Методическая работа

Митрякина Клавдия Васильевна

Транслирование опыта педагогической деятельности 

Доклад на тему «Из опыта моей работы по подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ Речниковская СОШ

Коченевского района

Новосибирской области

Доклад на тему

«Из опыта моей работы по подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике»

Подготовила

 учитель математики: Митрякина К.В.

П. Речник

2019г.

            Ведущей целью школьного математического образования является интеллектуальное развитие и формирование качеств мышления учащихся, необходимых для полноценной жизни в обществе. Каждый школьник в процессе обучения должен иметь возможность получить качественную подготовку к выпускным экзаменам, освоить тот объём знаний, умений и навыков, который необходим для успешной сдачи ОГЭ в 9 классе, дальнейшего обучения в 10-11 классах, сдачи ЕГЭ и дальнейшего обучения в вузе. Сегодня я хочу вам представить свой опыт работы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по математике. Основная задача, которая стоит перед каждым учителем, это как можно лучше подготовить учащихся к сдаче экзаменов, потому что результаты, полученные выпускниками на экзаменах, это и оценка работы учителя.

             И учащиеся, и их родители, и учителя заинтересованы в получении лучших результатов. Поэтому каждый педагог ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные формы, методы и технологии обучения.

     Мне приходится практически ежегодно готовить учащихся к ЕГЭ и к ОГЭ, т. к. в нашей школе кроме меня математиков на данный момент нет, школа малокомплектная, профильных классов нет, обучение ведется на базовом уровне. Эта проблема существует, видимо, у всех малокомплектных школ. С одной стороны, такая ситуация напрягает, ежегодная работа по подготовке учащихся к итоговой аттестации, это огромная работа учителя, которая совсем не оценивается. Но с другой стороны есть и положительный момент - накапливается опыт подготовки учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Приходится ежегодно быть в курсе всех изменений, связанных с организацией и сдачей ОГЭ и ЕГЭ, быть в курсе всех изменений тестовых заданий, изучать проекты демоверсий, а затем и утвержденные демоверсии, подбирать печатные издания, соответствующие демоверсиям. Начиная с 8 класса, знакомлю учащихся со структурой теста ОГЭ, а с 10 класса с ЕГЭ, временными рамками, нормами оценивания экзаменационной работы, условиями проведения экзамена и начинаю обучать «технике сдачи теста»:

- строгий самоконтроль времени;

- определение трудности заданий;

- применение приёма «прикидки» результата подстановкой;

- использование метода «пристального взгляда».

В ходе подготовки учащихся к итоговой аттестации у меня сложилась некоторая система подготовки:

                      1. Повышение эффективности урока

                      2. Накопление раздаточного материала

                      3. Работа с интернет- ресурсами

                      4. Оформление кабинета

                      5. Мониторинг успешности

                      6. Психологическая подготовка

      Главное в подготовке учащихся к итоговой аттестации – это урок. Практически каждый мой урок начинается с самостоятельной работы. В самостоятельную работу я включаю задания, подобные заданиям домашней работы. Эффективность этой работы очевидна. Если ребенок сам выполнял домашнее задание, то он легко справляется и с самостоятельной работой, если не справился, то вывод очевиден. Продолжительность самостоятельной работы составляет 5-7 минут.  Таким образом я стараюсь отучить учащихся от списывания домашних работ. И они перестают списывать, в старших классах это вообще нонсенс.  Честно вам признаюсь, что я не люблю работу в «парах», в «группах». На моих уроках преобладает индивидуальная работа. Этому способствует небольшая наполняемость классов. Индивидуальная работа приучает ученика к ответственности и самостоятельности. Я понимаю, что в классах с высокой наполняемостью моя методика не всегда будет эффективна. Повысить эффективность уроков и интерес учащихся к ним позволяет применение информационно-коммуникационных технологий, дифференцированного, деятельностного подходов в обучении.

