в годы первых пятилеток. Метод социалистического реализма в литературе и искусстве: достижения, трудности, противоречия. Утверждение марксистско-ленинской идеологии в обществе. Идеологические запреты.
Международные отношения и внешняя политика СССРв 1930-е гг. Вступление СССР в Лигу наций. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Мюнхенский договор и позиция СССР. Советско-германский пакт 1939г. о ненападении, его последствия. Внешняя политика СССР в 1939-1941 гг. Начало второй мировой войны. Включение в состав СССР новых территорий. 1939-1940 гг. Советско - финляндская война, ее последствия. Расширение территории СССР.
Родной край в 1920-1930 гг. Достижения, трудности. Судьбы людей.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
Начало войны.
СССР накануне Великой Отечественной войны. Мероприятия по укрепления обороноспособности страны. Начало войны. Причины поражения советских войск в начальный период войны. Периоды. Основные фронты войны. Крупнейшие сражения, их значение. (Смоленское сражение, битва под Москвой, Сталинградская битва, сражение на Курской дуге, Белорусская, Берлинские операции и др.) Героизм солдат и полководцев.
Советский тыл в годы войны. Эвакуация промышленности. Создание промышленной базы на Востоке. Политика оккупантов на захваченной территории. Геноцид. Партизанское движение. Освобождение советской территории от захватчиков. Вклад Советского Союза в освобождение Европы. Берлинская операция. Участие СССР в военных действиях против Японии. Советские полководцы. Г.К.Жуков. А.М. Василевский. И.С. Конев. К.К. Рокоссовский.
Советское искусство в годы войны: вклад в победу. Церковь в годы войны. Великий подвиг народа в Отечественной войне.
СССР в антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз. Проблема второго фронта. Конференции в Тегеране, Ялте, Потсдаме и их решения.
Итоги и уроки Великой Отечественной войны. Величина и цена победы советского народа. Роль СССР во Второй мировой войне.Советское искусство в годы войны: вклад в победу. Церковь в годы войны. Великий подвиг народа в Отечественной войне
Родной край в годы войны. Наши земляки-герои войны. Роль тыловых городов в победе.
Советский Союз в послевоенный период. 1945-1980 гг.
Послевоенное восстановление хозяйства. Трудности и проблемы сельского хозяйства. Жизнь и быт людей.
СССР в системе послевоенных международных отношений. Образование «социалистического лагеря» и лагеря «капитализма». Создание СЭВ. Холодная война. Начало гонки вооружений. Создание ядерного оружия. Советский Союз в конфликтах начального периода холодной войны. Внешняя политика СССР.
Духовная атмосфера в советском обществе после победы в Великой Отечественной войны. Идеологические кампании конца 40-х - начала 50-х гг. Новая волна массовых репрессий.
Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Г.М. Маленков. Л.П. Берия. Н.С. Хрущев. Курс на десталинизацию и попытки реформирования политической системы. Начало реабилитации жертв репрессий 1930-х – 1950-х ггXX съезд КПСС. Разоблачение «культа личности» И.В. Сталина. Принятие новой программы КПСС и «курс на построение коммунизма в СССР». . «Оттепель». Курс на ускорение научно-технического развития. Реорганизация системы управления экономикой. Трудности в снабжении населения продовольствием. Освоение целины.
Достижения советского образования, развитие науки и техники. Атомная энергетика. Отечественная космонавтика. И.В. Курчатов. С.П. Королев. Ю.А. Гагарин. Духовная жизнь периода «оттепели». Художественные журналы, театр, киноискусство и их роль в общественной жизни.
Внешняя политика.
Создание Организации Варшавского договора. Венгерский кризис 1956 г. Советский Союз и страны, освободившиеся от колониальной зависимости. Карибский кризис 1962 г. и его международные последствия.
СССР в средине 60-80гг. Л.И.Брежнев. Усиление партийно-государственной номенклатуры. Нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере. Последствия участия в гонке вооружения. Достижения и проблемы науки. Судьба научной и творческой интеллигенции. Подавление инакомыслия. Подавление инакомыслия
Внешняя политика. Поворот и разрядка напряженности в 70-е г. Хельсинские соглашения. Достижение военно-стратегического паритета с США, его цена. Ввод советских войск в Афганистан, его последствия.
Родной край в средине 60-80-х гг. Развитие экономики. Положение населения. Быт. Культура.
Советское общество в 1980-1990 гг.
Перестройка в СССР. Переход к политике перестройки. М.С. Горбачев. Курс на «ускорение». Поиск путей реформирования экономики. Зарождение фермерства. Кооперативное движение. Провал антиалкогольной кампании, жилищной и продовольственной программ.
