Рабочие программы
На этой странице представлены мои рабочие программы по информатике.
В 9 классе на информатику отводится 1 час в неделю,
работаю по УМК Босовой Л.Л.
В 10-11 классах на базовом уровне также 1 час в неделю,
а на профильном уровне 3 часа в неделю.
Рабочая программа содержит базовый и профильный уровень,
и рассчитана на УМК Семакина И.Г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа для 9 класса (ФГОС) | 90.77 КБ |
Рабочая программа для 10-11 классов | 112.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по информатике разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №52 г. Шилки, с учётом Примерной программы основного общего образования по информатике, авторской программы: Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
Рабочая программа ориентирована на УМК Босовой Л.Л., Босовой А.Ю.
Согласно учебному плану МОУ СОШ № 52 на изучение информатики в 9 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Информатика имеет большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов.
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний;
- умений и способов деятельности в области информатики;
- совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.
Основными задачами реализации содержания обучения являются:
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Срок реализации данной программы один учебный год. При реализации данной программы при необходимости возможна её корректировка.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
- ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.
- владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
- опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
- формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
В результате изучения учебного предмета «Информатика» в 9 классе ученик научится:
- оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
- оценивать мощность множеств, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;
- определять количество элементов в множествах, полученных из двух базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;
- использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути) и деревьями (корень, лист, высота дерева);
- описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина «матрица смежности» не обязательно);
- выполнять отбор строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию; y пользоваться различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.);
- записывать на изучаемом языке программирования (Паскаль) алгоритмы решения простых задач обработки одномерных числовых массивов;
- анализировать алгоритмы для исполнителей Робот, Черепаха, Чертежник;
- использовать основные способы графического представления числовой информации (графики, круговые и столбчатые диаграммы);
- использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов;
- анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
- проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;
- использовать приемы безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
- развить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
- соблюдать этические нормы при работе с информацией и выполнять требования законодательства Российской Федерации в информационной сфере.
В результате изучения учебного предмета «Информатика» в 9 классе ученик получит возможность:
- сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира; y познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов;
- познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе;
- понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;
- научиться строить математическую модель задачи — выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними;
- исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определенными индексами; суммирование элементов массива с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/наименьшего элемента массива и др.);
- научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;
- расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;
- научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам;
- познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
- закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
- сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.
Содержание учебного предмета
Тема 1 Моделирование и формализация
Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и экономических явлений, при хранении и поиске данных.
Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении практических задач.
Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.
Тема 2. Алгоритмизация и программирование
Понятие алгоритма. Способы записи алгоритмов. Программа.
Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов. Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.
Язык программирования. Основные правила языка программирования Паскаль: правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка – тестирование. Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.
Тема 3. Обработка числовой информации в электронных таблицах
Электронные таблицы. Режимы работы с электронными таблицами. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Использование формул. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.
Раздел 4. Коммуникационные технологии
Передача данных. Локальные и глобальные компьютерные сети. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала.
Интернет. IP-адрес. Протоколы передачи данных. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете.
Содержание и структура сайта. Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете.
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Примечания |
1 | Моделирование и формализация | 8 | |
2 | Алгоритмизация и программирование | 8 | |
3 | Обработка числовой информации | 6 | |
4 | Коммуникационные технологии | 10 | |
5 | Резерв | 2 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Примечания | |
1 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. | ||
Раздел 1. Моделирование и формализация | |||
2 | Моделирование как метод познания | ||
3 | Знаковые модели | ||
4, 5 | Графические информационные модели | ||
6 | Табличные информационные модели | ||
7 | База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных. | ||
8 | Система управления базами данных | ||
9 | Создание базы данных. Запросы на выборку данных | ||
10 | Контрольная работа № 1 | ||
Раздел 2. Алгоритмизация и программирование | |||
11 | Решение задач на компьютере | ||
12 | Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива. | ||
13 | Вычисление суммы элементов массива | ||
14 | Последовательный поиск в массиве | ||
15 | Сортировка массива | ||
16 | Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль | ||
17 | Контрольная работа № 2 | ||
Раздел 3. Обработка числовой информации | |||
18 | Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы. | ||
19 | Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. | ||
20 | Встроенные функции. Логические функции. | ||
21 | Сортировка и поиск данных. | ||
22 | Построение диаграмм и графиков. | ||
23 | Контрольная работа № 3 | ||
Раздел 4. Коммуникационные технологии | |||
24 | Локальные и глобальные компьютерные сети | ||
25 | Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера | ||
26 | Доменная система имён. Протоколы передачи данных. | ||
27 | Всемирная паутина. Файловые архивы. | ||
28 | Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет. | ||
29 | Технологии создания сайта. | ||
30 | Содержание и структура сайта. | ||
31 | Оформление сайта. | ||
32 | Размещение сайта в Интернете. | ||
33 | Контрольная работа № 4 | ||
Повторение (1ч) | |||
34 | Повторение пройдённого материала |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10, 11 классов разработана на основе: Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ, требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №52 г. Шилки, авторской программы:
- Семакин И.Г. Информатика. 10-11 классы. Базовый уровень. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
- Семакин И.Г. Информатика. 10-11 классы. Углубленный уровень. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
Рабочая программа ориентирована на УМК Семакина И.Г., Хеннер Е.К.
