Инновационная-экспериментальная деятельность

Буровских Ольга Евгеньевна

Инновационная деятельность

В понятие инновационной деятельности входит освоение нового содержания образования, новых педагогических технологий; проектирование и применение наиболее эффективных учебно - воспитательных систем.

Наш детский сад является инновационной площадкой по внедрению Парциальной программы дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров». Являемся базовой опорой, сетевой площадкой БРИОП.

Парциальная образовательная программа «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров»

Экономика страны нуждается в совершенствовании, что кажется невозможным без высококвалифицированных кадров в инженерном производстве и промышленности. Для выполнения этой важной задачи необходима подготовка специалистов, способных осваивать и самостоятельно разрабатывать высокие технологии, внедрять их в производство, а также специалистов ориентированных на интеллектуальный труд.

Вырастить такого специалиста возможно, если начать работу с дошкольного возраста. По данным педагогов и социологов, ребенок, который не познакомился с основами технической деятельности до 8 лет, в большинстве случае не свяжет свою будущую профессию с техникой.

С этой целью создана программа «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров».

Парциальная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» (авторы: к.п.н. Волосовец Т.В. (РАО), к.п.н. Карпова Ю.В. (СИПКРО), ТимофееваТ.В. (ДОО); рецензент – директор ФИРО, академик РАО, доктор психологических наук, профессор Асмолов А.Г.) является уникальным методическим продуктом и разработана в соответствии с Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155, г. Москва). 

Название программы тоже не случайно. Это своего рода эволюция видов конструкторов: игровой набор «Дары Фребеля» - конструкторы - роботехника. 

Цель программы: Разработка системы формирования у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи программы:

  • В условиях реализации ФГОС ДО организовать в образовательном пространстве ДОО в предметную игровую техносреду, адекватную возрастным особенностям и современным требованиям к политехнической подготовке детей (к ее содержанию, материально-техническому, организационно-методическому и дидактическому обеспечению);
  • Формировать основы технической грамотности воспитанников;
  • Развивать технические и конструктивные умения в специфических для дошкольного возраста видах детской деятельности;
  • Обеспечить освоение детьми начального опыта работы с отдельными техническими объектами (в виде игрового оборудования);
  • Оценить результативность системы педагогической работы, направленной на формирование у воспитанников, в соответствии с ФГОС ДО, предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования.

Принципы реализации программы:

  • Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития; Построение процесса образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе и содержания своего образования. Становится субъектом образования (далее индивидуализация дошкольного образования);
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • Сотрудничество окольной организации с семьей;
  • Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • Возрастная адекватность дошкольного образования ( соответствие условий, требований, Учет этнокультурной ситуации развития детей.

По этой программе мы осваиваем такие конструкторы как Полидрон «Гигант», Полидрон «Юнион», магнитный конструктор, конструктор «Тико», строим с различными видами конструкторов мельницу, дома, робота-помощника и другие объекты с использованием конструкторов.

Обучающие функции робототехники состоят в том, что дошкольник занимаясь робототехникой, приобретает современные политехнические представления и умения, овладевает предпосылками технических и технологических компетенций.

Подготовка детей к изучению технических наук-это одновременно и обучение, и техническое творчество, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом людей, обладающих инженерно-конструкторским мышлением.

1. ТИКО конструкторы

Такая инновационная разработка как конструкторы ТИКО идеально подходят для развития и обучения детей. Развивается моторика, мышление, речь, пространственное восприятие. ТИКО «Грамматика» развивает фонематическое восприятие, способность к звуковому анализу и синтезу. ТИКО «Математика» развивает навыки счета, умение составлять и решать простейшие задачи, логическое мышление. ТИКО конструкторы  способствуют развитию конструктивных навыков.

Новизна в разработке интересных заданий для детей, подготовка детей к овладению навыками чтения, счета. Возможность создавать объемные фигуры, конструкции любой сложности.

2. "Дары Фребеля"

Игровой набор «Дары Фребеля» (14 даров) является уникальным для использования в работе с детьми и открывает новые возможности в процессе реализации основной образовательной программы. При использовании дидактического материала «Дары Фребеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения, творчество. 

Новизна в том, что игровой набор состоит из постепенно усложняющихся пособий, называемых дарами. Дает понятие симметрии, целого и частей. Развивает навыки конструирования в единстве с познанием формы, величины, размеров, пространств отношений.

