Проекты
Моя проектная деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Новогодняя история | 35.41 КБ |
Стеклофон | 29.68 КБ |
Хоровод традиций Забайкалья | 41.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №59»
Проект для подготовительной группы «Новогодняя история»
Музыкальный руководитель: Муравьева О. В.
Чита, 2018
Проект для подготовительной группы «Новогодняя история»
Актуальность: Важное место в данном проекте занимает изучение и сохранение традиций празднования нового года. В процессе интегрированных тематических занятий расширяются знания и представления детей о народных традициях, обычаях встречи Нового года, его атрибутике, персонажах , лучших музыкальных, литературных и кинопроизведениях по теме.
Тип проекта:
- По составу участников – групповой (дети, педагоги, родители);
- По целевой установке – информационно-ориентированный, творческий;
- По срокам проведения реализации – краткосрочный (1-3 недели декабря)
Основная цель: Приобщение ребенка с раннего возраста к народным культурным традициям, создание творческой эмоционально-положительной атмосферы при подготовке к новогодним утренникам.
Задачи:
- Расширить представления детей об общенародном празднике новогодней елки;
- Развивать у детей индивидуальную инициативу, организаторские способности, побуждать активно участвовать в подготовке и проведении праздника в детском саду и семье;
- Перевести репетиционную форму подготовки к новогоднему утреннику в форму музыкально0творческого общения.
В ходе реализации проекта с детьми организуются занятия по следующим темам:
- История Нового года.
- История Новогодней елки.
- История Деда Мороза.
- История Снегурочки.
- Все ли готово для Нового года?
Все эти занятия объединены единым тематическим сюжетом, одними и теми же главными героями, от лица которых ведется повествование. Эти герои семья Снеговиковых, мама и дочка (ширма с фигурками снеговиков). Они принесли ребятам «Новогоднюю книгу», из которой они каждый раз узнают новые истории о самом любимом празднике.
Занятие 1 . «История Нового года»:
Сюжетная завязка:
«Зима – это в первую очередь снег: белый, блестящий, хрустящий». Медленно и плавно или наоборот, легко и быстро кружась, падают на землю снежинки. Ах, какие же они болтушки, эти снежинки! Где они только не побывали, где только не полетали, чего только не увидали! И обо всем этом снежинки хотят рассказать ребятам. Только не успевают. Возьмешь снежинку на ладошку, а она сразу же и растаяла»
Дыхательная гимнастика «Подуй на снежинку»
И решили снежинки объединиться все вместе. Попросили они вьюгу помочь им. Закружила, заплясала вьюга, подняла в воздух миллионы снежинок, сцепились снежинки крепко-крепко, в снежный ком слепились. А когда вьюга утихла, оказались во дворе два симпатичных снеговичка – мама и дочка Снеговиковы.
Игра «Лепим Снеговика»
Читаем «Новогоднюю книгу Снеговиковых»
История первая «Как празднуется Новый год на Руси»
Новый год праздновался по земледельческому календарю. Известная русская пословица гласит – «Кончил дело – гуляй смело». Праздновался Новый год в сентябре – после уборки урожая. А в декабре в старину праздновался большой православный праздник Рождество, а также отмечались зимние Святки с ряжеными артистами и простыми людьми, с песнями да плясками.
Разучивание новогодних хороводов.
Царь Петр 1 ввел новое европейское празднование Нового года. Не просто изменил число в календаре и повелел праздновать Новый год 1 января, а издал приказ о «шумном праздновании», фейерверках, огнях, стрельбе из пушек и т.д. А русские люди очень уважают забавы да игры разные.
Проводятся народные игры.
Рассказ о новогодних традициях в разных странах (например, выбрасывать старые вещи, прятать подарки в носок, гадать и др.) А какие новогодние традиции есть в вашей семье?
Задание в группе – изготовление гирлянды «мама, папа, я – Снеговики!»
Занятие 2 «История Новогодней елки»
Дети вбегают в зал под мелодию песни «Саночки» (муз. Филлипенко) . В центре зала – ширма со снеговиками. Дети встают возле них в круг и исполняют разучиваемые хороводы.