Согласно учебному плану МОУ СОШ № 52 на изучение информатики в 10 и 11 классах:
1) на базовом уровне отводится 1 час в неделю, общим объёмом 68 учебных часов за два года обучения (34 ч в 10 классе + 34 ч в 11 классе).
2) на углубленном уровне отводится 3 часа в неделю, общим объёмом 204 учебных часов за два года обучения (102 ч в 10 классе + 102 ч в 11 классе).
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основными задачами реализации содержания обучения являются:
- раскрытие роли информации и информационных процессов в природных, социальных и технических системах; понимание назначения информационного моделирования в научном познании мира; получение представления о социальных последствиях процесса информатизации общества.
- Углубление теоретической подготовки: более глубокие знания в области представления различных видов информации, научных основ передачи, обработки, поиска, защиты информации, информационного моделирования.
- Расширение технологической подготовки: освоение новых возможностей аппаратных и программных средств ИКТ. Приближение степени владения этими средствами к профессиональному уровню.
- Приобретение опыта комплексного использования теоретических знаний (из области информатики и других предметов) и средств ИКТ в реализации прикладных проектов, связанных с учебной и практической деятельностью.
Срок реализации данной программы два учебных года. При реализации данной программы при необходимости возможна её корректировка.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен
знать /понимать
- основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
- назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
- назначение и функции операционных систем;
уметь
- оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
- распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
- использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
- наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
- ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
- автоматизации коммуникационной деятельности;
- соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
- эффективной организации индивидуального информационного пространства.
В результате изучения информатики и ИКТ на профильном уровне ученик должен
знать/понимать:
- логическую символику;
- основные конструкции языка программирования в соответствии с задачами курса;
- свойства алгоритма алгоритмов и основные алгоритмические конструкции; тезис о полноте формализации понятия алгоритма;
- виды и свойства информационных моделей реальных объектов и процессов, методы и средства компьютерной реализации информационных моделей;
- общую структуру деятельности по созданию компьютерных моделей;
- назначение и области использования основных технических средств информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов;
- виды и свойства источников и приемников информации, способы кодирования и декодирования, причины искажения информации при передаче; связь полосы пропускания канала со скоростью передачи информации;
- базовые принципы организации и функционирования глобальных компьютерных сетей;
- нормы информационной этики и права, информационной безопасности, принципы обеспечения информационной безопасности;
- способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;
уметь:
- выделять информационный аспект в деятельности человека; информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах;
- строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства (язык программирования, таблицы, графики, диаграммы, формулы и т.п.);
- вычислять логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний;
- проводить статистическую обработку данных с помощью компьютера;
- интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;
- устранять простейшие неисправности, инструктировать пользователей по базовым принципам использования ИКТ;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи и обработки информации;
- оперировать информационными объектами, используя имеющиеся знания о возможностях информационных и коммуникационных технологий, в том числе создавать структуры хранения данных; пользоваться справочными системами и другими источниками справочной информации; соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;
- проводить виртуальные эксперименты и самостоятельно создавать простейшие модели в учебных виртуальных лабораториях и моделирующих средах;
- выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; обеспечение надежного функционирования средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска и отбора информации, в частности, связанной с личными познавательными интересами, самообразованием и профессиональной ориентацией;
- представления информации в виде мультимедиа объектов с системой ссылок (например, для размещения в сети); создания собственных баз данных, цифровых архивов;
- подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов;
- личного и коллективного общения с использованием современных программных и аппаратных средств коммуникаций;
- соблюдения требований информационной безопасности, информационной этики и права;
- приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет.
