Для вас родители.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕЖИМУ ДНЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД САМОИЗОЛЯЦИИ.
Рекомендации по режиму дня дошкольников в период самоизоляции. Сейчас, во время карантина и самоизоляции, многие родители остались дома с детьми на продолжительное время. Возникает вопрос: «Как организовать деятельность ребенка в течение дня? ».
Прежде всего, взрослые должны организовать свой день так, чтобы как можно меньше распорядок дня ребенка дома отличался от распорядка дня в детском дошкольном учреждении. Ведь карантин закончится, и дети вернутся к привычной размеренной жизни в детском саду. И лучше, чтобы малышу не пришлось заново к нему привыкать. Родителям нужно понимать, что изменилось только место пребывания большей части дня ребенка, а его деятельность должна и впредь быть такой, как и была (по возможности, или немного изменена). Важно, чтобы у ребенка были четкие ожидания по поводу того, что будет происходить в течение дня — когда будет время для игр, чтения и отдыха.
День должен начинаться с гигиенических процедур, утренней гимнастики, завтрака. В течение дня родители (или другие взрослые, которые будут находиться с ребенком дома) должны организовать учебную, игровую, самостоятельную деятельность ребенка.
Игровая деятельность
Игра всегда привлекает ребенка. Она является ведущей деятельностью в дошкольном детстве. Игровая деятельность способствует развитию у ребенка навыков, умений, необходимых для самообслуживания и оказания помощи взрослым. В сюжетно-ролевых играх ребенок воспроизводит и моделирует уборку, стирку, прием пищи, одевание и раздевание на примере куклы или другой игрушки.
Трудовая деятельность
У малышей есть желание самостоятельно выполнять некоторые трудовые поручения — мыть посуду, накрывать на стол, убирать, подметать. Поэтому ребенку следует давать посильные трудовые поручения. Которые будут способствовать становлению его личности, формированию объективной самооценки и самоутверждению.
Художественно-продуктивная деятельность
Рисование, лепка, аппликация, конструирование — это то, что, ребенку нравится делать больше всего после игры. В этих видах художественно-продуктивной деятельности малыш имеет возможность воплотить свои замыслы и реализовать творческие способности, независимо от взрослого.
Обратите внимание!
1. Важно, чтобы родители контролировали пребывание ребенка перед компьютером или планшетом. Нужно организовать пребывание на свежем воздухе (в условиях карантина это возможно на лоджии, балконе, обязательно частое проветривание помещения, в котором ребенок проводит время.
2. Ребенку также будет полезно послушать сказку, рассказ, выучить стихотворение, пересказать прочитанное произведение. Это можно сделать с помощью вопросов, рисунков. Интересная форма работы – это составление сказки, возможно ее героями будут нереальные фантастические создания и пусть ребенок дает волю своим фантазиям, а взрослый записывает сказку и собирает в семейную копилку. Возможно, это войдет в добрую традицию в вашей семье, и таких произведений будет еще много.
3. Сейчас есть много интересных настольных игр, которые развивают логическое мышление, память, внимание — и это тоже будет интересным времяпрепровождением, для вас и ваших детей.
4. Еще одним не менее интересным занятием для ребенка будет исследовательская деятельность. Можно с ребенком провести различные опыты, ознакомиться со свойствами некоторых материалов.
5. Можно организовать тематические домашние вечеринки, подготовить сценарий, костюмы, декорации, конкурсы, призы. Также, можно устроить семейный просмотр фильма, предварительно проведя инсценировку посещения домашнего кинотеатра с продажей и покупкой билетов соков, попкорна.
6. Не изолируйте ребенка от общества. Поддерживайте контакт с друзьями и близкими. Ребенок может общаться с друзьями и близкими, которых вы не можете посетить лично, используя видеочаты.
7. Некоторое время можно уделить просмотру мультфильмов и развивающих и познавательных видео на YouTube канале.
8. И не забывайте про тихий час.
Надеемся, что эта информация будет для Вас полезной.
Будьте здоровы!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям
«Подготовка ребенка к школе»
«Семья для ребенка – это источник общественного опыта.
Здесь он находит примеры для подражания
и здесь происходит его социальное рождение.
И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение,
то должны решать эту проблему «всем миром»:
детский сад, семья, общественность»
В.А. Сухомлинский
Уважаемые родители!
Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у вас, как у родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли это, что ребёнок должен знать и уметь перед школой, в шесть или семь лет отдать его в первый класс и так далее.
Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален. Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе, а с другими детьми в семь лет возникает много хлопот. Но одно можно сказать точно – готовить детей к школе обязательно нужно, потому что это станет отличным подспорьем в первом классе, поможет в обучении, значительно облегчит адаптационный период.
Что включает в себя подготовка к школе?
Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. И сюда входит далеко не только совокупность необходимых знаний. Итак, что подразумевает качественная подготовка к школе?
В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.
Физиологическая готовность ребенка к школе
Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он должен обучаться в специальной коррекционной школе, предусматривающей особенности его здоровья. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.
Психологическая готовность ребенка к школе
Психологический аспект готовности включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.
Интеллектуальная готовность к школе:
• к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже);
• он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;
• ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;
• должны соответствовать возрасту развитие его памяти, речи, мышления.
Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:
• ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
• толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
• нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
• ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.
Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:
• понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
• наличие интереса к учению и получению новых знаний;
• способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;
• усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
Познавательная готовность ребенка к школе
Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?
1)Внимание.
• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
• Находить сходства и отличия между предметами, картинками
• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.
2)Математика.
• Цифры от 0 до 10.
• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.
• Арифметические знаки: « », «-«, «=».
• Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
• Ориентирование в пространстве и листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.
3)Память.
• Запоминание 10-12 картинок.
• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
• Пересказывание текста из 4-5 предложений.
4) Мышление.
• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.
• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
• Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.
• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
• Складывать пазлы без помощи взрослого.
• Сложить из бумаги вместе со взрослым простой предмет: лодочку, кораблик.
5) Мелкая моторика.
• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
• Выполнять аппликации.
6) Речь.
• Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.
• Понимать и объяснять смысл пословиц.
• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.
• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.
• Различать в словах буквы и звуки.
7) Окружающий мир.
• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.
Что нужно знать родителям, занимаясь с ребенком дома?
Домашние занятия с ребенком очень полезны и необходимы будущему первокласснику. Они положительно влияют на развитие ребенка и помогают в сближении всех членов семьи, установлении доверительных отношений. Но такие занятия не должны быть для ребенка принудительными, его необходимо в первую очередь заинтересовать, а для этого лучше всего предлагать интересные задания, а для занятий выбрать наиболее подходящий момент. Не надо отрывать ребенка от игр и усаживать его за стол. Постарайтесь увлечь его, чтобы он сам принял ваше предложение позаниматься. Кроме этого, занимаясь с ребенком дома, родители должны знать, что в пять-шесть лет дети не отличаются усидчивостью и не могут долгое время выполнять одно и то же задание. Занятие дома не должно продолжаться более пятнадцати минут. После этого следует сделать перерыв, чтобы ребенок отвлекся. Очень важна смена деятельности. Например, сначала вы в течение десяти-пятнадцати минут выполняли логические упражнения, потом после перерыва можно заняться рисованием, далее поиграть в подвижные игры, после чего полепить из пластилина забавные фигуры и т. п.
Родители должны знать и еще одну очень важную психологическую особенность детей дошкольного возраста: их основным видом деятельности является игра, через которую они развиваются и получают новые знания. То есть все задания должны преподноситься малышу в игровой форме, а домашние занятия не должны превращаться в учебный процесс. Но занимаясь с ребенком дома, даже не обязательно отводить для этого какое-то конкретное время, развивать своего малыша можно постоянно. Например, когда вы гуляете во дворе, обратите внимание ребенка на погоду, поговорите о времени года, подметьте, что выпал первый снег или у деревьев начали опадать листья. На прогулке можно посчитать количество лавочек во дворе, подъездов в доме, птиц на дереве и так далее. На отдыхе в лесу познакомьте ребенка с названиями деревьев, цветов, птиц. То есть старайтесь, чтобы ребенок обращал внимание на то, что его окружает, что происходит вокруг него.
Большую помощь родителям могут оказать различные развивающие игры, но при этом очень важно, чтобы они соответствовали возрасту ребенка. Прежде чем показать игру ребенку, познакомьтесь с ней сами и решите, насколько она может быть полезной и ценной для развития малыша. Можно порекомендовать детское лото с изображениями животных, растений и птиц. Не стоит дошкольнику приобретать энциклопедии, скорее всего они его не заинтересуют или интерес к ним пропадет очень быстро. Если ваш ребенок посмотрел мультфильм, попросите рассказать о его содержании – это станет хорошей тренировкой речи. При этом задавайте вопросы, чтобы ребенок видел, что это для вас действительно интересно. Обращайте внимание на то, правильно ли ребенок при рассказывании произносит слова и звуки, если есть какие-то ошибки, то деликатно говорите о них ребенку и исправляйте. Разучивайте с ребенком скороговорки и стишки, пословицы.
Тренируем руку ребенка
Дома очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом. Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы. Да, ножницами можно пораниться, но если с ребенком проговорить, как правильно обращаться с ножницами, что можно делать, а что – нельзя, то ножницы не будут представлять опасности. Следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока. Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки. Учите вместе с ребенком пальчиковые разминки – в магазинах без проблем можно купить книжку с увлекательными и интересными для малыша пальчиковыми разминками. Кроме этого, тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок.
При выполнении ребенком письменного задания следите, правильно ли он держит карандаш или ручку, чтобы его рука не была напряжена, за осанкой ребенка и расположением листа бумаги на столе. Продолжительность выполнения письменных заданий не должна превышать пяти минут, при этом важность имеет не быстрота выполнения задания, а его точность. Начинать следует с простых заданий, например, обводить изображение, постепенно задание должно усложняться, но только после того, как ребенок будет хорошо справляться с более легким заданием.
Некоторые родители не уделяют должного внимания развитию мелкой моторики ребенка. Как правило, по причине незнания, насколько важно это для успешного обучения ребенка в первом классе. Известно, что наш ум лежит на кончиках наших пальцев, то есть чем лучше у ребенка развита мелкая моторика, тем выше его общий уровень развития. Если у ребенка плохо развиты пальчики, если ему трудно вырезать и держать в руках ножницы, то, как правило, у него плохо развита речь и он отстает по своему развитию от сверстников. Именно поэтому логопеды рекомендуют родителям, чьи дети нуждаются в логопедических занятиях, одновременно заниматься лепкой, рисованием и другими занятиями на развитие мелкой моторики.
В первый класс: с шести или семи лет?