Демократизация политической жизни. Гласность. Реформа политической системы страны. Съезды народных депутатов СССР, РСФСР. Введение поста президента СССР. Начало формирования новых политических партий и общественно-политических движений. Потеря КПСС руководящей роли в развитии общества. Обострение межнациональных противоречий.
«Новое политическое мышление» и смена курса советской дипломатии. Вывод войск из Афганистана. Политика разоружения. Роспуск СЭВ и ОВД. Завершение «холодной войны».
Российская Федерация на рубеже ХХ – XXI вв.
Августовские события 1991 г. Распад СССР. Провозглашение суверенитета Российской Федерации. Б.Н. Ельцин. Переход к рыночной экономике. Экономические реформы 1992-1993 гг. Приватизация. Дефолт 1998 г. Российское общество в условиях реформ.
События октября 1993 г. Ликвидация системы Советов. Принятие Конституции Российской Федерации-1993г. Изменения в системе государственного управления и местного самоуправления. Политические партии и движения. Трудности переходного периода. Социальные последствия реформ. Проблема ценностных ориентаций в российском обществе.
Современные межнациональные отношения. Чеченский конфликт и его влияние на общественно-политическую жизнь страны, его последствия. Отношение центра и регионов. Внешняя политика Российского государства. Россия и СНГ. Россия и мировое содружество.
В. В. Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность.
Россия в мировом сообществе. Приоритеты внешней политики Российской Федерации на рубеже ХХ-XXI веков. Россия в СНГ. Российско-американские отношения. Россия и Европейский Союз.
Культурная жизнь современной России. Интеграция России в мировое культурно-информационное пространство. Новые течения в искусстве. Особенности современной молодежной культуры.
Родной край в средине 80—90-х гг. Экономическая и политическая ситуация. Местное самоуправление. Общественные движения.
6. Тематическое планирование
9 класс
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | В том числе на: | |
Уроки | Тематический контроль | |||
1 | Мир в 1900-1918 гг. | 5 | 4 | 1 |
3 | Мир в 1918-1939 гг. Вторая Мировая война | 7 | 6 | 1 |
4 | Мир во второй половине XX- начале XXIвв. | 11 | 10 | 1 |
5 | Россия на рубеже ХIХ- начале XX вв. | 6 | 4 | 2 |
6 | Великая Российская революция 1917-1921 гг. | 6 | 5 | 1 |
7 | СССР на путях строительства нового общества | 8 | 6 | 2 |
8 | Великая Отечественная война 1941-1945 гг. | 6 | 4 | 2 |
9 | СССР в 1945-1953 гг. | 4 | 3 | 1 |
10 | СССР в 1953 – середине 60 –х гг. XX в. | 4 | 3 | 1 |
11 | СССР в середине 1960 – начале 1980-х гг. | 3 | 2 | 1 |
12 | Перестройка в СССР (1985-1991) | 3 | 2 | 1 |
13 | Россия в конце XX – начале XXI в. | 7 | 5 | 2 |
Итого: | 70 | 54 | 16 |
Календарно-тематическое планирование 9 класс
№ | Наименование разделов и тем | Дата | Подготовка к ГИА | ||||||||||||||||
план | факт | план | факт | план | факт | ||||||||||||||
Раздел 1. Всеобщая история. Мир в первой половине ХХ в. Тема 1. Мир в 1900-1918 гг. 5 ч. | |||||||||||||||||||
Знать: причины образования политических партий их политические реформы, признаки перехода к новой индустриальной эпохе. Определять причины и сущность промышленно-технологической революции, влияние массового промышленного производства на условия жизни и быт людей в начале ХХ в. Уметь: объяснять суть «нового империализма», показывать на исторической карте территорию раздела мира между главными колониальными державами в нач. XX в, анализировать ситуацию в Европе. Формы контроля: наряду с традиционным устным и письменным опросом, индивидуальными ответами у доски, проверкой качества выполнения практических заданий, используются: тематический контроль в форме соревнований, викторин, контрольный срез знаний, составление рассказа с использованием новых терминов, тестирование. | |||||||||||||||||||
1 | Индустриальное общество в начале ХХ века | http://school-collection.edu.ru | |||||||||||||||||
2 | «Новый империализм» | http://www.gotovkege.ru | |||||||||||||||||
3 | Первая мировая война 1914-1918 | http://school-collection.edu.ru | |||||||||||||||||
4 | Версальско-Вашингтонская система | http://school-collection.edu.ru | |||||||||||||||||
5 | Последствия войны: революция и распад империй | ||||||||||||||||||
Раздел 2 Мир в 1918 – 1939 гг. Вторая мировая война (7 ч.) | http://school-collection.edu.ru | ||||||||||||||||||
Знать: условия экономического развития США и европейских стран, сходство, различия между ними. Уметь: описывать политические изменения в странах Европы и США в 1920-е гг, перечислять основные причины мирового экономического кризиса 1929-33 гг, выделять основные проявления и особенности кризиса. Формы контроля: наряду с традиционным устным и письменным опросом, индивидуальными ответами у доски, проверкой качества выполнения практических заданий, используются: тематический контроль в форме соревнований, викторин, контрольный срез знаний, составление рассказа с использованием новых терминов, тестирование. | http://school-collection.edu.ru/ | ||||||||||||||||||
