Взаимодействие с воспитателями и узкими специалистами

Осипова Марина Александровна

Информация для организации плодотвотной работы внутри педагогического коллектива.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Физкультурный уголок в группе детского сада

"Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает,

 действует, бегает, кричит, пусть он находится

 в постоянном движении".

Жан Жак Руссо

Главная цель физкультурного уголка:

Физкультурный уголок служит удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни.

Задачи физкультурного уголка:

- развитие движений и совершенствование двигательных функций;

- достижение необходимой для возраста физической подготовленности;

- предупреждение нарушений опорно-двигательного аппарата;

- создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях;

- приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.

Задача воспитателя:

Научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному использованию физкультурного оборудования.

Требования к спортивному уголку

1. Безопасность размещения: спортивный уголок не следует размещать рядом с окнами, уголком природы и зоной самостоятельной художественной деятельности детей. Он может быть размещен: в приемной, групповой или спальной комнате.

2. Отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а расположение принципу целесообразности.

3. Уголок должен логично вписываться в интерьер комнаты и быть эстетически оформлен.

4. Уголок должен быть доступным в использовании каждым ребенком.

5. Уголок должен соответствовать возрасту детей и требованиям программы, учитывать интересы, как мальчиков, так и девочек.

6. Наличие символик физкультуры и спорта.

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Физкультурные пособия в младшем дошкольном возрасте важно разместить таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей.

Все имеющиеся пособия лучше вносить постепенно, чередуя их. В младших группах целесообразно создавать специальный физкультурный уголок, который должен представлять единое двигательное пространство, на котором каждый ребенок может удовлетворить потребность в движении и познании, действуя с разнообразными физкультурно - игровыми пособиями.

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

В среднем возрасте дети стремятся к выполнению движений разными способами, выбирая наиболее рациональный.

Необходимо в этот период варьировать местоположение оборудования, периодически убирая то, которое наскучило детям.

Во второй половине года необходимо пополнять уголок иллюстрированным материалом, дидактическими и настольными играми для ознакомления детей с видами спорта.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Для старших дошкольников целесообразно создать вариативные, усложненные условия для выполнения разных видов физических упражнений с использованием пособий.

В старших группах необходимо знакомить детей с важнейшими событиями спортивной жизни страны и помещать соответствующий материал в уголке (иллюстрации, игры, и т. д.)

Уголок должен активно использоваться в течение дня (индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей)

Комплектация уголков:

1. Теоретический материал:

- картотека подвижных игр в соответствии с возрастом детей;

- картотека малоподвижных игр в соответствии с возрастом детей;

- картотека физкультминуток в соответствии с возрастом детей;

- картотека утренних гимнастик в соответствии с возрастом детей;

- картотека бодрящих гимнастик в соответствии с возрастом детей;

- картотека считалок (II младшая группа во II половине года);

- иллюстрированный материал по зимним видам спорта (средняя группа во II половине года);

- иллюстрированный материал по летним видам спорта (средняя группа во II половине года);

- символика и материалы по истории Олимпийского движения (средняя группа во II половине года);

- сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны (старшие группы).

2. Игры (средние и старшие группы):- дидактические игры о спорте: настольно-печатные игры, парные картинки, лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, игры с фишками и т. д. - спортивные настольные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).

3. Атрибуты для подвижных и малоподвижных игр: эмблемы, маски, оборудование (например – ленточки), для всех возрастных групп.

4. Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук:

- мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы;

- коврики и массажные дорожки с рельефами, «ребрами», резиновыми шипами и т. д.;

- бросовый материал (шишки, яйца от киндер-сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног.

- нестандартное оборудование, сделанное своими руками;

- мячики – ежики;

- мешочки с разной крупой для рук;

- эспандер (средний и старший возраст).

5. Для игр и упражнений с прыжками:

- скакалки;

- обручи;

- шнуры;

-бруски.

6. Для перешагивания, подъема и спуска:

- бруски деревянные.

7. Для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием:

- кольцеброс;

- мячи резиновые разных размеров;

- попрыгунчики (средние и старшие группы) ;

- мячи или мешочки с песком для метания (средние и старшие группы) ;

- корзины для игр с бросанием;

мишень для метания или дартс с мячиками на липучках (средний и старший возраст);

- кегли;

- нестандартное оборудование.

