Кружок "Мукосолька"

Леонтьева Ольга Вячеславовна

        Дополнительная образовательная программа "Мукосолька" разработана мною в 2018 году.   Направлена на развитие           творческих способностей  детей дошкольного возраста через  тестопластику. Программа «Мукосолька» (тестопластика) имеет  художественно-эстетическую направленность. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу детей. Процесс овладения определенными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и большей мере накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.  Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус ребенка. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка. Воспитывает такие качества, как самостоятельность, целенаправленность в выполнении работы, умение довести работу до конца. Наряду с развивающей, обучающей и коммуникативной функцией, тестопластика решает релаксационную функцию, снимает психоэмоциональное напряжение, особенную ценность приобретает для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. 

           Программа рассчитана на работу с детьми 5-6 лет и обеспечивает развитие творческих способностей детей в продуктивной деятельности. Реализация Программы способствует развитию у детей творческого и  исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Образовательная программа  «Мукосолька» реализуется на основании:  Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ; Правил оказания платных образовательных услуг, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 г. №706;     

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрена на заседании                                                                Утверждаю:

     педагогического совета ДОУ                                                  Заведующей МБДОУ «Д/с №23»

     Протокол  №___                                                                        ___________  Н.П. Хивинцева

     от «    »  _______ 2018 г.                                                           от «   »  ______     2018 г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОШКОЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 «МУКОСОЛЬКА»

для детей 5 - 6 лет

Срок реализации программы: 1 год

                                                                                             

                                       

                                                                                   Автор программы:                  

                                                                                   Леонтьева Ольга Вячеславовна

                                                                                   воспитатель первой

                                                                                   квалификационной категории

г. Бугуруслан - 2018 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

I.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.1.1.

Основная идея Программы

4

1.1.2.

Цели и задачи реализации Программы

5

1.1.3.

Принципы и подходы к формированию Программы

5

1.1.4.

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

7

 1.1.5.

Планируемые результаты освоения Программы

7

 1.1.6.

Формы подведения итогов

8

II.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

8

    2.1.

Описание образовательной деятельности

8

2.1.1.

Проектирование образовательной работы по программе

9

2.1.2.

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

16

2.1.3.

Способы и направления поддержки детской инициативы. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

17

2.1.4.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

20

III.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

21

3.1.1.

Кадровое обеспечение образовательной программы

21

3.1.2.

Описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания

21

3.1.3.

Научно-методическое обеспечение образовательной программы

23

3.1.4.

Время и сроки реализации образовательной программы

23

3.1.5.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

23

   IV.

Дополнительный раздел

24

    V.

Литература

25

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка

         Развитие  детского творчества является  актуальной проблемой. Творчество - это  деятельность  человека, преобразующая природный и  социальный мир в соответствии с целями и  потребностями человека. Творческое  созидание - это проявление  продуктивной  активности  человеческого сознания.

        Система обучения в детском саду  строится  таким образом, чтобы  подготовить детей к следующей ступени жизни, согласно возрасту ребенка,  и, в дальнейшем,  подготовке к школе.

        Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми, это  целенаправленный процесс, организованный в единой системе и отвечающий  требованиям  всестороннего  и гармонического развития ребенка.

        В наши дни возрождается интерес к различным народным ремёслам, зачастую почти забытым. Сейчас всё более пристальное внимание привлекает к себе искусство лепки из солёного теста. Лепка из солёного теста имеет давнюю историю, а обычай лепить распространился во многих районах Европы.

         Заново открытый старинный материал имеет широкий спектр применения и позволяет делать фигурки, сувениры, настенные украшения, панно, рамки для фотографий  и многое другие удивительные вещи. Этому в немалой степени способствует доступность и дешевизна, а также простота техники.

         Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко рекомендовать его для работы с детьми.

         Лепка, как и любой другой вид рукоделия, позволяет не только занять досуг и получить определённые практические навыки, но и научит терпению и аккуратности, а главное - поможет  пробудить фантазию ребёнка, даст толчок творческому проявлению его индивидуальности, а также приобщает детей к созданию ритуальных предметов, посвящённых народным промыслам.

         Образовательная программа  «Мукосолька» реализуется на основании:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

- Правил оказания платных образовательных услуг, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 г. №706;

- Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПиН 2.4.1.3049-13 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26);

- Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»

Гражданского кодекса РФ от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ;

- Федерального закона от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;

 - Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 января 2014 г.
№ 8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по
образовательным программам дошкольного образования».

 

  1.   Основная идея Программы

Программа «Мукосолька» (тестопластика) имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу детей. Процесс овладения определенными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и большей мере накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.       Новизна программы заключается в том, что настоящее творчество - это тот процесс, в котором автор - ребенок не только рождает идею, но и сам является ее реализатором, что возможно только в том случае, если он уже точно знает как именно воплотить свои фантазии в реальность, какими средствами воспользоваться, какие возможности предпочесть и какими критериями руководствоваться. Все, это реально, если он прошел курс определенной учебы, подготовки, которая непременно должна иметь комплексный характер, то есть быть и общеобразовательной, и развивающей, и воспитательной одновременно.

Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус ребенка. Умение наблюдать, выделять главное, характерное. Учит не только смотреть, но и видеть. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка. Воспитывает такие качества, как самостоятельность, целенаправленность в выполнении работы, умение довести работу до конца. Наряду с развивающей, обучающей и коммуникативной функцией, тестопластика решает релаксационную функцию, снимает психоэмоциональное напряжение, особенную ценность приобретает для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

  1. Цели и задачи реализации Программы

Цели: развитие  творческих способностей  детей дошкольного возраста через  тестопластику. 

Программа предусматривает решение следующих задач:

Образовательные:

  • расширение кругозора по декоративно-прикладному искусству;
  • освоение системы знаний по русскому народному творчеству и малых жанрах культуры.

Развивающие:

  • развитие познавательных интересов через ознакомление с народной игрушкой;
  • раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат;
  • раскрытие личности ребенка в творческом его развитии;

Воспитательные:

  • ценностно-ориентационная компетентность: воспитывать умение ценить, уважать достояние народа через декоративно-прикладное творчество;
  • информационно-познавательная компетентность: воспитывать интерес к изучению и познанию декоративно-прикладного искусства разным видам глиняной игрушки, к малым скульптурным жанрам;
  • регулятивно - поведенческая компетентность: воспитывать культуру поведения в обществе с детьми и взрослыми;
  • коммуникативная компетентность: учить детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению;
  • культурно-социальная компетентность: приобщить к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.
  1. Принципы и подходы к формированию Программы

Принципы построения программы:

Учет возрастных особенностей воспитанников

         В связи с возрастными особенностями воспитанников - отсутствие устойчивого внимания, усидчивости, быстрой утомляемости рекомендуется изготовление простых поделок, не требующих длительных усилий. В процессе обучения идет усложнение изделий и повышение требований к качеству. Уровень подготовки детей посещающих занятия различен,  поэтому наиболее продуктивным подходом к занятиям является дифференцированный подход, позволяющий каждому ребенку добиваться положительного результата.

Принцип наглядности

Педагогический процесс должен обеспечиваться дидактическим материалом, в который входят книги и журналы с образцами изделий, стенды с готовыми изделиями, иллюстрации из газет и журналов позволяющие зрительно воспринимать услышанное. Применение наглядных пособий играет большую роль в усвоении детьми нового материала. Средства наглядности позволяют дать детям разностороннее понятие о каком-либо образце, и способствует более прочному усвоению материала. Они дают точное представлении о размере, форме, объеме изделий. Наглядным пособием служит и иллюстрационный материал, которым обычно сопровождается рассказ или беседа.

Принцип доступности

Обучение на доступном для понимания воспитанников способствует повышению интереса и желанию учится выбранному творчества, стремлению к успешному выполнению практических заданий.

Принцип единства обучения и воспитания

В процессе изготовления сложных поделок, требующих сосредоточенности, усидчивости, развитие мелкой моторики рук, осуществляется формирование таких качеств личности, как терпение и трудолюбие. Дети учатся работать аккуратно, планомерно, стремятся к достижению положительного результата, преодолевая трудности и прилагая усилия. Программа построена на основе принципа непрерывности и постепенного усложнения содержания материала. Преимущества этой программы в том, что она рассчитана на детей с различным уровнем подготовки и развития и может быть использована для индивидуальной, групповой работы, работы малыми группами. Ребенок дошкольного возраста на любом этапе может включиться в реализацию программы.

               Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) продолжает линию деятельностного, индивидуального, дифференцированного и других подходов, направленных на повышение результативности и качества дошкольного образования. Поэтому подходами к формированию Программы являются следующие:

Системно-деятельностный подход 

Он осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной, восприятия художественной литературы и фольклора, двигательной, конструирования.        Организованная образовательная деятельность (непосредственно образовательная) строится как процесс организации различных видов деятельности.

Личностно-ориентированный подход 

Это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса обучения, этот подход опирается на опыт ребенка, субъектно-субъектные отношения.

Индивидуальный подход.

Это учет в образовательном процессе индивидуальных особенностей детей группы.

Дифференцированный подход

В образовательном процессе предусмотрена возможность объединения детей по особенностям развития, по интересам, по выбору.

  1. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

Программа ориентирована на воспитанников 5 - 6 лет старшего дошкольного возраста. Кроме получения практических знаний и навыков у воспитанников будут развиваться мышление, память, пространственное ориентирование. При работе с соленым тестом укрепляется мелкая моторика пальцев мышц, координация движений. Практические результаты и темп освоения программы является индивидуальными показателями, так как зависят от уровня творческого потенциала, то есть от природных способностей и первичной подготовки воспитанника. Занятия тестопластикой развивают мелкую моторику обеих рук, способствуя тем самым гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга, что повышает общий умственный потенциал ребенка.

