Методическая деятельность педагога
1. Выступления на педагогических чтениях, семинарах, методических объединениях.
2. Проведение открытых уроков, занятий, мероприятий, мастер-классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_na_pedsovete_rechevoe_razvitie_doshkolnikov.docx | 27.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №21 «ТЕРЕМОК» ГОРОДА ДУБНЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Выступление на педагогическом совещании «Речевое развитие дошкольников»
по теме: «Интегрированные занятия
в средней группе»
Подготовила
воспитатель высшей
квалификационной категории
Тулешова Татьяна Юрьевна
март 2017г.
Самоанализ занятия. К подготовке к педагогическому совету «Речевое развитие дошкольников» было проведено открытое занятие, по теме «Весна пришла!». Данное открытое занятие проводилось с детьми среднего дошкольного возраста 5-5,5 лет в количестве 10 человек.
Цель: Обогащение словаря и активизация речи детей
Задачи:
Образовательные:
- дать представление об изменениях, происходящих ранней весной в природе; учить видеть характерные особенности времени года
- выявлять простейшие причинно-следственные связи;
- учить образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
- упражнять в согласовании существительных с числительными, с прилагательными
- упражнять детей в составлении рассказов по картине с опорой на образец воспитателя;
- закрепить умение детей подбирать антонимы.
- обогащать словарный запас
Развивающие:
- развивать пальчиковую моторику – умение сочетать речь с движениями (мелкими и общими); развивать слуховое и зрительное внимание.
- развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимание, рассуждать.
- развивать эстетическое восприятие красоты природы
Воспитательные:
- воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе
- доставить детям радость и удовлетворение от игр
- воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей
Организационная деятельность, подготовка к занятию
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.
На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.
Организационный прием был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так между гостями и детьми.
Во время открытого занятия применялись следующие методические приемы:
- Игровые: игровая ситуация, дидактические игры и упражнения «Скажи наоборот», «Солнышко весной», «Ласковое слово». Пальчиковые гимнастики: «Посчитай грачей», «Шаловливые сосульки», «К нам Весна лишь заглянула». Дыхательная гимнастика «Подуй на кораблик». Физкультминутка-игра «Насекомые - птицы».
Подвижная игра «Весна, весна красная»
- Словесные: вопросы - ответы, словесное упражнение (подбери слова), чтение стихотворения, использование загадки.
- Наглядные
К подготовке к открытому просмотру проводилась предварительная работа:
1. Беседы с детьми о сезонных изменениях весной.
2. Рассматривание с детьми демонстрационного материала на тему: «Весна».
3. Чтение детям художественной литературы на весеннюю тематику.
4. Наблюдение за изменениями в природе.
5. Разучивание физкультминуток и дыхательных упражнений.
При планировании открытого занятия были учтены возрастные особенности детей. Материал подобран на доступном для детей уровне. Дети отвечали на вопросы воспитателя, самостоятельно придумывали качественные прилагательные, отгадывали загадки, произносили стихи, потешки, поддерживали разговор, с интересом рисовали и произносили текст стихотворения для соблюдения ритма капели, рассматривали, самостоятельно произносили текст в пальчиковых гимнастиках. Дети были довольно активные, чувствовали себя комфортно, охотно принимали участие в игре и во всех заданиях.
Составление небольшого рассказа по картинке – это очень познавательно для детей, это развивает речь ребенка, обогащает его словарный запас и дает толчок к понятию смысла изображения.
Придумывание рассказа – очень трудная задача для детей, поэтому на первых порах ему требуется помощь взрослых.
В среднем дошкольном возрасте детей учат составлять рассказы сначала по вопросам, а затем самостоятельно. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, ребенок учился строить развернутые связные высказывания. Чрезмерно дробные вопросы приучают детей к однословным ответам. Нечетко поставленные вопросы также тормозят развитие у детей речевых навыков.
Во время занятия отрабатывались навыки поведения детей (умение выслушивать ответы других, внимательно слушать задания и т. д.), поведение детей на занятии регулировала и направляла, поддерживала у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Итог занятия был организован в виде игровой проблемной ситуации так, чтобы в ходе его проверить качество усвоения материала и проверить умение детей самостоятельно проявлять дружеские отношения со сверстниками, таким образом подтвердить успешную реализацию воспитательной задачи.