Подготовка к сдаче экзамена начинается с пятого класса. Основной задачей в 5-6 классах считаю формирование вычислительных навыков учащихся.  Устный счет – один из важных приемов при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по математике.

         Для достижения правильности и беглости устных вычислений, преобразований, решения задач в течение всех лет обучения не только в 5-6 классах, но и в среднем и старшем звене на каждом уроке необходимо отводить 5 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса. Если какие-то вычисления вызывают у них затруднения, я обычно говорю: «Следите за мной как я считаю».

         Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, требуют осознанного усвоения учебного материала; при их выполнении развивается память, речь, внимание, быстрота реакции. Устные упражнения как этап урока имеют свои задачи:

        1) воспроизводство и корректировка знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя;

        2) контроль состояния знаний учащихся;

        3) автоматизация навыков простейших вычислений и преобразований.

        Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислить трудно.

             Практика показала, что систематическая работа с устными упражнениями способствует выполнению заданий на экзаменах.

           Большое внимание уделяю работе с тестами. Начинаю работать с 8 класса (ОГЭ) и 10 класса (ЕГЭ), и обязательно с демоверсий. Закупаю через интернет- магазин «Лабиринт» тренажеры под редакцией И. В. Ященко.  Мои дети при любой возможности, когда свободен кабинет информатики, любят работать с тестами в ИНТЕРНЕТЕ на сайтах «Решу ОГЭ», «Сдам ЕГЭ». Это удобно, т. к. они сразу видят результат, видят свои ошибки и получают индивидуальную консультацию. Кроме 4-х программных уроков по математике, на которых стараюсь выкроить время на подготовку к экзаменам, что, конечно, недостаточно, я систематически провожу углублённую факультативную работу по предмету: курсы «Избранные вопросы математики», «Решение геометрических задач», 2 часа в неделю.  Курсы планирую следующим образом: разбиваю материал на несколько крупных тематических блоков, выстроив повторение по содержательным линиям:

 1. Числа и вычисления. Проценты. Пропорции. Решение текстовых задач.

 2. Выражения и преобразования. Корень степени n. Степень с рациональным показателем. Логарифм. Синус, косинус, тангенс, котангенс.

3. Уравнения и неравенства. Уравнения с одной переменной. Равносильность уравнений: распознавать равносильные уравнения. Общие приемы решения уравнений. Решение простейших уравнений. Системы уравнений с двумя переменными. Неравенства с одной переменной. Системы неравенств. Совокупность неравенств.

 4. Функции. Числовые функции и их свойства. Производная функции. Исследование функции с помощью производной.

5. Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин. Признаки равенства и подобия треугольников. Решение треугольников (сумма углов треугольника. Неравенство треугольника. Теорема Пифагора. Теорема синусов и теорема косинусов). Площадь треугольника. Многоугольники. Окружность. Равные векторы. Координаты вектора. Сложение векторов. Умножение вектора на число. Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. Многогранники. Тела вращения. Объем тел. Комбинации тел.

         

         Повторение каждой темы начинаю с лекции, на которой даю ключевые определения, свойства, формулы. Подбираю упражнения как базового уровня, так повышенного. Перед завершением повторения темы, провожу консультацию, разбираю задания, вызвавшие затруднения у большинства учащихся, а затем зачет. В зачет включаю и теоретические и практические вопросы. Такой подход способствует формированию более прочных знаний и, как следствие, более уверенному поведению выпускника на экзамене вне зависимости от того, в какой форме экзамен будет проводиться.

Одним из немаловажных факторов качественной подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, на мой взгляд, является работа кабинета математики, где мною оформлены информационные стенды, отражающие общую информацию, связанную с итоговой аттестацией. Имеются материалы ЕГЭ и ОГЭ по математике: демонстрационные варианты КИМ, инструкции по выполнению работы, инструкции по заполнению бланков, спецификации экзаменационных работ по математике, методические и психолого-педагогические рекомендации подготовки к сдаче экзаменов, список литературы и адреса сайтов. В кабинете математики собраны образцы демоверсий экзаменационных работ, диагностические работы за предшествующие годы, литература для подготовки к ЕГЭ и ГИА. Провожу диагностические работы, позволяющие проверить уровень усвоения материала, мониторинг, который позволяет проводить отслеживание результативности каждого ученика.

