Программа историко-краеведческого кружка

Ларченкова Елена Николаевна

В рамках реализации внеурочной деятельности по истории мною используется программа историко-краеведческого кружка "Музейное дело". Направление: духовно-нравственное. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_istoriko-kraevedcheskogo_kruzhka.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

дополнительного образования

ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

МБОУ СШ № 7

Направления развития личности школьника:

духовно-нравственное

5-11 классы

Учитель:    Ларченкова Елена Николаевна

2018 - 2019  учебный год

1. Пояснительная записка

        Рабочая программа составлена в соответствии с:

1.Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ  от 17 декабря 2010 г. N 1897 с изменениями и дополнениями  от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015  № 1577

2. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями от 24 ноября 2015 года № 81)

3.Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,  

4. Письмом Минобрнауки от 18.08 2017 г. № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»,

5. Концепцией развития дополнительного образования детей утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р,

6. На основе Авторской программой А. С. Голубевой Школьный краеведческий музей "Поиск".г. Ачинск 2014 год

7.Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СШ № 7 г. Ярцева

8.Требованиям  Положения о рабочей программе ОУ.

Актуальность и перспективность курса

        Актуальность рабочей программы определяется особой ролью школьных музеев в современном обществе. Школьный музей – это важнейшее средство дополнительного образования школьников, позволяющее пробудить познавательный интерес к истории своей страны.

        Реализация данной программы позволяет воспитать подрастающего человека, обладающего духовным богатством, способного к творчеству и самостоятельности, ценящего свою Родину.

        Данная программа воспитывает гражданско-патриотические чувства, способствует развитию творческих способностей, коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, столь необходимых в современном мире.

       Именно школьный музей призван помочь детям открыть многообразие способов освоения культуры, сформировать устойчивую потребность общения с её ценностями. В ходе реализации программы можно сформировать у учащихся потребность в бережном и уважительном отношении к музейным памятникам как части культуры.

       Новизна программы состоит в том, что позволяет использовать образовательный и воспитательный потенциал школьного музея в образовательном процессе, положив в основу проектный и исследовательский методы обучения и воспитания.

        Особенности музейно-образовательной программы состоят в следующем:

        Значимость музея в учебном процессе школы, ключевая роль музея в воспитательной работе школы, его востребованность в коллективе учащихся, родителей и педагогов, стабильность работы музея, поддержка со стороны администрации, общественных организаций сделали образовательную программу музея педагогически целесообразной, актуальной, своевременной.  

Цели и задачи программы.

 Цель: формировать у обучающихся конкретные знания в области истории, воспитывать чувства национального самосознания и любви к истории родного края.

Задачи:

  • воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
  • формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
  • развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
  • формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
  • освоение нового типа учебных занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;
  • формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.

Программа ориентирована на обучающихся 7-11 классов

Формы деятельности:

  • организация экскурсий, дней музеев, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ обучающихся;
  • проведение тематических классных часов;
  • участие в конкурсах, выставках детского творчества на уровне школы, района, региона, страны;
  • участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, района;
  • встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;
  • фестивали патриотической песни.

Рабочая программа рассчитана на 204 часа в год (6 часов  в неделю)

Форма промежуточной аттестации: защита творческих проектов.

2.ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  КУРСА (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ)

    Основы научного мировоззрения, заложенные в ходе музейных занятий, позволят ребятам успешно освоить все этапы научно-исследовательской работы:

  • научатся работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками;
  • научатся приёмы внешнего и внутреннего анализа источников;
  • научатся формулировать проблему, цели и задачи исследования, отстаивать свою точку зрения;
  • получат навыки работы с научной и справочной литературой, а также навыки публичных выступлений (в ходе экскурсий, выступлений на школьных и городских научно-практических конференциях).

   Благодаря работе в музее школьники получат возможность включится в социально значимую деятельность по сохранению историко-культурного наследия школы, города и совей стороны. Научатся выявлять и фиксировать новые источники по истории школы, применять меры по их сохранению в ходе ежегодного мониторинга состояния материально-технической базы музея. Научаться приёмам камеральной обработки материала и освоят ведение музейной документации, правила хранения артефактов. Примут участие в реализации социально-значимых проектов, проводимых в учебном учреждении.

Личностные:

Самоопределение:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
  • внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
  • принятие образа «хорошего ученика»;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
  • осознание своей этнической принадлежности;
  • гуманистическое сознание;
  • социальная компетентность как готовность к решению моральных идеалов, устойчивое следование в поведении социальным нормам;
  • начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

Смыслообразование:

  • мотивация любой деятельности(социальная, учебно-познавательная и внешняя);
  • самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
  • целостный, социально-ориентированный взглад на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

Метапредметные:

Коммуникативные

  • приобретение навыков коммуникативной деятельности;
  • приобретение опыта общения с аудиторией;
  • обучение правилам проведения экскурсий с учетом возрастных особенностей экскурсантов;
  • учиться выполнять различные роли в группе (экскурсовода и экскурсанта);
  • умение координировать свои усилия с усилиями других;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  •  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • научиться, общаясь с аудиторией, корректировать свои действия учитывая реакцию экскурсантов.