Музыкальный руководитель: Ребята, как же Снеговиковым понравился наш хоровод! И круг у нас получился ровный и красивый. Только нет пока в нашем хороводе «золотой серединки» - красавицы елочки. А мы столько про нее знаем стихов и загадок.
Дети рассказывают стихи и загадки (разученные в группе или дома)
Читаем «Новогоднюю книгу Снеговиковых»
История вторая «Как елка попала на Новогодний праздник»
Новогодняя ель имеет несколько легенд о ее появлении. Сначала елку наряжали на праздник Рождества, потому что по христианской легенде ель пришла на свет Вифлеемской звезды, но стеснялась подойти к младенцу Иисусу, как другие украшенные деревья, т.к. у нее не было даров. И тогда деревья поделились с елью своими дарами. С тех пор каждый год ко дню рождения Христа ель наряжается. Согласно другой легенде, зимой духи леса перебираются в ели, поэтому раньше их задабривали разными украшениями, чтобы год был хороший. В России обычай праздновать встречу нового года елкой, украшенной игрушками и сладостями, хвойными ветками, так же как и зажигать свечи и фейерверки ,установил царь Петр 1.
Исполнение разученных новогодних песен для елочки.
Занятие 3. «История Деда Мороза»
Дети входят в зал по «следам». Следы ведут к Снеговикам.
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, у наших снеговиков был гость и следы оставил, и вещи какие-то позабыл. Интересно, кто же был у Снеговиковых в гостях? Так, посмотрим, посмотрим (разглядывает в лупу следы). Человек высокого роста, обут в валенки, нес что –то тяжелое, шел неторопливо. Кто же это?..... Ребята, я догадалась! А вы догадались?
Исполнение новогодних песен и танцев.
Читаем «Новогднюю книгу Снеговиковых»
История третья «Кто такой Дед Мороз?»
Кто в Новый год самый желанный гость в доме? Конечно же наш старый друг и добрый волшебник Дед Мороз. Он появляется с мешком подарков, которые раздает всем, кто хорошо потрудился в прошедшем году. У наших предков сложился сказочный образ Мороза – бгатыря, кузнеца, который сковывает воду «железными морозами». Часто Морозами называли суровые зимние ветры. Во многих народных сказках Северный ветер (Мороз) помогает залудившимся путникам, указывая дорогу. Прямой прапрапрадедуушка современного Деда Сороза – русский Дед Трескун. Этот старик был известен своей своенравностью и злобой. Но с веками Дед Трескунподобрел. Древний Дед Мороз обитал в ледяной избушке в стране мертвых , куда можно было попасть, пройдя через колодец.Сейчас Дед Мороз живет в 11 киллометрах от города Великий Устюг в лесу. На большой территории расположен дом Деда Мороза и домики для гостей, площадки для зимних игр и аттракционов. Каждый год Дед СМорозпроезжает все города и поселки России на санях, запряженных тройкой лошадей. Внешний облик русского Деда Мороза известен всем. Это высокий старик сдлинной бородой, которая иногда доходит ему до колен. Одет Дед Сороз в красную или синюю шубу, на ногах – валенки, а в руке держит посох, за плечами – мешок с подарками. Посох у Деда Мороза волшебный – им он может заморозить все вокруг, даже животных и людей.
Деду Морозу можно написать письмо. Вот его адрес (прочитать вместе с детьми: 162340, Россия, Вологодская область, город Великий Устюг, дом Деда Мороза) Давайте и мы напишем письмо Деду Морозу. (Домашнее задание - написать письмо Деду Морозу и в группе опубликовать новогоднюю газету)
У этого дедушки много имен. В разных странах его зовут по разному: в Австралии и Израиле – Сильвестер; в Башкирии и Татарстане – Кыш Бабай; в Великобритании – Фазер Кристамас, ну а самого известного коллегу Деда Мороза зовут в Англии и Америке – Санта Клаус. Он конечно, тоже интересный персонаж, но мы живем в России, и наш главный гость – это Дед Мороз. Давайте сравним Деда мороза и Санта Клауса, чтобы в случае чего , не перепутать.
