Воспитательная работа

Гармаева Тунгалаг Чагдуровна

Мероприятия по воспитательной работе

Скачать:


Предварительный просмотр:

День народного единства в начальной школе. Классный час в 4 классе

Цель:
- Воспитание патриотизма, любви к Родине, гордости за неё на примерах героизма и самоотверженности Великого русского народа.
Задачи:
- Познакомить школьников с основным содержанием праздника 4 ноября – Днем народного единства.
- Рассказать школьникам о духовном значении праздника с целью формирования у них гражданственности и патриотизма.
- Развивать мышление, речь, словарный запас школьника.
Оборудование: мультимедиа-проектор, презентация.
План урока:
1. Вступление.
2. Раскрытие содержания праздника.
3. Икона Казанской Божьей матери.
4. Рассказ о Родине.
5. Символы государства.

Ход урока

I. Вход под музыку.
(Слайд – виды Москвы)

II. Вступление.
(Презентация)

Ведущий: Начинаем классный час, посвященный Дню народного единства. Послушайте стихотворение «День Народного единства».
Наталья Майданик
День народного единства
С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!

Ведущий: Чему посвящено это стихотворение?

– Родина и Единство… Как вы понимаете эти слова?

III. Беседа о праздниках.
– В чем смысл сегодняшнего праздника? (в единстве, единении народа – сила России)
– Какие праздники вы знаете? (слайд гос. праздники)
Праздник 4 ноября многие воспринимают как новый праздник. Отмечаем его с 2005 г. Ск. лет мы его празднуем? (5)

IV. Раскрытие содержания праздника.
Самое главное, что это не вновь придуманный праздник, а восстановленный праздник. У него очень древняя история. Перенесемся на 400 лет назад, в начало 17 века. (слайд – виды Москвы 17 в.)
– Кого вы здесь видите? Тогда на Руси началось страшное время, которое называлось Смутой.
– Как вы понимаете, что такое Смута? (все смешалось, ничего не понять)
– Что нужно для того, чтоб в государстве был порядок? (правительство, армия, законы)
– Ничего этого не было, не было царя, не соблюдались законы. Этим воспользовались враги (поляки), захотели захватить нашу страну, сделать ее частью своего государства.
– Прочитаем отрывок из пьесы А.Н. Островского «Козьма Захарьич Минин». (Дети читают отрывок по ролям)
(слайд– картина К. Маковского «Минин на Нижегородской площади»)

Ведущий: Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Из каких слов и дел это видно?
– Кто призвал простой народ встать на защиту Родины и собрать для этого деньги?
– Кого поставили во главе ополчения?
– Перед вами портреты К. Минина и Д. Пожарского (слайды)
– Давайте познакомимся с этими героями. (Рассказы учащихся)

1) Кузьма Минин (полное имя – Кузьма Минич Захарьев-Сухорукий)
Минин был гражданином Нижнего Новгорода. Он был честным и добропорядочным торговцем, старостой города. Минин убеждал народ «стать за веру, за Отечество». В Нижнем Новгороде начались постоянные сходки: рассуждали о том, как подняться, откуда взять людей и средства. С такими вопросами обращались, прежде всего, к Минину.

Нижегородцы увлеклись предложениями Минина и решили образовать ополчение, созывать служилых людей и собирать на них деньги. По совету Минина давали «третью деньгу», т.е. третью часть имущества; по его же совету выбрали вождем князя Дмитрия Пожарского.

К нижегородцам скоро примкнули и другие города. В начале апреля 1612 г. в Ярославле стояло уже громадное ополчение с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым во главе, а в октябре была Москва очищена от поляков.

Умер он в 1616 г. Прах Минина покоится в Нижегородском Преображенском соборе. В 1818 г. воздвигнут памятник в Москве, а в 1826 г. в Нижнем Новгороде.

2) Пожарский Дмитрий Михайлович (1578–1614 гг.) – князь.
Пожарский происходил из князей суздальской земли, и принадлежал к, так называемым, «захудалым» княжеским родам, т.е. не игравшим важной роли в государственных делах.

В предыдущих сражениях Пожарский был ранен и лечил ранения в своей вотчине недалеко от Нижнего Новгорода, куда и прибыли посадские люди приглашать его сделаться начальником ополчения, которое затевалось в Нижнем Новгороде. Он согласился.

