Основы проектирования баз данных
Учебная, планирующая и методическая документация по дисциплине
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 153.5 КБ |
Календарно-тематический план | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
Главное управление образования Курганской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Курганский технологический колледж
имени Героя Советского Союза Н.Я.Анфиногенова»
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы проектирования баз данных»
для специальности среднего профессионального образования
230401 Информационные системы
программы базовой подготовки
2012 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта специальности среднего профессионального образования 230401 Информационные системы
РАССМОТРЕНА
Заместитель директора
по учебной работе
___________ О.Н.Кирсанова
«___» ____________ 20 ___г.
Рекомендована цикловой методической комиссией информационных дисциплин.
Протокол от «____»__________ 20___ г. №_______
Председатель ЦМК ___________ Е.В. Папулова
Разработчики:
Медведева А.А., преподаватель ФГОУ СПО «КТК»
Ф.И.О., должность
_________________________________________________
Ф.И.О., должность
Рецензенты:
_________________________________________________
Ф.И.О., должность
_________________________________________________
Ф.И.О., должность
СОДЕРЖАНИЕ
стр. |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
условия реализации программы учебной дисциплины | 9 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 11 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УСТРОЙСТВО И ФУКЦИОНИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230401 Информационные системы (по отраслям).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональная дисциплина профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
проектировать реляционную базу данных;
использовать язык запросов для программного извлечения сведений из баз данных.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основы теории баз данных;
модели баз данных;
особенности реляционной модели и проектирование баз данных, изобразительные средства, используемые в ER-моделировании;
основы реляционной алгебры;
принципы проектирования баз данных, обеспечение непротиворечивости и целостности данных;
средства проектирования структур баз данных;
язык запросов SQL.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 114 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 76 часов;
самостоятельной работы обучающегося 38 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 114 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 76 |
в том числе: |
практические занятия | 18 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 38 |
Итоговая аттестация в 3 семестре – в форме дифференцированного зачета в 4 семестре – в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БАЗ ДАННЫХ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами, с теорией проектирования информационных систем. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности. | 2 |
Раздел 1 Теория проектирования баз данных | 44 |
Тема 1.1 Основные понятия и типы моделей данных | Содержание учебного материала | 8 | ознакомительный |
Основы теории баз данных. Понятия объект, сущность, параметр, атрибут, триггер, ограничения, основной и альтернативный ключи. СУБД и её место в системе программного обеспечения ЭВМ. Базовые понятия СУБД. Примеры организации баз данных. Информационная модель данных, её состав (концептуальная, логическая и физическая модели). Переход от одной модели к другой. Три типа логических моделей: иерархическая, сетевая и реляционная. Понятие логической и физической независимости данных. Системы управления базами данных. Классификация и обзор СУБД. Базовые понятия СУБД. Функции СУБД. |
Тема 1.2 Взаимосвязи в моделях и реляционный подход к построению моделей | Содержание учебного материала | 8 | ознакомительный |
Типы взаимосвязей и модели: «один к одному», «один ко многим» и «многие ко многим». Реляционный подход к построению модели: представление набора данных в виде двумерной таблицы. Преобразование взаимосвязи в промежуточный объект. Основные операции реляционной алгебры. |
Тема 1.3 Этапы проектирования баз данных | Содержание учебного материала | 12 | ознакомительный |
Основные принципы проектирования. Описание баз данных. Требования, предъявляемые к базе данных. Определение сущностей и взаимосвязей. Задание первичного и альтернативного ключей. Приведение таблицы к требуемому уровню нормальности: первый, второй и третий уровни. Обеспечение непротиворечивости и целостности данных. Средства проектирования структур баз данных. |
