Опыт работы."социально-нравственное воспитание детей через приобщение к истокам народной культуры"

Тульская Людмила Викторовна

Обобщение опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument-microsoft-office-word-7-1.docx11.03 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический опыт  «Социально-нравственное  воспитание  детей дошкольного  возраста через  приобщение к истокам народной  культуры».

Уровень  опыта по степени  новизны:

 комбинации элементов известных методик, направленных на            

 интегрированный  подход в построении непосредственно образовательной и свободной   деятельности дошкольников.  Автор  стала  включила  сведения об истории и культуре России во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.. Была создана система применения методов  и  приёмов, нацеленных на социально-нравственное воспитание дошкольника.

Данный  опыт включает в себя комбинации элементов новых воспитательных технологий, предполагает использование продуктивных методов работы: КТД, проблемного, исследовательского, метода проектов.

    .Цель педагогического  опыта:  приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры на  всех  этапах  воспитания  как  ведущий  фактор  в социально-нравственном  воспитании детей дошкольного  возраста.

   Краткое  описание опыта  

    Основное  противоречие, решаемое в  этом  опыте- это  противоречие  между укладом жизни и традициями семей, в которых проживают дошкольники и требованиями общества.

Образовательный процесс осуществляется мною  с учётом возрастных, психологических

особенностей дошкольников.

В целом при ознакомлении дошкольников с  народной культурой важна системность и целостность осуществляемого образования.

  1. Интегративность видов деятельности; утверждение диалога, интегративность в качестве дидактических принципов конструирования образовательного процесса для детей дошкольного возраста по приобщению к народной культуре.

2.  Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.

 3.Опора на наглядность, эмоционально-чувственное постижение предметного мира.  

Данный  опыт включает в себя комбинации элементов новых воспитательных технологий, предполагает использование продуктивных методов работы:  проблемного, исследовательского  метода проектов.             Предметная среда должна быть рационально организована, насыщена разнообразными предметами старинного быта, «уголком ряженья», коллекцией народной куклы, наборами материалов для изготовления кукол, атрибутами народных игр.

                Были   намечены разные формы  работы  с учётом возможностей и особенностей детей  группы:

- Непосредственно-образовательная деятельность;

-  Игры;

- Викторины, конкурсы;

- Беседы (с использованием наглядного материала, схем, рисунков, фотографий);

- Целевые прогулки, экскурсии (к окружающему объекту);

- Обыгрывание различных ситуаций (правила поведения на улицах города и в общественных местах.

Все перечисленные выше методы, приемы и формы работы  позволили повысить уровень воспитанности учащихся. В итоге:

1.дети почувствовали  духовную  жизнь  русского народа через знакомство с бытом, укладом  жизни  наших  предков. У детей обогащены знания об истории, культуре и природе родного края.

2.        Познакомились с культурным наследием предков. Дети знают и  умеют  играть  в  старинные  игры. Прослеживается осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи)

3.        У детей  воспитана  гордость за свой народ, чувство любви к Родине, посеяны семена патриотизма через духовное самоопределение.

4.        Во время заучивания потешек, скороговорок, пословиц у детей развивалось внимание, память, мышление, воображение, восприятие и речь детей. Во  время  раскрашивания пасхальных  яиц, изготовления матрешек, кукол развивалась мелкая моторикарук.

5.        Были развиты  нравственные качества личности дошкольника. Дети  стали  более доброжелательнее, отзывчивее  относиться   друг  к другу  и  окружающим  их  людям.

6. Детям осознали взаимосвязь настоящего, прошлого и будущего, ощутили себя в потоке времени.  У детей сформирован интерес и потребность к посещению краеведческого музея. Они узнали, что много интересного и полезного можно узнать, посетив музеи.

7.Результатом моей работы является то, что дети умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.

Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в  произведениях изобразительного искусства

Результатом работы так же явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания. У родителей выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности за духовно-нравственное становление детей.

10.Эффективность опыта-  в ходе работы наблюдалась положительная динамика социально нравственного воспитания дошкольников через приобщение к истокам народной культуры.