1.3.Коррекционно-развивающая работа в соответствии с перспективным планированием
Перспективный план коррекционных занятий по развитию познавательной активности кадет на 2018/2020 учебный год
(5,6 класс)
Направления коррекционной работы | Задачи коррекционной работы |
Диагностика | Обследовать устную речь и письменную речь Обследовать фонематический слух, фонематическое восприятие. Обследовать звукопроизношение Обследовать уровень сформированности временных представлений, пространственных ориентировок |
Формирование учебной деятельности | развивать умение ориентироваться в задании, предложенном: — в наглядной форме; — в устной словесной форме; формировать умение планировать свою деятельность при выполнении задания; формировать умение осуществлять самоконтроль своей деятельности: — на этапе принятия задания; — на этапе выполнения задания; — на этапе завершения задания; |
Развитие восприятия, ощущений, представлений | развивать умение соотносить предметы с предъявленным сенсорным эталоном при помощи зрительного, слухового, осязательного восприятия; развивать умение самостоятельно сравнивать одинаковые предметы по форме (соотнесение плоского изображения предмета с его обьёмным изображением); развивать умение оценивать изменение размера предмета в зависимости от плана картины; развивать умение исключать неоднородный предмет из сериационного ряда (по форме, цвету, размеру и т. д.) закреплять умение узнавать знакомые предметы в силуэтном и контурном изображении; расширять поле обозрения, скорость обозрения; формировать способность к точному восприятию; развивать умение видеть предметы на расстоянии, определять их место в окружающей среде; развивать умение устанавливать связи между видимыми и соседними обьектами; развивать умение сравнивать обьекты, устанавливать черты сходства и различия, выделять существенные признаки предмета; формировать представления жизни природы и общества; формировать способность к избирательному восприятию (с картинкой, таблицей, счётным материалом); развивать умение целостно воспринимать предмет в условиях шума или неполной презентации; развивать умение распознавать по запаху растения, предметы сани тарной гигиены, парфюмерии, дыма, приятные и неприятные запахи. |
Развитие пространственной ориентировки | развивать представления о расположении предметов в пространстве относительно себя и о направлениях пространства по отношению к себе: — справа, слева; направо, налево; формировать умение ориентироваться на листе бумаги; Формировать представления о пространственных отношениях обьектов и их взаимном расположении в трёхмерном и двухмерном пространстве; формировать понятия, характеризующие пространственный анализ взаиморасположения обьектов при заданном направлении: — до, после; перед, за; — первый, последний, ближе всего, дальше всего от, предпоследний, следующий за, предыдущий; формировать временные представления: — последовательность времени суток, — последовательность времён года, — последовательность дней недели, — последовательность месяцев в году, формировать умение ориентироваться во времени. |
Развитие зрительного анализа и синтеза | развивать умение выделять части, детали объекта наблюдения (натурального предмета, предметного изображения); развивать умение выделять внешние признаки частей объекта наблюдения (цвет, форма, величина и др.); развивать умение узнавать объекты по описанию; развивать умение складывать изображение из деталей; развивать умение группировать предметы по двум (трем) внешним признакам одновременно. |
Развитие мышления | развивать умение устанавливать отношения последовательности между выполняемыми действиями (сначала, потом и т. п.); развивать умение сравнивать выполненную статичную позу («зайчик», «цветок» и т. п.) с образцом (демонстрация учителем, рисунок). развивать умения: устанавливать взаимоотношения «целое — часть» развивать умение отражать в составляемых по образцу предложениях глубинно-семантические отношения: между деятелем и действием, между действием и объектом действия, между действием и местом действия и др. развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между объектами, изображенными на картинках; развивать умение устанавливать отношения последовательности (что было сначала, что потом и т. д.) |
Развитие зрительной памяти и восприятия | развивать умение находить отличительные и общие признаки двух предметов по инструкции педагога; развивать умение сравнивать два предмета по образцу (опорной схеме) развивать умение узнавать предметы на зашумленном фоне и в варианте «наложенных» друг на друга изображений |
Развитие языкового анализа и синтеза | Развивать языковой анализ и синтез на уровне предложения: — развивать умение выделять слова из предложения; — умения определять количество, последовательность и место слов в предложении; — умение составлять предложение из заданных слов, с определенным количеством слов. Развивать языковой анализ и синтез на уровне текста: — умение выделять предложения из текста; — умение определять количество предложений в тексте; — умение находить заданное предложение в тексте; — умение определять границы предложений в тексте при его восприятии на слух и в тексте, представленном в письменной форме. |
Развитие речи (произношения, связной речи) | Развивать активный словарь, словообразование: — развивать умение называть окружающие предметы, их части; — развивать умение использовать в речи слова обобщающего характера (мебель, посуда, обувь, овощи, фрукты и др.); — развивать умение группировать предметы по видовым признакам; — развивать умение образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов -ик-; -чик-; -очк-; -ечк-; — развивать умение образовывать множественное число существительных; — развивать умение называть признаки предметов (слова, обозначающие цвет, величину, форму, вкусовые качества, качества поверхности и др.); — развивать умение адекватно употреблять в речи местоимения; — развивать умение образовывать глаголы от названий цвета предметов; — развивать умение согласовывать существительные с числительными Формировать умение составлять предложения на примере лексических тем (посуда, обувь, овощи, фрукты, животные, птицы, одежда, мебель): — развивать умение составлять простые предложение на основе двух (трех, четырех) слов по схеме; — развивать умение выполнять структурный анализ предложения; — развивать умение составлять сложные предложения с использованием союзов и, а, потому что и др.; Развивать диалогическую речь: — развивать умения отвечать на вопросы собеседника; — развивать умение задавать вопросы; — развивать умение выражать просьбу, благодарность, утверждение, отрицание. Развивать монологическую речь: — развивать умение пересказывать текст цепной организации с опорой на картинки и систему вопросов педагога; — развивать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок; — развивать умение составлять рассказ по сюжетной картинке; — развивать умение составлять рассказ-описание предмета на основе его восприятия и по представлению (по системе наводящих вопросов педагога, с опорой на символический план). |
Диагностика | Обследование устной и письменной речи, фонематического слуха, фонематического восприятия, звукопроизношения. Обследовать уровень сформированности временных представлений, пространственных ориентировок. Исследование уровня развития временных представлений и пространственной ориентировки. |