Подготовка к ЕГЭ по биологии, дистанционный курс

Сендажы Чойган Валерьевна

Наличие авторских дистанционных курсов

Дистанционный курс «Систематизация знаний по биологии»

Пояснительная записка

Данная программа составлена для ребят, которые решили сдавать экзамен в форме - ЕГЭ и предназначена для систематизации знаний по  биологии в 11 классе.  Программа  составлена для углубленной подготовки к ЕГЭ,  ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся, а также на более полное изучение этих стандартов.  Знания, полученные на дистанционных занятиях по биологии, должны  углубить некоторые биологические понятия, и помочь детям при сдаче ЕГЭ по биологии.


Структура программы по данному курсу биологии  ориентируется, прежде всего, на подготовку к ГИА, формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования. 
Курс   направлен на систематизацию у учащихся знаний о  ботанике, зоологии, анатомии общей биологии. Знания о живой природе, ее отличительных признаках — уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

 

Данный курс поделен на несколько модулей, т.к. программа охватывает все биологические понятия, которые изучаются в школе. Несколько модулей рассчитаны не только на теоретическую часть, но и на практическую - например, решение ЕГЭ заданий - типовых тестов ЕГЭ за предыдущие года. Поэтому целесообразно выделить несколько часов для решения данной части программы.


Цели и задачи данного курса:

Подготовить учащихся по биологии к сдаче итоговой аттестации и  достижение следующих целей:

освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру;

воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний,

нахождения и применения биологической  информации, включая таблицы, статистические материалы, информационные системы и ресурсы Интернета;
понимания биологических терминов

Место предмета в  учебном плане


 На изучение данного курса отводится 35 часов за  год обучения. (1 час в неделю)

Требования к уровню усвоения предмета
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности:
— умение правильно найти ответ среди других ответов; составление алгоритма задач;
— определение  характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения
— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
— обоснование суждений, доказательств, объяснение процессов;
— владение биологическими терминами

Результаты обучения

В результате изучения курса  ученик должен знать /понимать

основные положения биологических теорий;

строение биологических объектов: клетки; вида и экосистем (структура);

сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленностей;

вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения, вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира, единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;

решать  биологические задачи, составлять  схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

описывать особей видов по морфологическому критерию;

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

сравнивать: биологические объекты  и делать выводы на основе сравнения;

происхождения жизни человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

изучать изменения в экосистемах;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, интернет-ресурсах и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

Для проверки уровня усвоения учебного материала после изучения будут проведены контрольные тесты на сайте РЕШУ ЕГЭ. Содержание контроля будет содержать задания, позволяющие выяснить уровень подготовленности учащихся в соответствии с критериями ЕГЭ. При составлении контрольных заданий также будут использованы материалы государственной итоговой аттестации последних трех лет.
 

Учебно-тематический план 11 класс
 

 

Название темы

Кол-во часов

1

           Повторение пройденного материала за 10 класс, обзор.

2 часа

2  

  Многообразие живых организмов.

 

3 часа

3

  Царство растений.

10 часов

4

           Царство животных.

10 часов

5

   Человек и его здоровье.

10 часов

     

           Итого

35


Содержание программы
Основу структурирования содержания курса выделены разделы:

                                                       11 класс

1 модуль: Повторение пройденного материала за 10 класс — 2 ч

Повторение теоретического материала 10 класса. Решение типовых заданий ЕГЭ.

2 модуль: Многообразие живых организмов. – 3 ч.

Вирусы, бактерии, грибы, лишайники.

3 модуль: Царство растений. – 10 ч

Подцарство низшие растения, водоросли. Ткани и органы высших растений:вегетативные органы и генеративные органы высших растений. Подцарство высшие растения: споровые, семенные растения. Отделы: голосеменные и покрытосеменные растения. Семейства класса Однодольные и класса Двудольные растения.жизненные циклы.

4 модуль: Царство животные. – 10 ч

Подцарство Простейшие(Одноклеточные). Подцарство Многоклеточные, тип Кишечнополостные, тип Плоские черви, тип Круглые черви, тип Кольчатые черви, тип Моллюски, тип Членистоногие. Класс Ракообразные, Пукообразные, Насекомые. Тип Хордовые, класс Ланцетники, Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие. Подклассы Первозвери, Сумчатые, Плацентарные. Жизненные циклы паразитов.