Проводится игра на внимание «Найди отличия»
Теперь мы с вами обязательно узнаем настоящего Деда Мороза, и вместе с ним в наш дом придут радость, веселье, шутки, песни и танцы.
Дети исполняют разученные танцевальные номера.
Занятие 4. «История Снегурочки»
Дети входят в зал, рассаживаются на стульчики. Ширма со снеговиками стоит на месте елки, вокруг нее на полу лежат бумажные снежинки большого формата. Звучит мелодия П. Чайковского «Танец феи Драже»
Только вслушайтесь, ребята. Для вас звучит одна из самых новогодних , самых волшебных и чарующих мелодий нашего русского композитора П.И. Чайковского. Даже снежинки прилетели на звуки этой мелодии. А наши девочки тоже разучили волшебную музыку и сейчас для нас всех сыграют ее в оркестре.
Девочки под музыку «Венское настроение» исполняют оркестр.
По окончании оркестра у ширмы оказывается игрушка – Снегурочка.
Вот так гостья сегодня у наших снеговиков! Самая добрая и загадочная девушка из всех новогодних гостей.
Она в серебро с жемчугами одета – волшебная внучка волшебного деда. (Снегурочка). Красна девица грустна, ей не нравится весна, ей на солнце тяжко! Слезы льет беджняжка. (Снегурка)
Прочитать в диалоге с воспитателем стихотворение:
- Кто тебе, Снегурочка, белый сшил наряд?
- Сшил мне платье белое зимний снегопад.
- Кто тебе, Снегурочка, песни пел зимой?
- Пел мне песни ласково ветерок лесной.
- Кто тебе, Снегурочка, бусы дал из звезд?
- Дал мне бусы яркие Дедушка Мороз
- Ты скажи, Снегурочка, что желаешь нам?
- Я желаю радости всем своим друзьям.
Читаем «Новогоднюю книгу Снеговиковых»
История четвертая «Наша любимая Снегурочка».
Снегурочка – внучка Деда Мороза. Милая, симпатичная, добрая, умная девушка! Всегда молодая и жизнерадостная. Одета в шубку белого или голубого цвета, иногда цвет может быть бирюзовым. На голове у нее либо венец с восемью лучами, украшенный серебром и жемчугом, либо шапочка. Как у Деда Мороза появилась внучка Снегурочка, история умалчивает. Ответ – просто была! Образ Снегурочки – это символ застывших вод.
Интересно, что только у нашего Деда Мороза еть внучка, будучи постоянной спутницей и помощницей она помогает ему нести полный мешок с подарками, запрягает и рапрягает сани, кормит оленей (или лошадей). Накануне Нового года Снегурочка всесте с Дедом Морозом разбирает письмаприсланные за целый год детишками, придумывает оригинальные подарки и представления для самых маленьких детей, их же и развлекает, в то время как Дед Морозвыведывает у родителей, хорошо ли дети вели себя в течение всего года. Также Снегурочка вместе с детьми помогает Деду Морозу зажечь Новогоднюю Елку, водит с детишками хоровод, поет песни, танцует и раздает подарки детям.
Как же появилась Снегурочка? Родилась она в России, это литературный персонаж. Вскоре, после появления Деда Мороза, у него появилась Снегурочка. О ней было написано в пьесе русского писателя Александра Островского «Снегурочка» (сказать детям, чтобы дома с родителями прочитали эту пьесу), который пересказал народную сказку о снежной девушке, растаявшей с приходом первых, весенних лучей солнца.
Исторя о девочке из снега становилась все более популярной. Она стала неотъемлемым персонажем праздников как внучка – помощница Деда Мороза. Так и возник этот обычай празднования Рождества и Нового года вместе с внучкой Снегурочкой.
Игра со Снегурочкой «Холодно-горячо!», Общие танцы и хороводы.
Безусловно, ограниченность во времени, как календарная, так и режимная, предъявляет определенные требования к музыкально0творческому материалу, используемому в данных занятиях. Как о многом еще можно поговорить с детьми на тему нового года. Но эта работа уже переходит под руководство воспитателя и родителей, заинтересованных в том, чтобы новый год стал для ребенка незабываемым праздником, а не очередным мероприятием.
