НПК "Первые шаги"

Гармаева Тунгалаг Чагдуровна

Исследовательские работы моих учеников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika.doc61 КБ
Файл chisla_v_frazeologizmah_poslovitsah._zagadkahh.docx45.78 КБ
Файл kaltsiy.docx276.87 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Дырестуйская СОШ»

«Математика – часть нашей жизни»

Автор: Протасов Иван, ученик 4 класса

                                                               Руководитель: Гармаева Т.Ч.

2019 г.

Содержание

  1. Введение

              Актуальность……………………………………………3

              Цель………………………………………………………3

              Задачи…………………………………………………….3

  1. Теоретическая часть
  1. Математика и ее термины……………………………………3
  2. Математика в системе знаний……………………………….4
  3. Сферы деятельности, где применяется математика………..4
  1. Исследования
  1. Исследование № 1………………………………………….6
  2. Исследование № 2………………………………………….6
  3. Исследование № 3………………………………………….6
  1. Вывод………………………………………………………7
  2. Рекомендации……………………………………………..7
  3. Заключение………………………………………………..8
  4. Список литературы……………………………………….9

Введение

Актуальность

Не раз приходилось слышать фразу о том, что математика - страна без границ. Несмотря на свою банальность, фраза о математике имеет под собой очень веские основания. Математика в жизни человека занимает особое место. Мы настолько срослись с ней, что попросту не замечаем её.

     А ведь с математики начинается всё. Ребёнок только родился, а первые цифры в его жизни уже звучат: рост, вес.

       Малыш растет, не может выговорить слова "математика", а уже занимается ею, решает небольшие задачи по подсчету игрушек, кубиков. Да и родители о математике и задачах не забывают. Готовя ребенку пищу, взвешивая его, им приходится использовать математику. Ведь нужно решить элементарные задачи: сколько еды нужно приготовить для малыша, учитывая его вес.

Занимаясь математикой, решая математические задачи, я задумался над тем, а так ли важна она в нашей повседневной жизни.

Целью моей работы является рассмотрение и изучение роли математики в жизни общества.

Исходя, из этого я поставил перед собой следующие задачи:

  1. Изучить литературу, которая раскрыла бы понятие математика и ее терминов.
  2. Выяснить какую роль играет математика в системе наших знаний.
  3. Уточнить, в каких профессиях можно применить математические знания
  4. Рассмотреть и проанализировать на примерах, где в повседневной жизни можно использовать математические знания.

Поэтому объектом моего исследования является математика и ее термины.

Предмет исследования: математика в нашей жизни.

Теоретическая часть

Математика и ее термины

 Прежде чем рассмотреть примеры математики в жизни для начала более точно узнал что такое математика и термины, которые она включает в себя.

       Матема́тика — это наука, исторически основанная на решении задач о количественных и пространственных соотношениях реального мира путём идеализации необходимых для этого свойств объектов и формализации этих задач. Слово «математика» произошло от др. греч. μάθημα (máthēma), что означает изучение, знание, наука, и др. греч. μαθηματικός (mathēmatikós), первоначально означающего восприимчивый, успевающий

Основные математические термины

Длина— физическая величина, числовая характеристика протяжённости линий

Высота — измерение тела или фигуры, отмеряемое в вертикальном направлении.

Объём — количественная характеристика пространства, занимаемого телом или веществом.

Площадь — одна из количественных характеристик плоских геометрических фигур и поверхностей.

Сантиметр (см, cm; устар. стм.) — в системе СИ 0,01 метра. В системе СГС является основной единицей длины.

Метр (обозначение: м, m; от др.-греч. μέτρον — мера, измеритель) — единица измерения длины и расстояния в СИ.

Математика в системе знаний

На глазах нашего поколения наука сделала колоссальный шаг в изучении законов природы и в использовании полученных знаний. Достаточно сказать о поразивших воображение успехах в покорении космоса и исследованиях внутриатомных явлений, а также о первых операциях на сердце.

В это же время математика начинает приобретать все большее значение в экономике, организации производства, а также в социальных науках.

Положение математики в современном мире далеко не то, каким оно было сто или даже только сорок лет назад. Математика превратилась в повседневное орудие исследования в физике, астрономии, биологии, инженерном деле, организации производства и многих других областях теоретической и прикладной деятельности. Многие крупные врачи, экономисты и специалисты в области социальных исследований считают, что дальнейший прогресс их дисциплин тесно связан с более широким и полнокровным использованием математических методов, чем это было до настоящего времени.

За тысячелетия своего существования математика прошла большой и сложный путь, на протяжении которого неоднократно изменялся ее характер, содержание и стиль изложения.

Сферы деятельности, где применяется математика

Я часто слышу  высказывания одноклассников и их родителей, что математика не важна и что даже некоторым из них она не пригодилась, но как я выяснил, существует ряд профессий в которых, не зная математики, не произведешь, ни одного правильного расчета. Приведу примеры некоторых сфер деятельности:

1. в Бухгалтерии - упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, обязательств организации и их изменениях (движении денежных средств) путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций.

2. в Строительстве - это вид человеческой деятельности, направленный на создание зданий, инженерных сооружений (мостов, дорог, аэродромов), а также сопутствующих им объектов (инженерных сетей, малых архитектурных форм, гаражей и т. д.)

