Образовательный проект

Мировоззрение ребенка формируется не только в непосредственном контакте с явлениями и предметами, но и в соприкосновении и взаимодействии с чьим-то другим сопереживающим разумом.

Вот почему все вопросы и замечания наших детей так нас волнуют и не остаются без внимания. Мы поддерживаем любые начинания наших ребят.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       Государственное  бюджетное образовательное учреждение Школа №1512

                               Дошкольное отделение по адресу улица Молдагуловой, дом 20

                                           Познавательно  - исследовательский  проект  

                                                              «Волшебница - вода»

                                                        (подготовительная группа)

                                                                                                                            Подготовили и провели

                                                                                                                            Воспитатели:

                                                                                                                                                Сясина В.М.

                                                                                                                                              Шашкова Е.Л.

                                                                                                                                           

                                                                                                                            Учитель – логопед:

                                                                                                                                             Филиппова Т.Н.

                         

                                                            Москва , февраль- март 2018

                                                         Проект «Волшебница - Вода»

                                                                                        Паспорт проекта

           Вид проекта: познавательно - исследовательский

Продолжительность: среднесрочный

 Сроки проведения: месяц

 Участники проекта: дети подготовительной группы, учитель-логопед, воспитатели, родители.

Актуальность темы: 

 Как прекрасен детский мир?! Мир сказок и чудес, мир волшебства, мир невероятных свершений и превращений…

С самых первых дней именно повышенное стремление ребенка узнать обо всем самому, делает его маленьким исследователем и первооткрывателем, именно пытливый детский ум осознает, что вокруг него существует масса вещей, ждущих, чтобы их открыли, систематизировали и улучшили, и такая жажда творчества постоянно обуревает наших детей.

Мировоззрение ребенка формируется не только в непосредственном контакте с явлениями и предметами, но и в соприкосновении и взаимодействии с чьим-то другим сопереживающим разумом.

Вот почему все вопросы и замечания наших детей так нас волнуют и не остаются без внимания. Мы поддерживаем любые начинания наших ребят.

Так произошло и с Арсением, который задал тему будущему проекту о воде.

После выходных дней дети пришли в детский сад, и Арсений обратил внимание, что в прозрачном стаканчике на подоконнике уменьшилось количество воды. Все дети стали предполагать, куда исчезла вода.

-Артем сказал, что ее кто- то выпил.

-Саша М. предположил: «Ее кто- то пролил.»

- Матвей сказал: «Пролить ее никто не мог, потому что был выходной и в детском саду никого не было.»

-Гоша сказал: «Вода испарилась, потому что в групповой комнате очень тепло.»

-Семен предположил: «Вода волшебная и с ней может происходить что-то еще»

И мы решили путем экспериментирования разобраться в свойствах воды. Какими свойствами обладает волшебница – вода. 

 Цель проекта: Расширить представления о воде, о её свойствах, уточнить её значение для всего живого на земле.

Разработка и изготовление картотеки « Опыты с водой»

Задачи проекта:

  •  Познакомить детей с основными свойствами воды путем организации опытно-экспериментальной деятельности;
  • Создавать условия для формирования у детей познавательного интереса;
  • Стимулировать  детей самостоятельно делать выводы, подводить итог;
  • Развивать умение работать со своим партнером (по столу), учитывать его мнение
  • Закреплять умение работать с различными ёмкостями, соблюдать меры безопасности;
  • Обогащать словарный запас детей по данной теме;
  •  Воспитывать бережное отношение к воде

       Предполагаемый результат:

  • Расширение и углубление знаний и представлений детей об окружающем мире, в том числе о воде и ее формах и свойствах.
  • Развитие познавательных умений через экспериментальную деятельность.
  • Воспитание бережного отношения к воде.
  • Изготовление картотеки «Опыты с водой».
  • Презентация о самостоятельном посещении музея.
  • Презентация Плакатов «« Вода вокруг нас»

 Ресурсное обеспечение.

Дидактические игры: «Небо, земля, вода», «Где живет вода», «Кому нужна вода, кому полянка?»