6 | Капиталистический мир в 1920-е гг. США и страны Европы. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. пути выхода | http://www.gotovkege.ru | |||||||||||||||||
7 | США: «Новый курс» Ф.Рузвельта | http://school-collection.edu.ru | |||||||||||||||||
8 | Демократические страны Европы в 1930-е гг. Великобритания, Франция | ||||||||||||||||||
9 | Тоталитарные режимы в 1930-е гг. Италия, Германия, Испания | http://www.gotovkege.ru | |||||||||||||||||
10 | Страны Востока и Латинской Америки в первой половине ХХ века | http://school-collection.edu.ru | |||||||||||||||||
11 | Культура и искусство первой половины ХХ в. | ||||||||||||||||||
12 | Международные отношения и Вторая мировая война | http://school-collection.edu.ru | |||||||||||||||||
Раздел 3. Мир во второй половине ХХ – начале ХХI вв. (11 ч.) | |||||||||||||||||||
Знать: главные признаки «холодной войны», показывать на карте страны НАТО и ОВД, линии по которым произошел раскол мира и Европы. Уметь: сравнивать. Вторую и Третью промышленно-технологические революции, называть основные черты и признаки постиндустриального общества. Формы контроля: наряду с традиционным устным и письменным опросом, индивидуальными ответами у доски, проверкой качества выполнения практических заданий, используются: тематический контроль в форме соревнований, викторин, контрольный срез знаний, составление рассказа с использованием новых терминов, тестирование. | |||||||||||||||||||
13 | Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны» | http://school-collection.edu.ru | |||||||||||||||||
14 | Завершение эпохи индустриального общества 1945-1970 гг. | http://school-collection.edu.ru | |||||||||||||||||
15 | Политическое развитие и гражданское общество. Социальные движения | http://www.gotovkege.ru | |||||||||||||||||
16 | США.Великобритания.Франция | http://school-collection.edu.ru | |||||||||||||||||
17 | Италия | ||||||||||||||||||
18 | Германия: раскол и объединение | http://www.gotovkege.ru | |||||||||||||||||
19 | Преобразования и революции в странах Восточной Европы 1945-2011гг | http://school-collection.edu.ru | |||||||||||||||||
20 | Страны Востока и Латинской Америки во второй половине ХXвека-начале ХХIвека | http://school-collection.edu.ru | |||||||||||||||||
21 | Международные отношения | http://school-collection.edu.ru | |||||||||||||||||
22 | Глобализация в конце ХХ – начала ХХI вв. | http://www.gotovkege.ru | |||||||||||||||||
23 | Итоговое повторение по курсу «Всеобщая история» | ||||||||||||||||||
История России ХХ - начало ХХI в. Глава 4. Россия на рубеже ХIХ - начало ХХ вв. (6 ч.) | |||||||||||||||||||
Знать: предмет и задачи исторической науки, различать виды исторических источников, определять хронологические рамки и периодизацию новейшей истории России. Уметь: показывать на исторической карте территорию Российской империи, сравнивать социальную структуру Российского общества в XIX и начале ХХ века, выделять особенности российской экономики начала ХХ века. Формы контроля: наряду с традиционным устным и письменным опросом, индивидуальными ответами у доски, проверкой качества выполнения практических заданий, используются: тематический контроль в форме соревнований, викторин, контрольный срез знаний, составление рассказа с использованием новых терминов, тестирование. | |||||||||||||||||||
24 | Россия на рубеже ХIХ-ХХ вв. | http://school-collection.edu.ru | |||||||||||||||||
25 | Внешняя политика России. Русско-японская война | http://school-collection.edu.ru | |||||||||||||||||
26 | Первая российская революция | ||||||||||||||||||
27 | Экономическиеи политические реформы | http://school-collection.edu.ru | |||||||||||||||||
28 | Политическая и духовная жизнь в 1907-1914гг. | http://school-collection.edu.ru | |||||||||||||||||
29 | Культура «Серебряного века» | http://school-collection.edu.ru | |||||||||||||||||
Глава 5.Великая Российская революция. 1917-1921 гг. (6 ч.) | |||||||||||||||||||
Знать: предпосылки и причины революции, характеризовать специфику революционных событий февраля 1917 г. Уметь: объяснять причины поражения выступления Корнилова, описывать структуру новых органов власти, анализировать точки зрения по поводу заключения мира с Германией. Формы контроля: наряду с традиционным устным и письменным опросом, индивидуальными ответами у доски, проверкой качества выполнения практических заданий, используются: тематический контроль в форме соревнований, викторин, контрольный срез знаний, составление рассказа с использованием новых терминов, тестирование. | |||||||||||||||||||
30 | Свержение монархии в России | http://school-collection.edu.ru | |||||||||||||||||
31 | Россия в период Февраль-октябрь 1917 г | http://school-collection.edu.ru | |||||||||||||||||
