Русский язык
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Усть-Элегестинская средняя общеобразовательная школа
МР «Кызылский кожуун» Республики Тыва.
Технологическая карта урока по русскому языку
«Назывные предложения в стихах русских поэтов»
Оюн Аяна Викторовна,
учитель русского языка и литературы
первой категории
2019
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Название предмета_русский язык_________ Класс_8__________ Урок № __3____________ Дата ___24.01.2019г___
Тема урока__ Назывные предложения в стихах русских поэтов.__________________
Цели:
-Образовательные: определить роль назывных предложений в стихах русских поэтов;_
-Развивающие: развивать самостоятельное мышление, речь учащихся;
-Воспитательные: _показать учащимся необычность и красоту стихов русских поэтов____
Формируемые УУД:
- Личностные: формирование навыков организации и своей деятельности в составе группы на основе знания этических норм.
регулятивные:_ умение понять свои интересы, увидеть проблему, задачу. выразить её словесно________________________
- познавательные:_ свободное восприятие и понимание текста (определение темы, основной мысли, средств выразительности).
коммуникативные:_ умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.________________________________
Тип урока: _ урок-исследование________________________________________________________
Основные термины и понятия _назывные предложения, гипотеза, вывод__________________________________________
Межпредметные связи__литература_____________________________________________________________________________
Оборудование: доска, проектор, компьютер, презентация, толковые словари, раздаточный материал.
Формы работы на уроке__работа в группах__________________________________________________________________________
Этап урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мобилизующий этап | Организационная беседа | Читает стихотворение, задает наводящие вопросы (Приложение 1) | Слушают, воспринимают поэтический текст, отвечают на вопросы | Регулятивные: нацеливать на успешную деятельность Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания Коммуникативные: формировать умение слушать и слышать |
Формулировка темы и цели урока | Слушание аудиозаписи | Ставит аудиозапись стихотворения А.Фета "Шёпот, робкое дыханье...", предлагает ответить на вопросы (Приложение 2), обобщает высказывания учащихся, предлагает учащимся самостоятельно определить тему, цели и задачи урока на основе предложенного и ранее изученного материала | Слушают, воспринимают поэтический текст, отвечают на вопросы, выясняют по словарю значение непонятных слов, определяют и записывают тему урока, формулируют цели и задачи урока | Познавательные: уметь слушать, осмысливать, анализировать, извлекать информацию. Коммуникативные: уметь слушать других и выражать собственную мысль. Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и задачи урока |
Постановка исследовательской задачи, выдвижение гипотез. | Проблемные вопросы, формулировка гипотезы. | Организует работу по составлению проблемных вопросов и формулировки их гипотезы (Приложение 3) | Составляют проблемные вопросы, формулируют гипотезы (письменно). | Познавательные: уметь анализировать, обобщать, делать выводы. Коммуникативные: уметь участвовать в речевом общении. |
Мини-исследовательская работа по поиску нужной информации
| Работа в группах | Организует работу по микроисследованию текстов (в группах) (Приложение 4), при необходимости консультирует, советует, помогает сделать выводы Проводит динамическую паузу
| Знакомятся с текстами, обсуждают задания, отвечают на вопросы, сопоставляют предложения, анализируют, делают выводы, сравнивают с теоретическим материалом в учебнике Участвуют в динамической паузе | Познавательные: уметь осмысливать, анализировать, сравнивать, извлекать информацию, делать выводы. Коммуникативные: выражать свои мысли с точностью и полнотой, аргументировать свое мнение, учитывать мнения других. Регулятивные: уметь контролировать процесс и результаты своей деятельности в сотрудничестве с учителем и сверстниками |
Итоги урока | Кластер | Просит учеников написать на листочках ответы на вопрос: С какой целью русские поэты используют в своих стихах назывные предложения? (Приложение 5) | Читают стихотворения, анализируют, корректируют написанное. Отвечают на вопросы. Взаимодействуют с учителем в процессе обобщающей беседы по материалу урока во фронтальном режиме | Регулятивные: осуществлять итоговый контроль Личностные: оценивать собственную учебную деятельность. Коммуникативная: слушать и вступать в диалог |
Домашнее задание | Творческая работа | Предлагает детям самим поработать поэтами и написать стихотворение с использованием назывных предложений | Записывают домашнее задание, задают вопросы | Коммуникативная: слушать и вступать в диалог |
Рефлексия | Синквейн | Организует рефлексию. Помогает составить стихотворение про назывные предложения (Приложение 6) | Осуществляют рефлексию. Взаимодействуют с учителем | Регулятивные: осуществлять итоговый контроль Личностные: оценивать собственную учебную деятельность. Коммуникативная: слушать и вступать в диалог |
Приложение 1.
