Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Шульгина Анастасия Львовна

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей.

Заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого

зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий.

Так и педагог должен заботиться о воспитании у своих детей

чувства безграничной любви к Родине».

В. А. Сухомлинский

 

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, и станет его дальнейшей жизнью.

Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего детства, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям.

Дошкольный возраст – является активным периодом в познания мира человеческих отношений, формирования основ личности будущего ребёнка – достойного гражданина своей Родины. В детском возрасте происходит усвоение нравственных и социальных норм поведения в обществе. Так как душа ребенка начинает познавать основы духовно-нравственных ценностей. Основой  духовно-нравственного воспитания как начало становления новой личности, является ценностная культура семьи, где ребёнок получает первые знания о жизни в обществе. ДОУ является только связующим звеном – в котором происходит дельнейшее развитие и становление ребёнка как самостоятельного полноценного гражданина. Ведь сама культура быта это система ценностей, которая охватывает все традиции и обычаи. Детям необходимо расширять свой кругозор в мировоззрении для поиска наивысших ценностей и удовлетворения духовных потребностей общества в целом.

Духовно-нравственное воспитание  подрастающего поколения – является одной из сложнейшей проблемой на сегодняшний день. Воспитанием детей должны заниматься не только педагоги, но и родители. От них будет зависеть  нравственное воспитание, целостность и гибкость воспитательных процессов в различных социальных ситуациях в общение детей между сверстниками и взрослыми. Оно предполагает формирование у ребенка целостного восприятия отношения к жизни в обществе других людей, обеспечивающего его дальнейшее устойчивое и гармоничное развитие как полноценной самостоятельной личности.

В настоящее время, многие материальные ценности доминируют над духовными ценностями, и поэтому у детей встают искажённые образы в представление о доброте, о милосердии, о многом великодушии, о справедливости, о гражданской ответственности и о патриотизме. Из – за этого вырастая, многие дети перестают задумываться о духовном развитии. От этого и уровень детской преступности повышается, потому что происходит рост агрессивности и жестокости в социальной среде нашего могучего общества.

Целью в  духовно–нравственном воспитании –  является формирование в душе ребёнка чувство причастности к наследию прошлого и настоящего, ведь в основе человеческой культуры лежит духовное начало.

Задачи:

  • формирование основ духовно – нравственных ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста;

  • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

  • создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности у дошкольников;

  • воспитание,  уважение и любовь к своей семье, дому, детскому саду,

малой Родине, уважительное отношение к государству (обществу).

 

 

 

Всё первоначальное представление о взаимоотношениях взрослых ребенок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих его людей в своей семье. Он следит за их поведением, за их отношением к нему самому, к его поступкам. Всё это и становится для детей первоначальной образовательной программой в манере его поведения. По данному образцу, он и начинает, строить взаимоотношения с другими людьми. Развитие многих чувств у ребёнка будет, зависит от средств и методов в его воспитании, от социальных условий в которых он проживает.

Социальными условиями являются:

  • его положение в семье и в ДОУ;

  • многообразный круг его интересов и совместных дел, в которых он участвует;

  • его познавательный интерес к окружающим людям.

Нельзя сказать, что вопрос нравственности в нашей стране решается успешно. Зачастую не только дети, но и их родители сталкиваются с рядом проблем, таких как:

  • отсутствие положительных идеалов для подрастающего поколения;

  • деградация морально-нравственной среды;

  • уменьшение объёмов культурной и досуговой работы с детьми;

  • отсутствие действенных механизмов формирования здорового образа жизни у молодого поколения;

  • отсутствие культуры поведения и речи (что демонстрируют СМИ в своих материалах);

  • наличие огромного количества негативного контента в СМИ (жестокости, экстремизма, агрессии и т. д.).

Всё эти вышеперечисленные проблемы не оказывают положительного влияния на развитие личности ребёнка, а только лишь мешает усвоению истинных ценностей, осознав которые, ребёнок с верой и надеждой устремляет свой взгляд в будущее. Самостоятельно юная душа не способна найти правильные жизненные ориентиры. Именно мы, родители и педагоги, можем указать правильный путь ребёнку к истинному добру, созиданию, свету. От того, насколько мы вовремя и умело это сделаем, зависит будущее подрастающих детей.

