Главные вкладки
Школьный музей Финно-Угорской культуры
Здесь можно ознакомиться с программой и экспозициями школьного музея ФУК. Сайт http://museum.pitlar-oz.ru/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_muzeya_2019-2020_god.doc | 97 КБ |
shkolnyy_muzey_forma_vospitatelnoy_raboty.docx | 20.82 КБ |
muzeynoe_delo_5-6_1.doc | 126 КБ |
na_sayt.docx | 2.24 МБ |
parta_geroya_rodyamov_oleg_aleksandrovich.pptx | 2.87 МБ |
gosti_v_muzeefuk.docx | 982.37 КБ |
na_pedsovet.docx | 20.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Питлярская средняя общеобразовательная школа
«Образовательный центр»
«УТВЕРЖДАЮ» «УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ ПСОШ «ОЦ» Замдиректора по ВР
_______________________ __________________
Н.А. Горнова Н.С. Трушникова
« » _________2019г. «__» _________2019г.
ПЛАН РАБОТЫ
школьного музея
ФИНО-УГОРСКОЙ КУЛЬТУРЫ
на 2019-2020 учебный год
Составитель: учитель КНЯ
Серасхова Эльвира Прокопьевна
с.Питляр,2019
ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ ФИНО-УГОРСКОЙ КУЛЬТУРЫ
на 2018-2019 учебный год
Цель работы школьного музея: Формирование общей культуры личности на основе воспитания национально-патриотических, духовно-нравственных и гражданских качеств учащихся на основе восстановления исторических, культурных традиций прошлого и современности родного края, народов фино-угорской культуры.
Задачи:
- создание оптимальных условий для педагогов и учащихся в использовании материалов музея при обучении и воспитании подрастающего поколения.
- воспитание у школьников чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за ее прошлое, стремление участвовать в созидательной деятельности;
- углублять и расширять знания учащихся по истории родного края, развивать творческие способности и умения самостоятельно добывать знания, приобщать школьников поисково-исследовательской деятельности;
- пополнение музейных фондов подлинными предметами старины;
- создание и оформление стендов и экспозиций по истории школы, краеведению;
- использовать материалы музея в учебно-воспитательской работе школы.
Принципы работы школьного музея:
- Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом. Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея.
- Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приёмов и форм учебной и внеурочной работы, музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, и др.
- Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея.
- Связь с общественностью, с тружениками села и ветеранами труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда.
- Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиции, проведении экскурсий, и во всей деятельности музея.
- Строгий учёт, правильное хранение и экспонирование собранных материалов. Организация постоянных связей с государственными музеями и архивами, их научно-методическая помощь школьным музеям.
Виды работы:
• Обучение экскурсоводов;
• Поисковая работа - оформление тематических выставок;
• Проведение экскурсий для учащихся школы, детей ДО;
• Проведение уроков на базе материалов школьного музея;
• Знакомство с музеем родителей, гостей школы;
• Разработка тематических экскурсий;
• Участие в проведении школьных праздников.
Перспективный план работы школьного музея ФУК на 2019-2020 уч. год
№ | Содержание работы музея | Сроки | Ответственный |
1.Организационные мероприятия | |||
1 | Составление плана работы на учебный год | Сентябрь | Руководитель музея |
2 | Работа с документацией, с архивами | В течение года | Руководитель музея |
3 | Участие в совещаниях, заседаниях Совета музея | В течение года | Руководитель музея |
4 | Выборы Совета музея, актива учащихся, распределение обязанностей | Сентябрь октябрь | Руководитель музея |
5 | Составление отчетов о проделанной работе за 2019-2020 учебный год | До 31 мая | Руководитель музея |
6 | Научно-экспозиционная работа оформление стендов, стеллажей. | В течение года | Актив школы Рук. музея |
2.Работа с фондом музея | |||
1 | Учет и хранение имеющихся экспонатов музея | постоянно | Руководитель музея |
2 | Инвентаризация музейных фондов | В течение года | Руководитель музея |
3 | Формирование фонда этнографической направленности | В течение года | Актив школы Рук. музея |
3. Организация экскурсий в музее школы | |||
