Программа историко-краеведческого кружка
В рамках реализации внеурочной деятельности по истории мною используется программа историко-краеведческого кружка "Музейное дело". Направление: духовно-нравственное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_istoriko-kraevedcheskogo_kruzhka.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
дополнительного образования
ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
МБОУ СШ № 7
Направления развития личности школьника:
духовно-нравственное
5-11 классы
Учитель: Ларченкова Елена Николаевна
2018 - 2019 учебный год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с:
1.Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577
2. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями от 24 ноября 2015 года № 81)
3.Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
4. Письмом Минобрнауки от 18.08 2017 г. № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»,
5. Концепцией развития дополнительного образования детей утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р,
6. На основе Авторской программой А. С. Голубевой Школьный краеведческий музей "Поиск".г. Ачинск 2014 год
7.Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СШ № 7 г. Ярцева
8.Требованиям Положения о рабочей программе ОУ.
Актуальность и перспективность курса
Актуальность рабочей программы определяется особой ролью школьных музеев в современном обществе. Школьный музей – это важнейшее средство дополнительного образования школьников, позволяющее пробудить познавательный интерес к истории своей страны.
Реализация данной программы позволяет воспитать подрастающего человека, обладающего духовным богатством, способного к творчеству и самостоятельности, ценящего свою Родину.
Данная программа воспитывает гражданско-патриотические чувства, способствует развитию творческих способностей, коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, столь необходимых в современном мире.
Именно школьный музей призван помочь детям открыть многообразие способов освоения культуры, сформировать устойчивую потребность общения с её ценностями. В ходе реализации программы можно сформировать у учащихся потребность в бережном и уважительном отношении к музейным памятникам как части культуры.
Новизна программы состоит в том, что позволяет использовать образовательный и воспитательный потенциал школьного музея в образовательном процессе, положив в основу проектный и исследовательский методы обучения и воспитания.
Особенности музейно-образовательной программы состоят в следующем:
Значимость музея в учебном процессе школы, ключевая роль музея в воспитательной работе школы, его востребованность в коллективе учащихся, родителей и педагогов, стабильность работы музея, поддержка со стороны администрации, общественных организаций сделали образовательную программу музея педагогически целесообразной, актуальной, своевременной.
Цели и задачи программы.
Цель: формировать у обучающихся конкретные знания в области истории, воспитывать чувства национального самосознания и любви к истории родного края.
Задачи:
- воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
- формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
- развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
- формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
- освоение нового типа учебных занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;
- формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.
Программа ориентирована на обучающихся 7-11 классов
Формы деятельности:
- организация экскурсий, дней музеев, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ обучающихся;
- проведение тематических классных часов;
- участие в конкурсах, выставках детского творчества на уровне школы, района, региона, страны;
- участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, района;
- встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;
- фестивали патриотической песни.
Рабочая программа рассчитана на 204 часа в год (6 часов в неделю)
Форма промежуточной аттестации: защита творческих проектов.
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ)
Основы научного мировоззрения, заложенные в ходе музейных занятий, позволят ребятам успешно освоить все этапы научно-исследовательской работы:
- научатся работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками;
- научатся приёмы внешнего и внутреннего анализа источников;
- научатся формулировать проблему, цели и задачи исследования, отстаивать свою точку зрения;
- получат навыки работы с научной и справочной литературой, а также навыки публичных выступлений (в ходе экскурсий, выступлений на школьных и городских научно-практических конференциях).
Благодаря работе в музее школьники получат возможность включится в социально значимую деятельность по сохранению историко-культурного наследия школы, города и совей стороны. Научатся выявлять и фиксировать новые источники по истории школы, применять меры по их сохранению в ходе ежегодного мониторинга состояния материально-технической базы музея. Научаться приёмам камеральной обработки материала и освоят ведение музейной документации, правила хранения артефактов. Примут участие в реализации социально-значимых проектов, проводимых в учебном учреждении.
Личностные:
Самоопределение:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание своей этнической принадлежности;
- гуманистическое сознание;
- социальная компетентность как готовность к решению моральных идеалов, устойчивое следование в поведении социальным нормам;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование:
- мотивация любой деятельности(социальная, учебно-познавательная и внешняя);
- самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
- целостный, социально-ориентированный взглад на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Метапредметные:
Коммуникативные
- приобретение навыков коммуникативной деятельности;
- приобретение опыта общения с аудиторией;
- обучение правилам проведения экскурсий с учетом возрастных особенностей экскурсантов;
- учиться выполнять различные роли в группе (экскурсовода и экскурсанта);
- умение координировать свои усилия с усилиями других;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- научиться, общаясь с аудиторией, корректировать свои действия учитывая реакцию экскурсантов.
Познавательные
- приобретение навыков частично-поисковой деятельности,
- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу,
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения экскурсионной деятельности.
Регулятивные
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль за результатом.