Именно в период дошкольного  возраста и начинают формироваться нравственные чувства детей, имеющие значение для развития дальнейших детских взаимоотношений. А задача развития духовно-нравственной сферы на данном этапе решается успешнее, чем гуманнее становятся сами взрослые, тем добрее и справедливее они начинают, и относится к детям. Тем самым и служат наглядным примером – образцом для подражания, именно с кого и следует брать пример.

Основываясь на всём вышесказанном, можно и определить основные дальнейшие духовные ценности, которые необходимо формировать у дошкольников, это:

  1. патриотизм;

  2. гражданственность;

  3. чувство собственного достоинства;

  4. милосердие;

  5. справедливость;

  6. доверие;

  7. стремление к миру во всём мире;

  8. стремление к знаниям;

  9. ценность семьи, творчества и труда.

Педагоги считают, что дошкольники легко смогут воспринимать информацию извне, потому что дети верят в истинность всего происходящего, а также весьма непосредственны в своём поведении. Эти особенности положительно влияют на их успех в обучении и воспитании детей. Ведь закладывать морально-нравственные основы лучше всего именно в дошкольном возрасте.

 

Формы и методы духовно-нравственного воспитания

Организовывая процесс воспитания духовно-нравственных качеств у детей, педагоги могут использовать самые разнообразные формы работы, такие:

  • посещение музея и экскурсии;

  • коллективные сюжетно-ролевые игры;

  • выпуск групповых стенгазет в ДОУ;

  • разработка разнообразных проектов;

  • просветительская работа с родителями, с сотрудниками ДОУ и мн. др.

Хорошие первоначальные знания детям, приносит педагогический эффект «моделирование ситуаций при помощи мнемосхем», когда детям предлагается включить логическое мышление, найти выход из предложенной ситуации, предложить решение дальнейшей проблемы. При работе с дошкольниками огромное значение имеет развитие их культуры общения между собой: это учит их гуманному отношению друг к другу, к доверию между собой, к обоюдному взаимопониманию.

При воспитании нравственности эффективно использовать системно-деятельностный педагогический подход. Его можно применять при совместном чтении художественной литературы (сказок, стихов, рассказов) и их разбора с разных точек зрения. Так как изучение литературы способствует основным формам воспитания духовности. Где обязательным элементом является размышление детей при помощи наводящих вопросов педагога, обсуждение прочитанного.

Младшие дошкольники очень любят русские народные сказки, где есть всё: представления о добре и зле, правде, храбрости, трудолюбии, верности.  Это их любимые сказки: «Репка», «Колобок»», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Лисичка сестричка и серый волк» и многие другие. Система образов, привлекательная и поучительная для детей, ясная идея, мораль, выразительный и понятный язык.

В эпоху старины, в литературных образах ключевыми словами являлись такие понятия, как:

  • «русская земли»;

  • «родная сторона»; 

  • «мать-земля».

Любовь к Родине, готовность к защите Отечества являлись главной идеей многих пословиц и поговорок:

  • «С родной земли - умри, не сходи», 

  • «Своя земля и в горести мила», 

  • «Родная земля - мать, чужая - мачеха» и др.

Былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче воспитывали гордость за родную землю, способствовали формированию  патриотического сознания у детей.

Не зря на основе этико-педагогической концепции «Повести временных лет» Нестора, лежит борьба добра и зла. Добро отождествляется с патриотизмом и нравственностью, стремлением к процветанию родной страны. Носителями добра выступали литературные герои, такие как:

  • Владимир Святославович,

  • Ярослав Мудрый,

  • Владимир Мономах,

  • Мстислав Великий.

А согласно Д.С. Лихачеву, идеальный образ «воина» являлся воплощением любви к Отечеству. Всё это познавая, у старших дошкольников начинает формироваться  духовно-нравственного и патриотического сознания, которое продолжит своё дальнейшее развитие в начальной школе.