Д.М.Пожарский жил долго, но не играл важной роли, как можно было бы ожидать. Он не был ни особенно близким к государству советником, ни главным военачальником. Ему не поручали особенно важных государственных дел. Служба его ограничилась второстепенными поручениями. Он погребен в Суздальском Спасо-Ефимовском монастыре.

3) Так и случилось! (показ слайдов сражения)
Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник. И вот наступил славный день: вражеское войско сдалось на милость победителей!

Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади – на самом сердце России (слайд-памятник Минину и Пожарскому)

Ведущий: Главное, в этом событие, что впервые не государство само себя защищало, не власть, а сам народ. Люди, которые возглавили это ополчение, не собирались становиться царями, ни занимать какие-то государственные посты. Люди просто восстановили государственную власть, избрали царя и передали ему власть. В этом, наверное, уникальная особенность данного праздника.

V. Праздник иконы Казанской Божьей матери.
Ведущий: 4 ноября совпадает с одним из православных праздников. Может кто-то знает, что это за праздник? (рассказы учеников)

Казанская икона Божьей Матери особо почитается русским православным народом. Праздник в честь нее – один из самых старых в России, он отмечался как общенародный с 17 века.

Совпадение этих двух праздников знаменательно. Икона Казанской Божьей матери не раз помогала русскому воинству. В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу. И молитва была услышана. Эта икона помогла народному единству, победе, преодолению Смуты.

Позже в честь иконы Казанской Божьей матери и в память обо всех погибших в период смутного времени Дмитрий Пожарский на свои средства выстроил Казанский собор на Красной площади. (Слайд)

История иконы.
В 1579 году большая часть Казани была уничтожена пожаром. Одним из погорельцев был Даниил Онучин. После пожара его дочери явилась во сне богородица и открыла ей, что под развалинами их дома находится Ее чудотворный образ. Мать рассказала о чудесном явлении митрополиту.

Огромная толпа народа направилась к дому Онучиных. Начались раскопки. Был найден святой образ необычайной красоты.

На месте обретения чудотворной иконы в Казани был основан Казанский Богородицкий женский монастырь. Юная Матрона Онучина приняла в нем постриг и стала потом настоятельницей.

Оригинал иконы хранится более 300 лет в Казанском монастыре.

Ведущий: Что защищали Минин и Пожарский с ополчением? (Родину)

VI. Беседа о Родине.
– Послушайте стихотворение Н. Рубцова.
Россия, Русь –
Куда я ни взгляну,
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои лесса, погосты и молитвы.
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шёпот ив у смутной у воды,
Люблю навек, до вечного покоя…

Ведущий: О чем это стихотворение? (о любви к Родине)
– За что автор любит свою Родину?
– Русский народ издавна передавал свою любовь к Родине в пословицах и поговорках.
– Какие вы знаете пословицы о Родине?
– Посмотрите на экран. Задание: соберите пословицы. (слайд)
Родина – мать, Родине служить.
Жить – , умей за неё постоять.
Человек без Родины, там и пригодится.
Где кто родится, что соловей без песни.
Вывод: Для того, чтобы вечно жило творчество русского народа, необходимо беречь наше русское государство, нашу Россию.

– Русский народ любил еще один жанр народного творчества. Это загадки. Послушайте их. (слайд – загадки о цветах флага)
Снежинки так прекрасны и легки,
Как совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка, написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете … (белом)

Спокойны и чисты рек русских воды
Прозрачны и светлы, как вечер зимний
И благородны и просторны неба своды
Художник их раскрасил в … (синий)

Россия много войн пережила
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела
Под Знаменем Победы ярко…(красным)

– Что у вас получилось? (флаг)

VII. Беседа о государственных символах.
Учитель: Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге – (рассказ детей)

Белый цвет означает мир, чистоту, правду, благородство – говорит о том, что у нашего государства нет злых намерений. Оно честно и дружелюбно относится ко всем странам.
Синий цвет – это небо, благородство, духовность, вера, говорит о том, что Россия против войны. Она хочет дружить со всеми народами Земли.
Красный цвет – отвага, героизм, огонь, означает, что каждый гражданин России готов, если потребуется, защищать свободу и честь Родины от врагов.
Вед.: Государственный флаг Российской Федерации поднимается на зданиях верховных органов государственной власти и управления, посольств, торгпредств, консульств Российской Федерации за рубежом, судах, плавающих в открытом море и в территориальных водах иностранных государств.
– Чем является флаг для нашего государства? (символом)
– Какие государственные символы вы еще знаете? (герб, гимн)