3. в Программирование - процесс и искусство создания компьютерных программ и/или программного обеспечения с помощью языков программирования. Программирование сочетает в себе элементы искусства, фундаментальных наук (прежде всего информатика и  математика), инженерии, спорта и ремесла.

4. в Географии - единый комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли и акцентирующихся на выявлении пространственно-временных закономерностей.

5. в Экономике - хозяйственная деятельность (производство, распределение, обмен и потребление товаров).

6. в Астрономии - наука о движении, строении и развитии небесных тел и их систем, вплоть до Вселенной в целом.

7. в Инженерии - область человеческой интеллектуальной деятельности, дисциплина, профессия, задачей которой является применение достижений науки, техники, использование законов физики и природных ресурсов для решения конкретных проблем, целей и задач человечества.

Исследования

 Казалось бы, что после школы математика нигде не пригодится. Увы! Тут приходится использовать математику ещё чаще. Во время учёбы в вузе, на работе и дома нужно постоянно решать задачи, и не только математические. Какова вероятность успешной сдачи экзамена по математике? Сколько денег нужно заработать, чтобы купить квартиру? Сколько можно получить, занимаясь математикой и решением математических задач? Каким должен быть объём вашего дома и сколько для этого нужно приобрести кирпича. Как правильно рассчитать, чтобы родилась девочка или мальчик? И тут на помощь придёт математика. Она следует за человеком везде, помогает ему решать задачи, делает его жизнь намного удобнее.

Исследование № 1. Применение математики в строительстве.

1. Строителю заказали покрасить помещение (допустим наш класс). Для этого ему нужна краска, но тут возникает вопрос, сколько краски нужно купить, чтобы излишне не потратиться и купить чересчур много краски или купить мало краски и не доделать работу. Он знает, сколько краски расходуется на 1 квадратный метр (допустим, что на 1 квадратный метр понадобиться 2 литра). Строителю остается рассчитать площадь стен и потолка. Он знает, что высота одной стены 3 метра, а длина 4 метра. При помощи формулы (S = ab) строитель узнает, что площадь одной стены равна 12 метров в квадрате и узнает, что ему понадобиться 24 литра на одну стену. Те же вычисление он проводит с потолком, и другими стенами и едет в магазин.

2. Так же можно представить, что строителю необходимо поменять пол для последующей укладки паркета. Это требует заливки пола раствором на высоту 10 см.  Для этого ему нужно знать объем заливаемого раствора. Длина пола 6 метров, ширина 4 метра. При помощи формулы (S = ab) он узнает, что площадь пола равна 24 квадратных метра. (Формула вычисления объема V=Sh). Он знает, что пол ему надо поднять ровно на 10 сантиметров.  За высоту он принимает то расстояние, на которое ему надо поднять пол, то есть на 10 сантиметров.  Он узнает, что объем,  пола составляет  2,4 кубометра.

3. Родители делали дома ремонт и я решил посчитать сколько рулонов обоев потребуется на мою комнату. Я знаю, что высота комнаты 2метра 20 сантиметров, а длина 4 метра. Ширина обоев составляет 1 метр, а длина  одного рулона 9 метров.  При помощи формулы (S = ab)  я узнаю, что площадь одной стены равна 8 м2 80 см2. Значит на одну стену уйдёт один рулон обоев. Проводим те же вычисления и с другими стенами. Итак, я узнал, что для моей комнаты потребуется 3 с половиной рулонов обоев.

Исследование № 2. Транспортные расходы

 Мы часто бываем в Петропавловке. Мне стало интересно, сколько дизельного топлива расходуется, чтобы доехать до Петропавловки и сколько для этого потребуется денег. Расстояние до Петропавловки составляет 60 км. и   60 км. обратно. Я узнал у папы, что на сто км.  расходуется примерно 10 литров топлива. Получается, что нам потребуется 12  литров топлива, чтобы доехать до Петропавлоки и обратно. Стоимость дизельного топлива за 1 литр равна 42 рубля 40 копеек. Умножаем и получаем  ______________.

Исследование № 3. Кулинария

 Однажды мама решила приготовить «Королевский торт» по старинному рецепту. Рецепт:

 ТОРТ КОРОЛЕВСКИЙ

(прим. 400 г) сливочного масла растереть добела, положить (прим. 400 г) мелкого сахара, растёртого добела с 18 желтками, цедру с 2 лимонов, 1/2 или 1 мускатный орех. Когда всё хорошо будет перемешано, взбить 18 белков в густую пену, положить в тесто, подсыпая понемногу (150 г) картофельной и (150 г) крупчатой муки, перемешать, наполнить форму, испечь, затем покрыть глазурью из розовой воды.

Мы сходили в магазин и выяснилось, что

на масло мы потратили ____ рублей

на сахар – _____ рублей

на яйца - ____ рубля

на лимоны - ______ рублей

на картофельную муку - ____ рублей

на крупчатую муку - ____ рублей

Всего мы заплатили – ____ рублей.

Вывод

1. Для того, чтобы определить цену продукта, прибыль и правильно рассчитаться с покупателем, менеджеры и продавцы используют математические знания.

2. В экономике математика нужна для того, чтобы правильно рассчитать затраты для получения максимальной прибыли.

3. В строительстве математика нужна для того, чтобы правильно сделать расчёты и чертежи для проектов строений.