В настоящее время первоклассники-шестилетки не редкость. Их родители уверены, что так будет лучше для ребенка, руководствуясь своими личными соображениями. Некоторые родители считают, что их ребенок в шесть лет уже способен успешно обучаться в первом классе, и предпочитают не тратить еще целый год на посещение детского сада. Однозначно ответить, с семи или с шести лет отдавать ребенка в школу, нельзя. Каждый ребенок индивидуален, индивидуальны его психологические особенности, уровень развития, физическое здоровье и так далее. Но можно сказать точно: подготовленность ребенка к школе складывается из целого комплекса факторов, о которых уже говорилось выше. И если у ребенка все эти факторы развиты на достаточном уровне, то он полностью готов к обучению в первом классе, даже если ему шесть лет, а не семь. Если какой-то один из факторов менее развит, например, эмоционально-волевая или социально-личностная подготовленность, то у ребенка будут проблемы с обучением, пострадает его успеваемость и так будет не только в первом классе, но и в последующих. Это отрицательно скажется и на его здоровье. Поэтому если вы решили отдать ребенка в первый класс с шести лет, то рекомендуется проконсультироваться со специалистом, чтобы он определил, готов ли ребенок к обучению в школе или нет. Если ваш ребенок идет в школу с семи лет, то за несколько месяцев до первого сентября желательно также посетить специалиста, который проведет диагностику готовности ребенка к школе. Кстати, с подобной просьбой можно обратиться к воспитателям или психологу детского сада.
Рекомендации родителям дошкольника
Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь к следующим рекомендациям психологов и педагогов.
1. Не будьте слишком требовательны к ребенку.
2. Ребенок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым.
3. Следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной.
4. Если вы видите, что у ребенка есть проблемы, то не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: логопеду, психологу и т. д.
5. Учеба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребенку небольшие праздники и сюрпризы, например, отправьтесь в выходные дни в цирк, музей, парк и т. д.
6. Следите за распорядком дня, чтобы ребенок просыпался и ложился спать в одно и то же время, чтобы он достаточно времени проводил на свежем воздухе, чтобы его сон был спокойным и полноценным. Исключите перед сном подвижные игры и другую активную деятельность. Хорошей и полезной семейной традицией может стать чтение книги всей семьей перед сном.
7. Питание должно быть сбалансированным, не рекомендуются перекусы.
8. Наблюдайте, как ребенок реагирует на различные ситуации, как выражает свои эмоции, как себя ведет в общественных местах. Ребенок шести-семи лет должен управлять своими желаниями и адекватно выражать свои эмоции, понимать, что не всегда все будет происходить так, как этого хочет он. Следует уделить особое внимание ребенку, если он в предшкольном возрасте может прилюдно устроить скандал в магазине, если вы ему что-то не покупаете, если он агрессивно реагирует на свой проигрыш в игре и т. п.
9. Обеспечьте для домашних занятий ребенку все необходимые материалы, чтобы в любое время он мог взять пластилин и начать лепить, взять альбом и краски и порисовать и т. д. Для материалов отведите отдельное место, чтобы ребенок самостоятельно ими распоряжался и держал их в порядке.
10. Если ребенок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение пятнадцати-двадцати минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь.
11. Если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы заинтересовать его. Для этого используйте свою фантазию, не бойтесь придумывать что-то интересное, но ни в коем случае не пугайте ребенка, что лишите его сладостей, что не пустите его гулять и т. п. Будьте терпеливы к капризам вашего неохочих.
12. Обеспечьте ребенку развивающее пространство, то есть стремитесь, чтобы вашего малыша окружало как можно меньше бесполезных вещей, игр, предметов.
13. Рассказывайте ребенку, как вы учились в школе, как вы пошли в первый класс, просматривайте вместе свои школьные фотографии.
14. Формируйте у ребенка положительное отношение к школе, что у него там будет много друзей, там очень интересно, учителя очень хорошие и добрые. Нельзя пугать его двойками, наказанием за плохое поведение и т. п.
15. Обратите внимание, знает и использует ли ваш ребенок «волшебные» слова: здравствуйте, до свидания, извините, спасибо и т. п. Если нет, то, возможно, этих слов нет в вашем лексиконе. Лучше всего не отдавать ребенку команды: принеси то, сделай это, убери на место, - а превратить их в вежливые просьбы. Известно, что дети копируют поведение, манеру говорить своих родителей. Если вы используете при ребенке ненормативную лексику, если вы грубы друг с другом, то не удивляйтесь, если учителя будут жаловаться, что ваш ребенок в школе материться, дерется, задирается на других детей.
Готовим руку к письму
Наверное, первоклашкам труднее всего приходится на уроках обучения грамоте. Как считают врачи, физиологи, психологи, причины в том, что слабые мышцы кистей рук малыша быстро устают.
К шести годам дети могут выполнять сложные задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. Можно предложить детям выполнить разные виды плетений из бумаги, ткани, тесьмы. Старшим дошкольникам вполне доступны и простейшие приемы плетения макраме.
Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми, когда они занимаются изготовлением бус из бумаги. Дети сами разрезают бумагу, скручивают ее в бусины, проклеивая ее конец, а затем нанизывают на нитку.
Очень полезны для развития пальцев рук ребенка рисование и раскрашивание. Не рисуйте фломастерами: они не требуют никаких усилий от ребенка и не развивают мышц пальцев руки. Отдавайте предпочтение цветным карандашам и восковым мелкам.
Рисуйте или распечатывайте лабиринты, и пусть каждый ребенок «ходит» по ним, отмечая свой путь карандашом. Пусть ребенок сам нарисует лабиринт.
Бывают картинки с пронумерованными точками, которые нужно соединять по порядку. Или просто точки без номеров, которые стоят достаточно близко, - некоторым детям нравится их соединять и потом раскрашивать и дорисовывать картинку.
Используйте разнообразные трафареты. Не обязательно покупные – обводить можно что угодно. А получившиеся картинки очень интересно дорисовывать и заштриховывать.
Делаем дыхательную гимнастику правильно!
Для правильного произношения звуков недостаточно тренировать органы артикуляции, необходимо также научить ребенка правильно дышать. Следите, чтобы вдох шел через нос, плечи не поднимались, щеки не надувались (сначала можно прижимать их ладошками). Упражнения нужно повторять не более 3-5 раз, поскольку излишние старания могут привести к головокружению.
