Выявление и развитие у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой,физкультурно-спортивной деятельности

Программа "Одаренные дети" 2011-2015 

Программа работы с одаренными детьми 2015-2020

План работы методического объединения учителей английского языка на 2018– 2019 учебный год

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                   Утверждена приказом

                                                                             директора школы

№ 218-01-02 от 31.08.2011

Программа  «Одарённые дети»

МОУ СОШ № 5

г. Вязьмы Смоленской области

на 2011- 2015 гг.

2011год

Ц Е Л И  И  О С Н О В Н Ы Е   З А Д А Ч И:

      анализ и прогнозирование деятельности школы и семьи по выполнению требований Конвенции о правах ребенка и поддержке одаренных детей, создание условий для их самореализации.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

   Работа с одаренными детьми требует глубокого понимания природы «одаренности».

   Психолог Б.М.Теплов понятие «одаренность» трактует как обеспечение успешности в какой-либо деятельности не отдельной способностью, а своеобразным их сочетанием, которые характеризует личность.

   Такое понимание одаренности требует целостного подхода к обучению, воспитанию, развитию, т.к. одарен не сам по себе ум человека, а одарена его личность.

   Необходимо учитывать и тот факт, что развитие одаренности происходит не только в системе обучения и воспитания, но имеет свои собственные закономерности, свою внутреннюю логику, определяющие индивидуальность. Одаренная личность наделена собственной познавательной потребностью (характеризуется выраженным чувством удовольствия от умственной или какой-либо творческой деятельности). Отсюда необходимые условия работы с одаренными:

-   сохранение индивидуальности;

-   поддержка собственной познавательной потребности;

-   знание психологических особенностей «одаренных».

   Программа «Одаренные дети» в школе реализуется в двух направлениях.

1.  Создание общих условий для раскрытия задатков и развития способностей всех учащихся (сохранение индивидуальности, личностный подход в образовании, развитие творческих способностей средствами искусства на уроках и внеклассной деятельности).

2. Создание индивидуальных условий для развития способностей детей с выращенной собственной познавательной потребностью в какой-либо области.

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

 

О б у ч а ю щ и е с я :

1.  Психолого-педагогический анализ развития обучающихся школы.

2.  Выявление одаренных детей:

-   диагностика одаренности различных типов и видов;

-   анализ результатов одаренности;

-  создание школьного банка данных о способных, одаренных, талантливых учащихся.

3.  Организация обучения одаренных:

А) внедрение элементов и систем обучения разного уровня сложности:

-  использование элементов обучения и системы работы Л.Занкова;

-  апробация учебно-методических комплекса «Гармония».

б) дифференцированная и индивидуальная работа с одаренными детьми по общеобразовательному циклу:

-   внедрение дифференцированного обучения в школе как системы работы;

-   индивидуальная работа с одаренными детьми через систему факультативов и индивидуальных занятий

в) реализация программ раннего обучения иностранному языку и информатике и ИКТ.

г)  участие детей в школьных, городских, областных, федеральных олимпиадах  и конкурсах по предметам.

Д) НОУ в 5-11-х классах.

4.Организация воспитательного процесса и системы дополнительного образования в работе с одаренными детьми:

А) создание условий в школьной системе воспитания для социальной адаптации одаренных детей

Б) психолого-педагогическая поддержка одаренных детей;

В) создание системы стимулирования обучающихся:

    - отмечать наиболее интересные работы участников конкурсов, олимпиад, фестивалей (грамоты, награды);

     - организация туристических поездок для расширения кругозора одаренных детей (краеведение, культура, искусство).

Г) активизация разносторонней работы с одаренными детьми через систему дополнительного образования (кружки, секции, творческие коллективы).

 Д) мероприятия с одаренными детьми:

 -  выставки детского творчества;

 - творческие конкурсы (театр);

- литературные конкурсы;

- спортивные праздники и школьные олимпиады;

-  шахматные турниры;

-  проведение конкурса «Ученик года»;

-   проведение научных конференций;

-  участие учащихся в разработке уроков,  внеклассных сценариев, внеклассных мероприятий;

-  проведение предметных олимпиад очного и заочного типа.

5. Профилактические мероприятия по охране здоровья одаренных детей:

-   ежегодная диспансеризация на базе городской поликлиники;

-   организация отдыха в санаториях, базах отдыха, детского оздоровительного лагеря при школе.

 

У ч и т е л ь:

1 Постановка проблемы и включение в сознательное участие всех членов коллектива школы в реализацию программы «Одаренные дети»:

-    проведение МО на тему «Одаренные дети»;

-   организация работы школьных структур по реализации программы «Одаренные дети».

2. Работа методических объединений по психолого-педагогической подготовке кадров к работе по выявлению, обучению и воспитанию одаренных детей:

- методические семинары «Творческая одаренность», «Одаренные дети и подростки»,

-     изучение и распространение опыта работы с одаренными детьми;

-     самообразование и саморазвитие педагога;

3.   Создание системы диагностики одаренных:

-    разработка критериев, тестирование для выявления одаренных детей

-    создание школьного банка данных одаренных детей.

4.   Связь с Комитетом образования МО «Вяземский район» по реализации программы «Одаренные дети», установление творческих контактов с коллегами- единомышленниками.

 

С е м ь я :

1.  Оценка и самооценка потенциальных возможностей семей одаренных обучающихся.

2.  Психолого-педагогический лекторий «Становление и развитие творческой личности в семье»:

А) программа лектория:

-    роль семьи в формировании личности одаренного ребенка;

-    что надо знать о своем ребенке;

-   как любить ребенка;

-   наше общение в семье;

-   искусство быть родителем;

-  домашний эксперимент: «Какая у нас семья?».

Б) групповые консультации:

-   современная семья: трудности и надежды;

-   воспитательный потенциал семьи;

-  одаренный ребенок в семье и в школе;

В) индивидуальная работа с родителями (по запросам)

3.  Участие в творческих конкурсах вместе с детьми и педагогами.

4.   Родительская конференция: создание условий для развития творческих способностей ребенка в семье.



Предварительный просмотр:

Принято                                                                                                                  Утверждено

на заседании педагогического совета                                              приказом от 29.04.2015

                                                                                                                               № 35-3/01-10  

МБОУ СОШ № 5  

г. Вязьмы Смоленской области                                                              

протокол № 10 от 27.04.2015 г.                                                

Программа

работы с одаренными детьми

на 2015-2020 учебный год

Актуальность проблемы

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного  

российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит  

для родителей и общества “хорошая школа”?  

       Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко  

        поступают в вузы.  

       В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные  

        педагоги.  

       В школе должны быть свои традиции.  

       Школа должна давать современное образование.  

       В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только во время

        уроков, но и в системе дополнительного образования.  

Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с  

одаренными детьми в системе урочного и внеурочного  образования.  

Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей  

учащихся включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.  

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей  

успешно заниматься определенной деятельностью.  

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-

либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.  

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно  

новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.  

Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития  

способностей ученика. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми,  

необходимо говорить о работе со  всеми детьми, то есть о максимальном развитии  

умений, навыков, познавательных способностей каждого ребенка. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного.  

     Талантливые дети – это достояние нации, государства. Выявление одаренности является  фактором экономического и социального прогресса.

     Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельности.

Обеспечение  условий  для  развития  всех детей  –   это  задача современной  школы.  Данное  направление  требует  от  образовательного  учреждения  создания  локальной  системы, за  счет  которой ученик может самоопределиться в многообразном мире профессий и познавательных  возможностей, реализовать свой интеллектуальный, творческий, духовный потенциал.

 Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности основной и старшей школы.
В дальнейшем будем опираться на следующее определение одаренных детей:

  имеют более высокие по сравнению с большинствомυ интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;  испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
-дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
-дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области науки (подростковый возраст).
Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

     В соответствии с Программой развития школы в  МБОУ  СОШ № 5 г. Вязьмы Смоленской области,   успешно реализуется локальный проект  «Одаренные дети».     Система  работы  с  одаренными  детьми  включает  следующие  элементы:  деятельность  школьного  научного  общества  «Эрудит»,  работа  с  родителями, реализация  программ  профильных  классах,  ведение  портфолио  учащихся,  ведение  банка  «Одаренные дети», мониторинг результатов.

      В школе давно ведётся банк «Одаренные дети», в котором  идет  учет  достижений  учащихся  по  направлениям  «Интеллект»,  «Творчество»,  «Спорт»,  «Общественно-полезная деятельность».       Школа     активно участвует в муниципальных, региональных  и Всероссийских конкурсах исследовательских работ, тематических конференциях, Сретенских чтениях,  краеведческих  викторинах,  олимпиадах  по  различным предметам и т.д.

     Введение федеральных государственных стандартов ставит перед школой новые задачи  

–    индивидуализацию       и    организацию     психологического      сопровождения      всего  образовательного процесса.

Цели программы:

  1.Выявление одаренных детей.
Для реализации первой цели необходимо решить следующие задачи:
 -знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
  -обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование,
  -накопление библиотечного фонда по данному вопросу;
  -знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
  - проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.
2.Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.
Для реализации второй цели необходимо решить следующие задачи:
  - отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
  - предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, учителем, через самостоятельную работу.
3.Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах  

деятельности.

Для реализации третьей цели необходимо решить следующие задачи:

   -создание системы урочной и внеурочной работы  учащихся.  

   -развитие массовых, групповых и индивидуальных форм  деятельности.  

   -организация системы исследовательской работы учащихся.  

4.Создать  систему  поддержки  и  сопровождения  талантливых  учащихся                                  МБОУ СОШ № 5 г. Вязьмы Смоленской области

   Для реализации четвертой цели необходимо решить следующие задачи:

    -реализация системы психолого-педагогического сопровождения;

    -выявление  эффективных  форм  и  методов  воспитания  и  обучения,  основанных  на  

       дифференцированном подходе;

    -разработка индивидуальных образовательных программ учащихся;

Целевая группа программы: учащиеся 1-11 классы МБОУ  СОШ № 5 г. Вязьмы Смоленской области

Ожидаемые результаты  

      Творческая самореализация выпускника школы.  

      Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы.  

      Повышение квалификации педагогов в связи с переходом школы к профильному  

       обучению.  

    Качественный:  усовершенствование  системы   работы  с  одаренными  и  способными детьми.

        Разработка и апробация новых образовательных программ для работы с одаренными детьми.

        Создание системы работы с одаренными детьми.

    Количественный:  увеличение   количества    победителей     и   призеров    предметных олимпиад, конкурсов, чемпионатов и т.д.

        Увеличение числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью.

        Увеличение числа педагогов, владеющих современными методиками работы с одаренными детьми.

  Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми: 
принцип максимального разнообразия представленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Основные направления по развитию одаренности

Так как одаренность ребенка, как и отдельные его способности, не бывает дана от природы в готовом виде, а в большой степени зависит и от окружающей среды, от характера его деятельности, необходимо проводить целенаправленную работу по выявлению и развитию различных видов детской одаренности по следующим направлениям:

1) Вовлечение детей в деятельность по интересам;
2) Организация научно-исследовательской деятельности учащихся;
3) Организация олимпиад, соревнований, конкурсов;
4) Привлечение к работе с учащимися преподавателей ВУЗов;
5)  Междисциплинарный подход, интеграция программ в процессе обучения;
6) Самостоятельное углубленное изучение выбранной проблемы;
7) Развитие умений самостоятельно работать;
8)  Развитие абстрактного мышления и высших умственных процессов;
9) Обучение творческим методам работы;
10) Обучение пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признание своих способностей;
11) Поощрение высоких, нестандартных и содержащих новые идеи результатов.

Модель реализации программы

Руководство школы

разработка нормативной документации, организация обучения пед. кадров новым педагогическим технологиям, мониторинг, поощрение педагогов, организация школьного дня науки,    ведение электронного банка данных.

Обучающиеся

реализация плана индивидуальных консультаций, обучение   исследовательским навыкам и умениям, участи, участие   в олимпиадах, конкурсах, конференциях, заполнение  портфолио.

Педагоги

семинары, тренинги,   составление планов работы с одаренными детьми,  отчеты по итогам года, помощь в  

ведении портфолио, составление индивидуальной карты развития.

Родители

психолого-педагогические  диагностики, консультации  

специалистов, родительские  собрания, совместная творческая  деятельность, семинары.

                                                                                                                     

Этапы реализации программы

2015-2016 учебный год – проектировочный  

Цель:  

Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в  

школе.  

Задачи:  

      Изучение нормативной базы, локальных актов.  

      Разработка программы работы с одаренными учащимися.  

      Разработка структуры управления программой, должностных инструкций,  

       распределение обязанностей.  

      Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.  

2016-2017 учебный год – экспериментальный  

Цель:  

апробация системы работы с одаренными учащимися.  

Задачи:  

      Диагностика склонностей учащихся.  

      Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам  

       научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин,  

       праздников.  

      Формирование отдела методической библиотеки школы по работе с талантливыми  

       учащимися.  

      Адаптация учебных программ факультативных курсов, элективных курсов.  

      Повышение квалификации педагогов.  

  2017-2018,  2019-2020 учебные годы – переход в режим функционирования  

Цель:  

Переход системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования.  

Задачи:  

      Система  профильного обучения (10-11 классы).  

      Анализ итогов реализации программы.  

Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах  

        обучения в школе.  

       Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.  

       Обобщение результатов работы школы.  

Кадровое обеспечение программы

Группа

Функции    

Состав  

Административно- координационная

Осуществление общего контроля и руководства.

Анализ ситуации и внесение  корректив  

Директор школы  

Зам. директора по УВР и ВР  

Консультативная, Научно- методическая

Координация реализации программы Проведение семинаров, консультаций, составлений методических  рекомендаций                                  

Аналитическая деятельность

Составление комплекта информационно-методических  материалов (рекомендации, публикации, списки литературы  по направлениям)

Зам. директора по УВР и ВР  

Педагоги школы                  

Использование новых                         педагогических технологий.                   Организация исследовательской             работы учащихся

Руководители ШМО

Классные                                 руководители  

Осуществление программы внеклассной и воспитательной работы  

Зам. директора по ВР  

Организационно- методическое обеспечение    

Издание материалов, оформление сайта,  иллюстрированных отчетов

Создание целевого направления  по проблеме работы с  одаренными детьми.  

Повышение квалификации педагогов   Разработка плана  внеурочного  образования в школе.  

Изучение обобщения опыта работы педагогов.  

Зам. директора по УВР и методический совет

             

                  Условия успешной работы с одаренными учащимися
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений школы.
Включение в работу с одаренными детьми в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:
  - учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
  - учитель верит в собственную
υ компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
  - учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
   - учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
Учитель должен быть:
увлечен своим делом;
способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
профессионально грамотным;
интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
проводником передовых педагогических технологий;
знатоком во всех областях человеческой жизни.
                                   Мониторинг работы системы

Мероприятие

Цель

Время проведения

Ответственный

1

Мониторинг участия обучающихся в различных мероприятиях.

Отслеживание результатов проделанной работы.

сентябрь- май (по необходимости)

Зам. директора по УВР и ВР

2

Размещение информации на сайте.

Отслеживание результатов проделанной работы.

сентябрь- май (по необходимости)

Учитель информатики

Основные формы образовательной деятельности учащихся школы  

Форма

Задачи  

Классно-урочная система

Учет индивидуальных возможностей учащихся.  Расширение познавательных возможностей  учащихся.

Обобщение и систематизация знаний по учебным  предметам.  

Профильное обучение  

Повышение степени самостоятельности учащихся.  Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.  Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска  и выполнения исследований.  

Внеурочная предметная деятельность

Развитие умений и навыков самостоятельного   приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.  

Формирование информационной культуры учащихся.  

Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.  

Творческие предметно-          интегрированные отчёты

Представление широкого спектра форм урочной и внеурочной деятельности.

 Повышение мотивации учеников к изучению  образовательной области.  

Развитие творческих способностей учащихся.

Кружки, творческие объединения

Развитие творческих способностей учащихся.  

Содействие в профессиональной ориентации.  

Самореализация учащихся во внеклассной работе.  

                 

Психолого-педагогическое сопровождение

Цель: уделять особое внимание формированию у обучающихся жизненных установок на максимальную реализацию своих способностей и созданию психолого-развивающего пространства  как условия,  наиболее благоприятствующего реализации программы.

Задачи:  

-  создать благоприятные условия для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей.

- оказывать  помощь одарённым детям в формировании умения адаптироваться в социально значимой среде (семье, среде сверстников, педагогов).

Банк диагностических методик

Банк диагностических методик для выявления интеллектуальных возможностей детей, а также сформулировать проблемы, с которыми приходиться сталкиваться при построении работы с одаренными детьми, и пути коррекции (игры, упражнения)

Методы, направленные на выявление основных черт личности, определяющих ее развитие, процессы адаптации, психическое здоровье; выявление творческого потенциала, мотивации в достижениях, которая обеспечивает достижение высоких результатов во многих областях.

1. Тест 16-PF (Р. Кеттела) .

2. Характерологический тест Айзенка.

3. Тест «Шкала социально-психологической адаптированности. » (Т. В. Снегиревой)

4. Тест-опросник для определения уровня самооценки одаренного школьника.

5. Тест «Шкала оценки потребности в достижении».

Данные методики позволяют оценить состояние памяти, утомляемости, активности, устойчивости и распределяемости внимания; определить избирательность восприятия, уровень зрительного восприятия материала, уровень зрительного самоконтроля. Изучение кратковременной и долговременной вербальной памяти (А. Р. Лурия) .

Изучение кратковременной образной и вербально- логической памяти.

Оценка устойчивости внимания.

Оценка переключения внимания.

Оценка вербально – логического мышления.

Оценка образного мышления.

Методики для интеллектуального развития ребенка

 1. Тест прогрессивных матриц Равена.

2. Тест Д. Векслера.

3. Тест Р. Амтхауэра.

Тесты оценивают следующие факторы дивергентного мышления: беглость, гибкость, оригинальность и разработанность; определяют, насколько любознательными, наделенными воображением, умеющими разбираться в сложных идеях и способными на риск считают себя дети. Эти тесты позволяют провести отбор творчески одаренных детей. Творческий потенциал одаренного ребенка.

1. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. (Е. Туник) .

2. Диагностика вербальной креативности (адаптация теста С. Медника) .

3. Диагностика невербальной креативности (вариант теста Торренса)

4. Методика «Классификация».

Данные методики позволяют изучить особенности взаимоотношений одаренных детей в социуме и скорректировать их возможные отклонения в адаптации

1. Тест «Умеете ли Вы говорить и слушать? » (В. Маклени) .

2. Методика изучения коммуникативных и организаторских умений.

3. Оценка отношений подростка с классом.

4. Методика «Незаконченные предложения».

Идентификация детской одаренности педагогами и родителями.

1. Тест-опросник для определения уровня самооценки одаренных школьников.

2. Тест по определению склонности учителя к работе с одаренными детьми.

3. Тест-анкета по определению специальной одаренности (А. Хаан, Г. Кафф) .

4. Анкета для родительского исследования (А. Савенков) .

5. Методика оценки общей одаренности (А. Савенков)

Проблемы одаренных детей.