8. Выносной материал (по возрасту детей):

- мячи резиновые;

- мяч футбольный (средний и старший возраст);

- бадминтон (старший возраст);

- скакалки;

- обручи;

- лыжи;

- хоккейные клюшки;

- санки и т. д.

9. Наличие бубна для проведения утренней гимнастики

"ТИХИЙ ТРЕНАЖЕР" это наклеенные на стене силуэты детских ладошек в различных вариациях от пола и до 1, 5м, силуэты ножек от пола до 70см; разноцветные полоски (5-10 штук) длинной до 1м для подпрыгивания.

"Достань ягодку"

"Пройди по стене"

"Допрыгни до полосочки" и т. д.



Предварительный просмотр:

Условия организации самостоятельной двигательной деятельности детей.

Самостоятельная деятельность детей в ДОУ – это такая деятельность, которая  выполняется без непосредственного участия  воспитателя, по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.

Самостоятельная двигательная деятельность в учреждении дошкольного образования может быть индивидуальной и групповой, включает игры и упражнения, которые выбирают дети в соответствии с собственными желаниями, интересами и способностями.

Самостоятельная двигательная деятельность имеет огромное значение для гармоничного развития ребёнка. В ходе самостоятельной двигательной деятельности ребенок пробует свои силы, проявляет инициативу, закрепляет умения и удовлетворяет естественные потребности в движении. Ребенок в этой деятельности имеет возможность активно повторять движения столько раз, сколько хочет, выбирать те движении, которые ему в данный момент интересны. Самостоятельно, но под руководством воспитателя происходит и освоение всех основных движений. Вот почему так важно создавать условия, необходимые для того, чтобы каждый малыш имел возможность двигаться, сколько хочет, чтобы деятельность его была содержательной и разнообразной. Итак, условиями успешной организации двигательной деятельности являются:

1. Физкультурно-игровая развивающая среда, организованная таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Благодаря ей, дети получают огромное удовольствие от взаимодействия с различными предметами, приобретает уникальный двигательный опыт. Далеко не всегда прямое обучение ведет к лучшему овладению движениями. Самостоятельная деятельность в хорошо организованной физкультурно-игровой среде может привести к лучшему результату.

В связи с этим не надо тормозить их самостоятельность в двигательной деятельности. Следует поддерживать, поощрять, стимулировать ее. Для этого необходимо выделить достаточное место для движений детей с учетом их:

  • Интересов
  • Пола
  • Уровня двигательной активности
  • Двигательного опыта
  • Степени самостоятельности

Важно, чтобы пособий было достаточно, и они были разнообразны. Разнообразие предметов не только вызовет интерес к движениям, но и предупредит развитие однообразных двигательных стереотипов. 

2. Выделение для самостоятельной двигательной деятельности специального времени в режиме дня. Наиболее подходяще время для этого:

  • Утренний прием
  • До и между занятиями
  • На прогулке
  • После сна в вечернее время

Каждое из  режимных отрезков самостоятельной двигательной деятельности - это определенная «оздоровительная доза» в виде движений, физической нагрузки, работающая на здоровье ребенка, его правильное физическое развитие и физическую подготовленность, даёт ребенку возможность общения со сверстниками и воспитателями, т.е. социальный комфорт, а освоение двигательных умений - возможность самовыражения. Когда дети должны самостоятельно двигаться? В любое время, когда они этого захотят! Поэтому должны быть продуманы условия для движений. Обязательно каждый из детей должен получить свою «двигательную дозу» во время утреннего приема, после завтрака перед ОД, на прогулке, после дневного сна. Каждому из режимных отрезков соответствуют особые требования к интенсивности движений. Во время утреннего приема двигательная деятельность спокойная, умеренная. Воспитатель занят приемом детей, не может уделить должного внимания прямому руководству и поэтому заранее создает условия для простых, хорошо знакомых детям движений, не требующих страховки: раскладывает на полу плоскостные дорожки, шнуры, дуги, кегли, несколько раз меняет их расположение, что-то быстро убирает. 
На прогулке дети должны двигаться много, активно. Движения могут быть сложные, так как есть возможность и поучить каждого ребенка отдельно, и обеспечить ему нужную страховку.  Воспитатель сам определяет время, содержание, длительность, место проведения, количество занимающихся, руководствуясь своим знанием индивидуальных особенностей малышей. В вечернее время можно применять игры, способствующие развитию точности и ловкости движений: шашки, упражнения с оздоровительными шарами, ручными эспандерами и др. Очень хорошо, если дети старшего возраста обучены игре в шахматы, которые развивают логику и активность мышления, сосредоточенность и целеустремленность. 