Именно возраст дошкольников самый благоприятный в нравственно-эстетическом воспитании. Акцент в программе делается на скрупулезную работу с конкретными художественными материалами: не только техника, приёмы работы с ними, но и воспитание того, что можно назвать «чувством материала», понимания его особых свойств, того, что тот или иной материал может и хочет воплощать. Без этого не бывает художественного произведения, ни в тестопластике, ни в каком бы то ни было другом искусстве.

  1. Планируемые результаты освоения Программы

В процессе реализации образовательной программы дошкольного образования «Мукосолька» обогатится словарный запас у детей. Так как перед работой проводится беседа с детьми.

                 К концу года у детей  наблюдается положительная динамика познавательных процессов,  расширяется кругозор через пространственное восприятие мира, умение работать в группах.

А также развитие самостоятельности, инициативности, творческих способностей, овладение умениями и навыками работы с соленым тестом - лепка с натуры, по представлению, лепка скульптуры из 2-3 предметов,  выразительность образа, пропорции, способы лепки (сплющивание и защипывание, соединение краёв теста, оттягивание и вдавливание,  сглаживание и прижимание, примазывание и раскатывание).

Умеет передавать эстетические стороны окружающей действительности, оригинальные, неповторимые художественные образы.

Знает историю возникновения традиции изготавливать предметы из соленого теста, правила техники безопасности при работе с инструментами и красками, правила высушивания, раскрашивания, хранения изделий из соленого теста, понятие теплого и холодного цвета, последовательно и правильно соединяет элементы при изготовлении законченной работы, оценивает свою работу и работы своих товарищей, работает в коллективе.

1.1.6. Формы подведения итогов

В ходе реализации программы регулярно проводятся отчетные выставки для родителей и воспитанников. Участие воспитанников в конкурсах, оформление альбомов, плакатов. Организация выставок детских творческих продуктов. Художественные конкурсы (внутри дошкольного учреждения, городского, муниципального масштаба), дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам). Составление альбома лучших работ. Все это позволяет воспитанникам почувствовать себя успешными, развивать уверенность в себе и в своих способностях, что приводит к раскрытию их творческого потенциала.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Описание образовательной деятельности

Для выполнения поставленных задач программой предусмотрено три основных вида занятий: лепка, художественная роспись, декорирование изделий из соленого теста. Основные виды занятий связаны между собой, дополняют друг друга и проводятся в течение всего учебного года с учетом особенностей времен года и интересов детей.

Образовательная область  «Художественно-эстетическое развитие»:

  • Продолжать формировать интерес к народному искусству.
  • Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства.
  • Учить соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал и пособия для самостоятельной художественной деятельности.
  • Формировать умение выделять, называть, группировать по видам деятельности.
  • Развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих деталей.
  • Расширять представления детей о народном искусстве, художественных промыслах.
  • Формировать у детей бережное отношение к произведениям искусства.

2.1.1. Проектирование образовательной работы по программе

Старшая группа (5-6 лет)

П/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Сентябрь

1

«Волшебное тесто».

        

Познакомить детей со способом приготовления теста.

Познакомить с некоторыми приемами его использования: раскатывание, сгибание, отщипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы через игровое взаимодействие с материалом и сказочным героем. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста. 

(уборка рабочего места).

Мука, растительное масло, соль, вода, красители, доски для лепки;)

2

«Колючий ёжик»

Лепить ежа из целого куска, оттягивая мордочку.

Отдельно лепить иголки в форме конуса, соединять детали , смачивая водой.

Дополнять работу грибками, яблочками.

солёное тесто, семена от яблок, вишни, кисточка, вода

3

«Раскрашивание красками ежика»

Учить детей раскрашивать ёжика после просушки, используя чёрный и серый цвет, смешивая краски.

Воспитывать аккуратность в работе, оказывать посильную помощь товарищам.

Краски гуашь, кисточка, лак.

4

«Украсим кукле платье»

Учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки теста от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм.

Образец готового платья, клеёнка

Октябрь

1

«Овощи» 

Продолжить знакомить детей со свойствами соленого теста. Закрепить умение передавать в лепке характерные особенности овощей (форма, размер), используя знакомые приемы лепки: оттягивание, сглаживание, прищипывание и т.д.

Готовое солёное тесто (цветное), вода в розетках, стеки (различные), подставки под готовые изделия, салфетки для рук. Муляжи овощей

  2

«Фрукты»

Продолжить знакомить детей со свойствами соленого теста. Закрепить умение передавать в лепке характерные особенности  фруктов (форма, размер), используя знакомые приемы лепки: оттягивание, сглаживание, прищипывание и т.д.