Самостоятельная работа обучающихся Чтение дополнительной литературы по теме:»Анализ заданной предметной области» Построение концептуальной модели заданной предметной области Определение структуры таблиц заданной предметной области | 12 | продуктивный |
Дифференцированный зачет | 2 | продуктивный |
Раздел 2 Организация баз данных | 28 |
Тема 2.1 Проектирование процесса ввода и обработки данных | Содержание учебного материала | 4 | ознакомительный |
Назначение и структура файлов базы данных. Создание новой таблицы. Открытие, редактирование и модификация таблицы. Перемещение и поиск данных в таблице. Индексирование и типы индексов. Использование фильтров данных. СУБД MS Access. |
Практические занятия Создание таблиц средствами СУБД MS Access Модификация структуры, редактирование, поиск, сортировка и фильтрация данных Запросы | 6 | репродуктивный |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к практическим занятиям | 2 | продуктивный |
Тема 2.2 Организация интерфейса с пользователем | Содержание учебного материала | 4 | ознакомительный |
Создание программного файла. Использование переменных памяти. Организация разветвления алгоритмов и циклов. Организация ввода-вывода данных на экран и принтер. Организация форм, макросов. |
Практические занятия Формы Отчеты Макросы | 6 | репродуктивный |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщений и рефератов по теме: «Характеристики различных СУБД» Подготовка к практическим занятиям | 6 | продуктивный |
Раздел 3 Организация запросов SQL | 42 |
Тема 3.1 Основные понятия языка SQL | Содержание учебного материала | 2 | ознакомительный |
История возникновения и стандарты языка SQL. Основные операторы языка SQL. Типы данных. Ограничения. Характеристика SQL. |
Тема 3.2 Операторы определения структуры данных | Содержание учебного материала | 4 | ознакомительный |
Язык определения данных DDL. Принципы и методы определения структуры данных. |
Практические занятия Создание базы данных с помощью SQL | 2 | репродуктивный |
Самостоятельная работа обучающихся Решение задач: «Создание структуры предметной области с помощью SQL» Подготовка к практическим занятиям | 4 | продуктивный |
Тема 3.3 Операторы манипулирования данными | Содержание учебного материала | 2 | ознакомительный |
Язык манипулирования данными DML. Принципы и методы манипулирования данными: хранение, выборка, добавление, редактирование и удаление данных. |
Практические занятия Ввод, изменение и удаление данных с помощью SQL | 2 | репродуктивный |
Самостоятельная работа обучающихся Решение задач: «Манипулирование данными заданной предметной области с помощью SQL» Подготовка к практическим занятиям | 4 | продуктивный |
Тема 3.4 Выборка данных | Содержание учебного материала | 10 | ознакомительный |
Организация запросов на выборку данных при помощи языка SQL. Разделы команды SELECT. Навигация по набору данных: сортировка, группировка, поиск и фильтрация данных. Функции в запросах SQL.. Построение различных видов запросов. |
Практические занятия Создание запросов с помощью SQL | 2 | репродуктивный |
Самостоятельная работа обучающихся Решение задач: «Выборка данных заданной предметной области с помощью SQL» Подготовка к практическим занятиям Проектирование базы данных по индивидуальному заданию | 10 | продуктивный |
Всего: | 114 |
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета программирования и баз данных; лабораторий информационных систем.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
-рабочие места по количеству обучающихся;
-комплект учебно-методической документации;
-наглядные пособия: демонстрационные плакаты, макеты, раздаточный материал.
Технические средства обучения:
- компьютерные и телекоммуникационные: персональный компьютер, локальная сеть с выходом в Интернет;
- аудиовизуальные: мультимедиа проектор; мультимедийная доска.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- рабочие места по количеству обучающихся, оборудованные персональными компьютерами с необходимым программным обеспечением общего и профессионального назначения;
- принтер;
- сканер;
- проектор;
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия: раздаточный материал.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Боровиков, В.В. MS Access. Программирование и разработка БД и приложений. – СОЛОН-Р, 2007. – 546с.
Вейкас, Д. Эффективная работа с MS Access: учеб. пособ. / Д. Вейкас. - СПб: Питер, 2006. – 678с.:ил.
Голицина, О.Л. Базы данных: Учебное пособие/ О.Л. Голицина. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. – 345 с.
