Устройство и функционирование информационных систем
Нормативная, планирующая и методическая документация по дисциплине
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 131 КБ |
Предварительный просмотр:
Главное управление образования Курганской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Курганский технологический колледж
имени Героя Советского Союза Н.Я.Анфиногенова»
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Устройство и функционирование информационной системы»
для специальности среднего профессионального образования
230401 Информационные системы
программы базовой подготовки
2012 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта специальности среднего профессионального образования 230401 Информационные системы
РАССМОТРЕНА
Заместитель директора
по учебной работе
___________ О.Н.Кирсанова
«___» ____________ 20 ___г.
Рекомендована цикловой методической комиссией информационных дисциплин.
Протокол от «____»__________ 20___ г. №_______
Председатель ЦМК ___________ Е.В. Папулова
Разработчики:
Медведева А.А., преподаватель ФГОУ СПО «КТК»
Ф.И.О., должность
_________________________________________________
Ф.И.О., должность
Рецензенты:
_________________________________________________
Ф.И.О., должность
_________________________________________________
Ф.И.О., должность
СОДЕРЖАНИЕ
стр. |
| 4 |
| 5 |
| 8 |
| 10 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УСТРОЙСТВО И ФУКЦИОНИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230401 Информационные системы (по отраслям).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональная дисциплина профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- выделять жизненные циклы проектирования информационной системы;
- использовать методы и критерии оценивания предметной области и методы определения стратегии развития бизнес-процессов организации;
- использовать и рассчитывать показатели и критерии оценивания информационной системы, осуществлять необходимые измерения;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- цели автоматизации производства;
- типы организационных структур;
- реинжиниринг бизнес-процессов;
- требования к проектируемой системе, классификацию информационных систем, структуру информационной системы, понятие жизненного цикла информационной системы;
- модели жизненного цикла информационной системы, методы проектирования информационной системы;
- технологии проектирования информационной системы, оценку и управление качеством информационной системы;
- организацию труда при разработке информационной системы;
- оценку необходимых ресурсов для реализации проекта.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 95 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 62 часа;
самостоятельной работы обучающегося 33 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 95 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 62 |
в том числе: |
практические занятия | 26 |
контрольные работы | 4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 33 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
УСТРОЙСТВО И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИС
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Общие сведения об информационных системах. |
Тема 1.1. Общая характеристика информационных систем | Содержание учебного материала | 8 | ознакомительный |
Основные понятия: информация, данные, способы сбора и хранения и обработки информации. Понятие ИС. Задачи и функции ИС. Этапы развития ИС. Состав и структура ИС: основные составные части. Функциональные подсистемы. Обеспечивающие подсистемы: информационное, техническое, правое, программное, математическое, организационное, лингвистическое. |
Практические занятия:
| 8 | репродуктивный |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщений и рефератов по темам:
| 7 | продуктивный |
Тема 1.2. Использование ИС в реинжиниринге бизнес-процессов. | Содержание учебного материала | 6 | ознакомительный |
Сущность и принципы реинжиниринга бизнес-процессов. Организационная структура предприятия на основе управления бизнес-процессами. Использование информационных систем в реинжиниринге бизнес-процессов. Правила проведения реинжениринга. Основные этапы реинжениринга: планирование и начало работ, исследования, проектирование, утверждение, внедрение, последующие мероприятия. |
Практические занятия: Оценивание предметной области и определение стратегии развития бизнес-процессов организации. | 4 | репродуктивный |
Контрольная работа по разделу 1. | 2 | продуктивный |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщений и рефератов по темам:
| 7 |
Раздел 2. Теоретические основы проектирования ИС. |
Тема 2.1. Жизненный цикл ИС. | Содержание учебного материала | 10 | ознакомительный |