Ученик научится:
- владеть навыками работы с письменными и вещественными источниками;
- давать оценку наиболее значительным событиям и личностям истории;
- объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов истории;
- работать с музейной документацией;
- бережно относится к памятникам культуры и истории;
- производить учёт и хранение музейных экспонатов.
- Выпускник получит возможность научиться:
- писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады;
- сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
- высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия в мировой истории.
- определять принадлежность и достоверность источника, позицию автора и др.);
- применять знания по истории России и своего края я при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ИСТОРИКО - КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ
Тема 1. Введение (6 часов)
Теоретические занятия (2 часа)
Цели, задачи, участники музейного движения. Целевые программы. Формы участия в движении. Школьный музей как организационно – методический центр движения в школах города. Организация участия учащихся в местных, региональных и всероссийских краеведческих программах
Практические занятия (4 часов)
Подготовка и проведение музейно-краеведческой конференции
Тема 2. Наследие в школьном музее (6 часoв)
Теоретические занятия (2часов)
Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования наследия. Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования.
Практическое занятие (4 часа)
Творческое сочинение учащихся «Наследие, которым я дорожу»
Оформление стенда «По проспектам души»
Тема 3. Функции школьного музея (2 часа)
Теоретические занятия (2 часа)
Полуфункциональность школьного музея: межпредметный учебный кабинет; детский клуб; общественная организация, объединяющая детей и взрослых разных поколений; творческая лаборатория педагогов и учащихся; способ документирования истории природы и общества родного края; форма сохранения и представления материальных и духовных объектов наследия; школа профессиональной ориентации детей.
Тема 4. Родной край в истории государства российского (8 часов)
Теоретические занятия (4 часов)
Мифология по истории заселения родного края. Первые упоминания местности в официальных источниках. Основные вехи истории края в контексте истории государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края. Быт восточных славян
Практические занятия (4 часов)
Экскурсия по достопримечательным объектам природы, истории и культуры родного края.
Викторина «Быт восточных славян»,««Геральдика городов Красноярского края»
Тема 5. Организация школьного музея (6 часов)
Теоретические занятия (2 часа)
Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Учредительные документы школьного музея.
Практические занятия (4 часа)
Подготовка проектов, обсуждение и принятие Устава (Положения) и концепции школьного музея. Выборы исполнительных органов школьного музея: Совета школьного музея, руководителя школьного музея, формирование рабочих групп, выборы их руководителей. Обсуждение функций Совета содействия (попечителей) школьного музея и утверждение его состава.
Тема 6. Моя семья и родной край (6 часов)
Теоретические занятия (2 часа)
Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.
Практические занятия (4 часа)
Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов.
Тема 7. Комплектование фондов школьного музея (10 часов)
Теоретические занятия (4 часа)
Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого исследования. Планирование работы. Специальное снаряжение. Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных явлений и предметах музейного значения. Назначение полевой документации. Обеспечение научной и физической сохранности находок. Меры безопасности в процессе походов, экспедиций, других полевых изысканий.
Практические занятия (6 часов)
Разработка и обсуждение концепции комплектования собрания школьного музея. Определение объектов и источников комплектования. Составление планов экскурсий. Распределение обязанностей между участниками поисково-собирательной работы. Разработка маршрутов походов и экскурсий.
Тема 8. Наша школа, город в истории края (10 часов)
Теоретические занятия (4 часа)
Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории края. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив. Источники по истории школы в районных, городских, областных и республиканских архивах.
Практические занятия (6 часов)
Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Переписка с педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного края. Ведение исторической хроники и летописи школы.
Тема 9. Учёт и хранение краеведческих материалов в полевых условиях (6 часов)
Теоретические занятия (2 часа)
Организация учёта и обеспечения сохранности краеведческих материалов в процессе экспедиций, походов, других полевых исследований – одна из основных научных задач комплектования фондов школьного музея. Суть занятий: научная, юридическая и физическая сохранность предметов музейного значения.
Шифровка предметов музейного значения и их охрана в полевых условиях. Специальное снаряжение для транспортировки краеведческих материалов.
Практическое занятие (4 часа)
Изучение формуляров полевых документов. Изготовление полевых документов учёта и описания краеведческих материалов. Проведение деловой игры-практикума по ведению полевых документов в соответствии с ролевыми функциями актива школьного музея.
Тема 10. Социально-экономическая история края (10 часов)
Теоретические занятия (4 часа)
Основные этапы социального и экономического развития края. Особенное и уникальное в истории края. Специфические особенности развития промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, коммуникаций. Взаимосвязь социально-экономической истории края с природно-климатическими условиями и природными ресурсами. Этнические особенности родного края. Население края - главное его богатство.
Практические занятия (6 часов)
Изучение опубликованных источников по социально-экономической истории края. Выявление объектов музейно-экономической истории края. Выявление объектов музейно-краеведческих исследований. Создание презентаций по теме: Основные промышленные предприятия города, края».Проведение экскурсии «Национальный костюм в истории города, края, страны»
Тема 11. Фонды школьного музея (6 часов)
Теоретические занятия (2 часа)
Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и архивов. Что нельзя хранить в школьном музее.