Пузыри в воде. Ребенок кладет соломинку на язык, плотно прижимает язык к зубам, губы в широкой улыбке – легкий выдох в воду, выдувая большие пузыри.
Свеча. Ребенок делает ровный, медленный выдох – пламя свечи легло, и его надо удержать в этом положении воздушной струей.
Погаси свечу. Ребенок делает вдох, затем секундную задержку дыхания и несколько выдохов – толчков: «фу-фу-фу».
Погрей ладошки. Ребенок имитирует дутье теплым воздухом на озябшие ладошки, произнося при этом шепотом на одном усиленном выдохе: «х-х-х».
Цветочный магазин. Предложите ребенку медленно глубоко вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы, и на выдохе произнести: «Ах, как пахнет!»
Снежные занавески. Ребенок кладет соломинку на язык, плотно прижимает язык к зубам. Открывает широко рот и удерживает соломинку у верхних резцов. Для контроля направленности воздушной струи предлагается дуть на занавеску с бахромой. Если воздух выходит направленно, будет колыхаться каждая нить занавески.
Карандаш. Плавной воздушной струей попробуйте прокатить карандаш по столу.
Костер. Перед ребенком кладется макет костра с полосками тонкой красной бумаги. Детям предлагается раздувать «угасающий», вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, достаточную громкость, плавность и выразительность речи.
Как пополнить словарный запас у детей 6-7 лет
Словарный запас в основном формируется в семье и складывается к 6-7 годам. Дальше ребенок будет «добирать» новые слова за счет прочитанных литературных произведений, услышанных и усвоенных на экскурсиях и занятиях, при обучении рассказыванию, во время словесных игр. Многие чрезвычайно просты и не требуют более 10-15 минут времени.
Предложите малышу игры и упражнения, направленные на расширение и активизацию словаря.
По дороге домой. Взрослый предлагает ребенку называть все предметы, мимо которых он проходит, обязательно указывая, какие они: «Вот девятиэтажный серый дом. У него много окон и два подъезда. Вот рыжая пушистая кошка».
Что я загадал? Взрослый перечисляет признаки, свойства, предмета, возможные действия с ним: «Круглый оранжевый фрукт, из него можно сделать сок».
Загадай – мы отгадаем. Составление ребенком загадок-описаний.
При знакомстве с многозначными словами желательно использовать наглядность: рисунки, иллюстрации, сами предметы. Например, гуляя в лесу, обратите внимание на сосновые и еловые иголки, вспомните, что иголки бывают швейными, медицинскими, иголками у ежа. Попросите ребенка объяснить значение слов в словосочетаниях: острая коса – длинная коса.
Большое значение в обращении детского словаря работа по словообразованию. Ребенок начинает понимать, как образуются новые слова: названия детенышей животных, некоторых слов (почему цветок – подснежник, а гриб – подберезовик).
Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объема словаря. Необходимо учить детей различать и подбирать слова, близкие и противоположные по значению слова (антонимы и синонимы).
Скажи наоборот. Взрослый называет слово, а ребенок – противоположное ему по значению: толстый – тонкий, сильный –слабый, стоять – идти, война – мир и т. д.
Продолжи цепочку. Взрослый называет одно-два слова, а ребенок должен подобрать как можно больше близких по значению слов: пища – еда – корм – продукты; жилище – дом – квартира – здание; идти – шагать – топать – шлепать; веселый – озорной – смешной.
Дети дошкольного возраста учатся не только соотносить слова по смыслу, но и объяснять их значение (упражнения «Почему так называют?», «Скажи по-другому»).
Играем и развиваем грамматический строй речи
Выполняя интересные и увлекательные задания в форме игр, ребенок в игровой форме научится правильно находить нужный по смыслу приставочный глагол, образовывать относительные и притяжательные прилагательные, подбирать глаголы-антонимы и строить с ними предложения.
Из чего сделано? (С мячом.) Взрослый, бросая мяч, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч, отвечает: «кожаные».
Чей хвост? Ребенку предлагается угадать, чьи хвосты изображены на картинке. Например: «У зайца какой хвост? Заячий».
Скажи наоборот. Взрослый предлагает малышу посмотреть на мальчика, который делал все наоборот. Мама его просит подойти – он отходит; мама просит убрать игрушки – он разбрасывает; скажет мама: «Повернись ко мне» - он отворачивается. Объясняя правила игры, взрослый просит малыша представить, что бы сделал такой мальчик-«наоборот», если бы его попросили: встать, показать ладони, открыть рот, опустить руки, поймать мяч, согнуть руки, положить ручку, отодвинуть стул и т. п.
Когда подбор слов противоположного значения осуществляется без ошибок, можно продолжать игру и попросить назвать «действия-наоборот» к предложенным действиям: подбежать, подплыть, взлететь, подняться, опустить, выдернуть, повесить, поймать, отвернуться, чинить, завязать, спутать, влить, ссориться, кричать, трудиться, зажечь, придвинуть, спрашивать, обижать, ловить, пачкать и пр.
Бывает – не бывает. Взрослый просит внимательно слушать то, что он скажет. Если то, что он скажет, бывает, надо хлопнуть в ладоши и повторить сказанное; если не бывает – покачать головой и промолчать. Затем взрослый медленно, отчетливо произносит сочетания слов: кошка летает. Рыбка летает. Воробей летает. Стол прыгает. Гусеница прыгает. Зайчик прыгает. Собака прыгает. Дом прыгает. Дом прыгает. Дорога прыгает. Лодка плавает. Корабль плавает. Топор плавает. Утюг плавает. Молоток плавает. Стол ходит. Дом ходит. Лампа ходит. (И т. д.)