1 | «История о школьном звонке» | октябрь | Актив школы |
2 | «Школьный музей – хранитель истории и культуры родного края» | октябрь | Актив музея Рук. музея |
3 | История одного предмета: «Тут сун», «Онтап». Проведение мастер-классов ко дню матери | ноябрь | Актив музея Рук. музея |
4 | «Защитники Отечества» Книга памяти | февраль | Актив музея Рук. музея |
5 | «Игрушки народов Севера» Проведение мастер-класса для дошкольного отделения | март | Актив музея Рук. музея |
6 | «Быт и традиции народа ханты» | апрель | Актив музея Рук. музея |
7 | Этот день мы приближали, как могли… | май | Актив музея Рук. музея |
8 | История школы «Ты нас растила, ты нас учила Родину любить» | май | Руководитель музея |
4. Просветительская работа | |||
1 | Проведение музейных уроков по географии ЯНАО, родной литературы, краеведению | В течение года | Учителя-предметники |
2 | Международный день толерантности «Викторина» | ноябрь | Руководитель музея |
3 | Научно-практическая конференция | декабрь | Учащиеся школы Учителя-предмет |
4 | «Литературная гостиная» писатели Ямала | январь | Рук. музея Актив музея |
5 | Участие в краеведческих конкурсах, викторинах, олимпиадах | В течение года | Учащиеся школы |
6 | 18 мая – день музеев. | май | Рук. музея Актив музея |
5.Поисковая работа | |||
Работа по сбору подлинных старинных предметов | В течение года | Учащиеся школы | |
Участие в ЭК экспедиции «Живая вода» | В летнее время | Учащиеся школы | |
Сбор информации у старожилов об истории села, школы, интересных людях… | В течение года | Учащиеся школы | |
Сбор материалов об учителях, выпускниках, по краеведению, о ВОв | В течение года | Учащиеся школы | |
6.Издательская деятельность | |||
1 | Составление буклета по школьному музею о проводимых мероприятиях | Май-июнь | Руководитель музея |
2 | Работа в СМИ | В течение года | Руководитель музея |
3 | Пополнение сайта школы | В течение года | Руководитель музея |
Руководитель школьного музея:
учитель Культуры народов Ямала
Серасхова Эльвира Прокопьевна
Предварительный просмотр:
ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ
КАК ФОРМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Серасхова Э.П.
руководитель школьного музея ФУК
Музей в образовательном учреждении создаётся «в целях воспитания, обучения и социализации обучающихся». Школьный музей призван формировать устойчивый интерес к приобретению новых знаний по истории родного края, воспитывать желание и готовность к самостоятельному изучению истории родного края, формировать умения исследовательской работы с краеведческой литературой, архивными материалами, письменными и устными источниками. Только музей оказывает эмоциональное, информационное воздействие, может приобщить учащихся к материальным, культурным, духовным ценностям родного края, осуществить патриотическое воспитание на примерах героической борьбы, подвигов, служения стране.[2]
Только в музее исторические знания смогут преобразоваться в убеждения. В музее информация приобретает наглядность, образность и активизирует визуальное мышление, становящееся эффективным средством преемственности культуры.
Музей образовательного учреждения является уникальной точкой преломления культуры и образования.
Задачами школьного музея являются:
-Воспитывать чувство патриотизма - такого «социального чувства, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины».
-Сохранить для воспитанников и потомков подлинники, первоисточники, музейные предметы, представляющие историческую, художественную или иную ценность.
-Способствовать внедрению музейного материала в учебный процесс.
-Преобразовать музейный предмет в средство информационного и эмоционального восприятия минувших эпох.
-Способствовать включению учащихся в социокультурное творчество, поисково-исследовательскую деятельность по изучению, восстановлению истории малой Родины.
-Способствовать формированию духовных ценностей.
Для создания школьного музея необходим ряд условий:
собранные и зарегистрированные музейные предметы; музейный актив; помещение и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов; музейная экспозиция; Устав (положение) музея, утверждённое органом самоуправления и руководителем образовательного учреждения. Эта работа заняла не менее двух лет. Сейчас музей работает в обычном режиме и стал в школе необходим.