1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут в разрез с их интересами.

4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

6. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

7. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

8. Нередко имеют место проблемы в эмоциональном развитии, когда в сложных ситуациях одаренные дети проявляют явно инфантильную реакцию: например, критическое замечание вызывает немедленные слезы, а любой неуспех приводит к отчаянию.

Для особо одаренных детей ситуация развития часто складывается таким образом, что они занимаются только деятельностью, достаточно интересной и легкой для них, то есть составляющей суть их одаренности. Любую другую деятельность, которая не входит в сферу их склонностей, многие одаренные дети избегают, пользуясь снисходительным отношением к этому взрослых людей.

С учетом вышесказанного, все формы работы с одаренными детьми (развивающие игры, обучение, консультирование, тренинг и др.) должны в полной мере учитывать личностные особенности одаренного ребенка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем.

Психологическое развитие и коррекция

Индивидуальные и групповые развивающие занятия, беседы, консультации.  Коррекция коммуникативных качеств, преодоление трудностей в адаптации, обучении, эмоционально- волевой сфере учащихся. Занятия с детьми по социальной адаптации. Обучение детей приемам поведения для разрешения конфликтных ситуаций с учителями, сверстниками, родителями.

Профилактика

Рекомендации, советы, памятки для педагогов, родителей.  Индивидуальные консультации для учителей по результатам анкетирования.  Психолого – педагогическое сопровождение учащихся. Определение психологической цели, стиля урока, особенности организации учебного процесса при работе с одаренными детьми. Оформление информационных стендов. Психологическое просвещение, профилактика, формирование психологической культуры

Консультирование

Индивидуальное и групповое консультирование. Подготовка педагогических кадров к работе с одаренными детьми. Оказание консультативной помощи по результатам диагностики, анкетирования.  Курсы повышения квалификации

 Рекомендации по организации обучения одаренного ребенка.

Программы обучения для интеллектуально одаренных детей должны:

1) предполагать изучение проблем открытого типа, позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения и т. д., а также формировать навыки и методы исследовательской работы;

2) в максимальной мере учитывать интересы одаренного ребенка и поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком;

3) поддерживать и развивать самостоятельность в учении;

4) обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения, вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;

5) предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации (в том числе через компьютерные сети) ;

6) включать качественное изменение самой учебной ситуации и учебного материала вплоть до создания специальных учебных комнат с необходимым оборудованием, подготовки специальных учебных пособий, организации полевых исследований, создания рабочих мест при лабораториях, музеях и т. п. ;

7) обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов художественного творчества;

8) способствовать развитию самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей;

9) включать элементы психологической поддержки и помощи с учетом личностных особенностей одаренного ребенка.

Стратегия работы с одаренными детьми

1 этап -  подготовительный          

Классы

Цели и задачи работы

Формы работы:

1 – 4 классы

  • Формирование навыков научной организации труда.
  • Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.
  • Формирование познавательного интереса.
  • Выявление способных учащихся

Урок.

Внеклассная работа по предметам гуманитарного и математического направления.

Кружки эстетического цикла.

Спортивные секции.

Занятия в кружках декоративно-прикладного и художественного направления.

2 этап - творческий

5-7 классы

Совершенствование навыков научной организации труда.

Формирование познавательного интереса.

Творческое развитие учащихся.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Школьные олимпиады.

Факультативы.

Кружки.

Спортивные секции.

Занятия в кружках декоративно-прикладного и художественного направления

Индивидуальная работа со способными школьниками.

3 этап - развивающий

8-9 классы

  • Совершенствование навыков научной организации труда.
  • Развитие и расширение познавательных интересов учащихся.
  • Формирование исследовательских навыков.
  • Развитие информационной культуры учащихся.

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Олимпиады.

Факультативы.

Индивидуальная работа по созданию проектов и выполнению рефератов.

Элективные курсы по предметам (9 классы)

Участие в научно-практической конференции «ШКОЛА. НАУКА. ВУЗ.» и др.

4 этап - исследовательский

10-11 классы

Совершенствование исследовательских навыков.

Совершенствование информационной культуры учащихся.

Самостоятельное применение учащимися знаний умений и навыков. 

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Олимпиады и конференции

Факультативы.

Участие в научно-практической конференции  «ШКОЛА. НАУКА. ВУЗ.» и др.

Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов и исследовательских работ.

Только системная целенаправленная работа позволит добиться положительного результата в  формировании исследовательской культуры школьников, о чём будут свидетельствовать следующие исследовательские умения и навыки:

выявления и постановки проблемы;

уточнения неясных вопросов;

формулирования гипотезы;

планирования и разработки исследовательских действий;

сбора данных (накопления фактов, наблюдений, доказательств);

анализа и синтеза собранных данных;

сопоставления данных и умозаключений;

подготовки и написания сообщений;

выступления с подготовленным сообщением;

переосмысления результатов в ходе ответов на вопросы;

проверки гипотез;

построения обобщений и выводов;

разработки проекта;

защиты проекта.

Литература:

1. Азарова Л. Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. // Журнал практического психолога. - 1998.- №4.- с. 83.

2. Амтхауер Р. Тест структуры интеллекта. Обнинск, изд-во “Принтер”, 1993.

3. Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. – 1995.- №4.- с. 73.

4. Варламова Е. П. Принцип рефлексивных контрастов в развитии творческой уникальности человека. // Журнал практического психолога. - 1998.- №3.- с. 48.

5. Гончаров В. С. Сборник раздаточного дидактического материала по педагогической психологии. Курган, 1998.- 40 с.

6. Грязева В. Г., Петровский В. А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва-Челябябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993. – 40 с.

7. Гурова Л. Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж, 1976.

8. Лосева А. А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста. // Журнал практического психолога. - 1998.- №3.- с84.

9. Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности. // Вопр. психологии. - 1989. - №6. – с. 29-33.

10. Матюшкин А. М. Загадки одаренности. М., 1992.

11. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.

12. Мелхорн Г., Мелхорн Х. -Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. для учителя: Пер. с нем. - М., Просвещение, 1989.- 160 с.

13. Одаренные дети. Пер. с англ. / Под общ. ред. Бурменской Г. В., Слуцкого В. М. – М., Прогресс, 1991. – 383 с.

14. Пономарев Я. А. Психология творчества. М., 1976.

15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946.

16. Степанов С. С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М., 1997.

17. Теплов Б. М. Избранные труды: В 2-х т. - М. : Педагогика, 1985.

18. Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. С. -П., 1997.- 35 с.

