1.3.Коррекционно-развивающая работа в соответствии с перспективным планированием

Перспективный план коррекционных занятий по развитию познавательной активности кадет на 2018/2020 учебный год
(5,6 класс)

Направления коррекционной 

работы

Задачи коррекционной работы

Диагностика

Обследовать устную речь и письменную речь

Обследовать фонематический слух, фонематическое восприятие.

Обследовать звукопроизношение

Обследовать уровень сформированности временных представлений, пространственных ориентировок

Формирование учебной деятельности

 развивать умение ориентироваться в задании, предложенном:

— в наглядной форме;

— в устной словесной форме;

 формировать умение планировать свою деятельность при выполнении задания;

 формировать умение осуществлять самоконтроль своей деятельности:

— на этапе принятия задания;

— на этапе выполнения задания;

— на этапе завершения задания;

Развитие восприятия, ощущений, представлений

 развивать умение соотносить предметы с предъявленным сенсорным эталоном при помощи зрительного, слухового, осязательного восприятия;

 развивать умение самостоятельно сравнивать одинаковые предметы по форме (соотнесение плоского изображения предмета с его обьёмным изображением);

 развивать умение оценивать изменение размера предмета в зависимости от плана картины;

 развивать умение исключать неоднородный предмет из сериационного ряда (по форме, цвету, размеру и т. д.)

 закреплять умение узнавать знакомые предметы в силуэтном и контурном изображении;

 расширять поле обозрения, скорость обозрения;

 формировать способность к точному восприятию;

 развивать умение видеть предметы на расстоянии, определять их место в окружающей среде;

 развивать умение устанавливать связи между видимыми и соседними обьектами;

 развивать умение сравнивать обьекты, устанавливать черты сходства и различия, выделять существенные признаки предмета;

 формировать представления жизни природы и общества;

 формировать способность к избирательному восприятию (с картинкой, таблицей, счётным материалом);

 развивать умение целостно воспринимать предмет в условиях шума или неполной презентации;

 развивать умение распознавать по запаху растения, предметы сани тарной гигиены, парфюмерии, дыма, приятные и неприятные запахи.

Развитие пространственной ориентировки

 развивать представления о расположении предметов в пространстве относительно себя и о направлениях пространства по отношению к себе:

— справа, слева; направо, налево;

 формировать умение ориентироваться на листе бумаги;

 Формировать представления о пространственных отношениях обьектов и их взаимном расположении в трёхмерном и двухмерном пространстве;

 формировать понятия, характеризующие пространственный анализ взаиморасположения обьектов при заданном направлении:

— до, после; перед, за;

— первый, последний, ближе всего, дальше всего от, предпоследний, следующий за, предыдущий;

 формировать временные представления:

— последовательность времени суток,

— последовательность времён года,

— последовательность дней недели,

— последовательность месяцев в году,

 формировать умение ориентироваться во времени.

Развитие зрительного анализа и синтеза

 развивать умение выделять части, детали объекта наблю­дения (натурального предмета, предметного изображения);

 развивать умение вы­делять внешние признаки частей объекта наблюдения (цвет, форма, величина и др.);

 развивать умение узнавать объекты по описанию;

 развивать умение скла­дывать изображение из деталей;

 развивать умение группи­ровать предметы по двум (трем) внешним признакам одно­временно.

Развитие мышления

 развивать умение устанавливать отношения последовательности между выполняемыми дейст­виями (сначала, потом и т. п.);

 развивать умение сравнивать выполненную ста­тичную позу («зайчик», «цветок» и т. п.) с образцом (демон­страция учителем, рисунок).

 развивать умения: устанавли­вать взаимоотношения «целое — часть»

 развивать умение отражать в составляемых по образцу предложениях глубинно-семантичес­кие отношения: между деятелем и действием, между действи­ем и объектом действия, между действием и местом действия и др.

 развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между объектами, изображен­ными на картинках;

 развивать умение устанавливать отношения последователь­ности (что было сначала, что потом и т. д.)

Развитие зрительной памяти и восприятия

 развивать умение находить отличительные и общие признаки двух предметов по инструкции педагога;

 развивать умение сравнивать два предмета по образцу (опорной схеме)

 развивать умение узнавать предметы на зашумленном фоне и в варианте «наложенных» друг на друга изображений

Развитие языкового анализа и синтеза

 Развивать языковой анализ и синтез на уровне предложения:

— развивать умение выделять слова из предложения;

— умения определять количество, последовательность и место слов в пред­ложении;

— умение составлять предложение из заданных слов, с опре­деленным количеством слов.

 Развивать языковой анализ и синтез на уровне текста:

— умение выделять предложения из текста;

— умение определять количество предложений в тексте;

— умение находить за­данное предложение в тексте;

— умение определять границы предло­жений в тексте при его восприятии на слух и в тексте, пред­ставленном в письменной форме.

Развитие речи (произношения, связной речи)

 Развивать активный словарь, словообразование:

— развивать умение называть окружающие предметы, их части;

— развивать умение использовать в речи слова обобщающего характера (мебель, посуда, обувь, овощи, фрукты и др.);

— развивать умение группировать предметы по видовым признакам;

— развивать умение образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов -ик-; -чик-; -очк-; -ечк-;

— развивать умение образовывать множественное число существительных;

— развивать умение называть признаки предметов (слова, обозначающие цвет, величину, форму, вкусовые качества, качества поверхности и др.);

— развивать умение адекватно употреблять в речи местоимения;

— развивать умение образовывать глаголы от названий цвета предметов;

— развивать умение согласовывать существительные с числительными

 Формировать умение составлять предложения на примере лексических тем (посуда, обувь, овощи, фрукты, животные, птицы, одежда, мебель):

— развивать умение составлять простые предложение на основе двух (трех, четырех) слов по схеме;

— развивать умение выполнять структурный анализ предложения;

— развивать умение составлять сложные предложения с использованием со­юзов и, а, потому что и др.;

 Развивать диалогическую речь:

— развивать умения от­вечать на вопросы собеседника;

— развивать умение задавать вопросы;

— развивать умение выражать просьбу, благодарность, утверждение, отрицание.

 Развивать монологическую речь:

— развивать умение пересказывать текст цепной организации с опорой на картинки и систему вопросов педагога;

— развивать умение составлять рассказ по серии сю­жетных картинок;

— развивать умение составлять рассказ по сюжетной картинке;

— развивать умение составлять рассказ-описание предмета на основе его восприя­тия и по представлению (по системе наводящих вопросов педа­гога, с опорой на символический план).

Диагностика

Обследование устной и письменной речи, фонематического слуха, фонематического восприятия, звукопроизношения. Обследовать уровень сформированности временных представлений, пространственных ориентировок. Исследование уровня развития временных представлений и пространственной ориентировки.