Многие учителя в своей урочной и во внеурочной деятельности всё чаще обращаются к проблеме использования краеведческого материала с целью формирования знаний, умений и ценностных ориентаций, развитию творческих способностей, воспитания уважения к культуре и истории родного края. Академик Д.С. Лихачёв говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит памяти о них… - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».[2]
Если рассматривать музей как центр музейно-педагогической работы, который берет на себя задачу «омузеивания» образования, то следует, во-первых, признать его ответственность за создание в школе эстетически значимой и эстетически воспитывающей среды. [2]
Одной из задач нашего музея стало комплектование и предоставление в распоряжение учителей-предметников или педагогов дополнительного образования фонда наглядных пособий (предметы музейного значения, копии, муляжи, иллюстративные материалы и пр.), организованных по типу «музей в чемодане».
В заключение отмечу, что интеграции в учебно-воспитательный процесс придает музею более высокий статус. Музей на деле становится важной составляющей школьной жизни и импульсом для личностно ориентированного образования и воспитания детей в атмосфере творчества.
Происходит значительное оживление краеведческой работы. Появились, казалось бы, навсегда утраченные направления краеведческих исследований, новые темы.
В качестве особенно актуальных следует выделить три направления: семья, школа, родной край. [1]
Тема семьи является главной в краеведческой работе школы, особенно если учитывать, что многие годы это направление краеведческой деятельности находилось если не в полном забвении, то в основательном небрежении. Сегодня чрезвычайно актуально внедрить в жизнь семьи элементы музейной культуры, оказывать помощь в формировании семейных коллекций, домашних архивов, благодаря чему могла бы воспитываться любовь к родному дому. Назовем основные темы, получили развитие в рамках "семейного направления" краеведческих исследований:
Родословное древо.
Семейные реликвии и предания.
Судьбы семьи в судьбе страны.
Семейный архив.
Школа
Родной край
Важное направление работы музея – работа с активом музея. Главное, ради чего создается школьный музей, - дети: их обучение и воспитание, развитие и социализация, а все традиционные музейные функции, включая комплектование, хранение, изучение, популяризацию коллекций, в школьном музее подчинены этому принципу. Организованы занятия с экскурсоводами, конкурсы на лучшую подпись под снимком, лучший заголовок для выставки. Проводятся конкурсы учебно-исследовательских работ учащихся (именно музеем, в дополнение к прочим конкурсам), конкурсы мини-проектов. Работаем с письмами, которые приходят в школу (поиск бывших односельчан, воспоминания, уточнение каких-то фактов и т.д.). Проектный метод вообще является одним из новых и перспективных с точки зрения включения потенциала музея в образовательно-воспитательный процесс. В любом случае проектная деятельность направлена на активизацию учащихся, развитие их творческой инициативы и умения самостоятельно добывать знания, в частности в процессе работы с первоисточниками.
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования. Развивает сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
Библиографический список
- Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений (приложение к письму Минобразования России от 12.03.2003 N 28-51-181/16). – Пермь, 2007.
- Усков С.В., Юхневич М.Ю. Школьный музей как форма воспитательной работы. – Тотьма, 2008.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПИТЛЯРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР»
Рассмотрено на педагогическом совете: Протокол №1 от 31.08.2017 г. | Согласовано Замдиректора по восп-ю и соц-ю ___________Н.С.Трушникова | Утверждено: Директор школы ________________Н.А.Горнова |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Музейное дело»
5-6 класс
Срок реализации – 1 год
Возраст обучающихся: 10-13 лет
Составитель: учитель, Серасхова Э.П
с.Питляр 2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музейное дело» для 5-6 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010 № 1897
Реалии современного общества побуждают педагогов включаться в социально-педагогическую деятельность, направленную на поиск возможностей модернизации образовательных систем. Такая ситуация предполагает создание педагогами различных образовательных технологий, максимально согласованных с целями развития образования и индивидуальными особенностями обучающихся.
Структура и содержание образовательных программ строятся таким образом, чтобы учитывать вариативную составляющую стандарта. Одно из возможных направлений педагогических инноваций – краеведческая и поисковая работа, связанная с деятельностью школьного музея и технологией «музейная педагогика».
Музейная педагогика дает возможность осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности, раскрывать значимость и практический смысл изучаемого материала, пробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку.
Уникальная среда школьного музея позволяет интегрировать содержание, формы организации общего и дополнительного образования, формировать предметные, межпредметные и ключевые компетенции школьников, развивать навыки межличностной коммуникации, расширить образовательное пространство школы через привлечение ресурсов окружающего социума.
Современному обществу нужен не просто грамотный исполнитель, а человек, способный к самообразованию, к самостоятельному приобретению информации, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой мышления, умеющий принимать верные решения, стремящийся к совершенству.