Приложение № 1

  План-график работы по направлению «Одаренные дети»

                                        на 2015-2016 учебный год  

Мероприятия

Сроки  

Мониторинговые исследования «Мотивированные учащиеся»

В течение года

Выявление учащихся, проявляющих интерес к научной и  исследовательской работе

В течение года        

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с высокой мотивацией

В течение года

Квалифицированный подбор образовательных технологий для учащихся

В течение года  

Проведение регулярных педагогических наблюдений за развитием ребенка на уроках во внеклассной работе

В течение года    

Организация школьных  предметных олимпиад                      

Октябрь

Участие в районных предметных олимпиадах

Ноябрь

Участие в областных предметных олимпиадах

Январь

Презентация  работ обучающихся всех ступеней обучения на школьном Дне науки

Март

Участие обучающихся в районных мероприятиях «Школа-Наука-Вуз», «Первые шаги»

Апрель

Сотрудничество со СмолГУ по поддержке одаренных детей

Февраль, март, июль

Проведение семинаров «Виды одаренности», «Проблемы одаренных детей»

По плану работы школы

Мониторинг результатов участия обучающихся в различных конкурсах в течение года

Май, июнь

                                           

Приложение № 2

Примерный план работы научного общества учащихся

1

Организационное заседание учащихся, членов НОУ: постановка задач, планирование работы, формирование секций научного общества.

Ознакомление с нормативными документами, с циклограммой исследовательской деятельности.

Октябрь

Зам. дир. по УВР

руководитель НО

2

Выбор тем для исследовательской работы, закрепление руководителей. Индивидуальные консультации.

Октябрь

Руководители исследовательской работы, руководитель НО

3

Работа с научной литературой в целях накопления материала по избранной теме.

Октябрь

Руководители исследовательской работы

4

Овладение навыками работы на компьютере, их совершенствование.

В течение года

Учитель информатики

5

Сбор материала по теме исследования, индивидуальные консультации.

Ноябрь

Руководители исследовательских работ

6

Практическое занятие с учащимися: «Требования к оформлению исследовательских работ».  Индивидуальные консультации.

Декабрь

Зам. дир. по УВР

члены научного общества

7

Завершение исследовательских работ Рецензирование работ руководителями

Январь

Руководители исследовательских работ

8

Практическое занятие “Методика защиты исследовательских работ”. Индивидуальные консультации.

Зам. дир. по УВР

9

Школьная научно-практическая конференция

Февраль

Зам. дир. по УВР

10

Районная научно – практическая конференция «Школа- Наука-  Вуз»

март

11

Оформление электронного  «Сборника исследовательских  работ учащихся».

апрель

Зам. дир. по УВР

12

Заседание НОУ, поведение итогов. Планирование работы  на следующий год.

     Дополнительное образование

1

Курирование кружковой работы:

- утверждение программ кружков;

- анализ кружковой работы.

Сентябрь, в течение года

Зам. дир. по ВР

2

Работа спортивных секций.

В течение года согласно графику

Учитель физической культуры

3

Подготовка к  спартакиадам.

Согласно плану



Предварительный просмотр:

Принято                                                                                                                  Утверждено

на заседании педагогического совета                                              приказом от 29.04.2015

                                                                                                                               № 35-3/01-10  

МБОУ СОШ № 10                                                                  

протокол № 10 от 27.04.2015 г.                                                

Программа

работы с одаренными детьми

на 2015-2020 учебный год

Актуальность проблемы  

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного  

российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит  

для родителей и общества “хорошая школа”?  

       Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко  

        поступают в вузы.  

       В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные  

        педагоги.  

       В школе должны быть свои традиции.  

       Школа должна давать современное образование.  

       В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только во время

        уроков, но и в системе дополнительного образования.  

Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с  

одаренными детьми в системе урочного и внеурочного  образования.  

Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей  

учащихся включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.  

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей  

успешно заниматься определенной деятельностью.  

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-

либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.  

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно  

новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.  

Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития  

способностей ученика. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми,  

необходимо говорить о работе со  всеми детьми, то есть о максимальном развитии  

умений, навыков, познавательных способностей каждого ребенка. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного.  

     Талантливые дети – это достояние нации, государства. Выявление одаренности является  фактором экономического и социального прогресса.

     Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельности.

Обеспечение  условий  для  развития  всех детей  –   это  задача современной  школы.  Данное  направление  требует  от  образовательного  учреждения  создания  локальной  системы, за  счет  которой ученик может самоопределиться в многообразном мире профессий и познавательных  возможностей, реализовать свой интеллектуальный, творческий, духовный потенциал.

 Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности основной и старшей школы.
В дальнейшем будем опираться на следующее определение одаренных детей:

  имеют более высокие по сравнению с большинствомυ интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;  испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
-дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
-дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области науки (подростковый возраст).
Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

     В соответствии с Программой развития школы в  МБОУ  СОШ № 10 г. Вязьмы Смоленской области,   успешно реализуется локальный проект  «Одаренные дети».     Система  работы  с  одаренными  детьми  включает  следующие  элементы:  деятельность  школьного  научного  общества  «Эрудит»,  работа  с  родителями, реализация  программ  профильных  классах,  ведение  портфолио  учащихся,  ведение  банка  «Одаренные дети», мониторинг результатов.

      В школе давно ведётся банк «Одаренные дети», в котором  идет  учет  достижений  учащихся  по  направлениям  «Интеллект»,  «Творчество»,  «Спорт»,  «Общественно-полезная деятельность».       Школа     активно участвует в муниципальных, региональных  и Всероссийских конкурсах исследовательских работ, тематических конференциях, Сретенских чтениях,  краеведческих  викторинах,  олимпиадах  по  различным предметам и т.д.

     Введение федеральных государственных стандартов ставит перед школой новые задачи  

–    индивидуализацию       и    организацию     психологического      сопровождения      всего  образовательного процесса.

Цели программы:

  1.Выявление одаренных детей.
Для реализации первой цели необходимо решить следующие задачи:
 -знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
  -обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование,
  -накопление библиотечного фонда по данному вопросу;
  -знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
  - проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.
2.Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.
Для реализации второй цели необходимо решить следующие задачи:
  - отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
  - предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, учителем, через самостоятельную работу.
3.Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах  

деятельности.

Для реализации третьей цели необходимо решить следующие задачи:

   -создание системы урочной и внеурочной работы  учащихся.  

   -развитие массовых, групповых и индивидуальных форм  деятельности.  

   -организация системы исследовательской работы учащихся.  