Подбери слово. Взрослый предлагает малышу внимательно слушать и выбирать для рыбки, лягушки и бабочки правильные, точные действия (глаголы). Рыбка: к камню (отплыла или подплыла); от берега (переплыла или отплыла); всю реку (всплыла или переплыла? Бабочка к цветку (отлетела или подлетела); с ветку на цветок (облетела или перелетела); вокруг капусты (влетела или облетела); в комнату (подлетела или влетела? Лягушка: к бревну (подпрыгнула или впрыгнула); на бревно (впрыгнула или выпрыгнула); с бревна (отпрыгнула или спрыгнула); от журавля (перепрыгнула или отпрыгнула)
Упражнение продолжается до тех пор, пока ребенок не станет сознательно и точно подбирать нужный приставочный глагол.
Перечисленные упражнения помогут развивать речь вашего ребенка, что позволит ему выражать свои мысли более выразительно и правильно.
Праздник красивой речи
Ребенок седьмого года жизни правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно составляет фразы; говорит громко, но в зависимости от ситуации может говорить тихо и даже шепотом; умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуется интонационными средствами выразительности.
Свои возможности дошкольник сможет показать в разнообразных играх.
Скажи наоборот. Взрослый произносит различные слоги, а ребенок произносит слог наоборот. Например: ау – уа, ры –ыр, ос – со…
Сигнальщики. У ребенка карточки, на одной из которых изображен колокольчик, на другой колокольчик зачеркнут. Если слово начинается с глухого согласного, ребенок показывает зачеркнутый колокольчик, если со звонкого – обычный колокольчик.
Заколдованное слово. Взрослый предлагает ребенку «спасти» слово, проговорив все звуки, из которых оно состоит. Сначала следует подбирать односложные легкие слова, например слово «мяч», а потом усложнять.
Телеграфист. Ребенок отстукивает слоговой рисунок слова с помощью карандаша: мар-ме-лад, по-су-да, че-ре-па-ха…
Звуковая цепочка. Взрослый называет первое слово, далее ребенок называет слово,начинающееся с того звука, которым заканчивается предыдущее слово. Например: весна – автобус – слон – нос – сова…
Архитектор. Ребенок называет слово с заданным звуком и берет одну детальконструктора. Чем больше правильно названных слов, тем больше и красивее постройка.
Собери мозаику. Взрослый предлагает ребенку собрать мозаики: зеленую – если в слове заданный звук мягкий, синюю - если звук твердый. Одно правильно придуманное слово – одна деталь мозаики.
Отыщи слово, отыщи звук.
1. Землю роет старый к…от (крот)
Под землею он живет.
2. Нам темно. Мы просим папу
Нам включить поярче ла…пу (лампу).
3. На арену вышли …игры (тигры,
Мы от страха все притихли.
Подобные игры и упражнения по развитию фонематического восприятия облегчают дошкольнику процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем - чтения и письма.
Рекомендации родителям первоклассника
Итак, ваш ребенок пошел в первый класс, но это не повод для того, чтобы расслабляться, а как раз наоборот. Во многом именно от вас зависит, как будет учиться ребенок, и его отношение к школе. Обратите внимание на следующие моменты.
1. Помните, что ваш ребенок первоклассник, а не десятиклассник, поэтому не требуйте от него больше, чем надо.
2. Уважительно относитесь к самостоятельности ребенка, его новой школьной жизни, теперь у него появились личные дела – отношения с одноклассниками, учителем, школьное расписание, уроки.
3. Не старайтесь полностью контролировать пребывание ребенка в школе, некоторые моменты можно обсудить индивидуально с учителем, но не в присутствии ребенка. Больше обращайте внимание на пребывание ребенка дома, чем он занимается, как и сколько, но опять же ненавязчиво и незаметно для ребенка, чтобы он не подумал, что вы им командуете.
4. Не принижайте, не стыдите ребенка перед его сверстниками. Старайтесь сформировать адекватную самооценку.
5. Спрашивайте, что он нового узнал в школе, чем занимались на уроках, какое было домашнее задание и т. д.
6. Уважайте его самостоятельность и личные вещи. Не копайтесь без его ведома в портфеле, не перекладывайте его вещи в шкафу и т. д.
С того момента, когда ваш ребенок впервые переступит порог школы, начнется новый этап его жизни. Постарайтесь, чтобы этот этап начался с радостью, и чтобы так продолжалось на протяжении всего его обучения в школе. Ребенок всегда должен чувствовать вашу поддержку, ваше крепкое плечо, на которое можно облокотиться в трудных ситуациях. Станьте ребенку другом, советчиком, мудрым наставником, и тогда ваш первоклассник в будущем превратится в такую личность, в такого человека, которым вы сможете гордиться.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Развитие речи детей 6–7 лет
в домашних условиях»
О нормах речевого развития ребенка в 6-7 лет
После 5 лет словарный запас ребёнка растёт стремительно. Непроизвольная память в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой: один раз услышанное слово легко входит в активный словарь.
Проверить состояние словаря несложно.
К 6 годам дошкольник должен владеть обиходным словарем в полном объеме: знать все обобщающие слова (профессии, транспорт, посуда, инструменты, овощи, фрукты, ягоды, времена года, сутки, одежда, обувь, головные уборы, посуда, мебель, бытовая техника или приборы, домашние и дикие животные и птицы, насекомые)
Не должен путать сходные предметы: кувшин - ковшик, миска - чашка, тарелка, кружка, стакан, фартук - сарафан, шофер - шахтер. А это у детей встречается. Например, показываешь на кресло и спрашиваешь: Что это? Ребёнок отвечает: стул. Или на стакан - говорит «чашка».