Михеева, Е. В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: Учебное пособие для студентов СПО / Е.В. Михеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 256 с.
Оскерко, В.С. Практикум по технологиям баз данных / В.С. Оскерко, З.В. Пунчик. – Мн.: БЭГУ, 2006. – 187 с.
Фуфаев, Э.В. Базы данных: уч. пос. / Э.В. Фуфаев, Д.Э. Фуфаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 320 с.
Дополнительные источники:
Рябухина М.В. Базы данных. Учебно-0методическое пособие к практическим занятиям.- Курган: КТК, 2006
Баженова, И. Ю. Основы проектирования приложений баз данных / И.Ю. Баженова. - Интернет-университет информационных технологий - НТУИТ.ру, 2008. – 467 с.
Крёнке, Д. Теория и практика построения баз данных / Д. Крёкне. - 8-е изд. - СПб.: Питер, 2009. – 800 с. Карпова, Т. С. Базы данных: модели, разработка, реализация / Т. Карпова. – СПб: Питер, 2007. – 304с.
Кузнецов, С.Д. Основы баз данных / С.Д. Кузнецов. - Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру, 2007. – 309 с.
Туманов, В.Е. Основы проектирования реляционных баз данных / В.Е. Туманов. - БИНОМ. Лаборатория знаний, Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру, 2007. – 578 с.
Швецов, В.И Базы данных. Учебное пособие / В.И. Швецов, А.Н. Визгунов, И.Б. Мееров. - Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2007. - 271 с.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также подготовке обучающимися рефератов и сообщений, составление схем по темам дисциплины.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
умения: выделять жизненные циклы проектирования информационной системы; использовать методы и критерии оценивания предметной области и методы определения стратегии развития бизнес-процессов организации; использовать и рассчитывать показатели и критерии оценивания информационной системы, осуществлять необходимые измерения знания: цели автоматизации производства; типы организационных структур; реинжиниринг бизнес-процессов; требования к проектируемой системе; классификацию информационных систем, структуру информационной системы, понятие жизненного цикла информационной системы; модели жизненного цикла информационной системы, методы проектирования информационной системы; технологии проектирования информационной системы, оценку и управление качеством информационной системы; организацию труда при разработке информационной системы; оценку необходимых ресурсов для реализации проекта. | Анализ результатов своей практической работы по изучаемой теме (рефлексия своей деятельности); Внеаудиторная самостоятельная работа по конспектированию; Контроль усвоения знаний проводится в форме практических и контрольных работ; Контроль формирования умений производится в форме защиты практических работ; Различные формы опроса на аудиторных занятиях (фронтальный, индивидуальный); Рефераты, доклады по заданным темам, составление схем и таблиц |
Итоговая аттестация | Дифференцированный зачет |
Предварительный просмотр:
Главное управление образования Курганской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Курганский технологический колледж
имени Героя Советского Союза Н.Я. Анфиногенова»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УОР
_____________ О.Н. Кирсанова
____________________ 2012 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
на 3,4 семестр 2012-2013 учебного года, курс 2
Группа 261 по дисциплине Основы проектирования баз данных
Преподаватель Медведева А.А.