Понятие жизненного цикла ИС. Процессы жизненного цикла ИС: основные, вспомогательные, организационные. Структура жизненного цикла ИС. Стадии жизненного цикла ИС: моделирование, управление требованиями, анализ и проектирование, кодирование, тестирование, установка и сопровождение. Процессы, протекающие на протяжении жизненного цикла информационной системы. Основные процессы жизненного цикла. Вспомогательные процессы жизненного цикла. Организационные процессы. Структура жизненного цикла информационной системы. Начальная стадия. Стадия уточнения. Стадия конструирования. Стадия передачи в эксплуатацию. Модели жизненного цикла информационной системы. Каскадная модель жизненного цикла информационной системы. Спиральная модель жизненного цикла. Обзор методов проектирования ИС. |
Практические занятия Выделение жизненного цикла ИС (на примере конкретной ИС). | 2 | репродуктивный |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщений по темам: «Примеры ИС», составление схемы «Процессы жизненного цикла». | 6 | продуктивный |
Тема 2.2. Основные понятия технологии проектирования информационных систем. | Содержание учебного материала | 6 | ознакомительный |
Технологии проектирования: характеристика и выбор. Основные компоненты технологии проектирования ИС. Современные тенденции систем качества ИС. Стандарты оценки качества стандарты оценки качества ИС и процесса ее разработки процесса ее разработки. Критерии качества ИС: правильность, точность, совместимость, надежность, универсальность, защищенность, полезность, эффективность, проверяемость, адаптируемость. Стандарты управления качеством промышленной продукции. |
Практические занятия Создание модели процессов в BPWin. Расчет показателей оценки ИС. | 8 | репродуктивный |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщений и рефератов по темам:
| 7 | продуктивный |
Тема 2.3. Организация труда при разработке ИС и оценка необходимых ресурсов для реализации проекта. | Содержание учебного материала | 4 | ознакомительный |
Виды работ при разработке ИС на разных стадиях. Методы планирования выполнения проектных и иных работ. Организационные формы управления проектированием. Виды ресурсов, необходимых для реализации ИС. Методики оценки проектов создания ИС. |
Практические занятия Управление проектами (на примере Microsoft Project) | 4 | репродуктивный |
Контрольная работа по разделу 2. | 2 | продуктивный |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщений и рефератов по темам: 1. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, промышленной санитарии и противопожарной защиты. | 6 |
Дифференцированный зачет | 2 | продуктивный |
Всего: | 95 |
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета программирования и баз данных; лабораторий информационных систем.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
-рабочие места по количеству обучающихся;
-комплект учебно-методической документации;
-наглядные пособия: демонстрационные плакаты, макеты, раздаточный материал.
Технические средства обучения:
- компьютерные и телекоммуникационные: персональный компьютер, локальная сеть с выходом в Интернет;
- аудиовизуальные: мультимедиа проектор; мультимедийная доска.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- рабочие места по количеству обучающихся, оборудованные персональными компьютерами с необходимым программным обеспечением общего и профессионального назначения;
- принтер;
- сканер;
- проектор;
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия: раздаточный материал.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Волков В.Л. Измерительные информационные системы: Учеб. пособ. -Арзамас: ОО "Ассоциация ученых", 2008. -158 с.
- Избачков Ю.С., Петров В.Н. Информационные системы: Учебник для вузов. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 656 с.
- Прикладное моделирование процессов и систем: Лабораторные работы. Метод указания. / В.Л. Волков. -Арзамас. ОО “Ассоциация ученых”, 2008. -64 с.
- Лодон Дж., Лодон К. Управление информационными системами. Спб.: Питер, 2005. – 280 с.
Дополнительные источники:
- Балдин К.В., Уткин В.Б. Информационные системы в экономике. - 6-е изд. – М.: «Дашков и К», 2010. - 395 с.
- Васильев А.А. Избачков Ю.С. Петров В.Н. Телина И.С. Информационные системы/ - 30е изд. – Спб: Питер, 2011. – 544 с.
- Голенищев Э.П., Клименко И.В. Информационное обеспечение управления. Серия Высшее образование. М.: Феникс, 2010. – 320 с.
- Пирогов В.Ю. Информационные системы и базы данных. Организация и проектирование. Серия Учебная литература для вузов. СПб.: БХВ-Петербург, 2009. – 528 с.
- В.В.Трофимов. Информационные системы и технологии в экономике и управлении. М.: Высшее образование, 2006.-310 с.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также подготовке обучающимися рефератов и сообщений, составление схем по темам дисциплины.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
умения:
знания:
|
|
Итоговая аттестация | Дифференцированный зачет |