Насущным требованием становится утверждение в сознании обучающихся необходимости гармонии личных и общественных отношений, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к духовно-культурным ценностям и традициям, причастности к общечеловеческим проблемам. Осмысление этих требований, анализ результатов учебно-воспитательного процесса позволяют определить цель школы и выбрать правильное направление в ее развитии, установить стратегический и технологический уровни развития школы, а также уровень личностных контактов с учетом требований гуманизации образовательного процесса.
Одним из ярких явлений отечественной культуры и образования, эффективных средств обучения и воспитания подрастающего поколения является школьный музей. Школьный музей – это, по сути, универсальный общественный институт, сочетающий в себе признаки и функции исследовательского учреждения, общественного объединения, детского клуба по интересам, творческой мастерской, обладает поистине неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на разум и чувства ребенка.
Ключевой идеей является создание оптимальных условий для формирования гармонично развитой, социально активной, подготовленной к жизни в поликультурном обществе личности через технологию «музейная педагогика». Школьный музей поможет оживить учебный процесс, приобщить детей к истории малой Родины, а значит и Отечества, обучить навыкам исследовательской работы, способствует сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций, учит навыкам участия в диалоге культур.
Данная программа направлена на приобщение детей к историческому прошлому и настоящему родного края, посёлка, школы, что имеет большое воспитательное значение. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперёд. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины.
Школьный музей своей программой вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и поможет воспитать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскроет истинные ценности семьи, историю героического прошлого народов России.
Ребёнок, подросток, который будет знать историю своего посёлка, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Школьный музей создаёт особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств.
Актуальность программы.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения.
Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно – ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно – исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, идёт процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями.
Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему, гордости за его прошлое и настоящее. Задачи, воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать и школьный музей, так как он является хранителем бесценного фонда исторического наследия.
Цель:
-Формирование личности обучающегося как достойного гражданина России, хранителя и носителя духовных ценностей и традиций родного народа.
Задачи:
1.Вовлечение учащихся в организацию поисково-исследовательской работы.
2.Развитие умения работать с различными источниками информации: периодическими изданиями, научно-популярной, краеведческой, исторической, художественной литературой.
3. Формирование навыков работы с архивными документами.
4. Развитие навыка самостоятельного исследования материала, подготовки рефератов на предложенную тему.
5. Обучение методикам проведения экскурсий в школьном музее.
6. Развитие устной и письменной речи учащихся через умение строить диалог во время беседы, навык образного монологического рассказа, умение правильного оформления собранного материал.
В процессе обучения у учащихся происходит:
- Формирование представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально – нравственных ценностей;
- Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;
- Воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии
Актуальность курса заключается в необходимости обучения школьников
основам музейного дела.
Это связано:
- во-первых, с необходимостью знать и уважать своё прошлое, прошлое своей школы, района, края;
- во-вторых, с умениями распознавать и описывать музейные экспонаты, что развивает практические умения и навыки, которые могут пригодиться не только в хранении семейных архивов, но и в будущей профессии;
- в-третьих, навыки исследовательской работы позволят легче адаптироваться в получении дальнейшего образования;
- в-четвёртых, выступления перед аудиторией и опросы респондентов развивают коммуникативные навыки, что, бесспорно, помогает в скорейшей социализации личности.
Ожидаемые результаты.
- появится интерес к истории своего Отечества и родного края
- у учащихся школы появится уважительное отношение к старшему поколению.
- укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни.
- обучающиеся получат знания по основам экскурсоводческой деятельности, навыки общения с аудиторией, навыки работы с историческими и литературными источниками.
При составлении программы курса учитывались такие моменты, как:
- направленность основной образовательной программы общего образования на формирование личности каждого школьника, владеющей творческими компетенциями, способной к успешной интеграции в современном обществе и к достойному выбору собственной жизненной и профессиональной позиции,
- требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования,
- системно – деятельностный подход как методологическая основа ФГОС,
- положение о единстве и взаимосвязи всех видов музейной деятельности,
- принципы: любой обучающийся должен хотя бы в общих чертах знать историю и теорию музейного дела, обладать навыками и умениями для ведения экспозиционной, собирательской, учетно - хранительской и просветительской работы, иметь целостное представление картины мира, максимальную ориентацию на творческое начало в любом виде деятельности, умения применять полученные знания на практике,
- четкое осознание позиции актуализации школьного музея как открытой системы, его специфики, связанной с тем, что он входит в структуру школы, отвечает ее потребностям, а потому правомерность существования и эффективность деятельности школьного музея определяются:
во-первых, степенью включенности в его работу учащихся,
во-вторых, использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе всеми участниками образовательного процесса.