3. Лего-конструирование и образовательная робототехника

Актуальность внедрения легоконструирования и роботехники значима в свете внедрения ФГОС ДОУ, так как:

  • является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников;
  • позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
  • позволяет воспитаннику проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.;
  • объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Лего–конструирование и образовательная робототехника – это новая педагогическая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей. Объединяет знания и физике, механике, технологии, математике и ИКТ.

                                                                                                

imageimage  image

 

В своей работе применяю следующие инновационные технологии:

Здоровьесберегающую технологию по валеологическому воспитанию "Радуга здоровья".

Цель  технологии: воспитать в детях потребность    к здоровому образу жизни.

Цель определяет следующие задачи:

Учить понимать значение здорового образа жизни для личного здоровья.

Учить устанавливать связь между отношением к своему организму и возможным заболеванием.

Учить осознавать особенности функционирования организма,

правила охраны органов чувств и ухода за ними.

Развивать умение управлять своими чувствами, анализировать

свои поступки и поступки других людей.       

Воспитывать взаимодействие с окружающей средой, понимать,

при каких условиях среда обитания безопасны для жизни.

Формировать понятие, какие привычки и почему представляют

вред для здоровья.

 

image    image

Игровые технологии:

1. Развивающие игры Воскобовича, «Сказочные лабиринты игры» Воскобовича.                   

Цель технологии игр Воскобовича: построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей.

Особенности: многофункциональность развивающих игр, вариативность игровых заданий, наличие конструктивных элементов, сказочная огранка, образность и универсальность.

Новизна технологии игр Воскобовича заключается в повышении образовательного потенциала предметно-развивающей среды ДОО и повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

2. Блоки Дьеныша

Блоки Дьеныша - это целый кладезь игр на развитие логического, математического и пространственного мышления.

 

Пособие состоит из 48 объемных геометрических фигур, и главная особенность набора в том, что ни одна из фигур в нем не повторяется! Все блоки отличаются между собой по четырем свойствам: форма, цвет, размер, толщина. Такой набор характеристик позволяет предложить малышу много интересных аналитических задач на сравнение, обобщение, классификацию, умение кодировать и декодировать информацию. На своих занятиях и в свободной деятельности мы с удовольствием используем, играем этим пособием.

image   image  image

 

Технология  «Ситуация месяца»

Это возможность проявить инициативу, показать и представить то, чему дети  научились в течении месяца, пообщаться с детьми разного возраста. Каждый месяц с детьми прорабатывается новая тема – это «Ситуация месяца», например: «В гости к Осени», «Театр и мы» "Мы жители земного шара-Китай"и т.п.

Технология «Ситуация» – новый педагогический инструмент, который позволяет поэтапно и последовательно формировать у дошкольников опыт выполнения универсальных действий, лежащих в основе саморазвития личности.  

Технология «Ситуации месяца» предоставляет детям возможность проживания различных социальных ролей с целью получения значимых образцов социального поведения.

Задачи педагогической технологии «Ситуация месяца»:

  • воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;
  • учить детей ориентироваться в пространстве и времени;
  • воспитывать дружеские отношения, уважительное отношение к окружающим, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
  • формировать умение проявлять инициативу;
  • формировать умения планировать свои действия и оценивать их результаты.

«Ситуации месяца» способствует расширению кругозора детей, обогащению представлений по изучаемым темам. Для решения образовательных задач по ситуациям месяца педагоги организуют экскурсии, целевые прогулки, т. е. дети станут чаще и с пользой выходить за пределы детского сада.

При отборе тематики и содержания «Ситуации месяца» педагоги исходят из возрастных особенностей детей, содержания образовательной программы, по которой работает детский сад.

Каждую ситуацию месяца проживают дети в течение одного месяца. По завершении проводится заключительный праздник, на котором дети могут показать чему научились, пообщаться с детьми разного возраста.

Воспитателю в «ситуации» отводится роль организатора. Главные действующие лица ситуации – дети и родители. Воспитатель организует среду и побуждает детей действовать в ней. Дети самостоятельно ищут ответы на вопросы в книгах, ставят опыты, исследуют ситуацию в рефлексиях, привлекают свой жизненный опыт и опыт родителей. 