32 | Формирование советской государственности
| ||||||||||||||||||
33 | Гражданская война в России 1918-1920гг | http://www.gotovkege.ru | |||||||||||||||||
34 | Экономическая политика красных и белых | http://school-collection.edu.ru | |||||||||||||||||
35 | Экономический и политический кризис начала 20-хгг | http://school-collection.edu.ru | |||||||||||||||||
Глава 6. СССР на путях строительства нового общества (8 ч.) | |||||||||||||||||||
Знать: причины перехода к нэпу, характеризовать основные направления нэпа, раскрывать существенные различия политики военного коммунизма и нэпа. Уметь: характеризовать ситуацию в национальных окраинах, называть причины и предпосылки образования СССР, выделять противоречия в национальной политике СССР. Формы контроля: наряду с традиционным устным и письменным опросом, индивидуальными ответами у доски, проверкой качества выполнения практических заданий, используются: тематический контроль в форме соревнований. | |||||||||||||||||||
36 | Переход к нэпу | http://school-collection.edu.ru | |||||||||||||||||
37 | Образование СССР | http://school-collection.edu.ru | |||||||||||||||||
38 | Международное положение и внешняя политика в 20-е гг. | ||||||||||||||||||
39 | Политическое развитие СССР в 20-е гг. | http://www.gotovkege.ru | |||||||||||||||||
40 | Духовная жизнь СССР в 20-егг | http://school-collection.edu.ru | |||||||||||||||||
41 | Социалистическая индустриализация и коллективизация сельского хозяйства в СССР | http://school-collection.edu.ru | |||||||||||||||||
42 | Политическая и духовная жизнь в СССР в 30-е гг | ||||||||||||||||||
43 | Внешняя политика СССР в 30гг | http://www.gotovkege.ru | |||||||||||||||||
Глава 7. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг. (6 ч.) | |||||||||||||||||||
Знать: факторы, обусловившие «новый курс» советской дипломатии, основные направления внешней политики на дальнем востоке, влияние Мюнхенского соглашения на идею создания системы коллективной безопасности в Европе. Уметь: называть планы воюющих сторон на 1942 г., показывать на карте направления летнего наступления 1942 г, раскрывать цели политики германии на оккупированных территориях. Формы контроля: наряду с традиционным устным и письменным опросом, индивидуальными ответами у доски, проверкой качества выполнения практических заданий, используются: тематический контроль в форме соревнований. | |||||||||||||||||||
44 | СССР накануне Великой Отечественной войны. Начало Великой Отечественной войны | http://school-collection.edu.ru | |||||||||||||||||
45 | Немецкое наступление и предпосылки коренного перелома | http://school-collection.edu.ru | |||||||||||||||||
46 | Советский тыл в годы Великой Отечественной войны | ||||||||||||||||||
47 | Коренной перелом в войне | http://www.gotovkege.ru | |||||||||||||||||
48 | Народы СССР в борьбе с немецким захватчиком | http://school-collection.edu.ru | |||||||||||||||||
49 | СССР на завершающем этапе мировой войны | http://school-collection.edu.ru | |||||||||||||||||
Глава 8. СССР в 1945-1953 гг. (3 ч.) | |||||||||||||||||||
Знать: состояние советской экономики после войны, альтернативы развития народного хозяйства в послевоенные годы. Уметь: высказывать суждения о демократическом импульсе войны, анализировать причины нового витка репрессий, приводить примеры усиления административно-командной системы в послевоенный период. Формы контроля: наряду с традиционным устным и письменным опросом, индивидуальными ответами у доски, проверкой качества выполнения практических заданий, используются: тематический контроль в форме соревнований, викторин, контрольный срез знаний, составление рассказа с использованием новых терминов, тестирование. | |||||||||||||||||||
50 | Послевоенное восстановление СССР | http://school-collection.edu.ru | |||||||||||||||||
51 | Политическое и идеологическое развитие СССР в 1945-1953гг | http://school-collection.edu.ru | |||||||||||||||||
52 | Политическое и идеологическое развитие СССР в 1945-1953гг | http://school-collection.edu.ru | |||||||||||||||||
53 | Внешняя политика СССР в 1945-1953гг | ||||||||||||||||||
Глава 9. СССР в 1953-середине 60-х гг. ХХ в. (4 ч.) | |||||||||||||||||||
Знать: состояние советской экономики после войны, альтернативы развития народного хозяйства в послевоенные годы, причины бедственного положения сельского хозяйства после войны. Уметь: раскрывать предпосылки начала Холодной воны, давать определение понятию «Холодная война». Формы контроля: наряду с традиционным устным и письменным опросом, индивидуальными ответами у доски, проверкой качества выполнения практических заданий, используются: тематический контроль в форме соревнований. | |||||||||||||||||||
54 | Изменения политической системы СССР | http://school-collection.edu.ru | |||||||||||||||||
55 | Экономика СССР в1953-1964гг | http://school-collection.edu.ru | |||||||||||||||||