Должен знать из чего состоят предметы: у дерева - ствол, ветки, листья, корни, у стула - спинка, сиденье, ножки.
Ваш ребёнок должен владеть достаточным количеством глаголов: не путать сходные действия. Например, змея именно ползёт, а не идёт, а заяц скачет. Знать, что делают различными инструментами (пилят, рубят, режут, колют, как кричат животные и птицы (мычат, щебечут, чирикают, кудахчут, блеют, ржут, стрекочут)
Ребёнок в этом возрасте умеет подобрать антоним: высокий - низкий, узкий - широкий, толстый - тонкий, острый - тупой, молодой - пожилой. Предлоги времени и пространства используются к месту и правильно: за диваном, из-за дивана, над, на, под, из-под, около, перед, между, после. К 6 годам ребёнок должен хорошо ориентироваться во времени: знать времена года, месяцы, дни недели, части суток.
Грамматический строй, связная речь
К 6 годам дети обычно умеют пользоваться не только простыми, но и сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, пересказывать текст без пропусков и перестановок частей. При этом все формы существительных, прилагательных и глаголов используются без ошибок.
Проверьте, умеет ли ребёнок образовать множественное число: стулья, окна, ведра, пни, дома.
Уменьшительные и увеличительные формы слов: стульчик, платьице, креслице, камушек, домище, волчище, хвостище.
Не нарушена ли структура длинных слов: электричество, милиционер, конструктор, строительный материал.
Умеет ли рассказать о событии собственной жизни, описать игрушку, придумать рассказ по картинке.
Больше общайтесь со своим ребёнком словесно. Интересуйтесь его мнением, его впечатлениями, создавайте комфортную обстановку общения, чтобы ребёнок мог легко открыться перед вами, чтобы хотел делиться своими наблюдениями, выводами, переживаниями. Главный фактор развития речи – наличие заинтересованного, доброжелательного слушателя. Вы всегда можете вставить реплику, подбодрить, помочь в выборе удачного оборота речи, чтобы малыш не заметил, что вы его поправили. И, конечно, главный источник речевых образцов - это художественная литература. Дети, имеющие богатый опыт слушания книг, обязательно имеют и хорошо развитую связную речь. Ничто не заменит ребёнку книги: ни передача по телевизору, ни электронные игры, ни даже полноценное речевое общение на разговорно-бытовом уровне.
Звукопроизношение
К 6 годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. Не должно быть никаких замен или пропусков звуков. У некоторых детей наблюдаются различные недостатки произношения, связанные с нарушениями в строении или подвижности органов речи или с недоразвитием фонематического слуха. Не каждая мама замечает, что у ребёнка проблемы со звуками: не все считают нарушением межзубное произношение свистящих С, З, Ц, губное произношение Л, дефекты звуков Р, Ш, Ж. Родители должны включиться в совместную работу. Без вашей помощи логопеду будет трудно, а иногда и невозможно достичь скорого результата.
Корректировать речь ребенка нужно с помощью специалиста Логопеда. Но если родители будут заниматься с ребенком еще и дома, по мимо занятий с логопедом, эффект не заставит себя ждать!
Комплекс интересных занятий по развитию речи детей 6-7 лет, ребенок может выполнять дома с мамой или папой.
«Комплекс интересных занятий для развития
речи детей 6-7 лет ДОМА»
Мама и папа могут включиться в процесс логопедических занятий с детьми и сделать развитие речи своего ребенка увлекательной игрой.
Но, любая игра имеет правила:
- Речь взрослого должна быть образцом для ребёнка – чёткой, неторопливой, спокойной!
- Применяйте понятные слова и выражения.
- Непонятные для восприятия слова – обязательно объясняйте ребёнку!
Как развивать речь ребенка дома?
- Разговаривайте с ребенком, пойте вместе песни;
- Больше читайте;
- «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» развивайте руки ребенка: занимайтесь любым ручным трудом и творчеством: лепка, рисование, штриховка и прописи – они развивают моторику и отделы мозга, отвечающие за связную речь!; (приложение № 1)
- Учите ребенка самомассажу рук; (приложение № 2);
- Играйте в пальчиковые игры; (приложение № 3);
- Подготавливайте речевой аппарат с помощью специальной артикуляционной гимнастики (Упражнения выполняются перед зеркалом); (приложение №4)
- Развивайте речевое дыхание; (приложение № 5)
- Играйте в речевые игры; (приложение №6)
- Учите скороговорки (приложение №7)
Выбирайте время, когда ребенок в хорошем настроении.
Будьте терпеливы, ласковы с ребенком.
Постепенно усложняйте задания.
УСПЕХОВ ВАМ!
Приложение 2
Массаж рук с помощью массажного мячика.
«Ёжик»
Представьте, что к вам в гости пришел ёжик. Все движения выполняются в соответствии с текстом.
Ёжик выбился из сил-
Яблоки, грибы носил.
Мы потрем ему бока,
Надо их размять слегка.
А потом погладим ножки,
Чтобы отдохнул немножко.
А потом почешем брюшко,
Пощекочем возле ушка.
Ёж по тропке убежал,
Нам «Спасибо!» пропищал.
Ребенок жалеет ёжика, гладит, чешет, щекочет. На слова «по тропке убежал» мячик можно катать по столу, коленкам.
«Месим тесто»
Месим, месим тесто – сжимаем массажный мячик в одной руке.
Есть в печке место – перекладываем и сжимаем мяч другой рукой.
Я для милой мамочки – сжимаем мяч двумя руками несколько раз.
Испеку два пряничка – катаем мяч между ладонями.
«Орех»
Движения соответствуют тексту
Я катаю свой орех
По ладоням снизу вверх.
А потом обратно,
Чтоб стало мне приятно.
