«Система работы МДОУ «Детский сад № 3 «Незабудка» по формированию основ безопасности дошкольников на дороге»

Гусакова Елена Геннадьевна

С развитием технического процесса скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны растет в геометрической прогрессии. В связи с этим увеличивается и количество дорожно- транспортных происшествий. Растет и число аварий с участием детей.

              Причиной этих дорожно-транспортных происшествий  чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное  отношение взрослых  к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с опасностями  на дороге. Объясняется это тем, что у детей отсутствует та защитная реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед движущейся машиной

             Чтобы оградить ребёнка от опасности, нужно как можно раньше начать готовить его к встрече с улицей, знакомить с правилами дорожного движения, с дорожными знаками, научить его ориентироваться в пространстве, сформировать у него навыки культуры поведения на улице, в транспорте. Это позволит уменьшить вероятность дорожно-транспортных происшествий.

         Работа по обучению правилам дорожного движения в МДОУ осуществляется по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой М.А.Васильевой, в детском саду создан проект «Автознайка»  и начинается  уже с раннего возраста, с последовательным усложнением задач.

 

Целью этой работы является формирование у детей дошкольного возраста элементарных представлений и навыков  безопасного поведения на дорогах.

Задачи:

  •  создавать условия для сознательного изучения детьми правил дорожного движения;
  • развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
  • вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах;
  • повышать компетентность родителей по вопросам, касающихся правил дорожного движения и обучению детей этим правилам;
  • воспитывать в детях грамотных пешеходов.

 

Работа по профилактике дорожно-транспортных происшествий строится в соответствии со следующими  принципами организации образовательного процесса:

Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.

Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей  реализующихся в образовательном процессе.

Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, не по правилам дорожного движения, а по правилам безопасного поведения на дороге.

Принцип возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.

Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.

 

            Ознакомление детей с правилами безопасного поведения на дорогах   построено по нарастающей степени сложности  работы, начиная  с элементарных задач  воспитания детей раннего возраста и кончая более сложными понятиями, которые должны усвоить ребята подготовительной группы: ведь большинство из них будут самостоятельно ходить в школу.

2 гр. раннего возраста

  • Формировать первичные представления о машинах, улице, дороге.
  • Знакомить с некоторыми видами транспорта.

 

 младшая группа.

  • Расширять ориентировку в окружающем пространстве.
  • Знакомить детей с правилами дорожного движения.
  • Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора.
  • Знакомить с понятиями: «улица», «дорога», «светофор».
  • Формирование первичных представлений о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу по пешеходному переходу, держать за руку взрослого).
  • Знакомить с работой водителя.

 

Средняя группа

  • Развивать наблюдательность, умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности.
  • Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.
  • Продолжать знакомить с понятиями: «улица», «дорога», «светофор», «перекресток», «Остановка» и элементарными правилами поведения на улице.
  • Уточнять знания о работе полицейского и назначении светофора.
  • Знакомство с различными видами городского транспорта, специальными машинами и их назначением (МЧС, Полиция, Автобус, Пожарная, Скорая помощь).
  • Знакомство со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта».
  • Знакомить с правилами езды на велосипеде.
  • Формирование навыков культурного поведения в общественном транспорте.

 

Старшая группа

  • Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора.
  • Знакомить с названием ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.
  • Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.
  • Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка», «Детская площадка», «Парковка» и др.
  • Расширять знания детей о работе машин специального назначения.

 

Подготовительная группа

  • Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомство с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект».
  • Развитие свободной ориентировки в пределах ближайшей к детскому саду местности.
  • Формирование умения находить дорогу домой из детского сада.
  • Продолжение знакомства с дорожными знаками – предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными.
  • Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.
  • Расширить представления детей о работе ГИБДД.
  • Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.
  • Развивать свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формировать умение ориентироваться по схеме местности.

                 

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

 

Основные формы работы с детьми в ДОУ по обучению правилам дорожного движения:

-непосредственно-организованная деятельность

-игры

-беседы

-целевые прогулки (по территории детского сада, к остановке, к перекрестку)

- встречи с работниками ГИБДД

-просмотр мультфильмов, слушание компакт-дисков

- создание лэпбуков

- чтение х

-cоставление «Автосказок»

-праздники, досуги, развлечения

-конкурсы, выставки.

В играх и развлечениях дети легко и быстро запоминают то, что может показаться им скучным и неинтересным. 

 

При ознакомлении детей с правилами дорожного движения большое значение имеет развивающая предметно-пространственная среда. В группах ДОУ созданы центры по безопасности, также имеются «Автогородок» на территории МДОУ, холл по ПДД, тематическая веранда.

 

Ежегодно с детьми подготовительной группы в детском саду организуется «Безопасное колесико» в тесном сотрудничестве педагогов ДОУ и с приглашением сотрудников ГИБДД, где дети подготовительных групп показывают свои итоговые знания по ПДД.

 

 

Ежегодно организуем выставки детских рисунков, поделок по правилам дорожного движения.

Несомненно, детскому саду нужно постоянно поддерживать контакт с семьей. Единые требования, предъявляемые к детям со стороны воспитателей и родителей, будут способствовать успешному овладению детьми азбукой дорожного движения.

В работе широко используем:

- информационные стенды, папки-передвижки;

- игры по ПДД;

- родительские собрания, беседы с участием педагога- психолога, инспекторов ГИБДД и других заинтересованных лиц такие как: «Для чего нужны правила дорожного движения», «Дисциплина на улице- залог безопасности пешеходов», «Типичные случаи детского травматизма, меры его предупреждения» и др.

 

Обязательно информируем родителей о том какая работа по профилактике дорожно- транспортных происшествий проводится в ДОУ.

 

Воспитанники ДОУ не только участвуют в праздниках и развлечениях по правилам дорожного движения, но и организуют показ сказок для младших дошколят.

К 45-летию создания отрядов юных инспекторов движения в России приняли участие во всероссийском тематическом марафоне «Безопасная Страна ЮИД». (ролики)

Воспитанники принимают участие в конкурсах по безопасности и имеют призовые места.

 

Систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей, партнерские отношения с родителями и сотрудниками ГИБДД дают положительные результаты в работе по формированию основ безопасности дошкольников.

 

 

Список литературы:

1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – М. : ООО «Издательство АСТ - ЛТД», 1998.

2. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста. – М. : ООО «Издательство АСТ - ЛТД», 1997.

3. Белая К. Ю., Зимонина В. Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М. : МИПКРО, 1998.

4. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. – М. : Просвещение, 1980.

5. Степаненкова Э. Я. Дошкольникам - о правилах дорожного движения. - М. : просвещение, 1978.

6. Голицина Н.С., Люзина С.В., Бухарова Е.Е. «ОБЖ для старших дошкольников»

7. В.А.Добряков «Три сигнала светофора»,М.просвещение, 1978г.