3. Обогащение собственного двигательного опыта ребёнка. Учитывая индивидуальные особенности детей, и опираясь на их интересы, воспитатель показывает и учит детей разным вариантам более активных действий с пособиями, чем те, которые выполняет ребенок, помогает обогатить игровой сюжет, наполнить его разнообразными движениями. 
Важную роль в самостоятельной деятельности ребенка играют подвижные игры с правилами, разученные ранее с воспитателем с их помощью развивается инициатива, организаторские способности и творчество. Эти игры способствуют формированию детского коллектива и соблюдению принятых в них правил. Чем богаче двигательный опыт ребёнка, чем больше движений он знает и умеет выполнять, тем более разнообразна и интересна его деятельность,

4. Развитие самостоятельности у детей. Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять её от воспитателя), обдумать путь к её достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.

Для удовлетворения двигательных потребностей детей должны быть созданы вышеперечисленные условия, основанные на следующих принципах:

- непрерывность (с утра до вечера);

-добровольность (вызывать желание, а не принуждать);

-доступность упражнений;

-чередование организованных форм с самостоятельной двигательной деятельностью
Повышение самостоятельной двигательной активности детей может рассматриваться как одно из действенных средств улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала
.



Предварительный просмотр:

Оптимизация двигательной активности

 детей дошкольного возраста.

В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место. В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств.

Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей организма. Трудно переоценить роль двигательной активности в расширении функциональных возможностей развивающего организма, в совершенствовании двигательной деятельности. Но недостаток движений может привести к патологическим сдвигам в организме. Согласно нормативно-правовым документам, регламентирующим санитарно- эпидемиологические правила и нормы для дошкольных образовательных учреждений, максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5, 5- 6 часов.

Под двигательной активностью понимается суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. В теории и методике физического воспитания выделяют: регламентированную, частично - регламентирующую и нерегламентированную двигательную активность.

Регламентированная двигательная активность представляет собой суммарный объем специально избираемых и направленно воздействующих на организм дошкольников физических упражнений и двигательных действий.

Частично-регламентированная двигательная активность- это объём двигательных действий, возникающих по ходу решения двигательных задач (например, во время выполнения подвижных игр) .

Нерегламентированная двигательная активность включает объём спонтанно выполняемых двигательных действий (например, в быту).

Такая продуманность должна лежать в основе двигательной активности детей не только в течение дня, но и в течение недели, месяца, всего учебного года. За время пребывания ребенка в ДОУ использование разных форм физического воспитания должно обеспечивать двигательную активность в пределах от 9000 до 15 000 движений, что соответствует физиологическим потребностям организма дошкольника. Продолжительность двигательной активности детей за период бодрствования должна составлять не менее 50-60% времени, при этом 90% - средней и малой интенсивности, 10-15% - большой. Выполнение этих требований обеспечит предупреждение утомления ребенка на протяжении всего дня, создаст условия для правильного физического развития.

В зависимости от степени подвижности детей целесообразно распределить их на три основные подгруппы (высокая, средняя и низкая подвижность). Каждая подгруппа детей характеризуется определенными сочетаниями уровней объема, продолжительности и интенсивности ДА.

К первой подгруппе относятся дети с высокой интенсивностью ДА независимо от объема и продолжительности ДА. Для них характерны высокая подвижность, хороший уровень развития основных видов движений, достаточно богатый двигательный опыт, позволяющий обогащать свою самостоятельную деятельность. В то же время эти дети не отличаются достаточной ловкостью и координацией движений и часто бывают невнимательны при объяснении и выполнении заданий.

Вторую подгруппу составляют дети со средним уровнем всех трех показателей ДА. Как правило, дети этой группы имеют высокие и средние показатели физической подготовленности и хороший уровень развития двигательных качеств. Они отличаются уравновешенным поведением, преимущественно хорошим настроением, положительными эмоциями. Им свойственна самостоятельность в выборе игр, они являются инициаторами коллективных игр.

Дети третьей подгруппы имеют низкий объем ДА в сочетании с низкими и средними показателями продолжительности и интенсивности. У них отмечено отставание показателей развития основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов. Чаще всего они бывают не уверены в своих возможностях и отказываются выполнять трудные задания и участвовать в играх-соревнованиях. При возникновении сложности в выполнении задания они пассивно ждут помощи со стороны взрослого, проявляя медлительность, нерешительность и обидчивость.