Я катаю свой орех,
Чтобы стал круглее всех.
«Иголки»
У сосны, у пихты, ёлки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник.
Ребенок катает мяч между ладонями, по запястью, ножкам и т. д. сначала медленно, а потом ускоряя темп.
«Непростой шарик»
Этот шарик непростой,
Весь колючий, вот такой!
Меж ладошками кладем,
Им ладошки разотрем.
Вверх, вниз его катаем,
Свои ручки развиваем.
Движения соответствуют тексту.
Приложение 3
Овощи
У девчушки Зиночки овощи в корзиночке
(Дети делают ладошки «корзинкой».)
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
(Сгибают пальчики, начиная с большого.)
Наша Зина – молодец!
(Показывают большой палец.)
Фрукты
Как у нашей Зины фрукты в корзине:
(Дети делают ладошки «корзинкой»)
Яблоки и груши,
Чтоб ребята кушали,
Персики и сливы -
До чего красивы!
Посмотрите на ранет!
(Сгибают пальчики, начиная с мизинца.)
Вкуснее наших фруктов нет!
(Гладят живот.)
Фруктовая ладошка
Этот пальчик – апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас,
(Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.)
Фрукт для вас и для нас.
(Показывают ладошками вокруг и на себя.)
Соберу грибы
Я корзину в лес беру, там грибы я соберу.
Удивляется мой друг: «Сколько здесь грибов вокруг!»
(Показывают удивление, разводят руки в стороны.)
Подосиновик, масленок,
Подберезовик, опенок,
Боровик, лисичка, груздь -
Не играют в прятки пусть!
Рыжики, волнушки
Найду я на опушке.
Возвращаюсь я домой,
Все грибы несу с собой.
(Поочередно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой руки.)
А мухомор не понесу. Пусть останется в лесу!
(Большой палец левой руки отставляют, грозят ему.)
Приложение 5.
Развиваем речевое дыхание!
Во-первых, научите ребенка дуть, как сильный ветер и слабый ветерок. Дуть нужно ртом, округленными губами, плавно, а вдыхать через нос. Любое дыхательное упражнение не должно занимать более 20-30 секунд
• Сделайте из бумаги бабочку или самолетик, прикрепите на ниточку, покажите ребенку, как они будут летать, если на нее подуть. Нужно добиваться того, чтобы выдох был как можно более долгим.
• Можно тренироваться с мыльными пузырями или водой. Пусть ребенок дует в трубочку (соломинку или макаронину). Опустив соломинку в воду, можно сделать "настоящую бурю".
Приложение 6
Речевые игры для детей 6-7 лет
Игры на развитие навыков звукобуквенного анализа, формирование фонематического слуха
1) Игра «Выбери звук»
Задача: закрепить правильное произношение отдельных трудных для ребенка звуков, развить умение добавлять недостающий заданный звук в конец слова и произнести слово полностью.
Оборудование: ряды слов с одинаковым недостающим звуком в конце, предметные картинки, на которых изображены получившиеся слова.
Описание. Взрослый предлагает ребенку закончить слово звуком, выбрав подходящий из двух или трех предложенных.
Например, нужно закончить слово звуками [п] - [т] - [к]: като (к, тулу (п, биле (т, кусо (к, компо (т, Укро (п, вени (к, ма (к, ко (т, су (п, сто (п, замо (к) и т. д. Или звуками [ч] - [щ]: вра (ч, товари (щ, гра (ч, ово (щ, бога (ч, мя (ч, пла (щ, ле (щ) и т. д. Или звуками [ц] - [ч]: огуре (ц, клю (ч, зая (ц, во (ч)ь, обру (ч, колоде (ц, кала (ч) и т. д.
Слова подбираются в зависимости от произносительных возможностей ребенка: исключаются слова со звуками, которые он не может произнести правильно.
Игры на развитие слоговой структуры слова
1) Игра «Переставь слоги или звуки»
Задача: тренировать сообразительность детей, умение переставлять буквы или слоги в одном слове для образования другого, расширить словарный запас.
Описание. 1 вариант. Взрослый называет ребенку слова и предлагает поменять в них местами буквы или слоги, а затем повторить новое слово.
По мере тренировки можно играть с группой детей, когда слово с переставленными звуками или слогами загадывают водящему, а он должен его отгадать: лок - кол, мод - дом, зако - коза, бары -рыба.
2 вариант. Взрослый показывает сначала на простых примерах, что некоторые слова могут превращаться в другие, если переставить в них буквы (рос - сон, тело - лето, луг - гул, лес - сел) или слоги (ложа - жало, лыко - колы, насос - сосна). Постепенно по мере тренировки слова можно усложнить и увеличить в них количество букв.
Банка - кабан. Мышка - камыш. Волос - слово. Баян - баня. Марка - рамка. Капал - палка. Насос - сосна.
Колос - сокол. Вобла - обвал. Вилка - валнк. Майка - кайма.
Игры на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи
– Существительные
1) Игра «Скажи нужное слово»
Задача: закрепить у детей обобщающие понятия, Расширить их словарный запас.
Оборудование: мяч.
Описание. Взрослый предлагает ребенку, перебрасывая мяч, называть слова определенной группы, например: цветы, животные, имена, города. Проигравшим считается тот, кто не сможет придумать слово, когда у него окажется мяч. Называемые игроками слова не должны повторяться.
Прилагательные
1) Игра «Чей - Чья - Чье - Чьи»
Задача: тренировать детей в образовании притяжательных прилагательных от названий животных и птиц.
Оборудование: предметные картинки с изображением животных и отдельных их частей.
Описание. Взрослый показывает картинку с животным, называет его, затем задает вопрос о какой" либо части тела этого животного. Например: голова чья? - коровья; хвост чей? - коровий, следы чьи? ' коровьи и т. д.