5 модуль: Человек и его здоровье. – 10 ч

Ткани, органы, регуляция жизнедеятельности. Опорно-двигательная система. Пищеварительная система и обмен веществ. Дыхательная и выделительная система. Кровеносная система,  первая помощь при кровотечениях. Нервная система и высшая нервная деятельнось человека. Органы чувств. Анализаторы. Кожа и её производные. Железы внутренней и внешней секреции. Размножение и развитие человека.

Интернет ресурсы

1. Студариум, https://studarium.ru/

2. Фипи, банк открытых заданий, https://fipi.ru/ege/otkrytyy-bank-zadaniy-ege#!/ta...

3. СтатГрад, https://100ballnik.com/статград-биология-11-класс-егэ-2023-вариант/

4. Решу ЕГЭ, https://bio-ege.sdamgia.ru/prob-catalog

Учебники  для учащихся
1. В.В. Пасечник Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс

2.  В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Биология.  Животные 7 класс

3. Д.В. Колесов, Р. Д. Маш, И.Н. Беляев Биология Человек 8 класс

Литература для учителя

ЯрыгинВ.Н. Биология  -М;Высшая школа,2001

Дидактические материалы по биологии / Борзова, З. В., Дагаев, А. М. - М.: творческий центр», 2005. — 394 с.

Латюшин, В. В., Уфимцева, Г. А. Биология. Животные. 7 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику Латюшин В. В., Шапкин В. А. «Биология. Животные»: пособие для учителя. —М.: Дрофа, 2001.-192 с.

Пепеляева О. А, Сунцова И.В. поурочные разработки по биологии- М.:ВАКО,2004

Иванова Н.Г. Я иду на урок биологии. зоология. пресмыкающиеся.- М.: первое сентября,2001

Иванова Н.Г. Я иду на урок биологии. зоология. птицы.- М.: первое сентября,2001

БогдановТ. Л.Биология.справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. — М.: Аст-пресс, 2001;

Заяц Р. Г. И другие Биология. ЕГЭ.в таблицах, схемах и рисунках. — Ростов –на- Дону.: Феникс, 2010;

Гигани О.Б., Сперанская О.Н. Общая биология- М.: «Уникум-центр», 2001;

Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии 9-11 классы-М.: «Дрофа»-2001

Средства обучения:
1. КИМы по ЕГЭ  прошлых лет
 

 

 

Календарно - тематическое планирование

дата

темы

час

1-2

 

Повторение пройденного материала

2 часа

3

 

Многообразие живых организмов (3 часа)

1 ч

4

 

Вирусы. Бактерии

 

1 ч

5

 

Грибы. Лишайники

1 ч

 

 

Царство растений

10 часов

6

 

Подцарство низшие растения, водоросли

1 ч

7

 

Ткани и органы высших растений вегетативные органы и генеративные органы высших растений.

 

8

 

Подцарство высшие растения: споровые, семенные растения

1 ч

9

 

Отделы: голосеменные и покрытосеменные растения.

1 ч

10

 

Семейства класса Однодольные  и Двудольные

1 ч

11

 

Строение корня, побега, листа

1 ч

12

 

Видоизменения корней, побегов, листьев

1 ч

13

 

Размножение растений вегетативное

1 ч

14-15

 

Решение типовых заданий ЕГЭ

1 ч

 

 

Царство животные

10 часов

16

 

Подцарство Одноклеточные

1 час

17

 

Подцарство Многоклеточные, тип Кишечнополостные

1 ч

18

 

Тип Плоские черви, круглые черви, кольчатые черви.

1 ч

19

 

Тип Моллюски. Тип Членистоногие

1 ч

20

 

Тип Хордовые, класс Ланцетники, Класс  Рыбы

1 ч

21-22

 

Класс  Земноводные, Класс Пресмыкающиеся, Класс птицы.

1 ч

23

 

 Класс млекопитающие. Отряды млекопитающих.

1 ч

24-25

 

Решение типовых заданий ЕГЭ

2 ч

 

 

Человек и его здоровье.

10 часов

26

 

Ткани, органы, регуляция жизнедеятельности.

1 ч

27

 

Опорно-двигательная система

1 ч

28

 

Пищеварительная система и обмен веществ.

1 ч

29

 

Дыхательная и выделительная система.

1 ч

30

 

Кровеносная система,  первая помощь при кровотечениях.

31

 

Нервная система и высшая нервная деятельность человека.

1 ч

32

 

Половая система человека.

 

33

 

Органы чувств. Анализаторы.

1 ч

34-35

 

Решение типовых заданий ЕГЭ

2 ч

 

 

ИТОГО

35 ч

 

 

 

для присоединеия к группе можно перейти по ссылке https://bio-ege.sdamgia.ru/j/AAPk4AA+Ia8