Рассмотрим рисунок Государственного герба России (герб в переводе с немецкого – наследие, наследство).
– Послушайте рассказ ученика. (слайд герба)

1 Ученик: В современной России в качестве герба с изменениями принято изображение времен Александра II. Он представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном щите. Над орлом – три короны (две малые и одна большая). В лапах орла – скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар), а на груди, на красном щите, всадник, поражающий копьем дракона.

2 Ученик: Двуглавый орел является символом единения народов России; его короны – символы союза республик, краев и областей. Скипетр и держава означают силу и мощь единого государства. Всадник на щите – олицетворение побеждающего добра, готовности народа защищать страну от врагов.

3 Ученик: У нас очень красивый герб. На нём изображён двуглавый золотой орёл на фоне российского флага. Орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад – в 1497 году.

4 Ученик: Впервые его ввёл царь Иван III Васильевич – великий князь всея Руси, как его называли. Это был герб Московского государства, Русского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации. Внутри российского герба – герб Москвы. На нём на красном фоне изображён Георгий Победоносец , поражающий копьём дракона.

Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.
– Сейчас ребята расскажут вам о гимне.

Гимн в переводе с греческого – торжественная хвалебная песня, или похвала, исполняемая в особых случаях.

Гимн страны! Он исполняется в особо торжественных случаях: при встречах и проводах глав государств, при проведении парадов, больших государственных праздников. Все присутствующие при этом встают, а военные отдают честь.

Учитель: Давайте послушаем отрывок из Государственного гимна Российской Федерации. Запомните, что гимн государства все слушают стоя. (слайд)

– Послушайте стихи о сегодняшнем празднике.
Наталья Майданик
Призывная
В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!
Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!

День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как День народного единства. Это не только праздник изгнания интервентов, несущих чуждые нам ценности, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе. Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика.

В заключение возьмемся за руки и все вместе произнесем эту речовку: (слайд)
Главное — вместе!
Главное — дружно!
Главное — с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушие не нужно!
Злобу, обиду прочь гони!
Запомните это чувство единения и удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков. Всего вам доброго!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

4 ноября День народного единства.

Слайд 2

Государственные праздники Новый год Рождество Христово День защитников Отечества Международный женский день Праздник весны и труда День Победы День России День народного единства

Слайд 7

А. КИВШЕНКО. ВОЗЗВАНИЕ КУЗЬМЫ МИНИНА.

Слайд 8

КУЗЬМА МИНИН

Слайд 9

КНЯЗЬ ДМИТРИЙ ПОЖАРСКИЙ

Слайд 10

М. СКОТТИ. МИНИН И ПОЖАРСКИЙ.

Слайд 11

МИНИН И ПОЖАРСКИЙ ВЫСТУПАЮТ В ПОХОД.

Слайд 12

НИЖЕГОРОДСКОЕ ОПОЛЧЕНИЕ ВЫХОДИТ В ПОХОД

Слайд 13

КУЗЬМА МИНИН В РЕШАЮЩЕЙ АТАКЕ

Слайд 14

ВОЙСКО МИНИНА И ПОЖАРСКОГО У СТЕН КРЕМЛЯ.

Слайд 15

ПОЛЯКИ ПОКИДАЮТ КРЕМЛЬ И СДАЮТСЯ МИНИНУ И ПОЖАРСКОМУ

Слайд 17

ИКОНА КАЗАНСКОЙ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

Слайд 18

ИКОНА КАЗАНСКОЙ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

Слайд 20

СОБЕРИ ПОСЛОВИЦЫ. Родина – мать, Жить – Человек без Родины, Где кто родится, Родине служить. умей за нее постоять. там и пригодится. что соловей без песни.

Слайд 21

Представляет прямоугольное полотнище трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого цвета; средней - синего; нижней - красного цвета. Принят Государственной Думой и подписан Президентом России В.В.Путиным 25 декабря 2000 года. Государственный флаг России

Слайд 22

Государственные символы Российской Федерации.

