Тема самообразования:

Петличёва Татьяна Валериевна

Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках русского языка и математики в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках русского языка и математики в начальной школе

Актуальность и перспективность опыта

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику учиться самостоятельно.

Но перед нашей школой (муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Котовска Тамбовской области)  эта задача была поставлена раньше других образовательных учреждений. Педагогический коллектив апробирует федеральные государственные образовательные стандарты с 2010 года (в рамках инновационной региональной площадки).

Инновационная деятельность потребовала от педагогов нашей школы пересмотра подходов к образовательной деятельности, разработки рабочих программ по новым стандартам, технологических карт уроков, изменения позиции учителя от менторства к тьюторству, внедрения нового оценочного инструментария.

Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьника.

Концептуальность опыта

Цель педагогического опыта: определить условия, необходимые для формирования УУД на уроках русского языка и математики в начальной школе.

В качестве таких условий были выделены следующие: 1. готовность педагога к введению ФГОС; 2. создание предметной информационно-образовательной среды; 3. проектирование образовательного процесса, обеспечивающего формирование УУД школьников.

Третье условие легло в основу задач, направленных на формирование УУД учащихся: 1. Анализ программы формирования УУД на первой ступени образования. 2.  Разработка рабочих программ по математики и русскому языку для 1-4 классов на основе учета требований ФГОС. 3. Отбор педагогических интерактивных методов и приемов, средств обучения, обеспечивающих формирование УУД. 4. Разработка технологических карт урока. 5. Проведение мониторинга сформированности УУД на уроках русского языка и математики в начальной школе.

Методологической основой опыта стали:  

- теория современной дидактики, разработанная отечественными педагогами - В.П. Беспалько, A.B. Хуторским, М.Н. Скаткиным,

- теория деятельности и её субъекта, разработанная российскими психологами школ JI.C. Выготского, C.JI. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева;  Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.  

Новизна  опыта:  комплексное и системное  использование интерактивных методов и приемов, направленное на формирование универсальных учебных действий.  

Оптимальность и эффективность средств

 В условиях реализации ФГОС учебная деятельность должна быть представлена как совместная деятельность учителя с учащимися, а не исполнение школьниками запланированной деятельности педагога.

Интерактивные методы обучения (от англ. «интерактив»- взаимодействие)- это такие методы и формы, при использовании которых процесс обучения «погружается» в процесс общения (взаимодействия), повышается активность учащихся в решении образовательных задач. Педагог чаще всего выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся.

      Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:

  • активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала;
  • повышение познавательной мотивации;
  • обучение навыкам общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание);
  • развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка;
  • умение работать с командой и в команде;
  • принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.

Интерактивные методы обучения можно применять на разных этапах урока.

Средства формирования УУД

Прием «Интеллектуальная разминка»

Начиная урок, поднимаю молча карточку (на ней рисунок, фигура, символ и т.д., с исходными несколькими данными или вовсе без них).

Дети знают, что вопросов не последует, они сами должны придумать задачу или поставить вопрос.

Методическая ценность приема:

- активное включение в работу каждого (дети любят сочинять);

- развитие логического и критического мышления;

- систематизация знаний и умений;

- возможность выбора своей деятельности учащимися (составь «именную» задачу, из той области знаний, которая тебе понятна и знакома).

Каждый участвует и все решают. Каждый слушает другого ученика и запоминает его опыт, который ему пригодится в следующий раз. Оценивается оригинальность и продуктивность творческих усилий. Чем меньше сходство новой задачи с предыдущей, тем интереснее и продуктивнее процесс познания. А чем больше ученик придумал новых задач, тем результативнее была его деятельность.

Ценность этого приема еще и в том, что умение составлять задачу приводит к умению ее решать.

Прием «Лови ошибку»

Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Ученик получает текст со специально допущенными ошибками.

Прием «Пресс-конференция»

Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие её вопросы.

Прием «Вопрос к тексту»

Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов.

Метод дискуссии или конструктивного диалога

         Где человек творец – там он субъект. Потребность в общении – это первое проявление деятельности субъекта. Для реализации данной потребности я применяю метод дискуссии или конструктивного диалога, что предполагает равноправие партнеров, участвующих в нем. Постепенно диалог приобретает форму развернутого общения между субъектами коллективной учебной деятельности. Наиболее ценным в применении этого метода является то, что учение идет от обучающихся, а я направляю коллективный поиск, подхватываю нужную мысль и веду их к выводам.   Главное в работе – умение общаться, вести дискуссию, дать простор детской мысли, выслушивая каждого, умело и незаметно направлять ответы в нужное русло. Таким образом, данный метод способствует развитию коммуникативных и познавательных  умений.