4.Создать  систему  поддержки  и  сопровождения  талантливых  учащихся                                  МБОУ СОШ № 10

   Для реализации четвертой цели необходимо решить следующие задачи:

    -реализация системы психолого-педагогического сопровождения;

    -выявление  эффективных  форм  и  методов  воспитания  и  обучения,  основанных  на  

       дифференцированном подходе;

    -разработка индивидуальных образовательных программ учащихся;

Целевая группа программы: учащиеся 1-11 классы МБОУ  СОШ № 10

Ожидаемые результаты  

      Творческая самореализация выпускника школы.  

      Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы.  

      Повышение квалификации педагогов в связи с переходом школы к профильному  

       обучению.  

    Качественный:  усовершенствование  системы   работы  с  одаренными  и  способными детьми.

        Разработка и апробация новых образовательных программ для работы с одаренными детьми.

        Создание системы работы с одаренными детьми.

    Количественный:  увеличение   количества    победителей     и   призеров    предметных олимпиад, конкурсов, чемпионатов и т.д.

        Увеличение числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью.

        Увеличение числа педагогов, владеющих современными методиками работы с одаренными детьми.

  Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми: 
принцип максимального разнообразия представленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Основные направления по развитию одаренности

Так как одаренность ребенка, как и отдельные его способности, не бывает дана от природы в готовом виде, а в большой степени зависит и от окружающей среды, от характера его деятельности, необходимо проводить целенаправленную работу по выявлению и развитию различных видов детской одаренности по следующим направлениям:

1) Вовлечение детей в деятельность по интересам;
2) Организация научно-исследовательской деятельности учащихся;
3) Организация олимпиад, соревнований, конкурсов;
4) Привлечение к работе с учащимися преподавателей ВУЗов;
5)  Междисциплинарный подход, интеграция программ в процессе обучения;
6) Самостоятельное углубленное изучение выбранной проблемы;
7) Развитие умений самостоятельно работать;
8)  Развитие абстрактного мышления и высших умственных процессов;
9) Обучение творческим методам работы;
10) Обучение пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признание своих способностей;
11) Поощрение высоких, нестандартных и содержащих новые идеи результатов.

Модель реализации программы

Руководство школы

разработка нормативной документации, организация обучения пед. кадров новым педагогическим технологиям, мониторинг, поощрение педагогов, организация школьного дня науки,    ведение электронного банка данных.

Обучающиеся

реализация плана индивидуальных консультаций, обучение   исследовательским навыкам и умениям, участи, участие   в олимпиадах, конкурсах, конференциях, заполнение  портфолио.

Педагоги

семинары, тренинги,   составление планов работы с одаренными детьми,  отчеты по итогам года, помощь в  

ведении портфолио, составление индивидуальной карты развития.

Родители

психолого-педагогические  диагностики, консультации  

специалистов, родительские  собрания, совместная творческая  деятельность, семинары.

                                                                                                                     

Этапы реализации программы

2015-2016 учебный год – проектировочный  

Цель:  

Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в  

школе.  

Задачи:  

      Изучение нормативной базы, локальных актов.  

      Разработка программы работы с одаренными учащимися.  

      Разработка структуры управления программой, должностных инструкций,  

       распределение обязанностей.  

      Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.  

2016-2017 учебный год – экспериментальный  

Цель:  

апробация системы работы с одаренными учащимися.  

Задачи:  

      Диагностика склонностей учащихся.  

      Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам  

       научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин,  

       праздников.  

      Формирование отдела методической библиотеки школы по работе с талантливыми  

       учащимися.  

      Адаптация учебных программ факультативных курсов, элективных курсов.  

      Повышение квалификации педагогов.  

  2017-2018,  2019-2020 учебные годы – переход в режим функционирования  

Цель:  

Переход системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования.  

Задачи:  

      Система  профильного обучения (10-11 классы).  

      Анализ итогов реализации программы.  

Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах  

        обучения в школе.  

       Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.  

       Обобщение результатов работы школы.  

Кадровое обеспечение программы

Группа

Функции    

Состав  

Административно- координационная

Осуществление общего контроля и руководства.

Анализ ситуации и внесение  корректив  

Директор школы  

Зам. директора по УВР и ВР  

Консультативная, Научно- методическая

Координация реализации программы Проведение семинаров, консультаций, составлений методических  

рекомендаций                                  

Аналитическая деятельность

Составление комплекта информационно-методических  материалов (рекомендации, публикации, списки литературы  по направлениям)

Зам. директора по УВР и ВР  

Педагоги школы                  

Использование новых                         педагогических технологий.                   Организация исследовательской             работы учащихся

Руководители ШМО

Классные                                 руководители  

Осуществление программы внеклассной и воспитательной работы  

Зам. директора по ВР  

Организационно- методическое обеспечение    

Издание материалов, оформление сайта,  иллюстрированных отчетов

Создание целевого направления  по проблеме работы с  

одаренными детьми.  

Повышение квалификации педагогов   Разработка плана  внеурочного  образования в школе.  

Изучение обобщения опыта работы педагогов.  

Зам. директора по УВР и методический совет

             

                  Условия успешной работы с одаренными учащимися
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений школы.
Включение в работу с одаренными детьми в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:
  - учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
  - учитель верит в собственную
υ компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
  - учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
   - учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
Учитель должен быть:
увлечен своим делом;
способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
профессионально грамотным;
интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
проводником передовых педагогических технологий;
знатоком во всех областях человеческой жизни.
                                   Мониторинг работы системы

Мероприятие

Цель

Время проведения

Ответственный

1

Мониторинг участия обучающихся в различных мероприятиях.

Отслеживание результатов проделанной работы.

сентябрь- май (по необходимости)

Зам. директора по УВР и ВР

2

Размещение информации на сайте.

Отслеживание результатов проделанной работы.

сентябрь- май (по необходимости)

Учитель информатики

Основные формы образовательной деятельности учащихся школы  

Форма

Задачи  

Классно-урочная система

Учет индивидуальных возможностей учащихся.  Расширение познавательных возможностей  учащихся.

Обобщение и систематизация знаний по учебным  предметам.  

Профильное обучение  

Повышение степени самостоятельности учащихся.  Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.  Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска  и выполнения исследований.  

Внеурочная предметная деятельность

Развитие умений и навыков самостоятельного   приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.  

Формирование информационной культуры учащихся.  

Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.  

Творческие предметно-          интегрированные отчёты

Представление широкого спектра форм урочной и внеурочной деятельности.