При  разработке  рационального  двигательного  режима  важно  не  только  обеспечить  удовлетворение  биологической  потребности детей в  двигательной  активности, но  и  предусмотреть  рациональное  содержание  ДА, основное  на  оптимальном  соотношении  разных  видов  занятий, подобранных с  учетом  возрастных  и  индивидуальных    особенностей.  ДА  дошкольника должна  быть  целенаправленна  и  соответствовать  его  опыту,  интересам,  желаниям,  функциональным  возможностям  организма,  что  и  составляет  основу  индивидуального  подхода  к  каждому  ребенку.  Поэтому  педагогам  необходимо  позаботится  об  организации разнообразных видов детской  двигательной  деятельности,  а  также  выполнении основных  задач  и  требований  к  ее  содержанию.  Содержательная  сторона  двигательного  режима  дошкольников  должна  быть  направлена  развитие  умственных,  духовных  и  физических  способностей  детей.

Существуют разнообразные формы двигательной деятельности:

•утренняя гимнастика;

•физкультурные занятия;

•прогулка с включением игр разной подвижности и спортивных упражнений;

•пальчиковая, зрительная, дыхательная гимнастика;

•физкультминутки и динамические паузы;

•побудки;

•самостоятельная двигательная деятельность;

•спортивные досуги, развлечения, праздники;

•индивидуальная работа по развитию движений.

Определение уровня двигательной активности детей в разные отрезки дня             свидетельствует о том, что показатели объема движений детей выше в первой половине дня по сравнению со второй. Это обусловлено более длительным периодом бодрствования детей в первой половине дня относительно  второй \на два часа\, в соответствии с организацией жизни дошкольников в детском саду.

Каждому из режимных отрезков соответствуют особые требования к интенсивности движений. Во время утреннего приема двигательная деятельность спокойная, умеренная. Воспитатель занят приемом детей, не может уделить должного внимания прямому руководству и поэтому заранее создает условия для простых, хорошо знакомых детям движений, не требующих страховки: раскладывает на полу плоскостные дорожки, шнуры, дуги, кегли, несколько раз меняет их расположение, что-то быстро убирает. 
На прогулке дети должны двигаться много, активно. Движения могут быть сложные, так как есть возможность и поучить каждого ребенка отдельно, и обеспечить ему нужную страховку.  Воспитатель сам определяет время, содержание, длительность, место проведения, количество занимающихся, руководствуясь своим знанием индивидуальных особенностей малышей.

В тоже время, несмотря на сравнительно небольшую длительность второй половины дня, продолжительность двигательной активности за этот период может вырасти в связи с включением дополнительных занятий \пробежки по массажным дорожкам после дневного сна, упражнения с тренажерами, кружки,  спортивные секции. В вечернее время можно применять игры, способствующие развитию точности и ловкости движений: шашки, упражнения с оздоровительными шарами, ручными эспандерами и др. Очень хорошо, если дети старшего возраста обучены игре в шахматы, которые развивают логику и активность мышления, сосредоточенность и целеустремленность.

Наиболее оптимальное время для проведения индивидуальной работы с детьми с разными уровнями двигательной активности это утро, прогулка и вечер.

Основной резерв для достижения оптимального уровня ДА состоит в  организованных формах занятий по физической культуре (тренировочные, тематические, сюжетно-игровые, игровые), включение в режимные моменты упражнений циклического характера, в использовании рационального педагогического воздействия, (учитывающего особенности каждого ребенка), создании здоровьесберегающей среды.

Педагогам особенно важно, в соответствии с современными требованиями ФГОС, создавать условия, необходимые для того, чтобы каждый малыш имел возможность развиваться, чтобы деятельность его была содержательной и разнообразной. Итак, условиями оптимизации двигательной деятельности являются:

- Среда как средство развития личности ребенка, источник его индивидуальных знаний и социального опыта. Физкультурно-игровая развивающая среда, должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Благодаря ей, дети получают огромное удовольствие от взаимодействия с различными предметами, приобретает уникальный двигательный опыт. Далеко не всегда прямое обучение ведет к лучшему овладению движениями. Самостоятельная деятельность в хорошо организованной физкультурно-игровой среде может привести к лучшему результату.