готовое солёное тесто (цветное), вода в розетках, стеки (различные), подставки под готовые изделия, салфетки для рук. Муляжи фруктов

3

«Морская черепашка»

Учить детей лепить фигурку черепашки, передавая в лепке форму, строение, характерные особенности ее внешнего вида. Вызвать интерес к экспериментированию с художественными материалами для изображения «панциря».

готовое солёное тесто (не цветное), вода в розетках, стеки (различные), подставки под готовые изделия, салфетки для рук. Иллюстрации морской черепахи.

4

«Раскрашивание морской черепашки» 

Побуждать детей к творческой активности, самостоятельности при подборе цвета краски для разукрашивания своей готовой поделки.

Учить подбирать цветовую гамму для передачи характера.

Высушенные готовые изделия, кисти (разные), гуашь, вода, палитры, салфетки, иллюстрации морской черепахи.

Ноябрь

1

«Праздничные торты»

Создать условия для творческого применения всех освоенных умений, для использования различных инструментов и дополнительных материалов в процессе лепки и украшения праздничных тортов. Предложить детям самостоятельно найти способы украшения своих изделий. Продолжить знакомить детей с особенностями труда кондитера.

Комок теста на каждого ребёнка,  салфетки, вода, стеки, подставки под готовые работы, иллюстрации тортов.

2

«Раскрашивание праздничных тортов»

Побуждать детей к творческой активности, самостоятельности при подборе цвета краски для разукрашивания своей готовой поделки.

Высушенные готовые изделия, кисти (разные), гуашь, вода, палитры, салфетки.

3

«Собачка Жучка» 

Продолжать учить детей лепить животных ,используя трафарет, чесночницу для выдавливания теста для шерсти.

Закрепить в речи детей породы собак, лепить болонку.

Воспитывать интерес к работе, творческое воображение.

Дополнять работу, угощая собачку косточкой.

солёное тесто белого и бежевого цвета, чесночница, стека, кисточка, вода.

4

«Рамка для собачки».

Учить детей обмазывать рамку из толстого картона солёным тестом, обрезать излишки теста стекой, заравнивать края рамки кисточкой с водой.

Дополнять работу косточками для собачки, располагая их по краям рамки.

Прививать любовь животным, желание помогать им.

цветное солёное тесто, стека.

Декабрь

1

«Снежинки-холодинки»

Беседа с детьми о зиме. Формирование эмоционального восприятия окружающего мира.

Закрепление приема раскатывания колбасок, жгутиков разной длины.

Поощрение самостоятельности, оригинальности в создании снежинок из теста.

соленое тесто белого цвета

Клеёнка

Доски для лепки

Картинки разных снежинок

2

«Елочка с  игрушками»

Учить детей моделировать разные елочные игрушки из соленого теста; вырезать фигурки формочками. Продолжать учить украшать с помощью дополнительных материалов (бусины, блестки, макароны, горох).

Развивать чувство формы, пропорций, глазомер, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

Вызвать желание сделать необычные, красивые новогодние игрушки для нашей елочки.

соленое тесто;

Формочки для выпечки;

Макароны;

Бусины;

Горох;

Блестки;

Тесьма для петелек;

Доски для лепки

Клеёнки

3

 «Елочка с  игрушками» (раскрашивание)

Продолжать учить детей лепить из соленого теста, украшать с помощью дополнительных материалов (бусины, блестки, макароны, горох, крупа). Учить детей вырезать стеками по картонному шаблону.

Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

Воспитывать интерес к лепке из соленого теста. Вызвать желание сделать необычную, красивую новогоднюю елочку.

Краски гуашь, кисточки, клей, нитки, бисер, конфетти.

4

«Снеговик»

Учить детей создавать композиции на основе интеграции рисования и тестопластики.

Продолжать обучать детей катать из теста шарики маленького диаметра,

Приклеивать тесто по всей основе, не выходя за контур.

Соленое тесто;

Доски для лепки

Клеёнки

Заготовки плоскостных снеговиков

Образец снеговика

Январь

1

«Рождественский венок»

Учить детей лепить толстые колбаски, соединять их вместе, переплетая.

Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

Вызвать желание сделать необычный, красивый венок для подарка.

Тесто двух контрастных цветов

Доски для лепки;

Клеёнка

Картинки - рождественских венков

2

«Дед Мороз»

Учить детей использовать знакомые приёмы лепки - вырезание по трафарету, скатывание.

Уметь пользоваться чесночницей для выдавливания теста для волос и бороды.

Солёное тесто, чесночница, стека, веточка ели.

3

Раскрашивание красками «Дед Мороз».

Учить детей раскрашивать готовое изделие из солёного теста красками, способам работы с ними.

Формировать навыки аккуратности при выполнении работы.

Развивать мелкую моторику рук при работе с кисточкой.

Учить радоваться результатам своего труда.