4. В банках математика используется для того, чтобы правильно рассчитать деньги, находящиеся в обороте и другое.

Рекомендации использования моей исследовательской работы.

  1. На факультативах и кружках по математике
  2. Для расчета количества материала при ремонте дома, школы.
  3. При планировании семейного бюджета во время ремонта.
  4. При расчете топлива и финансовых затрат на него для перевозки детей нашей школы.

Заключение

Поскольку математика представляет по своей природе всеобщее и абстрактное знание, она в принципе может и должна использоваться во всех отраслях науки.

При изучении математики осуществляется развитие интеллекта школьника, обогащение его методами отбора и анализа информации.

Таким образом, математика своими специфическими средствами способствует решению целого комплекса задач и имеет большое значение в жизни общества.

Нет сомнений, что математика и математический стиль мышления совершают сейчас триумфальный марш как в науке, так и в ее применениях.

Я думаю, учащиеся, должны в какой-то мере почувствовать это и относиться к математике с большим интересом, увлечением и пониманием необходимости математических знаний, как для будущей их деятельности, так и для жизни человеческого общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Б.В. Гнеденко Математика в современном мире. – М.: Просвещение, 1990г. – 128 с.

2.  Е.А. Беляев, В.Я. Перминов «Философские и методологические проблемы математики», МГУ, 1981, - 214 с.

3.   Н.И. Жуков «Философские проблемы математики», Минск, 1977, -95 с.

4.  Непостижимая эффективность математики в естественных науках:— 1991, № 10, с. 23.

Полезные ссылки, с которыми я работал:

http://www.wikipedia.org – термины

http://ru.wikipedia.org/wiki/- дополнительная информация

http://www.telegraph.ru/hobby/old/old-ind4.htm- рецепты кулинарии, в которых используются разные понятия и меры веса.

http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=718 - выдающийся математик



Предварительный просмотр:

РЕЦЕНЗИЯ

на исследовательскую работу   ученицы 4 класса                                                                   МБОУ «Дырестуйская СОШ»

Дансоруновой Арюны

по теме «Числа в фразеологизмах, пословицах, поговорках, загадках»

Выбранная тема исследования является актуальной для современного общества. Работа состоит из введения, основной части и заключения. Во введении поставлена цель, определены вытекающие из нее задачи, а также обозначены объект и предмет  исследования. Цель в работе достигнута. Сама ученица, понимая сложность исследования, не ограничивается тем, что в данной работе продолжила работу по исследованию чисел в фразеологизмах, пословицах, загадках. В прошлом году исследовала числа в русских народных сказках и заслужила высокой оценки экспертной комиссии.

Цель и задачи исследовательской работы адекватны её теме.  Автором проделана работа по сбору и систематизации материала о числах, об использовании чисел в устойчивых выражениях. Работа структурна, соответствует плану. Работа отличается логичностью изложения.    

Работа, представленная для рецензирования является завершенным самостоятельным исследованием, выполнена на достаточном теоретическом и методологическом уровне, обладает инновационным характером, заслуживает положительной оценки. Считаю, что для ученицы 4 класса Дансоруновой Арюны  проведенное собирание материалов является серьезной исследовательской работой, заслуживающей представления на конференции, в связи с чем рекомендую её работу.

Рецензент:           Гармаева Тунгалаг Чагдуровна

Содержание

  1. Введение………………………………………………………..
  2. Основная часть……………………………………………….
  1.  История чисел……………………………………………...
  2. Практическая часть. Числа в пословицах и поговорках...
  3. Числа в загадках …………………………………………...
  4.  Числа в фразеологизмах …………………………………..
  1. Заключение……………………………………………………..

  1.  Введение

Впервые наше знакомство с числами начинается уже в раннем детстве. В прошлом году я выступала на конференции с исследовательской работой по теме: «Числа литературных произведениях», где показала что числа используются в разных жанрах литературы. И я решила продолжить эту тему в этом году и исследовала тему: «Числа в пословицах и поговорках, фразеологизмах».  С числами и числительными часто приходится встречаться в художественных текстах.

Актуальность

Анализируя тексты сказок, литературные произведения, фразеологизмы, загадки, пословицы и поговорки я попыталась понять, как часто встречаются те или иные числа, что они обозначают и с какими историческими, бытовыми представлениями народа связано их использование. Исходя из этого, актуальность моей работы заключается  в исследовании частоты употребления чисел в фразеологизмах, пословицах, загадках.

Гипотеза исследования заключается в том, что если бы числа в фразеологизмах, пословицах и поговорках были использованы бессмысленно, бессодержательно или бездумно, то мы бы не употребляли так часто в повседневном обиходе устойчивые выражения с числами.

Цель: изучить особенности употребления чисел в фразеологизмах, пословицах, поговорках; проанализировать, знают ли учащиеся нашей школы пословицы, поговорки. загадки, фразеологизмы в которых встречаются числа

 Объект исследования: устойчивые выражения, загадки.

Предмет исследования: числа в фразеологизмах, пословицах, загадках;

Задачи исследования:

  • собрать сведения о символике чисел, анализируя литературные источники;
  • найти примеры употребления чисел в фразеологизмах, пословицах. загадках;
  • проанализировать частотность употребления чисел в устойчивых выражениях;

Практическая значимость. Эту исследовательскую работу можно использовать на уроках русского языка и литературы, на внеурочном занятии.