Программа рассчитана на 102 часов для обучающихся 5 – 7 классов. Данный курс предполагает как теоретические, так и практические занятия в течение пяти лет, которые включают тематические и обзорные экскурсии по экспозициям школьного музея, организацию и проведение внеклассных мероприятий на базе школьного музея.
Программа включает в себя проведение индивидуальных и групповых занятий по организации поисковой работы, исследовательской деятельности, оформлению и представлению ее результатов.
Объём программы 70 часов, которые распределяются следующим образом:
5 класс – 35 часа,
6 класс – 35 часа.
Методы обучения
- Словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации.
- Наглядный – просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций и выставок музея.
- Поисковый – сбор информации по интересующей теме.
- Исследовательский – изучение документальных и вещественных предметов из фондов школьного музея для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности.
Содержание программы.
1. Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе.
История возникновения музейного дела. Социальные функции музея, типы и профили музея, принципы работы. Знакомство с положением о школьном музее. Предметность и наглядность в школьном музее. Знакомство с экспозициями школьного музея. Знакомство с организацией и содержанием туристско - краеведческой работы в школе. Основные направления деятельности школьного музея.
2. Фонды музея. Научная организация фондовой работы.
Научная организация фондовой работы. Музейный предмет как источник научных знаний. Типы и группы музейных предметов. Музейные предметы и научно – вспомогательные материалы. Состав и структура фондов музея.
Виды фондовой работы. Изучение фондов как основы всех направлений музейной деятельности. Научное определение, классификация и систематизация музейных предметов.
Изучение законодательных и нормативных документов о музейном фонде, о порядке сбора, учёта и хранения музейных предметов.
Знакомство с составом и структурой фондов школьного музея. Знакомство с приёмами определения, классификации и систематизации типовых предметов с использованием определителей музейных коллекций.
3. Поисково-исследовательская работа.
Разработка поиска по теме «История пионерской организации в школе»
Проведение поиска по конкретной теме:
- сбор экспонатов, связанных с историей пионерской организации в школе;
- сбор информации о последних пионерах школы;
- обработка и систематизация собранных материалов;
- организация научно-исследовательской работы;
4. Учёт и хранение фондов
Задачи учётно – хранительской работы. Инвентарная книга. Заполнение инвентарной книги. Шифровка. Оформление шифра экспонатов. Приём и выдача предметов.
Вспомогательные картотеки:
а) книга записи воспоминаний
б) книга фотофиксаций
в) журнал приёма исторических памятников
г) журнал учёта газетных материалов
д) книга фиксации переписки музея с выпускниками и общественными организациями
Научное определение и описание предметов. Организация хранения. Общие требования к обеспечению сохранности предметов в экспозиции и фондах.
Проведение инвентаризации, шифровки и первичной научной обработки собранной в ходе поиска коллекции.
5. Экспозиционная работа.
Знания о требованиях к экспозиции. Сбор материалов для экспозиций (поисковая работа). Подборка текстового материала к экспозициям. Оформление экспозиций. Составление текстов экскурсий по созданным экспозициям. Проведение экскурсий по заявкам классов.
6. Подготовка и проведение музейной экскурсии.
Повторение основных принципов подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно-просветительной работы. Экскурсия и лекция. Объекты экскурсии. Принципы экскурсионной методики.
Типы и виды экскурсий. Разработка тематики экскурсий в соответствии со структурой экспозиции, задачами учебно-воспитательной и культурно-массовой работы.
Учёт образовательных и возрастных особенностей экскурсоводов и экскурсантов. Пути использования и проведения экскурсий в учебной, воспитательной и культурно-просветительной работе школы.
Порядок подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. Тема и цель экскурсии. Тема и структура содержания. План экскурсии. Формулировка цели. Познавательные и воспитательные функции. Распределение нескольких экскурсионных тем и их прослушивание. Составление плана каждой экскурсии.