Познавательные

  • приобретение навыков частично-поисковой деятельности,
  •  добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу,
  •  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения экскурсионной деятельности.

Регулятивные

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль за результатом.

Ученик научится:

  • владеть навыками работы с письменными и вещественными источниками;
  • давать оценку наиболее значительным событиям и личностям  истории;
  • объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов  истории;
  • работать с музейной документацией;
  • бережно относится к памятникам культуры и истории;
  • производить учёт и хранение музейных экспонатов.
  • Выпускник получит возможность научиться:
  • писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады;
  • сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
  • высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия в мировой истории.
  • определять принадлежность и достоверность источника, позицию автора и др.);
  • применять знания по истории России и своего края я при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ИСТОРИКО - КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ

Тема 1. Введение (6 часов)

Теоретические занятия (2 часа)

Цели, задачи, участники музейного движения. Целевые программы. Формы участия в движении. Школьный музей как организационно – методический центр движения в школах города. Организация участия учащихся в местных, региональных и всероссийских краеведческих программах

Практические занятия (4 часов)

Подготовка и проведение музейно-краеведческой конференции

Тема 2. Наследие в школьном музее (6 часoв)

Теоретические занятия (2часов)

Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования наследия. Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования.

Практическое занятие (4 часа)

Творческое сочинение учащихся «Наследие, которым я дорожу»

Оформление стенда «По проспектам души»

Тема 3. Функции школьного музея (2 часа)

Теоретические занятия (2 часа)

Полуфункциональность школьного музея: межпредметный учебный кабинет; детский клуб; общественная организация, объединяющая детей и взрослых разных поколений; творческая лаборатория педагогов и учащихся; способ документирования истории природы и общества родного края; форма сохранения и представления материальных и духовных объектов наследия; школа профессиональной ориентации детей.

Тема 4. Родной край в истории государства российского (8 часов)

Теоретические занятия (4 часов)

Мифология по истории заселения родного края. Первые упоминания местности в официальных источниках. Основные вехи истории края в контексте истории государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края. Быт восточных славян

Практические занятия (4 часов)

Экскурсия по достопримечательным объектам природы, истории и культуры родного края.

Викторина «Быт восточных славян»,««Геральдика городов Красноярского края»

Тема 5. Организация школьного музея (6 часов)

Теоретические занятия (2 часа)

Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Учредительные документы школьного музея.

Практические занятия (4 часа)

Подготовка проектов, обсуждение и принятие Устава (Положения) и концепции школьного музея. Выборы исполнительных органов школьного музея: Совета школьного музея, руководителя школьного музея, формирование рабочих групп, выборы их руководителей. Обсуждение функций Совета содействия (попечителей) школьного музея и утверждение его состава.

Тема 6. Моя семья и родной край (6 часов)

Теоретические занятия (2 часа)

Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.

Практические занятия (4 часа)

Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов.

Тема 7. Комплектование фондов школьного музея (10 часов)

Теоретические занятия (4 часа)

Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого исследования. Планирование работы. Специальное снаряжение. Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных явлений и предметах музейного значения. Назначение полевой документации. Обеспечение научной и физической сохранности находок. Меры безопасности в процессе походов, экспедиций, других полевых изысканий.

Практические занятия (6 часов)

Разработка и обсуждение концепции комплектования собрания школьного музея. Определение объектов и источников комплектования. Составление планов экскурсий. Распределение обязанностей между участниками поисково-собирательной работы. Разработка маршрутов походов и экскурсий.

Тема 8. Наша школа, город в истории края (10 часов)

Теоретические занятия (4 часа)

Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории края. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив. Источники по истории школы в районных, городских, областных и республиканских архивах.

Практические занятия (6 часов)

Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Переписка с педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного края. Ведение исторической хроники и летописи школы.

Тема 9. Учёт и хранение краеведческих материалов в полевых условиях (6 часов)

Теоретические занятия (2 часа)

Организация учёта и обеспечения сохранности краеведческих материалов в процессе экспедиций, походов, других полевых исследований – одна из основных научных задач комплектования фондов школьного музея. Суть занятий: научная, юридическая и физическая сохранность предметов музейного значения.

Шифровка предметов музейного значения и их охрана в полевых условиях. Специальное снаряжение для транспортировки краеведческих материалов.

Практическое занятие (4 часа)

Изучение формуляров полевых документов. Изготовление полевых документов учёта и описания краеведческих материалов. Проведение деловой игры-практикума по ведению полевых документов в соответствии с ролевыми функциями актива школьного музея.

Тема 10. Социально-экономическая история края (10 часов)

Теоретические занятия (4 часа)

Основные этапы социального и экономического развития края. Особенное и уникальное в истории края. Специфические особенности развития промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, коммуникаций. Взаимосвязь социально-экономической истории края с природно-климатическими условиями и природными ресурсами. Этнические особенности родного края. Население края - главное его богатство.