Краски гуашь, кисточка, веточка ели, конфетти.

4

«Зимний лес»

(коллективная работа)

Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

Упражнять в умении раскатывать столбики, аккуратно выкладывать веточки на кронах деревьев.

Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

Воспитывать интерес к лепке из соленого теста, к природе и отображению ярких представлений в лепке; вызвать желание сделать коллективную работу, лепить всем вместе.

Лист синего цвета с аппликацией - кроны деревьев;

Соленое тесто;

Доски для лепки.

Клеёнки

Картины «Зимний лес»

Февраль

1

«Снежный домик»

Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить облеплять стаканчик от йогурта с прорезанными заранее окошками - получая образ снежного домика; украшать крышу фасолью - «черепица».

Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста

Соленое тесто;

Стаканчик из-под йогурта;

Фасоль

2

«Снежный домик»

(раскрашивание)

Учить детей раскрашивать готовое изделие из солёного теста красками.

Формировать навыки аккуратности при выполнении работы.

Развивать мелкую моторику рук при работе с кисточкой.

Учить радоваться результатам своего труда.

Краски гуашь, кисточка.

3

«Подарок папе - магнит ракета»

Вызвать у детей желание своими руками сделать сувенир в подарок близким, развивать внимание, мелкую моторику

Картон синего цвета с нарисованной ракетой

Белое тесто

Магнит

Доски для лепки

Клеёнка

Картинка ракета

4

«Подарок папе - магнит ракета»

(раскрашивание)

Учить расписывать подарок краской.

Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

Вызвать желание сделать необычный, красивый подарок.

Картон синего цвета со слепленной ракетой

Гуашь разных цветов

Кисти

Доски для лепки

Клеёнка

Март

1

«Подарок маме-мимоза»

Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в лепке; вызвать желание сделать коллективную работу, лепить всем вместе.

Лист форматом А-3;

Соленое тесто, Клеёнка

2

«Подарок маме-мимоза»

(раскрашивание)

Учить расписывать подарок маме краской.

Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

Вызвать желание сделать необычный, красивый подарок.

Гуашь желтого и зеленого цветов

Кисти

Клеёнка

Картинка цветы-мимоза

3

«Подковка на счастье»

Учить раскатывать жгутик, сгибать, придавая форму подковы.

Закрепить умение из отдельных частей, лепить розу, или другие цветы.

Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании изделия.

Солёное тесто, стека, бусинки, канцелярская скрепка (петелька), кисточка.

4

Раскрашивание красками подковки

Продолжать учить детей расписывать поделку после просушки, подбирая нужные цвета.

Научить точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.

Краски гуашь, кисточка, семена фруктов, бисер.

Апрель

1

Лепка пасхальных яиц

Познакомить детей с народными пасхальными традициями.

Сформировать представление об особенностях росписи пасхальных яиц.

Закреплять навыки росписи изделий из соленого теста.

Солёное тесто, стека,

2

Роспись пасхальных яиц

Продолжать учить детей расписывать поделку после просушки, подбирая нужные цвета.

Научить точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.

Краски гуашь, кисточка, готовые изделия, образцы пасхальных яиц

3

«Божья коровка» (на листике)

Учить лепить божью коровку из частей: голова, туловище, используя налепы, дополнительный материал для оформления.

Пользоваться формочкой для вырезания листика.

Уметь регулировать силу нажима при выполнении налепов.

Солёное тесто, формочка «листик», семена яблок, веточки, игрушка.

4

Раскрашивание красками «Божья коровка на листике».

Формировать навыки аккуратности при раскрашивании работы.

Уметь использовать навыки нетрадиционного рисования - пальчиком, для рисования точек.

Упражнять в способах работы с красками, оформлении работы на листике.

Краски гуашь, кисточка, клей

Май

1

«Салют»

Воспитывать у детей патриотические чувства, уважение к Героям Великой Отечественной войны. Познакомить с репродукциями картин, которые отражают Праздник Победы.

Соленое тесто разного цвета, бусинки, конфетти,

стеки

2

«Корзина с цветами»

Продолжать учить детей раскатывать тесто скалкой ровным слоем, вырезать корзинку по трафарету, процарапывать вилкой.

Перевивать жгутики между собой для ручки, донышка.

Лепить знакомые цветы и листья.

Развивать воображение, желание дарить радость другим.

Соленое тесто коричневого, красного, жёлтого, зелёного цвета, вилка, трафарет корзинки, стека.

3

«Корзина с цветами»

(Раскрашивание)

Разложить цветы, после просушки, в корзину приклеить,

Воспитывать интерес к творчеству, коллективизм, эстетическое восприятие.

Краски гуашь, кисточка.

4

«В мире красок и фантазий» (Создание коллажа с использованием всех техник лепки)

Подведение итогов кружковой работы.

Материалы и оборудование для лепки из соленого теста

2.2.2. Особенности образовательной деятельности  разных видов и культурных практик.