Мультипликационные фильмы: «Грибной дождик», «Заяц Коська и родничок», «Приключение    Лунтика»

Словесные игры: «Подскажи словечко», «Узнай по описанию», «Я загадаю, а ты отгадай», «Скажи иначе»

Логоритмические упражнения под музыку (Е. Железнова «Музыка с мамой»)

Художественная литература: Н. Рыжова, С. Мушенко «Вода вокруг нас», «Иллюстрированная       энциклопедия для детей»

З. Александрова «Дождик», В. Данько «Что делать после дождика», Л.Тарасенко «Познавательные сказки. Путешествие капельки», Рассказ «Как люди речку обидели», К. И. Чуковский «Мойдодыр», Н. Н. Авдеева, Г. В. Степанова «Кто живет в воде», С. Махотин «Вода-необычное в привычном» рассказы для любознательных, С. С. Миронова «Реки, моря и океаны» Вся вода на земле, П. Волцит «Почему из крана вода течет?» Почемучкины книжки, М. Султанова «Простые опыты с водой» для дошкольников, Б. Косинов «Её величество вода»

 Оборудование и материалы: прозрачные пластиковые стаканчики, соломинки, краски, кисточки, чайные ложки, палочки деревянные, кораблики из пенопласта, удочки, рыбки, контейнеры с водой, соль, сахар, лимон, лед, формы для льда, подносы, салфетки; экран, проектор

 Этапы реализации проекта:

I. Подготовительный (Юные исследователи):

-Подбор литературы;

-Интервьюирование детей и взрослых;

-Подбор настольно-печатных игр, речевых, подвижных игр;

-Составление и создание опытов, экспериментов с водой;

-Подбор аудио и видео записей;

- Беседы со взрослыми;

-Поиск информации  по теме;

-Подбор иллюстраций;

-Посещение музея воды, музея человека (живые системы),  и города профессий «Кидзания»;

 

II. Экспериментаторы:

-Проведение опытов и экспериментов в саду и дома с родителями.

-Наблюдения за растениями (значение воды в жизни растений)

III. Основной (Творческая мастерская):

- Взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта: изготовление книги опытов, презентаций и выступлений, атрибутов для экспериментирования, подбор литературы;

-Создание плакатов;

VI. Заключительный (Подведение итогов проекта):

- Викторина по теме «Вода вокруг нас»;

-Подведение итогов совместной деятельности педагогов с детьми по теме «Волшебница - Вода»;

-Презентация картотеки «Опыты с водой» детям старшей группы;

-Показ презентаций и самопредставлений детьми;

Образовательные области

Совместная деятельность детей и воспитателя

Совместная деятельность детей и родителей

Самостоятельная деятельность детей

Социально-коммуникативное развитие

Беседы с детьми: «Где живет вода», « Где применяется вода и используется» .

Водные виды спорта(самопрезентация детей под руководством логопеда)

Дидактические игры:

«Времена года»,

«Четвертый лишний»,

«Тонет, не тонет»,

«Где спряталась вода?»,

«Разрезные картинки»,

«Путешествие капельки»,

«Дорисуй снежинку».

Сюжетно-ролевые:

«Семья»,

«Прачечная».

«Моряки»

Строительные:

«Корабль»

Экскурсия в музей воды.

Обсуждение, интервьюирование участников похода в музей.

Рассматривание иллюстраций в энциклопедиях и книгах

Познавательное развитие

Опыты и эксперименты: «Форма капли»,

«Чем пахнет вода», «Таяние льда», «Испарение воды», «Превращение пара в воду», «Куда исчезла вода?», «Грязная вода», «Круговорот воды в природе», «Защитные свойства снега», «Лед легче воды», «Можно ли пить талую воду», «Цветные льдинки»,

Беседы:

«Что мы знаем о воде?»

«Кому нужна вода?»,

«Где вода спряталась?».

«Значение воды для живого организма»,

«Как сохранить воду»,

«Беседа о свойствах льда и снега».

Наблюдение:

-за сосульками,

-за снегом,

-за морозными узорами на окнах,

-за инеем.