Всё больше становиться необходимостью  «возвращать» национальную память и трепетное отношение к традициям, старинным праздникам, фольклору, декоративно-прикладному искусству, художественным промыслам своего народа. В, которых они передали нам свой жизненный и духовный опыт, быт и традиции. В современном мире давно забыты и не употребляются в разговорной речи красивые изречения и старинные слова, мы также забываем и свой национальный язык. Очень редко используются в нашем языке поговорки, пословицы, потешки, заклички, которыми и был богат чувашский и русский язык. На данном этапе задачей педагога является – соединение, воспитание и обучение дошкольников через изучение традиций чувашской и русской культуры, также предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием своего исторического народа. В рамках ДОО можно проводить различные мероприятия, такие как:

  • «Национальные праздники», где дети собираются, и проводится  беседа – дискуссия, кто чем занимался в праздничные дни, где были, рады ли снова видеть друг друга. Знакомство с историей своего праздника мы начинаем с рассматривания архивных иллюстраций. В дошкольном мини – музее дети знакомятся с жизнью людей деревни, видят старинные предметы, которые использовали односельчане в прошлых веках на праздничных мероприятиях.

  • «Организация мини – музея в групповом помещении», где дети совместно с педагогом начинают оформлять выставку совместных работ, посвященные культурному наследию своей Родины, малой Родины.

Кроме того, проводятся мероприятия, направленные на сплочение детей. Дежурства, совместный труд детей и взрослых, а также коллективные работы, создающие проблемные ситуации и требующие их решения. Например: к подбору нового материала в мини – музей, можно дать задание одинаково раскрасить свои рисунки, посвящённые какому – либо событию, имея при этом разные наборы карандашей на подгруппу детей. Дети должны решить эту ситуацию без помощи педагога, договариваясь, уступая друг другу. Таким способом и методом начинают формироваться дружеские взаимоотношения. В группах нашего дошкольного образовательного учреждения воспитываются дети разного возраста, это тоже накладывает отпечаток на взаимоотношении детей в группе. Старшие дети помогают младшим, а младшие набираются опыта у старших и берут с них положительный пример.

Приобщая детей к истории и традициям своего народа, можно организовать народные праздники «Акатуй» и «Масленица». Дети с большим интересом смогут принять участие в подготовке и проведении праздников, при этом запоминая старинные пословицы, заклички, дразнилки и поговорки.

Продолжая данную тему, на занятиях по изобразительной деятельности необходимо знакомить детей с народными промыслами России. Проводить цикл занятий по знакомству с дымковской игрушкой, с городецкой, хохломской и жостовской росписями, с каргопольской и филимоновской игрушками.

В работе по духовно-нравственному воспитанию необходимо вовлекать родителей в жизнь ДОО, с ними проводить педагогическое просвещение через:

  • консультации - «Право на жизнь детей и взрослых», «Как бороться с детскими капризами и упрямством в младшем возрасте», «Воспитание вежливости у детей».

  • беседы - «Знаете ли Вы своего ребёнка?», «Как провести праздники с детьми?», «За что мы любим детей?».

  • родительские собрания - «Нравственные нормы воспитания в повседневной жизни дошкольников», «Роль семьи в воспитании ребёнка дошкольника», «Как воспитать патриота?».

  • использование информационного стенда, папок – передвижек «Как общаться с ребёнком», «Наши семейные традиции», «Вредные привычки у детей».

Также необходимо вовлекать родителей в дошкольные праздники – мероприятия:

  • Ко дню «Защитника Отечества» создать альбом «Наши папы. Мы ими гордимся»; 

  • К «8 марту» и «День матери», организовать фотовыставку «Вместе с мамой, вместе с бабушкой»;

  • Можно приглашать родителей в группу для проведения интересных встреч – бесед, где родители смогут рассказать о своих профессиях, об увлечениях;

  • Участие родителей в проведении экскурсий, досугов, праздников, конкурсах.

Таким образом, такая взаимосвязь с родителями, вызывает у детей сильные эмоции, сопереживание, гордость, а у родителей появляется интерес и желание участвовать с детьми в разных мероприятиях группы и ДОО.

Духовно-нравственное воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, охватывать области образовательного процесса, осуществляться в повседневной жизни и на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Наличие таких занятий является непременным условием полноценного духовно-нравственного воспитания, осуществляемого в педагогической системе. Работа по развитию духовно-нравственного начала в детях сложна, многогранна и никогда не кончается. Мы надеемся, что нежные чувства взрастут в детских душах и наши дети вырастут добрыми и умными, хорошими гражданами родной страны.