Экскурсионные методы и приёмы. Взаимодействие методов во время экскурсии. Метод показа. Обязательное сочетание показа с рассказом. Приемы сравнения и мысленной реконструкции. Метод рассказа. Требования к языку экскурсовода. Прием цитирования в рассказе. Метод беседы, его варианты и условия использования.
Отработка на экспозиции методики проведения показа и анализа группы экспонатов, использования приемов демонстрации сравнения экспонатов, констатации фактов, цитирования, мысленной реконструкции событий.
Составление вопросника и проведение тематической беседы в ходе экскурсии. Проведение экскурсий разных типов: экскурсия-лекция; экскурси в фотографиях; обзорная экскурсия.
Тематическое планирование на 2019-2020 учебный год
№ | Темы занятий | Виды деятельности | Количество часов | 5 класс | 6 класс |
1. | Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе. | Знакомство с музеями разных профилей по кино – фото материалам, литературе | 5 | 2 | 2 |
2. | Фонды музея. Научная организация фондовой работы. | Заочное знакомство с музеями с.Овгорт, г.Салехард, с.Мужи | 6 | 3 | 3 |
3. | Поисково – исследовательская работа. | Знакомство с организацией, тематикой и направлениями деятельности школьного музея. | 30 | 15 | 15 |
4. | Учёт и хранение фондов. | Изучение документов о порядке сбора, учета и хранения музейных экспонатов, работа с определителями и каталогами музейных коллекций. | 10 | 5 | 5 |
5. | Инвентаризационная работа. | Проведение инвентаризации в школьном музее. | 9 | 4 | 5 |
6 | Экспозиционная работа: музейные экскурсии. | Разработка и проведение экскурсии по конкретной теме (сбор материала, проведение экскурсий) | 10 | 5 | 5 |
Итого | 70 | 35 | 35 |
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
1.Материально-техническое оснащение музея и его экспонаты:
проектор – 1, компьютер – 1, экран – 1, видеомагнитофон – 1, телевизор – 1.
- Разделы экспозиций школьного музея ФУК:
1.Этнография финно-угров
2.Предметы быта и ремесла народа ханты
3.Археология (Питлярское городище, Усть-Войкарское городище)
4.Геральдика финно-угорских народов
5.Игры и игрушки народа ханты
2.Документация музея.
- паспорт музея,
- книга учета поступления музейных экспонатов, книга учета посещений и отзывов
- акт приемки предметов на постоянное пользование,
- план работы музея.
3.Интернет – ресурсы.
Календарно - тематическое планирование
Внеурочная деятельность: « Музейное дело»
5-6 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе. | 10 | ||
1 | История возникновения музейного дела. | ||
2-3 | Социальные функции музея, типы и профили музея, принципы работы. | ||
4 | Знакомство с положением о школьном музее. Профили школьных музеев | ||
5-6 | Предметность и наглядность в школьном музее. Знакомство с экспозициями школьного музея. | ||
7 | Знакомство с организацией и содержанием туристко - краеведческой работы в школе. | ||
8 | Основные направления деятельности школьного музея. | ||
9 | Фонды музея. Научная организация фондовой работы. | ||
Поисково-исследовательская работа. | 20 | ||
10- | Разработка поиска по теме «Кувл», «Онтап», «Средство передвижения коренных народов Ямала». Работа над темой | ||
11-12 | Проведение поиска по конкретной теме: «Заклички у северных народов». Работа над темой | ||
13 | Запись и оформление исследовательской работы | ||
14-15 | Сбор экспонатов, связанных с историей школы. | ||
16-17 | Сбор информации, обработка и систематизация собранных материалов. | ||
Учёт и хранение фондов. | 5 | ||
18 | Задачи учётно – хранительской работы. | ||
19 | Музейный предмет как источник научных знаний. | ||
20 | Типы и группы музейных предметов. | ||
21 | Шифровка. Оформление шифра экспонатов | ||
22 | Приём и выдача предметов | ||
Экспозиционная работа. | 10 | ||
23 | Требования к экспозиции. | ||
24-26 | Сбор материала для экспозиций | ||
26 | Подборка текстового материала к экспозиции | ||
27 | Оформление экспозиции | ||
28 | Составление текста экскурсии по созданной экспозиции. | ||
Подготовка и проведение музейной экскурсии. | 10 | ||
29-30 | Основные принципы подготовки и проведения экскурсий в школьном музее: | ||
31 | Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно-просветительной работы. | ||
32 | Типы и виды экскурсий. | ||
33 | Порядок подготовки и проведения экскурсий в школьном музее для детей ДО и школьников | ||
34 | Защита проектной работы. |
Литература.