 Повышение мотивации учеников к изучению  образовательной области.  

Развитие творческих способностей учащихся.

Кружки, творческие объединения

Развитие творческих способностей учащихся.  

Содействие в профессиональной ориентации.  

Самореализация учащихся во внеклассной работе.  

                 

Психолого-педагогическое сопровождение

Цель: уделять особое внимание формированию у обучающихся жизненных установок на максимальную реализацию своих способностей и созданию психолого-развивающего пространства  как условия,  наиболее благоприятствующего реализации программы.

Задачи:  

-  создать благоприятные условия для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей.

- оказывать  помощь одарённым детям в формировании умения адаптироваться в социально значимой среде (семье, среде сверстников, педагогов).

Банк диагностических методик

Банк диагностических методик для выявления интеллектуальных возможностей детей, а также сформулировать проблемы, с которыми приходиться сталкиваться при построении работы с одаренными детьми, и пути коррекции (игры, упражнения)

Методы, направленные на выявление основных черт личности, определяющих ее развитие, процессы адаптации, психическое здоровье; выявление творческого потенциала, мотивации в достижениях, которая обеспечивает достижение высоких результатов во многих областях.

1. Тест 16-PF (Р. Кеттела) .

2. Характерологический тест Айзенка.

3. Тест «Шкала социально-психологической адаптированности. » (Т. В. Снегиревой) .

4. Тест-опросник для определения уровня самооценки одаренного школьника.

5. Тест «Шкала оценки потребности в достижении».

Данные методики позволяют оценить состояние памяти, утомляемости, активности, устойчивости и распределяемости внимания; определить избирательность восприятия, уровень зрительного восприятия материала, уровень зрительного самоконтроля. Изучение кратковременной и долговременной вербальной памяти (А. Р. Лурия) .

Изучение кратковременной образной и вербально- логической памяти.

Оценка устойчивости внимания.

Оценка переключения внимания.

Оценка вербально – логического мышления.

Оценка образного мышления.

Методики для интеллектуального развития ребенка

 1. Тест прогрессивных матриц Равена.

2. Тест Д. Векслера.

3. Тест Р. Амтхауэра.

Тесты оценивают следующие факторы дивергентного мышления: беглость, гибкость, оригинальность и разработанность; определяют, насколько любознательными, наделенными воображением, умеющими разбираться в сложных идеях и способными на риск считают себя дети. Эти тесты позволяют провести отбор творчески одаренных детей. Творческий потенциал одаренного ребенка.

1. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. (Е. Туник) .

2. Диагностика вербальной креативности (адаптация теста С. Медника) .

3. Диагностика невербальной креативности (вариант теста Торренса)

4. Методика «Классификация».

Данные методики позволяют изучить особенности взаимоотношений одаренных детей в социуме и скорректировать их возможные отклонения в адаптации

1. Тест «Умеете ли Вы говорить и слушать? » (В. Маклени) .

2. Методика изучения коммуникативных и организаторских умений.

3. Оценка отношений подростка с классом.

4. Методика «Незаконченные предложения».

Идентификация детской одаренности педагогами и родителями.

1. Тест-опросник для определения уровня самооценки одаренных школьников.

2. Тест по определению склонности учителя к работе с одаренными детьми.

3. Тест-анкета по определению специальной одаренности (А. Хаан, Г. Кафф) .

4. Анкета для родительского исследования (А. Савенков) .

5. Методика оценки общей одаренности (А. Савенков)

Проблемы одаренных детей.

1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут в разрез с их интересами.

4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

6. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

7. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

8. Нередко имеют место проблемы в эмоциональном развитии, когда в сложных ситуациях одаренные дети проявляют явно инфантильную реакцию: например, критическое замечание вызывает немедленные слезы, а любой неуспех приводит к отчаянию.

Для особо одаренных детей ситуация развития часто складывается таким образом, что они занимаются только деятельностью, достаточно интересной и легкой для них, то есть составляющей суть их одаренности. Любую другую деятельность, которая не входит в сферу их склонностей, многие одаренные дети избегают, пользуясь снисходительным отношением к этому взрослых людей.

С учетом вышесказанного, все формы работы с одаренными детьми (развивающие игры, обучение, консультирование, тренинг и др.) должны в полной мере учитывать личностные особенности одаренного ребенка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем.

Психологическое развитие и коррекция

Индивидуальные и групповые развивающие занятия, беседы, консультации.  Коррекция коммуникативных качеств, преодоление трудностей в адаптации, обучении, эмоционально- волевой сфере учащихся. Занятия с детьми по социальной адаптации. Обучение детей приемам поведения для разрешения конфликтных ситуаций с учителями, сверстниками, родителями.

Профилактика

Рекомендации, советы, памятки для педагогов, родителей.  Индивидуальные консультации для учителей по результатам анкетирования.  Психолого – педагогическое сопровождение учащихся. Определение психологической цели, стиля урока, особенности организации учебного процесса при работе с одаренными детьми. Оформление информационных стендов. Психологическое просвещение, профилактика, формирование психологической культуры

Консультирование

Индивидуальное и групповое консультирование. Подготовка педагогических кадров к работе с одаренными детьми. Оказание консультативной помощи по результатам диагностики, анкетирования.  Курсы повышения квалификации

 Рекомендации по организации обучения одаренного ребенка.

Программы обучения для интеллектуально одаренных детей должны:

1) предполагать изучение проблем открытого типа, позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения и т. д., а также формировать навыки и методы исследовательской работы;

2) в максимальной мере учитывать интересы одаренного ребенка и поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком;

3) поддерживать и развивать самостоятельность в учении;

4) обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения, вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;

5) предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации (в том числе через компьютерные сети) ;

6) включать качественное изменение самой учебной ситуации и учебного материала вплоть до создания специальных учебных комнат с необходимым оборудованием, подготовки специальных учебных пособий, организации полевых исследований, создания рабочих мест при лабораториях, музеях и т. п. ;

7) обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов художественного творчества;

8) способствовать развитию самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей;

9) включать элементы психологической поддержки и помощи с учетом личностных особенностей одаренного ребенка.

Стратегия работы с одаренными детьми

1 этап -  подготовительный          

Классы

Цели и задачи работы

Формы работы:

1 – 4 классы

  • Формирование навыков научной организации труда.
  • Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.
  • Формирование познавательного интереса.
  • Выявление способных учащихся

Урок.

Внеклассная работа по предметам гуманитарного и математического направления.

Кружки эстетического цикла.

Спортивные секции.