В связи с этим не надо тормозить их инициативность и самостоятельность в двигательной деятельности. Следует поддерживать, поощрять, стимулировать ее. Для этого необходимо выделить достаточное место для движений детей с учетом их:

  • Интересов
  • Пола
  • Уровня двигательной активности
  • Двигательного опыта
  • Степени самостоятельности

Важно, чтобы пособий было достаточно, и они были разнообразны. Разнообразие предметов не только вызовет интерес к движениям, но и предупредит развитие однообразных двигательных стереотипов.

- Роль взрослого состоит в его компетентности, в том, чтобы открыть перед детьми весь спектр возможностей среды и направить их на повышение двигательной активности и обогащение собственного двигательного опыта ребёнка. Учитывая индивидуальные особенности детей, и опираясь на их интересы, воспитатель показывает и учит детей разным вариантам более активных действий с пособиями, чем те, которые выполняет ребенок, помогает обогатить игровой сюжет, наполнить его разнообразными движениями. 
Важную роль в двигательной деятельности ребенка играют подвижные игры с правилами, разученные ранее с воспитателем с их помощью развивается инициатива, организаторские способности и творчество. Эти игры способствуют формированию детского коллектива и соблюдению принятых в них правил. Чем богаче двигательный опыт ребёнка, чем больше движений он знает и умеет выполнять, тем более разнообразна и интересна его деятельность.

Для удовлетворения двигательных потребностей детей должны быть созданы вышеперечисленные условия, основанные на следующих принципах:

- непрерывность (с утра до вечера);

-добровольность (вызывать желание, а не принуждать);

-доступность упражнений;

-чередование организованных форм с самостоятельной двигательной деятельностью.

Воспитание здорового ребёнка было и остаётся актуальной проблемой образования и медицины. Данную проблему мы стараемся решать при взаимодействии педагогов и родителей. Ведь здоровье ребёнка во многом зависит от обстановки, которая его окружает дома, что для формирования здорового образа жизни в семье должен быть доброжелательный микроклимат и положительный пример родителей; что лучший вид отдыха - прогулка с семьёй на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребёнка - совместная игра.

С помощью различных мероприятий пытаемся довести до родителей, что повышение двигательной активности детей может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребёнка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала.



Предварительный просмотр:

Использование современных форм организации физкультурно-оздоровительной работы с целью формирования здорового образа жизни.

«Здоровье — это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной»

М. Монтель.

Здоровье каждого человека в голове, а не в аптеках. Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения успехов. Дети — цветы жизни, это наше будущее. Здоровье — главное нации. Если здоровье — богатство, его надо сохранять. «Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит народная мудрость».

 В настоящее время на фоне экологического и социального неблагополучия отмечается общее  ухудшение здоровья населения. Особенно ярко мы можем это увидеть на примере детей. Ведь большинство выпускников детских садов приходят в школу недостаточно готовыми к обучению с точки зрения психофизического и социального здоровья.

Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что сложившаяся в последние годы тенденция ухудшения состояния здоровья детей приняла устойчивый характер. Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% старшего дошкольного возраста. Статистика утверждает, что ухудшение здоровья детей зависит на 20% от наследственных факторов, на 20% — от условий внешней среды, то есть от экологии, на 10% — от деятельности системы здравоохранения, на 50% — от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт. Если на 50% здоровья родители не могут повлиять, то другие 50% должны помочь своим детям научиться сохранять своё здоровье. Проблема воспитания здорового поколения приобретают в настоящее время всё большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей. Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой. Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных приоритетных задач детского сада.

Эта задача регламентируется и обеспечивается такими нормативно — правовыми документами, как Закон РФ «Об Образовании», «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ. Перечисленные документы и меры, принимаемые органами управления образованием, помогают достичь определённых результатов стабилизации, а в детских садах качественного улучшения детского здоровья.

Однако стоит заметить, что в этом возрасте у дошкольников отсутствуют такие качества, как:

— усидчивость,

— контроль и коррекция эмоций и настроения,

— способность быстро переключаться с одной деятельности на другую.

Стало быть, перед взрослыми, педагогами и, в первую очередь, родителями, становится задача сформировать в маленьком человеке эти навыки, которые будут способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья малыша.