Глаголы
1) Игра «Плавает, бегает, летает»
Задача: тренировать детей в придумывании предметов, подходящих к заданному действию. Оборудование: мяч.
Описание. Играющие стоят по кругу. Взрослый (а по мере тренировки выбранный из детей водящий) бросает мяч кому-либо из детей, называя действие. Поймавший мяч возвращает его обратно, добавляя подходящий предмет.
Например, летает - птица, самолет, ракета, лебедь, бабочка, вертолет.
– Числительные, наречия, местоимения
1) Игра «Сосчитай предметы»
Задача: тренировать детей в количественном счете предметов, правильно употребляя окончания в словах.
Оборудование: числа от 1 до 5, предметные картинки с изображением одного, двух, трех, четырех, пяти предметов; мяч.
Описание. Взрослый называет число и показывает картинку с соответствующим количеством предметов, а ребенок должен правильно назвать этот предмет в сочетании с этим числом. Например, один огурец - два огурца - три огурца - пять огурцов; одно яблоко - два яблока - пять яблок и т. д.
По мере тренировки игру можно проводить на слух, перебрасывая мяч и называя количество предметов. Например: один арбуз - пять (арбузов).
– Связная речь
1) Игра «Профессии»
Задача: научить детей составлять предложения о людях знакомых ребенку профессий.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением людей определенных профессий: продавец, повар, учитель, шофер, милиционер, строитель, парикмахер, художник, пожарник, врач.
Описание. Ребенок должен составить предложение по картине об обязанностях человека данной профессии. Например, «Шофер водит машину»; «Строитель строит дом»; «Учитель учит детей в школе».
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей «Подсказки для родителей по подготовке детей к школе»
Пожелания родителям в процессе подготовки ребенка к школе
• Занимайтесь с ребенком систематически (2-3 раза в неделю, занятия желательно проводить в одно и то же время.
• Продолжительность каждого занятия для детей 6-7 лет – не больше 30 минут.
• Рисовать (писать, читать, раскрашивать, лепить, вырезать, клеить лучше за столом. Можно 10-15 минут заниматься за столом, 10-15-минут – на коврике. Это позволяет менять позу, снимает мышечное напряжение.
• Не занимайтесь с ребенком, если он плохо себя чувствует или активно отказывается от занятий.
• Начинайте занятие с любимых или простых для выполнения заданий. Это дает ребенку уверенность в своих силах.
• Спокойно, без раздражения относитесь к затруднениям и неудачам ребенка. Не ругайте, не стыдите ребенка за неудачи.
• Подбадривайте ребенка, если у него что-то не получается. Терпеливо разъясняйте все, что непонятно.
• Обязательно найдите, за что похвалить ребенка во время каждого занятия.
• Не заставляйте ребенка многократно повторять те задания, которые не получаются. В таких случаях следует вернуться к аналогичным, но более простым заданиям.
Памятка для родителей по подготовке детей к школе
• Избегайте больших нагрузок на ребенка (несколько кружков, секций и прочих занятий).
• Не пугайте ребенка школой («Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»,«Там тебя научат как надо себя вести!» и проч.).
•Не допускайте резких изменений в жизни ребенка: во внутреннем устройстве дома, режиме дня, отмене каких-либо ранее присутствовавших развлечений ребенка, общения с прежними друзьями и проч. (во время перехода из детского сада в школу).
• С целью уменьшения трудностей в подготовке уроков, когда ребенок уже будет посещать школу – заранее (в подготовительной группе)готовьте ребенка к ним: регулярно, примерно в одно и тоже время занимайтесь какой-либо деятельностью (рисованием, лепкой, конструированием, развивающими играми и проч.). Это будет развивать усидчивость, привычку к целенаправленным занятиям и самое главное – произвольное поведение.
• Оптимизируйте свои детско-родительские отношения: необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям. Заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в его достижениях; вместе с тем – требовательности и последовательности в воспитательных воздействиях со стороны взрослых.
•Содействуйте также оптимизации отношений ребенка со сверстниками: если у ребенка возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь ребенку приобрести уверенность в коллективе сверстников.
•Постоянно расширяйте и обогащайте индивидуальный опыт ребенка: чем разнообразнее опыт ребенка, тем разнообразнее его деятельность и тем больше основания для активных самостоятельных действий, следовательно. У него больше возможностей для проверки своих способностей и расширения представлений о себе (музеи, театры, цирк, зоопарк; стихи, сказки, детские песни, мультфильмы, детское кино и проч.).
•Способствуйте развитию способности анализировать собственные переживания ребенка и результаты своих действий и поступков: всегда положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним оценивать результаты его действий, сравнивать с образцом. Находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления. При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится.
• Подумайте, что еще может оказаться необходимым Вашему ребенку и внедряйте это в жизнь, а если возникают сомнения – приходите к специалистам и консультируйтесь, даже если Вам кажется, что это того не стоит.
Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу:
1. Своё имя, отчество и фамилию.
2. Свой возраст (желательно дату рождения).
3. Свой домашний адрес.
4. Свой город, его главные достопримечательности.
5. Страну, в которой живёт.
6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
8. Домашних животных и их детёнышей.
9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.
10. Транспорт наземный, водный, воздушный.
11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
13.Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
14. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх- низ и т. д.)
15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.
16. Запомнить и назвать 6-10 картинок, слов.
17. Различать гласные и согласные звуки.
18. Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.
19. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги,
прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)
20.Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
21. Свободно считать до 20 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 20. Соотносить число предметов и цифру.Усвоить состав чисел: 2,3,4,5. Читать простейшие математические записи.
22. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).
23. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.
+❤ В Мои закладки