Слайд 23

представляет четырехугольный , с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом , поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и одной большой, соединенными лентой. В правой лапе орла- скипетр, в левой- держава. На груди орла на красном щите- серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне. Государственный герб России

Слайд 24

РЕЧЕВКА. ГЛАВНОЕ – ВМЕСТЕ! ГЛАВНОЕ – ДРУЖНО! ГЛАВНОЕ – С СЕРДЦЕМ ГОРЯЩИМ В ГРУДИ! НАМ РАВНОДУШИЕ НЕ НУЖНО! ЗЛОБУ, ОБИДУ ПРОЧЬ ГОНИ!



Предварительный просмотр:

Конспект классного часа на тему: "ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО!"

для учащихся начальной школы на основе английской сказки "Три поросенка".

Описание материала: предлагаю вам конспект занятия на тему дружбы для учащихся начальной школы. Можно также использовать в средней или старшей группах детского сада. 
Цель: Развитие дружеских отношений среди сверстников.
Задачи:
1. Познакомить с понятием дружба.
2. Учить детей воспроизводить сказку с помощью взрослого.
3. Учить отвечать на вопросы, правильно, употребляя в речи качества предметов.
4. Сплотить коллектив. 
Материал к занятию: текст сказки «Три поросёнка», карточки синие и зелёные для 2 команд с именами сказочных героев(Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф, Волк, Сказочник, друзья), иллюстрация к сказке, конверт с письмом, карточки светофоры, обозначение двух цветов (красный и зелёный) по количеству детей в классе. 
Методические приёмы: продуктивная деятельность детей, игровая ситуация, создание проблемной ситуации.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Организационный момент.
Учитель:
Все - минуточку вниманья!
Сказку я хочу начать.
Этой сказочки названье
Поспешите отгадать.
Все готовы слушать ушки?
Будет сказка, говорят,
Про лесного, злого волка
И про глупых... (поросят).
Посмотрите на иллюстрации и скажите, к какой они сказке?
- К английской сказке "Три поросенка".
Вы хотите отправиться вместе с поросятами в путешествие? Послу¬шайте сказку (сказку читает учитель).
Жили - были на свете три поросенка. Три брата, все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками. Даже имена у них были похожи. Звали поросят: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Все лето поросята кувыркались в зеленой траве, грелись на солнышке, нежились в лужах. Но вот наступила осень. «Пора нам подумать о зиме, - сказал как-то Наф-Наф своим братьям, проснувшись рано утром. - Я весь дрожу от холода! Давайте построим дом и будем зимовать все вместе под одной теплой крышей». Но его братья не хотели браться за работу. «Успеется», - сказал Ниф-Ниф, - до зимы еще далеко, мы еще погуляем», - и перекувыркнулся через голову. «Когда нужно будет, я сам построю себе дом», - сказал Нуф-Нуф и лег в лужу. «Ну, как хотите. Тогда я буду один строить себе дом», - сказал Наф-Наф.
2.Этап формирования мотивации.
Учитель: Дети, я перед тем, как прийти к вам сюда, получила письмо. Давайте прочитаем его.
Добрый день, мои друзья! 
Новоселье у меня.
А к кому из трех из нас,
Развеселых поросят, 
В гости вы должны прийти,

Догадайтесь, малыши!
Свой конверт, ребята, я
Запечатал так не зря: 
Двери дома на замке, 
Что вы держите в руке!
Учитель: Как вы думаете, дети, кто написал нам это письмо? Обратного адреса нет. Я вам напомню: «Свой конверт, ребята, я запечатал так не зря!» 
Рассмотрите внимательно, как запечатал конверт (пластилин на конверте) неизвестный отправитель? На конверте изображён кирпичный дом.
Так кто нам написал письмо? - Наф-Наф.
3.Этап целеполагания.
Учитель: Ребята, как вы думаете, правильно ли поступили поросята Ниф-Ниф и Нуф-Нуф, когда не стали помогать Наф-Нафу в строительстве дома?
Почему им так и не удалось принять совместное решение о постройке дома? - Может быть, они не сумели договориться?!
Ребята, а в жизни нам часто приходится договариваться друг с другом, поступать так, чтобы вместе делать какое-то общее дело?
Мы можем договориться и найти выход из создавшейся трудной ситуации?