1. Горшкова Г.И. Музей образовательного учреждения. Документы, рекомендации, библиография. – Архангельскск, изд-во Архангельского областного института переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2004. – 94с.
2. Ланкова Н.М. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учеб.-метод, пособие. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224с.
3. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: культурно-образовательная деятельность музеев. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 85с.
4. Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников: Первые шаги в мир культуры: Учеб.-метод. пособие. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 160с.
5.Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 2004. – 216с.
6. Хитьков Н.А. Школьный музей, его назначение и организация. – Киев, 1915.
7. Юхневич М.Ю. Педагогические, школьные, детские музеи дореволюционной России: Метод. Пособие. – М.,1990.
8.О деятельности музеев образовательных учреждений.
Письмо МО России №28 – 51 – 181/16 от 12.03.2003 г.- Российский вестник детско-юношеского туризма и краеведения, №2 (46)
9.Шляхтина Л.М., Фокин С.В. «Основы музейного дела» - СПБ,2000
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Родямов Олег Александрович
Принимал участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики. Погиб 19 января 1995 г. Награждён орденом Мужества (посмертно). Похоронен в с. Питляр Шурышкарского района.
Имя героя не забыто. В нашей школе есть доска памяти, где высечено его имя. 19 января 2020 года исполняется 15 лет, как погиб Олег Александрович в Чеченской войне. Открытие «Парты Героя» именем Родямова Олега Александровича для нас знаменательное событие в год Памяти и Славы
«ПАРТА ГЕРОЯ» Родямов Олег Александрович
Окружной конкурс «ПАРТА ГЕРОЯ. 75 лет ПОБЕДЫ. ЯМАЛ» подготовили учащиеся 5 класса Вылко Николай Серасхова Полина Сибарев Николай Руководитель: Серасхова Эльвира Прокопьевна
Предварительный просмотр:
Гости в музее
21 февраля в школьный музей посетила гостья, выпускница нашей школы, а ныне сотрудник «Обско-угорского института прикладных исследований и разработок» г. Ханты-Мансийска кандидат филологических наук Шиянова (Сязи) Анастасия Антоновна. Провели экскурсию по музею. Была восхищена коллекцией музейных экспонатов и подарила музею уникальные книги: Петр Хатанзеев «Ханты книга» (1930г.), Т. Собольникова «Занимательная археология». Анастасия Антоновна посетила урок родного языка в 8-9 классе. Передала методические пособия и учебники по родному (хантыйскому) языку учителю родного языка Серасховой Э.П. А мы надеемся на дальнейшее сотрудничество с Обско-угорским институтом, в частности с Анастасией Антоновной.
День родного языка
21 февраля – международный день родного языка. Международный день родного языка был провозглашен Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1999 года и отмечается каждый год с февраля 2000 года для содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию. Одним из приоритетных направлений в политике автономного округа является сохранение и развитие родного языка народов Ямала. В рамках развития данного направления создана сеть инновационных площадок, что будут способствовать осознанию того, что знание родного языка, культуры и традиций своего народа является ценным и полезным. Учащиеся нашего образовательного центра тоже присоединились к образовательной акции «Фронтальный диктант» и писали диктант на хантыйском языке по произведению Романа Ругина «Сумат ал»
Серасхова Э.П.
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей через музейное пространство
Школьный музей – это и средство развития и трудовая мастерская. Одним словом, он представляет собой многогранный образовательный ресурс, который дает простор не только для учебной, но и творческой, проектной внеучебной деятельности.
Специфика нашего школьного музея ФУК в том, что это музей особого типа, он является, во-первых, образовательным музеем, где задачи обучения и воспитания, в том числе во внеурочное время, имеют решающее значение, и, во-вторых, адресным музеем, для которого приоритетной является детская аудитория. Только в школьном музее может быть наиболее последовательно воплощена идея сотворчества учащихся, учителей и родителей.