Я пришла к выводу, что числа играют в художественном тексте немаловажную роль, и их изучение помогает проникнуть в заложенную народом мысль, лучше понять историю своего народа.

2.  Основная часть

2.1. История чисел.

Изучая литературу по теме, я узнала, что давным-давно, много тысяч лет назад, наши предки жили небольшими племенами. Они еще не имели никакого представления о числах. Первобытные люди могли только выделять из множества различных предметов отдельные. Например, из стаи волков – вожака стаи, из стада оленей – одного оленя. То есть они определяли отношения как «один » и «много».

Частые наблюдения множеств, состоящих из пары предметов (глаза, уши, рога, крылья, руки),  привели человека к представлению о числе. Наш далекий предок, рассказывая о том, что видел двух уток, сравнивал их с парой глаз. А если он видел их больше, то говорил: «Много». Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное. Когда считали  «один, два, много», то после двух было «все». Поэтому число 3, которое при счете должно было идти за числом 2, обозначало «все».  Лишь постепенно человек научился выделять три предмета,  а затем четыре.

     Затем  человек начал считать пятерками, десятками и двадцатками (в ход шли и пальцы ног!). Счет десятками сохранился и в нашей десятичной системе счисления. Сохранились и названия некоторых чисел, связанные с первой «вычислительной машиной», - пальцами рук и ног. Например, слово "пять" в русском языке происходит от древнеславянского слова «пясть» - рука ("запястье"). А у некоторых племен число "двадцать" называлось "весь человек"!

Символика чисел известна нам с давних пор. Ее можно встретить в Библии и другой религиозной литературе. Числа широко употребляются в сказках, как русских, так и зарубежных. В своей работе я попыталась проследить использование чисел и их символику в русских народных сказках.

2.2 Практическая часть. Числа в пословицах и поговорках.

     Я выяснила, что числа являются еще и  источником происхождения многих пословиц и поговорок, без которых наша речь была бы невыразительной и бедной. На уроках литературы, математики нам часто приходится сталкиваться с ними. К великому сожалению  мы их знаем очень мало. И когда учитель просит назвать пословицу, в котором есть числа, или собрать пословицу из отдельных слов, мы затрудняемся ответить. Поэтому я решила найти пословицы и поговорки  и познакомить с ними своих одноклассников.

     Вот что у меня получилось: С числом -1, я нашла 25 пословиц и поговорок, с числом 2 - 20, с числом 3- 8, с числом 4- 4, с числом 5 – 4, с числом 6 -1, с числом 7- 20, с числом 8- 4, с числом 9- 1, с числом 10- 6, с числом 11 -2, с числом 12 -3, с числом 13 -2, с числом 25- 2, с числом 40 -3, с числом 100 -12, с числом 200- 2, с числом 1000- 18. 3.

Вот только несколько из них:  (Приложение№ 3)

Один.

1.Одна пчела много меду не натаскает.

Два.

1.Два медведя в одной берлоге не живут.

Три.

1.Обещанного три года ждут.

Четыре.

1.Конь на четырёх ногах, да и то спотыкается.

Пять.

1.Свой пятак чужого рубля дороже.

Шесть.

1.Один друг шестерых родственников заменит.

Семь.

1.Для бешеной собаки семь вёрст не крюк.

Восемь.

1.У святого коня – восемь ног.

Девять.

1.Девять мышей вместе потянули – крышку с кадушки стянули.

Десять.

1.Лучше десять виновных оправдать, чем одного невинного осудить.

Одиннадцать.  

1.Одиннадцатая заповедь – не попадайся.

 Двенадцать.

1.Одного воробья на двенадцать блюд не разложишь.

Тринадцать.

1.Вашего брата по тринадцати на дюжину кладут,  да и то не берут.

Двадцать пять.

1.Двадцать пять лет – солдатский век

Сорок.

1.Все сорок тысяч слов глупца не стоят умного словца.

Сто.

1.Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Двести.

1.Есть и двести, да не в одном месте.

Тысяча: И тысяча нарисованных ламп не заменят одной настоящей (японская).

2.3. Числа в загадках.

    Теперь о числах в загадках. Здесь я не буду особо мудрствовать и просто перечислю  загадки с числами которые я нашла. Результаты моих поисков: С числом 1 я нашла 10 загадок, с числом 2- 33, с числом 3- 9, с числом 4- 17, с числом 5- 10, с числом 6- 4, с числом 7- 8, с числом 9- 1, с числом 10- 6. Вот некоторые из них. (Приложение №4)

Один: Много рук, нога – одна (дерево).

Два: Вот гора, а у горы две глубокие норы. В этих норах воздух бродит, то заходит, то выходит (нос).

Три: Входишь в одну дверь, а выходишь из трех. Думаешь, что вышел, а на самом деле – вошел (рубашка).

Четыре: Кто в году четыре раза переодевается? (Земля)

Пять: 5 пальцев, как у людей, но пальцы у нее без ногтей (перчатки).

Шесть: 6 ног, 2 головы, один хвост. Кто это? (всадник на коне).

Семь: Ежедневно в 7 утра, я трещу: вставать порррррра! (будильник).

Восемь: Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском. Голова и 8 ног, вот и весь я – … (осьминог).