Ежегодно пополняю кабинет математики новыми дидактическими материалами для урочной и внеурочной деятельности, способствующими развитию у школьников интереса к математике, активизации мыслительной деятельности, выявлению детей, проявляющих особый интерес к предмету и в первую очередь повышению качества знаний по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.

Неотъемлемым элементом подготовки к ЕГЭ и ОГЭ является обучение заполнению бланков, некоторые диагностические контрольные работы провожу на бланках ЕГЭ.

Родителей учащихся знакомлю с процедурой подготовки и проведения экзаменов, с результатами их детей в решении тестов. Убеждаю интенсивно использовать домашний компьютер для успешной подготовки к итоговой аттестации.

Только совместная кропотливая работа учителя и учащихся при поддержке родителей может привести к успеху.



Предварительный просмотр:

Рассмотрено на

Методическом совещании

Протокол №4 от25.04.2019г

Согласовано

Зам. директора по УВР

Медная А. М._________

26.04.2019г

Утверждаю

Директор МКОУ Речниковская СОШ

Герман О. В.___________

Приказ №45/1 от29.04.2019г.

Годовая контрольная  работа по математике  10 класс.

Часть I.

1.

Найдите значение выражения  

 

2.

На рисунке изображён график функции y=f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой . Найдите значение производной функции f(x) в точке .

http://reshuege.ru/get_file?id=5535 

3.

 Найдите

 

4.

 В треугольнике ABC угол C равен Найдите AC.

http://reshuege.ru/get_file?id=7669

5.

Решите уравнение cos(π+ x) = sin .    

 

6.

Найдите наибольшее значение функции  на отрезке  .

7.

Материальная точка движется прямолинейно по закону   (где x — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеренное с начала движения). Найдите ее скорость (в м/с) в момент времени t = 9 с.

8.

Найдите угловой коэффициент касательной, проведённой к графику функции

 f(x)=  в его точке с абсциссой =2.

9.

Укажите нечётную функцию.

       а)    б)       в)      г)  

10.

Найдите площадь поверхности правильной четырехугольной пирамиды,  стороны основания которой равны 6 и высота равна 4.

http://reshuege.ru/get_file?id=860

11.

На рисунке изображен график функции , определенной на интервале (−6; 8). Определите количество целых точек, в которых производная функции  положительна.

http://reshuege.ru/get_file?id=5542

Часть II.

12.

В правильной треугольной призме , все рёбра которой равны 1, найдите тангенс угла между плоскостями  и

                           

                                        

                                  C

   A                                     B



Предварительный просмотр:

МОУ Речниковская СОШ

Коченевский район

Новосибирская область

План-конспект

Открытого урока для 9 класса

В рамках предпрофильной подготовки.

Тема

«Методы решения уравнений,

содержащих модуль»

Выполнила:

учитель математики

Митрякина К.В.

2018г.

Аннотация

1. Митрякина Клавдия Васильевна, образование высшее,  педагогический стаж 44 года, учитель математики  МКОУ Речниковской СОШ.

2. Все занятия элективного курса для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки «Модуль» направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом предмете, так как в рамках программы по математике этому курсу уделяется недостаточно внимания, что негативно сказывается при сдаче выпускных и вступительных экзаменов по математике.

Решение уравнений, содержащих модуль, занимает одно из основных мест. Умение решать такие уравнения необходимо каждому ученику.

3.  По типу данный урок комбинированный. На уроке я использую следующие формы и методы: лекцию,  систематизацию знаний в форме таблицы, контролирующие самостоятельные работы, тестовые задания.