Количество часов по учебному плану 76
Составлен в соответствии с программой, рассмотренной _____________________
(когда)
ЦМК ИТД
(кем рекомендована программа)
Рассмотрен на заседании ЦМК ИТД
Протокол № от
Председатель ЦМК_______________ Е.В. Папулова
подпись
№ занятия | Наименование разделов и тем | Количество часов | Вид занятий | Наглядные пособия и технические средства | Домашнее задание для обучающихся | Самостоятельная внеаудиторная работа | Междисциплинарные связи |
По программе | Фактически |
1 | Введение | 2 | 2 | Лекция | [3] с. 9 |
Раздел 1. Теория проектирования БД | 30 | 30 | Элементы математической логики; Информатика; Устройство и функционирование информационной системы; МДК.01.02. Методы и средства проектирования информационных систем; |
Тема 1.1. Основные понятия и типы моделей данных | 8 | 8 |
2 | Основные понятия теории БД | 2 | 2 | Лекция | Раздаточные материалы | [3] с.56 |
3 | СУБД | 2 | 2 | Лекция | Раздаточные материалы | [3] с.10 |
4 | Технологии работы с БД | 2 | 2 | Лекция | Электронные материалы | [3] с.237 |
5 | Классификация СУБД | 2 | 2 | Лекция | Раздаточные материалы | [3] с.21 |
Тема 1.2. Взаимосвязи в моделях и реляционный подход к построению моделей | 8 | 8 |
6 | Логическая и физическая независимость данных | 2 | 2 | Лекция | Электронные материалы | [3] с.80 |
7 | Типы моделей данных | 2 | 2 | Лекция | Электронные материалы | [3] с.56 |
8 | Реляционная модель данных | 2 | 2 | Лекция | Раздаточные материалы | [3] с.13 |
9 | Реляционная алгебра | 2 | 2 | Лекция | Раздаточные материалы | [3] с.85 |
Тема 1.3. Этапы проектирования БД | 14 | 14 |
10 | Основные этапы проектирования БД | 2 | 2 | Лекция | Электронные материалы | [3] с.126 | Анализ заданной предметной области |
11 | Концептуальное проектирование БД | 2 | 2 | Лекция | Электронные материалы | [3] с.133 | Построение концептуальной модели заданной предметной области |
12 | Концептуальное проектирование БД | 2 | 2 | Лекция | Раздаточные материалы | [3] с.141 | Определение структуры таблиц заданной предметной области |
13 | Нормализация БД | 2 | 2 | Лекция | Раздаточные материалы | [3] с.153 |
14 | Проектирование реляционной БД | 2 | 2 | Лекция | Раздаточные материалы | [3] с.158 |
15 | Проектирование реляционной БД | 2 | 2 | Лекция | Раздаточные материалы | [3] с.147 |
16 | Зачет | 2 | 2 | зачет | Раздаточные материалы |
Раздел 2. Организация баз данных | 30 | 30 | МДК.01.01 Эксплуатация информационной системы; МДК.01.02. Методы и средства проектирования информационных систем; МДК. 02.01. Информационные технологии и платформы разработки информационных систем; |
Тема 2.1. Проектирование процесса ввода и обработки данных | 10 | 10 |
17 | СУБД MS Access | 2 | 2 | Лекция | Электронные материалы | [2] с.45 |
18 | Запросы | 2 | 2 | Лекция | Раздаточные материалы | [2] с.56 |
19 | ПЗ №1 Создание таблиц средствами СУБД MS Access | 2 | 2 | Практ. зан. | ПК, метод. пособие | [5] с.16 |
20 | ПЗ №2 Модификация структуры, редактирование, поиск, сортировка и фильтрация данных | 2 | 2 | Практ. зан. | ПК, метод. пособие | [5] с.19 |
21 | ПЗ №3 Запросы | 2 | 2 | Практ. зан. | ПК, метод. пособие | [5] с.25 |
Тема 2.2. Организация интерфейса с пользователем | 10 | 10 |
22 | Организация ввода-вывода данных на экран и принтер | 2 | 2 | Лекция | Раздаточные материалы | [2] с.89 | Характеристики различных СУБД |
23 | Интерфейс пользователя | 2 | 2 | Лекция | Раздаточные материалы | [2] с.95 |
24 | ПЗ №4 Формы | 2 | 2 | Практ. зан. | ПК, метод. пособие | [5] с.35 |
25 | Пз №5 Отчеты | 2 | 2 | Практ. зан. | ПК, метод. пособие | [5] с.38 |