Девять: Отгадайте-ка, ребятки, что за цифра акробатка? Если на голову встанет, ровно на три меньше станет (9).

Десять: Ёжик вырос в десять раз, получился … (дикобраз).

2.4. Числа во фразеологизмах.

Не редко от наших родителей, учителей можно услышать такие фразы: «Опять двадцать пять!», «Ну не кричите вы в один голос», «Ну прямо на одно лицо!». И как выяснилось ,что многие ребята , даже не понимают, о чем это. В русском языке это называется – фразеологизмы, где одним из компонентов образного выражения является числительное. Меня это тоже очень заинтересовало и я попыталась найти такие. Результаты поиска: фразеологизм с числом ноль- 1, с числом 1- 29, с числом 2- 17, с числом 3- 4, с числом 4- 1, с числом 5-2, с числом 7- 8, с числом 9- 2, с числом 10 -7. (Приложение № 6) Например:

Ноль: Абсолютный нуль - человек ничтожный, совершенно бесполезный в каком-либо деле.

Один: В один голос –  все вместе, одновременно (отвечать, спрашивать )

Два: В два счета - очень быстро, моментально; без промедления.

Три: В три погибели (гнуться) – гнуться очень низко.

Четыре: В четырёх стенах – жить, не выходя из дому

Пять: Как собаке пятая нога. Как телеге пятое колесо.– об абсолютно ненужном.

Семь: За семь вёрст киселя хлебать – далеко и попусту идти, ехать. 

Девять: Девятый вал – грозная, несокрушимая сила.

Десять: Десятая вода на киселе – то же, что и «седьмая вода на киселе», то есть дальний родственник.

3.  Заключение

      Собрав и обобщив весь материал, я пришла к выводу: без чисел нам было бы очень трудно и неинтересно жить. Можно смело утверждать, что выбор чисел в литературе не случаен. Он основан на народном представлении о значении чисел. Числа хранятся не только в пословицах, поговорках, загадках, сказках, фразеологизмах. Хоть числа произошли очень давно, их актуальность в современном мире приобретает все большее значение. Люди того не замечая, употребляют числа в своей речи каждый день. Мы используя фразеологизмы, пословицы и поговорки  в каких – то ситуациях, делаем свою речь более выразительной, яркой, образной.

Список использованной литературы.

  1. Ашукин, Н. С., Ашукина, М. Г. Крылатые слова. 4-е изд., доп. - М.: Художественная литература, 1989. – 526 с.
  2. Волина, В.В. Загадки от А до Я. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1998. – 319 с.
  3. Ласковый И. «Секреты «магических» чисел», М., 2005.
  4. Пушкин А.С. «Сказки», М., 1998.
  5. «Русские народные сказки».  / «Русские народные сказки», М.: «Правда», 2005. -  285 с.
  6. Интернет ресурсы: http://nickdegolden.ru/russkie-poslovicy-pogovorki/

https://www.liveinternet.ru/users/non-fiction/post179143647

Приложение 1.

Числа в пословицах и поговорках.

Один.

1.Один в поле не воин.

  1. Одна пчела много меду не натаскает.
  2. Одной рукой в ладоши не хлопнешь.
  3. Одна нога тут – другая там.
  4. Одна голова хорошо, а две лучше.

Два.

 1.В поле две воли, чья возьмёт.

2.Два медведя в одной берлоге не живут.

3.Два раза не умирать.

4.Два сапога – пара.

5.Два соловья на одной ветке не поют.

Три.

1.Согнуться в три погибели.

2.Обещанного три года ждут.

3.На трёх свиней корни не разделить.

4.Три перста крест кладут.

5.До трёх раз прощают.

Четыре.

1.Конь на четырёх ногах, да и то спотыкается.

2.Без четырёх углов изба не рубится (не становиться).

3.Четыре угла дому на строение, а четыре времени году на совершение.

4.Четыре страны света на четырёх морях проложены.

Пять.

1.Потерял пять, а нашёл семь.

2.Есть пять копеек – и бабушка в торгу.

3.Нужен, как собаке – пятая нога.

4.Свой пятак чужого рубля дороже.

Шесть.

1.Один друг шестерых родственников заменит.

Семь.

1.В гору семеро едва тянут, а под гору и один столкнёт.

2.Вятские – ребята хваткие, всемером одного не боятся.

3.Двое пашут, о семеро руками машут.

4.Для бешеной собаки семь вёрст не крюк.

5.Зима не лето – в семь шуб одета.

Восемь.

1.Весна да осень – на день погод восемь.

2.У святого коня – восемь ног.

3.Осень – перемен восемь.

4.Восьми гривен до рубля не хватает.

Девять.

1.Девять мышей вместе потянули – крышку с кадушки стянули.

Десять.

1.Десять знающих не стоят одного, который дело делает.

2.Лучше десять виновных оправдать, чем одного невинного осудить.

3.На одного стрелка по десятку загонщиков.

4.О женитьбе сына посоветуйся с десятью, о разводе – с сотней.

5.Один умный десять безумных водит.

 Одиннадцать.  

1.Одиннадцатая заповедь – не попадайся.

2.Одиннадцать ради нечёта.

 Двенадцать.

1.В году двенадцать месяцев, и в каждом – свои ягоды.

2.Правда двенадцать цепей разорвёт.

3.Одного воробья на двенадцать блюд не разложишь.