4.Упражнение «Путаница»
Дети встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. И сцепляются руку того человека, которую нащупали первой.
Затем дети вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Учитель помогает рукам соединиться и следит за тем, чтобы каждый держал за руки двух людей, а не одного.
Дети открывают глаза.
Теперь их задача — распутаться, не разжимая рук.
В результате возможны такие варианты: либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из детей, либо несколько независимых кругов или пар.
Подведение итогов упражнения:
•Довольны ли вы своим результатом?
•Что помогало, что мешало в процессе?
•Кого хотите отдельно выделить, поблагодарить за ваш результат?

5.Игра «Гости».
Учитель: На новоселье всегда много гостей. Наф-Нафу нужно посадить гостей по обе стороны от стола. Вы получите пригласительные карточки разного цвета: синие и зеленые. Синие - сядут слева, зеленые - справа. Задание: как можно быстрее встать в 2 цепочки: справа - зеленые, слева - синие карточки; договариваясь между собой, нельзя разговаривать, можно только показывать руками. На карточках написаны ваши роли за столом по порядку. Встать нужно также по порядку, друг за другом. Начали!
1. Наф-Наф.
2. Ниф-Ниф.
3. Нуф-Нуф.
4. Волк.
5. Друг Наф-Нафа.
6. Друг Ниф-Нифа.
7. Друг Нуф-Нуфа.
8. Друг Волка.
9. Сказочник.
(карточки в двух экземплярах, для 2 команд, карточек необходимо сделать по количеству детей в классе, может быть несколько друзей поросят и волка)
2-я игра. Условие - без рук! Руки - за спиной.
Рефлексия. Как труднее было выполнить задание: когда можно было показывать руками или когда запретили это делать? Конечно же, легче было договориться при помощи рук и слов.
6.Релаксационная пауза.
Учитель: Отгадайте загадку. На чем мы с вами будем возвращаться из леса с новоселья? Что за чудо этот дом! Ребятишек много в нем! Носит обувь на резине, А питается бензином. (Автобус) Не летит, не жужжит, Жук по улице бежит. И горят в глазах жука Два блестящих огонька. (Автобус)
Правильно, мы возвращаемся домой на автобусе. Вот вы уже расселись по сиденьям! Поехали! Мы выехали на дорогу. Где ваши светофоры?
7.Упражнение «Светофор». 
Учитель: 
Светит красный светофор:
-Нет проезда, стой, шофер!
Покажите мне красный светофор, если у вас есть какие-то трудности с друзьями, если вы часто ссоритесь, деретесь, обзываетесь, конфликтуете. 
Вот зеленый светофор:
- Поезжай вперед, шофер!
Те дети, у которых все в порядке, покажите зеленый цвет, у вас много друзей, и вы никогда не ссоритесь, а играете мирно, с удовольствием.
(таким образом учитель может обратить внимание на тех ребят, которые много конфликтуют и проводить с ними индивидуальную работу по изменению в поведении)
8.Упражнение «Ритм».
Учитель: Давайте попробуем потренироваться в том, как дружно делать одно маленькое дело. Я начинаю стучать костяшками пальцев по столу, затем этот ритм подхватывает мой сосед, потом - следующий. Все подстраиваются под общий ритм.
После упражнения спросить о том было ли это задание лёгким. Если нет, то почему?
9.Домашнее задание.
Учитель:
Наше путешествие подошло к концу. Нарисуйте дома рисунки "Мгновенное фото нашего путешествия". (Рисунки необходимо принести на урок рисования. Оценка за рисунок будет поставлена в журнал).
Учитель: Вот и сказочке конец, а кто слушал и принимал участие молодец!
Спасибо за внимание! Сегодня мне было очень интересно с Вами работать.



Предварительный просмотр:

Конспект классного часа на тему: Осень

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/10/16515_e2c25e0f3ae88e7ff2df345e4f6b9bd1.jpg


Цель урока: Закрепление знаний учащихся о времени года осень.
Задачи:
1. Развивать коммуникативные навыки учащихся.
2. Продолжить знакомство с картинами великих русских художников.
3. Познакомить детей с осенним праздником"Осенины".
3. Используя наглядные методы способствовать развитию целостного восприятия школьников.
Организационный момент:
Здравствуйте ребята. Я рада видеть вас. Посмотрите друг на друга и молча улыбнитесь.
Ход урока:
Учитель:
Мы продолжаем с вами ребята знакомиться с картинами русских художников. Каждый из них, по своему изображает на своих картинах времена года.
Посмотрите на экран. Какое время года изображено на картинах?