Содержание учебного предмета
Базовый уровень
Раздел 1. Информация и информационные процессы
Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. Различия в представлении данных, предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных компьютерных системах, и данных, предназначенных для восприятия человеком. Алфавитный и содержательный подход к изучению информации.
Раздел 2. Алгоритмизация и программирование
Алгоритм. Структура алгоритмов. Паскаль – язык структурного программирования. Операторы на языке Паскаль. Логические величины, операции. Условный оператор. Цикл. Вложенные и итерационные циклы. Подпрограммы. Массивы. Работа с символьными данными. Комбинированный тип данных.
Раздел 3. Информационные системы и базы данных
Система, модели систем. Информационная система. База данных. Многотабличная база данных. Запросы. Логические условия выбора данных.
Раздел 4. Интернет
Глобальные сети. WWW. Web-сайт. Таблицы и списки на web-странице.
Раздел 5. Информационное моделирование
Моделирование зависимостей. Статистическое прогнозирование. Корреляционные зависимости. Оптимальное планирование.
Раздел 6. Социальная информатика
Информационные ресурсы. Информационное общество. Информационная безопасность.
Углубленный уровень
Раздел 1. Теоретические основы информатики
Предмет изучения информатики. Структура предметной области информатика. Философские проблемы понятия информации. Теория информации. Методы измерения информации. Системы счисления. Перевод десятичных чисел в различные системы счисления. Смешанные системы счисления. Арифметика в позиционных системах счисления. Кодирование информации (текст, звук, изображение). Информационные процессы (хранение, передача, обработка). Логические основы обработки информации. Логика как наука. Формы мышления. Понятия. Отношение между понятиями. Суждение (высказывание). Умозаключение (вывод). Алгебра логики. Логические величины. Логические операции. Таблица истинности. Логические выражения. Логические законы и правила преобразования логических выражений. Методы решения логических задач. Определение, свойства и описание алгоритмов. Этапы алгоритмического решения задач. Алгоритмы обработки информации (поиск и сортировка данных).
Раздел 2. Компьютер
История развития вычислительной техники. Логические основы построения компьютера. Обработка чисел в компьютере. Персональный компьютер и его устройство. Программное обеспечение ПК.
Раздел 3 Информационные технологии
Технологии обработки текстов. Текстовые редакторы и процессоры. Специальные тексты. Издательские системы. Основы графических технологий. Трехмерная графика. Технологии работы с цифровым видео. Технологии работы со звуком. Мультимедиа. Технологии табличных вычислений. Электронные таблицы. Встроенные функции ЭТ. Деловая графика. Поиск решения и подбор параметров.
Раздел 4. Компьютерные телекоммуникации
Назначение и состав локальных сетей. Технические и программные ресурсы Интернета. Пакетная технология передачи информации. Принцип работы сети. Глобальные компьютерные сети. Информационные услуги Интернета. Коммуникационные, информационные службы Интернета. Основные понятия World Wide Web: Web – страница, Web – сервер, гиперссылка, протокол, Web – сайт, Web – браузер. Работа с браузером. Поисковая служба Интернета: поисковые каталоги, поисковые указатели. Поиск информации в WWW. Способы создания Web – сайтов. Понятие языка HTML. Оформление и разработка сайта.
Раздел 5. Информационные системы
Система. Системный подход. Модели систем. Информационная система. Профессии, связанные с созданием информационных систем. инфологическая модель предметной области. База данных. Реляционная база данных. Проектирование БД. Создание БД. Простые и сложные запросы к базам данных.
Раздел 6. Методы программирования
Структурное программирование. Элементы языка программирования и типы данных. Оператор присваивания, ввода и вывода данных. структуры программ. Условный оператор. Оператор выбора. Цикл со счётчиком. Цикл с предусловием. Цикл с постусловием. Подпрограммы. массивы. Обработка массивов. Метод последовательной детализации. символьный тип данных. Комбинированный тип данных. Рекурсивные подпрограммы. Задача о Ханойской башне. Алгоритм быстрой сортировки. Объектно-ориентированное программирование. Delphi. Этапы программирования на Delphi. Программирование метода статистических испытаний. Построение графика функции.
Раздел 7. Компьютерное моделирование
Моделирование. Виды моделирования. Процесс разработки математической модели. Связь математического моделирования и компьютера. Моделирование движения в поле силы тяжести. Моделирование распределения температуры. Компьютерное моделирование в экономике и экологии. Имитационное моделирование.
