2.2. Коррекционно-развивающая работа в соответствии с перспективным планированием
Цель коррекционных занятий:
-индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений, навыков;
-коррекция отклонений в развитии познавательной сферы;
-создание условий для улучшения возможностей развития ребёнка в целом.
Типичными чертами являются раздражительность, возбудимость. Соответственно, для снижения эмоциональной нестабильности детей я провожу с ними коррекционную работу:
-коррекция поведение с помощью игровой терапии;
-формировать адекватные формы поведения, учить осознавать своё поведение;
-регулировать своё поведение в коллективе;
-снизить психоэмоциональное напряжение, создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого.
Использую современные коррекционные технологии, такие как:
• здоровьесберегающие технологии – учат навыкам сохранения здоровья и актуализируют здоровый образ жизни.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы воспитателя – это рациональная организация занятия;
• метод проектов - стимулирует интерес ребят к определенным проблемам, развивает умение практически применять полученные знания;
• технологии исследовательской деятельности;
• личностно-ориентированные технологии;
• игровые технологии - делают увлекательным воспитательный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса детей;
• технология нравственного воспитания - способствует воспитанию в ребенке благородного человека, путем раскрытия его личностных качеств.
На внеклассных занятиях использую упражнения на развитие эмоциональной сферы, на углубление процессов самораскрытия, на развитие позитивного самовосприятия. Провожу различные тесты на исследование психического состояния, знакомство с метафорами на формирование чувства уверенности в себе, на преодоление чувства растерянности, на снятие агрессивности А также использую психотерапевтическую программу с использованием сказок. Программа представляет собой специальные сказки, наполненные положительными, энергетизирующими образами, направленные на снижение уровня тревожности, возбудимости, раздражительности, на преодоление конфликтного поведения, на повышение самооценки.
Упражнение «Мой портрет в лучах солнца».
Цель: способствовать углублению процессов самораскрытия, учить находить в себе главные индивидуальные особенности, определять свои личностные особенности.
Задание: нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите своё имя или нарисуйте свой портрет. Затем вдоль лучей напишите все свои достоинства, всё хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы лучей было как можно больше. Это будет ответ на вопрос: «Почему я заслуживаю уважения?» Упражнение « Психологическая поддержка».
Дать возможность участникам группы осознать свои отрицательные черты, развить умение оказания психологической поддержки другому человеку, сформировать положительную самооценку. Порядок выполнения и инструкция. Участникам предлагается закончить предложение: «Меня могут не любить люди за…». Дети по очереди говорят: «Всё равно ты молодец, потому что…». Таким образом, называя положительные черты этого участника, они оказывают психологическую поддержку. - Какая часть задания была для вас наиболее приятной, первая или вторая? - Что вы чувствовали, когда называли свои отрицательные качества? - Что вы чувствовали, когда слышали от другого свои положительные качества? И особым подходом к подбору комнатных растений. Фиалки успокаивают чрезмерные эмоции, помогают раскрыть творческие способности, достигнуть взаимопонимания. В ходе коррекционной работы у детей развивается позитивная «Я-концепция», уменьшается тревожность, улучшается эмоциональное состояние.