Тринадцать.

1.Вашего брата по тринадцати на дюжину кладут,  да и то не берут.

2.Тринадцатый гость под стол.

Двадцать пять.

1.Двадцать пять лет – солдатский век

2.Опять двадцать пять!

Сорок.

1.Все сорок тысяч слов глупца не стоят умного словца.

2.Сорок лет – бабий век.

3.Сорок лет не сорок реп.

Сто.

1.Верный друг лучше сотни слуг.

2.Как хочешь рассуждай, а сто рублей – деньги.

3.Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

4.Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

5.Один дурак скажет – сто мудрецов не разберут.

Двести.

1.Есть и двести, да не в одном месте.

2.Как вместе, так двести, а как врозь, так все по одному.

Тысяча.

1.Если не один возьмется, а тысяча, тогда и самое тяжелое бревно станет легким (эфиопская).

2.И путешествие в тысяче стран начинается с первого шага (монгольская).

3.И тысяча нарисованных ламп не заменят одной настоящей (японская).

4.И тысяча слухов еще не правда (монгольская).

5.Лучше один раз увидеть, чем 1000 раз услышать (китайская).

Приложение № 4

Числа в загадках.

Один.

1.В лесу на одной ножке выросла лепешка (гриб).

2.Много рук, нога – одна (дерево).

3.На длинной ножке, застыв до поры, отдыхает палочка после игры (единица).

4.На ноге стоит одной, крутит-вертит головой.

5.На одной ноге кружится, беззаботна, весела. В пестрой юбке танцовщица, музыкальная … (юла).

5.На одной ноге стоит, в воду пристально глядит. Тычет клювом наугад, ищет в речке лягушат. На носу повисла капля. Узнаете? Это … (цапля).

Два.

1.Бежит-гудит, в два глаза глядит, а станет – ярко-красный глазок глянет! (автомобиль).

2.В конце два Л пиши. А как зовут меня, реши: без мастера граненным стал блестящий правильный … (кристалл).

3.Вот гора, а у горы две глубокие норы. В этих норах воздух бродит, то заходит, то выходит (нос).

4.Два близнеца, два братца на нас верхом садятся (очки и нос).

Три.

1.Возле леса на опушке трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (Машенька и три медведя).

2.Вот стоит на улице, в длинном сапоге, чудище трехглазое на одной ноге. Запылал у чудища изумрудный глаз – значит, можно улицу перейти сейчас (светофор).

3.Входишь в одну дверь, а выходишь из трех. Думаешь, что вышел, а на самом деле – вошел (рубашка).

4.Есть спина, а не лежит никогда. Есть четыре ноги, а не ходят и три. Сам всегда стоит, а всем сидеть велит (стул).

Четыре.

1.В году у дедушки четыре имени (зима, весна, лето, осень).

2.Вспушит она свои бока, свои четыре уголка. И тебя, как ночь настанет, все равно к себе притянет (подушка).

3.Говорит она беззвучно, но понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней – станешь вчетверо умней (книга).

4.Два брюшка, четыре рожка (подушка).

Пять.

1.5мешочков шерстяных – греются братишки в них (перчатки).

2.5пальцев, как у людей, но пальцы у нее без ногтей (перчатки).

3.Есть, друзья, такая птица: если сядет на страницу, очень рад бываю я, а со мною вся семья (пятерка).

4.Как только отправляется она зимой гулять, жильцы в дома вселяются, и в каждый – ровно пять! (перчатки).

Шесть.

1.6ног, 2 головы, один хвост. Кто это? (всадник на коне).

2.Если на голову встанет, ровно на три больше станет (шесть).

3.На дворе переполох, с неба сыплется горох. Съела 6 горошин Нина, у нее теперь ангина (град).

4.Чёрен, да не ворон. Рогат, да не бык. Шесть ног без копыт. Летит, жужжит, упадет – землю роет (жук).

Семь.

1.Братьев этих ровно 7. Вам они известны всем. Каждую неделю кругом ходят братья друг за другом. Попрощается последний – появляется передний (дни недели).

2.Всю жизнь ношу я два горба, имею два желудка! Но каждый горб – не горб, амбар! Еды в них на семь суток! (верблюд)

3.Ежедневно в 7 утра, я трещу: вставать порррррра! (будильник).

4.Есть 7 братьев: годами равные, именами разные (дни недели).

Восемь.

1.8 ног, как 8 рук, вышивают шелком круг. Мастер в шелке знает толк. Покупайте, мухи, шелк! (паук).

2.Дом чудесный – бегунок на своей восьмерке ног. День-деньской в дороге: бегает аллейкой по стальным двум змейкам (трамвай).

3.Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском. Голова и 8 ног, вот и весь я – … (осьминог).

4.Я так мила, я так кругла, я состою из двух кружочков. Как я рада, что нашла себе таких, как вы дружочков (8).

Девять.

1.Отгадайте-ка, ребятки, что за цифра акробатка? Если на голову встанет, ровно на три меньше станет (9).

Десять.

1.Ёжик вырос в десять раз, получился … (дикобраз).

2.Есть у меня работники, во всем помочь охотники. Живут не за стеной – день и ночь со мной: целый десяток, верных ребяток! (пальцы).

3.Как славно жить, когда они работы не боятся. (пальцы).