Сценки, маленькие танцы, сольные песенки дети разучивают на музыкальных занятиях.
Пятое занятие этого проекта посвящено последним приготовлением к празднику, освоению в околоелочном пространстве, генеральной репетиции коллективных номеров.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №59»
ПРОЕКТ
Пособие по опытно - экспериментальной деятельности со звуком
«Стеклофон»
Музыкальный руководитель: Муравьева О. В.
Чита, 2018
Актуальность:
Одной из центральных задач современного образования и психолого-педагогической науки в целом является обучение и воспитание творчески развитых детей. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию (область «познание»). Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессе социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая принимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или при поддержке взрослого. Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности.
В музыкальном образовании процесс экспериментирования способствует развитию инициативности, произвольности и креативности личности ребенка, формированию его интеллектуальной компетентности.
Среди музыкальных экспериментов важное место занимают эксперименты со звуком. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц, несекомых, таинственным шорохам леса, эху, ребенок учится различать интонацию, высоту, длительность.
Основная задача ДОУ – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды.
Цель: Сформировать восприятие у ребенка соотношения наполняемости предмета с его звуком, посредством пособия по опытно-экспериментальной деятельности «Стеклофон».
Задачи:
- Побуждать детей устанавливать причинно-следственные связи;
- Вызвать стойкий интерес у детей к опытно-экспериментальной деятельности;
- Развивать природную музыкальность;
- Развивать познавательную активность в процессе знакомства со звуком и его свойствами;
Целевая аудитория: старший дошкольный возраст.
Способ применения:
Данное пособие можно использовать при индивидуальной, групповой и подгрупповой работе, в работе с одаренными детьми и детьми ОВЗ.
На первом (начальном) этапе знакомства с пособием, баночки необходимо наполнить одинаковым количеством (уровнем) воды. Предложить детям рассмотреть «Стеклофон» (обратить внимание на материал, из которого он изготовлен, на одинаковость по размеру и материалу баночек). Педагог предлагает одному из детей простучать металлической палочкой по очереди по всем баночкам. Спросить у детей: «Какими были звуки – одинаковыми или разными по высоте звучания?» Выслушать ответы. Обратить внимание на одинаковый уровень воды в баночках. Совместно с детьми сформулировать вывод: Если уровень воды в одинаковых баночках одинаковый – то звук по высоте тоже будет одинаковый.
На следующем этапе баночки наполняются разным количеством воды. Аналогично первому этапу желающий ребенок стучит металлической палочкой по баночкам. Дети замечают, что высота звука меняется. Педагог задает вопрос: «Как вы думаете, почему баночки стали звучать по- разному?». Если дети затрудняются с ответом, педагог должен помочь повторив вывод предыдущего этапа: «Если уровень воды в баночках одинаковый – то и звук по высоте тоже будет одинаковый. А у нас уровень воды одинаковый?». После дети без затруднений совместно с педагогом смогут сформулировать вывод эксперимента: Если уровень воды в одинаковых баночках разный, то и звук по высоте будет разным.
С применением пособия «Стеклофон» можно показать и объяснить детям «звук пустоты». Для этого проводится еще один эксперимент. Баночки откручиваются от основания стеклофона и раздаются детям. Педагог предлагает по очереди сказать свое имя в пустую банку. Выясняют, есть ли в ней эхо. Затем заполняют банку тканью, еще раз произносят свое имя в банку. Делают вывод, что эхо отсутствует. Педагог объясняет, что в пустой банке звук отражается ото дна и возвращается к нам обратно, поэтому мы слышим эхо. В заполненной чем-либо, звук не отражается и не возвращается к нам. Тоже самое происходит, когда баночки наполнены водой. Чем больше наполнена банка, тем звук глуше, ниже. Чем в банке меньше воды, тем звук звонче, ярче.
Также данное пособие может помочь музыкальному руководителю закрепить знания ребенка о высоких, средних и низких звуках. Для этого необходимо наполнить всего три баночки: в одну налить примерно 1/2 воды, вторую наполнить полную, третью оставить пустой. Ребенок различает их по высоте звучания низкого, среднего и высокого регистров.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №59»
Утверждаю______________
Заведующая МБДОУ Мохнарылова Н.Н.