Практические занятия (6 часов)

Изучение опубликованных источников по социально-экономической истории края. Выявление объектов музейно-экономической истории края. Выявление объектов музейно-краеведческих исследований. Создание презентаций по теме: Основные промышленные предприятия города, края».Проведение экскурсии «Национальный костюм в истории города, края, страны»

Тема 11. Фонды школьного музея (6 часов)

Теоретические занятия (2 часа)

Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и архивов. Что нельзя хранить в школьном музее.

Практические занятия (4 часа)

Игра-практикум по разработке структуры музейного собрания, формированию основного и научно-вспомогательного фондов, тематических, систематических и персональных коллекций.

Тема 12. Культурное наследие родного края (18 часов)

Теоретические занятия (9 часов)

Понятие о культурном наследии. Материальные и духовные объекты культурного наследия. Живая культура. Разнообразие объектов культурного наследия на территории края. Основные приёмы выявления, учёта и описания объектов культурного наследия. Мониторинг объектов культурного наследия. Музеефикация объектов культурного наследия.

Практические занятия (9 часов)

Выявление и пилотажное обследование объектов культурного наследия на территории родного края. Игра-практикум по составлению паспортов объектов культурного наследия.

Проведение экскурсии «Национальный костюм в истории города, края, страны»

Тема 13. Учет и описание музейных предметов (4 часа)

Теоретические занятия (4 часа)

Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки.

Тема 14. Военная слава земляков (20 часов)

Теоретические занятия (10 часов)

Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий. Военные реликвии семьи. Служба в армии -почетная обязанность гражданина России. Основные битвы ВОВ. Смоленский край в годы ВОВ. Основные битвы ВОВ. Холокост- путь к толерантности. Линии судьбы, из воспоминаний узников концлагерей.

Практические занятия (10 часов)

Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы - кадровых военных или прошедших действительную военную службу. Сбор информации у родственников и знакомых. Сбор сведений о ветеранах войны, уточнение списков ветеранов, проживающих на территории г.АчинскаПоздравление ветеранов войны и учителей-пенсионеров с государственными праздниками.Уход за воинскими захоронениями.Военная викторина«Это наша война - это наша Победа» Создание мероприятий по теме:«Их имена не забыты, защитникам Отечества посвящается!»;«Свидетели войны, свидетели Победы»»;«Дорога жизни. Ленинград»»

Тема 15. Экспозиция школьного музея (12 часов)

Теоретические занятия (6 часов)

Концепция экспозиции школьного музея. Тематико-экспозиционный план и архитектурно - художественное решение экспозиций. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Экспозиционное оборудование. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании.

Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.

Практические занятия (6 часов)

Подготовка предложений и проектов: концепции, тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного решения, их обсуждение.

Тема 16. Тексты в музейной экспозиции ( 6 часов)

Теоретические занятия (3 часа)

Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих и сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.

Практические занятия (3 часа)

Игра-практикум по составлению этикетажа к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.

Тема 17. Наше природное наследие (18 часов)

Теоретические занятия (9 часов)

Природно-климатические условия, геологическое строение и рельеф, почвы, водные ресурсы, растительность, животный мир региона. Объекты природного наследия родного края, их выявление, охрана и музеефикация. Экологические проблемы края. Мониторинг природного наследия.

Практические занятия (9 часов)Выявление объектов природного наследия родного края, их учёт и разработка программ охранных мероприятий. Сбор материалов для гербариев, образцов почв, геологических коллекций, фотографий и рисунков фауны, природных ландшафтов для школьного музея.

Тема 18. Экскурсионная работа в школьном музее (24 часа)

Теоретические занятия (8 часов)

Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.

Практические занятия (16 часов)

Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Репетиции экскурсий.

Тема 19. Городские мероприятия туристско- краеведческого отдела(26 часов)

Городские мероприятия проводятся согласно годовому плану

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п Содержание программы

Теоретические занятия

(кол-во часов)

Практические занятия

(кол-во часов)

Всего

1. Введение

2

2

4

2. Наследие в школьном музее

2

4

6

3. Функции школьного музея

2

-

2

4. Родной край в истории государства российского

4

4

8

5. Организация школьного музея

2

4

6

6. Моя семья и родной край

2

4

6

7. Комплектование фондов школьного музея

4

6

10

8. Наша школа в истории края

4

6

10

9. Учёт и хранение краеведческих материалов в полевых условиях

2

4

6

10. Социально-экономическая история края

4

6

10

11. Фонды школьного музея

2

4

6

12. Культурное наследие родного края

9

9

18

13. Учёт и описание музейных предметов

4

-

4

14. Военная слава земляков

10

10

20

15. Экспозиция школьного музея

6

6

12

16. Тексты в музейной экспозиции

3

3

6

17. Наше природное наследие город

9

9

18

18. Экскурсионная работа в школьном музее

8

16

24

19.Участие в мероприятиях городского туристско-краеведческого отдела согласно плану мероприятий на 2018-2019 учебный год

-

26

Итого:

204