4.На десятки вёрст – разноцветный мост. Только вот по нему не шагать никому (радуга).

Приложение №3

Числа в фразеологизмах.

Ноль.

1.Абсолютный нуль - человек ничтожный, совершенно бесполезный в каком-либо деле.

Один.

1.В один голос – 1. все вместе, одновременно (отвечать, спрашивать и т.п.).

2.Все до одного – (все) без исключения, полностью.

3.Жить одним домом – вместе, сообща вести хозяйство.

4.Как одна минута – очень быстро.

5.Мерить на один аршин - подходить к оценке различных людей, явлений, обстоятельств и т.п. одинаково, без учёта индивидуальных особенностей.

Два.

1.В два счета - очень быстро, моментально; без промедления.

2.В двух шагах от... – очень близко.

3.Два сапога – пара – один другого не лучше.

4.Есть в два горла – очень много есть.

5.Из вторых рук - через посредников (узнать, получить и т.п.) (= из третьих рук)

Три.

1.В три погибели (гнуться) – гнуться очень низко.

2.В три ручья (плакать) – плакать, безудержно, горько, обильно проливая слезы.

3.В три шеи (гнать) – грубо, с побоями и руганью гнать.

4.С три короба (наврать, наговорить) – очень много наговорить неправды.

Четыре.

1.В четырёх стенах – жить, не выходя из дому

Пять.

1.Как собаке пятая нога. Как телеге пятое колесо. Пятое колесо в телеге – об абсолютно ненужном.

2.Пятое-десятое – употребляется при поверхностном перечислении чего-либо (неважного) вместо подробного перечисления.

Семь.

1.За семь вёрст киселя хлебать – далеко и попусту идти, ехать, тащиться и т.п. куда-либо.

2.Работать до седьмого пота – очень много трудиться.

3.Седьмая вода на киселе – очень дальний родственник

4.Семеро по лавкам – очень много маленьких детей у кого-либо.

Девять.

1.Девятый вал – грозная, несокрушимая сила.

2.Ходить за тридевять земель – далеко.

Десять.

1.Дать сто очков вперёд – значительно превосходить кого-либо в чем-либо.

2.Десятая вода на киселе – то же, что и «седьмая вода на киселе», то есть дальний родственник.



Предварительный просмотр:

РЕЦЕНЗИЯ

на исследовательскую работу   ученицы 3 класса                                                                             МБОУ «Дырестуйская СОШ»

Пайтуевой Евгении

по теме «Роль кальция в организме человека»

Выбранная тема исследования является актуальной для современного общества. Работа состоит из введения, основной части и заключения. Во введении поставлена цель, определены вытекающие из нее задачи, а также обозначены объект и предмет  исследования. Цель в работе достигнута. Сама ученица, понимая сложность исследования, не ограничивается тем, что в данном докладе будет заниматься только изучением теоретического материала о кальции и его свойствах, но и провела практические опыты и сделала соответствующие выводы.

Цель и задачи исследовательской работы адекватны её теме.  Автором проделана работа по сбору и систематизации материала о кальции и его свойствах, в каких продуктах содержатся больше кальция. Работа структурна, соответствует плану. Работа отличается логичностью изложения.    

Работа, представленная для рецензирования является завершенным самостоятельным исследованием, выполнена на достаточном теоретическом и методологическом уровне, обладает инновационным характером, заслуживает положительной оценки. Считаю, что для ученицы 3 класса Пайтуевой Евгении собирание материалов и эксперимент  являются серьезной исследовательской работой, заслуживающей представления на конференции, в связи с чем рекомендую её работу.

Научный руководитель:      Гармаева Тунгалаг Чагдуровна










СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение        ……………………………………………………………..с.3
  2. Основная часть        
  • Анкетирование………………………………………………………с.4

Обработка и анализ результатов анкетирования                                  

  • Исследование проблемы путём интервью со специалистами…...с.4
  • Практические исследования………………………………………..с.5
  1. Заключение                                                                                            

Общие выводы и рекомендации…………………………………... с.6

  1. Список литературы……………………………………………… с.7
  2. Приложение………………………………………………………. с.8

  1. Введение

 Мне часто  мама говорит, что нужно пить молоко, кушать сыр и творог, потому что в этих продуктах содержится кальций, а он полезен для здоровья. Меня заинтересовало, а что такое кальций и почему он нужен нашему организму.

Гипотеза:

 Если я буду есть каждый день молоко, сыр, творог, то я всегда буду здоров.

Цель моей работы:

Выяснить какие продукты питания богаты кальцием, и почему он так необходим нашему организму.

Задачи:

1). Изучить литературу о пользе кальция.

2). Провести опыты по исследованию влияния кислот на разрушение кальция.

3). Проанализировать результаты и сделать выводы.

Методы исследования:

1). Анализ литературы по теме.

2.) Анкетирование и анализ полученных результатов

2). Практические исследования.

3). Беседа с медицинским работником.

3). Наблюдение и выводы.

Объект исследования:  кальций и его свойства

Предмет исследования: роль кальция в организме

  1. Основная часть

Анкетирование. Обработка и анализ результатов анкетирования.

Сначала я решил провести опрос ребят из моего класса и посмотреть, что знают одноклассники о кальции.