Родителям дошкольника необходимо усвоить, что здоровье малыша – это не только отсутствие болезни, эмоционального тонуса и плохая работоспособность,  но и закладывание основ будущего благополучия личности ребенка. Исходя из этого основным направлением по укреплению здоровья детей дошкольного возраста, является формирование у дошкольников представления о здоровье, как об одной из фундаментальных ценностей жизни. Воспитатели в детском саду, родители дома должны постоянно учить ребенка правильному поведению в различных жизненных обстоятельствах, быть готовым к непредвиденным ситуациям. В этот период ребенок должен четко усвоить, что такое хорошо и полезно, а что такое вредно и плохо.

В вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, специалисты и родители.

В детском саду необходимо выстроить особую здоровье сохраняющую среду. Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно построена деятельность воспитателя по организации пространства и режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья. Оптимально продуманный двигательный режим и правильно, с учётом интересов детей организованная предметно – пространственная образовательная среда, позволит заложить у детей дошкольного возраста основные навыки по воспитанию и формированию основ здорового образа жизни.

Окружающие ребёнка взрослые должны прививать детям с самого раннего возраста правильное отношение к своему здоровью, воспитывать чувство ответственности за него. Важнейшее направление в работе по оздоровлению детей — это осуществление профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий в детском саду. Чрезвычайно важно, чтобы обучение носило интегрированный характер.

Темы «Здоровье», «Здоровый образ жизни» должны пронизывать все виды деятельности ребёнка. Необходимо воспитывать у детей мотивацию к здоровому образу жизни через понимание здоровья как ведущего показателя красоты человека, как средства достижения жизненных успехов.

Необходимо вести физкультурно-оздоровительную работу, обеспечивающую поддержку и развитие физического статуса детей, становление показателей физического здоровья.

Задачи

1. Обеспечить психофизическое благополучие детей и формирование сознательного отношения к собственному здоровью, здоровью значимых близких, природным ресурсам родного края.

2. Объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной оздоровительной работы.

3. Повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счёт внедрения здоровьесберегающих технологий.

4. Обогащать двигательный опыт детей и развивать психо - физические качества: быстроту, ловкость, гибкость, силу.

5. Научить детей регулировать своё психическое состояние и уметь предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении.

6. Обеспечить квалифицированную диагностику состояния здоровья и оценки влияния оздоровительных технологий на организм ребёнка.

Формирование здорового образа жизни — это не просто усвоение определённых знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях на улице и дома. Всё, чему мы учим наших детей, они должны применять в реальной жизни.

Особое внимание уделяется системе обучения детей гигиеническим навыкам, формированию у них доступных знаний с учётом возрастных и индивидуальных особенностей восприятия ребёнка.

Как показывает практика, дети 3-5 лет знакомятся с правилами здорового образа жизни наиболее эффективно благодаря целенаправленной организации их сенсомоторной игровой активности с включением всевозможных игр: тематические, дидактические, подвижные, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, игры-имитации.

Для детей 5-7 лет наиболее эффективными технологиями являются такие, которые помимо сюжетных и театрализованных игр включают в себя реализацию комплексных педагогических воздействий, направленных на развитие у них умений самостоятельно выбирать способы решения проблемно-творческие фантазии.

Комплексное использование этих технологий обеспечивает наиболее успешное формирование навыков здорового образа жизни у детей разного возраста.

Система физкультурно-оздоровительных мероприятий

  1. Утренняя гимнастика

Ежедневно, длительность определяется в соответствии с возрастом.

-комплексы, корригирующей гимнастики;
-игровые упражнения на развитие внимания и точности выполнения действий;
-упражнения с использованием разнообразных модулей;
-упражнения с простейшими тренажёрами;
-утренняя гимнастика в сочетании с речевыми и дыхательными упражнениями;
-работа по контролю за осанкой.

2 Физическая культура (ООД)

Три раза в неделю (2 в зале, 1 – на прогулке), длительность определяется в соответствии с возрастом, перед занятием помещение зала проветривается, после всех занятий – кварцуется.

-двигательная деятельность тренировочного типа;
-деятельность игрового и сюжетно-игрового характера;
-ритмическая гимнастика;

- стретчинг;

-упражнения на релаксацию (могут использоваться не олько на занятиях по физической культуре);

-диагностика проверочных умений и навыков;
-коррекционная деятельность на развитие творчества детей.