26 | ПЗ №6 Макросы | 2 | 2 | Практ. зан. | ПК, метод. пособие | [5] с.40 |
Раздел 3. Организация запросов SQL | 30 | 30 | Основы алгоритмизации и программирования; МДК.01.02. Методы и средства проектирования информационных систем; МДК. 02.01. Информационные технологии и платформы разработки информационных систем; МДК.02.02. Управление проектами |
27 | Тема 3.1. Основные понятия языка SQL | 2 | 2 | Лекция | Раздаточные материалы | [3] с.168 |
Тема 3.2. Операторы определения структуры данных | 6 | 6 |
28 | Создание таблиц | 2 | 2 | Лекция | Раздаточные материалы | [3] с.181 | Создание структуры предметной области с помощью SQL |
29 | Модификация и удаление таблиц | 2 | 2 | Лекция | Раздаточные материалы | [3] с.187 |
30 | ПЗ №7 Создание базы данных с помощью SQL | 2 | 2 | Практ. зан. | ПК, метод. пособие | [5] с.97 |
Тема 3.3. Операторы манипулирования данными | 4 | 4 |
31 | Операторы манипулирования данными | 2 | 2 | Лекция | Раздаточные материалы | [3] с.226 | Манипулирование данными заданной предметной области с помощью SQL |
32 | ПЗ №8 Ввод, изменение и удаление данных с помощью SQL | 2 | 2 | Практ. зан. | ПК, метод. пособие | [5] с.113 |
Тема 3.4. Выборка данных | 18 | 18 |
33 | Организация запросов на выборку данных при помощи языка SQL | 2 | 2 | Лекция | Раздаточные материалы | [3] с.192 |
34 | Разделы команды SELECT | 2 | 2 | Лекция | Раздаточные материалы | [3] с.199 |
35 | Сортировка и группировка данных при помощи языка SQL | 2 | 2 | Лекция | Раздаточные материалы | [3] с.209 |
36 | Функции в запросах SQL | 2 | 2 | Лекция | Раздаточные материалы | [3] с.212 |
37 | Построение различных видов запросов | 2 | 2 | Лекция | Раздаточные материалы | [3] с.193 | Выборка данных заданной предметной области с помощью SQL |
38 | ПЗ №9 Создание запросов с помощью SQL | 2 | 2 | Практ. зан. | ПК, метод. пособие | [5] с.117 |
Литература
Основная:
Боровиков, В.В. MS Access. Программирование и разработка БД и приложений. – СОЛОН-Р, 2007. – 546с.
Вейкас, Д. Эффективная работа с MS Access: учеб. пособ. / Д. Вейкас. - СПб: Питер, 2006. – 678с.:ил.
Голицина, О.Л. Базы данных: Учебное пособие/ О.Л. Голицина. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. – 345 с.
Михеева, Е. В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: Учебное пособие для студентов СПО / Е.В. Михеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 256 с.
Оскерко, В.С. Практикум по технологиям баз данных / В.С. Оскерко, З.В. Пунчик. – Мн.: БЭГУ, 2006. – 187 с.
Фуфаев, Э.В. Базы данных: уч. пос. / Э.В. Фуфаев, Д.Э. Фуфаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 320 с.
Дополнительная:
Рябухина М.В. Базы данных. Учебно-методическое пособие к практическим занятиям.- Курган: КТК, 2006
Баженова, И. Ю. Основы проектирования приложений баз данных / И.Ю. Баженова. - Интернет-университет информационных технологий - НТУИТ.ру, 2008. – 467 с.
Крёнке, Д. Теория и практика построения баз данных / Д. Крёкне. - 8-е изд. - СПб.: Питер, 2009. – 800 с. Карпова, Т. С. Базы данных: модели, разработка, реализация / Т. Карпова. – СПб: Питер, 2007. – 304с.
Кузнецов, С.Д. Основы баз данных / С.Д. Кузнецов. - Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру, 2007. – 309 с.
Туманов, В.Е. Основы проектирования реляционных баз данных / В.Е. Туманов. - БИНОМ. Лаборатория знаний, Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру, 2007. – 578 с.
Швецов, В.И Базы данных. Учебное пособие / В.И. Швецов, А.Н. Визгунов, И.Б. Мееров. - Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2007. - 271 с.