Я считаю, что поставленные программные задачи в ходе занятия были решены.
«Интегрированные занятия в средней группе»
Требования времени обязывают работников дошкольных учреждений искать новые методы обучения и подачи информации. Это обусловлено необходимостью индивидуального подхода к каждому ребенку, который позволяет выявить его интересы, способности, творческие задатки. Одним из способов реализовать это требование является внедрение интегрированных занятий в детском саду.
Интегрированные занятия направлены на развитие эмоциональной сферы детей. Общеизвестно, что чем богаче художественный опыт ребенка, тем точнее его критерии, оценки, тем выразительнее его творчество.
Интегрированные занятия требуют тщательной предварительной работы музыкального руководителя, воспитателя или специалистов. Музыкальный репертуар, выносимый на занятие, может быть предварительно апробирован на фронтальных и доминантных занятиях.
Разрабатывая методику проведения интегрированного музыкального занятия, необходимо помнить, что в основу берется интегративно-тематический подход, при котором художественный образ рассматривается взаимосвязано. Детям предоставляется возможность познать, как одно и то же явление отражается в разных видах искусства, какие художественные средства использовали композитор, художник, поэт. Такие занятия позволяют музыкальному руководителю не только дать ребенку знания, умения, но и обобщить их, представить то или иное явление целостно.
Что значит «интегрированное занятие»?
Понятие интегрированное занятие включает в себя приемы, направленные на раскрытие сути определенной темы, посредством приложения к ней нескольких видов деятельности, которые являются взаимопроникающими и взаимодополняющими.
Технология интегрированного занятия в ДОУ позволяет выполнить основную задачу дошкольного обучения в принципе – раскрыть тему полно и глубоко, но при этом сделать занятие минимально продолжительным. Это позволяет не перегружать детей и оставлять больше времени для других мероприятий, например, прогулок и подвижных игр. Кроме того, это положительно отражается на мотивации к обучению, поскольку интегрированное занятие, помимо непосредственно подачи нового материала, предусматривает активное включение в него детей посредством элементов игры, которая, как известно, является ведущим видом деятельности дошкольника.
Цели и задачи интегрированных занятий в ДОУ
Целью интегрированного занятия является разностороннее, осознанное изучение понятия, предмета или явления с помощью комбинации видов деятельности – творческой, художественной, игровой, доступной детям этого возраста.
К задачам интегрированных занятий для дошкольников относят:
- формирование целостного восприятия окружающего мира;
- развитие навыков самостоятельного освоение и применения новой информации;
- приобщение ребенка к искусству, формирование эстетического вкуса;
- развитие творческих способностей.
Отличие интегрированного занятия от комплексного
Наряду с интегрированными педагогами также используются комплексные занятия. У этих двух методов много общих черт – они являются тематическими и включают в свой процесс различные виды деятельности. Но комплексное занятие предусматривает также эпизодическое включение заданий и вопросов из других дисциплин, для более разностороннего и полного осмысления.
Основное же отличие заключается в том, что интегрированное занятие очень сложно разделить на разные виды деятельности, а в комплексном они более явны и чередуются.
Интеграция предполагает создание условий для двигательной активности ребёнка, его эмоционального, интеллектуального, социально-нравственного здоровья, выход на творчески продуктивную деятельность дошкольников: рисование на основе полученных впечатлений, ручной труд (изготовление игрушек, плетение, посев семян - цветочных, злаковых), сочинение песен, маленьких историй, рассказов на заданную тему, танцевальные, музыкально-игровые, инструментальные импровизации, творческое экспериментирование.
Таким образом, интегрированные занятия не только обогащают знания детей об окружающем мире, но и способствуют развитию творческого мышления, формируют яркие положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения со взрослыми.
Хотелось бы сказать о том, как часто следует проводить с детьми интегрированные занятия в дошкольном образовательном учреждении. Интегрированные занятия, как более сложные по сравнению с другими видами занятий по насыщенности, требующие серьезной и систематической предварительной работы, определенной подготовки детей к восприятию того или иного материала, проводятся, как правило, один раз в квартал.
Список литературы
- Дыбина О.В.Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ./Москва,2012
- Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ: Методическое пособие. /М.: ТЦ Сфера, 2008.