Раздел 8. Информационная деятельность человека
Информационная деятельность человека. Информационное общество. Информационные ресурсы. Информационное право и информационная безопасность. Компьютер как инструмент информационной деятельности. Обеспечение работоспособности компьютера. Информатизация управления проектной деятельностью. Информатизация в образовании.
Тематическое планирование 10 класс (базовый уровень)
№ | Тема | Количество часов | Примечания |
Введение | 1 | ||
Информация | 9 | ||
Информационные процессы | 6 | ||
Программирование | 18 |
Календарно-тематическое планирование 10 класс
(базовый уровень)
№ урока | Тема урока | Количество часов | Примечания |
1 | Введение. Структура информатики | 1 | |
Раздел 1. Информация | |||
2 | Информация. Представление информации | 1 | |
3 | Алфавитный подход к измерению информации | 1 | |
4 | Содержательный подход к измерению информации | 1 | |
5 | Решение задач по теме «Измерение информации» | 1 | |
6, 7 | Представление чисел в компьютере | 2 | |
8 | Представление текста в компьютере | 1 | |
9 | Представление изображения и звука в компьютере | 1 | |
10 | Контрольная работа № 1 | 1 | |
Раздел 2. Информационные процессы | |||
11 | Хранение и передача информации | 1 | |
12 | Обработка информации | 1 | |
13, 14 | Автоматическая обработка информации | 2 | |
15 | Информационные процессы в ПК | 1 | |
16 | Контрольная работа № 2 | 1 | |
Раздел 3. Программирование | |||
17 | Алгоритмы, структурное программирование | 1 | |
18 | Этапы алгоритмического решения задачи | 1 | |
19, 20 | Программирование линейных алгоритмов | 2 | |
21 – 23 | Программирование ветвлений. | 3 | |
24 | Контрольная работа № 3 | 1 | |
25, 26 | Программирование циклов | 2 | |
27, 28 | Подпрограммы | 2 | |
29, 30 | Работа с массивами | 2 | |
31, 32 | Работа с символьной информацией | 2 | |
33 | Контрольная работа № 4 | 1 | |
34 | Повторение | 1 |
Тематическое планирование 11 класс (базовый уровень)
№ | Тема | Количество часов | Примечания |
Информационные системы и базы данных | 10 | ||
Интернет | 10 | ||
Информационное моделирование | 11 | ||
Социальная информатика | 3 |
Календарно-тематическое планирование 11 класс
(базовый уровень)
№ урока | Тема урока | Количество часов | Примечания |
Раздел 1. Информационные системы и базы данных | |||
1 | Техника безопасности. Системный анализ | 1 | |
2, 3 | Информационные системы | 2 | |
4 | Базы данных | 1 | |
5, 6 | Создание многотабличной базы данных | 2 | |
7 | Проектирование и создание реляционной базы данных | 1 | |
8 | Запросы как приложения информационной системы | 1 | |
9 | Логические условия выбора данных | 1 | |
10 | Контрольная работа № 1 | 1 | |
Раздел 2. Интернет | |||
11 | Локальные и глобальные компьютерные сети | 1 | |
12, 13 | Организация Интернета. WWW | 2 | |
14 | Основы сайтостроения. Инструменты для разработки сайтов | 1 | |
15 | Контрольная работа № 2 | 1 | |
16, 17 | Создание сайта | 2 | |
18 | Создание таблиц на страницах | 1 | |
19 | Создание списков на web-страницах | 1 | |
20 | Защита проектов по созданию сайтов | 1 | |
Раздел 3. Информационное моделирование | |||
21 | Компьютерное информационное моделирование. | 1 | |
22 | Моделирование зависимостей между величинами | 1 | |
23, 24 | Модели статистического прогнозирования | 2 | |
25 | Проект на получение регрессионных зависимостей | 1 | |
26 – 28 | Моделирование корреляционных зависимостей | 3 | |
29 – 30 | Модели оптимального планирования | 2 | |
31 | Контрольная работа № 3 | 1 | |
Раздел 4. Социальная информатика | |||
32 | Информационные ресурсы. Информационное общество | 1 | |
33, 34 | Информационное право и безопасность | 2 |
Тематическое планирование 10 класс (углубленный уровень)