Главным условием организации образовательного процесса в соответствии  ФГОС ДО  является полноценно организованная образовательная среда, которая строится с учетом реализации образовательных областей в двух основных составляющих (моделях) организации образовательного процесса: совместной и самостоятельной.

Совместная (партнерская) деятельность взрослого и детей:

- задачи рабочей программы будут реализоваться через фронтальный способ обучения по расписанию ОД;

- виды образовательной деятельности - одновидовые, интегрированные.

Самостоятельная деятельность детей 

Видами самостоятельной деятельности являются культурные практики, которые ориентированы на проявление творчества. Культурные практики реализуются через подгрупповой способ.

Проектирование культурных практик в образовательном процессе идет по двум направлениям:

-  культурные практики на основе инициатив самих детей,

- культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми.

К культурным практикам  относятся исследовательские, коммуникативные, художественные, организационные, образовательные, проектные способы и формы действий ребенка.

Культурные практики инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми:

- совместная игра (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры); направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры;

- ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта (решение проблемы, оказание помощи, задушевный разговор, проявление заботы, обсуждение ситуации; направлена на обогащение представления детей об опыте разрешения тех или иных проблем, на приобретение опыта проявления заботливого, участливого отношения к людям;

- творческая мастерская (тематическая презентация «В гостях у народных умельцев», «Юные дизайнеры», «Художественная галерея», направлена на создание условий для использования детьми свои знания и умения;

- литературная гостиная (театрализованные представления, моделирование;

направлена на восприятие детьми литературных и музыкальных произведений;

- детский досуг («В гостях у сказки», именины «Осенины»,  «Зимнины», «Веснины», «Летнины»; направлен на развитие эмоционального общения детей между сверстниками.

2.1.3. Способы и направления поддержки детской инициативы. Описание

вариативных форм, способов, методов  и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей  воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой.

Инициативность проявляется больше всего в общении, опытно-экспериментальной деятельности, игре, художественном творчестве.     Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.

         Способы и направления поддержки детской инициативы в процессе реализации программы:

- создание предметно-пространственной среды;

- организация практической деятельности детей и взрослых;

- творческое сотрудничество педагогов, детей и родителей;

- социокультурное окружение.

  • Предметно-пространственная развивающая среда.

Детская инициатива как нельзя лучше проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Необходимо   создать условия для активной самостоятельной деятельности детей.

Для осуществления выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей созданы центры выбора или инициативы ребёнка: «Домик желаний», «Калейдоскоп интересов». Дети делают выбор в начале занятия, чем бы они хотели сегодня заниматься.

  • Совместная практическая деятельность с детьми воспитателей и специалистов.

Детская инициатива  выражается не в том, что ребенок захотел  помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений. Следовательно, необходимо как можно чаще создавать для ребенка такие ситуации, где ему предстоит сделать выбор, принять какое-то решение. 

  • Творческие мастерские. 

Работают в различных направлениях.  С интересом занимаются лепкой из теста.

  • Проектная деятельность. 

Реализация проекта: «Волшебные ручки».

  • Социокультурное окружение. 

Мы стремимся к тому, чтобы дать ребенку возможность познать мир целостно во всем его многообразии, поэтому считаем для детского сада очень важно привлекать к процессу воспитания дополнительные образовательные ресурсы. Походы в библиотеку, посещение музеев, выставок, памятников архитектуры нашего города - эти события рождают у детей ощущение необыденности, дают толчок для новых педагогических идей, основанных на ярких детских впечатлениях, желании детей вспомнить о событии.  Взаимодействие с социальными партнёрами стимулирует творческую активность и развитие новых инициатив как у детей, так и у педагогов.

Говоря о развитии инициативы и творческих способностей детей нельзя не сказать о творческом сотрудничестве педагога, родителей и детей. Только сотворчество мотивирует к желанию сделать что-либо самому. Для этого необходимо нацелить родителей на поддержание в ребенке пытливости и  любознательности. Это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно).

        

Совместная со взрослым деятельность

Самостоятельная деятельность детей

Совместная

деятельность

с семьей

Образовательная деятельность

Режимные

моменты

Формы организации детей

Индивидуальные, подгрупповые, групповые

Индивидуальные, подгрупповые

Беседа

Рассказ

Объяснение

Игровые и творческие задания

Дидактические игры

Мультимедийные материалы (слайд-презентации по изобразительному искусству)

Игры-экспериментирования

Проблемные ситуации

Развивающие игры

Рассматривание иллюстраций книг

Объяснение

Разучивание

Рассматривание произведений искусства, изделий народных промыслов

Выставка творческих работ

Продуктивная деятельность

Рассматривание иллюстраций

Рассматривание картин

Выставки творческих работ

Изготовление самостоятельных работ

Беседа

Консультации

Родительский всеобуч

Выставки

Экскурсии

Разъяснение схем

Детско-родительские проекты

Совместное художественное творчество

Сайт ДОУ

Методы организации:

Наглядные:

  • наглядно-зрительные приемы (показ упражнений, использование наглядных   пособий, имитация, зрительные ориентиры);
  • наглядно-слуховые приемы (музыка, песни);
  • тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя);

Словесные:

  • объяснения, пояснения, указания;
  • вопросы к детям;
  • образный сюжетный рассказ, беседа;
  • словесная инструкция.