56 | «Оттепель» в духовной жизни общества СССР | ||||||||||||||||||
57 | Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия | http://www.gotovkege.ru | |||||||||||||||||
Глава 10. СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг. (3 ч.) | |||||||||||||||||||
Знать: о возрождении неосталинизма в 1964-1982 гг., характеристику конституции 1977 г. , особенности общественного развития СССР в середине 1960-х гг- середине 1980-х гг. Уметь: оценивать результаты аграрной реформы 1965 г.и реформы промышленности, определять причины улучшения жизни советских людей в 1970-е гг., называть достижения научно-технического прогресса. Формы контроля: наряду с традиционным устным и письменным опросом, индивидуальными ответами у доски, проверкой качества выполнения практических заданий, используются: тематический контроль в форме соревнований, викторин, контрольный срез знаний, составление рассказа с использованием новых терминов, тестирование. | |||||||||||||||||||
58 | Консервация политического режима в СССР в середине 60-хгг | http://school-collection.edu.ru | |||||||||||||||||
59 | Экономика «развитого социализма» в СССР | http://school-collection.edu.ru | |||||||||||||||||
60 | Политика разрядки: надежды и результаты | ||||||||||||||||||
Глава 11. Перестройка в СССР (1985-1991) 3 ч.) | |||||||||||||||||||
Знать: существовавшую политическую систему как главный тормоз общественного развития, определять причины появления новых политических партий, оценивать политические преобразования в стране за годы перестройки. Уметь: называть причины неудач в реформировании экономики, описывать программу «500 дней», высказывать суждение о радикальном характере провозглашенного курса на переход к рынку. Формы контроля: наряду с традиционным устным и письменным опросом, индивидуальными ответами у доски, проверкой качества выполнения практических заданий, используются: тематический контроль в форме соревнований, викторин, контрольный срез знаний, составление рассказа с использованием новых терминов, тестирование. | |||||||||||||||||||
61 | Реформы политической системы в СССР 1985-1991гг | http://school-collection.edu.ru | |||||||||||||||||
62 | Экономические реформы в СССР 1985-1991гг | http://school-collection.edu.ru | |||||||||||||||||
63 | Диалектика нового политического мышления | ||||||||||||||||||
Глава 12. Россия в конце ХХ в. – начале ХХI в. (7 ч.) | |||||||||||||||||||
Знать: основные положения программы экономических преобразований 1991 г, выделять причины финансового кризиса 2008 г., оценивать итоги экономического развития страны в 1990-е гг., выявлять причины в развитии экономики в 1990-е. Уметь: определять изменения расстановки политических сил после августа 1991 г., высказывать суждения о важнейших положениях Конституции, оценивать результаты политического развития страны в 1990-е. Формы контроля: тематический контроль в форме соревнований, викторин, контрольный срез знаний, составление рассказа с использованием новых терминов, тестирование. | |||||||||||||||||||
64 | Российская экономика на пути к рынку | http://school-collection.edu.ru | |||||||||||||||||
65 | Политическая жизнь: Россия на пути к демократическому обществу и правовому государству | http://school-collection.edu.ru | |||||||||||||||||
66 | Духовная жизнь обновленной России | ||||||||||||||||||
67 | Строительство обновленной Федерации | http://www.gotovkege.ru | |||||||||||||||||
68 | Геополитическое положение и внешняя политика России | http://school-collection.edu.ru | |||||||||||||||||
69 | Россия на пороге ХХI века | http://school-collection.edu.ru | |||||||||||||||||
70 | Итоговое повторение по курсу «История России» |
Предварительный просмотр:
Приложение к адаптированной основной образовательной программе основного общего образования с изменениями и дополнениями, утвержденными приказом от _______номер |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебный предмет: Обществознание Класс: 9 Учитель: Байжанова Марина Александровна Срок реализации программы -1 год Количество часов по учебному плану: 9 класс – 2 часа. Всего 70 ч/год |
Сургут, 2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана для ученика ____ класса ____________________, имеющего ограниченные возможности здоровья и рекомендации на обучение по адаптированной образовательной программе для учащихся с задержкой психического развития в соответствии с заключением ТПМПК №________от__________
Программа разработана на 2018-2019 учебный год на основании заключения ТПМПК и заявления родителей (законных представителей) в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089 с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г. N 164, от 31 августа 2009 г. N 320, от 19 октября 2009 г. N 427, от 10 ноября 2011 г. N 2643, от 24 января 2012 г. N 39;
- Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4;
- Положение о рабочих программах.