Практические занятия (4 часа)
Игра-практикум по разработке структуры музейного собрания, формированию основного и научно-вспомогательного фондов, тематических, систематических и персональных коллекций.
Тема 12. Культурное наследие родного края (18 часов)
Теоретические занятия (9 часов)
Понятие о культурном наследии. Материальные и духовные объекты культурного наследия. Живая культура. Разнообразие объектов культурного наследия на территории края. Основные приёмы выявления, учёта и описания объектов культурного наследия. Мониторинг объектов культурного наследия. Музеефикация объектов культурного наследия.
Практические занятия (9 часов)
Выявление и пилотажное обследование объектов культурного наследия на территории родного края. Игра-практикум по составлению паспортов объектов культурного наследия.
Проведение экскурсии «Национальный костюм в истории города, края, страны»
Тема 13. Учет и описание музейных предметов (4 часа)
Теоретические занятия (4 часа)
Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки.
Тема 14. Военная слава земляков (20 часов)
Теоретические занятия (10 часов)
Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий. Военные реликвии семьи. Служба в армии -почетная обязанность гражданина России. Основные битвы ВОВ. Смоленский край в годы ВОВ. Основные битвы ВОВ. Холокост- путь к толерантности. Линии судьбы, из воспоминаний узников концлагерей.
Практические занятия (10 часов)
Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы - кадровых военных или прошедших действительную военную службу. Сбор информации у родственников и знакомых. Сбор сведений о ветеранах войны, уточнение списков ветеранов, проживающих на территории г.АчинскаПоздравление ветеранов войны и учителей-пенсионеров с государственными праздниками.Уход за воинскими захоронениями.Военная викторина«Это наша война - это наша Победа» Создание мероприятий по теме:«Их имена не забыты, защитникам Отечества посвящается!»;«Свидетели войны, свидетели Победы»»;«Дорога жизни. Ленинград»»
Тема 15. Экспозиция школьного музея (12 часов)
Теоретические занятия (6 часов)
Концепция экспозиции школьного музея. Тематико-экспозиционный план и архитектурно - художественное решение экспозиций. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Экспозиционное оборудование. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании.
Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.
Практические занятия (6 часов)
Подготовка предложений и проектов: концепции, тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного решения, их обсуждение.
Тема 16. Тексты в музейной экспозиции ( 6 часов)
Теоретические занятия (3 часа)
Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих и сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.
Практические занятия (3 часа)
Игра-практикум по составлению этикетажа к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.
Тема 17. Наше природное наследие (18 часов)
Теоретические занятия (9 часов)
Природно-климатические условия, геологическое строение и рельеф, почвы, водные ресурсы, растительность, животный мир региона. Объекты природного наследия родного края, их выявление, охрана и музеефикация. Экологические проблемы края. Мониторинг природного наследия.
Практические занятия (9 часов)Выявление объектов природного наследия родного края, их учёт и разработка программ охранных мероприятий. Сбор материалов для гербариев, образцов почв, геологических коллекций, фотографий и рисунков фауны, природных ландшафтов для школьного музея.
Тема 18. Экскурсионная работа в школьном музее (24 часа)
Теоретические занятия (8 часов)
Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.
Практические занятия (16 часов)
Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Репетиции экскурсий.
Тема 19. Городские мероприятия туристско- краеведческого отдела(26 часов)
Городские мероприятия проводятся согласно годовому плану
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п Содержание программы | Теоретические занятия (кол-во часов) | Практические занятия (кол-во часов) | Всего |
1. Введение | 2 | 2 | 4 |
2. Наследие в школьном музее | 2 | 4 | 6 |
3. Функции школьного музея | 2 | - | 2 |
4. Родной край в истории государства российского | 4 | 4 | 8 |
5. Организация школьного музея | 2 | 4 | 6 |
6. Моя семья и родной край | 2 | 4 | 6 |
7. Комплектование фондов школьного музея | 4 | 6 | 10 |
8. Наша школа в истории края | 4 | 6 | 10 |
9. Учёт и хранение краеведческих материалов в полевых условиях | 2 | 4 | 6 |
10. Социально-экономическая история края | 4 | 6 | 10 |
11. Фонды школьного музея | 2 | 4 | 6 |
12. Культурное наследие родного края | 9 | 9 | 18 |
13. Учёт и описание музейных предметов | 4 | - | 4 |
14. Военная слава земляков | 10 | 10 | 20 |
15. Экспозиция школьного музея | 6 | 6 | 12 |
16. Тексты в музейной экспозиции | 3 | 3 | 6 |
17. Наше природное наследие город | 9 | 9 | 18 |
18. Экскурсионная работа в школьном музее | 8 | 16 | 24 |
19.Участие в мероприятиях городского туристско-краеведческого отдела согласно плану мероприятий на 2018-2019 учебный год | - | 26 | |
Итого: | 204 |