Практические:

  •  повторение упражнений без изменения и с изменениями;
  •  проведение упражнений в игровой форме;
  • сотрудничество детей друг с другом.

Средства необходимые для реализации Программы

Направления развития

Ключевые положения методических разработок

Средства обучения

Художественно-

эстетическое

воспитание

Развитие творческих способностей дошкольников в изодеятельности

Оборудование для изодеятельности

Введение разнообразных тем рисования, лепки

Краски акварель, гуашь, кисти и др. материалы

2.1.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Современное образовательное учреждение немыслимо без  системного, осмысленного взаимодействия с семьей.

Семья является не только и не столько одним из заказчиков образовательного учреждения и потребителем его образовательных услуг,  прежде всего семья - это основа воспитания личности ребенка, неслучайно именно семья является институтом первичной социализации  растущего человека.

               Родители - это первые и главные (по силе и степени  оказываемого влияния) воспитатели ребенка. Отношения семьи и дошкольного учреждения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие - способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Основная цель - сделать родителей активными участниками образовательной деятельности, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей необходимо работать над решением следующих задач:

1) установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

2) объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей;

3) создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада;

4) активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей;

5) поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях;

Основные принципы в работе с семьями воспитанников:

- открытость детского сада для семьи;

- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

- создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

Формы работы с родителями:

-  обогащение развивающей среды группы (изумительные герои сказки, слепленные своими руками);

- консультация «Рецепты приготовления соленого теста для лепки», папка-передвижка для родителей, «Лепим дома – развиваем  детское творчество»;

- мастер-классы (Творческая мастерская «Украсим нашу елочку». «Игры с тестом для малышей»,  «Загадочный вечер»).

- Новогодняя выставка конкурсных работ «Тили, тили, тесто….».

- проектная деятельность (совместно с детьми рисуют, лепят, придумывают загадки, участвуют в выставках, в мероприятиях детского сада, совместный проект с родителями: «Ловкие ладошки»).

- беседа «Мы лепим, значит мы творим»), методическая рекомендация «Как организовать домашние занятия по  лепке из соленого теста»;

- досуг для родителей («Мастерская Дедушки Мороза»;

- родительские собрания «Необычная лепка»;

- памятка «Удивительное соленое тесто».

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.1. Кадровое обеспечение образовательной работы по программе

              Воспитатель организует образовательную деятельность, развивающую  предметно - пространственную среду в группе, формируют фонд методических, наглядно-иллюстративных материалов.

Осуществляют работу с родителями.

3.1.2. Описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

               С целью успешной реализации программы созданы необходимые условия для организации занятий и игровой деятельности детей:

- групповая комната, оснащенная детской мебелью и местом для релаксации и отдыха;

 - инструменты и приспособления для художественно-изобразительной деятельности;

- доска, покрытая фольгой;

- солёное тесто;

- скалка для раскатывания теста ровным слоем;

- вилка, расческа, стеки, чтобы разрезать тесто, делать надрезы и рисовать необходимые полосы, например, прожилки на листиках;

- пластмассовые лопатки;

- штампики фабричного производства, формочки для теста или для игр с песком, шаблоны удобны для вырезания теста;

- кисточка, смоченная водой, склеивает отдельные части соленого теста (как клей склеивает бумагу), а также разглаживает неровности на поверхности;

- стаканчики для воды;

- краски (акварельные, гуашь или акриловые, чтобы раскрасить высушенные работы;

- прозрачный лак понадобится для закрепления красок и защиты изделия от влаги;

- салфетки бумажные, тканевые;

- бумага белая, цветная, картон, (для изготовления клювиков, хвостиков, плавничков);

- природный материал (семена, травы, крупы и другие);

- ленточка, если захочется завязать бантик на шее кота или мишки;

- бросовый материал (бусинки, пуговицы, зубочистки, проволока для изготовления усиков, и другие);

- тонкая палочка делает проколы, отверстия, служит стеблем для растений;

- влажная тряпочка, чтобы вытирать руки.

3. Наглядный материал:

- методические разработки занятий;

- учебные и методические пособия;

- технологические карты по изготовлению изделий;

- фотографии;

- образцы изделий.

4. Детская художественная литература.

3.1.3. Научно методическое обеспечение образовательной программы.