Метод «Составление ментальных карт»

Уже с первого года обучения я использую метод составления ментальных карт.

Управлять своим вниманием в ходе практических работ учащимся помогут ментальные карты (карты ума, карты разума, карты памяти, интеллект-карты). Это специальная методика, позволяющая изображать объекты и связи между ними для их лучшего понимания, уникальная технология работы с информацией, один из эффективных методов развития мышления.

Идея Тони Бьюзена (автор техники ментальных карт) заключается в создании такой «несущей конструкции», призванной помочь восстановить живые мысли, находящиеся за скучным текстом.

Алгоритм построения интеллект-карты (Бьюзен Т.)

  1. Учащиеся берут лист бумаги формата А4 (индивидуальная работа) или ватман (групповая работа) цветные карандаши, фломастеры.
  2. Кладут лист горизонтально, в его центре располагается картинка или слово, обозначающее тему, проблему урока(центральное понятие).
  3. От центрального понятия рисуют в разные стороны цветные стрелки, над которыми разборчиво подписывают связанные с ним понятия, ассоциации. Рисуя интеллект-карту, применяют, как можно больше цветов и как можно чаще используют рисунки или картинки.
  4. От каждой стрелки рисуют несколько более тонких стрелочек – уточнение понятий.

В дальнейшем при сформированном навыке составления интеллект-карт в группе, можно перейти к составлению индивидуальных интеллект карт

Ментальные карты (интеллект – карты)  задействуют оба полушария, формируют учебно-познавательные компетенции обучающихся, развивают их  мыслительные и творческие способности.

Метод «Концептуальная таблица»

Данный метод  использую для развития способности к мыслительным операциям анализа и синтеза при систематизации новой информации в тех случаях, когда сопоставимы три и более понятий или явлений.

Метод «Сборщики»

Для формирования познавательных умений использую метод «Сборщики». Группе или паре обучающихся предлагается из отдельных слов собрать текст или правило.

Метод «С мира по нитке»

Для обобщения, закрепления, повторения изученного материала применяю метод «С мира по нитке». Обучающимся предлагается написать по два-три предложения по теме урока, затем, объединившись в группы, ребята составляют рассказ, используя написанные предложения. Получившиеся рассказы представляют классу, выбирают наиболее полные и логически завершенные.

«Карусель»

Главная задача метода «Карусель» - создать условия для интенсивного общения обучающихся с большим количеством партнеров. Применяю на уроках для обсуждения какой – либо острой проблемы с диаметрально противоположных позиций; для интенсивной проверки объема и глубины имеющихся знаний (например, понятий, идей); для развития идей аргументировать собственную позицию; для преодоления барьеров общения.   Я использую этот метод для отработки правил написания слов, вычислительных навыков, для обсуждения проблемных ситуаций. Он позволяет каждому ученику принять участие в учебном процессе, попеременно находясь то в роли ученика, то в роли учителя.

«Инсерт»

«Инсерт» (интерактивная система пометок для повышения эффективности чтения и мышления) – это метод, повышающий активность читателя, поскольку у него в процессе чтения постоянно возникают вопросы, и  он тщательно анализирует прочитанное. Использую на уроках литературного чтения,  окружающего мира и ОРКСЭ при работе с текстом.

С целью активизации деятельности к самоконтролю и самооценки (личностные компетенции)   использую  игровые методы. 

          Я считаю, что в младшем школьном возрасте очень важно опираться на игровой опыт учеников, поэтому я применяю дидактические игры. Проиллюстрирую, как я их использую для поддержания учебной мотивации и для сохранения желания контролировать и оценивать свои действия, одной из любимых детьми игр –  «Совещание врачей». Каждый ученик в группе - «врач», специалист по конкретной орфограмме. Чтобы вылечить  «больное слово», «врачу» необходимо: самостоятельно определить «диагноз», т.е. орфограмму-критерий, затем выписать «рецепт», т. е правило-способ проверки и «вылечить» слово, т.е. проверить его по правилу и записать. Письменно оформленный «рецепт» и есть «помощник», который далее используется другими учениками. Важно, что в этой игре у детей не только формируется умение осуществлять контроль, но и  то, что ученики выделяют и понимают критерии работы. В эту игру мы успешно играем на разных предметах и «лечим» не только слова, но и математические выражения, явления, способы действий. Также хорошие результаты дают игры «Педсовет», «Лото». Опыт проживания этих действий в игре позволяет ученику правильно организовывать свою учебную деятельность и осознанно корректировать ее этапы при необходимости.

