«Добро и зло в сказках»

Тульская Людмила Викторовна

Внеклассное занятие по духовно-нравственному воспитанию детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dobro_i_zlo.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

«Добро и зло в сказках»

Воспитатель Л.В.Тульская.

Цель:

Воспитывать доброжелательность, умение правильно оценивать действия персонажей.

Побуждать детей к активному восприятию знакомой сказки.

Вызвать эмоциональный отклик на знакомых сказочных героев.

Формировать у детей представление о добре и зле.

Дать понять, что каждому дана свобода выбора: творить добро или зло. Учить думать, сопереживать.

Обобщить, закрепить и расширить знания детей о добрых и злых героях.

Воспитывать в детях положительные качества: взаимопомощь, дружелюбие, уважение к соперникам.

Коррекционные цели:

Воспитывать желание поступать правильно. Критически относиться к своим действиям и поступкам, учиться давать оценку поведению других и своему поведению.

Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки литературных героев.

Пополнять лексикон детей новыми словами.

Развивать навыки связной речи.

Предварительная работа: воспитатель расставляет иллюстрации, картинки сказочных героев ; кубики красного и синего цвета ; музыкальное сопровождение; теневой театр с героями сказки «Колобок».

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель:

Есть на свете страна – это сказка! 
Чудесами  полна, волшебством, 
Дети любят её – там прекрасно!
Всех чарует своим колдовством!

Воспитатель: А любите ли вы сказки?

Ответы детей.

Воспитатель: Много сказок знаете? Молодцы, назовите мне сказки и сказочных героев, которых вы знаете.

Ответы детей.

Воспитатель: Чем же отличаются сказки от других произведений?

Дети. В сказках могут говорить и звери и растения, с ними происходят необычные приключения.

Основная часть.

Воспитатель: А хотите узнать тему нашего занятия?

Ответы детей.

Воспитатель: Тогда расшифруйте её.

Ответы детей.

Воспитатель: А что вам больше всего нравиться в сказках? Добро или зло?

Ответы детей.

Воспитатель: Что всегда побеждает в сказках добро или зло?

Ответы детей.

Воспитатель: А давайте все вместе сделаем дорогу добра! Для этого надо взяться за руки и каждому по очереди назвать слово, образованное от слова ДОБРО.

Дети: 

Доброжелательный,добродушный,добродетельный,добросовестный,добросердечный,добропорядочный,добродетель,доброта,добрый.

Воспитатель: Дети, сегодня мы отправимся в путешествие по знакомым сказкам. Издавна русские люди придумывали сказки: себе на забаву, младшим на поучение. И чаще всего в них говорилось о борьбе добра со злом, и изображалось это по-разному: на примере людей, зверей или необычных существ. Но черты характера оставались неизменными.

Игра «Узнай героя и назови сказку». Узнай героя , назови сказку. Подумать, какой это герой добрый или злой и почему вы так решили.

Снежная королева, сказка «Снежная королева», Ганс Христиан Андерсен

Золушка, сказка «Золушка», Шарль Перро

Баба-Яга,сказка «Гуси - лебеди», русская народная

Дюймовочка, Сказка «Дюймовочка», Ганс Христиан Андерсен

Воспитатель: Злые персонажи, как правило, имели отталкивающую внешность, скверный характер и вредные привычки. А добрые персонажи, наоборот, имели приятную внешность, ласковый характер и хорошие манеры.

Воспитатель: «Добро» и «зло» – главные моральные понятия в жизни. Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними. Зло – это противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить и исправить.

Не допускать зла и бороться с ним – важные задачи морального поведения человека. Поэтому во всех русских сказках добро противостоит злу, каким бы страшным оно не было и побеждает его с помощью силы, смекалки, удачи.

Воспитатель: Мы немного засиделись, предлагаю провести веселую физкультминутку «Иван Царевич».

Иван-Царевич, вот герой!

Смело он вступает в бой,

Шаги на месте.

Волшебным он взмахнет мечом

И Змей-Горыныч нипочем.

Мах правой, мах левой рукой.

Сделал выпад раз и два –

Отлетела голова.

Выпады правой ногой, руки на колено, полуприсед,

Еще выпад три-четыре

Отлетели остальные.

Выпады левой ногой, руки на колено, полуприсед

Воспитатель: А теперь пришла пора поиграть в игру «Стань волшебником».

Цель: разложить, используя характеристики, красные и синие квадраты. Выяснить каких квадратов больше «добрых» (красные) или «злых» (синие) .

Воспитатель: (перечисляет характеристики. Дети выкладывают цветные квадраты на столах)

трусость,сострадание,жестокость,терпение,любовь,забота,зависть,жадность,отзывчивость.

Воспитатель: Дети, давайте посчитаем, сколько каких квадратов.

Воспитатель: Дети, каких квадратов больше!

Воспитатель: Так и в сказках добро всегда побеждает зло.

Игра «Назови лишнее слово» (словесная игра). Цель: развитие фонетического внимания.

мастерить, сооружать, ломать, создавать

храбрый, смелый, трусливый, отважный

драться, ссориться, дружить, ругаться

веселый, радостный, задорный, грустный

Воспитатель: А сейчас, предлагаю вам следующую игру «Узнай героя сказки».

Цель: Отгадать загадку и узнать сказочного персонажа. Подумать, какой это герой добрый или злой и почему вы так решили. (Воспитатель читает загадки)

Берегись болезнь любая:

грипп, ангина и бронхит.

Всех на бой вас вызывает

славный доктор (Айболит)

В ступе летаю, детей похищаю.В избе на куриной ноге проживаю.Красавица златокудрая, а зовут меня (Б. Яга)

А дорога – далека,

А корзинка – не легка,

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок. (Маша и медведь)

Дед и баба вместе жили

Дочку из снежка слепили

Но костра горячий жар

Превратил дочурку в пар

Дед и бабушка в печали

Как же их дочурку звали? (Снегурочка)

Воспитатель: молодцы все загадки отгадали. Ребята, а о ком были эти загадки?

Дети: О сказочных героях.

Воспитатель: А где живут сказочные герои?

Дети: В сказках.

Игра «Найди друзей – сказочных героев »(разложить картинки по парам)

Чебурашка – крокодил Гена,Иван Царевич – царевна лягушка,Лиса - волк

Емеля – щука,Кот в сапогах – мельник

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, в сказках какие герои побеждают добрые или злые?

Ответы детей.

Заключение.

Воспитатель: Да, в сказках и в жизни всегда добро побеждает зло. Как можно назвать взрослых, детей, героев сказок, фильмов, мультфильмов, которые приходят на помощь другим?

Ответы детей. Добрыми, сердечными.

Воспитатель: Дети, наше занятие подошло к концу, давайте скажем всем большое спасибо, возьмемся за руки и пожелаем друг другу добра. (Песня В. Шаинского «В мире много сказок»)