Что же дает детям такое длительное проживание? Повторяя программный материал в течение «Ситуации месяца» в разных вариантах, его усваивают практически все дети.  Данная технология предполагает, прежде всего, создание проблемной, значимой, интересной ситуации и обсуждение ее в рефлексивной манере каждым ребенком, безусловно, с последующим обобщение взрослого.

Затруднение ребенка в собственной деятельности дает ему возможность:

  • понять, чего он пока не знает, не умеет;
  • научиться конструктивно относиться к затруднениям, переводить проблемы в задачи;
  • приобрести опыт успешного преодоления затруднения в повседневной жизни;
  • развить положительную самооценку;
  • научиться правильно формулировать причины различных затруднений;
  • сформировать чувство ответственности за свои поступки.

В результате у детей формируются следующие установки:

  • «Ошибаться – не страшно»
  • «Каждый имеет право на ошибку»
  • «Трудности помогают мне стать сильнее, умнее»
  • «Я имею право чего-то не знать, не уметь» 
  • «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает»
  • «В затруднении содержится возможность» 
  • «Я могу!»
  • «Я сумею!»
  • «Я хороший, умный, сильный!»
  • «Я заслуживаю уважения!»
  • «Меня принимают и любят таким, какой я есть»

Данная технология способствует интеграции образовательных областей в педагогическом процессе. Позволяет создавать коллективные проекты, связанные с «Ситуацией месяца». Дают возможность проявлять всему коллективу ДОУ инициативу и творчество.

Ситуация месяца «Мы жители земного шара - Китай»                  Ситуация месяца «Космос. Я часть Вселенной

                                                                                                      

image                   imageimage
 
 
Ситуация месяца «Театр и мы»
image    
 
 

Технология "Клубный час"

Педагогическая технология «Клубный час»  заключается в том, что дети самостоятельно  в течении одного часа самостоятельно передвигаются  по всему зданию (или участку) детского сада , соблюдая определённые правила поведения, и по звонку колокольчика возвращаются в группу.

Основной  целью  «Клубного часа» является:

  • развитие свободной самостоятельной детской деятельности через формирование активного познавательного интереса детей к окружающему миру и творчеству.

Основные задачи «Клубного часа»:

  • развитие детской самостоятельности и инициативности;
  • формирование положительных взаимоотношений в среде сверстников в процессе совместного взаимодействия;
  • освоение старшими дошкольниками универсальных умений (постановка цели или принятие от взрослого обдумывание пути к её достижению, осуществление своего замысла, оценивание полученного результата с позиции цели);
  • развитие продуктивного детско-взрослого сотрудничества;
  • формирование навыков публичного выступления в процессе презентации результатов своей творческой деятельности;
  • способствовать приобретению собственного жизненного опыта, переживаний необходимых для самоопределения и саморегуляции.

Подготовительная работа проведения «Клубного часа»:

  • Родители, на собрании, заранее предупреждаются о том, что в Учреждении будет проводиться данное мероприятие (день недели, час проведения). Их информируют о том, как это повлияет на детей, каким образом будет обеспечиваться их безопасность.
  • Педагоги (возможно совместно с родителями, социальными партнерами) заранее планируют мероприятия, определяют вид, тему, форму проведения «Клубного часа».
  • К самостоятельному проведению «Клубного часа» могут привлекаться воспитанники подготовительных групп.
  • Родителям, социальным партнерам предоставляется возможность, самим проводить «мастер- классы» в течение «Клубного часа».

Воспитатели и специалисты предварительно обсуждают и определяют следующие моменты:

1. Тематику «Клубных часов», перспективный тематический план на полугодие. Это необходимо, так как «Клубный час» может проводится в различных формах: как образовательная деятельность в утренние часы, как деятельность по интересам в вечернее время, как одна из форм организации прогулки или проведении досуга.

Виды «Клубного часа»:

  • Свободный «Клубный час» - дети свободно перемещаются по своей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам.
  • Тематический «Клубный час», включенный в ситуацию месяца.
  • Деятельностный, в основу которого положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности.
  • «Клубный час» может проводиться как альтернативная форма образовательной деятельности
  • Творческий. Дети подготовительной к школе группы сами организуют свою деятельность на «Клубном часе» для всех детей.

2. Периодичность и длительность «Клубного часа». Мероприятия, как правило,  проходят один раз в неделю в начале и два-три раза в неделю в последующем. Продолжительность 1 час.

