Результативность инновационной деятельности

Анандаева Цыцыгма Доржиевна

На сегодняшний день много говорят о необходимости поиска путей и средств создания условий для развития познавательного интереса у школьников. Одним из таких путей развития можно назвать внедрение инновационных технологий обучения. Основная идеологическая позиция ФГОС – направить образование не только на обучение, но и на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Ключевые цели внедрения ФГОС напрямую связаны с изучением иностранных языков, поэтому владение им становится одной из ключевых компетентностей современного человека. Инновационные формы обучения характеризуются высокой коммуникативной возможностью, активным включением учащихся в учебную деятельность, активизируют потенциал знаний, навыков, умений, что, в свою очередь, способствует адаптации к современным социальным условиям. В основе любой инновационной деятельности лежит творческое начало. Творческая деятельность предполагает развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Учебная деятельность, соответственно, требует применения конкретных технологий, обеспечивающих решение данной задачи. Таковыми являются используемые мной инновационные формы обучения – ролевая игра, метод проектов, применение информационно-коммуникативных технологий, драматизация, технология критического мышления, технология object-based learning, обучение в сотрудничестве, кластер ,мозговой штурм, сиквейн, зигзаг, которые способствуют организации и активизации учебной деятельности, повышают результативность и создают благоприятный микроклимат на уроках иностранного языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Результативность инновационной/экспериментальной деятельность

Уровень организации инновационной

деятельности

Тема

инновационной

деятельности

Цель

Роль (участник творческой группы, организатор, руководитель группы)

Срок реализации

Результат

 

Международный

Фестиваль культур «Дорогой дружбы»

Воспитание толерантности, уважение к культуре и истории других народов

Участник,

член жюри

2016-2017

Организация, подготовка участников проекта

Школьный, республиканский

Одаренные дети

Внедрение в образовательный процесс инновационных технологий

GrapeSEED

Участник

В течении учебного

года

победитель республиканского конкурса учителей английского языка GrapeSEED Excellent Teacher, работающих по инновационной программе GrapeSEED (стажировка в Японии, 2015 г.)

Международный

Этническая социализация учащихся в условиях поликультурной среды

Приобщение учащихся к культуре, традициям родного народа и неродной этнической культуры, представление об их месте в культуре всего мира, овладение этнокультурными ценностями

Руководитель

группы

2015 год, 2018 год

Участие в культурно-образовательном проекте Brave Kids под патронажем ЮНЕСКО в Польше и Грузии

Республиканский

Современные технологии

Развитие умения исследовать объекты культурного наследия, рассказывать о национальных инструментах, памятниках природы, национальных символах

Участник

2019

Статья в сборнике БГУ

Международный

Международные проекты ЮНЕСКО.

Диалог культур.

Изучение и сохранение культурного и природного наследия своего народа, формирование установок толерантного поведения

Участник, руководитель групп

2012-2019

ГБОУ РБНЛИ №1 вошел в число ассоциированных школ ЮНЕСКО



Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ РБНЛИ №1

Анандаева Ц. Д.,

учитель английского языка

ГБОУ «Республиканский бурятский

национальный лицей-интернат №»

г. Улан-Удэ 

В современном информационном мире в процессе глобализации стремительно увеличивается количество разнообразных  форм взаимодействия между отдельными индивидами, этносами и государствами. Важнейшим принципом и необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов, является терпимость. 16 ноября 1995 года государства — члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов терпимости. Согласно Декларации «терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Терпимость — это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Терпимость — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

Основным источником формирования толерантности является культура народов. Этнокультура  призывает людей к терпимости, милосердию, состраданию, культуре мира и гуманизму как по отношению к отдельным странам, народам, так и к каждому человеку. Эффективным средством формирования толерантности является воспитание. Воспитание чутких и ответственных граждан, открытых к восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами способствует улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях между отдельными людьми, этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, нациями.

Наиболее благоприятной для формирования этнокультурной толерантности является внеклассная деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и учащиеся могут проявить свое личностное отношение к широкому кругу людей.

Когнитивный критерий сформированности этнокультурной толерантности - как результат познавательной деятельности, включает в себя комплекс знаний о национальном составе человеческого сообщества, о многообразии народных игр, фольклоре разных народов, степень осознания школьниками сходства и различий между своей и другими национальными культурами.

      Учащиеся  Республиканского Бурятского национального лицея-интерната принимают активное участие в международных проектах ЮНЕСКО, что способствует формированию толерантного мировосприятия. В 2012 году учащиеся лицея были приглашены на стажировку в штаб-квартиру ЮНЕСКО в г. Париж. Согласно программе стажировки учащиеся узнали о приоритетных программах, клубах ЮНЕСКО, Всемирном культурном наследии.

         В июле 2012 года по приглашению Ги Джокена, исполнительного директора центра ЮНЕСКО за мир, восемь учащихся 10-11 классов РБНЛИ №1 приняли участие в Международной модели ООН в Соединенных штатах Америки.

Международная модель ООН – это ролевая игра, которая воспроизводит заседания комитетов Организации Объединенных наций. В процессе этого молодежь в возрасте от 14 до 22 лет собирается, чтобы обсудить приоритетные проблемы, с которыми сталкивается мировое сообщество.

Наряду с участниками из Мексики, Египта, Бразилии, США, Китая, Ямайки, ряда африканских стран, три делегации из России провели пятнадцать незабываемых дней в г. Хагерстаун (Мэрилэнд),  что недалеко от  столицы США. Участники выступили в роли делегатов, послов и представили ту или иную страну, с позиции которой и предстояло рассмотреть и написать доклад по трем вопросам:

1. Политический кризис в Сирии.

