Главные вкладки
Результативность инновационной деятельности
На сегодняшний день много говорят о необходимости поиска путей и средств создания условий для развития познавательного интереса у школьников. Одним из таких путей развития можно назвать внедрение инновационных технологий обучения. Основная идеологическая позиция ФГОС – направить образование не только на обучение, но и на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Ключевые цели внедрения ФГОС напрямую связаны с изучением иностранных языков, поэтому владение им становится одной из ключевых компетентностей современного человека. Инновационные формы обучения характеризуются высокой коммуникативной возможностью, активным включением учащихся в учебную деятельность, активизируют потенциал знаний, навыков, умений, что, в свою очередь, способствует адаптации к современным социальным условиям. В основе любой инновационной деятельности лежит творческое начало. Творческая деятельность предполагает развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Учебная деятельность, соответственно, требует применения конкретных технологий, обеспечивающих решение данной задачи. Таковыми являются используемые мной инновационные формы обучения – ролевая игра, метод проектов, применение информационно-коммуникативных технологий, драматизация, технология критического мышления, технология object-based learning, обучение в сотрудничестве, кластер ,мозговой штурм, сиквейн, зигзаг, которые способствуют организации и активизации учебной деятельности, повышают результативность и создают благоприятный микроклимат на уроках иностранного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Результативность инновационной деятельности в таблице | 19.41 КБ |
Формирование толерантности у учащихся РБНЛИ №1 | 22.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Результативность инновационной/экспериментальной деятельность
Уровень организации инновационной деятельности | Тема инновационной деятельности | Цель | Роль (участник творческой группы, организатор, руководитель группы) | Срок реализации | Результат
|
Международный | Фестиваль культур «Дорогой дружбы» | Воспитание толерантности, уважение к культуре и истории других народов | Участник, член жюри | 2016-2017 | Организация, подготовка участников проекта |
Школьный, республиканский | Одаренные дети | Внедрение в образовательный процесс инновационных технологий GrapeSEED | Участник | В течении учебного года | победитель республиканского конкурса учителей английского языка GrapeSEED Excellent Teacher, работающих по инновационной программе GrapeSEED (стажировка в Японии, 2015 г.) |
Международный | Этническая социализация учащихся в условиях поликультурной среды | Приобщение учащихся к культуре, традициям родного народа и неродной этнической культуры, представление об их месте в культуре всего мира, овладение этнокультурными ценностями | Руководитель группы | 2015 год, 2018 год | Участие в культурно-образовательном проекте Brave Kids под патронажем ЮНЕСКО в Польше и Грузии |
Республиканский | Современные технологии | Развитие умения исследовать объекты культурного наследия, рассказывать о национальных инструментах, памятниках природы, национальных символах | Участник | 2019 | Статья в сборнике БГУ |
Международный | Международные проекты ЮНЕСКО. Диалог культур. | Изучение и сохранение культурного и природного наследия своего народа, формирование установок толерантного поведения | Участник, руководитель групп | 2012-2019 | ГБОУ РБНЛИ №1 вошел в число ассоциированных школ ЮНЕСКО |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ РБНЛИ №1
Анандаева Ц. Д.,
учитель английского языка
ГБОУ «Республиканский бурятский
национальный лицей-интернат №»
г. Улан-Удэ
В современном информационном мире в процессе глобализации стремительно увеличивается количество разнообразных форм взаимодействия между отдельными индивидами, этносами и государствами. Важнейшим принципом и необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов, является терпимость. 16 ноября 1995 года государства — члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов терпимости. Согласно Декларации «терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Терпимость — это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Терпимость — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».
Основным источником формирования толерантности является культура народов. Этнокультура призывает людей к терпимости, милосердию, состраданию, культуре мира и гуманизму как по отношению к отдельным странам, народам, так и к каждому человеку. Эффективным средством формирования толерантности является воспитание. Воспитание чутких и ответственных граждан, открытых к восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами способствует улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях между отдельными людьми, этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, нациями.
Наиболее благоприятной для формирования этнокультурной толерантности является внеклассная деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и учащиеся могут проявить свое личностное отношение к широкому кругу людей.
Когнитивный критерий сформированности этнокультурной толерантности - как результат познавательной деятельности, включает в себя комплекс знаний о национальном составе человеческого сообщества, о многообразии народных игр, фольклоре разных народов, степень осознания школьниками сходства и различий между своей и другими национальными культурами.
Учащиеся Республиканского Бурятского национального лицея-интерната принимают активное участие в международных проектах ЮНЕСКО, что способствует формированию толерантного мировосприятия. В 2012 году учащиеся лицея были приглашены на стажировку в штаб-квартиру ЮНЕСКО в г. Париж. Согласно программе стажировки учащиеся узнали о приоритетных программах, клубах ЮНЕСКО, Всемирном культурном наследии.
В июле 2012 года по приглашению Ги Джокена, исполнительного директора центра ЮНЕСКО за мир, восемь учащихся 10-11 классов РБНЛИ №1 приняли участие в Международной модели ООН в Соединенных штатах Америки.
Международная модель ООН – это ролевая игра, которая воспроизводит заседания комитетов Организации Объединенных наций. В процессе этого молодежь в возрасте от 14 до 22 лет собирается, чтобы обсудить приоритетные проблемы, с которыми сталкивается мировое сообщество.