№ | Тема | Кол-во часов | Примечания |
Теоретические основы информатики | 51 | ||
Компьютер | 11 | ||
Информационные технологии | 19 | ||
Компьютерные телекоммуникации | 15 | ||
Повторение | 6 |
Календарно-тематическое планирование 10 класс
(углубленный уровень)
№ урока | Тема | Кол-во часов | Примечания | |
Раздел 1. Теоретические основы информатики | ||||
1, 2 | Введение. Информатика и информация | 2 | ||
3 | Алфавитный подход к измерению информации | 1 | ||
4 | Содержательный подход к измерению информации | 1 | ||
5 | Вероятностный подход к измерению информации | 1 | ||
6 – 8 | Решение задач по теме «Измерение информации» | 3 | ||
9 | Основные понятия систем счисления | 1 | ||
10 | Перевод десятичных чисел в другие системы счисления | 1 | ||
11, 12 | Автоматизация перевода чисел из системы в систему с помощью электронных таблиц | 2 | ||
13 | Смешанные системы счисления | 1 | ||
14, 15 | Арифметика в позиционных системах счисления | 2 | ||
16 – 18 | Системы счисления. Решение задач ЕГЭ | 3 | ||
19 | Контрольная работа по теме «Системы счисления» | 1 | ||
20 | Информация и сигналы. Кодирование текстовой информации | 1 | ||
21, 22 | Кодирование изображения. | 2 | ||
23, 24 | Кодирование звука Решение задач ЕГЭ | 2 | ||
25 | Контрольная работа по теме «Кодирование» | 1 | ||
26 | Хранение и передача информации | 1 | ||
27 | Коррекция ошибок при передаче данных | 1 | ||
28 | Обработка информации | 1 | ||
29, 30 | Логические операции | 2 | ||
31, 32 | Построение таблицы истинности | 2 | ||
33 – 35 | Логические формулы и функции. Решение задач ЕГЭ | 3 | ||
36 | Логические схемы | 1 | ||
37 | Конструирование логических схем в электронных таблицах | 1 | ||
38 – 40 | Решение логических задач. Решение задач ЕГЭ | 3 | ||
41, 42 | Логические функции на области числовых значений. Решение задач ЕГЭ | 2 | ||
43 | Контрольная работа по теме «Логические основы обработки информации» | 1 | ||
44 | Определение, свойства и описание алгоритма | 1 | ||
45 | Машина Тьюринга. | 1 | ||
46 | Машина Поста | 1 | ||
47 | Этапы алгоритмического решения задачи | 1 | ||
48 | Алгоритмы поиска данных | 1 | ||
49 | Программирование последовательного поиска | 1 | ||
50 | Программирование бинарного поиска | 1 | ||
51 | Сортировка данных | 1 | ||
Раздел 2. Компьютер | ||||
52 | Логические элементы и переключательные схемы | 1 | ||
53, 54 | Логические схемы элементов компьютера | 2 | ||
55 | Поколения ЭВМ | 1 | ||
56 | Целые числа в компьютере | 1 | ||
57 | Представление и обработка вещественных чисел | 1 | ||
58 | История и архитектура ПК | 1 | ||
59 | Процессор, системная плата, внутренняя память | 1 | ||
60 | Внешние устройства ПК | 1 | ||
61 | Классификация ПО | 1 | ||
62 | Зачёт по теме «Компьютер» | 1 | ||
Раздел 3. Информационные технологии | ||||
63 | Текстовые редакторы и процессоры | 1 | ||
64, 65 | Специальные тексты | 2 | ||
66 | Издательские системы | 1 | ||
67, 68 | Основы графических технологий | 2 | ||
69, 70 | Трехмерная графика | 2 | ||
71, 72 | Технологии работы с цифровым видео и звуком | 2 | ||
73, 74 | Мультимедиа. Мультимедийные презентации | 2 | ||
75 | Структура электронной таблицы и типы данных | 1 | ||
76 | Встроенные функции. Передача данных между листами | 1 | ||
77 | Деловая графика | 1 | ||
78 | Фильтрация данных | 1 | ||
79, 80 | Поиск решения и подбор параметров | 2 | ||
81 | Контрольная работа по теме «Информационные технологии» | 1 | ||
Раздел 4. Компьютерные телекоммуникации | ||||
82, 83 | Организация локальных компьютерных сетей | 2 | ||
84 | История и классификация глобальных сетей | 1 | ||
85 | Структура Интернета. Сетевая модель DoD | 1 | ||
86 | Основные службы Интернета | 1 | ||
87 | Способы создания сайтов. Язык HTML | 1 | ||