4. Особенностью этого урока является то, что учащиеся получают более глубокие знания по теме «Модуль» и систематизируют эти знания, могут самостоятельно оценить каждый свой шаг на уроке.

 

5. Результативность урока и его диагностика показаны с помощью диаграммы. Столбик слева показывает итоговую оценку, поставленную учащимися, а справа – итоговую оценку, поставленную учителем.

Цели:

1. Систематизировать, обобщить, расширить знания и умения     учащихся, связанные с применением методов решения уравнений, содержащих модуль.

2. Содействовать развитию математического мышления учащихся.

3. Побуждать преодолению трудностей в процессе умственной деятельности.

Оборудование:

 Магнитная доска. Набор карточек для работы на магнитной доске.

 

Карточки с заданиями теста. Таблицы.

Для самоанализа своей деятельности у учащихся имеется оценочный график

ХОД УРОКА:

        Вводная беседа. Мы будем говорить о методах решения уравнений, содержащих модуль. Мы знаем, что правильно выбранный метод часто позволяет существенно упростить решение, поэтому

все изученные методы всегда необходимо держать в зоне своего внимания, чтобы решать конкретные задачи наиболее подходящим методом.   

  1. Актуализация знаний.  

        0 этап

1. Записать определение модуля с помощью формулы  |а|={

         1 этап

Раскрыть модуль

Раскрыть модуль

Ответы

1.|√5-√3|

√5-√3

2.|1-√2|

-1+√2

3.|х²+1|

х²+1

4.|х²|

х²

5. √(х-2)² при х≥2

х-2

6.√(а-8)² при а≤8

-а +8

7.|5х|

 5х, х≥0,  

 -5х, х<0.

 

Таблица крепится на магнитной доске, рядом крепится таблица с ответами, которая закрыта и открывается после того, как учащиеся сдают работы. По копиям работ сверяют ответы и оценивают свою работу.

Критерии оценок: 7 заданий-5  

                                5-6 заданий-4

                                3-4 задания-3

                                менее 3 заданий-2

II этап

Самостоятельная работа (контролирующая)

Решите уравнения.

  1. |5х-2|=6.
  2. х²-5|х|+6=0

Норма оценок: 2 верно выполненных задания оцениваются-5;

                          2-ое оценивается-4

                          1-ое оценивается-3

  1. |5х-2|=6.

              Решение.

Данное уравнение распадается на два уравнения.  

5х-2=6        и     -5х+2=6

5х=8                   -5х=4

х=1,6                   х=-0,8

                                               Ответ. 1,6; -0,8.

2. х²-5|х|+6=0

            Решение.

Данное уравнение распадается на две системы, решения каждой из которых являются решениями данного уравнения.

х≥0,                                          и               х<0,

х²-5х+6=0;                                                х²+5х+6=0;                                  

х≥0,                                          и               х<0,

х=3;х=2;                                                    х=-2;х=-3.

                                                                                         Ответ. ±3; ±2.

II изучение нового материала.

Лекция:

 Рассмотрим примеры решения уравнений, содержащих модуль вида:

  |f (x)|=g(x)             и       |f (x)|=|g(x)|.            

a) |f (x)|=g(x)- данное уравнение распадается на две системы, решения каждой из которых является решением данного уравнения.           

 f(x)=g(x),                      и                       -f(x)=g(x),                      

g(x)≥0;                                                     g(x)≥0.

Пример |5х-8|=х-1.

                      Решение.

5х-8=х-1,                       и                        -5х+8=х-1,

х-1≥0;                                                        х-1≥0;                                                      

4х=7,                              и                         -6х=-9,

х≥1;                                                               х≥1;                                                              

х=1,75,                           и                          х=1,5,                          

х≥1;                                                             х≥1.  

                                                                               Ответ. 1,5; 1,75.

б) Уравнение вида    |f (x)|=|g(x)| равносильно двум уравнениям

             

f(x)=g(x)             и            -f(x)=g(x).