Наряду с участниками из Мексики, Египта, Бразилии, США, Китая, Ямайки, ряда африканских стран, три делегации из России провели пятнадцать незабываемых дней в г. Хагерстаун (Мэрилэнд), что недалеко от столицы США. Участники выступили в роли делегатов, послов и представили ту или иную страну, с позиции которой и предстояло рассмотреть и написать доклад по трем вопросам:
1. Политический кризис в Сирии.
2. Киотский протокол
3. Членство Палестины в ООН.
Участники изучили страну, ее культуру, стереотипы, связанные с ней, обсудили глобальные вызовы современности, чтобы высказать свое мнение по решению текущих проблем и разработать превентивные меры.
Программа была насыщенной: лекции, диспуты, тренинги по культурному многообразию, толерантности, командные тренинги чередовались с экскурсиями, культурной программой. Необходимо было тщательно готовиться к заседаниям, изучить процедуру, регламент. Участников разделили на две группы: в первую группу – Совет безопасности ООН попали дети, которые уже несколько раз участвовали в Международной модели ООН. Наша делегация участвовала в заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН.
Участвуя в данной программе лицеисты приобрели ценнейший опыт, подружились с детьми из разных стран, приобрели навыки публичных выступлений, умение действовать в условиях культурного многообразия.
Деятельностный критерий - характеризует умения и активное участие во внеклассных мероприятиях этнической направленности, выраженное в проявлении уважения и терпимости к людям разных этнических групп или отсутствие негативного отношения к ним, умение сознательно регулировать свое поведение в зависимости от ситуаций межэтнического взаимодействия.
Следующим проектом под эгидой ЮНЕСКО, в котором приняли участие учащиеся РБНЛИ №1 – это Brave Kids (Храбрые дети). Культурно-образовательная программа для детей Brave Kids (Храбрые дети) – это одна из программ некоммерческой организации Brave Festival, осуществляющая свою деятельность под патронажем ЮНЕСКО и Министерства культуры и культурного наследия Республики Польша. Девиз программы – Дети учат детей. Впервые проект был осуществлен в 2010 году. Brave Kids приглашает детей из разных стран, в каждой группе по 6 детей. В 2015 году в проекте приняли участие 19 групп из 14 стран: Бразилии, Бурунди, Эстонии, Грузии, Ирана, Марокко, Непала, Румынии, Словакии, Уганды, по две команды из России, Индии и Украины, три группы из Польши.
Участников мы отбирали по следующим критериям: знание родного и английского языков, традиции и обычаев, умение исполнять бурятские песни и танцы, играть на национальных инструментах, все участники должны были уметь рассказать об особенностях национального костюма. Руководителем группы была назначена Анандаева Цыцыгма Доржиевна, учитель английского языка РБНЛИ №1.
Под руководством Тудуповой Баирмы Базарсадуевны, педагога по вокалу РБНЛИ №1 и хореографа Бадмаевой Даримы Доржиевны дети подготовили программу, с которой и выступили в г. Вроцлав. Наша программа начиналась с приветственной песни на бурятском языке, национального танца, затем дети показали народную игру «Прятание золота», играли на национальном инструменте чанзе, танцевали традиционный народный танец ехор, показали театральную миниатюру на бурятском языке и кульминацией номера стал показ бурятских традиционных и стилизованных национальных костюмов.
Все группы-участники проекта были распределены по разным городам - Варшава, Вроцлав, Валбжих, Пущиково, в каждом городе выступали по четыре группы из разных стран. С нами во Вроцлав попали дети из Словакии, Бразилии и Украины. Многие зрители испытали культурный шок, узнав, что мы представляем Россию. Многие практически ничего не знали о культурном многообразии России. Во Вроцлаве дети общались, репетировали, учили друг друга песням и танцам своего народа, узнавали о культуре других стран. Наши дети рассказывали детям из других стран о хадаке, Байкале, традициях и обычаях. И в результате была создана новая программа, где были причудливо соединены бразильские песни и бурятский ехор, театральные миниатюры с огромными куклами из Словакии и украинский танец. В финальном представлении все 116 детей из 14 стран под руководством польских наставников показали все культурное разнообразие мира.
Лицеисты с гордостью осознали, что культура бурятского народа вызывает неподдельный интерес у зрителей. Знание родного языка, традиций и обычаев помогли им достойно представить свой народ, культуру. Дети открыли новые горизонты, расширили кругозор, завели много друзей и поверили в себя. Этнокультурная толерантность предполагает не просто принятие другого этноса, но и готовность к культурному взаимообмену и взаимообогащению, способность к взаимной эмпатии, установку на диалог культур.
Участие наших детей в международных мероприятиях показало, достаточный уровень сформированности эмоционального критерия этнокультурной компетенции - наличие интереса к знаниям о других национальностях, эмпатия к людям различных этнических групп, способность и желание к общению, совместной и социальной деятельности с ними, умение оценивания людей, прежде всего, с позиций общечеловеческих ценностей.
Таким образом, для формирования этнокультурной толерантности у учащихся в образовательной практике школы необходимо воспитание коммуникативных способностей, умение выстраивать отношения с представителями разных национальностей, ориентацию на диалог культур, выработки обоснованных отношений и построения успешного поведения.
Список литературы
- Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61. Генеральной Конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.// Учительская газета. – 2000. - № 37.
- Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. «О смыслах понятия «толерантность» //Век толерантности: научно-публицистический вестник -2001.Вып.1-2 с. 8-18.
- Лебедева Н.М. Этническая толерантность в России и способы её укрепления. (Электронный ресурс) URL:http// stav-geo/ucoz.ru /publ/.