88, 89 | Оформление и разработка сайта | 2 | ||
90 | Создание гиперссылок и таблиц. Браузеры | 1 | ||
91 ,92 | Разработка сайта на языке HTML | 2 | ||
93 | Разработка сайта с применением основных законов Web-дизайна | 1 | ||
94 – 96 | Создание Web-сайта с использованием конструктора сайтов | 3 | ||
Повторение | ||||
97 | Теоретические основы информатики | 1 | ||
98 | Компьютер | 1 | ||
99 | Итоговый контроль | 1 | ||
100, 101 | Информационные технологии | 2 | ||
102 | Компьютерные телекоммуникации | 1 |
Тематическое планирование 11 класс (углубленный уровень)
№ | Тема | Кол-во часов | Примечания |
Информационные системы | 10 | ||
Методы программирования | 53 | ||
Компьютерное моделирование | 35 | ||
Информационная деятельность человека | 4 |
Календарно-тематическое планирование 11 класс
(углубленный уровень)
№ урока | Тема | Кол-во часов | Примечания | |
Глава 1. Информационные системы | ||||
1 | Что такое система. Модели систем | 1 | ||
2 | Информационная система | 1 | ||
3 | Информационная модель предметной области | 1 | ||
4 | Реляционные базы данных в СУБД | 1 | ||
5 | Проектирование реляционной модели данных | 1 | ||
6, 7 | Создание БД | 2 | ||
8, 9 | Простые и сложные запросы к БД | 2 | ||
10 | Контрольная работа по теме «Реляционная БД» | 1 | ||
Глава 2. Методы программирования | ||||
11 | Эволюция программирования | 1 | ||
12 | Паскаль – язык структурного программирования | 1 | ||
13 | Элементы языка и типы данных | 1 | ||
14 | Операции, функции, выражения | 1 | ||
15 | Оператор присваивания, ввод и вывод данных | 1 | ||
16, 17 | Структуры алгоритмов и программ | 2 | ||
18 – 23 | Программирование ветвлений | 6 | ||
24 – 29 | Программирование циклов | 6 | ||
30 | Контрольная работа | 1 | ||
31 – 34 | Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы | 4 | ||
35, 36 | Массивы | 2 | ||
37 – 42 | Типовые задачи обработки массивов | 6 | ||
43, 44 | Метод последовательной детализации | 2 | ||
45, 46 | Символьный тип данных | 2 | ||
47, 48 | Строки символов | 2 | ||
49, 50 | Комбинированный тип данных | 2 | ||
51 | Контрольная работа | 1 | ||
52, 53 | Рекурсивные подпрограммы | 2 | ||
54 | Задача о Ханойской башне | 1 | ||
55 | Алгоритм быстрой сортировки | 1 | ||
56 | Базовые понятия объектно-ориентированного программирования | 1 | ||
57 | Система программирования Delphi | 1 | ||
58, 59 | Этапы программирования на Delphi | 2 | ||
60, 61 | Программирование метода статистических испытаний | 2 | ||
62, 63 | Построение графика функции | 2 | ||
Глава 3. Компьютерное моделирование | ||||
64 | Моделирование и его разновидности | 1 | ||
65 | Математическое моделирование | 1 | ||
66, 67 | Математическая модель свободного падения тела | 2 | ||
68, 69 | Компьютерное моделирование свободного падения | 2 | ||
70 – 73 | Задача баллистики | 4 | ||
74 | Зачет по теме «Моделирование движения в поле силы тяжести» | 1 | ||
75 – 77 | Задача теплопроводности | 3 | ||
78, 79 | Программирование решения задачи теплопроводности | 2 | ||
80 – 81 | Программирование построения изолиний | 2 | ||
82, 83 | Задача об использовании сырья | 2 | ||
84, 85 | Транспортная задача | 2 | ||
86, 87 | Задача теории расписаний | 2 | ||
88 – 91 | Задачи теории игр | 4 | ||
92, 93 | Математическое моделирование для экологической среды | 2 | ||
94, 95 | Методика имитационного моделирования | 2 | ||
96 | Генерация случайных чисел с заданным законом распределения | 1 | ||
97, 98 | Задача массового обслуживания | 2 | ||
Глава 4. Информационная деятельность человека | ||||
99, 100 | Основы социальной информатики | 2 | ||
101 | Среда информационной деятельности человека | 1 | ||
102 | Внедрение информатизации в деловую сферу | 1 |