Цель музейной педагогики: создание условий для развития личности путем включения
её в многообразную деятельность музея. Поэтому на сегодняшний день её рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Выделены следующие задачи музейной педагогики:
- воспитание любви к родному краю и людям;
- формирование самосознания, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
- развитие творческих и организаторских способностей;
- формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
- формирование у дошкольников представления о музее;
- развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
- формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
- развитие речи и расширения словарного запаса;
- воспитание любви к природе родного края и стремление к ее сбережению;
- воспитание культуры поведения.
Сегодня краеведение – это одно из основных направлений в работе МБОУ-Питлярская СОШ «Образовательный центр.
Разработана программа «Музейная педагогика в системе обучения и воспитания» МБОУ ПСОШ «ОЦ» на 2018-2020 гг. этнокультурной направленности, которая включает в себя работу школьного музея финно-угорской культуры. Учителям-предметникам сдать темы по музейной педагогике для внесения в программу. Также разработаны Программы по внеурочной деятельности «Музейное дело» для 5-6-7 классов, «Северный край» для 3-7 классов.
Введение этнокультурного компонента в образовательный процесс в нашем центре позволяет обновить содержание образования на основе сохранения и развития ценностей родной культуры, повысить эффективность духовно-нравственного воспитания личности, определить сущностные характеристики ценностных основ организации жизни сельской школы.
Как руководитель музея участвовала в дистанционном вебинаре на тему: «Школьный музейный ресурсный центр как средство духовно-нравственного воспитания школьников в условиях реализации требований ФГОС» 2017 году. Приняла участие в районном семинаре на тему: «Реализация интеллектуально-образовательных технопарков в Шурышкарском районе» - выступление «Школьный музей – одна из форм воспитания духовно-нравственной личности» 24 ноября 2017г. с.Мужи.
Дети в основном работают над исследовательскими и творческими проектами. Также помогают разрабатывать экскурсионные мероприятия для дошкольников, младших школьников. Учатся быть экскурсоводом. Поэтому часто приходится искать тот или иной материал прибегая к музейным фондам.
Учащиеся принимали участие в различных мероприятиях по плану работы музея ФУК за 2017-18 учебный год:
Всероссийского конкурса исследовательских и творческих работ «Моя Россия» Диплом победителя II степени Серасхов Валерий;
Всероссийский фотоконкурс «Дети России-2018» - многообразие культур народов России через национальный костюм» Хартаганова Юлия 8 кл.;
За участие в межмуниципальном конкурсе ДПИ «Ты, я, он, она – народов большая семья» в рамках проекта «Цвети земля, Ямал!» Салехард, 2017г. Благодарности Позднякова Ж., Серасхова А.;
Районная конференция: выставка инновационных проектов – макет
«В стойбище - времена года» август 2017 г.;
Участие в муниципальном творческом конкурсе «Мой Шурышкарский» приказ № 711 от 20 ноября 2017 года: Накова Екатерина 9 кл. - 2 место, Ребась Карина 7 кл.- 2 место, Возелов Иван 6 кл. – 3 место, Позднякова Евгения 5 кл. – 2 место
Участие в школьной научно-практической конференции «Шаг в науку» проект «В стойбище - времена года» Позднякова Евгения – 2 место;
Музейная экскурсия для детей дошкольников на тему «История одного предмета - онтап» ноябрь 2017 посвященная дню матери.
День открытых дверей «Квест-игра «Travel-расследование по музейному залу» для родителей и гостей школы, апрель 2018.
…Пусть дети ни минуты не чувствуют себя гостями или простыми исполнителями. Работа в музее в основном практическая. И очень ценно, что результат труда всегда виден, а это не может не мотивировать на дальнейшую творческую деятельность. Здесь важен принцип делегирования полномочий преподавателя ученику. Это и контроль за собственной деятельностью, и опосредованная помощь ученику для выхода из затруднительного положения.
Специфика школьного музея позволяет представить в экспозиции практически все что угодно (в рамках возможностей школы, конечно). Выставочная тематика зависит от фантазии руководителя и актива музея, в первую очередь самих детей. Поэтому в музее можно проводить внеучебную деятельность, интегрируя ее не только с школьным предметом.
Можно сказать, что приобретенные в ходе музейной деятельности знания и навыки будут полезны школьникам, какую бы профессию в будущем они ни избрали.
Рук. Школьного музея ФУК
Серасхова Э.П.