3 Двигательная разминка во время перерыва между НОД. Физкультминутка 

Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

-Игровые упражнения низкой и средней интенсивности;
-ритмические движения;
-корригирующие упражнения;
-упражнения для развития мелкой моторики;
-игровые упражнения коррекционной направленности.

4. Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами.

Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

-разминка в постели;
-гимнастика сюжетно-игрового характера;
-комплекс упражнений на тренажёрах в сочетании с оздоровительной ходьбой по массажным и ребристым дорожкам;
-комплекс упражнений на развитие мелкой моторики и зрительно-пространственной координации;
-упражнения на укрепление основных дыхательных мышц.

5 Подвижные игры и физические упражнения на прогулке в подгруппах и индивидуально.

Планируются и организуются ежедневно во всех возрастных группах.

-игры низкой и средней интенсивности,
-игровые упражнения на развитие внимания, пространственных представлений и ориентации;
-упражнения на нормализацию мышечного тонуса и развитие силовых качеств;
-спортивные упражнения;
-игры с элементами спорта;
-народные игры;

6 Логоритмика.

Рекомендуется всем, а особенно детям с речевыми проблемами Проводится в любой удобный отрезок времени.

-упражнения на развитие мелкой моторики, двигательной памяти и координации движений взаимосвязанных со словом и музыкой;
-общеразвивающие упражнения коррекционной направленности;
-пальчиковая гимнастика;
-двигательные задания на пространственную ориентировку;
-ритмические упражнения;
-упражнения на коррекцию в движениях рук, ног.

7. День здоровья

-сюжетно-тематические;
-подвижные игры и упражнения пожеланию детей;
-спортивные игры и упражнения.

8. Физкультурный праздник.

9. Физкультурный досуг.

10. Индивидуальная работа по развитию движений

-упражнения со специальным оборудованием;

11. Закаливание

-контрастные воздушные ванны;
-ходьба босиком;
-облегчённая одежда;
-умывание прохладной водой.
 



Предварительный просмотр:

Нестандартные пособия для профилактики и коррекции плоскостопия, укрепления мышц стопы и стимуляции кровообращения в стопах.

  1. Младший возраст

Корригирующие дорожки, выполненные из различных материалов:

- Дорожка из решёток для моек.

Материал: пластмассовые решётки для моек, соединённые между собой

-Дорожка из соломенных подставок.

Материал: подставки под горячее, соединённые между собой:

- Дорожка из губок.

Материал: пластмассовые решётки для моек, с нашитыми на них губками для мытья посуды. Размер губок подбирается индивидуально для каждой возрастной труппы.

- Дорожка со шнурами разной толщины.

Материал: коврики из дерматина с нашитыми шнурами, определённого сюжета (мостик, волны, спираль и т.д.), бусинами и пуговицами.

- Дорожка комбинированная «Круглый год».

Материал:  4 коврика из дерматина с нашитыми на них сюжетами: зима – поролоновые губки «мягкий снег», весна – «травка» из шнура, лето – цветы из пластмассовых крышечек из под сока, осень – мешочек с «запасами» (фасоль, горох).

Дорожки могут использоваться для профилактики плоскостопия, в качестве игрушек – заместителей, например: «мостик», «тропинка», «ручеёк», «полянка», в качестве зрительного ориентира, для усложнения в подвижных играх и знакомых упражнениях. Дорожки могут быть использованы также в закаливающих мероприятиях.

2. Средний возраст

Массажные коврики, выполненные из разных материалов:

- Коврики с бигуди.

Материал: пластиковые решётки для моек, с нашитыми на них пластмассовыми бигуди.

- Коврик из «киндер – сюрпризов».

Материал: деревянный корпус от канцелярских счётов, футляры от «киндер – сюрпризов».

 - Коврик из канцелярских счётов.

Материал: канцелярские счёты с деревянными и пластмассовыми костяшками.

- Корригирующие носочки.

Детские носки с нашитыми на внешнюю поверхность стопы пуговицами или бусинками небольшого диаметра. Дети, выполняя в них обычную зарядку, получают дополнительную стимуляцию стоп.

Коврики могут использоваться как игрушки – заместители, как атрибуты к играм, как зрительные ориентиры, для усложнения знакомых упражнений. Во время непосредственного использования ковриков дети могут проговаривать, какие части тела участвуют в работе, для чего нужен этот коврик.

Предметы, которые могут использоваться в работе по профилактике плоскостопия.