Проект
«Хоровод традиций Забайкалья»
Музыкальный руководитель: Муравьева О. В.
Чита, 2019 г.
Актуальность проекта:
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину — задача особенно актуальная сегодня. Знакомство детей с разными видами искусств, с историческим прошлым, с национальными традициями народов мира воспитывает уважение к культуре разных народов.
Формирование интереса к традициям и культуре разных народов и национальностей особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению Д.С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит не только осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие своего этноса, но, и принимать, и понимать культуру других народов, формировать интернациональное восприятие и толерантное отношение к людям разных национальностей.
Музыкальная культура, связанная с историей народа, близка и понятна ребенку и вызывает яркие эмоциональные реакции. Песни, танцы, игра на народных инструментах – все это вызывает у детей эмоции симпатии и дружбы к представителям других национальностей. Эмоциональный позитивный отклик ребенка на яркие образы музыкальной культуры впоследствии станет той основой, которая поможет становлению личности, с интернациональным мышлением, с развитой культурой межнационального общения.
Срок выполнения проекта: проект рассчитан на 2019 – 2020 учебный год
Продолжительность проекта: 8 месяцев
Начало реализации: октябрь 2019 г.
Конец реализации: май 2020 г.
Цель проекта: Создать условия для патриотического воспитания дошкольников через формирование у детей дошкольного возраста представлений о культуре и традициях народов Забайкальского края.
Задачи:
- Познакомить дошкольников с музыкальным наследием, традициями и обычаями народов Забайкалья;
- Формировать уважительное отношение к музыкальной культуре русского народа и народов Забайкалья;
- Вызвать интерес и внимание к музыкальным традициям детей разных национальностей внутри дошкольного коллектива;
- Привлечь родителей к участию в познавательном процессе изучения музыки и культуры народов Забайкалья.
Перспективное планирование реализации проекта:
Срок проведения | Вид деятельности на музыкальном занятии | Группа | Взаимодействие с воспитателями и родителями |
Октябрь - ноябрь |
| Все старшие и подготовительные группы. | Пополнение картотеки «Фольклор народов Забайкалья» на базе методического кабинета (Эвенкийские аудио-сказки для детей). |
| Подготовительная группа № 12. | - Пошив и изготовление детских национальных костюмов, атрибутов к ним для проведения фестиваля «Хоровод традиций». - Совместное разучивание характерных движений и элементов эвенкийского танца с детьми. | |
Декабрь - февраль |
| Все старшие и подготовительные группы. | - Пополнение картотеки «Фольклор народов Забайкалья» на базе методического кабинета (Бурятские аудио-сказки для детей, бурятские народные игры). - Подготовка и участие в ярмарке народных игр. |
| Подготовительная группа № 5. | - Пошив и изготовление детских национальных костюмов, атрибутов к ним для проведения фестиваля «Хоровод традиций». - Совместное разучивание характерных движений и элементов бурятского танца с детьми. | |
Март |
| Все старшие и подготовительные группы. | - Подготовка к проведению масленичных посиделок (с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями); - Пополнение картотеки «Фольклор народов Забайкалья» на базе методического кабинета (Детские игры забайкальских казаков); - Участие в спортивном празднике «День Забайкальского казачьего войска». |
| Старшая группа № 8. | - Пошив и изготовление детских национальных костюмов и атрибутов к ним для проведения фестиваля «Хоровод традиций». - Совместное разучивание казачьей песни с детьми. | |
Апрель |
| Все старшие и подготовительные группы. | Пополнение картотеки «Фольклор народов Забайкалья» на базе методического кабинета (Детские семейские игры). |
Май |
| Все группы. | Подготовка и проведение фестиваля «Хоровод традиций Забайкалья» |
Предполагаемые результаты проекта:
- симпатия, дружелюбие и уважение к сверстникам и взрослым различных национальностей,
- проявление заинтересованного отношения к жизни, музыке, культуре представителей иных этнических коллективов;
- отражение эмоционально-положительного отношения к национальным традициям и обычаям.