Дом. Россия. Я и ты.
Дружба. Мир и теплота.
На душе легко – легко!
Без вражды.
-Ребята, в душе у меня именно такое настроение, поэтому и возникли эти стихи. Скажите пожалуйста, к какому одному слову приводит это стихотворение? (Толерантность) А что такое толерантность? Когда отмечают день толерантности?
- Что заметили? (назывные предложения)
- Перечислите их. (Дом. Россия…)
Приложение 2.
А. А. Фет
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!..
Когда в печати появилось стихотворение А. Фета "Шёпот, робкое дыханье...", читатели восприняли его по-разному. Одни восхищались, удивлялись тому, как можно без глаголов так изобразить красоту мира. Лев Толстой восторженно отмечал: "В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина". Другие усматривали в этой безглагольности нарушение законов поэтики. Но несмотря на это многие русские поэты использовали назывные предложения в своих стихах.
- Сформулируйте тему нашего урока (Назывные предложения в стихах русских поэтов)
- Поставьте цель. (Определить роль назывных предложений в стихах русских поэтов).
- Какие задачи будете решать? (выяснение, какие поэты при написании стихов использовали назывные предложения. С какой целью? Формирование выразительной и красивой речи. Воспитание любви к литературе. Развитие грамотного и красивого письма).
- О чём данное стихотворение?
- Какое впечатление произвело?
- Какая картина рисуется в вашем воображении?
- Какие слова непонятны? Уточните значение этих слов по словарю.
Предполагаемые ответы на вопросы:
1. Это стихотворение о чувствах, настроении, переживаниях лирического героя.
2. Удивительное стихотворение. Поэт стремится передать красоту чудесных мгновений, запечатлеть их, уловить сиюминутное состояние природы, мимолетные движения человеческой души, оттенки чувств и переживаний лирического героя. Стихотворение необыкновенно музыкально.
3. Волшебная ночь, сонный ручей, пение соловья, двое влюблённых. Приближается рассвет, меняются краски...
4. "В дымных тучках пурпур розы" - это, по-видимому, рассветающее небо; "отблеск янтаря" - отражение его в ручье.
(Пурпур - 1. Тёмно- или ярко-красный цвет [первонач. ценное красящее вещество].
2. Дорогая одежда из красной ткани как признак роскоши и величия (устар.).
Лобзать - (устар.) То же, что целовать. || существительное лобзание )
Приложение 3
Какие проблемные вопросы возникают?
- Нужны ли русской поэзии назывные предложения?
- С какой целью русские поэты используют в своих стихах назывные предложения?
Формулируем гипотезы (письменно)
- Я считаю, что русской поэзии нужны назывные предложения. ( не нужны, так как стихи можно создать и без назывных предложений.
- Варианты: А) Русские поэты в своих стихах используют назывные предложения, чтобы показать неподвижные картины мира.
Б) Русские поэты в своих стихах используют назывные предложения, чтобы передать красоту окружающего мира, красоту человеческой души.
В) Русские поэты в своих стихах используют назывные предложения, чтобы оценить окружающий мир.
Г) Русские поэты в своих стихах используют назывные предложения, чтобы показать обстановку, предметы или явления, движения кого-либо или чего – либо.
Приложение 4.
Работа в группах.
- Какие методы исследования нам подойдут для дальнейшей работы?
(Метод наблюдения и анализа лирических произведений разных авторов)
Группа 1.
Инструкция выполнения:
1.Выразительно прочитать стихотворение.
2.Определить тему стихотворения. (О чем?)
3.Перечислить назывные предложения. Определить их роль в стихотворении.
4.Сделать вывод опираясь на составленные гипотезы.
Александр Блок «Ночь, улица, фонарь, аптека…»
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь - начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Вывод: Назывные предложения рисуют неподвижные картины мира. Гипотеза подтвердилась.