«Мудрые совы»

  Главными задачами   метода «Мудрые совы» являются развитие у обучающихся потребности в нравственном самосовершенствовании, формирование положительной мотивации к познанию, обращение внимания ребят на качества характера, которые ведут к совершенствованию личности (личностные умения).

    Развитию связной речи, созданию целостной картины способствует метод «Пазл», который помогает мне организовать работу в группе, совершенствовать навык чтения. В первом классе я использовала этот метод для построения логических цепочек на уроках окружающего мира, математики.  В последующих классах на уроках литературного чтения я даю для работы в группе фрагменты текста на определенную тему. Из этих фрагментов каждая группа составляет текст. После того как все группы прочитают свои тексты вслух, прошу повторить тексты соседних групп. Это позволяет не только развивать коммуникативные навыки работы в группе, но и стимулирует внимание, умение слушать и воспроизводить услышанное, повышает ответственность обучающихся. Этот метод можно использовать при обучении подробному и краткому пересказу.

Метод проектов

Развитие  регулятивных УУД лежит в основе метода проектов. На уроках и во внеурочное время предлагаю детям выполнить различные проекты: «Катюша – оружие победы», «ГТО – путь к успеху», «Моя мыльная история», «Старинные меры длины» и др..  Проектная деятельность – эффективный инструмент развития самостоятельности, инициативности, ответственности, самоорганизации, рефлексивности учащихся, повышения мотивации и эффективности учебной деятельности.  У школьников развивается способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач, к поиску нестандартных решений, что является показателем сформированности у них метапредметных умений.

«Рефлексия»

В образовательном процессе важную роль отвожу этапу рефлексии (формированию личностных УУД). Это позволяет учащимся проанализировать и осмыслить результаты собственной деятельности. Данную работу осуществляю в разных формах, например, «Закончи предложение», «Комплимент» (учащиеся оценивают вклад каждого в урок и благодарят друг друга), «Пантомима», «Шесть шляп» и т.д..

Критериальное оценивание

Введение новых стандартов нацелило на пересмотр позиций по оцениванию результатов деятельности учащихся. Коллективом нашей школы разработана и апробирована универсальная критериальная система оценивания учебных достижений школьников, в основу которой положен уровневый подход при усвоении учебного материала. На своих уроках я применяю критериальное и формирующее оценивание, что позволяет определить уровень подготовки каждого ученика на всех этапах учебного процесса; отследить индивидуальный прогресс и провести коррекцию образовательных достижений школьников.

Пример рубрикатора оценивания устного ответа по математике

Критерий

Показатели

Баллы

Оперирование основными математическими терминами (правила, законы, свойства…)

затрудняется в оперировании математическими терминами

0

отвечает с помощью учителя или одноклассников

1

самостоятельно оперирует математическими терминами

2

Умение применять на практике различные способы выполнения заданий

затрудняется устанавливать различные способы выполнения заданий

0

применяет несколько способов решения с помощью учителя или одноклассников

1

самостоятельно использует знания в нестандартной ситуации

2

Применение правил, законов и свойств (приводит примеры не только по учебнику, но и самостоятельно)

не может применить правило на практике

0

применить правило на практике с помощью учителя или одноклассников

1

самостоятельно обосновывает свои суждения

2

Оценка по 5 - бальной шкале

Баллы по критериям

5

6

4

4-5

3

3-4

2

0-2

Таким образом, создание необходимых условий (организационных, психолого-педагогических, методических и др.), позволило сформировать у учащихся, соответствующие возрастным особенностям универсальные учебные действия.

С целью отслеживания динамики уровня сформированности УУД  были проведены мониторинговые исследования школьников 1-4-х. При обследовании использовался следующий диагностический инструментарий: .А.Горчинская «Познавательная активность младшего школьника» (познавательные УУД); личностный опросник Кеттелла в модификации Л.А. Ясюковой (регулятивные и коммуникативные УУД ).

Основываясь на результатах  мониторинговых исследований, можно сделать вывод о том, что показатели развития УУД у учащихся значительно повысились:

  1. Повысился уровень познавательной активности на 5%;
  2. Уменьшилось количество детей с низкой мотивацией на 4% ;
  3. Увеличились количественные характеристики показателя хорошего уровня коммуникативной активности от 39%  до 43%;
  4. Повысился уровень волевого самоконтроля на 4%.

Таким образом, результаты мониторинговых исследований показали положительную динамику в развитии универсальных учебных действий школьников, что свидетельствует об эффективности процесса обучения на основе использования интерактивных методов и приемов работы.