   

Пример. | Х-5|=|2х-3|.

                           Решение.

Х-5=2х-3,                     и                х-5=-2х+3,

Х=-2;                                              х=2⅔,

                                                              Ответ. -2; 2⅔.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Виды уравнений, содержащих модуль

                             Методы решения                              

  1. |f(x)|=a

f(x)=a                   и           f(x)=-а

2.f(|x|)=a

f(x)=a,                  и           f( x)=a,

x≥0;                                   x<0.

3.|f(x)|=g(x)

f(x)=g(x),             и            f(x)=-g(x)

g(x)≥0;                               g(x)≥0.                                         

4.|f(x)|=|g(x)|        

f(x)=g(x)              и            f(x)=-g(x)            

III.Закрепление изученного материала.

III этап. Самостоятельная работа по карточкам.

Данная самостоятельная работа набирается с помощью отдельных карточек на магнитной доске. После выполнения работы учащиеся сдают работы, а копии остаются у них. Корректируется работа на магнитной доске: учащиеся проверяют свои копии и тем самым могут оценить свою работу.

Критерии оценок.   Оценка «5» ставиться за верно выполненные 4 задания;

       

                           Оценка «4» за 3 задания;

                                   Оценка«3» за 2 задания.

Соедините линиями уравнения с соответствующим методом решения.

           Виды уравнений

              Методы решений

  1. │Х - 4│= 5

  1. │Х│- 4 = 5

  1. 2Х-3│= Х + 1

4.│2Х-3│= │Х + 1│

1.    Х ≥ 0,                  и      Х < 0,

       Х – 4 = 5;          - Х – 4 = 5.

2.    Х – 4 = 5   и    - Х + 4 = 5

3. 2 –3 = Х+1,        и     - 2Х+3=Х+1              Х +1 ≥ 0;                         Х + 1 = ≥ 0

  1. 2 –3=Х+1          и       -2Х+3=Х+1

IV ЭТАП.  Задания для подготовки к тестированию.

Виды

уравнений

1. │1. Х – 4= 5.

2. │Х│- 4 = 5

3.│2Х – 3│= Х + 1

4.│2Х-3│=│Х+1│

                             Варианты ответов

а) 9;-1.       б) -9;1.        в) -9;-1.         г) 9;1.

а) 9;1.        б) ±9.           в) ±1.            г) -1;9.  

а) 4; 1,5.     б) ±4.          в) ⅔; 4.           г) ±⅔  

а) 4; - ⅔.     б) 1,5; 4.     в) -⅔; -4.        г) ⅔; 4.        

Итог урока.

Самостоятельные работы составлены так, что они быстро проверяются как учителем, так и учениками. Проводится анализ всех этапов самостоятельной деятельности учащихся в сравнении с их самоанализом. Просматриваются и комментируются графики учащихся.

Рецензия 

    на открытый урок для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки по теме «Решении уравнений, содержащих модуль» учителя математики Митрякиной Клавдии Васильевны.

         По типу данный урок комбинированный. Структура урока соответствует заданной теме, направленной на более высокий, по сравнению с обязательным,  уровень сложности.

        Учитель доступно излагает новый материал, систематизирует его с помощью таблицы.  Все этапы урока взаимосвязаны, логичны. Каждый этап урока соответствует своей цели.  На уроке учитель использует словесно-логический, исследовательский метод и метод наблюдения.  На протяжении всего урока учащиеся выполняют самостоятельные работы, тест, которые быстро проверяются учителем и самими учащимися.  На уроке наблюдается высокая активность учащихся.

        Учитель четко излагает критерии оценок за каждую самостоятельную работу и контролирует оценки, которые выставляют себе учащиеся. Каждый из учащихся не остается без внимания учителя.

         Интересна форма самоконтроля на уроке, которая выполнена в виде графика. Цели урока достигнуты, учитель оценил и прокомментировал работу каждого ученика.

Завуч школы:                          Медная А.М.