Группа 2
Инструкция выполнения:
1.Выразительно прочитать стихотворение.
2.Определить тему стихотворения. (О чем?)
3.Перечислить назывные предложения. Определить их роль в стихотворении.
4.Сделать вывод опираясь на составленные гипотезы.
Отрывок из стихотворения Бориса Пастернака «Осень»
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.
Погребенная земля
Вывод:
- На первый взгляд кажется, что автор любуется осенним лесом и восхищается его красотой. На самом же деле он сравнивает эту пору года с тем отрезком жизни, когда человек становится опытным, мудрым и зрелым, но при этом понимает, что молодость ушла безвозвратно.
Назывные предложения красиво передают обрисовывают картину мира природы, красоту человеческой души.
Гипотеза подтвердилась.
Группа 3.
Инструкция выполнения:
1.Выразительно прочитать стихотворение.
2.Определить тему стихотворения. (О чем?)
3.Перечислить назывные предложения. Определить их роль в стихотворении.
4.Сделать вывод опираясь на составленные гипотезы.
Отрывок из стихотворения А. Т. Твардовского « Ленин и печник»
Скрылась хата за пригорком.
Мчатся санки прямиком.
Поворот, усадьба Горки,
Сад, подворье, белый дом.
В доме пусто, нелюдимо,
Ни котенка не видать.
Тянет стужей, пахнет дымом -
Ну овин - ни дать ни взять.
Вывод:
- Автор включил в стихотворение назывные предложения, чтобы показать картины в движении. Кажется, будто ты на повороте проезжаешь мимо усадьбы «Горки», затем мимо сада и подворья, и вот, наконец, доезжаешь до белого дома.
Какие картины? (поворот, усадьба, сад, подворье, белый дом).
Одна из гипотез подтвердилась.
Группа 4
Инструкция выполнения:
1.Выразительно прочитать стихотворение.
2.Определить тему стихотворения. (О чем?)
3.Перечислить назывные предложения. Определить их роль в стихотворении.
4.Сделать вывод опираясь на составленные гипотезы.
Фрагмент стихотворения « Переправа»
Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый,
Снег шершавый, кромка льда...
Вывод:
Назывные предложения позволяют запечатлеть, как на фотографии, одно мгновение, один кадр; фиксируют только настоящее время. В отрывке из стихотворения Твардовского «Василий Тёркин. Переправа» называются отдельные, но важные, выразительные детали, те, которые запечатлеваются с первого взгляда и на всю жизнь: два берега, снег, вода. Лаконизм односоставных предложений позволяет привлечь внимание к эпитетам. Они дополняют страшную картину переправы.
С помощью назывных предложений мы видим картину глазами самого солдата, которому предстоит переправа. Волнение, страх, мысли о смерти не дают ему видеть полную картину, сравнивать. Он видит только мельчайшие, но важные детали. Перед ним два берега: тот, на котором он находится, и тот, которого он должен достигнуть).
Такая гипотеза не была формулирована. Но …………
-Исследование подошло к концу. Делаем выводы.
Приложение 5
-Какую цель ставили в начале урока? ( Определить роль назывных предложений в стихах русских поэтов)
-Определили? Какой сделаем вывод? ( Назывные предложения играют очень важную роль в стихах русских поэтов)
-Решили ли мы проблемные вопросы?
Какие проблемные вопросы возникли в начале урока?
1.Нужны ли русской поэзии назывные предложения? (да)
2.С какой целью русские поэты используют в своих стихах назывные предложения?
Подтвердились ли наши гипотезы?
Делаем общий вывод. Напишите на листочках в виде лепестков свои ответы и прикрепим вокруг (Таким образом, русские поэты используют в стихах назывные предложения, чтобы передать картины природы, обстановку, состояние души героя, оценивают окружающий мир, рисуют неподвижные картины мира и передают движения).
Приложение 6
Рефлексия.
Настроение. Изобразите мимикой настроение на конец урока.
Деятельность. Так как сегодня у нас урок лирический, оцените свою работу, сравнив её с природным явлением.
Содержание. Синквейн
Назывные предложения
Точные, лаконичные, важные
Помогают, влюбляют, оживляют
Оценивают окружающий мир
Картины