- за ростом лука (в стакане с водой)

Презентация на тему «Значение воды для всего живого на земле»

Экскурсия в пожарную часть.

Обсуждение детьми роли воды и ее значимости в пустыне.

Речевое развитиер

Составление плана рассказа для публичного выступления.

НОД по теме «Кто живет в воде и около нее».

Загадки и скороговорки (отработка нарушенных звуков)

Фонетический разбор слов по теме вода. Логоритмические упражнения под музыку Е. Железновой «А под пальмой краб живет….» и др. Упражнения для развития мелкой моторики (рыбалка), формирования плавного и направленного выдоха (переправь кораблик)

Игра-угадайка «Скажи иначе».

ИГРЫ:

Словесные:

-«Подскажи словечко»,

-«Что полезно, а что вредно?»,

-«Кто больше слов скажет».

Пальчиковые:

-«Зима»,

-«Снеговик»,

-«Дождик, дождик, веселей»

-«Пять маленьких рыбок…»,

-«Капитан»,

-«Дождик»,

-«Где вы рыбки».

Прослушивание аудиозаписей с логопедом: шум дождя, морской прибой, капель, наливание воды в стакан, кипящий чайник и др. Формирование слухового восприятия.

-сказка «Заюшкина избушка»,

-К.Чуковский «Федорино горе»,

«Мойдодыр»;

-Рассказ «Как люди речку обидели»;

Стихи: «Одеяльце»,

«Трудолюбивая вода»,

«Любит зимушка зима»,

«Кто знает, откуда берется вода»,

«Вода из-под крана»,

«Что такое вода?»,

«Берегите воду».

Сбор информации у взрослых, пересказ сверстникам.

Поиск информации в интернете

 Составление рассказов

Художественно-эстетическое развитие

Рассматривание картин художников:

И. И. Левитан «Весна. Большая вода», «Вечный покой», «Озеро»;

И. К. Айвазовский «Девятый вал», «И волны»;

В. Д. Поленов «Заросший пруд».

Рассматривание иллюстраций:

  • Природные явления,
  • Иллюстрации водоемов,
  • «Дети играют в снежки»,
  • «Зимний лес».

Рисование карты путешествия воды,

Изготовление картотеки «Опыты с водой»

Чтение произведений:

-сказка «Заюшкина избушка»,

-К.Чуковский «Федорино горе»,

«Мойдодыр»;

-Рассказ «Как люди речку обидели»;

Стихи: «Одеяльце»,

«Трудолюбивая вода»,

«Любит зимушка зима»,

«Кто знает, откуда берется вода»,

«Вода из-под крана»,

«Что такое вода?»,

«Берегите воду».

Оформление стенгазеты.

Рисование иллюстраций к картотеке опытов

Физическое развитие

Подвижные игры:

-«По кочкам через болото»,

-«Два мороза»,

-«Заморожу»,

-«Через ручеек»,

-«Передай снежок».

Малоподвижные игры:

-«Ручеек»,

-«Море волнуется…»

Физминутки:

-«Мы шагаем по сугробам»,

-«Капля первая упала…»,

-«Стирка белья»,

-«А над морем мы с тобою».

Беседы о водных видах спорта и пользе закаливания.

Рассказы о занятиях спортом.

Музыкальное развитие

Разучивание песен и танцев(по сценарию праздника) В. Шаинский, М. Матусовский «Крейсер Аврора», «Яблочко».

Выступление детей на празднике.

Этапы реализации

Сроки

             Виды деятельности

            Цель

Исполнители

Подготовительный

5-9 февраля

Изучение научно- методической литературы по теме, подбор наглядно дидактического материала, художественной литературы, физкультминуток, подвижных игр, материалов для продуктивной деятельности и опытно – экспериментальной деятельности. Беседы с детьми , что мы знаем о воде , что хотим узнать  и как узнать об этом.

Постановка цели и задач проекта.

Составление мероприятий по теме.

Воспитатели

Основной

12-26 февраля

Беседы с детьми: «Где живет вода», « Где применяется вода и используется» .