Рабочая программа разработана с учётом примерной программы по обществознанию и ориентирована на использование учебника Обществознание. 9 класс. /под редакцией Л. Н. Боголюбова, которые включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253 (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 N 576, от 28.12.2015 N 1529, от 26.01.2016 N 38)
Особенности физического и умственного развития
У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации; в недостаточности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Сходные качества этих предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые. Эти дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы; часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т. д. В качестве наиболее характерных для детей с ЗПР особенностей внимания исследователями отмечаются его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения. Снижение способности распределять и концентрировать внимание особенно проявляется в условиях, когда выполнение задания осуществляется при наличии одновременно действующих речевых раздражителей, имеющих для детей значительное смысловое и эмоциональное содержание. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению. Учащиеся имеют низкий навык чтения, слабо развита связная речь. Не умеют самостоятельно пересказать прочитанное произведение, выполнить анализ произведения, дать характеристику героям, не могут установить последовательность и причинность событий в тексте, определять главную мысль произведения. Несформированность языковых и речевых средств языка.
Учащийся, ________________, имеет маленький словарный запас, нет точного значения слов, плохо развита связная речь. Не понимает инструкции, соответственно не может выполнить задания сам, только с помощью взрослых. Плохо ориентируются во времени. Трудности в словообразовании, словоизменении, окончаниях. Не может самостоятельно составить рассказ по картинкам, сложности в пересказе (очень скудный). Сложно самостоятельно составить небольшой текст. Рассказ неполный, предложения короткие, ответы односложные. Чтение слоговое - словесное, медленное, иногда про себя, а потом повторение вслух. Кроме того, очень низкий уровень развития внимания, памяти и работоспособности.
В рамках данной программы ребенок не нуждается в специальных технических средствах и учебных пособиях.
2. Цель курса в 9 классе:
• развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека, и гражданина;
• овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
3. Федеральный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение обществознания в 9 классе в объеме 70 часов.
Из этих часов отводится время на изучение вопросов финансовой грамотности обучающихся, позволяющих им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.
4. Результаты освоения предмета:
Знать/понимать
- Социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- Сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- Характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- Содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения
Уметь
- Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
- Приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- Решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в культурной, социальной и духовной сферах деятельности человека
- Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники);
5. Содержание учебного предмета, курса
9 класс
Раздел 1. Политика и социальное управление (21 часов)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направленияполитики. Понятие государства, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности.Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правовогогосударства в РФ.Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формированиягражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные чертывыборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политическиепартии и движения в РФ. Участие партий в выборах.Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества.
Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Раздел 2. Право (49 часов)
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормыправа. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Системазаконодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенностиправового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и видыюридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция — основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органыгосударственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеалправа. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционныеобязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации изащиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнегоработника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Брак и развод, неполная семья Порядок и условиязаключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления.
Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования. Возможности полученияобщего и профессионального образования в Российской Федерации.
7. Формы и методы работы изложение нового материала учителем самостоятельно, в диалоге с классом, самостоятельно с помощью учебника, с помощью подготовленных учениками докладов, а также различные формы контроля: самопроверка, взаимопроверка, контрольные срезы. Задания различной степени сложности признаны способствовать более прочному усвоению знаний, практических умений для реализации самообразования, а также развитию аналитического мышления, устной и письменной речи. Методы обучения, предусмотренные программой: наглядный, словесный (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, дискуссия), работа с книгой (чтение, изучение, цитирование, составление плана). Используемые технологии обучения: компьютерные (новые информационные) технологии обучения, проблемное обучение.
Формы и методы работы (работа с одаренными детьми; работа с детьми, испытывающие трудности в обучении).