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/10/16515_270669443bc2826c70412da2f6b279fb.jpg

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/10/16515_993e434b6071401fff7aec1ede70fc49.jpg


Ответы ребят.
Учитель: По каким признакам вы определили время года?
Ответы ребят.
Учитель:Молодцы ребята. Осенью природа замедляет свое развитие и готовится к зиме; кусты и деревья сбрасывают свои листья; птицы улетают в теплые края, а те животные, которые остаются, одеваются в теплые шубки; погода становится все холодней и ближе к концу осени выпадает первый снег.
Березы косы расплели,
Руками клены хлопали,
Ветра холодные пришли,
И тополи затопали.
Поникли ивы у пруда,
Осины задрожали,
Дубы, огромные всегда,
Как будто меньше стали.
Все присмирело, съежилось,
Поникло, пожелтело.
Лишь елочка пригожая
К зиме похорошела.
(Автор: М. Садовский)
Ребята, а какие осенние праздники вы знаете?
Ответы ребят.
Учитель: Молодцы. Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о празднике «ОСЕНИНЫ»
А кто из вас знает, что это за праздник?
Ответы ребят.

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/10/16515_0c7bbb5bf62ab0e3860a6bd98af38fd4.jpg


Учитель:
Ветер листья поразвесил

Будто нынче именины.
А у нас сентябрь весел:
Осенины, осенины.
Клин курлычет журавлиный.
В поле чисто - хоть пляши.
Осенины, осенины,
Светлый праздник для души.

Что-то пишется всё ямбом.
Всё созрело и в поре.
Аромат осенних яблок - 
Осенины на дворе.
И такое небо ныне,
Звезды падают в тиши.
Осенины, осенины,
Светлый праздник для души.

Всё случилось не напрасно,
Жизнь неспешная текла.
Осенины - время красок
И последнего тепла.
Всюду яркие картины,
Сочным маслом их пиши.
Осенины, осенины,
Светлый праздник для души
(автор: Александр Кокотов)

Осенины - это встреча осени на Руси.
В старину на Руси наши предки справляли Осенины 21 сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи. К этому времени весь урожай бывал уже убран. Праздник отмечают хождением в гости, широким хлебосольством.
В школах тоже встречают Осень традиционной выставкой даров природы, необыкновенными овощами, выросшими на даче или поделками из природного материала.

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/10/16515_bb742afa08a188e5cfd9dca86d6a714a.jpg

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/10/16515_fb58450e60cd5137d7d523162b72667e.jpg


Мы с вами ребята тоже устроим сегодня в нашем классе выставку поделок из природного материала. 
(ученики выставляют на подоконник свои поделки, принесенные из дома).
Учитель:Молодцы ребята, какая красота!
Как вы думаете, ребята, какое самое главное богатство осени? 
Ответы ребят.
Учитель:
Хлеб! Осенью из пшеницы нового урожая пекут хлеб – наше главное богатство.

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/10/16515_be0c99934d7ffb3c6d95028a2ef86f9e.jpg


Сейчас мы тоже с вами попробуем испечь хлеб, но он будет необыкновенным. В этот хлебушек мы постараемся положить самое дорогое, самое нужное. Можно я начну?
- Я положу в тесто доверие и красоту человеческих отношений, а теперь вы продолжайте… (честность, уверенность, силы, здоровье, свет, радость, любовь, мягкость, доброту, благополучие, спокойствие, смех, веселье, искренность, дружбу, богатство, смелость, милосердие)
- Посмотрите, сколько хороших и полезных продуктов мы использовали, чтобы замесить тесто. Осталось только испечь хлеб.
- А вот посмотрите, какой хлебушек у нас получился.

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/10/16515_184f8d622eb6d853499d0dd56e447bc1.jpg


Учитель:осень щедро дарит нам свои дары.
Какие дары природы вы знаете?
Ответы ребят.