Вот, что показал опрос:

- 12 человек из 19 опрошенных сказали, что знают, что такое кальций;

- 11 человек из 19  ответили, что могут рассказать о влиянии кальция на наш организм;

и на вопрос – едите ли вы молочные продукты каждый день, все ответили положительно.

Значит, моё исследование будет полезно не только мне, но и моим товарищам. (Приложение с.10)

Кальций – это элемент, без которого не могут протекать нормально основные жизненные процессы. Почти все растения и животные нуждаются в кальции,  он есть во всех органах и тканях живых организмов.

Кальций необходим для того, чтобы кости были прочными. Детям он нужен для нормального роста и развития, большая часть кальция содержится в костях и зубах.

В человеческом организме кальций находится в трех основных местах:

а) в костях скелета (около 99%);

б) в клетках;

в) в крови. Именно кровью кальций доставляется в органы и ткани организма.

Исследование проблемы путём интервью со специалистами

Норма кальция в организме

- А много ли надо кальция нашему организму?

С этим вопросом я обратился к нашей медсестре Людмиле Матвеевне.

(Приложение с.11)

Она рассказала, что потребность организма в кальции:

от 1 года до 6 лет - 1500 мг в сутки;

 7 - 9 лет - 700мг;

10 - 12 лет (мальчики) – 900 мг (девочки) – 1200 мг;

13 - 20 лет – 1200 мг;

21 - 50 лет – 1000 мг;

старше 50 лет - 1200 – 1500 мг.

Для этого нужно употреблять в пищу продукты:

-молоко, кефир, йогурт, творог, сыр, бобы, фасоль,  капусту, зелень, орехи, фрукты, овощи.

Больше всего кальция в молочных продуктах.

Исследование проблемы практическим путём. Опыты.

         А что произойдёт, если в костях совсем не останется кальция?

Опыт 1.  Я провёл опыт с куриными косточками. Взял куриные косточки, положил их в банку и залил уксусом. Прошло 7 дней. Что же стало с косточками? Уксус разрушил кальций в косточках, и они стали мягкими, как бы резиновыми. Они потеряли свою прочность. (Приложение с.12)

Эмаль наших зубов очень похожа на скорлупу яиц.

Опыт 2. Я провёл ещё один опыт. Положил яйцо в банку и полностью залил его уксусом.

Сразу можно увидеть на его поверхности крошечные пузырьки. Это уксусная кислота атакует кальций, содержащийся в яичной скорлупе. Через какое-то время яичная скорлупа изменит свой цвет. Через 3 дня я достал яйцо и аккуратно промыл его водопроводной водой.

        Посмотрите, что получилось. Оно стало, как резиновый мячик. Такое может произойти и с нашими зубами. Если в организме мало кальция, то трескается эмаль наших зубов, и зубы начинают болеть и разрушаться.

(Приложение с.13)

Заключение

Таким образом, я узнал, что кальций - это минеральное вещество, которое участвует во многих процессах в организме человека. Это вещество очень нужно для нормального роста и развития костей и зубов,  кальций придает им прочность. Кальций способствует здоровью сердечно - сосудистой системы, участвует в нервных процессах.

На опытах я доказал значение кальция для человека: кости без кальция стали гибкими и мягкими, утратили твердость, вот почему при нехватке кальция у детей развивается искривление позвоночника, а у взрослых часто случаются переломы костей. Значение кальция для зубов  было подтверждено опытом с яйцом: эмаль зубов (как яичная скорлупа) без кальция становится мягкой и уязвимой, что опасно развитием кариеса.

Таким образом, кальций необходим человеку, чтобы кости и зубы были  крепкими и здоровыми, поэтому важно правильно питаться.

Значит, кальций - это элемент, имеющий важное влияние на здоровье человека. Доказано, что кальций-это основа, благодаря которой может существовать человек. Наш кальций можно сравнить с фундаментом здания или корнем большого дерева. Очевидно, если фундамент непрочный, то и все здание может развалиться. Если корень сгнил, то и дерево засохнет.

Список литературы

Буслаева, Г.Н. Значение кальция для организма / Г. Н. Буслаева // Педиатрия : Medicum. — 2009. — N 3 . — С. 4-7

Лифляндский В.Г. Витамины и минералы / В.Г. Лифляндский. — М. : ЗАО «ОЛМА МедиГрупп», 2010. — 640 с.

Смолянский Б.Л. Лечебное питание / Б.Л. Смолянский, В.Г. Лифляндский. — М. : Эксмо, 2010. — 688 с.

Интернет-ресурсы:

www://zdoroviy-dom.tiu.ru

http://stgetman.narod.ru/kalciy.html http://www.healthtotem.com/ru/coral/role_ru.html http://www.sunhome.ru/journal/13067

Приложение

Анкета для учащихся

  1. Знаешь ли ты что такое кальций?

А). да

Б). нет

2. Ты знаешь, как кальций влияет на организм человека?

А). да

Б). нет

  1. Ты ешь молочные продукты каждый день?

А). да

Б). нет

Результаты анкетирования

  1. Знаешь ли ты что такое кальций?

А). да – 12 человек

Б). нет – 7  человек

2. Ты знаешь, как кальций влияет на организм человека?

А). да – 11 человек

Б). нет – 8 человек

    3.Ты ешь молочные продукты каждый день?

А). да – 19 человек

Б). нет – 0 человек

Исследование практическим путем