3. Правила поведения во время «Клубного часа» (разрабатываются детьми совместно со взрослыми):

  • говори «здравствуйте», когда входишь в другую группу, и «до свидания», когда уходишь
  • помни, что в детском саду встречи в клубе проводятся в помещениях, обозначенных специальным символом-эмблемой клуба
  •  при необходимости проси поддержку взрослых или детей
  •  не отнимай игрушки у других детей, если они взяли их первыми
  •  реши для себя: индивидуально или совместно с другими детьми ты будешь заниматься интересным для тебя делом в клубе
  •  выбирай удобный для себя способ передвижения по детскому саду (индивидуально, в паре, в малой группе)
  •  расскажи в своей группе и дома о том, чем ты занимался в клубе
  •  говори спокойно
  •  ходи спокойно
  •  передвигайся по лестнице, держась за перила
  •  возвращайся в группу по сигналу звонка
  •  если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе или вернуться в нее, если устал
  •  возвращайся в группу по сигналу колокольчика;
  •  если у тебя отобрали два красных кружка, то ты пропускаешь следующий «Клубный час».

4. Организационные моменты «Клубного часа». Все сотрудники детского сада предупреждаются о времени и дне проведения. На время проведения «Клубного часа», закрываются входные двери в сад. Сотрудники, находятся на рабочих местах и занимаются текущими делами, ожидая прихода детей. По возможности общаются с детьми, рассказываю, чем они здесь обычно занимаются, предлагают детям помочь им. Для этого заранее готовятся различные виды деятельности для приходящих детей.

В Центре развития, спортивном зале, музыкальном зале, групповых помещениях выставляют игровое оборудование для самостоятельной деятельности детей. По окончании «Клубного часа» ответственный проходит по всем этажам (группам), например, с колокольчиком, подавая сигнал о том, что пора возвращаться в группы.

5.   Порядок начала программы «Клубного часа». Педагоги определяют, сколько групп и какие будут участвовать в первом мероприятии, как подготовить детей к первому  «Клубному часу». С детьми проводится предварительная работа:

  • обсуждают «для чего проводится «Клубный час», «что они будут делать во время этого мероприятия» и «кто хотел бы на него пойти»;
  • выдаётся план – карта для ориентирования по детскому саду;
  • устанавливаются штрафные санкции за несоблюдение правил;
  • после завершения «Клубного часа» все дети – участники, каждый в своей группе, с воспитателем садятся в круг для обсуждения – рефлексия. Обсуждаются такие вопросы: Где ребенок был? Что ему запомнилось? Хочет ли ребенок еще раз туда пойти и почему? Планировал ли он перед «Клубным часом» куда-то пойти? Смогли это осуществить, если нет, то почему? Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?

Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие у детей в процессе «Клубного часа» и обсуждает их с детьми и родителями (в подходящее для этого время), находя пути их решения в совместной деятельности.

После проведения каждого «Клубного часа» на методической планерке воспитатели, педагоги и сотрудники обмениваются мнениями о том:

  • что делали дети, приходя на его территорию, что было особенного в поведении детей?
  • как реагировали дети, которые оставались в своей группе, когда к ним приходили гости (вопрос для воспитателей)?
  • соблюдали дети правила, и что мешало им их соблюдать, были ли конфликты?
  • какие задачи необходимо решать на предстоящем «Клубном часе»?
  •                    Клубный час «Тепло традиций»                               Клубный час «Безопасность на дороге»
  •                                                                                                                      

                  image                                image                

Проектные технологии

(Технология «Метод проектов» Д. Дьюи, У. Кильпатрик,  С. Шацкий)

 

Развитие творческой личности, которое определяется задачами исследовательской деятельности. Развивается самостоятельность, познавательная активность, ребенок получает новые знания в процессе поиска, исследования. Учится получать результат.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zdorovichok.docx213.48 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация города Улан-Удэ

Комитет по образованию

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 97 «Земляничка» комбинированного вида г. Улан-Удэ

РБ 670042 г. Улан-Удэ, ул. Мокрова, 19Б тел. 45-06-16, 45-18-26

эл. почта: 97zemlaynichka@mail.ru

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

Детский сад № 97 «Земляничка»

___________ Ширипнимбуева О.Н.

__________________ 2018 г.


Проект

 «ЗДОРОВЯЧОК»

Формирование культуры здорового образа жизни и безопасного поведения у дошкольников 4–5 лет.