Методы работы с учащимися, испытывающие трудности в обучении.
Задача педагогов помочь таким ученикам не только освоить учебный материал, но и, используя современные педагогические системы и технологии, способствовать развитию личности каждого ученика, научить его мыслить, действовать, заставить поверить в себя и свои силы. Очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их. При разработке требований к учащимся специалисты каждого учебного предмета ориентируются на некую норму возможностей детей того или иного школьного возраста.
Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. На этапах сообщения новых знаний, при закреплении, повторении и самоконтроле выполненной работы применяется метод демонстрации. В процессе обучения учащихся широко используются словесные, наглядные и практические методы обучения. Специфика их применения диктуется особенностями познавательной деятельности. Учащиеся не могут одновременно усвоить большой объем материала, значит необходимо членение его на небольшие части. Кроме того, материал, сообщаемый только в словесной форме, не подкрепленный наглядностью или практическими действиями, плохо понимается школьниками, не запоминается, следовательно, важно сочетать эти методы. Основной формой работы с детьми - индивидуальные занятия, которые позволяют более конкретно подбирать материал для каждого ребенка, с учетом психических особенностей учащегося, мотивации учебной работы, реализовать деятельностный подход к обучению. Репродуктивные задания предполагают определенную вариативность деятельности учащихся. Им необходимо припомнить предыдущие работы по образцу, частично содержавшие аналогичные требования.
9 класс
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | В том числе на: | Примерное количество часов самостоятельной работы учащихся | ||
Уроки | Лабораторные, практические работы | Тематический контроль | ||||
1 | Политика | 21 | 13 | 8 | ||
2 | Право | 49 | 28 | 21 | ||
Итого: | 70ч | 41 ч | 29 |
Календарно-тематическое планирование 9 класс
№ | Наименование разделов и тем | Дата | Подготовка к ГИА | ||||||
9 А | 9 Б | 9 В | |||||||
план | факт | план | факт | план | факт | ||||
Раздел 1. Политика (21час) | |||||||||
Знать: сила, авторитет, власть, влияние. Государство, политическая система.Суверенитет. Национально-государственное устройство, сепаратизм, централизованное государство. Формы правления, республика, монархия. Политический режим, тоталитаризм, авторитаризм, демократия. Гражданское общество, гражданство, правовое государство. Электорат. Выборы. Политическая партия, политическая программа. Партийная система. Уметь: описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли; сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия; объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни); приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах. Формы и методы контроля: Наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий, могут быть использованы методы социологического исследования: анкетирование, самооценка и т. д. | |||||||||
1 | Введение | www.gotovkege.ru/ | |||||||
2 | Политика и власть | www.gotovkege.ru/ | |||||||
3 | Политическая жизнь и СМИ | www.gotovkege.ru | |||||||
4 | Государство: понятие, теории происхождения и функции | www.gotovkege.ru/ | |||||||
5 | Формы государства: формы правления и территориально-государственного устройства | www.gotovkege.ru/ | |||||||
6 | Формы современных государств | www.gotovkege.ru/ | |||||||
7 | Политические режимы | www.gotovkege.ru/ | |||||||
8 | Достоинства и недостатки демократии | www.gotovkege.ru/ | |||||||
9 | Правовое государство | www.gotovkege.ru/ | |||||||
10 | Правовое государство- идеал или реальность | www.gotovkege.ru/ | |||||||
11 | Разделение властей | www.gotovkege.ru/ | |||||||
12 | Гражданское общество: понятие, основы и структура | www.gotovkege.ru/ | |||||||
13 | Функционирование гражданского общества в России и за рубежом | www.gotovkege.ru/ | |||||||
14 | Зачем нам гражданское общество | www.gotovkege.ru/ | |||||||
15 | Местное самоуправление | www.gotovkege.ru/ | |||||||
16 | Участие граждан в политической жизни | www.gotovkege.ru/ | |||||||
17 | Обращение граждан в государственные органы | www.gotovkege.ru/ | |||||||
18 | Опасность политического экстремизма | www.gotovkege.ru/ | |||||||
19 | Политические партии и движения | www.gotovkege.ru/ | |||||||
20 | Политические партии и движения | www.gotovkege.ru/ | |||||||
21 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Политика» | www.gotovkege.ru/ | |||||||
Раздел 2. Право (49 часов) | |||||||||