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/10/16515_44ad309bc1f548838470a08e65d05086.jpg


Учитель:Молодцы ребята. А сейчас я вам буду загадывать загадки, а вы слушайте внимательно: 
Загадки из корзинки (на осенних бумажных листочках написаны загадки):
-В сенокос горька, а в мороз сладка.
Что за ягодка? (рябина)
- Под землёй птица гнездо свила,
Яиц нанесла (картофель) 
-Сидит девица в темнице,
А коса на улице (морковь)
- В золотой клубочек спрятался дубочек (жёлудь)
- Сидит - зеленеет.
Падает – желтеет,
Лежит – чернеет (лист)
- И на горке, и под горкой.
Под берёзой и под ёлкой.
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят (грибы)
Учитель:Молодцы ребята, а теперь я предлагаю вам поиграть.
КОНКУРСЫ:
1 конкурс:
на столе разложены грибы (вырезанные из картона): 10 съедобных и 10 не съедобных.
Участвуют два ученика. Задача первого: собрать съедобные грибы, задача второго: собрать не съедобные грибы.
2 конкурс: 
На полу разложить листочки бумаги с нарисованными лужами для двух команд (в две линейки), по команде каждый участник должен пройти перешагивая лужи сначала туда, затем обратно. Чья команда быстрее пройдет препятствия, та и победит.
3 конкурс:
Ученики делятся на три команды. Каждой команде раздаются буквы, собранные не по порядку, из них нужно составить слово (у каждой команды разные слова).
СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ.
4 конкурс «Наоборот»
А сейчас ребята я вам буду называть слова наоборот, а вы должны сказать правильный вариант.
Авкыт — тыква; зубра — арбуз; атсупак — капуст; яншив — вишня; акинялмез — земляника; анилак — калина; авилс — слива; церуго — огурец; хорог — горох, родимоп—помидор; консеч —чеснок; апер —репа; алкевс — свекла; сидер — редис; кул — лук; акшотрак — картошка; анилам — малина; номил — лимон.
ИТОГ:
Учитель:Наше занятие подходит к концу. Что нового вы сегодня узнали?
Ответы ребят.
Учитель:Понравилось ли вам наше сегодняшнее занятие?
Ответы ребят. 

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/10/16515_c47c1144f7e38aeff7d36eb88eeb8f5f.jpg



Предварительный просмотр:

Сценарий воспитательной беседы на тему «Доброта и жестокость»

для детей младшего школьного возраста.

Материал беседы будет полезен для учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, родителей. Возраст, на который рассчитана данная беседа, 7-10 лет. 

Цель: Ознакомление детей с понятием «доброта», «жестокость». 
Задачи:
- Развивать умение творить добро, устранять проявления жестокости в своем поведении. 
- Воспитывать чуткое отношение к людям и всему окружающему миру.

Ход беседы.

Педагог. Человек приходит в мир для добра. Он наделен умом, поэтому может очень многому научиться, способен творить сам свою судьбу. Но чтобы быть хозяином собственной судьбы, ему нужно с детства учиться, много работать над собой, закалять волю и характер, приобретать хороших привычек, совершенствовать дух и тело, производить различные умения и навыки. Все это под силу каждому человеку, ибо знания, умения и навыки сами не приходят, их нужно добывать упорным трудом. С детства человек должен занять активную жизненную позицию и добиваться всего сам. И чтобы жить в этом многообразном и сложном мире достойно, надо много чему научиться, знать, уметь, а главное – быть добрым и мудрым человеком. 
- Как вы думаете, что такое доброта? В чем она проявляется?
- Как вы относитесь к тем людям, которые с вами добрые, ласковые и искренние?
- Приведите примеры человеческой доброты, что вы видели или испытали на себе?