«Где вода спряталась?».

«Значение воды для живого организма»,

«Как сохранить воду»,

«Беседа о свойствах льда и снега».

Опыты и эксперименты: «Форма капли»,

«Чем пахнет вода», «Таяние льда», «Испарение воды», «Превращение пара в воду», «Куда исчезла вода?», «Грязная вода», «Круговорот воды в природе», «Защитные свойства снега», «Лед легче воды», «Можно ли пить талую воду», «Цветные льдинки»,

Дидактические игры:

-«Времена года»,

-«Четвертый лишний»,

-«Тонет, не тонет»,

-«Где спряталась вода?»,

-«Разрезные картинки»,

-«Путешествие капельки»,

-«Где живет вода».

НОД по теме «Кто живет в воде и около нее».

 

Загадки и скороговорки (отработка нарушенных звуков)

Чтение произведений:

 сказка «Заюшкина избушка»,

К.Чуковский «Федорино горе»,

«Мойдодыр»;

Рассказ «Как люди речку обидели»;

Заучивание стихотворений:

З. Александрова «Дождик», В. Данько «Что делать после дождика?»

И. Токмакова «Сказка о сазанчике»

С. Олегова « Откуда берется вода?»

Словесные игры

«Подскажи словечко»,

«Что полезно, а что вредно?»,

«Кто больше слов скажет».

«Я начну а ты продолжи»

Физкультминутки, подвижные игры, малоподвижные игры, артикуляционные и дыхательные упражнения

Сюжетно- ролевые игры

Посещение Музея воды,

Пожарной части

Закреплять представление о воде, о том где используется

Расширять и углублять знания детей о воде, ее свойствах, формах, и состояниях.

Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, память

Расширять представления детей о водных обитателях.

Закреплять умение отгадывать загадки, развивать память,  речь

Учить слушать художественные произведения, развивать память, речь. Воспитывать бережное отношение к природе.

Развивать речь, моторику речевого аппарата, упражнять детей в правильном произношении звуков

Развивать общую и мелкую моторику, двигательную активность, координацию движений.

Закреплять социально- коммуникативные навыки.

Расширять кругозор и познавательную активность детей

Воспитатели

Родители.

Воспитатели Родители

Воспитатели Учитель – логопед

Воспитатели

Родители

Воспитатели

Учитель- логопед

Воспитатели

Учитель- логопед

Родители

Заключительный

26февраля-5 марта

Викторина по теме «Вода вокруг нас»;

Изготовление картотеки «Опыты с водой»

Изготовление плакатов « Вода вокруг нас»

Закрепить знания  о воде и ее свойствах. Презентация картотеки детям старшего возраста.

Воспитывать  бережное отношение к воде.

Воспитатели

Родители и дети

В ходе работы над проектом:

- У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту( задают вопросы природоведческого характера, устанавливают причинно- следственные связи).

- Дети овладели несложными способами экспериментирования с водой.

- У детей  продолжает формироваться бережное  и экономное отношение к воде.

- Повысилась воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

Прилагаемые к презентации фотографии использованы с разрешения родителей и личного архива педагогов

Список литературы:

1.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.- М. : Мозаика –Синтез, 2015

2.Володин В.В. Отгадай-ка. Стихотворения для детей 4-7 лет.- М.: Издательство ГНОМ

3.Деркунская В.Н., ОшкинаА.А. Игры – эксперименты с дошкольниками. Учебно- методическое пособие-М.: Центр педагогического образования,2013

4.Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников.- М.: «ТЦ Сфера», 2011

5.Левина С.А. Физкультминутки. – Волгоград: Учитель, 2005

6.Морозова, Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. – (приложение к журналу «Управление ДОУ»).

7.Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная группа. – М. Мозаика – Синтез, 2017

8.Уланова Л.Н. Иордан С.О. Методические рекомендации по организации и проведения прогулок детей 3-7 лет:- СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС,2008

9.Шорыгина Т.А. Беседы о воде в природе.- М.: «ТЦ Сфера», 2011