2. Киотский протокол

3. Членство Палестины в ООН.

Участники изучили страну, ее культуру, стереотипы, связанные с ней, обсудили глобальные вызовы современности, чтобы высказать свое мнение по  решению текущих проблем и разработать превентивные меры.

Программа была насыщенной: лекции, диспуты, тренинги по культурному многообразию, толерантности, командные тренинги чередовались с экскурсиями, культурной программой.  Необходимо было тщательно готовиться к заседаниям, изучить процедуру, регламент. Участников разделили на две группы: в первую группу – Совет безопасности ООН попали дети, которые уже несколько раз участвовали в Международной модели ООН. Наша делегация участвовала в заседаниях Генеральной Ассамблеи  ООН.

Участвуя в данной программе лицеисты приобрели ценнейший опыт, подружились с детьми из разных стран, приобрели навыки публичных выступлений,  умение действовать в условиях культурного многообразия.

Деятельностный критерий - характеризует умения и активное участие во внеклассных мероприятиях этнической направленности, выраженное в проявлении уважения и терпимости к людям разных этнических групп или отсутствие негативного отношения к ним, умение сознательно регулировать свое поведение в зависимости от ситуаций межэтнического взаимодействия.

Следующим проектом под эгидой ЮНЕСКО, в котором приняли участие учащиеся РБНЛИ №1 – это Brave Kids (Храбрые дети). Культурно-образовательная программа для детей Brave Kids (Храбрые дети) – это одна из программ некоммерческой организации Brave Festival, осуществляющая свою деятельность под патронажем ЮНЕСКО и Министерства культуры и культурного наследия Республики Польша. Девиз программы – Дети учат детей. Впервые проект был осуществлен в 2010 году. Brave Kids приглашает детей из разных стран, в каждой группе по 6 детей. В 2015 году в проекте приняли участие 19 групп из 14 стран:  Бразилии, Бурунди, Эстонии, Грузии, Ирана, Марокко, Непала, Румынии, Словакии, Уганды, по две команды из России, Индии и  Украины, три группы из Польши.  

Участников мы отбирали по следующим критериям: знание родного и английского  языков, традиции и обычаев, умение исполнять бурятские песни и танцы,  играть на национальных инструментах, все участники должны были уметь рассказать об особенностях национального костюма. Руководителем группы была назначена Анандаева Цыцыгма Доржиевна, учитель английского языка РБНЛИ №1.

Под руководством Тудуповой Баирмы Базарсадуевны, педагога по вокалу РБНЛИ №1 и хореографа Бадмаевой Даримы Доржиевны дети подготовили программу, с которой и выступили  в г. Вроцлав.  Наша программа начиналась с приветственной песни на бурятском языке, национального танца, затем дети показали народную игру «Прятание золота», играли на национальном инструменте чанзе,  танцевали традиционный народный танец ехор, показали театральную миниатюру на бурятском языке и кульминацией номера стал показ бурятских традиционных и стилизованных национальных костюмов.

   Все группы-участники проекта были распределены по разным городам - Варшава, Вроцлав, Валбжих, Пущиково, в каждом городе выступали по четыре группы из разных стран. С нами во Вроцлав попали дети из Словакии, Бразилии и Украины. Многие зрители испытали культурный шок, узнав, что мы представляем Россию. Многие практически ничего не знали о культурном многообразии России. Во Вроцлаве дети общались, репетировали, учили друг друга песням и танцам своего народа, узнавали о культуре других стран. Наши дети рассказывали детям из других стран о хадаке, Байкале, традициях и обычаях. И в результате была создана новая программа, где  были причудливо соединены бразильские песни и бурятский ехор, театральные миниатюры с огромными куклами из Словакии и украинский танец. В финальном представлении  все 116 детей из 14 стран  под руководством польских наставников  показали все культурное разнообразие мира.

Лицеисты с гордостью осознали, что культура бурятского народа вызывает неподдельный интерес у зрителей. Знание родного языка, традиций и обычаев помогли им достойно представить свой народ, культуру. Дети открыли новые горизонты, расширили кругозор, завели много друзей и поверили в себя. Этнокультурная  толерантность предполагает не просто принятие другого этноса, но и готовность к культурному взаимообмену и взаимообогащению, способность к взаимной эмпатии, установку на диалог культур.

Участие наших детей в международных мероприятиях показало, достаточный уровень сформированности эмоционального критерия этнокультурной компетенции - наличие интереса к знаниям о других национальностях, эмпатия к людям различных этнических групп, способность и желание к общению, совместной и социальной деятельности с ними, умение оценивания людей, прежде всего, с позиций общечеловеческих ценностей.

    Таким образом, для формирования этнокультурной толерантности у учащихся в образовательной практике школы необходимо воспитание коммуникативных способностей, умение выстраивать отношения  с представителями разных национальностей, ориентацию  на диалог культур, выработки обоснованных отношений и построения успешного поведения.

Список литературы

  1. Декларация принципов толерантности.  Утверждена резолюцией 5.61. Генеральной Конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.// Учительская газета. – 2000. - № 37.
  2. Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. «О смыслах понятия «толерантность» //Век толерантности: научно-публицистический вестник -2001.Вып.1-2 с. 8-18.
  3. Лебедева Н.М. Этническая толерантность в России и способы её укрепления. (Электронный ресурс) URL:http// stav-geo/ucoz.ru /publ/.