- Как вы думаете, что такое жестокость? В чем она может проявляться?
- Хотели ли вы жить с жестокими людьми или просто встретиться с ними? Почему?
- Какими бы вы хотели быть в этой жизни: жестокими или добрыми? Почему? Докажите это. 
(Ответы детей).
- Вижу, вы понимаете, что такое доброта и что такое жестокость и не хотели бы встретиться в своей жизни с жестоким человеком. Поэтому давайте поговорим о том, как не стать жестоким, а вырасти добрым, отзывчивым, сострадательным к чужому горю.
Давайте рассмотрим такой случай: вы давно мечтали о домашнем животном, вам хотелось иметь у себя дома красивого песика, который бы вас любил, слушался, выполнял различные команды. И вот вам, наконец, принесли щенка – вашего будущего друга. Принесли просто так, из любви к вам, хотя родители были категорически против. И вот начались напряженные дни. Песик не только играется и забавно переворачивается, а еще и скулит, плачет за мамой, отказывается есть то, что вы предлагаете, а чем накормить его вы не знаете и, что хуже всего, - за ним надо убирать. Вам не хочется, а мама с папой ругают вас. Вы упорно стараетесь перебороть в себе неприязнь к такого вида занятий, но перебороть себя не можете. Мама настаивает, чтобы выгнать пса из квартиры и постоянно это делает, когда вас нет дома. Вы в отчаянии. Все это так надоело и еще и поездка куда-то понадобилась. Вот вы выносите пса из дома и оставляете его подальше от дома. Сердце немного сжимается, но поездка куда важнее песика, поэтому вы выбираете ее. А песик? Он маленький, беззащитный... Теперь у него нет ни мамы, ни хозяина, который бы заботился о нем, а сам он беспомощен. Что же ему остается делать? Вы поедете с родителями отдыхать, они будут заботиться, чтобы вы радовались и наслаждались жизнью.
А в это время ваш четвероногий друг ищет себе пищу на помойках, его уже, может, разрывают бродячие псы. Их так же кто-то выбросил, потому что не хотел ухаживать, не хотел пачкать беленьких рук...

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/6/19932_7e6dfcf5540cbc575061e74da89bcfd1.jpg

Взгляните, дети, вокруг себя. Таких собачек и котиков есть много даже в нашем районе. Или это не те зверьки, которых кто-то сначала взял, чтобы позабавиться, а потом выбросил, потому что такое занятие показалось трудным? Запомните: мы в ответе за тех, кого приручаем. Думаю, что вы такого никогда не сделаете. Или не так? Сейчас мы с вами нарисуем своего домашнего любимца – песика, котика, или морскую свинку. (Дети рисуют).
Равнодушный человек может пройти мимо человека, попавшего в беду. Помните, дети, жестоким свое сердце сделать легко, только стоит несколько сделать зло, а дальше это становится привычкой. Люди с жестоким сердцем способны на преступление. Они, не колеблясь, убивают, грабят. Но любое преступление наказуемо. Рано или поздно жестокого человека наказывают за его преступления. 
А теперь подумаем вместе, кому лучше в мире жить: доброму или злому? (Ответы детей). Добрый человек может достичь вершин в своей жизни, если только этого захочет. А злой? Он обязательно сделает что-то такое, за что будет наказан. Достигнет ли этот человек успехов? А теперь скажите, дети, что делает сердце жестоким? (Ответы детей). Конечно, вы еще маленькие и не можете помогать всем животным, которые нуждаются в этом, всем людям, так как это делают взрослые. Чтобы ваше сердце было добрым, а не жестоким, то не творите зла. Помогите, чем сможете, не проходите мимо нуждающегося. И нет разницы – человек это или животное, все мы хотим тепла и ласки, любви и защиты. 
Спешите творить добро, учитесь сочувствовать. Не пытайтесь кому-то сделать зло, причинить боль, потому что за это рано или поздно вы будете наказаны
Когда-нибудь вы также можете оказаться в затруднительной ситуации, и вам никто не подаст руки. Помните! Как вы относитесь к этому миру, такой стороной и мир к вам повернется. Если вы вырастете добрыми людьми, то будет и вам везде хорошо, ибо, как говорит народная мудрость: «Хорошему везде хорошо!» А когда вы будете делать зло, когда ваше сердце станет жестоким, то и мир к вам повернется жестокостью и злом. Не забывайте об этом никогда. Пусть в вашем сердце всегда живут великая любовь и доброта, искренность и сочувствие, человечность и щедрость.

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/6/19932_0ca4392fe7ad96edc199b5361c9dacc4.jpg


Ребенок 1. А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.

Ребенок 2. Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
М. Лисянский

Список литературы
1. Захаренко, А. А. Слово к потомкам. – К.: СПД Богданова А. М., 2006
2. Настольная книга педагога. Пособие для тех, кто хочет быть учителем-мастером / Составители: Андреева В.М., Григора В.В. – Х.: Основа, 2007