(средняя группа)


C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\фото.jpg

Составитель проекта:

Воспитатель Буровских О.Е.

г. Улан-Удэ 2018 г.

Проект "Здоровячок".

Вид проекта: практико-ориентированный, открытый, коллективный.( долгосрочный)

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья и безопасности.

Задачи: 

  • Формировать у детей представления о своем теле и бережное отношение к нему.
  • Создать условия для формирования у детей гигиенических навыков и норм, безопасного поведения на улицах города и в быту на основе совместной деятельности с родителями.
  • Реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками в формировании представлений о здоровом образе жизни и безопасном поведении в различных ситуациях.
  • Оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

Прогнозируемый результат: 

  • Привитие и понимание необходимости соблюдения гигиенических навыков, навыков безопасного поведения в различных ситуациях.
  • Элементарные представления о частях тела и их возможностях.
  • Осознание взрослыми и детьми понятий "здоровый образ жизни", «безопасное поведение».

Сроки реализации проекта: 2018-2019г.

Место события:

Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №97 «Земляничка»
г.Улан-Удэ, республика Бурятия.

Участники: дети дошкольной группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Проблема:

Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом и безопасном образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления.
Дети дошкольного возраста имеют очень мало представлений о своем теле и возможностях организма, у них не сформированы представления о бережном отношении к своему здоровью.

Актуальность:

Приобщение к здоровье сберегающему и здоровье укрепляющему осознанному поведению детей с дошкольного возраста является актуальной проблемой дошкольного воспитания. т.к. именно в этом возрасте в силу высокой активности детей формируется их поведение, складываются привычки.
Отсутствие систематического и качественного обучения дошкольников правилам безопасного поведения направляет педагогов и родителей нашей группы на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный:

Постановка цели и задач, выбор оборудования и материалов, составление перспективных планов, и т.д.

2 этап – информационно-исследовательский:

Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.

3 этап – обобщающий:

Обобщение результатов работы в форме закрепления полученных знаний, формулировки выводов, и по возможности составление рекомендаций, презентация опыта.

Работа в ходе реализации проекта специально организовывалась, а также внедрялась в обычные плановые формы работы.

Методика работы в рамках проекта разработана с учётом ФГОС. Выполняя задания, ребята ведут наблюдения, исследуют, рисуют, конструируют, слушают художественные произведения и т.д. Содержание проекта в той или иной степени отражает материал программы «Безопасность», «Здоровье».
Предложенный проект – попытка показать на практике систему деятельности по обучению малышей основам здорового образа жизни и правилам безопасности.
Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, разнообразие приемов и средств, позволяют ребенку осознать возможности своего организма, предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения в жизни; привлекают родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.

Тематическое планирование.

месяц

Я  и мое тело

Личная гигиена и привычки здоровья

Правила безопасности

сентябрь

«Палка, палка, огуречик – получился человечек»

«Советы доктора воды»

«Опасные места в квартире»

 октябрь

«Глазки- подсказки»

«О мыльной пене и расческе»

«Кошкин дом»

ноябрь

«Зачем нам два уха»

«О вредных привычках»

«Научись себя охранять»

декабрь

«Зачем нам красивые зубы»

«Мой носовой платочек»

«Врачи наши помощники»

январь

«Мои защитники: кожа, ногти, волосы»

«Полезные продукты»

«Улица и я»

февраль

«Что могу я делать руками и ногами»

«Помоги мишке стать здоровым»

«Кто нам помогает быть здоровыми»

март

«Пять дел перед сном»

«Уши, носик и глаза помогают нам всегда»

«Незнакомый человек»

апрель

«Витамины и здоровый организм»

«Надо, надо умываться»

«Правила светофора»

май

«Кто я такой»

«Солнышко здоровье дарит»

«Опасности вокруг нас»

Планирование проекта «Здоровячок» для детей 4-5 лет.

Совместная деятельность детей и взрослых

Игры

(сюжетно–ролевые, дидактические, подвижные, пальчиковые, творческие  игры)

Д/и «Кто позвал», д\и «Съедобное – несъедобное», с/р игра «Вылечим  мишку», с\р и «Катаемся на машине»,  п\и «Маленькие ноги шли по дороге», п\и «Лохматый пес», п\и «Солнышко и дождик», с\р игра «Семья», «Чаепитие» и др.