Занятия в кружках декоративно-прикладного и художественного направления.

2 этап - творческий

5-7 классы

  • Совершенствование навыков научной организации труда.
  • Формирование познавательного интереса.
  • Творческое развитие учащихся.

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Школьные олимпиады.

Факультативы.

Кружки.

Спортивные секции.

Занятия в кружках декоративно-прикладного и художественного направления

Индивидуальная работа со способными школьниками.

3 этап - развивающий

8-9 классы

  • Совершенствование навыков научной организации труда.
  • Развитие и расширение познавательных интересов учащихся.
  • Формирование исследовательских навыков.
  • Развитие информационной культуры учащихся.

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Олимпиады.

Факультативы.

Индивидуальная работа по созданию проектов и выполнению рефератов.

Элективные курсы по предметам (9 классы)

Участие в научно-практической конференции «ШКОЛА. НАУКА. ВУЗ.» и др.

4 этап - исследовательский

10-11 классы

  • Совершенствование исследовательских навыков.
  • Совершенствование информационной культуры учащихся.
  • Самостоятельное применение учащимися знаний умений и навыков. 

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Олимпиады и конференции

Факультативы.

Участие в научно-практической конференции  «ШКОЛА. НАУКА. ВУЗ.» и др.

Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов и исследовательских работ.

Только системная целенаправленная работа позволит добиться положительного результата в  формировании исследовательской культуры школьников, о чём будут свидетельствовать следующие исследовательские умения и навыки:

выявления и постановки проблемы;

уточнения неясных вопросов;

формулирования гипотезы;

планирования и разработки исследовательских действий;

сбора данных (накопления фактов, наблюдений, доказательств);

анализа и синтеза собранных данных;

сопоставления данных и умозаключений;

подготовки и написания сообщений;

выступления с подготовленным сообщением;

переосмысления результатов в ходе ответов на вопросы;

проверки гипотез;

построения обобщений и выводов;

разработки проекта;

защиты проекта.

Литература:

1. Азарова Л. Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. // Журнал практического психолога. - 1998.- №4.- с. 83.

2. Амтхауер Р. Тест структуры интеллекта. Обнинск, изд-во “Принтер”, 1993.

3. Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. – 1995.- №4.- с. 73.

4. Варламова Е. П. Принцип рефлексивных контрастов в развитии творческой уникальности человека. // Журнал практического психолога. - 1998.- №3.- с. 48.

5. Гончаров В. С. Сборник раздаточного дидактического материала по педагогической психологии. Курган, 1998.- 40 с.

6. Грязева В. Г., Петровский В. А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва-Челябябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993. – 40 с.

7. Гурова Л. Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж, 1976.

8. Лосева А. А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста. // Журнал практического психолога. - 1998.- №3.- с84.

9. Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности. // Вопр. психологии. - 1989. - №6. – с. 29-33.

10. Матюшкин А. М. Загадки одаренности. М., 1992.

11. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.

12. Мелхорн Г., Мелхорн Х. -Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. для учителя: Пер. с нем. - М., Просвещение, 1989.- 160 с.

13. Одаренные дети. Пер. с англ. / Под общ. ред. Бурменской Г. В., Слуцкого В. М. – М., Прогресс, 1991. – 383 с.

14. Пономарев Я. А. Психология творчества. М., 1976.

15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946.

16. Степанов С. С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М., 1997.

17. Теплов Б. М. Избранные труды: В 2-х т. - М. : Педагогика, 1985.

18. Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. С. -П., 1997.- 35 с.

Приложение № 1

  План-график работы по направлению «Одаренные дети»

                                        на 2015-2016 учебный год  

Мероприятия

Сроки  

Мониторинговые исследования «Мотивированные учащиеся»

В течение года

Выявление учащихся, проявляющих интерес к научной и  исследовательской работе

В течение года        

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с высокой мотивацией

В течение года

Квалифицированный подбор образовательных технологий для учащихся

В течение года  

Проведение регулярных педагогических наблюдений за развитием ребенка на уроках во внеклассной работе

В течение года    

Организация школьных  предметных олимпиад                      

Октябрь

Участие в районных предметных олимпиадах

Ноябрь

Участие в областных предметных олимпиадах

Январь

Презентация  работ обучающихся всех ступеней обучения на школьном Дне науки

Март

Участие обучающихся в районных мероприятиях «Школа-Наука-Вуз», «Первые шаги»

Апрель

Сотрудничество со СмолГУ по поддержке одаренных детей

Февраль, март, июль

Проведение семинаров «Виды одаренности», «Проблемы одаренных детей»

По плану работы школы

Мониторинг результатов участия обучающихся в различных конкурсах в течение года

Май, июнь

                                           

Приложение № 2

Примерный план работы научного общества учащихся

1

Организационное заседание учащихся, членов НОУ: постановка задач, планирование работы, формирование секций научного общества.

Ознакомление с нормативными документами, с циклограммой исследовательской деятельности.

Октябрь

Зам. дир. по УВР

руководитель НО

2

Выбор тем для исследовательской работы, закрепление руководителей. Индивидуальные консультации.

Октябрь

Руководители исследовательской работы, руководитель НО

3

Работа с научной литературой в целях накопления материала по избранной теме.

Октябрь

Руководители исследовательской работы

4

Овладение навыками работы на компьютере, их совершенствование.

В течение года

Учитель информатики

5

Сбор материала по теме исследования, индивидуальные консультации.

Ноябрь

Руководители исследовательских работ

6

Практическое занятие с учащимися: «Требования к оформлению исследовательских работ».  Индивидуальные консультации.

Декабрь

Зам. дир. по УВР

члены научного общества

7

Завершение исследовательских работ. Рецензирование работ руководителями

Январь

Руководители исследовательских работ

8

Практическое занятие “Методика защиты исследовательских работ”. Индивидуальные консультации.

Зам. дир. по УВР

9

Школьная научно-практическая конференция

Февраль

Зам. дир. по УВР

10

Районная научно – практическая конференция «Школа- Наука-  Вуз»

март

11

Оформление электронного  «Сборника исследовательских  работ учащихся».

апрель

Зам. дир. по УВР

12

Заседание НОУ, поведение итогов.  Планирование работы  на следующий год.

     Дополнительное образование

1

Курирование кружковой работы:

- утверждение программ кружков;

- анализ кружковой работы.

Сентябрь, в течение года

Зам. дир. по ВР

2

Работа спортивных секций.

В течение года согласно графику

Учитель физической культуры

3

Подготовка к  спартакиадам.

Согласно плану