- Различные по размеру и фактуре мячи (  большие и маленькие резиновые, пластмассовые, массажные, с длинными и короткими шипами, теннисные, набивные, обшитые бусинами).

Упражнения:

  • катать вперёд – назад сначала одной ногой, потом другой.
  • Зажав мяч между ногами, медленно нести, стараясь не уронить его.
  • Сидя на полу, руки – упор сзади, стараться как можно выше поднять ногами мяч.
  • В той же позе передавать мяч друг ругу по кругу (в  старшем возрасте).
  • Захватывать двумя ногами мяч и класть его в коробку.

Во время упражнений дети могут проговаривать, какие части тела участвуют в работе, каким оборудованием они пользуются, какие ощущения у них возникают.

- Скалки разного диаметра.

 Упражнения:

  • катать вперёд – назад сначала одной ногой, потом другой
  • перемещаться маленькими приставными шагами по скалке вправо – влево.

- Природный материал (шишки, жёлуди, каштаны, орехи, крупные ягодные косточки, гладкие веточки и т.д.)

Упражнения:

  • «помоги белочке разложить запасы»  дети раскладывают пальцами ног  различные материалы , каждый в свою коробку.
  • «Помоги Золушке».
  • «Наведи порядок».

3. Старший возраст

Предметы, которые могут использоваться для профилактики плоскостопия.

- Разноцветные крышечки в коробках.

Упражнения:

  • «Разложи по цветам» - детям предлагается из общей коробки разложить крышечки в соответствующие по цвету коробки.
  • «Повтори узор» - ребёнку предлагают схему узора, и он выкладывает такой же из своего набора.
  • «Достань столько же» - ребёнок достает из коробки столько крышек, сколько ему сказали (написали).

Все упражнения выполняются пальцами ног. Можно внести момент соревнований «Кто быстрее сложит?»

- Цветные колечки.

Упражнения:

  • «Собери пирамидку» - ребёнок нанизывает пальцами ног колечки одинакового или разного размера, одинакового или разного цвета на штырёк от пирамидки.
  • «Укрась ёлку» - ребёнок вешает пальцами ног колечки на крючки, приклеенные к контуру ёлочки.
  • «Разложи по цвету (размеру)» - дети раскладывают колечки соответственно заданию.
  • Можно внести момент соревнования.

- Мелкие игрушки.

Упражнения:

  • «Передай игрушку» - дети, сидя в одном или нескольких кругах передают игрушку пальцами ног, либо зажимая её между стопами друг другу.
  • «Собери игрушки» ( см. по аналогии с вышеописанными играми).

- Карандаши.

Упражнения:

  • «Дружные пальчики». Дети делятся на две команды. Для каждой команды разложены 2 – 3 обруча, вокруг обруча располагаются по 4 участника, Перед обручами на расстоянии 1 – 2 м. располагаются лоточки с 10 карандашами в каждом. По сигналу педагога дети берут пальцами ног каждой стопы по карандашу, быстро доходят до обруча, опускают в него карандаш и бегом возвращаются обратно. Выигрывает команда, игроки которой первыми завершают перенос карандашей.

- Деревянные палочки одинакового размера и толщины.

Упражнения:

  • «Перенеси палочку».Все дети делятся на пары. Игроки каждой пары сидят напротив друг друга, между ними лоток, справа и слева от которого разложены по 8 – 9 палочек. По сигналу педагога надо одновременно (двумя стопами каждого из игроков в паре) взять палочку слева или справ и перенести её в лоток.

- Разноцветные платочки.

Упражнения:

  • «Донеси платочек». Дети садятся на стулья в одном конце зала. У каждого ребёнка под ногами платочек. Нужно захватить платок пальцами одной ноги и, ни разу не уронив, донести любым способом (прыгая на одной ноге, ползком) до противоположного края зала. То же самое повторить другой ногой.
  • «Танец медуз». Дети сидят полукругом на стульях, пальцами ног удерживая платочек. Под музыку каждый игрок подбрасывает платок одной стопой, а ловит другой. Выигрывает ребёнок, наибольшее время удерживающий платок без падения.
  • «Перенеси платок». На одной стороне зала (группы) разложены платочки трёх цветов, на другой – обручи (кольца) таких же цветов. По сигналу дети начинают переносить платки одного цвета правой ногой, передвигаясь прыжками на левой, платки другого цвета – левой ногой, передвигаясь на правой, а платки третьего цвета переносят обеими ногами, передвигаясь сидя.