Наблюдения (рассматривание картин; просмотр презентаций, мультфильмов, видео)

«Как чистить зубки?»,  «Как правильно мыть руки», презентация  «Ухаживаем за глазками», презентация «На полке в ванной», презентация «Как уберечься от микробов», «Сажаем лук», м\ф «Бегемот, который боялся прививок» и др.

Моделирование ситуаций

«Пришел Незнайка с грязными руками», «Один на улице», «Собачка подвернула лапу» и др.

Исследование

(опыты, сравнения)

«Чем я не похож на собачку?», «Угадай на вкус», «Чудесный мешочек», «Горячо- холодно», «Что я могу без рук», «Закроем ушки, что будет?», «Смогу ли я с закрытыми глазами взять предмет?», «У меня нет имени», «Цветок в темноте и на солнце», «Узнай музыкальный инструмент на слух» и др.

Беседы

(чтение художественной литературы: стихи, загадки, потешки, песенки и пр.; рассуждения)

«Встреча с незнакомым человеком», «Как ухаживать за зубами; руками» и т.п., «Как общаться с незнакомыми животными», рассказ «Маша и гномик Ау», «Умелые ручки», «Доктор Айболит» и др.

Развлечения

«Сказка про колобка», «Проделки королевы Простуды»

Экскурсии

В медицинский кабинет,  в прачечную, в столовую.

Гимнастика

Утренняя, зрительная, артикуляционная, дыхательная, закаливающая, физминутки, самомассаж.

Изобразительная деятельность

(аппликация, рисование, лепка)

«Украшаем носовые платки для кукол», «Лепим овощи и фрукты», «Лепим витамины для зверей», «Строим светофор»; «Рисуем  микробов», «Обводим ладошку» и др.

Труд

«Уберем игрушки на место»; «Искупаем куклу»; «Стирка носовых платочков»; Поможем мыть игрушки» и др.

Взаимодействие с родителями

Беседы и консультации

«Опасности дома», «Организация режима дня дошкольника»,   «Как провести зрительную гимнастику», «Одежда и здоровье детей» и др.

Информационный стенд

«Опасные предметы», «Правила  пожарной безопасности», «Родителям о ПДД», «Отдыхаем вместе с детьми», «Пытка едой», фотовыставка «Зимушка-зима, рада  тебе детвора» и др.

Папка «Здоровячок»

«Как уберечь ребенка от случайных травм», «Примеры зрительных, пальчиковых гимнастик», «Наши органы слуха»,  «Режим – это важно», «Как правильно чистить зубы», «Закаливание», «Пассивный курильщик» и др.

Обмен опытом

«Народные методы лечения простуды»

Анкетирование

Тест  «Грамотный пешеход», «Дружите ли вы с физкультурой»

Рекомендации

Рассматривание дома детских фотографий мамы, папы, ребенка, беседы   с ребенком,  о том, как вести себя с незнакомым человеком; личный пример при выполнении  гигиенических процедур дома, поведении на улице, при переходе дороги  и др.

Совместные мероприятия

(выставки, развлечения)

«В гостях у бабушки Загадушки»; фотовыставки «Зимушка-зима, рада тебе детвора!»; «Рисуем настроение» и др.

Библиографический список используемой литературы: 

  1. О.В. Чермашенцева «ОБЖ дошкольников»
  2. Г.И.Кулик «Школа здорового человека»
  3. Л.В. Гаврючкина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
  4. Т.Ю. Рюпина «Расти здоровым, малыш» Дошкольное воспитание №6 2007
  5. Т.Н.Петрова, В.Д. Дмитриенко, Е.А.Петрова «Примерное планирование занятий по валеологии в средней группе»
  6. Т.Г. Храмцова «Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице» учебное пособие – М: центр педагогического образования, 2007.
  7. Л.Б.Поддубная «Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы». Волгоград: ИТД «Корифей»
  8. В.А.Деркунская «Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников», Дошкольная педагогика. 2006. №5
  9. Н.А.Извекова, А.Ф.Медведева и др.: под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. «Занятия по правилам дорожного движения» Сост – М.: ТЦ Сфера, 2008.