Знать:Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности, права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Структура Федерального собрания. Функции и роль депутатов. Состав и функции Госдумы и Совета Федерации. Институт президентства в России. Конституция как основной закон государства и её структура. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав. Характеристика личных прав. Содержание политических и гражданских прав. Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. Понятие физического и юридического лица. Право собственности на имущество. Сделка и договор. Правовое регулирование трудовых отношений. Кодекс законов о труде РФ. Защита детского труда. Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридическая трактовка брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака. Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. Умысел и неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления. Уметь:описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли; сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия; объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни); приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах; оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека, осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения; самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.). Формы и методы контроля: Формы и средства контроля -устные ответы на вопросы и задания учебника; - письменные и самостоятельные работы; - тестирование; - моделирование жизненных ситуаций. | |||||||||
22 | Право, его роль в жизни общества и государства | www.gotovkege.ru/ | |||||||
23 | Система законодательства | www.gotovkege.ru/ | |||||||
24 | Правоотношения в обществе | www.gotovkege.ru/ | |||||||
25 | Субъекты права | www.gotovkege.ru/ | |||||||
26 | Правонарушения и его признаки | www.gotovkege.ru/ | |||||||
27 | Виды правонарушений и их особенности | www.gotovkege.ru/ | |||||||
28 | Виды правонарушений и их особенности | www.gotovkege.ru/ | |||||||
29 | Юридическая ответственность | www.gotovkege.ru/ | |||||||
30 | Виды юридической ответственности | www.gotovkege.ru/ | |||||||
31 | Правоохранительные органы | www.gotovkege.ru/ | |||||||
32 | Правоохранительные органы | www.gotovkege.ru/ | |||||||
33 | Понятие, виды и история Конституций | www.gotovkege.ru/ | |||||||
34 | Конституция Российской Федерации | www.gotovkege.ru/ | |||||||
35 | Основы конституционного строя РФ | www.gotovkege.ru/ | |||||||
36 | Основы конституционного строя РФ | www.gotovkege.ru/ | |||||||
37 | Как решить проблему коррупции | www.gotovkege.ru/ | |||||||
38 | Как решить проблему коррупции | www.gotovkege.ru/ | |||||||
39 | Законодательная власть | www.gotovkege.ru/ | |||||||
40 | Права и свободы человека и гражданина | www.gotovkege.ru/ | |||||||
41 | Права и свободы человека и гражданина | www.gotovkege.ru/ | |||||||
42 | Права ребенка. Особенности защиты | www.gotovkege.ru/ | |||||||
43 | Права ребенка. Особенности защиты | www.gotovkege.ru/ | |||||||
44 | Гражданские правоотношения: понятие и особенности | www.gotovkege.ru/ | |||||||
45 | Виды договоров | www.gotovkege.ru/ | |||||||
46 | Дееспособность несовершеннолетних | www.gotovkege.ru/ | |||||||
47 | Защита прав потребителей | www.gotovkege.ru/ | |||||||
48 | Право на труд. Трудовые правоотношения | www.gotovkege.ru/ | |||||||
49 | Реализация права на труд | www.gotovkege.ru/ | |||||||
50 | Семейные правоотношения | www.gotovkege.ru/ | |||||||
51 | Семейные правоотношения | www.gotovkege.ru/ | |||||||
52 | Правоотношения супругов, детей и родителей | www.gotovkege.ru/ | |||||||
53 | Административные правоотношения | www.gotovkege.ru/ | |||||||
54 | Административные правонарушения и ответственность | www.gotovkege.ru/ | |||||||
55 | Уголовно-правовые правоотношения | www.gotovkege.ru/ | |||||||
56 | Понятие и виды преступлений | www.gotovkege.ru/ | |||||||
57 | Причины преступности в обществе и методы борьбы с ней | www.gotovkege.ru/ | |||||||
58 | Причины преступности в обществе и методы борьбы с ней | www.gotovkege.ru/ | |||||||
59 | Социальные права | www.gotovkege.ru/ | |||||||
60 | Социальная политика государства | www.gotovkege.ru/ | |||||||
61 | Здоровье под охраной закона | www.gotovkege.ru/ | |||||||
62 | Международно- правовая защита жертв вооруженных конфликтов | www.gotovkege.ru/ | |||||||
63 | Международно- правовая защита жертв вооруженных конфликтов | www.gotovkege.ru/ | |||||||
64 | Всеобщая Декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка | www.gotovkege.ru/ | |||||||
65 | Всеобщая Декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка | www.gotovkege.ru/ | |||||||
66 | Правовое регулирование отношений в сфере образования | www.gotovkege.ru/ | |||||||
67 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Право» | www.gotovkege.ru/ | |||||||
68 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Право» | www.gotovkege.ru/ | |||||||
69 | Итоговое занятие «Политика и право» | www.gotovkege.ru/ | |||||||
70 | Итоговое работа по курсу обществознание | www.gotovkege.ru/ |