Научно-методическое обеспечение Программы

Название программы

Методические пособия

«Мукосолька»

(5 – 6 лет)

Методические пособия:

Рекомендуемые для педагогов:

1.Изольда Кискальт «Солёное тесто: увлекательное моделирование», профиздат, 2002.

2.Зимина Н. В. Шедевры из соленого теста. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009.

3.Н. Б. Хананова И. Н. Соленое тесто. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006.–104с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).

4. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду. М., 2005.

5.Глебова И. Ю. Развитие творческого воображения детей в процессе занятий тестопластикой. - Детский сад от А до Я, 2011.

6. Лыкова И. А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М.:ТЦ «Сфера», 2000

7. И. Гусева СОЛЕНОЕ ТЕСТО. Москва. Мой мир. 2006.

Рекомендуемые для родителей:

1. Надеждина и фигурки из соленого теста. Увлекательное рукоделие и моделирование. «Харвест», 2008.

2. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. - СПб., 2002.

3. Силаева К., Михайлова И. «Солёное тесто», М., изд. «Эксмо», 2004.

Интернет ресурсы:

1. StranaMasterov.ru

2. remeslo.okis.ru

3. doshkolnik.info

4. trozo.ru

5.http://yourhandmade.taba.ru/blog/Sdelay_sam/Solenoe_testo/8215_Hranenie_solyonogo_testa.html

3.1.4. Время и сроки реализации образовательной программы

Образовательная программа дошкольного образования «Мукосолька» рассчитана на один год работы с детьми старшей группы. В старшей группе – 34 учебных недель.

Занятия проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня по 25 минут. Недельная нагрузка по программе составляет 25 минут. Общая нагрузка по программе - 850 минут.

По окончанию каждого занятия организуются еженедельные выставки детских работ для родителей, и тематические выставки  в ДОУ ежеквартально.

3.1.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды.

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них. Непременным условием построения развивающей среды  является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослым.

Для реализации Программы         выделено место для проведения практических занятий.

Центр художественно-эстетического развития предусматривает наличие различных предметов и материалов для детского творчества: изделия из теста, алюминиевая фольга, расчески, зубочистки, формочки, трафареты, бусинки, краски акварельные и акриловые,  стеки, изделия из теста, штампики разной величины; картотека схем последовательности лепки из соленого теста и др.

Для демонстрации детских работ имеется уголок «Мастерим сами». Он расположена непосредственно в раздевальной комнате. Данный стеллаж оформляется работами детей.

IV. Дополнительный раздел

Программа «Мукосолька» обеспечивает развитие творческих способностей детей 5-6 лет в продуктивной деятельности.

Реализация Программы способствует развитию у детей творческого и  исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Характерные особенности данной Программы: направленность не на занятие, а на развитие ребенка, приобретение практических умений; присутствие доброжелательной, творческой атмосферы; работа по развитию творческих способностей проводиться в игровой форме.

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел состоит из пояснительной записки, описания планируемых результатов освоения Программы. В пояснительной записке отражена актуальность, характерные особенности и задачи Программы.

Содержательный раздел определяет общее содержание  Программы, описание форм работы с детьми.

Организационный раздел включает  время и сроки реализации Программы, организацию предметно-развивающей среды, форм отчетности, список литературы.

V. Литература

Название программы

Используемая литература

«Мукосолька»

(5 – 6 лет)

1. Антипова М.А., Хоменко В.А.  Соленое тесто шаг за шагом. Учимся лепить из соленого теста. Волшебные поделки  своими руками. - Ростов н/Д, 2010

2. Глебова И.Ю. Развитие творческого воображения детей в процессе занятий тестопластикой. // Детский сад от А до Я, 2011. - №1(49).

3. Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста.- ООО ТД «Издательство Мир книги» - 2009

4. Ленгина Ю. Картины из теста. - Ростов-на -Дону 2015

5. Лыкова И.А., Грушина Л.И. Поделки из соленого теста.- 2012

6. Лыкова И.А. Соленое тесто в семье, детском саду и начальной школе.-Москва 2014

7. Лыкова И.А. Мы лепили, мы играли. ООО «Карапуз - дидактика» 2007

8. Лыкова И.А. Мы за чаем не скучаем.- Издательский дом « Цветной мир».-2012

9. Макарова М.К. Фигурки из соленого теста.- Харьков 2015г.

10. Ращупкина С.Ю. Соленое тесто. Поделки, игрушки, сувениры, панно, фоторамки. - Москва 2011

11. Синеглазова О.М. «Удивительное соленое тесто» Москва Издательский дом МСП - 2007

12. Силаева К.В. Соленое тесто. Украшения, сувениры, поделки. - М. Эксмо, 2003

13. Скребцова Т.О. Соленое тесто: лепим поделки и сувениры - Ростов. 2009

14. Фирсова А.С. Чудеса из солёного теста  АЙРИС - ПРЕСС Москва 2008